Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Ритм – как средство музыкальной выразительности. Работа над средствами музыкальной выразительности как необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения

Ритм – как средство музыкальной выразительности. Работа над средствами музыкальной выразительности как необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области.

Открытый урок

"Работа над средствами музыкальной выразительности

в кантиленной пьесе"

Подготовила и провела:

Преподаватель по классу фортепиано

Гончарова Л.М.

сл. Михайловка

2015 г.

План-конспект открытого урока по фортепиано.

Тема урока: Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе.

Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.

Задачи:

    Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности.

    Развивающие - развитие познавательной деятельности, креативного мышления.

    Воспитательные - развитие творческого самостоятельности и мышления.

Тип урока : Урок получения новых знаний с элементами исследования.

Методы:

    словесный;

    наглядно - слуховой;

    практический, анализа, обобщения;

    эмоционально - познавательный.

Оснащение урока:

План урока:

    Организационный этап.

    Приветствие. Психологический настрой учащегося.

    Вступительное слово педагога.

    Сообщение темы урока и его задач.

    Основная часть. Практическая .

    Анализ части произведения.

    Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии

    Оркестровка произведения. Тональный план.

    Заключительная часть.

Урок проводится с ученицей 3 класса Петровой Мариной.

Кантилена - (от латинского слова "пение")- широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения.

У музыки свой особенный язык-язык звуков, и свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Мы рассмотрим и проанализируем средства музыкальной выразительности на примере пьесы Ольги Геталовой "Утро в лесу".

"Утро в лесу" О.Геталовой - пьеса кантиленного характера. Композитор и исполнитель изображают окружающий нас мир. Звуковая изобразительность или звукоподражание-наиболее простой путь воссоздания звуками образов мира природы. Это яркая программная пьеса, которую любят исполнять дети. Она очень полезна для развития гармонического линеарного мышления и навыков певучей игры.

Марина, исполни пожалуйста это произведение.

Эту пьесу характеризует смена настроений и темпов. Давай проанализируем, сколько частей в этой пьесе, какие образы природы мы представляем и прислушиваемся к интонациям мелодии. Как она звучит в каждой части?

Я предлагаю посмотреть видео - слайды с картинами утреннего леса. Это поможет нам найти образные ассоциации.

В этой пьесе 4 части.

Первая часть - сонный лес, лучи солнца пробиваются через деревья. Мелодия звучит широко, протяжно, поэтично, задушевно.

Вторая часть - природа оживает, купается в легком ветерке и солнечных лучах. Мелодия звучит мечтательно, трепетно, чарующе, одухотворенно.

Третья часть - проснулись птички, чирикают, перекликаются и порхают с ветки на ветку.

Мелодия звучит звонко, оживленно, шутливо, весело.

Четвертая часть - лес проснулся. Взошло солнце, на небе появилась радуга. Мелодия звучит светло и радостно.

Основное внимание при изучении пьес кантиленного характера должно быть направлено на выразительное интонирование мелодии. Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии". В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести".

Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. три четверти работы над произведением - это работа над звуком, который выражает художественную сущность образа, чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, тем совершеннее его игра.

Каждая часть состоит из двух четырехтактовых фраз. Исполнению каждой фразы предшествует глубокое "вокальное" дыхание и "дышащее" рессорное погружение руки в клавиатуру, переходящее в цельное плавное движение вплоть до ее окончания. Линия большого мелодического дыхания сохраняет целостность пианистического движения, сочетающегося с мягким перенесением руки на границах больших построений. Ощущение выразительности фраз должно ассоциироваться с вокальными интонациями мелодии.

Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе "выразительных"пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь "до дна" клавиши. При этом очень важно дослушивать звук до конца и ощущать горизонтальное движение и развитие музыки. Дослушивать звук - это значит слушать предыдущие, а ощущать движение музыки - это думать и слушать "вперед".

Марина, давай проработаем первую часть произведения по фразам, без сопровождения, с подчеркнуто выразительным интонированием. Переступающие пальцы ведут руку, которая перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - ясность. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения.

Фортепиано - инструмент богатейшего тембро - динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон, педали - все это дает возможность создавать разнообразные живописно - колористические эффекты. Известны слова А.Г.Рубинштейна: "Вы думаете, что рояль - это один инструмент, а это сто инструментов, ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности".

Важно, чтобы ученик, какую бы музыку он не исполнял, слышал фортепиано темброво, мысленная оркестровка рождает это разнообразие фортепианных красок.

Соня, твоим домашним заданием было придумать "оркестровку" произведения.

Главную тему в 1, 2 части и репризе исполняют скрипки. Группе струнных музыкальных инструментов поручают наиболее выразительные, яркие, главные мелодии. У них красивый "поющий" голос и большой диапазон звучания, 3 часть - подвижная, легкая. Первую фразу я бы поручила исполнить флейте, у нее прозрачный, холодноватый, высокий тембр и большая техническая подвижность. Во второй фразе я представляю звучание арфы, ее звуки переливаются как прозрачные струи воды. У арфы нежный, поэтичный голос. При выполнении домашнего задания Марина пользовалась музыкальной игрой "мой оркестр".

Давай проанализируем гармоническое "освещение" мелодии, тональный план произведения. Первая часть звучит в до - мажоре с заключительным отклонением в соль - мажор. Вторая часть - более подвижная, в ней до - мажор натуральный сменяется до - мажором гармоническим, с пониженной 6 ступенью (ля - бемоль в до - мажоре), что придает оттенок светлой грусти. Третья часть - оживленная, с арпеджированными пассажами разложенных септаккордов в до - мажоре. Четвертая часть - реприза, восстанавливается эмоционально - психологическое настроение светлого до - мажора.

Новую краску дает педаль, звучанию придается не только новые краски и новый тембр, но и большая объемность и полнота, т.к. педаль связывает звуки в одну гармонию.

Марина, покажи, какая здесь применяется педаль?

Запаздывающая в лирических частях, и прямая в подвижной, контрастной части. Значение запаздывающей педали "подхватить" и "поддержать " звук, не дать ему угаснуть, поэтому старайся сначала услышать звук, а затем его подхватить. Сыграй партию левой руки с педалью.

Большое значение имеет и соотношение звучности мелодии и аккомпанемента.

Марина, как ты думаешь, как должен звучать аккомпанемент?

Тихо, легко, свободно.

Правильно, левая рука создает гармонический фон, она должна помочь мелодии сохранить крупные контуры фраз и подчиниться ей во всех деталях. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию, а ты - аккомпанемент, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. Партия левой руки написана разложенными арпеджио, я советую тебе собрать их в одну гармонию и поиграть сопровождение выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль. Это и будет твоим домашним заданием. Благодарю за урок.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы над кантиленными произведениями. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отличая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее и осознаннее. Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста.

Список используемой литературы.

1. Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.

2. Тимакин.Е.М., Воспитания пианиста.- Москва, "Сов. Композитор", 1989.

3. Цыпин.Г., Обучение игре на фортепиано.- М,1984.

4. Любомудрова.Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учеб. пособие.- М.:"Музыка", 1990.

5. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000.

6. Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002.

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по фортепиано

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет_ Специальное фортепиано

Класс _4ый_________

Тип программы Дополнительная образовательная программа по предмету Специальное фортепиано

Тема занятия «Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом»

Структура занятия:

1. Актуализация знаний

2.Этап целеполагания

3. Этап планирования

4. Учебные действия по реализации плана

Схема средств музыкальной выразительности;

Музыкальный материал: П. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька», А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш»;

Иллюстрации: В. Васнецов «Баба Яга», К. Маковский «Дервиш»;

Литературные произведения: русские народные сказки, стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

    Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

Развитие внимания, памяти, познавательных процессов;

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.

Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».

Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.

Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.

Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.

Вспоминает разучиваемые пьесы.

Учится концентрировать внимание.

    Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.

Основные задачи педагога:

Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;

Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;

Формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Включает учащегося в определение темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»

Формулирует и проговаривает тему и цель урока.

Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит к проблеме, поставленной учителем.

    Этап планирования.

Основные задачи педагога.

Формирование навыка планирования творческой деятельности;

Обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;

Организация творческого сотрудничества;

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.

Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.

Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.

Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.

Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

4 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи педагога:

Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);

Формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;

Овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Формирование умения самостоятельно реализовать план.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Проверяет работу учащегося.

Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»

Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.

Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.

Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,

находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.

5 этап. Рефлексия (итог занятия).

Основные задачи педагога:

- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;

Формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над закреплением темы.

Педагог проводит беседу с учащимся:

Чему мы научились?

Что больше всего понравилось делать?

Легко ли было?

Доволен ли собой учащийся?

Положительно оценивает деятельность учащегося

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.

Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.

Учится определять степень своего продвижения к цели.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района

Конспект открытого урока по фортепиано на тему:

«Освоение средств музыкальной выразительности в работе

над художественным образом»

Подготовила и провела преподаватель фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

пос. Магистральный

Тема урока: «Освоение средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом».

Цель урока: Формирование представлений о художественном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Тип урока: познавательный, урок закрепления знаний и умений.

Вид урока: традиционный.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, темп, ритмомелодия, динамика);

2. Продолжить формирование пианистических умений и навыков (игра штрихами legato, staccato, работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в разных темпах) с помощью интегрирования образных впечатлений;

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения; Работать над достижением уровня образной завершенности.

Развивающие:

Развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение; Развивать творческую активность через различные виды деятельности;

Воспитательные:

Воспитание положительного отношения к решению творческих технических задач при работе над музыкальным произведением; Воспитание эстетического вкуса и любви к музыке.

Методические приёмы:

Словесный

Наглядный

Практический

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Приёмы контроля и самоконтроля

Развитие образного мышления

Методы обучения:

Перспективный

Практический

Репродуктивный

Реализуемые технологии:

Развивающего обучения

Художественно-эстетическая

Информационно-компьютерная

Здоровьесберегающая

Оснащение урока:

Фортепиано, 2 стула, таблица «Средства музыкальной выразительности»

Рисунки, картинки, нотные пособия, портрет композитор, ноутбук.

Слайдовая презентация «Выразительные средства музыки»

Дидактический материал в виде карточек «Звуковое лото»

Репертуарный план урока:

Гамма До мажор. Сорокин Этюд ля минор Р. Рюигрок «Горе куклы» Обр. русской народной песни «На речушке, на Дунае» В. Волков «По заячьим следам» Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание) П. Чайковский «Старинная французская песенка» (прослушивание) «Паяц» Итог урока Домашнее задание


План урока

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

Организационный момент. Вступительное слово

Словесный

Разминка.

Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

Словесный, наглядный, показа

Работа над музыкальным материалом с учащейся 1 класса. Физкультминутка.

Словесный, наглядный, показа, «направляющих указаний»,

«попутных поправок»

Закрепление пройденного материала (выразительные средства музыки) с использованием игровой технологии(игра по карточкам «Звуковое лото») Просмотр слайдов

«Выразительные средства музыки»

Просмотр слайдов

«Выразительные

средства средства музыки»

Игровой, словесный, наглядный, показа

Краткое сообщение учащейся 5 класса о композиторе

Словесный

Представление пьесы А. Гладковского «Паяц»

Работа над достижением образной завершенности

Словесный, наглядный, практический, «попутных поправок»

Итог урока

Словесный, наглядный

Домашнее задание

Словесный


Ход урока:

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

Приветствие. Сообщение темы урока, задач и хода работы урока.

Творческий настрой учащихся на урок.

Музыка - язык звуков. Она передаёт различные явления жизни при помощи особых выразительных средств. При помощи этих средств композитор выражает в музыке свои мысли, настроения, создаёт свой музыкальный образ. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве и мраморе, писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы это делают с помощью звуков.

Представляю своих учениц:

Муратова Радмила 1 класс Гудова Валерия 5 класс

Вопрос: Что же это за понятие «художественный образ»?

Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке. Это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

В нашем распоряжении вся фортепианная клавиатура и все её краски. Мы сегодня будем работать над выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь динамическими красками и различными приёмами звукоизвлечения.

Помогают передать все эти нюансы живая речь и конкретный образ, который может пробудить вашу фантазию. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы, рождает способность передать его необходимыми для этого движениями рук.

Перед началом нашей совместной работы и для вашего творческого настроя над произведениями, предлагаю просмотр картин, которые соответствуют настроению, художественному образу ваших пьес, подготовленных нашими юными художниками, учащимися отделения изобразительного искусства.

2.Разминка учащейся 1 класса Муратовой Радмилы.

Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох» для снятия волнения и напряжения.

Упражнения на укрепление кистевого аппарата «Веер», «Скольжение».

Игра гаммы До мажор двумя руками в прямом и в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах:

«Гамму я играю громко и играю хорошо», «А теперь играю быстро - получу оценку «пять». Ученица играет гамму и следит за подкладыванием 1 пальца.

Чтобы добиться технической беглости в пальцах, переходим к повторению Этюда композитора Сорокина.

Ученица исполняет Этюд сначала медленно, затем в заданном темпе и учится контролировать целостность исполнения.

З. Работа с музыкальным материалом.

П:Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

У:Р. Рюигрок «Горе куклы»

П: Скажи, какой характер у пьесы?

У: Грустный, печальный.

П: Что ты представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ответы ученика

П:Радмила, ты приготовила стихи к пьесе?

У: Р. Читает стихи:

Кукла Маша заболела,

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно, Маше тяжко!

Не поможешь её, бедняжке.

Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе.

Ученица исполняет пьесу «Горе куклы».

П: Как ты думаешь, с помощью каких музыкальных средств выразительности композитору удалось передать печальный образ куклы?

У:С помощью минорного лада, медленного темпа.

П:Да, мелодия звучит неторопливо, грустно, слышны вопросительные интонации. Каким штрихом исполняется пьеса?

П: Радмила, я знаю тебе нравится играть русскую народную песню «На речушке, на Дунае».

Какие выразительные средства использованы в пьесе?

У: Тембр, регистр, длинные фразы. Пьеса изложена в форме канона. Ученица исполняет произведение.

Физкультминутка

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение «Маятник» на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно вместе со вздохом, поднять руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперёд, тяжело уронить расслабленные руки вниз.

П: Как называется твоё следующее произведение?

У: «По заячьим следам»

Исполнение пьесы ученицей.

П:Эту пьесу написал советский композитор Вячеслав Иванович Волков. Он родился в г. Вольске Саратовской обл. в 1904 г. в семье мельника. Был участником Великой Отечественной войны. (Показать портрет композитора).

П:Какое настроение у произведения?

У:Весёлое, сказочное

П: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т. е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

П. Радмила, какой образ ты передаёшь во время исполнения, что представляешь?

4.3акрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки) Приложение№1 «Звуковое лото»

Просмотр слайдов «Выразительные средства музыки»

П: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

Произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны» произведение: звучит «Старинная французская песенка».

Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.

П: Радмила, ты уже поняла, что можно рисовать и создавать образы не только красками, но также и звуками.

5.Следующее произведение композитора «Паяц» представляет Гудова Валерия.

Короткое сообщение Леры о композиторе.

советский композитор, преподаватель. Родился в Петербурге в 1894 году. Окончил Ленинградскую консерваторию в 1924 г. Автор музыки к спектаклям, кинофильмам. В 1934 году им написана детская сюита.

Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Трубочист», «Маленькая танцовщица». То есть, всё пьесы имеют название, в котором и кроется художественный образ. Одна из самых ярких, озорных пьес сюиты - «Паяц».

П: Расскажи мне про него? Какой у него характер? Чем он занимается? Какими средствами выразительности достигается образ?

У:Паяц - это шут, клоун, комический персонаж старинного народного итальянского театра. Неловкий неотёсанный парень Паяц смешил зрителей глупостью и упрямством.

Характер энергичный, задорный, активный, бодрый. Занимается он скорее всего жонглированием. Об этом говорят стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, мажорный лад, четкая ритмическая пульсация.

Лера использует карточку «цветик-семицветик» и называет музыкальные средства, над которыми мы будем работать на уроке (разнообразная динамика от р к f),штрих стаккато, интенсивное cresendo, педальная ньюансировка), даёт краткий анализ пьес(форма трёхчастная).

Лера выполняет разминочное упражнение для мышц кисти «Веер» и дыхательную гимнастику, затем исполняет пьесу «Паяц».

Работа над 1 частью пьесы

Построением фразировочных линий, пианистической артикуляцией, педальной ньюансировкой, яркими динамическими контрастами.

Объясняю и показываю технические приёмы игры в причудливых синкопах, коротких форшлагах, изображающие прыжки и ужимки шута.

Левую руку играем аккордами со сменой педали, объединяющим движением руки (такты)

Добиваемся пальцевой цепкости и артикуляции в исполнении 1 части в подвижном темпе.

Часть. Работа над средним разделом пьесы

Вопрос: Какой характер части? Где кульминация пьесы и как она развивается? Какие средства использует композитор?

Ответ: Немного взволнованный, кульминация развивается постепенно, использованы штрихи нон легато и стаккато с яркой сменой динамики.

Работаем над исполнением штрихов нон легато и стаккато упругими активными пальцами, добиваясь сильного, яркого звука. Мелодическую линию мы будем играть на cresсendo. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.

Вопрос: Какое смысловое значение имеет пауза в вершине кульминации?

Ответы ученика

Часть: Повторение 1 части с ярким завершением.

Мы рассмотрели средства выразительности, которые помогали раскрытию художественного образа.

Прошу Леру сыграть пьесу в стремительном темпе и довести своё исполнение до образной завершенности.

Итог урока.

Мы сегодня с вами убедились, что средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнутся необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении. В заключение урока хочется поблагодарить девочек за их работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, вы представляете, проживаете музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.

Домашнее задание

Закрепление пьес «Горе куклы», «По заячьим следам», «На речушке, на Дунае» и «Паяц». Готовиться к новогоднему концерту.

Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности:

Вариант(мажорный лад, умеренный темп, штрих стаккато, динамика mf) вариант(минорный лад, медленный темп, штрих легато, динамика p)

Приложение

Карточки для игры «Звуковое лото»

Используемая литература:

1. «Фортепиано. Интенсивный курс:методические рекомендации»; М.:РИФ «Крипто-логос»,1992г.

2. «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор»,1984г.

3. Методика обучения игре на фортепиано;М.: Музыка,1971г.

4.А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика ХХI»,2009г.

5.А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика ХХI»,2013г.

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. К средствам музыкальной выразительности относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

На музыкальных занятиях в детском саду мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относится, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно - перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Активное восприятие музыкального образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании ребёнка в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее круг образов, создаваемых ребёнком при помощи пластики и жеста, тем активнее он будет участвовать в выполнении творческих заданий, импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

10. Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

Систему музыкально-ритмического воспи­тания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок. Ребенок по­падает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реак­ции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это раз­вивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, за­нятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ характеру музыки;

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Рассмотрим это более подробно.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки на­строения. Например, в следующих трех произведениях для ходь­бы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движе­ние, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои дви­жения. Метроритм определяет координацию тех или иных движе­ний с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акцен­ты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок му­зыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело ка­лина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музы­кального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная ме­лодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возра­ста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей зна­комят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительно­сти, формы музыкальных произведений, тем свободнее, вырази­тельнее выполняют движения.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависи­мости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

Развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

танцевальные движения;

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.

Открытый урок комбиниронного типа, предназначенный для ученников младших классов обучающихся по классу фортепиано.
Рекомендуется как для учащихся по предпроф. образовательной программе, так и для детей занимающихся по общеразвивающей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1 г. Рассказово"

Фортепианное отделение

Открытый урок

Преподавателя МБУДО "ДМШ №1 города Рассказово"

по классу фортепиано Фурсовой И. В.

« Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано »

г. Рассказово

2016 г.

Цель урока:

  • Образовательные:

Формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;

Закрепление знаний музыкальной терминологии;

Характеристика исполняемой фортепианной музыки.

  • Развивающие:

Развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;

Развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением;

  • Воспитательные:

Способствовать гармоничному воспитанию личности;

Способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;

Воспитание бережного отношения к занятиям;

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока : открытое индивидуальное занятие.

Методы ведения урока : словесные, практические, исследовательские.

Технологии обучения : личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.

Этапы урока :

  • Организационный момент.

Эмоциональный настрой, представление учениц, сообщение темы урока.

  • Введение в тему.

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств, анализ какими средствами выразительности музыка передаёт эмоциональное состояние человека.

  • Основная часть.

Работа с ученицами над пьесами... Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.

Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Анализ музыкального сопровождения учениками.

  • Подведение итогов урока.

Ход урока:

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».

Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.

Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

На чем же основана музыкальная выразительность?

К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры. Музыка выразительность форма

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Размещено н

Основная часть:

Киселева Вика 1 кл. исполняет пьесу " Вальс кукушки" Эта программная пьеса,изображает кукушку. Развивает воображение ребенка, а так же знакомит с жанром вальса. Вальс диктует свои особенности исполнения-опора и движение к сильной доле трехдольного танца. При разучивании этого произведения необходимо проработать каждую интонацию отдельно от всей фактуры, выстроить каждую фразу. Партию левой руки-сопровождение так-же стоит поучить отдельно.

Кривкнцева Карина 2 кл. исполняет пьесу В Коровицина "Кот Василий".Это програмная пьеса,которая изображает мурлыкание и пластику кошки. Для этой цели используется целый ряд приемов музыкальной выразительности-многослойная фактура,мягкие, мурлыкающие интонации, соответствующая образу тембральная окраска и др.

Здесь следует в медленном темпе проработать каждую интонацию, каждый мотив. Интонация - ощущение расстояния между интервалами. Мелодия зависит от отношений нот между собой. Исполнить – значит «пережить» каждую интонацию и довести каждую музыкальную мысль до логического завершения. Работа над интонированием заставляет ученика слушать себя, свою игру. Интонирование способствует раскрепощению двигательного аппарата - появляется дыхание кисти, гибкость, пластика.

У пианистов интонирование определяется многоплановостью фактуры не только по горизонтали, но и по вертикале. На что нужно обращать внимание при работе над фактурой:

1. соблюдать динамическое соотношение между голосами и пластами фактуры.

2. важно чтоб фон помогал мелодии. Обратить внимание на то, что долгие звуки меняют свое выразительное значение от смены аккордов.

3. от звуковой дистанции зависит истинная выразительность. Аккомпанемент обогащает мелодию, но не смешивается с ней.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

В данной пьесе дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. Между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, и образуется простая трехчастная. Повтор связан с принципом-контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, звучит как противопоставление

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Сама тема состоит из двух контрастных элементов и это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития.

Гудкова Ксения 2 кл исполняет произведение композитора Парцхаладзе "Хоровод". Это програмная пьеса, основанная на аккордовой фактуре. Смена лада и тональности, динамическое разнообразие, характерные интонации рисуют образ русской народной пляски. Особое внимание необходимо уделить качеству исполнения аккордов. Для этого под строгим звуковым контроллем нужно проучивать их отдельно и только после этого объединять в мотивы и фразы, направляя ученицу мыслить горизонтально. Обратить внимание на смену тональности- мажор и паралельный минор. Максимально использовать весь богатейший спектр средств музыкальной выразительности для создания образа задорной пляски.

Саблина Эвелина 2 кл исполняет произведение Ю Литовко"Пьеса".Это произведение имеет ярковыраженную вокальную направленность. Основное требование в работе над этим произведением-выявить и подчеркнуть вокальную природу фортепианного мелоса. Мысленно выделить ее из общей фактуры. Оживить ее с помощью динамических оттенков. Найти в звучании инструмента выразительность и музыкальное тепло,свойственное человеческому голосу. Добиваться объеденительного движения при исполнении основной мелодической линии.

Подведение итогов. Саморефлексия.

Для развития ученика - пианиста большое значение имеет работа над интонированием. Учить «пению» на инструменте важно с первых уроков обучения. Чувствовать инструмент, уметь сыграть выразительно, контролировать качество звука.

Ученицы умеют перечислить и сформулировать основные средства музыкальной выразительности. Стараются вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Они поняла характер произведения, жанр, стиль. Принимали активное участие в анализе и исследовании музыкального материала.


Лучшие статьи по теме