Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Фразировка в музыке. Основные элементы музыкального языка

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Б. Кабалевский

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего её удивительной возможностью отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг, мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени – «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до великой победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несёт фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминает композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая….. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки – объединять людей, в едином переживании. Стать средством общения между ними, воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. П. И. Чайковский говорил: «Может быть, никогда в жизни не был польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая анданте моего квартета и сидя со мной, залился слезами».

Яркие художественные музыкальные произведения, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и завершение. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.


Люди не могут жить без музыки. Они слушают музыку везде, даже в лесу, когда они гуляют и прислушиваются к пению птиц. Музыку условно разделяют на классическую и современную. Классическая музыка требует хорошего понимания, иначе она может показаться скучной и неинтересной. Большинство людей предпочитают современную музыку: поп, рок, диско, рэп, техно и т. д.

Чтобы сделать музыкальное произведение более выразительным, ее создатели часто используют различные языковые стили. Несмотря на общность подавляющего большинства языковых средств, каждый языковой стиль имеет свои языковые различия, обладающие некоторыми специфическими средствами выражения.

Рассмотреть основные виды и жанры, проанализировать особенности использования языковых средств в песнях различных стилей на английском языке, - является целью данной работы.

Выбор темы нашей работы обусловлен недостаточной информацией о языковых особенностях современной массовой музыкальной культуры, а также возросшим сегодня интересом молодежи к наиболее популярным и современным видам и жанрам музыкальной культуры.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена вопросу о роли музыки в жизни общества. В данной главе рассматриваются особенности музыки как вида искусства. Во второй главе мы обращаемся к современной массовой музыкальной культуре и раскрываем ее основные виды и жанры. В третьей главе мы анализируем особенности реализации языковых стилей в текстах песен на английском языке через использование специфических средств выражения. В приложении мы приводим примеры текстов песен по нашей теме.

Нами использовались такие методы исследования, как наблюдение, сравнительный анализ, сопоставление.

Был использован широкий круг материалов по нашей теме.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлению и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Музыка сближает людей в их стремлениях к дружбе, миру, сливает в единый поток их мысли, чувства. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не толь размышлять, но и сопереживать. Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании народа. Она помогает людям научиться ценить и понимать прекрасное, обогащает интеллект, чувства.

Существуют инструментальные и вокальные музыкальные сочинения. Ученые утверждают, что человечество существует на земле около миллиона лет. А когда у людей появилась музыка? Первые инструменты, по мнению исследователей, появились одновременно с возникновением речи, а значит, язык слов и язык музыки формировались параллельно, дополняя и обогащая друг друга. На первых порах музыка выступает в тесной связи с трудовыми процессами. Другая причина возникновения музыки заключается в извечной потребности человека изливать свои чувства, настроения в мелодиях, то есть возникновение музыки обусловлено эмоциональной природой человека.

Музыка - это искусство, а, следовательно, это одна из форм общественного сознания. Как и всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах. Музыка - искусство звуковое. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека. Поэтому музыка называется искусством выразительным. Еще одна особенность музыки - исполнение. Чтобы музыкальное произведение стало известно людям, оно должно быть исполнено. В музыке также важна связь слуховых впечатлений с человеческой речью. Основные музыкальные закономерности определяются прежде всего выразительностью человеческой речи, ее ритмикой, темпом, характером.

Профессиональная музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни. Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическое произведение обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок-музыка. Они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив, требуют серьезного, подготовленного слушателя.

Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворенностью. Этот мир открыт людям, главное - слушать музыку.

Глава 2. Современная массовая музыкальная культура. Виды и жанры

2. 1. Джазовая музыка

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли, конечно, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах. Это музыка - джаз. У первых переселенных в Америку рабов эти песни и ритмы еще мало чем отличались от африканского пения. Со временем память об африканской музыке стиралась, чему значительно способствовало то, что миссионеры обучали их религиозным гимнам. Однако негры пели эти мелодии по-своему. Фактически это уже был спиричуэлс, то есть религиозные негритянские песни. Понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь мимолетно и поверхностно соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров - блюз. Блюз - это жалоба, крик протеста. Музыка была тосклива, но не слишком. В них поется об обманутой любви, о нужде, о тяжелой работе. На основе блюзов и спиричуэле возникает джаз - оркестровое переложение народных и религиозных песен негров США. Термин jazz (первоначально jass) не встречался до рубежа XIX - XX вв. , он может происходить и от французского jaser (со значением «болтать», которое сохранилось в американском сленге: jazz - «враки», «брехня»), и от какого-либо слова на одном из африканских языков. В высших кругах Нового и Старого Света слово, которое впоследствии стало чисто музыкальным термином, ассоциировалось с чем-то шумным, грубым, грязным. Джаз появился в результате длительного взаимодействия различных пластов музыкальной культуры на всей территории Северной Америки, везде, где негритянским рабам из Африки (в основном - Западной) приходилось осваивать культуру своих белых хозяев. Это и религиозные гимны - спиричуэле, и самая распространенная форма бытовой музыки (духовой оркестр), и сельский фольклор (у негров - скиффл), а главное - салонная фортепианная музыка ragtime - регтайм (буквально «рваный ритм»). Существует несколько видов джазовой музыки.

2. 1. 1. Африканский фольклор

К африканскому фольклору относят следующие жанры песен: а)Уорк-сонг/Work Song (англ. , трудовая песня) - тип трудовой песни, один из наиболее ранних архаических жанров афроамериканского фольклора. Связан с африканскими истоками в большей степени, чем все другие негритянские фольклорные жанры. Отличительной чертой уорк-сонга является присущая ему социальная функция - сопровождение и ритмическая организация трудового процесса.

б)Спиричуэлс/Spiritual (духовный) - архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосных фольклорных негритянских песен-гимнов, исполнявшийся в вопросно-ответной манере еще на заре колониальной эпохи, а в XIX в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосья.

в)Блюз/Blues (от to feel blue - быть печальным или от blue devils меланхолия, хандра. Blues - первоначально собирательное множественное число, обозначающее состояние грусти, тоски, уныния) - традиционный жанр афроамериканской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Блюз - сольная (редко - дуэтная) песня, особенность которой в вокально-инструментальном характере. Унаследованный от Африки формообразующий принцип - краткий вопрос солиста и такой же краткий ответ хора в блюзе перешел в вокально-инструментальный принцип: автор-исполнитель задает вопрос, и сам же отвечает, чаще всего на гитаре.

г)Регтайм/Ragtime (от «разорванное время») - самобытный американский жанр, сложившийся в последней четверти XIX века в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также песен кунсонг и танцев кейкуок. В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадлежала белым музыкантам.

2. 1. 2. Традиционный джаз и свинг Традиционный джаз.

а)Архаический (ранний) джаз/Arhic (early) jazz - обозначение наиболее старых, традиционных типов джаза. В джазе его истоки слились в единое русло, что произошло во второй половине 19 и начале 20 в. Нередко отдельные потоки произвольно соединялись между собой: так, согласно одной из африканских традиций, духовые оркестры по дороге на кладбище играли похоронные марши, а на обратном пути – веселые танцы. В пивных бродячие авторы-исполнители блюзов пели под аккомпанемент фортепиано, типично салонные европейские оркестры включали в свой репертуар песни и танцы их, кейкуоков (или кекуоков, cake-walk - танец под музыку регтайма). Европа узнала регтайм именно как аккомпанемент к последнему. Все эти комбинации условно называют архаическим джазом.

б)Классический джаз/Classic jazz - общее название стилей, развившихся на основе архаического джаза. Классический период датируется приблизительно 1890 – 1929 годами. Завершился он началом «свинговой эры». Моменты наивысшего расцвета классического джаза - около 1917 года (Новый Орлеан) и вторично в середине 20-х годов (Чикаго). Считается, что наиболее благоприятные обстоятельства сопутствовали формированию джаза в портовом городе Новом Орлеане. В Новом Орлеане бок о бок сосуществовали две афро-американские культуры: это пользовавшиеся относительными свободами креолы (франкоязычные негры, как правило католики) и освобожденные после Гражданской войны в США рабы англосаксов-протестантов. Креолы имели доступ к европейской по происхождению классической культуре, чего, скажем, в пуританской Новой Англии были лишены даже выходцы из Европы. Духовые оркестры в Новом Орлеане, как и в Европе, составляли неотъемлемую часть городского быта. Но в афро-американской среде духовой оркестр радикально преобразился. С ритмической точки зрения, музыка их была столь же примитивной, сколь и европейские танцы и марши, и не имела ничего общего с будущим джазом. Основной мелодический материал был рационально и компактно распределен между тремя инструментами: все три играли одну и ту же тему - корнет (труба) вел ее более или менее близко к оригиналу, подвижный кларнет как бы извивался вокруг основной мелодической линии, а тромбон время от времени вставлял редкие, но веские реплики. Руководителями самых знаменитых не только в Новом Орлеане, но и во всем штате Луизиана ансамблей были Банк Джонсон, Фредди Кеппард и Чарльз «Бадди» Болден. Параллельно формировалась джазовая среда в Чикаго, где осели многие новоорлеанцы после того, как в 1917 США вступили в Первую мировую войну и в Новом Орлеане был введено военное положение. Особенную известность получил «Creole Jazz Band» трубача Джо «Кинга» Оливера. Известность «Креольскому джаз-банду» принесло слаженное исполнение сразу двух корнетов - самого Оливера и его молодого ученика Луи Армстронга. Первые пластинки Оливера - Армстронга, записанные в 1923 со знаменитыми «брейками» двух корнетов, - стали классикой джаза.

В 1920-е годы начинается «век джаза». Луи Армстронг утверждает приоритет солиста-импровизатора со своими ансамблями «Hot Five» и «Hot Seven»; в Новом Орлеане получает известность пианист-композитор Джелли Ролл Мортон. Нью-Йорк начинает гордиться собственными джазовыми силами - гарлемскими оркестрами Флетчера Хендерсона, Луиса Рассела (с обоими работал сам Армстронг) и Дюка Эллингтона, перебравшегося сюда в 1926 из Вашингтона и быстро завоевавшего ведущее положение в знаменитом Коттон-клубе. Именно в 1920-е годы постепенно формируется главный принцип джаза - не форма, а импровизация. Считается, что в новоорлеанском джазе / диксиленде она носит коллективный характер, хотя это не совсем точно, так как фактически исходный материал (тема) еще не отделяется от своей разработки.

в) Классический свинг/Classic swing. Утвердившись как самостоятельный жанр, джаз неизбежно породил серию ответвлений. Самым заметным из них стал свинг, который представлял собой джаз, аранжированный для биг-бендов - больших оркестров, т. е. эстрадно-танцевальных оркестров, состав которых был расширен по сравнению с традиционным. Классический свинг - зрелый свинговый стиль периода 1930 - 1944 годов. Является новой, более высокой ступенью развития раннего свинга. Свинг достиг расцвета в 1938 - 1942 годах, после чего начал постепенно утрачивать свое доминирующее значение в связи с выдвижением на первый план современного джаза. «Королем свинга» называют Бенни Гудмена. Его карьера началась с нескольких аранжировок Флетчера Хендерсона. Но даже негритянские историки признают, что оркестр Гудмена, первоначально состоявший из белых музыкантов, играл лучше, чем оркестр самого Хендерсона. В 50-е годы произошло некоторое возрождение классического свинга в его традиционной и модернизированной формах.

2. 1. 3. Современный джаз.

Современный джаз/ Modern jazz - общее обозначение стилей и направлений джаза, возникших после окончания периода классического стиля и «эры свинга» (с конца 30-х годов до нашего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.

а) Боп/Вор - джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х годов. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей. Важнейшие тенденции, характеризующие боп, - модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелодии, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Совершенно новой была внешняя форма - это была «музыка для музыкантов», никаких «указаний» танцующим в виде четкого ритма, громких аккордов в начале и конце, простых и узнаваемых мелодий в новой музыке не было. Музыканты играли популярные бродвейские песни и блюзы, но вместо знакомых мелодий этих песен нарочито пользовались импровизациями. Боп считается первым значительным стилем современного жанра. Считается, что трубач Гиллеспи первым назвал то, чем он занимался со своими коллегами, «рибоп» или «бибоп», или сокращенно - «боп».

б) Хард-боп/Hard bop (от «твердый, жесткий боп») - стилевая разновидность ист-коуст-джаза, возникшая вначале 50-х годов из бопа. Отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, ориентацией на блюзовую традицию. Центральным коллективом хард-бопа был квинтет «Jazz Messengers».

в) Кул-джаз/Cool jazz (прохладный/холодный джаз) - стиль современного джаза, возникшего в конце 40-х годов. Он создан некоторыми негритянскими джазменами - боперами на основе достижений бопа, однако противоположен ему во многом. Прежде всего это проявилось в отходе от традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от присущей ему чрезмерной ритмической экспрессивности и подчеркнутой негритянской специфики. Новая музыка прижилась в элитарных клубах. Центральной фигурой этого времени становится «микрофонный» певец - Фрэнк Синатра. Еще один пианист, чье имя связывается с кулом, слепой Ленни Тристане первым стал использовать возможности студии звукозаписи (ускорение пленки, наложение одной записи на другую). Тристане первым записал свои спонтанные, не связанные формой квадрата, импровизации.

г) Прогрессив/Progressive (прогрессивный) - стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х годов на основе традиций классического свинга и бопа. Преимущественно связано с практикой биг-бендов и больших оркестров симфонизированного типа.

д) Фри-джаз/Free jazz (свободный джаз) - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза: культ свободной индивидуальной или групповой импровизации, применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др. Уже в работе над одним из оркестровых альбомов трубача Дейвиса аранжировщик Эванс предложил трубачу импровизировать на основе не гармонической последовательности определенной продолжительности - квадрата, а определенного звукоряда - лада (mode), тоже не случайного, а извлеченного из той же темы, но не аккордового сопровождения, а скорее самой мелодии. Принцип модальности, до сих пор лежащий в основе всей профессиональной музыки Азии, открывал поистине безграничные возможности для обогащения джаза опытом мировой музыкальной культуры. И Дейвис с Эвансом не преминули им воспользоваться.

2. 2. Современная популярная поп - и рок-музыка.

Популярная, или поп-, музыка не так сложна, как классическая. Произведения популярной музыки меньше по размеру и обладают более простой фактурой. В далеком прошлом все виды музыки возникли из одних и тех же корней, классические жанры - из народных танцев, а популярные - из народных песен. Их пути разошлись в ту пору, когда классическая музыка постепенно развивалась и распространялась благодаря увеличению числа оркестров, возникновению оперных театров и, самое главное, появлению нотной записи. Что касается популярной музыки, то она не имела аудитории богатых слушателей и не могла соперничать с классической музыкой; это положение сохранялось вплоть до 19 в. На раннем этапе популярная музыка не выходила за рамки народной музыки: публику, не имевшую специального музыкального образования, но испытывавшую тягу к музыке, забавляли бродячие музыканты, менестрели и трубадуры. Устная традиция породила колоссальное разнообразие вариантов популярных народных песен. Когда позднее ученые заинтересовались музыкальным фольклором, в нотной записи фиксировался, обычно по чистой случайности, какой-то один из многих вариантов одной и той же песни.

Народная песня, как правило, обращалась к вечным темам. В отсутствие популярной прессы и издательств потребности широкой публики в литературных и, в меньшей степени, музыкальных сочинениях удовлетворялись простенькими и примитивно напечатанными историями - так называемыми «балладами-листовками». В 1650 в Лондоне был опубликован сборник Учитель танцев, составленный Джоном Плейфордом (1623-1686). С помощью друзей-музыкантов Плейфорд собирал танцевальные сельские мелодии, записывал их и снабжал своими объяснениями танцевальных па для использования на входивших в моду балах под открытым небом. Учитель танцев стал одним из основных источников для английского драматурга Джона Гея (1685-1732) и композитора Джона Пепуша (1667-1752), когда они работали над Оперой нищего. Примерно в конце 18 в. в Швейцарии изобрели первый механическое приспособление для извлечения мелодий - шарманку. Вдобавок широкое распространение получило пианино, причем небольшой клавишный инструмент для гостиной можно было приобрести по весьма скромной сходной цене. Издатели наладили выпуск фортепьянных пьес, сентиментальных по содержанию и часто нарочито эффектных по форме, со множеством красивых арпеджио, трудных лишь на первый взгляд, но вполне доступных для любителей. Появилось множество длинных песен, т. н. салонных баллад, которые в основном представляли собой просто «разбавленные» оперные арии, подражание таким композиторам, как Беллини и Доницетти. Отдельные попытки музыкальных издателей вроде Плейфорда и его последователей, изучавших сокровищницу народной музыки скорее интуитивно, нежели со знанием дела, постепенно склонили любителей популярной музыки к более последовательным действиям. Позднее этот труд вышел расширенным изданием под названием Популярная музыка нашей старины (1855-1859), что способствовало утверждению «популярной музыки» как самостоятельного жанра. Современная поп - и рок-музыка представлена несколькими жанрами. Вот некоторые из них: а) Кантри/Country (Country - сельский, деревенский) - выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения сельских районов. Сложился данный вид музыки в начале XX в. в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов. Кантри стал направлением музыки, не поглощенным могучей волной рок-н-ролла. И проявился в творчестве таких популярных исполнителей, как Дж. Карсона (1868-1949), Р. Пакетта (1884-1946), Дж. Роджерса (1897-1933) и группа «Carter Family». Такие звезды кантри, как Х. Уильямс, Р. Экафф и Дж. Кэш упрочили статус жанра, сблизившись с рок-стилем, хотя и не переняв характерную для него агрессивность и громкость. У. Нелсон, П. Клайн, К. Уэллс, Т. Уайнетт, Р. Фоули, Э. Арнолд, Лоретта Линн и канадец Х. Сноу стали знаменитостями в эпоху, когда музыка кантри обрела свою собственную, отмеченную влиянием поп-музыки, фактуру. Среди других звезд традиционного варианта кантри можно назвать Д. Партон, Р. Миллера, Г. Брукса, Р. Макинтайр и Х. Уильямса-младшего.

б) Ритм-энд-блюз/Rhythm and blues (сокр. R & В) - блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 30-х годов, возникший под влиянием свинга. Он сочетает в себе элементы классического блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа, танцевальной Быловой музыки негров. Ритм-энд-блюз считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К его модификациям относятся рок-н-ролл и твист.

в) Бит/Beat (удар) - в широком смысле - метроритмическая пульсация в музыке. В джазе тип бита определяется трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцентов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, строго организованному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возникающие микро смещения ритмических акцентов относительно долей такта усиливает впечатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.

г) Рок-музыка/Rock music (rock - качаться, трястись) - тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 20-30-х годов, ритм-энд-блюза, музыки кантри и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания. Рок-музыка - основная разновидность популярной музыки, возникла около 1954. В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954-1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей - аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий - 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит - акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т. н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля - формула «вопрос - ответ»: солист (а в церкви - проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. В-третьих, Элвис Пресли, вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам.

д) Соул/Soul (душа) - это музыка в широком смысле вся негритянская музыка, которая связана с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга (религиозная песня на евангелическую тематику). Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

е) Фанки/Funky (уклончивый) - стиль игры в современном джазе, отличавшийся максимально интенсивным блюзовым интонированием, тенденцией к существенному отклонению от равномерно-темперированного строя, экспрессивной хот-манерой звуковлечения, сквозным офф-битом, экстатичностью, указывающей на родство этого исполнительского стиля с архаической культовой музыкой негров. Фанки-стиль разработан музыкантами хард-бопа в конце 50-х - в начале 60-х годов.

2. 3. Современные молодежные музыкальные субкультуры.

а) Психоделический рок (Psychedelic rock) - стиль живой выразительной музыки, обычно с использованием электронного оборудования.

б) Панк-рок (Pank rock) - вид рок-музыки. Панк-рок, впервые заявивший о себе в 1970-е годы, вывел на сцену исполнителей в немыслимых нарядах и с немыслимыми прическами, которых мало заботила чистота языка и звука. Словечко punk («шпана») стало официальным термином в середине 1970-х для характеристики самого немузыкального варианта музыки. «Наше ремесло - не музыка, а хаос», - заявил один из адептов этого стиля. Постепенно у панк-групп вроде «Sex Pistols» - один из их хитов назывался «Анархия в Великобритании» («Anarchy in UK», 1976) - вошло в привычку во время выступлений постоянно двигаться по сцене.

в)Рэп (rap) - стиль музыки, который возник в середине 70-х гг. Его характерные черты: короткие фразы, четкий ритм. Рэп-музыка, потомок стиля калипсо, была скорее разговорным, нежели песенным жанром, который приводил в восторг своих молодых слушателей и шокировал их родителей, главным образом текстами, агрессивными и женоненавистническими. В 1980-е годы антиобщественные выпады таких рэп-групп, как «Public Enemy», «2 Live Crew» и «Beastie Boys», привели к тому, что в США власти обязали компании звукозаписи снабжать свою продукцию предупреждающими наклейками.

г)Техно (techno) - вид танцевальной музыки, который обычно исполняют на электронных инструментах. Характерные черты техно - «машинный» звук, иногда сопровождающийся вокалом.

д)Регги - вид музыки, некогда популярный в Вест-Индии. Музыка со строгим, жестким ритмом.

Помимо данных жанров современной массовой музыкальной культуры, существует танцевальная музыка. К ней относятся следующие виды: а)танцевальные модификации блюза: буги-вуги, джайв, джамп, рок-н-ролл, мэдисон, халли-галли, твист, шейк и др.

б)латиноамериканские танцы: самбо, румба, мамбо, болеро, танго, ча-ча-ча и др.

в)американский чечеточный танец тэп-данс.

Глава 3. Реализация языковых стилей и их особенности в музыкальных композициях разных жанров.

Чтобы сделать песню более выразительной, ее создатели часто используют различные языковые стили. Наука, которая изучает стили и употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется стилистика. С помощью данной науки мы можем научиться глубже понимать любое музыкальное произведение, оттенки мысли и чувства автора, развивать эмоциональную восприимчивость и эстетический вкус.

Функциональная стилистика изучает различные стили языка - научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский, публицистический. Границы между стилями не могут, разумеется, быть очень жесткими. Каждый стиль обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике.

Языковым стилем большинства музыкальных композиций принято считать разговорный стиль.

В современных англоязычных странах нередки случаи, когда говорящие намеренно употребляют просторечные формы как народные, подчеркивая, таким образом, свою демократичность, принадлежность к народу. В песнях такие формы используются для этих же целей - для снижения стиля высказывания, придания иногда небрежности, иногда большей простоты и народности. В области лексики отмечается:

1)широкое употребление «сниженных» слов, то есть в первую очередь фамильярно-разговорных слов, а также слов сленга: «I hang with the guys».

тенденция к постоянной замене глаголов нейтрального или книжного типа глаголами с постпозитивными элементами: to take down, to take on, to saddle up, значительно чаще, чем в других стилях, употребляются специфические разговорные междометия типа hey! oh! why!

Синтаксис фамильярно-разговорного стиля имеет следующие отличительные черты:

1)преобладание в сложных предложениях бессоюзной связи над союзной: «Look at те. You may think you see who I really am. ».

2)широкое употребление эллипса (то есть выпадение из речи легко восстанавливаемых членов предложения). В частности, обычным является опущение местоимения-подлежащего: «Take a peace of my hear and go from the start».

Употребление повторов: «When will my reflection show who I am inside? When will my reflection show who I am inside?».

избыточное употребление вводных элементов типа indeed, sure, no about.

5)употребление сокращенных структурных вариантов перфектных форм с опущением вспомогательного глагола have: «. better show me what you got».

употребление двойного отрицания: «. You don"t need no diamond rings».

употребление усеченных слов: "cos = because, форм: "t = it, окончаний: dancin"= dancing.

8)употребление стяженных глагольных форм: gotta (=have got to), gonna(=am/is/are going to), wanna (=want to).

С фонетической стороны устная форма фамильярно-разговорного стиля отличается небрежностью произношения, иногда даже нарочитым употреблением диалектального произношения (feller = fellow). Употребление усеченной формы вспомогательных глаголов очень характерно для этого стиля: it"s, it isn"t, you"ve, we "II и. т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе подробно рассмотрены особенности музыки как вида искусства. Раскрыты основные виды и жанры современной музыкальной массовой культуры. Ознакомившись с этой работой, вы узнаете, каково основное деление современной массовой музыкальной культуры, а также каковы характерные особенности каждого из жанров.

В работе мы подробно остановились на сопоставительном анализе языковых особенностей музыкальных произведений. Мы проанализировали тексты песен основных музыкальных жанров и пришли к выводу, что музыкальные исполнители придерживаются фамильярно-разговорного стиля, более того, каждый из них использует сходные и различные приемы в произведениях. С одной стороны, наличие общих музыкальных конструкций помогает достичь мелодичности и ритмичности в песнях, а с другой, различие в преобладающих приемах у каждого из исполнителей способствует раскрытию авторского замысла преподнесения композиции, подчеркивает его неповторимость и индивидуальность.

Рассмотренные вопросы представляют интерес не только для любителей музыкального жанра, но и для музыкантов-профессионалов.

Музыка - высшее в мире искусство. (Лев Николаевич Толстой)

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость". (Михаил Казиник)

Творческий вечер М.Казиника-Тайные знаки культуры

“Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!”

(А.С. Пушкин)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка - истинная всеобщая человеческая речь . (Карл Юлиус Вебер)

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - поэзия воздуха. (Ж.П. Рихтер)

Музыка - универсальный язык человечества. (Генри Лонгфелло)

Музыка - это искусство печалить и радовать без причины. (Тадеуш Котарбиньский)

Музыка - это мыслящий шум. (Виктор Мари Гюго)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - это стенография чувств. (Лев Николаевич Толстой)

Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. (В.Ф. Одоевский)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка глушит печаль. (Вильям Шекспир)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. (Вольфганг Амадей Моцарт)

Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
(Ромен Роллан)

Музыка должна высекать огонь из людских сердец. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей. (Ромен Роллан)

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)

Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение... (Лев Николаевич Толстой)

Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. (Ф. Шопен)

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. (Р. Вагнер)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная бессмыслица.
(Антони Берджесс)

Музыка облагораживает нравы, но нравы развращают музыку. (Кшиштоф Билица)

Музыка облагораживает нравы. (Аристотель)

Музыка образует середину между мыслью и явлением. (Генрих Гейне)

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Авербах)

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем. (Роберт Шуман)

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
(Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течении нескольких минут постичь ее величие. (Томас Карлейль)

Музыка создает чувства, которых нет в жизни. (Станислав Виткевич)

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. (Аристотель)

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Григорьевич Рубинштейн)

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием. (Владимир Васильевич Стасов)

Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет. (Вильям Шекспир)

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
(Ромен Роллан)

Музыкальное невежество всегда любило хвататься за дирижерскую палочку. (Борис Андреев)


(П.И. Чайковский)

Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед. (Дмитрий Шостакович)

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи. (Дмитрий Шостакович)

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат" (Д.Д. Шостакович).

Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (В.Ф. Одоевский)

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. (Карл Барт)

Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Теодор Адорно)

Не стреляйте в пианиста - он делает все, что может. (Оскар Уайльд)

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом. (Жермена де Сталь)

Нужны новые уши для новой музыки. (Фридрих Ницше)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

О музыке нужно писать нотами. (Болеслав Пашковский)

Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими. (Жорж Санд)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух,
всегда оставаться музыкой.
(Вольфганг Амадей Моцарт

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
(П.И. Чайковский)
Музыка - это стенография чувств.
(Л. Толстой)

Специфика музыкального искусства. Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка - это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни.

Музыка - язык чувств сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера.

Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения. Чувства, звуки, зарисовки окружающей жизни, движение Но разве не подвластен музыке мир идей? У каждого подлинно музыкального произведения есть идея утверждал Бетховен.

Идею, выраженную в его знаменитой Пятой симфонии, сам автор сформулировал так От мрака к свету, через борьбу к победе. Совсем не обязательно, чтобы в воплощении идей музыке помогало слово - будь то литературная программа, оперное либретто, поэтический эпиграф или авторские пояснения. Мы не знаем программы 6-й симфонии Чайковского, которая, по признанию самого композитора, существовала в его воображении, весьма немногим известны отрывочные высказывания Чайковского, конкретизирующие образное и идейное содержание сочинения.

Однако вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что эта музыка - о жизни и смерти, о смятении человеческого духа, постигающего трагическую неотвратимость ухода. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы колорита и грандиозные обобщения - все доступно музыке, хотя и не в равной степени.

Какими средствами располагает музыкальное искусство, какие закономерности положены в ее основу, в каких формах выражает она столь многообразное содержание? Музыка существует в особой системе координат, важнейшими измерениями которой являются звуковое пространство и время.

Оба измерения составляют первичные, родовые свойства музыки, хотя специфическим для нее является только первое - звуковысотность. Из тысяч звуков окружающего мира музыкой могут стать только музыкальные звуки шумовые и ударные эффекты используются весьма избирательно даже в произведениях современных композиторов-авангардистов. Но музыкальный звук сам по себе не может быть воспринят ни эмоционально, ни эстетически. Еще не музыка - и совокупность музыкальных звуков, которую можно уподобить палитре художника или набору слов, находящемуся в распоряжении у поэта.

Считается, что основными выразительными средствами музыки являются мелодия, гармония и ритм. Носителем смысла и мельчайшей структурной единицей музыкального языка является интонация, существование которой вновь подтверждает глубинную связь двух миров - словесного и звукового - и доказывает, что в начале музыки тоже было слово. Однако здесь понятие интонации приобретает иное, гораздо более глубокое и всеобъемлющее значение.

Об этом очень точно сказал академик Б.Асафьев Музыка - это искусство интонируемого смысла курсив мой Л.А Напомним, что одно из значений слова тон - звук, характер звучания. Отсюда и некоторые музыкальные термины - тоника, тональность, интонация, интонирование. Прародителями многих музыкальных интонаций стали интонации человеческой речи, но только не обыденные, а те, которые проявляются в моменты наиболее яркого выражения страстей или эмоций.

Интонации плача, жалобы, восклицания или вопроса пришли в музыку из жизни и, даже не будучи связанными со словом например, в инструментальных жанрах, сохраняют свой первичный эмоционально-психологический смысл. Плач Дидоны из оперы Г.Перселла Дидона и Эней, плач Юродивого из оперы М. Мусоргского Борис Годунов столь же определенно выражают скорбную эмоцию, сколь и четвертая часть 6-й симфонии Чайковского или Траурный марш из 2-й сонаты Ф.Шопена. Восходящая секста - так называемый мотив вопроса - и в самом деле прекрасно отражает вопросительную интонацию человеческой речи. Не случайно она столь часто использовалась композиторами-романтиками и нашла широкое применение в произведениях эмоционально-лирического характера, таких как известная миниатюра Шумана Отчего? из фортепианного цикла Фантастические пьесы. Обязательным атрибутом героического начала в музыке являются повелительные, призывные интонации - в частности, восходящая кварта, на последний звук которой падает метрическое ударение.

Правда, своим происхождением она связана не только с речью, но также с военной и сигнальной городской музыкой которая писалась главным образом для духовых инструментов. Войдя в профессиональное музыкальное творчество и утратив прикладную функцию, эти интонационные элементы претерпели значительные изменения, однако самая суть их выразительности осталась той же - именно энергичные квартовые и трезвучные мотивы определяют характер главного образа аффекта в героических ариях итальянской оперы-seria, в революционных песнях и торжественных гимнах, в Героической симфонии Бетховена и симфонической поэме Рихарда Штрауса Дон Жуан. Далеко не вся музыка обнаруживает непосредственную связь с речевыми интонациями. Будь это так - спектр ее выразительных возможностей не был бы столь широк.

Например, в темах песенного склада речевые элементы оказываются как бы растворенными, сглаженными, а часто они не присутствуют вовсе - в подобных случаях внимание слушателя приковывает прежде всего сама мелодическая линия, красота ее рисунка, гибкая, а порой причудливая пластика звуковых форм. Такова итальянская оперная кантилена классический пример - каватина Нормы из одноименной оперы В.Беллини, лирические темы Чайковского или Рахманинова вспомним медленную часть его 2-го фортепианного концерта. Интонация в музыке обладает определенным выразительным смыслом, однако не раскрывает всех граней художественного образа и не может выполнять конструктивной, формообразующей роли. Эти функции берет на себя музыкальная тема - основная смысловая и конструктивная единица любого музыкального произведения, не отождествляемая с мелодией.

Мелодия, сколь бы важна она ни была, лишь одна сторона темы. Более того, существуют произведения без мелодии в привычном понимании этого слова прелюдии и токкаты эпохи барокко, вступление к опере Вагнера Золото Рейна, симфоническая картина Лядова Волшебное озеро, прелюдии Дебюсси или сочинения композиторов современности - О.Мессиана, К.Штокхаузена, А.Шнитке и многих других. Однако музыки без темы не бывает.

Тема в наиболее глубоком и универсальном понимании представляет собой некое музыкальное единство, в котором взаимодействуют все средства музыкальной выразительности мелодия, лад и гармония, метр и ритм, фактура, тембровые, регистровые и формообразующие компоненты.

Каждый из этих элементов обладает специфическими, только одному ему присущими свойствами и имеет свое поле деятельности, то есть выполняет определенные образные и композиционные задачи. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Мелодия.

Не случайно она оказалась на первом месте в нашем перечне.

Одноголосная последовательность звуков, одноголосно выраженная музыкальная мысль - таковы теоретические определения мелодии. Но есть и другие трактовки. Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения сказал Шостакович. Его слова прекрасно дополнил Асафьев Мелодия была и остается самым преимущественным проявлением музыки и самым понятно-выразительным ее элементом. Действительно, во все времена ничто не ценилось среди музыкантов так высоко, как талант сочинять мелодии из всех элементов музыкального языка ничто не запоминается так хорошо, как мелодия так мелодии Россини уже на следующий день после премьер его опер насвистывали на улицах извозчики и мелкие торговцы ничто не воздействует на эстетическое чувство человека столь непосредственно и ничто не может более полно, нежели мелодия, восстановить в нашем сознании целостный образ музыкального произведения.

Но мелодия не может существовать сама по себе. Звуки, составляющие мелодию, должны быть организованы в определенную систему, которая называется ладом вспомним другие значения русского слова лад - порядок, согласие, разумное, правильное устройство. Действия всех элементов лада согласованы, каждый из них функционально связан с другими есть центральный элемент - тоника и элементы, подчиненные ей. Благодаря этому в музыке возникает тяготение - некое поле притяжения и отталкивания, которое заставляет нас слышать одни звуки как устойчивые, спокойные, уравновешенные, а другие - как неустойчивые, динамично устремленные и требующие разрешения аналогов этому свойству музыки мы не найдем ни в одном другом искусстве, его можно уподобить лишь силе всемирного тяготения. Есть у музыкальных звуков и другая особенность.

Они могут сочетаться друг с другом не только последовательно, но и одновременно и образовывать разного рода сочетания - интервалы, аккорды.

Напротив - звуковые сочетания и способность нашего слуха улавливать их как нечто целостное порождают дополнительные выразительные свойства музыки, важнейшим из которых является гармония. Сочетания звуков воспринимаются нами по-разному то как благозвучные - консонансы с лат согласие, созвучие, гармония, то как неблагозвучные, внутренне противоречивые - диссонансы.

Яркий пример ладогармонической организации - классический мажор или минор, ставшие основой для музыки многих эпох и стилей. В этих семиступенных ладах центром притяжения и главным устойчивым элементом, подчиняющим себе неустойчивые ступени, интервалы и аккорды, является тоническое трезвучие аккорд, стоящий на первой ступени лада. С основами классической ладотональной системы знаком любой дилетант, умеющий играть на гитаре три фирменных аккорда - тоническое T , субдоминантовое S и доминантовое D трезвучия.

Помимо мажора и минора, существует множество других ладов - мы находим их в музыкальных системах древнего мира, в старинной музыке, в фольклоре, их спектр существенно расширило творчество композиторов XX века. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 В условиях лада, то есть определенным образом организованного звукового пространства, возникает гармония.

Гармония в привычном понимании этого термина родилась только в эпоху барокко, обрела ясные формы в творчестве венских классиков и была доведена до предельной сложности, изысканности и разнообразия в романтической музыке, что пошатнуло ведущие позиции мелодии. В музыке XX века возникло множество новых систем ладогармонической организации например, у импрессионистов Дебюсси и Равеля, у Мессиана или Стравинского. Некоторые композиторы - среди них Рахманинов и Мясковский - остались верны классико-романтическим принципам, а такие художники, как Прокофьев или Шостакович, в сфере гармонических средств сумели органично сочетать традиции и новаторство.

Функции гармонии весьма разнообразны и ответственны. Во-первых, она обеспечивает горизонтальную связь созвучий в музыкальном произведении, то есть является одним из главнейших проводников музыкального времени. Благодаря смене устойчивых и неустойчивых, консонирующих и диссонирующих созвучий мы ощущаем моменты накопления напряженности, нарастаний и спадов - так проявляются экспрессивно-динамические свойства гармонии.

Во-вторых, гармония порождает чувство звукового колорита, так как способна привнести в музыку тонкие световые и цветовые градации, создать эффект сопоставления красочных пятен и плавной смены тонких колористических нюансов. В разные эпохи у разных композиторов те или иные свойства гармонии проявлялись неодинаково классики ценили в ней прежде всего способность логически связывать созвучия, активизировать процесс музыкального развития и выстраивать композицию что особенно ярко проявилось в сонатной форме романтики значительно усилили роль экспрессивно-эмоциональных качеств гармонии, хотя не были равнодушны и к звуковой красочности композиторы-импрессионисты всецело погрузились в любование звуковым колоритом - не случайно и само название этого направления непосредственно связано с аналогичным течением в европейской живописи.

Проявления выразительных свойств лада весьма многообразны.

Вполне определенную эмоциональную и колористическую окраску имеют знакомые всем мажор и минор мажор звучит светло, приподнято и ассоциируется с радостными, светлыми образами, музыка, написанная в миноре, как правило, сумрачна по колориту и связана с выражением печально-меланхолических или скорбных настроений. Каждая из 24-х тональностей воспринимается нами совершенно по-разному. Еще в эпоху барокко они наделялись особым символическим смыслом, который сохранился за ними вплоть до наших дней. Так, до мажор ассоциируется со светом, чистотой, сиянием божественного разума ре мажор лучше всего подходит для выражения чувств ликования и торжества - это тональность Торжественной мессы Бетховена, радостных, хвалебных хоров Высокой мессы Баха - таких, как Gloria Слава или Et resurrexit И воскрес си минор - сфера скорбно-трагических образов, не зря этой тональностью воспользовался Бах в тех номерах мессы, где речь идет о жертвенности и страданиях Иисуса.

Итак, лад и гармония обеспечивают существование музыки в звуковом пространстве.

Но музыка немыслима и вне второй оси координат - музыкального времени, выражениями которого являются метр, ритм и темп. Метр разбивает музыкальное время на равные отрезки - метрические доли, которые оказываются неодинаковыми по своему значению есть доли опорные сильные и неопорные слабые. В такой организации нетрудно увидеть аналогию с поэзией - это лишний раз подтверждает глубокое родство обоих искусств. Как и в поэзии, в музыке различаются двухдольные и трехдольные метры, которые во многом определяют характер движения и даже жанровые особенности того или иного произведения. Так, трехдольный метр, в котором акцентной оказывается первая доля, позволяет нам распознать вальс, а равномерное чередование длительностей в условиях двухдольности помогает уловить маршевое начало.

Однако при всей своей значимости метр является только основой, это лишь сетка, или канва, на которую наносится ритмический рисунок. Именно ритм конкретизирует в музыке тот или иной жанр и придает индивидуальность любой мелодии.

Значение ритма особенно наглядно проявляется в различных танцевальных жанрах, каждому из которых присуща особая ритмическая формула. Благодаря ритму, даже не слыша мелодии, можно безошибочно отличить вальс от мазурки, марш от польки, болеро от полонеза. Большое значение имеет в музыке темп - то есть скорость исполнения, которая зависит от частоты чередования метрических долей. Медленные, быстрые и умеренные темпы связаны не только с различными типами движения, но и с определенной сферой выразительности.

Невозможно представить себе, например, романс-элегию в быстром темпе или краковяк в темпе адажио. Темп оказывает сильное воздействие на жанровое наклонение - именно медленный характер движения позволяет отличить траурный марш от марша строевого или марша-скерцо, а более радикальные изменения темпа способны и вовсе переосмыслить жанр - превратить медленный лирический вальс в головокружительное скерцо, а галантный менуэт в величественно-импозантную сарабанду.

Часто темп и метр играют решающую роль в создании музыкального образа. Сопоставим два известнейших произведения Моцарта - тему первой части 40-й симфонии и арию Памины из второго действия оперы Волшебная флейта. В их основе лежит одна и та же интонация жалобы - lamento, окрашенная в элегические тона соль минора. Музыка первой части симфонии сродни взволнованной речи, в которой непосредственно изливается чувство, она создает ощущение трепетного, почти романтического порыва. Лирика арии - это скорбь, глубокая, безысходная, как будто скованная изнутри, но полная скрытого напряжения.

При этом решающее воздействие на характер лирического образа оказывает темп в первом случае скорый, а во втором - медленный, а также размер в симфонии - двухдольный, с устремленными к сильной доле такта ямбическими мотивами, в арии Памины - с трехдольной пульсацией, смягченный и более текучий. Средства музыкальной выразительности - мелодия, метроритм, лад и гармония - должны быть определенным образом скоординированы и организованы, должны находить некое материальное воплощение.

За это в музыке отвечает фактура, которую можно определить как тип изложения музыкального материала, способ построения музыкальной ткани. Существует великое множество разновидностей фактуры. Мы выделим лишь два важнейших принципа в организации музыкальной ткани - полифонический и гомофонный. Первый возникает в результате сочетания нескольких самостоятельных мелодических голосов. Если во всех голосах поочередно или с некоторым наложением проводится один и тот же тематический материал, то возникает имитационная полифония - этот тип фактуры преобладает в светской и церковной хоровой музыке эпохи Возрождения, он широко представлен в творчестве мастеров полифонии эпохи барокко, в частности в фугах Баха и Генделя.

Если по вертикали сочетаются различные мелодии, то мы имеем дело с контрастной полифонией. Она не столь широко распространена в музыке, как имитационная, но встречается в произведениях самых разных эпох и стилей - от средневековья до наших дней. Так, в трио Командора, Дон Жуана и Лепорелло из оперы Моцарта Дон Жуан каждый из участников охвачен своим чувством, поэтому вокальные партии героев, сливающиеся в полифоническом ансамбле, ярко контрастны по отношению друг к другу боль и страдание выражены в ламентозных фразах Командора, жалость и леденящий душу страх смерти воплощены в проникновенно-кантиленной мелодии Дон Жуана, а трусливый Лепорелло вполголоса бубнит свою скороговорку.

Второй тип фактуры - гомофония - подразумевает наличие ведущего мелодического голоса и аккомпанемента.

Здесь также возможны разнообразные варианты - от простого аккордового склада, где мелодическую роль играет верхний голос аккорда хоралы Баха, до мелодии с развитым, индивидуализированным аккомпанементом ноктюрны Шопена, прелюдии Рахманинова. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Все то, о чем шла речь до сих пор, имеет основополагающее значение для музыки, но существует только на нотной бумаге до тех пор, пока не воплотится в звуках, ведь звучание - непременное условие существования музыкального искусства.

Как же материализуется звук, каким образом доносит до слушателя свой смысл музыка? Эта тайна заключена в особой сфере выразительных средств - целом мире тембров. Человеческие голоса и инструменты - деревянные духовые, медные духовые, струнные и ударные - придают музыке живое дыхание и удивительное разнообразие красок.

Они выступают и в отдельности, и в бесчисленных сочетаниях, каждое из которых обладает совершенно особыми экспрессивными качествами и колоритом. Вокальное соло раскрывает тончайшие эмоциональные нюансы, а монументальная, фресковая звучность смешанного хора способна сотрясать своды соборов и концертных залов звучание струнного квартета, удивительное по теплоте и слитности тембров, одновременно создает впечатление пластичности и графической четкости линий разноголосые деревянные духовые пленяют акварельной прозрачностью и ясностью красок.

Индивидуальность голосов и инструментов была замечена композиторами очень давно. Задушевные соло, подобные теме медленной части 4-й симфонии Чайковского, часто поручаются гобою блестящие и холодновато-прозрачные фиоритуры прекрасно удаются флейте - не зря ее использует Римский-Корсаков, характеризуя прекрасную, но лишенную человеческого тепла Снегурочку голос природы традиционно становится зовом валторны напомним, что в переводе с немецкого это слово и означает лесной рог - именно он исполняет пасторальные темы в увертюрах Вебера к операм Оберон и Вольный стрелок роковые, зловеще-угрожающие образы неизменно связываются с медными духовыми инструментами, а от струнных исходит ощущение душевной теплоты и эмоциональной непосредственности высказывания вспомним знаменитую побочную тему первой части 6-й симфонии Чайковского. Важно помнить, что все средства музыкальной выразительности тесно связаны между собой.

Большинство из них вообще не существуют сами по себе так, мелодия немыслима вне ритма и лада, вне лада и фактуры не может возникнуть гармония, а ритм, хоть и более независим, чем все остальные элементы, но одномерен и лишен первейшей сущности музыки - звука. Взаимосвязь всех средств музыкальной выразительности обнаруживается буквально на каждом шагу. Действительно, по одной только последовательности звуков, воспроизведенной в произвольном темпе и ритме, трудно узнать даже очень знакомую мелодию.

Сопоставим несколько примеров - пусть это будет тема Черномора из Руслана и Людмилы Глинки, лейтмотив копья Вотана из вагнеровского Кольца Нибелунга и тема па-де-де из балета Щелкунчик. Их мелодии практически одинаковы - все они представляют собой простейшую нисходящую гамму.

Но что же делает эти темы столь разными - вплоть до того, что одна из них воплощает силы зла, другая символизирует победу любви и добра, а третья выражает совершенно абстрактную идею? Все дело в том, что одинаковые мелодии помещены в совершенно различные метроритмические, ладогармонические, фактурные и тембровые условия непривычно, потусторонне звучащий целотонный лад, примитивный в своей равномерности ритм и грозное оркестровое тутти с преобладанием меди составляют существо темы злого волшебника суровая окраска натурального минора, пунктирный маршевый ритм, аскетичное унисонное изложение и глухие тембровые краски низких струнных и медных духовых инструментов определяют характер вагнеровского лейтмотива просветленный мажорный колорит, красочность и полетность неустойчивой гармонии на сильной доле, ритмическая пластичность и теплое, наполненное звучание струнных делают простую гамму одной из красивейших лирических тем Чайковского.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Теперь, когда мы рассмотрели различные элементы музыкального языка, увидели всю сложность и многообразие их связей, необходимо вспомнить о том, что все они являются лишь средствами выражения художественного образа.

Но ведь во временном искусстве образ никогда не остается неизменным, даже для его показа требуется время.

Если же образов несколько, то и они, и восприятие слушателя тем более нуждаются в некоей силе, организующей всю совокупность средств выражения во временном потоке. Эту задачу выполняет в музыке форма, сложность понимания которой усугубляется тем, что она постижима только в момент исполнения музыкального произведения.

С одной стороны, форма - это композиция, или структура произведения, связывающая все его части воедино. По стройности и уравновешенности композиции, по гармоничности соотношения частей и целого нередко судят о достоинствах музыкального произведения, не зря Глинка сказал Форма - значит красота. Вместе с тем форма - это одно из высших проявлений процессуальной природы музыки. В ней отражается смена музыкальных образов, раскрывается их контраст или связь, развитие или преобразование.

Лишь охватив музыкальную форму целиком, мы можем уяснить логику развития художественного образа и ход творческой мысли композитора. Говоря о средствах и формах выражения в музыке, следует помнить, что мы со значительной долей условности можем рассматривать их совокупность как единый художественный язык. В действительности же каждый композитор говорит на своем языке, а точнее, руководствуется законами своей собственной музыкальной речи. И это позволяет музыке оставаться вечно живым, непосредственным и бесконечно разнообразным искусством, словно вобравшим в себя все токи жизни и в чувственно постигаемой форме отразившим и переплавившим опыт других сфер духовной деятельности. Наверное, не случайно одни считают, что музыка элитарна и требует для своего восприятия специальной подготовки и даже определенных природных данных, а другие видят в ней силу, способную воздействовать на нас помимо сознания и опыта.

Наверное, и те, и другие правы. И безусловно прав замечательный музыковед и писатель Ромен Роллан, сказавший Музыка, это интимное искусство, может быть также искусством общественным она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть порождением радости и даже легкомыслия Один называет ее движущейся архитектурой, другой - поэтической психологией один видит в ней искусство чисто пластическое и формальное, другой - искусство непосредственного этического воздействия.

Для одного теоретика сущность музыки - в мелодии, для другого - в гармонии Музыка не умещается ни в одну формулу.

Это - песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие. Аристархова Л. О чем и как говорит музыка Искусство 1-е сентября. 1999 7 1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой.. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое.. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Музыка как таковая с ее понятиями ладов, тональностей, аккордов и всего остального является природной гармонией, заложенной в каждом из нас. Тут-то и приходят на ум высказывания о музыке, которые стали чуть ли не крылатыми фразами. Вспомнить хотя бы слова из фильма «В бой идут одни старики»: «Пилотом можешь ты не быть, мы все равно летать научим, а музыкантом быть обязан».

Музыка как вдохновение души

С некоторых пор все больше ученых-психологов сходятся во мнении, что музыка является своеобразным инструментом выражения настроения человека. Неудивительно, что под расслабляющие звуки мы способны моментально засыпать, а при прослушивании чего-то более ритмичного может возникать приподнятое настроение, иногда переходящее даже в состояние эйфории.

Еще в XIX веке появилась такая научная дисциплина, как музыкальная психология, которая одновременно подразумевает не только знания из области музыкальных понятий, но и их влияние на психику человека.

Высказывания о музыке с точки зрения душевного состояния чаще всего сравнивают с проявлением любви, когда «душа поет». Например, А. С. Пушкин в одном из своих творений пишет:

«Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия».

Музыка как средство расслабления

Неудивительно, что в некоторых случаях психологи рекомендуют применение так называемой музыкальной терапии. Чаще всего она используется для лечения алкоголиков или наркоманов, которые живут в собственном придуманном мире. Даже Аристотель говорил о том, что музыка способна оказывать воздействие на этническую сторону души.

Музыка в истории человечества

В истории нашего развития музыка играет далеко не последнюю роль. На этот счет интересными выглядят и высказывания о музыке одного из самых популярных философов - Конфуция. Он писал, что если захочется узнать, как обстоят дела в том или ином государстве, нужно прислушаться к его национальной музыке.

Высказывания о музыке великих людей зачастую подразумевают особенно сильное подчеркивание ее влияния на развитие этноса определенной цивилизационной группы. Так, например, во все времена очень распространенными были марши, используемые для поднятия боевого духа войск перед предстоящим сражением. Написано их просто неимоверное количество.

Если взять в расчет то и здесь можно найти немало интересного. Не зря же в церквях и соборах используются органы и песнопения псалмов или молитв, которые усиливают эффект богобоязни и возвеличивания Господа. Наверняка каждый из нас хоть раз, будучи в церкви, ощущал это состояние. В данном случае музыка, конечно же, выступает только как дополнительное средство.

Высказывания о музыке великих людей в древнем мире лучше всего привести на примере Платона, который утверждал, что музыка способна воодушевлять весь мир, снабжать душу крыльями и вызывать полет воображения. В то время почитание богов было на таком уровне, что сейчас многим это может показаться несколько странным.

Поэты и композиторы о музыке

Что касается поэтов и композиторов, то можно с уверенностью сказать, что они в чем-то очень похожи, ведь каждый из них творец. А произведение литературное или музыкальное в равной степени воздействует на человека, как некая гармоническая составляющая.

Высказывания композиторов о музыке в большинстве своем свидетельствуют о том, что в каждом таком творении автор закладывает частичку своей души. Так оно и есть, ведь невозможно создать что-то стоящее, если душа черства.

Тот же Бетховен говорил, что музыка «должна высекать огонь из людских сердец». Именно музыка заставляет задуматься о жизни во всех ее аспектах.

Гармония музыки и ее понимание

Сейчас, правда, речь не идет о музыке в плане попсы, которая в последнее время заполонила телевизионные и радио-эфиры. Это обычное средство зарабатывания денег или влияния на умы молодежи. Цитаты о музыке такого типа очень интересно выглядят на примере стихотворения «Туда-сюда» Ирины Забавиной, написанном в 2013 году.

Настоящая с музыкой наступает только тогда, когда произведение затрагивает самые тонкие скрытые нити души, которые человек не показывает абсолютно никому из окружающих. Это несколько напоминает ощущение влюбленности. Кто знает о таком чувстве, кроме самого человека? Никто. Так и с гармоническим восприятием музыкального воспроизведения.

Самые известные высказывания

Великие цитаты о музыке можно приводить бесчисленное количество раз. Однако наиболее существенными среди них являются высказывания самих композиторов, поэтов и философов.

Одними из самых известных фраз можно назвать Рихтера в плане того, что это поэзия воздуха. Или Вагнера - о том, что она не может мыслить, но способна воплощать мысли.

Многие цитаты о музыке подразумевают не только этнические аспекты, но и некоторые стороны нашего бытия. К примеру, Гейне озвучил мысль о том, что музыка - это нечто среднее меду мыслью и явлением. Она, так сказать, материя без пространства. А Генри Уодсворт Лонгфелло вообще заявил, что музыка - это универсальный язык человечества.

В любом случае с последним утверждением трудно не согласиться, ведь в истории любой нации музыка играет одну из самых главных ролей, выходя на такой уровень, что именно с ней ассоциируются многие национальности и народности, не говоря уже о национальных инструментах, которые просто невозможно спутать ни с чем. Взять хотя бы шотландскую волынку и композиции, на ней исполняемые. Сразу ведь понятно, что это именно шотландский национальный колорит.

Остается только добавить слова из того же фильма «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка вечна».

Лучшие статьи по теме