«Учимся быть артистами» для детей старшей группы
Цель:
1. Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную окраску (грустно, весело);
2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты);
3. Воспитывать доброе отношение к животным;
4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.
Материал: карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать артистами?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку. Начнем наше занятие с разминочки-игры «Передавалки». Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с Маши, а заканчиваем мной.
Передай улыбку соседу (по кругу);
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица);
Передай «испуг»;
Передай «страшилку».
Воспитатель: А вот следующее задание – передай «хлопок» начнем с меня, я показываю вы передаете друг другу.
(Сначала показываю один хлопок в ладоши; три хлопка в ладоши; два хлопка и третий о колени).
После каждого выполнения задания детьми отмечаю тех детей, кто выполнил лучше.
Воспитатель: Следующее задание называется «приветствие». Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие».
(Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой).
Вы выберите каждый для себя, как вы хотите передать «приветствие», начнем с Маши.
Воспитатель: Итак, наша разминочка закончилась. Ребята, мы передавали все молча только выражением лица т.е. мимикой и движениями т.е. жестами. Ребята, чем мы передавали? (Жестами, мимикой, движениями).
А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.
Послушайте, во такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.
(Хоровое повторение).
Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного. Вам нужно подойти к столу и взять, то выражение лица человечка, который вам нравится.
(Дети подходят к столу и берут карточки).
Воспитатель: А теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с той интонацией, которого вы взяли человечка: грустного или веселого. Вот у Саши, Андрея, Васи грустный человечек. Давайте попробуем произнести грустно, представьте, что вас кто-то обидел.
(Дети по очереди произносят грустно).
Воспитатель: А у Тани, Юли, Риты веселый человечек. Давайте попробуем произнести эту фразу весело. Представьте, что вам купили любимую игрушку и у вас радостное, веселое настроение.
(Дети по очереди произносят весело).
Воспитатель: Молодцы! Дети, пройдите положите карточки на стол.
(Дети кладут карточки на стол).
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите – это котенок (беру игрушку – котенка на руки).
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите у меня в руках маленький котенок. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
(Дети передают друг другу и говорят добрые слова котенку).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я знаю стихотворение про «Киску» Б.Заходера, хотите послушать?
(Да)
Воспитатель: Тогда проходите и садитесь на стульчики.
(Дети садятся).
Воспитатель: Послушайте и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением).
Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Воспитатель: Смешное стихотворение? (Да).
Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам.
(Читаю грустно).
Воспитатель: Кто желает прочитать это стихотворение грустно?
(2-3 ребенка).
Воспитатель: А теперь давайте прочитаем его весело. И киску жалко и в то же время стихотворение смешное. Послушайте меня.
(Читаю весело. Затем 2-3 ребенка).
Воспитатель: Ребята, хотите сами стать кисками, которая хочет украсть сосиску? (Да).
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в киску. Вставайте со стульчиков. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Встаньте, как киска на лапки. Киска идет на кухню. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапки и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянитесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и убегает.
(Я говорю и имитирую все движения, детей вместе со мной).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики. Когда показывали все движения, имитировали киску, мне очень понравилось, как выполнял Саша. У Саши получилось хорошо. Саша, покажи ребятам.
(Я повторяю слова, ребенок выполняет движения)
Воспитатель: Ребята, вам жаль киску? (Да).
Воспитатель: Давайте пожалеем ее. Представьте, что ваша левая рука – это кошка, а правой вы ее гладите:
- Киска, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши постой, постой!
- И погладила рукой! (Л.П. Савина).
Воспитатель: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы, думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да).
Воспитатель: Чем?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Я тоже думаю, что хозяйка погладит киску и накормит.
Ну, вот и закончилось наша игра в артистов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется игра, где мы передавали все молча, только мимикой и жестами? (Передавалки).
Воспитатель: А как мы передавали голосом свое настроение?
(Грустно и весело).
Воспитатель: Как называется стихотворение Б. Заходера?
(Киска).
Воспитатель: Как его рассказывали?
(С выражением).
Воспитатель: А что мы делали еще с этим стихотворением?
(Имитировали).
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились все, очень старались, умнички. Всем спасибо.
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Раздел: Работа с дошкольниками.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Программное содержание:
вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;
закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
Оборудование: пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья.
Ход занятия
(дети стоят у входа в театральную студию «Лукоморье»)
Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А вы любите осень?
У каждого из нас есть любимая пора года, но не все любят осень. Осенью становится сыро, темно и холодно. А ведь эта пора года необходима природе, людям, чтобы облегчить переход от теплого времени года к холодному. Вспомните, как в солнечный день осенью бывает красиво и дождь не всегда идет.
- Чем занимаются люди в это время года?
- А дикие животные?
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес и все увидим своими глазами, но дорога в лес нелегка, могут встретиться разные трудности. Сможем мы справиться с ними вместе? Тогда в путь….
Путешествие в осенний лес.
Вот, ребята, мы и пришли в лес. Закройте глазки и послушайте звуки леса (дети слушают звуки леса). А теперь откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку.
Дыхательное упражнение «Аромат леса».
(дети выполняют упражнение на дыхание «Аромат»)
- Чувствуете, как тепло льется на ладошку?
2. Речевая разминка.
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
Ес-ес-ес- мы идем в лес.
Су-су-су-тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес - опустел осенний лес.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
- Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,
А лисица шла по следу, искала зайчика к обеду.
Отгадывание загадок «Осеннее дерево».
(дети подходят к осеннему дереву, под ним лежит конверт с заданием)
Как красиво осень раскрасила листья на деревьях. Посмотрите ребята, а под деревом конверт. Может он дожидается нас? Чтобы познакомиться с обитателями леса, нам нужно отгадать загадки.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу.
(белка)
Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(бобры)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(ежик)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
С заданием мы справились, можно идти дальше.
Пальчиковая гимнастика «Болото».
(дети идут дальше встречают на пути болото, через которое можно перебраться по кочкам - пальцеходу)
«Встреча с жителями леса».
(дети находят на полянке пальчиковых кукол и вспоминают правила вождения кукол, затем знакомятся с диалогом «Рукавицы для лисицы», затем используя пальчиковых кукол, исполняют диалог)
Диалог «Рукавицы для лисицы» (Степанов Владимир)
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли к зиме?
Да, - ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
А у нас есть валенки, -
Отвечали Заиньки.
- Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Hа, а я, - ответил Kрот, -
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей-женой
Будем чай мы пить зимой.
Kрикнул Бобр Медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок -
Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
III. Итог занятия (звучит тихая музыка).
Молодцы, ребята!
Наше путешествие подошло к концу.
- Вам понравился лес и его обитатели?
– Чем занимаются летом и осенью дикие животные?
Ну, а теперь нам пора возвращаться. Идем через болото, мимо осеннего дерева. До свидания лес.
Старшая группа
1 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду
Игры:
Эстафета
Знакомство
Кто во что одет?
Веселые обезьянки
Вышивание
Внимательные матрешки
Т.И. Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С. Петрова "Театрализованные игры в детском саду»
Ритмопластика
Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на звуковой сигнал. Развивать умение передавать в своих импровизациях характер и настроение музыки.
Игры и упражнения:
Самолеты и бабочки
Первая потеря
Осенние листья
Бабочки
Считалочка
Муравьи
Огонь и лед
Мокрые котята
Штанга
Кактус и ива
Конкурс лентяев Пальма
---------------------
Поющие руки
Колокола
Тарелка
Вертушки
Ветерок
Ленточки
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
Культура и техника речи
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам.
Игры и упражнения:
Мыльные пузыри
Веселый пятачок
Колокольчик
Удивленный бегемот
Фыркающая лошадь
Вопрос-ответ
Волшебная корзинка Вкусные слова
Ручной мяч
Подскажи словечко
Скороговорки
Игры на развитие интонационной выразительности
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
2 квартал
Виды деятельности
Программные задачи
Методическая литература
Театральная игра
Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.
Игры:
Дружные звери
Цапля
Передай позу
Телепаты
Летает, не летает
Где мы побывали?
Что мы делали, не скажем
Театральные этюды:
Утро
Собака
Огородник
Жадный пес
Дворник
корова
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Ритмопластика
Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию
Игры и упражнения:
Медведи в клетке
Ежик
Подарок
В царстве золотой рыбки
Снежинки
Не ошибись
Поймай хлопок
Шея есть, шеи нет
Закрыть книгу, раскрыть книгу
Осьминог
Пантеры
Зернышко
Цыплята
В «Детском мире»
Веселая зарядка
Колокольчики
Ловля комариков
Волна
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Культура и техника речи
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить составлять предложения с заданными словами. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы с различными эмоциями. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.
Ход занятия
Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: – ТЕАТР!
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети: – Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
–Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
Дети рассказывают сначала о маске радости.
– Когда у нас бывает радостное настроение?
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я– забавный старичок
А зовут меня - Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
– Что же дед хранит в шкатулочке?
– Театральные ложки.
– А сможете вы их оживить?
– Вспомните потешку.
«У медведя во бору».
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: – Надо научить ее говорить.
Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
– А чему еще мы учим кукол?
Дети: – Учим двигаться.
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
Подошли к зеркалам.
– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
Дети прощаются с королевой зеркал.
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
– (Дети: Куклы с «живой рукой»)
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)
Кот: – Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка: – Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.
4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.
Театральный кружок «Мир сказки» существует в нашем детском саду 4 года. Кружок еще молодой, но уже есть некоторые успехи, это, прежде всего наши дети. Как отмечают педагоги и родители: произошли изменения в сфере развития у детей навыков общения. Повысился уровень поведенческой активности, дети стали более активны, любознательны. В группе детского сада дети, посещающие театральный кружок стали лидерами, они могут самостоятельно организовать совместную деятельность со сверстниками, построить свое отношение с взрослыми. Как отмечают воспитатели групп, дети стали менее конфликтны, агрессивны.
Главная цель театрального кружка «Мир сказки» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).
Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Набор в кружок «Мир сказки» ведется по желанию детей и по рекомендации педагога-психолога. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Первое занятие (совместно с педагогом-психологом) направлено на самовыражение детей, на объединение совместной деятельностью, на знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, на развитие сплоченности и повышению самооценки.
Второе занятие – направлено на развитие театральных навыков: разыгрывание этюдов, сценок, работа над сценическим образом, над эмоциональностью речи, разучивание ролей, кукловождение.
Дети театрального кружка активно участвуют в жизни детского сада и города. Предлагаем конспект открытого занятия нашего кружка.
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Мы играем» для детей старшего возраста
Программное содержание
- Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
- Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
- Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
- Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
- Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.
Предварительная работа
- Игровые упражнения: «Приветики», «Hello», «Я сам».
- Беседа с детьми о животных Африки и их повадках.
- Двигательные упражнения: «Осенние листочки», «Камешки».
- Пальчиковые игры: «Рыбак», «Ежик», «мыши и кот».
- Разучивание этюдов: «Ёж», «Заяц», «Подарки», «кочерыжка».
- Чистоговорки: «Медведь», «Лебеди».
Оборудование: 2 набора стульев по количеству детей, малые цветные квадраты по количеству детей, большие цветные квадраты по количеству этюдов с заданиями, стол накрытый тканью, стол с пиктограммами (12 штук: радость, грусть, удивление, страх)
Музыкальный материал:
- Игра «Мартышки», музыка В. Гоголева.
- Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железнова.
- Игра «Молчанка» Е. Макшанцева.
Сценарий занятия
Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель.
(положение детей)
Ведущий:
Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
(Педагог протягивает руки, призывая детей построить круг)
Игровое упражнение: «Приветствие»
Ай, тили-тили-тили
Мы поутру в сад ходили (по кругу)
Вот нас … повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал.
Дети: А вот так!
- Добрый день
- Привет
- Жесты
- Проигрываем все варианты детей
Все: Ответ детей на приветствие хором (3-4 варианта)
Ведущий: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их каждый по-своему. (вариант общего приветствия)
Ведущий:
Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.
Выбирайте, ребятишки, все что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?
Дети:
- Музыку
- Настроение
- Игрушки
Ведущий: Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем её отгадать.
(Дети располагаются на ковре полукругом)
Упражнение двигательно-игровое «Любимая игрушка» (выполняются по желанию)
Ведущий: Я вам загадаю загадку про одну очень интересную игрушку, а вы попробуйте угадать.
Есть зеленые бананы,
Ловко лазить по лианам,
Это может … (обезьяна)
Ведущий: А какие обезьянки по характеру?
Дети: Веселые озорные.
Педагог приглашает детей в круг, вытягивая руки вперед.
Игра «Мартышки» муз. В. Гоголева
Мы веселые мартышки
Мы играем громко смехом (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем хлоп, хлоп
Все ногами топаем топ, топ
Надуваем щечки (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг
И друг другу даже язычки покажем (язычок)
Оттопырим ушки
Хвостики вертушки
Пальчик поднесем ко рту (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку
Шире рот откроем
И гримасы строим (дети замирают с гримасами)
А как вы думаете, как еще можно двигаться?
- игровой вариант
- варианты детей (парами, врассыпную, движение спиной и т.д.)
- подключить тело (части тела по очереди: голова, руки, ноги, туловище)
Ведущий: У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные, смешные мартышки. А как вы думаете, можно ли научить мартышек говорить? А с помощью чего?
- Варианты детей
- Конечный вариант – чистоговорки
Педагог предлагает детям сесть на стулья.
Ведущий: Кто желает выступить? (3-4 варианта) Послушайте, какая еще есть чистоговорка:
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот
- произносит педагог
- жесты – с переходом на детей
- в движении ––> с остановками
- игра по кругу (с предметом)
- изменяем темп, динамику
Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые стоят попарно, таким образом, разделить детей на пары.
Ведущий:
Ребята, а как вы думаете,
почему обезьяны так быстро, ловко лазают по
лианам?
Дети:
(?) Потому что у них сильные, ловкие
руки и пальцы!
Ведущий:
А у нас?
Психогимнастика «Руки» (различное прикосновение)
Руки
знакомятся
сначала на себе
Руки
ссорятся
затем с другом
Руки мирятся
(работаем в парах)
А разминку сегодня проведет … (ребенок)
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1-2-3-4-5
Начинаем счет опять!
1-2-3-4-5
Вот и кончили считать.
Ведущий: А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз (дети достают цветные квадраты, в этот момент ведущий разлаживает на ковре большие квадраты с заданием) . А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте нам свой этюд.
Показ этюдов детьми
Разыгрываются знакомые этюды на усмотрение музыкального руководителя.
Ведущий: Вам понравились этюды? (Выслушать мнение детей) . А сейчас я приглашаю вас на музыкальный диван.
Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железновой (игра проводится под аудиозапись кассеты «Аэробика»)
Ведущий: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (Дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг).
Игра «Молчанка» музыка Е.Макшанцевой
Раз, два – мы молчим!
Ничего не говорим.
(изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два и раз и два
Мы с тобой теперь друзья!
(кружатся со своей парой)
Игра проводится два раза.
Ведущий:
Вы теперь все друзья! Вот наша
встреча подошла к концу. В какие игры бы вам
хотелось поиграть еще?
Дети:
высказывают свое мнение.
Педагог проводит прощальную игру «Пузырь»
Раздувайся пузырь, (дети стоят кругу, взявшись за руки)
Раздувайся большой
И не лопайся – (отходят в стороны)
Он летел, летел, летел, (бегут по кругу)
И за веточку задел, хлоп! (сбегаемся в круг, обнимаемся)
В этом кругу прощаемся.
Литература :
- Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
- М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
- Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
- В. Холмогорова «Азбука общения».
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
- Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.
Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности
Задачи:
1. Учить детей четко произносить текст,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)
2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты) ;
3. Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности
4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.
Материал: карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок,ноутбук, запись музыки,
Входит сказочница
Сказочница:Ребята,вы меня узнали?
Дети: Вы сказочница
Сказочница: Авы знаете,где показывают сказки?
Дети: В кинотеатре, по телевизору
Сказочница: А сказки еще показывают в театре,а вы знаете кто показывает сказки в театре
Дети: Артисты
Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей) .
Сказочница: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку. Начнем наше занятие с разминочки-игры «Передавалки». Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с.., а заканчиваем мной.
1. Передай улыбку соседу (по кругу) ;
2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица) ;
3. Передай «испуг»;
4. Передай «страшилку».
Сказочница: А вот следующее задание – передай «хлопок» начнем с меня, я показываю вы передаете друг другу.
(Сначала показываю один хлопок в ладоши; три хлопка в ладоши; два хлопка и третий о колени) .
Сказочница: Итак, наша разминочка закончилась. Ребята, мы передавали все молча только выражением лица т. е. мимикой и движениями т. е. жестами. Ребята, чем мы передавали? (Жестами, мимикой, движениями).
А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.
Послушайте, во такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.
(Хоровое повторение) .
Сказочница: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного. Вам нужно подойти к столу и взять, то выражение лица человечка, который вам нравится.
(Дети подходят к столу и берут карточки) .
Сказочница: А теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с той интонацией, которого вы взяли человечка: грустного или веселого. Вот у Саши, Андрея, Васи грустный человечек. Давайте попробуем произнести грустно, представьте, что вас кто-то обидел.
(Дети по очереди произносят грустно) .
Сказочница: А у Тани, Юли, Риты веселый человечек. Давайте попробуем произнести эту фразу весело. Представьте, что вам купили любимую игрушку и у вас радостное, веселое настроение.
(Дети по очереди произносят весело) .
Сказочница: Ребята, со мной в гости пришел котенок. А в каких сказках и мультфильмах живет котенок(ответы дете0
Сказочница: Давайте встанем в круг. Давайте с ним поиграем. Посмотрите у меня в руках маленький котенок. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
(Дети передают друг другу и говорят добрые слова котенку) .
Сказочница: Молодцы! Ребята, а я знаю стихотворение про «Киску» Б. Заходера, хотите послушать?
Сказочница: Послушайте и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением) .
Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Воспитатель: Смешное стихотворение? (Да) .
Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?
(Ответы детей) .
Сказочница: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам.
(Читаю грустно) .
(2-3 ребенка) .
Сказочница: А теперь давайте прочитаем его весело. И киску жалко и в то же время стихотворение смешное. Послушайте меня.
(Читаю весело. Затем 2-3 ребенка) .
Сказочница: Ребята, хотите сами стать кисками, которая хочет украсть сосиску? (Да) .
Сказочница: Давайте попробуем поиграть в киску. Вставайте со стульчиков. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Встаньте, как киска на лапки. Киска идет на кухню. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапки и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянитесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и убегает.
Сказочница: Ребята, вам жаль киску? (Да) .
Сказочница: Давайте пожалеем ее. Представьте, что ваша левая рука – это кошка, а правой вы ее гладите:
Киска, кисонька, кисуля!
Позвала котенка Юля.
Не спеши постой, постой!
И погладила рукой! (Л. П. Савина) .
Сказочница: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы, думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да) .
Сказочница: Чем?
Сказочница: Молодцы! Я тоже думаю, что хозяйка погладит киску и накормит.
Сказочница. Что вам понравилось?,Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами как настоящие артисты покажем сказку «Репка».
| Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности
Досуг с показом театрализации «Теремок» в средней группе 8 Марта в средней группе с элементами театральной постановки «Теремок» Выход под музыку 1 ребенок Солнце льет свой свет прекрасный, Птицам песни петь не лень, Тает снег, и небо ясно, Вот и праздник - мамин день! 2ребенок. Сегодня дружно поздравляем Девчонок, бабушек и мам. Им...
Конспект театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет «Кто в теремочке живет?» Задачи : Образовательные : Речевая задача : учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок; Художественно-эстетическая : знакомить с элементарными средствами выразительности в народных сказках (движение, жесты, звук) ; Театрализованные игры : учить...
Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила дорожного движения»
Публикация «Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила...» Цели и задачи: Систематизировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать культуру поведения детей на улицах города и в транспорте. Оборудование: Напольный игровой комплект «Азбука дорожного движения», кукла Буратино, мяч. Содержание Дети входят в...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром «Три медведя» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок, кто написал); 2. Познакомить детей с театром «Три медведя» 3. Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь. Пополнять и активизировать...
Презентация «Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада» Презентация Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада Цель: повышение творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи: * Создать условия для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ. * Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы...
Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать положительную самооценку ребенка и позитивное отношение к окружающему миру. Развивающие: - развивать умение с помощью...
Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе. Пальчиковый театр «Репка»
Конспект по театрализованной деятельности. Пальчиковый театр «Репка» Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев. Развивающие -...
Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной...