М.: Академия Москва, 1998. — 240 с.Пособие содержит теоретический, музыковедческий, методический материал, раскрывающий основы работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка.От Авторов
: Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.
В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.
Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.Значение музыки в воспитании детей
(О. П. Радынова)
Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей
Характеристика музыкальных способностей
Развитие у детей музыкальных способностей
Развитие способностей в музыкальной деятельности
Контроль за развитием музыкальных способностей
Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)
Методы и приемы музыкального воспитания детей
(О. П. Радынова)
Педагогические методы
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания
Музыкально-дидактические игры и пособия
Музыкальная деятельность детей
Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)
Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене)
Развитие у детей музыкального восприятия
(О. П. Радынова)
арактеристика музыкального репертуара
Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия
Детское музыкальное исполнительство
Пение (А. И. Катинене)
Ритмика [музыкально-ритмические движения] (М. Л. Палавандишвили)
Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Детское музыкальное творчество
Песенное творчество
Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)
Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Музыкально-образовательная деятельность
(А. И. Катинене, О. П. Радынова)
Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей
Методы и приемы формирования знаний о музыке
Формы организации музыкальной деятельности детей
(О. П. Радынова)
Общая характеристика
Занятия
(О. П. Радынова)
Виды музыкальных занятий
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Фронтальные занятия
Музыка в повседневной жизни детского сада
(М. Л. Палавандишвили)
Роль и место музыки в быту детского сада
Музыка и физкультура
Музыка и развлечения
Музыка и праздник в детском саду
Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей
(О. П. Радынова)
Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя
Функции музыкального руководителя и воспитателя
Словарь музыкальных терминов
Литература
Деятельность - это активный процесс овладения общественым опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Пение (один из видов исполнительской музыкальной деятельности) способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию и т. д.
Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми, приобщения к мировой музыкальной культуре. Доступность музыкальной деятельности восприятия уже в первые дни жизни ребенка позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства. Г_ Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребенок осваивает определенные действия: практические, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Познание музыкального искусства ввиду специфики музыки осуществляется через эмоциональное ее восприятие. Познание музыки не ограничивается эмоциями. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую или творческую деятельность детей, протекающую как во внутреннем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.
В то же время в развитии музыкальных способностей, формировании начал музыкальной культуры различные виды музыкальной деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или в игре на музыкальных инструментах; чувство ритма - в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах , в пении; ладовое чувство - в процессе восприятия музыки, в пении и т. д. Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Как уже отмечалось, восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.
Сложившиеся в процессе восприятия музыкального произведения представления о его характере, изменении настроений, наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых они переданы, помогают ребенку найти внешние действия, адекватно выражающие музыкальный образ.
В исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) ребенок под руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы передачи, воплощения музыкального образа. В результате этого сложившиеся первоначально, в процессе восприятия музыки, представления о ней уточняются и углубляются. Таким образом, различные виды музыкальной деятельности (в данном случае восприятие и исполнительство) взаимообогащают друг друга. Аналогично проявляется взаимосвязь внутренних и внешних действий в творческой деятельности - в результате поиска способов воплощения замысла, поставленной перед ребенком творческой задачи углубляется восприятие музыки, пополняется арсенал исполнительских умений.
В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки - это творческий процесс. Исполнительство требует сочетания репродуктивных и творческих действий. Творчество детей основано на освоении определенного арсенала исполнительских умений и навыков, а также опыте комбинирования, переноса, применения их в новых ситуациях.
§ 2. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности дошкольников, сравним их с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.
Б. В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.
Сочинение музыки (творчество) является первичным видом музыкальной деятельности взрослых, определяющим все другие виды - исполнительство и восприятие. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей.
Исполнитель - посредник между композитором и слушателем. Он творчески воспроизводит нотную схему, записанную композитором, изучая авторские ремарки, историю создания произведения. В его задачу входит поиск варианта творческой интерпретации произведения, наиболее близкого по духу авторскому замыслу. Вариантность исполнения одного и того же произведения разными исполнителями обеспечена тем, что каждый интерпретатор обладает своим мироощущением, интеллектом, мастерством, талантом и может проинтонировать текст по-своему. Исполнительство также представляет художественную ценность для других людей.
Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя. Глубина восприятия музыки зависит от качества самого произведения, уровня исполнения и опыта слушания, культуры восприятия, вкусов человека.
При характеристике видов музыкальной деятельности детей схему Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель) нужно читать начиная с конца: ^восприятие - исполнение - творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.
Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство , как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха». Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, «адекватное музыке, ее художественному смыслу».
Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус».
Слово тезаурус в переводе с греческого языка означает клад, сокровище, сокровищница, хранилище. Под тезаурусом Е. В. Назайкинский подразумевает своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения.
Восприятие у ребенка и у взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта.
Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, наличие способности длительного сосредоточения.
Восприятие других видов искусства разными людьми также неодинаково по глубине. Известно образное высказывание В. Ф. Асмуса о восприятии литературных произведений: «Содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой,- из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество».
Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. В. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания - гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения,- писал Б. В. Асафьев,- объединяет музыкальную и речевую интонацию».
Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия. « Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью.^Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, «словарь эмоций») восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.
Н. А. Ветлугина в статье «Возраст и музыкальная восприимчивость» пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». (Восприятие музыки.- М., 1980.-С. 240.).
Таким образом, музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.
Известный искусствовед П. М. Якобсон указывает на то, что восприятие произведений искусства (как и предметов окружающей действительности) может проходить несколько ступеней: «от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и смысла его, раскрывающегося во всей его глубине. И движение восприятия от «поверхности» объекта к его смыслу и является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесса».
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику - это путь от целостного восприятия (улавливание общего характера музыки, отдельных ярких деталей) к дифференцированному (выделение доминирующих средств музыкальной выразительности, создающих образ) и вновь к целостному (более глубоко прочувствованное и осмысленное восприятие).
Если человек обладает развитым восприятием , он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями.
В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Различение нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает (движение, слово, игра и т. д.).
Осмысленность, дифференцированность музыкального восприятия проявляются в умении прослеживать смену музыкальных интонаций (настроений, образов) и улавливать их соотнесенность, соподчиненность. Можно провести аналогию с восприятием литературного произведения (также разворачивающегося во времени), его драматургией. В литературном произведении каждый образ очерчен словом, в музыкальном - интонацией. Драматургия литературных и музыкальных произведений во многом сходна: это наличие кульминаций, развязки (финала, итога).
Как уже отмечалось, у взрослого человека глубина восприятия в большей степени определяется сложившимися вкусами, предпочтениями. В дошкольном возрасте, когда эти предпочтения только формируются, важное значение приобретают качество произведений, которые слушают дети, и уровень их исполнения.
Качество музыкальных произведений, звучащих в детской аудитории, должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для всей последующей музыкальной деятельности.
От качества исполнения музыкальных произведений, адресованных детям, зависит их восприятие; поэтому к педагогу предъявляются те же требования, что и к профессиональному исполнителю. Кроме того, исполняя музыкальные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и возможности детей.
Опыт слушания музыки имеет большое значение для деятельности восприятия. Однако даже чисто эмоциональное восприятие музыкального произведения в раннем детстве может быть действенным, глубоким, если ребенок сосредоточенно слушает музыку, не отвлекаясь, адекватно эмоционально реагируя на ее характер. Исполнительская деятельность взрослых и детей еще более отлична. Ребенку-дошкольнику недоступно художественное воплощение музыкального образа по тем же критериям, которые предъявляются к музыканту-исполнителю./Исполнительская деятельность детей специфична. Это посильное их возрастным возможностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое должно отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.
Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие - с трудом. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наиболее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее, элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении дети преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.
Танцевальные движения также разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки. Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувства ритма. Эти способности формируются с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах осваивается детьми постепенно: вначале это лишь воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шумовых и ударных инструментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуко-высотных музыкальных инструментах - металлофоне, цитре, арфе, баяне и т. д. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить несколько раз.
Самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями , должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Слова Д. Б. Кабалевского о том, что на уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к занятиям с детьми дошкольного возраста.
Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным занятиям и,
следовательно, к музыке.
v/Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка - самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К. С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.
Особенности и возможности художественного творчества детей исследовали психологи, искусствоведы, педагоги (Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлу-гина, А. В. Кенеман, В. Глоцер, Б. Джеферсон, 3. Фрейд и др.). В теории существуют два направления. Сторонники одного направления (В. Глоцер, Б. Джеферсон и др.) утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Они утверждают, что детское творчество возникает спонтанно, интуитивно и ни в каких советах взрослых дети не нуждаются. Другое направление признает интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считает нужным разумное влияние педагога (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова, Т. Г. Казакова, Я. Бирзкопс, С. В. Акишев и др.).
Обобщая эти выводы, следует подчеркнуть, что вмешиваться в художественное творчество детей можно по-разному. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству.
Н. А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер." Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форм^_^
Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по своей природе - синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
В инсценировании песен, хороводов движения подсказывает литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна для развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценирования, для танцевальной музыки.
Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д.
Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами.
В музыкальной деятельности взрослых, кроме триады видов деятельности Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель), можно выделить еще два направления - музыкознание и музыкальную педагогику (Н. А. Ветлугина).
Музыкознание - это область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка, музыкальной речи в историческом и теоретическом аспектах. Кроме того, оно включает в себя теорию исполнительского искусства (выявление различных направлений в исполнительстве), имеющую значение и для музыкальной педагогики.
Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагогические условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Музыкальная педагогика - это и сам процесс передачи музыкального опыта детям, юношеству, студенчеству, формирования исполнительских и творческих умений и навыков.
Можно провести некоторую аналогию музыкально-образовательной деятельности детей с музыкознанием, но содержание и качество этих видов деятельности различны. У детей это усвоение , позволяющих успешно осваивать все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество. Сведения о музыке, ее выразительных средствах углубляют восприятие. Знание различных способов воплощения музыкального образа, возможных вариантов помогает практическому освоению ребенком умений и навыков, способствует выразительности исполнения и творческих импровизаций. Применение полученных знаний уточняет их; таким образом, они осваиваются детьми более прочно и глубоко.
Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, который не находит аналогий в деятельности детей,- музыкальная педагогика (хотя в дошкольной музыкальной педагогике успешно применяются приемы взаимообучения детей).
Таким образом, можно провести некоторые параллели между видами музыкальной деятельности детей и взрослых, но следует помнить, что содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте во многом специфично.
Приведенное сопоставление отражено в схеме 2, которая составлена на основе схемы Н. А. Ветлугиной.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.
Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Освоение навыков и умений подменяет собой решение основных задач музыкального воспитания и развития детей. Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим.
Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т. е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование.
Схема 2 |
|||||||||||
Взрослые музыканты | Дети |
||||||||||
ТВОРЧЕСТВО | ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ |
||||||||||
Восприятие специально созданной для слушания | Восприятие музыки в связи с ее исполнением | Музыкально-дидактические игры |
|||||||||
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО | ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО |
||||||||||
Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах |
|||||||||
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ | ТВОРЧЕСТВО |
||||||||||
Песенное творчество | Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Импровизация на детских музыкальных инструментах |
|||||||||
МУЗЫКОЗНАНИЕ | МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||||||||||
Знания характера | Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности |
||||||||||
ПЕДАГОГИКА |
Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».
Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом - его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т. д.). Музыка «Шульверка» опирается на народные мотивы, широко представлены поговорки, пословицы, дразнилки, считалки.
К. Орф. считает наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в кото: рых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.
Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского элементарного музицирования.
Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в венгерской системе, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.
Обучение детей пению проводится с использованием так называемой релятивной (относительной) системы на основе народных песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1,2, 3-я и т. д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того, используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.
Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к
устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.
В Японии распространен метод Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства, а именно игры на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начинается с 3 лет.
Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д. Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки. Другие виды музыкальной , чтобы через исполнительство, творчество (активную деятельность, позволяющую выразить впечатления от музыки) дети научились глубже и тоньше воспринимать музыку, не только слушать, но и слышать ее.
Принцип тематизма, лежащий в основе построения программы Д. Б. Кабалевского,- это ряд взаимосвязанных между собой тем, позволяющих идти от простого к сложному, опираясь на знакомые детям понятия, музыкальные интонации, формы, виды музыки. Так, тема «Три кита» (песня, танец, марш), используемая в первом классе, ведет впоследствии к пониманию детьми более сложных, широких понятий песенности, танцевальности, маршевости в классической музыке.
Преемственность школы и дошкольного музыкального воспитания выражается прежде всего в том, что ведущим видом музыкальной деятельности признается восприятие музыки.
Труды В. Н. Шацкой, Л. К. Шлегер, Б. В. Асафьева, Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскиной, Т. А. Вилькорейской, Е. М. Кершнер, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М. А. Румер, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Б. М. Теплова и многих других педагогов и психологов легли в основу системы дошкольного музыкального воспитания детей.
Н. А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития музыкальных способностей, творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, применения различных форм организации детской музыкальной деятельности и др. А также обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н. А. Ветлугиной И. Л. Дзержинская, Я. Бирзкопс, А. Вайчене, М. Викат, Т. В. Волчанская, С. В. Акишев, Р. А. Егорова, Р. Т. Зинич, В. В. Ищук, А. Катинене, Л. Н. Комиссарова, Е. Ф. Корой, Э. П. Костина, К. А. Линкявичус, М. А. Медведева, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, А. И. Ходькова, Н. А. Чичерина, А. И. Шелепенко, С. М. Шоло-мович и др.
Развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Но конечная цель музыкального воспитания детей - научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.
Вопросы и задания
Охарактеризуйте содержание видов музыкальной деятельности с точки зрения проявления в них внутренних и внешних действий.
Раскройте специфику видов музыкальной деятельности детей по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов.
Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников.
В чем проявляется взаимосвязь обучения и творчества?
Каковы особенности различных систем музыкального воспитания детей?
Скачать по дискам можно здесь:
Радынова "Музыкальные Шедевры". Для специалистов и любителей классической музыки в целом. Приятного прослушивания.
Диск 1
1. А. Гречанинов. В разлуке
2. М. Глиика. Ноктюрн «Разлука».
3. П. Чайковский. Новая кукла.
4. Г. Свиридов. Попрыгунья.
5. Г. Свиридов. Упрямец.
6. Р. Шуман. Просящий ребенок.
7. Г. Свиридов. Ласковая просьба.
8. А. Гречанинов. Материнские ласки.
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
12. Р. Шуман. Первая утрата.
13. М. Мусоргский. Слеза.
14. Р. Шуман. Веселый крестьянин.
15. Р. Шуман. Смелый наездник.
16. Р. Шуман. Всадник.
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
18. Р. Шуман. Горелки.
19. Ж. Бизе. Волчок.
20. Э. Вилла-Лобос. Петрушка.
21. К. Дебюсси. Маленький негритенок.
22. Р. Шуман. Грезы.
23. Г. Форе. Мечты.
24. Р. Шуман. Порыв.
25. Ж. Масне. Размышление.
26. П. Чайковский. Размышление.
27. Р. Шуман. Воспоминания.
28. Э. Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
31. А. Корелли. Шутка.
32. Д. Кабалевский. Шутка.
33. П. Чайковский. Юмореска.
34.-35. А. Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
36. Р. Щедрин. Юмореска
37. С. Прокофьев. Сарказм.
38. А. Лядов. Первое скерцо.
39. П. Чайковский. Скерцо.
40. С. Прокофьев. Юмористическое скерцо.
41. Ф. Шуберт. Скерцо.
42. X. Глюк. Мелодия.
43. П. Чайковский. Мелодия.
44. Э. Григ. Мелодия.
45. А. Рубинштейн. Мелодия.
46. А. Дворжак. Цыганская мелодия
47. Ф. Шуберт. Венгерская мелодия.
Диск 2
Тема «Настроения, чувства в музыке»
(окончание)
1. П. Чайковский. Ноктюрн.
2. Ф. Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.
3. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
4. С. Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.
5. И. С.Бах. Прелюдия.
6. Ф. Шопен. Прелюдия.
7. С. Прокофьев. Прелюдия. 8-11. Шопен. Четыре этюда.
12. Р. Шуман. Пьеска..
13. Ф. Шуберт. Пьеса..
14. Дж.-Б. Перголези. Андантино.
15. Л. Бетховен. Элизе.
16. И.С. Бах. Рондо из Партиты до минор.
17. В.А. Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).
18. В.А. Моцарт. Рондо ля минор.
19. В.А. Моцарт. Турецкое рондо.
20-22. И. Гайдн. Соната ре мажор №50, 1-я,2-я,3-я части.
23. Л. Бетховен. Соната № 17, 3-я часть.
24-27. В.А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1 -я часть, 2-4 части во фрагментах.
28. Л. Бетховен. Симфония №5, 1-я часть (фрагмент).
29. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 1-я часть (фрагмент).
30. Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.
31. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.
Диск 3
Тема "Песня, танец, марш»
ПЕСНЯ
1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.
2. Дубинушка - рус. нар. песня.
3. Метелица - рус. нар. песня.
4. А. Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
5. А. Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно гремит колокольчик.
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
7. П. Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
8. М. Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
9. М. Глинка. Камаринская.
10.-11. Н. Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
12. А. Лядов. Каляда-Маляда.
13. А. Лядов. Плясовая.
14. А. Лядов. Колыбельная.
15. Г. Свиридов. Колыбельная.
16. Г. Форе. Колыбельная песня.
17. А. Лядов. Хороводная.
18. П. Чайковский. Русская песня.
19. И. Стравинский. Русская песня.
20. Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
21. П. Чайковский. Песня без слов.
22. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
23. Э. Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
24. Ф. Шуберт. Аве, Мария.
25. И.С. Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
26. Ш. Гуно. Аве, Мария.
27. И.С. Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
28. Э. Григ. Ариетта.
29.-30. С. Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
31. Л. Бстховен. Романс.
32. Р. Шуман. Маленький романс.
33. Н. Сарасате. Андалузский романс.
34. Г. Свиридов. Романс.
35. И. Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
38. П. Чайковский. Меланхолическая серенада.
39. А. Бородин. Ноктюрн.
40. Д. Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
41. А. Вивальди. Сицилиана.
42. П. Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).
Диск 4
Тема - «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ.
1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
4. Г. Персел. Менуэт из сюиты.
5. Л. Боккерини. Менуэт-рондо.
6. Л. Боккерини. Менуэт.
7. В. А.Моцарт. Менуэт.
8. Л. Бетховен. Менуэт.
9. Э. Григ. Бабушкин менуэт.
10. Ж. Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
11. Г. Свиридов. Старинный танец.
12. И.С. Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
13. С. Прокофьев. Гавот.
14. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
15. Л. Бетховен. Экосез.
16. А. Гречанинов. Вальс.
17. П. Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
18. П. Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
19. П. Чайковский. Сентиментальный вальс.
20. П. Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. М. Глинка. Вальс-фантазия.
22. Р. Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
23. И. Брамс. Вальс.
24. Ф. Шуберт. Вальс.
25. Ф. Шуберт. Лендлер.
26. Ф. Шопен. Вальс №19.
27. Ф. Шопен. Вальс №17.
28. Ф. Шопен. Вальс №6.
29. Ф. Шопен. Вальс №7.
30. Ф. Шопен. Вальс №11.
31-34. Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
31. Вальс,
32. Аллегретто,
33. Модерато,
34. Вальс.
35-36. Ф. Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
37. И. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
38. И. Штраус. Королевский вальс.
39. С. Прокофьев. Вальс.
40. Г. Свиридов. Вальс.
Диск 5
Тема «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ (окончание)
1. П. Чайковский. Полька.
2. М. Глинка. Первоначальная полька.
3. И. Штраус. Полька.
4. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».
5. И. Штраус. Полька-пиццикато.
6. Ф. Таррега. Полька Розита.
7. А. Алябьев. Мазурка.
8. А. Гречанинов. Мазурка.
9. П. Чайковский. Мазурка.
10. Ф. Шопен. Мазурка си бемоль минор.
11-16. Д. Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек:
11. Тарантелла,
12. Мазурка,
13. Казачий танец,
14. Шутливый танец,
15. Медленный вальс,
16. Галоп.
17. Ж. Бизе. Галоп.
18. И.С. Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра).
19. А. Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).
20. П. Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. Г. Венявский. Полонез.
22. Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
23. Р. Шуман. Фантастический танец.
24. Э. Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт).
25.-26. И. Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5.
27.-28. А. Дворжак. Два Славянских танца.
29. М. Глинка. Арагонская хота.
30. М. Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде.
31. М. Равель. Болеро.
32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения).
34. И. Альбенис. Танго.
Диск 6
Тема «Песня. Танец, марш».
МАРШ
1. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
2. Р. Шуман. Марш.
3. П. Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
4. Н. Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
5. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
6. С. Прокофьев. Марш.
7. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
8. С. Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
9. Г. Свиридов. Военный марш.
10. Г. Персел. Рондо из сюиты.
11. Л. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент).
12. Л. Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13-14. Р. Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения).
15-17. Ф. Шуберт. Три марша.
18. Д. Верди. Марш из оперы "Аида".
19. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
20. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
21. Д. Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
22. Ж. Бизе. «Детские игры». Марш.
23. Ж. Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
24. Ж. Бизе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
25. И. Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
26. И. Штраус. Радецки марш.
27. И. Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон».
28. Г. Берлиоз. Венгерский марш №3.
Диск 7
Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»
К.Сен-Санс."Карнавал животных".
1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи.
3. Птичник.
4. Лебедь.
5. Антилопы.
6. Слон.
7. Длинноухие персонажи.
8. Кенгуру.
9. Аквариум. Ю.Ф.Шуберт. Форель.
П.Сен-Санс. «Карнавал животных».
Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К. Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
14. И. Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
15. А. Алябьев. Соловей. (Обр.ФЛиста). 16.П.Чайковский. Песнь жаворонка.(«Времена года»,
инструментовка А.Гаука).
17. П. Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
18. М. Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
21. АЛядов. Былина о птицах.
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
23 М. Равель. Печальные птицы.
24. Э. Григ. Птичка.
25. Ф. Куперен. Бабочки.
26. Э. Григ. Бабочка.
27. Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
28. С. Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
29. С. Прокофьев. Шествие кузнечиков.
30. А. Лядов. Я с комариком плясала.
31. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.
Тема «Природа и музыка».
32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
33. С. Прокофьев. Утро.
34. П. Чайковский. Зимнее утро.
35. И. Штраус. Утренние листки. Вальс.
36. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
37. Э. Григ. Летний вечер.
38. С. Прокофьев. Вечер.
39. С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
40. Р. Шуман. Вечером.
41. Р. Шуман. Ночью.
42. Н. Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
43. К. Дебюсси. Лунный свет.
Диск 8
Тема «Природа и музыка» (окончание)
1-3. А. Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П. Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,
1 -я, 2-я части (фрагменты).
6. Р. Шуман. Зима 1.
7-8. Р. Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения).
9-10. Р. Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
11. П. Чайковский. На тройке.
12. Г. Свиридов. Тройка.
13. С. Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
14 -15. А. Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
16. П. Чайковский. Подснежник.
17. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
18. Э. Григ. Весной.
19. Э Григ. Ноктюрн.
20. С. Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
21. Р. Шуман. Май, милый май!
22-23. А. Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части.
24. Л. Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
25. Г. Свиридов. Дождик.
26. С. Прокофьев. Дождь и радуга.
27. Р. Шуман. Цветы.
28. А. Лядов. Волшебное озеро.
29. М. Глинка. Баркарола.
30. Ф. Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
31. Э. Григ. Ручеек.
32. А. Аренский. Лесной ручей.
33. Н. Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
34. М. Равель. Лодка в океане.
35. М. Равель. Игра воды.
36-37. А. Вивальди."Времена года". Осень.2-я,3-я части.
38. П. Чайковский. Осенняя песня.
39. Г. Свиридов. «Весна и осень».
40. С. Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».
Диск 9
Тема «Сказка в музыке»
.
1. П. Чайковский. Нянина сказка.
2. С. Прокофьев. Сказочка.
3. П. Чайковский. Баба Яга.
4. А. Лядов. Баба Яга.
5-6. М. Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
7. А. Лядов. Кикимора.
8. Э. Григ. В пещере горного короля.
9. Г. Свиридов. Колдун.
10. М. Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
11. Э. Григ. Шествие гномов.
12-13. М. Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
14. М. Глинка. Марш Черномора.
15-17. Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:
15. Белка,
16. 33 Богатыря,
17. Царевна-Лебедь.
18. Н. Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
19. С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
20. Бой часов.
21-28. П. Чайковский «Щелкунчик».
21. Марш,
22. Испанский танец. Шоколад,
23. Арабский танец. Кофе,
24. Китайский танец. Чай,
25. Русский танец. Трепак,
26. Фея Драже,
27. Вальс цветов,
28. Адажио. (Мари и Принц).
29-31. П. Чайковский «Спящая красавица».
29. Интродукция. (Тема Феи Каробос и тема Феи Сирени),
30. Синяя птица,
31. Вальс.
32-39. П. Чайковский «Лебединое озеро».
32. Лебеди,
33. Вальс,
34. Танец маленьких лебедей,
35. Испанский танец,
36. Мазурка,
37. Русский танец,
38. Неаполитанский танец,
39. Танец пастушков.
Диск 10
Тема «Музыкальные инструменты».
Подражание музыкальным инструментам и игрушкам
1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
2. Г. Свиридов. Парень с гармошкой.
3. А. Гречанинов. На гармонике.
4. П. Чайковский. Камаринская.
5. И. Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»).
6. И. Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
7. П. Чайковский. Шарманщик поет.
8. А. Лядов. Музыкальная табакерка.
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
10. Г. Свиридов. Музыкальный ящик.
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,
13. Свадебный звон,
14. Красный звон.
15. А.Бородин. В монастыре.
16-17. М. Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
18. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
19. С. Рахманинов. Фортепианный концерт N2, 1-я часть.
20. Г. Свиридов. Звонили звоны.
21. Н. Паганини. Кампанелла.
22. Э. Григ. Колокольный звон.
23. М. Равель. Долина звонов.
Музыкальные инструменты.
24-54. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»1.
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Трек 24.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. Трек 25.
«Все вокруг спокойно», - весело закричала она Пете. Трек 26.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Трек 27.
Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами. «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» - сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» - и плюхнулась в лужу. Трек 28.
Они еще долго спорили - утка плавая по луже, птичка прыгая по берегу. Трек 29.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Трек 30.
1 Текст сказки не записан на диске, а приводится в данном разделе для удобства ее использования (текст читает педагог, а дети могут произносить отдельные реплики при инсценировке сказки).
Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я ее сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. Трек 31.
«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку. Трек 32.
Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка все равно улетит».Трек 33.
Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Трек 34.
Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда? Но Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не боится волков. Трек 35.
Но дедушка взял Петю за руку. Увел домой и крепко запер калитку. Трек 36.
И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Трек 37.
Кошка быстро полезла на дерево. Трек 38.
Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она не старалась, волк бежал быстрее. Вот он ближе... ближе... вот он нагнал ее, схватил... и проглотил. Трек 39.
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Трек 40.
Между тем Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую веревку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И ухватившись за нее, Петя ловко перелез на дерево. Трек 41.
Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожно, чтобы он тебя не сцапал». Трек 42.
Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка!
Как он хотел схватить ее! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Трек 43.
Петя же сделав на веревке петлю, осторожно спустил ее вниз, накинул волку на хвост. Трек 44.
И затянул петлю. Трек 45.
Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Петя привязал другой конец веревки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. Трек 46.
В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Трек 47.
Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». Трек 48.
Представьте себе торжественное шествие: впереди шел Петя. Трек 49.
За ним охотники вели волка. Трек 50.
Позади шел дедушка с кошкой. Трек 51.
Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если бы Петя не поймал волка? Что тогда? Трек 52.
Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!». Трек 53.
А в животе волка жалобно крякала утка, но почуяв безопасность, она решительно выпрыгнула из пасти волка и побежала прочь. Трек 54.
55. А. Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром до мажор, 1-я часть.
56. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
57. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
58. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок с оркестром.
59. А. Вивальди. Концерт для трех скрипок с оркестром.
60. А. Вивальди. Концерт для двух виолончелей с оркестром.
61. А. Вивальди. Концерт для струнных инструментов.
62. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
63. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром
64. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
65. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
66. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
67. А. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром.
68. В.А. Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть.
69. В.А. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром ре мажор, 2-я часть.
70. И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия ми бемоль мажор.
71. И.С. Бах. Фуга ля минор для органа.
72. И.С. Бах. Токката ре минор для органа.
73. К. Сен-Санс. Симфония «Орган».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова
2 слайд
Описание слайда:
Программа «Музыкальные шедевры» 1999 года. Автор программы Ольга Петровна Радынова. Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа «Музыкальные шедевры» ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.
3 слайд
Описание слайда:
Основные задачи программы: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей; - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.
4 слайд
Описание слайда:
Основной принцип построения программы - тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Принципы построения программы
5 слайд
Описание слайда:
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определенное эмоциональное содержание. Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.
6 слайд
Описание слайда:
Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.
7 слайд
Описание слайда:
Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.
8 слайд
Описание слайда:
Принцип адаптивности. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.
9 слайд
Описание слайда:
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки.
10 слайд
Описание слайда:
Методы и приемы музыкального воспитания Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трех методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.
11 слайд
Описание слайда:
Особые методы, разработанные О.П. Радыновой Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
12 слайд
Описание слайда:
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)
13 слайд
Описание слайда:
Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
14 слайд
Описание слайда:
Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта ее восприятия.
15 слайд
Описание слайда:
Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.
16 слайд
Описание слайда:
Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
17 слайд
Описание слайда:
Российская академия музыки им. Гнесиных, 1971 год, по специальности фортепиано. квалификация солист, педагог, ансамблист
Тема кандидатской диссертации
Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации) 13.00.01 - теория и история педагогики
Тема докторской диссертации
Формировнание основ музыкальной культуры у дошкольников
Курсы текущего учебного года
курс "Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников"
уровень: бакалавриат
направление:
курс:
Лекционный курс "Теория и методика музыкального воспитания детей"
уровень: бакалавриат
направление:
курс: очное и 3 очно-заочное
Спецкурс "Культурологические основы художественного образования"
уровень: магистратура
Публикации
1. программа Музыкальные шедевры: Программа музыкального развития дошкольников, методические рекомендации и конспекты занятий в пяти частях. ТЦ «Сфера» Москва 2014г.
2. учебник Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (учебник для студентов высших учебных заведений) Рецензия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о рекомендации данного учебного издания к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» по специальностям 050703 – дошкольная педагогика и психология и 050707 – педагогика и методика дошкольного образования, Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. В соавторстве с Комиссаровой Л. Н. Изд-во «Феникс +» Дубна 2014г. Издание второе, исправленное и дополненное. ISBN 978 -5 -9279 -0190 -6
3. примерная основная программа развития Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Примерная основная программа развития дошкольников «Диалог», раздел «Музыка»), Издательство «Дрофа+», 2014. ISBN 978 -5- 358-13449-2.
4. статья Музыкально-культурное развитие дошкольников. Содержание и методы. Сб.статей Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества» 17 апреля 2014 , том 1, с. 163-166. ISBN 978-5-906-763-03-7
5. статья Музыкальное воспитание детей: проблемы преемственности. Журнал. «Управление дошкольным образовательным учреждением» №8, 2014.
6. статья Интервью журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» (гость номера). Управление дошкольным образовательным учреждением» 2013. №1.
7. Методическое пособие Советы для родителей. Программа «Успех». Просвещение. Москва, 2012.
8. Методическое пособие Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. Программа «Успех» с CD диском(мастер класс). Просвещение. Москва, 2012.
9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Диалог». Раздел «Музыка». Дрофа. Москва 2013 г.
10. Программно-методический комплекс Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду с 3 CD-дисками. Дрофа. Москва 2013.
11. Аудио-пособие на 2 СD-дисках к программе: «Музыкальные шедевры» Музыкальная игра-сказка «Золушка». Москва. 2013.
12. Статья Технология формирования основ музыкальной и общей культуры детей раннего и дошкольного возраста. Журнал Наука и школа № 2 2013 г.
13. Статья Любовь к музыке воспитывается с детства. Журнал «Искусство в школе» № 4 2013 г.
14. Статья Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Журнал “Справочник музыкального руководителя” № 6 2012.
15. статья Музыкально-художественная деятельность в детском саду. Современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0 (пилотный выпуск) Март 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»
16. статья Путешествие березового листочка – осенний праздник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»
17. статья Как Морозец дедушке помогал – рекомендации к проведению музыкального досуга. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»
18. Материалы к интернет-семинару Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ. Журнал «Справочник музыкального руководителя» М.: ЗАО «МЦФЭР» , 2012 г.
Повышение квалификации
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "Развитие профессиональной культуры преподавателя ВУЗа" 2013 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "медаобразование в профессиональной подготовке педагога-музыканта" 2011 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по программе "Теоретико-методологические основы современного художественного образования" 2009 год в объёме 216 часов
Государственные и ведомственные награды
Отраслевая награда министерства образования и науки РФ "Почётный работник высшего профессионального образования" от 26 февраля 2006 года
Достижения и поощрения
Диплом лауреата конкурса университета на лучшую научную работу за учебное пособие для студентов "Оценка знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки", 2005 год
Диплом за участие в конкурсе посвящённом 140-летию МПГУ в номинации "Лучшее методическое обеспечение преподаваемой дисциплины", 2012 год
Диплом за участие в конкурсе учебно-методических работ в номинации "Лучший учебник" - учебник "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста", 2012 год
Автор программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" с полным методическим обеспечением
Соавтор примерной основной программы дошкольного образования "Диалог"