Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Порядок оформления научно исследовательской работы. Методические рекомендации "правила написания исследовательских работ"

Порядок оформления научно исследовательской работы. Методические рекомендации "правила написания исследовательских работ"

В самом общем виде схема научного исследования на первом его этапе может иметь следующее строение: изучение студентом вопроса должно начинаться с теории (изучения литературы по теории и истории интересующего его вопроса, а также накопленного опыта по его изучению), выделения проблемы и построения гипотезы исследования, после чего студент формирует цель своего исследования и задачи по ее достижению; далее составляется программа исследования и определяются методы экспериментально-эмпирического (или теоретического) исследования в соответствии со спецификой темы работы студента.

Теперь, когда у вас есть представление о том, что нужно, продолжайте и напишите одно или два предложения, объединяя шаги 1 и 2. Если вы застряли во время написания, вытащите это предложение и посмотрите, где вы сбились с пути, или куда вы идете, чтобы вернуться в нужное русло.

Вы знаете, что хочет профессор, вы знаете, как вы идете. чтобы дать им их. Теперь все, что вам нужно знать, это то, где все это может упасть с рельсов. На этом этапе вы называете свои сильные и слабые стороны, чтобы вы точно знали, где вы стоите. Это супер-просто - все, что вы делаете, это ответить на два вопроса, составив список из двух или трех вещей для каждого.

Работа студента с источниками литературы. При работе с литературными источниками студент-исследователь вырабатывает в себе навыки умственной работы, расширяет свой кругозор, умение видеть положительные стороны и недостатки. Комментируя и резюмируя прочитанное, он совершенствует свои способности, учится четко формулировать и записывать свои мысли. Благодаря изучению литературы формируется синтезирующее знание, представление о предмете своего исследования, которое складывается из разных концепций, что очень важно для системного подхода.

Как организовать свой исследовательский документ?

Теперь все, что вам нужно сделать, это сыграть в эти сильные стороны и осознать слабости. Вы готовы перейти к следующему шагу, так что добирайтесь до него! Давайте поговорим о том, как выполнить. Эрнест Хемингуэй классно сказал, что «самая трудная часть в написании - это получить свою задницу в кресле». И он абсолютно прав. Если вы можете сесть, чтобы написать, у вас уже есть 90% работы за вами.

Тем не менее, вы должны вернуться в свою комнату, выйти из своего календаря и начать смотреть на определенные промежутки времени в ваши дни между тем, когда вам назначается бумага и когда назначается задание. Следуйте этим советам при составлении расписания.

Чаще всего литературу по теме своего исследования студент (специалист) может найти в библиотеке, где имеются каталоги: алфавитный, систематический, предметный. В алфавитном каталоге литература распределяется в алфавитном порядке; в систематическом – по отдельным отраслям знаний; в предметном – по отдельным темам и проблемам.

Будьте конкретны в том, как вы проводите время

Это будет сложно, но не позволяйте друзьям или занятиям сходить с вашего счета. Установите план и выполните, выполните, выполните - это единственный способ добиться желаемых результатов. При составлении графика задайте цели завершения, чтобы время не было открытым. Если ваше время туманно, вы, скорее всего, сбросите мяч. У вас есть свидание со стулом и обучение на протяжении всей жизни.

Вы работаете над чем-то большим

Имейте в виду, что одним из важнейших компонентов успешного письма является время. Вам нужно время, чтобы думать, исследовать и создавать. Его можно легко закрепить на деревьях за счет просмотра всего леса, поэтому обязательно помните, что то, что вы делаете, добавляет к вашей общей карьере. Если бумага хорошая, вы можете использовать ее в качестве образца для записи или попытаться опубликовать ее, которая будет строить ваше резюме. Сопротивляйтесь импульсу думать о бумаге как о препятствии.

Картотека дает представление о журнальных и газетных статьях, опубликованных за три последних года. При этом особенно важен поиск литературы среди произведений зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Кроме того при подготовке научно-исследовательской работы следует обращаться к справочникам, словарям, энциклопедиям, статьям, которые снабжаются библиографией.

Воспользуйтесь системами поддержки

Вы не пишете в вакууме - у вас есть академическая поддержка у вас под рукой, а также друзья, которые находятся в одной лодке. Запишитесь на прием в центр письма, чтобы получить полупрофессиональный набор глаз, и уложите эту бумагу другу для быстрых заметок.

Ваш следующий шаг - организовать свое время. Сделайте специальную вкладку для своей бумаги и заполните время, в которое вы можете работать. Самая важная часть этого - то, что вы являетесь специфическим - задание материальных целей завершения для каждого рабочего сеанса. Большинство ваших сеансов должны быть не более часа или двух, но некоторые виды деятельности, например, исследования, возможно, должны быть немного длиннее.

Предметом поиска по той или иной проблеме или теме могут быть материалы анализа и обобщения научных исследований, практического, педагогического и иного опыта. В ходе изучения этих источников у исследователя появляются сведения о разработке проблемы: где, кто работает и каких результатов достиг в ее решении или решении смежной с ней проблемы. Это позволяет уточнить смысл и направление исследования студента. Ведь достаточно часто бывает так, что тема изучается многими, но интересуемый аспект либо разрабатывается недостаточно, либо вообще не изучался никем.

Если вы заметили, большая часть вашего времени написания будет потрачена на передний конец, создавая первый черновик бумаги. Это потому, что все после этого будет ревизионистским. Не забудьте найти своего приятеля и назначьте встречу в центре письма! Если вы придерживаетесь этого графика, вы не только закончите свою бумагу вовремя, вы ее завершите. Каждый писатель на планете скажет вам, что расписание является основой хорошего письма - чем больше времени вы проводите в кресле, тем лучше получается письмо.

Как мне придумать идеи для бумаги?

Итак, вы завершили первые два шага перед сном в тот день, когда вы назначили бумагу, теперь это тяжелые вещи. Тем не менее, теперь будет немного легче, если вы точно знаете, что хочет ваш профессор, и у вас есть график на месте. Чтобы генерировать идеи, у вас есть несколько вариантов. Свободное письмо часто пользуется популярностью, но оно может быть очень трудоемким, а также не особенно полезно для исследовательских работ. Кроме того, некоторые специалисты советуют поговорить с другом, что может отвлекать.

Работа над литературными источниками является частью исследовательской деятельности на всех этапах работы. Всесторонне и систематизированное знание литературы позволит более правильно подойти к ее решению.

Работа над вводной частью научно-исследовательской работы (проекта). Каждую научно-исследовательскую работу, разновидностью которой является курсовая работа, можно отнести к определенному научному направлению (техническому, биологическому, социальному, физико-техническому и т. д.). Структурными единицами любого научного направления принято считать проблему, тему или научный вопрос. Однако, чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему. После обоснования проблемы и установления ее структуры, определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (т. е. важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной или значимой для народного хозяйства).

Но у вас мало времени, поэтому вы хотите сосредоточиться и сузить свои идеи - это важно для успеха. Лучший способ для этого - сопоставление. Сопоставление - это метод, который позволяет вам свободно записывать свои идеи логически. Картирование даст вам сильные руководящие вопросы, а также продемонстрирует, как ваши идеи связаны, что очень полезно для написания длинной исследовательской работы. Отображение выглядит примерно так.

Обратите внимание, что идеи становятся более конкретными, чем дальше от центральной темы. Также обратите внимание, что они написаны как вопросительные вопросы, которые стимулируют мысль. Обведите те, которые наиболее специфичны, и используйте их для своей бумаги.

В любом научном исследовании должен быть свой объект и предмет для изучения. При этом под объектом научного исследования понимают материальную или идеальную систему, обозначающую более широкое основание для изучения предмета исследования. Предмет исследования представляет структуру системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы или вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д. проще говоря, предметом исследования выдвигается то конкретное исследование, его аспект, который необходимо изучить. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. После определения проблемы, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза, которая определяет и программу, и пути дальнейшего проведения исследования. Далее исследователь формулирует цель и задачи исследования. Цель научного исследования представляет собой всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структура, связи, отношения на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения и внедрения в производство (практику) полезных для человека результатов.

Итак, примените свою область обучения, свои интересы или что-то актуальное для этого предмета. Из вышесказанного, который звучит так, будто у него больше сока? Кроме того, вы можете положиться на нетехнические, неакадемические наблюдения, чтобы дать вам лучшие идеи - вы можете использовать свой опыт для формирования своего предмета. Взгляните на эти конкретные идеи, которые вы можете использовать на своей исследовательской стадии.

И посмотрите, вы можете прокручивать нижнюю часть страницы, чтобы перейти к конкретным статьям, которые будут использоваться в ваших исследованиях. Кроме того, 51 упоминает ваше ключевое слово! Теперь, когда вы знаете - на самом общем уровне - что происходит в этой области, вы можете продолжить свою диссертацию и наброски.

После формулировки цели предпринимаемого исследования в научной работе указываются те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это, обычно, делается в форме перечисления (изучить, описать, выявить, определить и т. п.). Решению каждой конкретной задачи в работе студента может быть посвящена отдельная ее глава или параграф.

Как написать заявление о диссертации?

Во-первых, вам понадобится достойное понимание вашей темы. Во-вторых, вам понадобятся конкретные примеры для написания. В-третьих, вам нужно будет эффективно организовать эти три предмета. И, в-четвертых, вам нужно составить схему. Для этого пошагового руководства примерами тезисов мы собираемся сломать вещи для сверхэффективности, чтобы вы могли создать основу бумаги.

Написание диссертации разбито на четыре части. Первым шагом к созданию успешного заявления тезиса является краткий обзор данной темы. Итак, первая часть вашего тезиса должна быть обобщенным заявлением, в котором описываются императивы, которые делают ваш документ актуальным.

Обязательным элементом вводной части работы является указание на метод исследования, который послужилы инструментом в сборе и анализе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в данной работе цели. Кроме того, далее во введении дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических и др.) и формулируются методологические основы будущего (или проведенного) исследования.

Начните с составления списка причин, по которым вы считаете, что ваша статья важна. Использование технологии внутри и снаружи класса увеличилось за последнее десятилетие. Студенты используют свои телефоны в классе, что отвлекает внимание на учебе. Взаимодействие социальных сетей в настоящее время столь же важно для большинства студентов, как личное общение.

Студенты часто берутся из экспансивного цифрового мира за пределами классной комнаты и скучают в классе со стенами. Обучение студентов становится все более социальным и общинным по своей природе, а не доставляемым экспертом. Теперь давайте возьмем эти идеи и постараемся сделать их одним предложением.

Все вышеописанное отражает содержание одного из основных этапов любого научного исследования. Этот этап соответствует структуре вводной части работы. Единственным дополнением к вышеуказанному является то, что при оформлении работы во вводной ее части указывают перечень структурных элементов и обосновывают их расположение. В целом, основными структурными элементами любой научно-исследовательской работы могут быть:

Учителя, которые отказываются использовать технологии в классе, не привлекают своих учеников и не обращают внимания на естественные способы обучения своих учеников и их социальные потребности. Теперь давайте немного перепутаем этот язык, чтобы мы могли звучать немного умнее.

Учителя, которые не принимают технологии в своих классах, рискуют потерять студентов к академической скуке, не говоря уже о том, что их ученики будут восприняты как утомительные и нерелевантные. Это связано с тем, что технологии и коммуникабельность не являются внешкольными школьниками - жизнь студентов становится все более ориентированной на технологии и социальная по своей природе способами, которые были не так много лет назад.

    формулировка проблемы и темы исследования;

    обоснование актуальности, научно-практической значимости темы научного исследования;

    изучение литературы по исследуемой проблеме;

    выделение объекта и предмета исследования;

    формулировка цели и задач научно-практического исследования;

    характеристика методов и принципов исследования (методология исследования), необходимых для достижения поставленной цели;

    Будьте осторожны, как вы это делаете - иногда инструмент может быть немного выключен, так как он не может хорошо импровизировать для текстовых форм. Но пройдите через слово за словом и затяните, измените, и вы получите следующее. Это звучит здорово, не так ли? С добавлением, затем вычитанием, расширением, затем консолидацией, переходом от общего к конкретному, вы можете создать обзор, который будет использоваться в тезисе. Также обратите внимание на использование старых трюков, таких как противостоящий словарь, который усиливает риторику.

    Итак, проверьте рубрику - мы попали в какие-либо цели? Раздел «Разработка, язык и лексика» и «Структура предложений»! Теперь, когда вы пригвоздили обзор, переключите передачи на очень узкие. Здесь вы найдете три решения проблемы, которые вы представили при составлении обзора.

    описание, обоснование структуры работы.

Грамотное оформление вводной части работы в сочетании с глубоко рассмотренным содержанием являются залогом успешного написания научно-исследовательской работы (проекта) студента.

После того, как сформулированы выводы и обобщения в теоретическом или экспериментально-эмпирическом исследовании (см. прил. 2), продуманы доказательства, наступает заключительный этап – литературное оформление и редактирование полученных результатов в виде монографии, диссертации, статьи, научного отчета, реферата, доклада, курсовой или научно-исследовательской работы.

Хотя эти вещи будут более конкретными, чем предыдущий раздел, они не будут быть гиперспецифичными, но достаточно широкими, чтобы действовать как ориентиры для остальной части статьи. Представленная проблема заключалась в том, что преподаватели отбирают у учащихся инструменты обучения и заменяют их менее интересными формами обучения и останавливают социальное взаимодействие с классом. Кроме того, преподаватели уделяют мало внимания технологическим инструментам обучения в качестве средства обучения.

Как можно устранить эту проблему? Использовать технологию, чтобы заставить студентов говорить о работе, когда не в классе. Интеграция нетрадиционных технологий в классе. Сделать технологию приоритетом класса. Теперь возьмите эти вещи и объедините их в одно утверждение.

Важнейшими сторонами формы научного произведения являются: композиционная (построение литературного, научного произведения, объединяющего все его элементы в единое целое); рубрикационная (деление текста на структурные единицы, части, разделы, главы, параграфы); логическая (соответствие рассуждений, вводов и определений автора нормам логически правильного мышления); языково-стилистическая, графическая (качество таблиц и иллюстраций). Рассмотрим некоторые из этих сторон.

Но, давайте попробуем немного помассировать, как последний. Давайте попробуем сохранить нашу триаду идей неповрежденной, таким образом, мы можем сделать как минимум три разных раздела статьи. Довольно хорошо, но мы можем сделать его еще более академичным.

Мы так близки к тому, чтобы быть с тезисами! Теперь нам нужно связать два предложения вместе с каким-то предложением, переходной фразой или конъюнкцией. В этом случае держите это просто. Вы не можете начать предложение, потому что! На самом деле вы можете. Вы лгали, если это то, что вы думаете.

Итак, вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему впоследствии научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и место учебы в момент написания работы; название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа; год ее оформления; фамилия, должность и знание руководителя.

Иногда при оформлении работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтоб подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблем, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблем на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основную часть содержания работы включаются материалы, методики, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследователя. При написании этого раздела необходимо представить себе вопрос по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общественные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов (преподавателей, студентов).

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Не надо также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщить в основном тексте).

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер, либо для всей работы (таблица 18, 19), либо для данной главы, например десятой (таблица 10.1, 10.2). Особое внимание надо обратить на заголовки таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть внесены в заголовки граф, не следует помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и вводы, которые вытекают из цифрового материала.

Порядковую нумерацию вертикальным графам устанавливают только в том случае, если эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу или, если таблица переносится на другую страницу текста). В таблицах необходимо избегать больших чисел, написанных полностью, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например, вместо 1896000 т. написать 1896 тыс. т. и указать в заголовке, что числа в этой графе выражаются в млн. т.

Выводы в научной работе должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы, как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в тоже время образуется существенный пробел, отсутствие акцентуации на результатах исследования.

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, доказывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что может ясно представить качественную сущность данной работ.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Например, . Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, наименование книги, издательство, год издания, объем в страницах.

Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

При написании научной работы следует помнить о ее архитектуре, т. е. соблюдении надлежащих пропорций между частями, разделами, главами, подголовками, параграфами и придании им соответствующего шифра: 1.1.1 и т. д. Соблюдение этих пропорции делает наглядным логический строй данного произведения. Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит около 2500 знаков, печатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы. Объем научно-исследовательской работы не должен превышать 1,5 печатного листа.

В научном произведении часто возникает необходимость в конце работы дать приложения . В приложения нельзя включать библиографический список используемой литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 5». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», например: (см. прил. 5).

Другой стороной формы научного произведения является рубрикация текста. Она представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков нумерации и т. п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логические соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При этом в каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста работы. Так, в повествовательных текстах, излагающих ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Однако, в любом случае текст научной работы следует делить на структурные части с учетом логических правил деления понятия.

Библиографическое описание документов. К основным видам аналитико-синтетической обработки информации относятся аннотирование, перевод, рефератирование, составление образов, а также библиографическое описание документов и их классификация.

Библиографическое описание представляет собой необходимый минимум сведений о документе, выраженных словами и расположенных в строго установленном порядке. Такие описания служат основой для составления библиографических карточек и указателей. Итак, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его основной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографическое описание – это один из видов свернутой информации. Поэтому составители описания должны знать полиграфическое производство всех видов первичных и вторичных документов, уметь определить форму, содержание и назначение документа и отыскать необходимые данные. В выходных данных указывается: место издания, наименование издательства и год его издания. Отдельные элементы разделяются запятыми, в конце – после года издания – ставится точка.

Имеются два типа основного вида библиографического описания:

б) описание под заголовком – в качестве заглавия выступает название документа.

Под заглавием индивидуального автора библиографическую запись составляют на научные, художественные, публицистические произведения, учебники, лекции и т. п., имеющие авторское оформление (на титульном листе приведена фамилия лица без слов, уточняющих его роль в подготовке издания, или со словом «автор»).

Под заглавием библиографическую запись составляют: те издания, в которых имя автора не указано; авторские произведения четырех и более авторов; сборники произведений разных авторов с общим заглавием; словари языковые, толковые, разговорники; сборники официальных документов; издания законов и законодательных материалов; кодексы, международные договоры и соглашения; сборники научных работ, труды и научные записи; путеводители, проспекты, каталоги и т. п.

В библиографическом описании областям и элементам предшествуют следующие условные разделительные знаки:

точка и тире

точка с запятой

двоеточие

косая черта

две косые черты

круглые скобки

квадратные скобки

знак равенства

Кроме того, примеры библиографических описаний, наиболее часто встречающихся в практике, рекомендации по составлению списка источников информации, оформлению ссылок на них разработаны на основе ГОСТов:

7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

7.32–91. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

Так, при оформлении списка использованных источников информации в курсовых, дипломных работах, отчетах и иных научных работах обычно используются стандартные заглавия «Библиография», «Литература», «Список литературы» или их модификации «Список использованной литературы», «Список использованных источников». При этом источники в списке литературы следует располагать либо в порядке появления ссылок в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой, либо по алфавиту.

Ссылки нумеруются последовательно в порядке расположения литературы в списке источников с указанием страниц, и заключаются в квадратные скобки. При этом, наряду с общим списком, допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, по главам, разделам.

Алфавитное построение является наиболее простой и распространенной формой организации библиографических описаний. Списком источников, составленных по алфавиту, удобно пользоваться в отрыве от основного текста. В нем легко найти библиографическое описание какого-либо документа или выявить его отсутствие. Нумерация позиций алфавитного поиска максимально упрощает связь списка с основным текстом. Поиск документа осуществляется по порядковому номеру его библиографического описания в списке. При этом список использованных источников должен содержать сведения об источниках в соответствии с ГОСТ 7.1.–84, который устанавливает общие требования к библиографическому описанию документа и общие его составления.

Алексеев В. П. География человеческих рас. – М.: Наука, 1974. 777 с.

Коллективная монография (все фамилии должны быть упомянуты)

Археологические исследования Энской пещеры / Васин В. В., Иванов И. И., Петров П. П., Сидоров С. С. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 1999. – Гл. 3. – С. 777–888.

Статья в сборнике:

Иванов П. И. Полинология стоянки Детский сад 11 // Каменный век на территории Новосибирского Академгородка. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 799–800.

Статья в учебных записках (ученых трудах)

Скрипка А. С. К датировке некоторых типов саранского оружия // Учен. за. Ленингр. пед. ин-та. – 1977. – Вып 3. – С. 66–77.

Статья в журнале:

Иванов П. И. Психология запоминания // Вопросы психологии. – 1966. – № 1. – С. 1–34.

КАК НАПИСАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

Текст исследовательского сочинения должен представлять собой развёрнутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

Первое, что должно обеспечить успех в деле создания текста исследовательской работы,

Умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к нему, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью . А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «и так», «в то время как», «следовательно», «благодаря этому», «прежде чем перейти к…» , «рассмотрим», «остановимся», «в заключение отметим», «всё сказанное позволяет сделать вывод... » и т.д.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчинённые, а не сложносочинённые предложения, т.к. подчинительные конструкции выражают причинно-следственные, условные и тому подобные отношения. Изложение в научном сочинении отличается всегда достоверностью, поэтому в тексте часто встречаются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «возможно», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог, поэтому изложение ведётся от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписаным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив: сам автор, научный руководитель, консультант и т.д. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что... ».

Культуру научной речи определяет смысловая точность, ясность, краткость изложения.

При написании текста необходимо учитывать и тот факт, что он предназначен в будущем для чтения. Чтобы облегчить этот процесс, рекомендуется определения, формулировки подчеркнуть или напечатать вразрядку. Каждую логически законченную часть текста внутри пункта плана следует начинать с красной строки. Текст легче воспринимается, если в конце каждой части даётся краткая фраза - резюме: «итак,
если посмотрим... », а следующая за ней часть начинается словами: «теперь мы перейдём к описанию... ».

Всё вышесказанное работает на качество текста исследовательского сочинения. В филологии есть интересная область изысканий - «Лингвистика текста», одним из достижений которой является классификация в тексте сильных позиций, знание которых составляет один из секретов хорошего стиля. В.КХарченко к таким сильным позициям относит название, оглавление, эпиграф, первую строку, последний абзац текста. В целом, стиль изложения служит показателем не только того, насколько глубоко исследователь вошёл в суть изучаемой темы, но и говорит о его культуре, поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста - одна из главных задач.

Текст исследовательской работы имеет свою структуру. Образцом, который позволит сделать исследовательскую работу в соответствии с требованиями научного текста, является кандидатская диссертация, с текстом которой можно познакомиться в любой фундаментальной научной
библиотеке или найти на сайтах Интернета. Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными частями которой являются следующие:

Титульный лист.

Введение.

Главы основной части.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

А теперь подробнее о каждой из частей.

Тит ул ьный лист - первая страница исследовательского сочинения, которая заполняется по строго определённым правилам. Это - лицо исследовательской работы.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее, несколькими интервалами ниже, следуют фамилия, имя исследователя (в именительном падеже).

В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то даётся подзаголовок. Не рекомендуется употреблять неопределённые формулировки: «К истории... », «Материалы к. ..», «Из истории», «О некоторых... »и др.

Ближе к правому краю титульного листа пишутся фамилия и инициалы научного руководителя, его должность, учёное звание и учёная степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год её написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление , содержащее название глав, которые точно повторяют заголовки в тексте.

Главы, разделенные на параграфы и подпараграфы, являются планом сочинения.

Число глав, параграфов в них и подпараграфов в последних должно быть не меньше двух. Если содержание глав нельзя разделить на параграфы, то главы упрощаются до параграфов, т.е. вообще не вводятся.

Главы соразмерны между собой по объему и степени
сложности содержания. Все главы в «Оглавлении» начинаются с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Введение» - очень ответственная часть, поэтому на нём следует остановиться подробнее.

Текст «Введения» открывает формулировка актуальности избранной темы исследования. Как правило этот раздел при написании особых затруднений не вызывает. Но он отражает тем не менее непростые и длительные поиски - как к этому вы пришли, почему это действительно интересно, что это действительно новое знание, что это необходимо для теории и практики. При этом, опираясь на современные правительственные, законодательные, директивные и др. официальные документы, найдя поддержку именно в них, часто прямо цитируя их, формулируется не только собственное личное понимание значимости изучаемого явления, но и социальное.

Но социальное и личное понимание важности предпринимаемого исследования не означает, что нет препятствий на пути его реализации. На основе их видения формулируются противоречия (противоречие). Так, если учесть, что любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания нового явления, объекта, чтобы объяснить ранее неизвестные факты, то поставленной цели не достичь при нехватке знаний о предмете исследования. Это пример противоречия, когда недостаток знаний о предмете исследования делает нереальным достижение поставленной цели. Очень часто наблюдается, что явно актуальная проблема на практике имеет противоположное желаемому проявление. Так, налицо второе противоречие и Т.д. Следовательно, под противоречием понимается несоответствие между реально существующим и желаемым состоянием.

Обоснование противоречия является непростой задачей. Но без этого не выявить и не сформулировать проблему исследования. Проблема - это неизвестная часть противоречия. Проблемы порождаются изменчивостью мира и познавательной активностью людей!

Как вьrявить проблему? Только в чём-то очень сомневаясь. Что очень часто происходит из-за нехватки, «дефицита» информации для описания или объяснения реальности. Кстати именно способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире, по мнению учёных, считается одним из главных проявлений таланта исследователя.

Что стоит за понятием «проблема»? В переводе с греческого языка это сложный практический или теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения. По мнению учёных (И.Н.Кузнецов, Н.Н.Носков, Гараев) -

это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской деятельности;

то объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Можно давать определения ещё и ещё, но уже ясно, что такое проблема а науке, осталось только сказать, что формулируется она чаще всего в виде:

Проблемного вопроса, который поставлен относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания, ещё неизвестный науке и выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется этот предмет исследования: «каковы», «как», «в какой мере»?...;

Проблемной ситуации, в которой обнаруживается противоречие;

Проблемной задачи как предполагаемого результата исследования, формулируемого как обыкновенная цель: «определение комплекса условий... », «найти средства...» и т.д. Технически справиться с задачей постановки проблемы поможет круг вопросов, на которые необходимо ответить в исследовательской работе. Надо отметить, что в исследовании вопрос вообще имеет чрезвычайно важное значение. Он лежит в основе научного поиска. И есть только один путь к овладению искусством постановки вопросов - надо чаще их формулировать. Но просто так, «из головы», вопросы не появляются. Они возникают во время работы над материалом.

Постановка проблемы имеет важное значение не только для собственно исследования, но и лично для самого исследователя. Так, по убеждению известного американского учёного Д.Дьюи, наличие проблемы является двигателем процесса мышления, которое возникает, когда есть трудность, разрыв мысли, напряжение, смущение и сомнение.

Так что вопрос, возникший в голове и оформившийся в проблему, явился именно тем толчком, который «включил мозг» и вывел на путь поиска собственного решения. Это чрезвычайно важный момент, т.к. далеко не каждый удостоен волнующей радости столкновения с неизвестным и последующим мучительным блужданием в том, что чаще всего, как это станет понятно позднее, давно известном другим. Но это приобщает к общему знанию. А попытка найти собственный ответ на волнующий вопрос обрекает на уникальное открытие.

Выявление противоречия, проблемы - это стратегические операции. Большой и талантливый учёный В.С. Безрукова «стратегию исследовательской деятельности» понимала так: «Стратегия исследования - это определение его перспектив, конечного результата, основного направления его проведения. К стратегическим операциям относятся выявление противоречия, проблемы и цели»[

И становится понятным, что для завершения формирования стратегии исследования необходимо только определиться с целью исследования.

Цель исследования

- это мысленное предвидение его результата;

- это результат, который должен быть получен в итоге

исследования.

Д л я выработки цели необходимо совершить три операции: спроектировать результат; детально е г о разработать и, наконец, отточить его формулировку .

Чтобы научиться ставить цель, надо разобраться в её структуре, которая устойчива и состоит из следующих элементов: целевого объекта, целевого предмета, целевого действия.

А теперь по порядку.

Це л евой объект или , другими словами, объект ц е ли - это научные темы, проблемы, разделы, внутри которых находится тема исследования и которые являются её научным обеспечением.

Целевой предмет (предмет цели) - это часть объекта

цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Целевой предмет переходит в цель из проблемы, куда, в свою очередь, он пришёл из противоречия. В противоречии целевой предмет был «неизвестным элементом». Его необходимо было преобразовать. В проблеме предмет предстал как составная часть известного и в связи с ним. А в цели - как ядро исследования. На нём фиксируется основное внимание.

И, наконец, целевое действие (действие цели) - это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования: раскрыть, выявить, установить, обосновать, охарактеризовать, экспериментально проверить, изучить, проанализировать, обобщить,
определить значение.... При этом целевое действие должно подбираться таким образом, чтобы дать возможность завершить его за промежуток времени, в котором совершается исследование.

После определения в структуре цели всех элементов остаётся только построить её саму. Вспомни, какой красивый дом из кубиков ты сооружал в детстве. Кубики - это элементы, а дом - твоё исследование. Всё получится правильно, если при «строительстве цели» ты не потеряешь смысл, заложенный в изучаемой теме, т.е. выразишь то, что намереваешься сделать.

При. формулировке цели необходимо быть предельно точным и кратким. Вот несколько примеров формулировки цели: «Целью данной работы является описание…»; «Цель работы - анализ... »; «Цель исследования - выявить…»; «Цель исследования заключается... » и т.д.

После того как выполнены исследовательские операции по разработке стратегии, приступают к принципиально другой исследовательской деятельности - разработке её тактики.

ТАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Тактика исследования - это система практических действий, направленных на достижение цели. Тактику часто понимают как средство достижения цели.

Вырабатывая тактику, исследователь конкретизирует цель, т.е. определяет объект и предмет поиска, разрабатывает гипотезу , разбивает цель на подцели и формулирует их , отбирает источники, выбирает методы. Наконец, вся деятельность разбивается на этапы , последовательное выпо л нение которых поможет реализовать страте г ию исследования.

Тактические операции отличаются от стратегических большей степенью маневренности. Как совокупность действий, направленных на достижение цели, они начинаются с выявления объекта и предмета исследования. Другими словами, идет процесс конкретизации цели «во времени и пространстве» через определение объекта и предмета исследования в соответствии с выдвинутой проблемой,

Объект исследования - это то, на что направлена познавательная деятельность, - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избирается для изучения. Это научное пространство, в рамках которого ведётся исследование. Это - экономическая, политическая, образовательная или любая другая сфера реальности, " та часть nрактики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объект исследования как научное знание существует реально. Оно задано другими исследователями, другими научными трудами, какими бы они ни" были по широте и глубине. С этим необходимо считаться как с отправной точкой собственного исследования. При этом необходимо, чтобы знаний, наработанных по теме избранного исследования было накоплено предшественниками достаточно. Наука должна быть готова помочь описать и осмыслить найденные новые факты. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Он является лишь источником информации. Объект - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избираются для изучения. "

Но в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит тщательному изучению и преобразованию. Это новое знание, которое пытается получить исследователь об объекте .

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и
частное. Но если объект берётся в статике таким, какой он есть на данный момент, то предмет рассматривается в динамике или таким, как он способен под влиянием действий исследователя измениться за короткий промежуток времени, отведённый для выполнения работы. Поэтому объект исследования отражает прошлое и настоящее в науке и практике, а предмет исследования связан с настоящим и будущим их развития.

Именно на предмет должно быть направлено основное внимание исследователя. Он закладывается уже в теме исследования, определяет её, затем прослеживается как «болевая точка» , как неизвестное в противоречии , естеств е нно проходит в проблеме и окончательно формиру е тся в цели как целевой предмет.

Нередко мы наблюдаем совпадение формулировки темы и объекта либо предмета исследования. Это считается нормальным явлением. Ненормально, когда тема сформулирована шире объекта. Лучший вариант, когда выделенный предмет уже объекта и темы исследования, когда он является их частью.

«Технически сделать» объект и предмет исследования поможет возвращение к тем частям конструкции цели, которые мы назвали «объект цели» и «предмет цели».

После постановки цели, выделения объекта и предмета
исследования начинается процесс построения гипотезы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом исследования. Гипотеза указывает направление решения главной проблемы. Доказанные в исследовании гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Само слово «гипотеза» греческого происхождения. Состоит из двух исходных носителей смысла: гипо + теза. Это в переводе означает «данный изначально тезис (мысль, положение)», т.е. тезис, лежащий в основе чего-то большего. Впервые гипотеза стала применяться в XIX веке в экспериментах. В наше время перенесена на исследования любого вида и типа.

Гипотеза - это предположение, истинность которого не очевидна , но только через подобие предположения можно быстрее всего достигнуть цели.

Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза - это теоретическая конструкция, истинность которой требуется доказать.

Выдвижение гипотезы осуществляется на основании литературных сведений и личного опыта. Возможно поставить несколько предваряющих исследование экспериментов. Иными словами, для разработки гипотезы необходимы теоретические знания и эмпирические, рождённые практикой, экспериментом. Всё это поможет на самой ранней стадии отбросить неверную гипотезу и подтвердить правильную или даже выдвинуть новую.

Текстуально гипотеза оформляется в виде тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой необходимо ещё доказать. Формулируется она, как правило, в виде сложноподчинённого предложения: «Если..., то...» или «Чем…, тем …».

В целом назначение гипотезы: предсказывать пути и средства достижения целей исследования, выражать позицию автора о снятии противоречия, проверять старые и высказывать новые идеи .

И ещё несколько важных моментов:

- по мнению ученых, гипотеза должна отвечать двум, по крайней мере, требованиям: не противоречить фактам и законам естествообщезнания и предполагать или допускатьвозможность проверки, в результате которой её подтверждают или опровергают;

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- гипотеза - это строго аргументированная точка зрения, правдоподобное предположение. По словам И.Канта, её нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанных под строгим контролем разума;

- отрабатывая гипотезу, нужно её рассматривать как динамическую величину, т.е. в ходе исследования изменять её, уточнять и детализировать по мере накопления сведений об изучаемом объекте . И, наконец, самое последнее - усилия, затраченные на разработку даже неподтверждённых гипотез не являются напрасными, т . к. существенно приближают исследователя к истине.

Только после разработки гипотезы можно приступать к определению задач исследования. Акцентирование внимания на данной последовательности требует возвращения к цели исследования, в частности, к тому, что все цели делятся на подцели, которые, по отношению к начальной цели являются её задачами. И если цель - это предвидение результатов исследования, то выражение результата в конкретных действиях по его достижению - это задачи.

Ставить задачи после цели нельзя. Её можно достигать разными путями и средствами, которые определяет гипотеза. Если предположить, что
гипотеза- это путь к цели, то задачи - это «вехи» на пути к ней. Поэтому только после её разработки можно приступать к задачам.

Необходимо понимание того, что деление цели на задачи - это неизбежный и реально заданный процесс, цель которого:

Выделение более простых и доступных для выполнения операций;

Создание последовательности выполнения этих операций с учётом их связи, сложности и времени выполнения;

Моделирование всего объёма работы для того, чтобы
правильно рассчитать свои силы.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для поверки сформулированной гипотезы исследования.

Как правильно «построить» задачи исследования? Начать нужно как бы с «расщепления» цели и выделения подцелей. Продумать, какое действие необходимо совершить, чтобы достичь подцели. Не придумывать его, а искать в уже сформулированном выше в отношении противоречия, проблемы, цели, гипотезы. Далее сложные действия необходимо разделить" на две, три простые. Определить сложность каждого действия и порядковую зависимость друг от друга. Расставить операции по порядку выполнения. Отшлифовать формулировки.

«Сложив» задачи, необходимо посмотреть, соответствуют ли они цели. В сумме задачи не должны выходить за пределы цели, превышать её. Задачи должны соответствовать ранее разработанным исследовательским операциям, т.е. среди задач должны быть такие, которые

- «схватывают» объект и предмет исследования, гипотезу (пункты в формулировке гипотезы должны естественным путём привести к формулировке задач исследования, т.е. сколько условий, столько и задач);

Связаны с изучением теории вопроса (их формулировки чаще всего начинают глаголами: изучить, обобщить, раскрыть, описать, выявить и т.п.);

Определяют состояние практики и проявление предмета исследования. (изучить, знакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, про следить и др.);

Экспериментом (он вытекает из гипотезы и ради неё ставится);

Правильная формулировка задачи чрезвычайно важна в целом и в частности, т . к. описание решения задачи составит содержание пункта плана исследовательской работы. И заголовок пункта плана рождается именно из формулировки задач.

После того, как проработаны задачи, можно перейти к методам исследования. По мнению специалистов, человек, вооружённый методами, считается всевидящим и всеслышащим. С помощью методов добывается научное и практическое знание. При этом каждый метод располагает своими возможностями извлечения научно-полноценной информации.

Методов много. Для того, чтобы выбрать необходимые, надо крепко подумать. При этом необходимо учитывать, что метод должен соответствовать трём факторам: цели исследования , источнику и возможностя м само г о исследователя.

И, наконец, переходим непосредственно к проектированию этапов исследования.

Этапы исследования - это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определённый заданный промежуток времени и заканчивающиеся созданием определённого промежуточного исследовательского продукта.

Этапизация исследования, т.е. разделение его на части, - такая же неизбежная операция; как расчленение цели": на задачи. Каждый этап "характеризуется временем выполнения, перечнем: исследовательских" действий; предполагаемым результатом.

Первый этап обычно связан с изучением проблемы, литературы, предварительной разработкой аппарата исследования. На; данном этапе вооружаемся необходимыми знаниям и умениями" создавать исследовательскую продукцию.

На втором этапе осуществляются сбор, систематизация, описание, сравнение, анализ, оценка собственного материала.

Третий этап связан с обобщением итогов, получением общих выводов, апробацией результатов и т.д.

Этапов может быть и больше. Естественно, их содержание не предполагает только перечисленных действий. К примеру, окончательная разработка исследовательского аппарата может иметь место и на самом последнем этапе, при этом могут появиться более чёткие формулировки.

Выбор этапов - дело серьёзное. Их буквально диктуют задачи исследования и определяет гипотеза. Они организуют труд исследователя. Выполняют функцию контроля и самоконтроля успешности в проведении работы.

На этом можно закончить разговор о тактике исследования. Но не закончить написание «Введения», той части исследовательского сочинения, выше разбираемые понятия. Правда, осталось самое простое. Называем авторов тех работ, идеи которых положены в основу создания вашего исследования. Эта часть текста «Введения» будет называться теоретической основой исследовательской работы.

Далее необходимо подчеркнуть, что нового вы внесли в изучение поставленной проблемы (расширили или углубили знания о …, вскрыли новые факты..., пополнили научное информационное пространство новыми знаниями…). Отметить, где уже была апробирована исследовательская работа (написана статья, создан раздел экспозиции школьного музея, положена в основу проекта и др.). И, наконец, текст «Введения» закончите общей для всех фразой: «Наша исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников (45 наименований), 17 приложений».

В целом необходимо отметить, что содержание «Введения» поддаётся алгоритмизации, поэтому его текст легко проверить на последовательность изложения: актуальность темы исследования - противоречие (я) - проблема (?) - цель - объект исследования - предмет исследования - гипотеза - задачи - методы исследования - этапы исследования - новизна исследования - теоретическая и практическая значимость - внедрение, апробирование результатов исследования - структура самой исследовательской работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А сейчас переходим к поглавному изложению содержания основной части исследовательской работы, которая составляет 70% всего текста. Содержание глав должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости главы делятся на параграфы.

Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, связанным с тем, как исследуемая проблема разработана в печатных изданиях. Нам необходимо сделать не просто обзор и краткий анализ тех источников, которые использованы в написании работы, отметить то, что сделано было по теме предшественниками, но и определить свои подходы
и позицию. Здесь очень важно разобраться с историей развития поставленной проблемы и показать попытки её разрешения другими. При этом, как главную заповедь, необходимо помнить, что ты пишешь эту часть не с целью доказать, что до тебя было сделано что-то не так или совершенно недостаточно, а оценить по достоинству то, что в разработке темы уже достигнуто. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с ней. Изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понять, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Первая глава всегда строго сконструирована, логична. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. В обзоре незачем излагать всё то, что стало известно по теме исследования и что имеет косвенное отношение к работе. Но всё сколько-нибудь ценное должно быть названо и критически оценено. Данная часть
работы - это возможность вступить в интереснейший и чрезвычайно полезный диалог с мудрыми единомышленниками, которые не столько «снабдят» важными фактами, сколько поделятся идеями, которые станут источником твоих собственных мыслей. А они, в свою очередь, помогут рождению твоих идей.

В целом, на этапе описания найденных источников фиксируется достигнутый, настоящий уровень знания в терминах «есть», «требуется», «надо». Указывается на те средства, с помощью которых вносится собственный вклад в раскрытие темы и разрешение проблемы.

Вторая глава исследования должна быть посвящена воплощению собственных идей. Описав и систематизировав то, что было сделано предшественниками в первой главе, расскажите о своих замыслах. Докажите собственные идеи не только позицией других авторов, но и найденными лично фактами, извлечёнными из других источников: меморатов, архивных документов, экспериментов, музейных предметов, семейных реликвий и т.д. Назовите основные архивные фонды, которые стали для вас наиболее значимыми; музейные предметы, богатые интересной и ранее неизвестной информацией. Сравните полученные результаты с литературными данными. Определите их достоверность.

Каждая глава заканчивается выводами, в которых обобщается изложенный материал. Выводы - это строго сконструированные, лаконично изложенные результаты исследований. Они отвечают на вопрос, заложенный в цели.

За к л ючение. . Многие считают его самой сложной частью как в-отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. .Оно. играет роль. концовки, которая обусловлена логикой всего предыдущего изложения. В заключении не суммируются все выводы, означенные в конце глав, а содержится то новое, существенное, что. составляет итоги исследования, При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость: публикация материалов на страницах местной печати, введение-исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры, строительство музейной экспозиции и т.д.

В некоторых случаях возникает потребность отметить необходимость продолжения исследуемой темы, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям "придётся решать в первую очередь. Выводы прописываются в виде тезисов, Т.е. кратко. формулированных и пронумерованных отдельных положений, или в связном, но предельно сжатом изложении.

На этом всё о самом тексте исследовательской работы. Правда, необходимо. ещё небольшое, но важное дополнение, связанное с напоминанием о стандартах оформления печатного оригинала. Глава по объёму получается небольшой, поэтому мы можем это себе позволить. И так, текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7
for Windows"95/98), шрифт - Times New Roman Суг; Courier New Сут (кегль 14). Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта, справа - для того, чтобы в строках не было. неправильных переносов.

Подстрочные ссылки печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем - 1 О). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нём номер страницы не ставится). Цифру, порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Каждая глава начинается с новой страницы, точно так
же, как введение, заключение, библиографический список, приложение. Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трём интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

После заключения принято помещать список источников по теме исследования, в который войдут все печатные издания, архивные документы, вещественные исторические памятники, мемораты, сайты Интернета. Под списком источников по теме исследования необходимо понимать небольшое пособие с простой структурой, для составления которого необходимо вьшолнить следующие операции:

1.Библиографическое выявление документов по теме.

2.Библиографический отбор. Из числа выявленных источников необходимо отобрать те, которые наиболее соответствуют теме. Просмотреть de visu на предмет ценности материала. Всё, что повторяется и вызывает сомнения в достоверности, исключается. Итог - перечень источников, которые считаются наиболее подходящими, соответствующими теме.

3.Библиографическая группировка - это упорядочение библиографических записей по сходству с целью приведения библиографических записей в чёткую систему. Рекомендуется алфавитное и хронологическое расположение источников в библиографическом списке. Первый способ группировки предполагает построение в зависимости от фамилий авторов и заглавий (если автор не указан) по алфавиту. Второй употребляется, когда необходимо особо подчеркнуть историю изучения предмета исследовательской работы, и осуществляется на основе года издания (начинать с самого раннего источника). При этом газетные статьи необходимо отделить от книг и журнальных статей (те или в алфавите или в хронологии) знаком***.

4.Говоря о порядке перечня источников в библиографическом списке, надо снова указать на то, что можно сделать это как угодно. Лишь бы этот порядок был определённым и очевидным.

Кроме этого списка в так называемый библиографический аппарат исследовательской работы входят ссылки (или сноски). Последние делаются в тех случаях, когда в текст сочинения вводится цитата, цифровой материал, важные мысли других авторов и т.д. Материалы, требующие сносок в тексте, обозначаются цифрами 1, 2, 3 и т.д. Функционально
сноски являются той связью, которая существует между текстом и источником, указанным в библиографическом списке. По содержанию ссылка совпадает с библиографическим описанием, но при этом указывается конкретная страница, откуда взят цитируемый материал и не даётся название издательства.

Ссылку можно оформить сразу внутри текста, в конце страницы, отделив прямой линией от основного текста, и за текстом сочинения. К последнему варианту прибегают, если используется большое количество источников.

По созданию библиографических списка и ссылок может возникнуть много конкретных вопросов. Лучше обратиться с ними к библиотекарю. Отнеситесь к этой работе ответственно, так как именно
библиографический аппарат скажет всё и в плане использования источников и в том, насколько глубоко вы проникли в тему исследования.

Заканчиваем исследовательское сочинение разделом, который носит название «Приложения» и включает в себя следующий материал: ксерокопии документов, фоторепродукции, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики и т.д. Очень полезно в данной части разместить тезаурус. Что это такое?

«Приложения» - отдельная и иногда очень объемная часть работы. Поэтому ее можно выделить своим титульным листом. Каждая иллюстрация начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1 », «Приложение 2» ... Связь основного текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста.

Главы из книги Н.Л.Головизниной «Как написать исследовательское сочинение». Издание четвёртое, исправленное и переработанное. - Киров, 2008. - с.49-77.

Лучшие статьи по теме