Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Сценарий внеклассного занятия по музыке на тему «В мире музыкальных инструментов. Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов

Сценарий внеклассного занятия по музыке на тему «В мире музыкальных инструментов. Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов

Музыкальный тайник
Данный материал можно использовать на уроках музыки, внеклассных мероприятиях. Формы проведения могут быть различными: утренник, праздник, концерт, родительское собрание, а так же как элемент классного часа. Цель мероприятия: воздействие на эмоции и чувства детей, слушателей; возбуждение интереса к музыке (не только как к учебному предмету); воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного.

Для проведения мероприятия необходимо:

1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;

2. стихотворения о музыкальных инструментах;

3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.

Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.

Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…

Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…

Флейту изобрела воинственная богиня Афина…

Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Ученик.

Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:

Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"

Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?

ЛИРА

(Рисунок с изображением инструмента )

Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.

Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.

Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?

АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы )

Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.

Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.

В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.

С. Городецкий

Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.

Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.

Вопрос: Как называется этот инструмент?

СКРИПКА
(Звучит скрипка )

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.

Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.

В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.

СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера )

Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.

Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.

А клавиши!

Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.

Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?

КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина )

Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!

Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.

Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.

Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?

Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.

Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.

Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!

И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.

Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок )

Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!

Игорь Кобзев

Смокотина Елена Владимировна , учитель музыки

Путешествие в мир музыкальных инструментов (концерт учащихся и преподавателей ОНИ) . Вступление ведущего. Пение «Здравствуйте!». Путешествовать с нами будет Тимоха. Тимоха: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки! А также многоуважаемые взрослые! (кланяется). Я очень рад видеть вас в нашей музыкальной школе. Я здесь учусь и очень этим горжусь! Подходит к Ерохе. Тимоха: Кого я вижу!!! Привет, Ероха! Ероха: Привет, Тимоха! Тимоха: Что сидишь, скучаешь, ногой качаешь? Ероха: Жизнь моя обыкновенная: поем, посплю, телевизор посмотрю. Снова поем, посплю, опять телевизор посмотрю. Тимоха: Скучно живешь! А вот у нас скучно не бывает! Хочешь с нами отправиться в путешествие? Ероха: Я лучше поем, посплю да телевизор посмотрю. Тимоха: А мы отправимся в страну музыкальных инструментов. Ероха: То же мне, придумал… Да нет такой страны. Я знаю инструменты – молоток, пила, рубанок. Тимоха: А я тебе говорю про музыкальные инструменты. Угадай загадку, а ребята помогут. У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это славный наш… (Рояль) (занавес) Ероха: Какой большой! Откуда он появился? Тимоха: Господин Архивариус нам расскажет. Архивариус: (Слайд№2) 300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название фортепиано. А этот инструмент - его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале. Тимоха: Видишь как интересно! На рояле нам сыграет Шетько Антон пьесу «Танец гномов». Танец гномов – Шетько А. Вед: Рояль нам поможет в путешествии. Отправляемся с нашей попутчицей – песней. (Слайд№3) «Вместе весело шагать» Ероха: (Слайд№4) Тимоха, куда мы пришли? Тимоха: А пришли мы в гости к инструменту, фортепиано – это аккордеон. который чем – то напоминает Шестаков Данила на аккордеоне исполнит пьесу «Волынка». «Волынка» - Шестаков Д. Тимоха: А ты знаешь, Ероха, что аккордеон относится к клавишно-духовым инструментам. Ероха: Почему к духовым? Тимоха: Потому что звук появляется после давления воздуха на клапан. То есть, когда растянешь мех. С аккордеоном идем дальше и поем. (Слайд №5) «Вместе весело шагать» Ероха: Я вижу какой-то старинный сундучок, бабушкин, наверно! Давай откроем его (звучит домра). Музыкальные звуки здесь живут? Какой же инструмент звучит? Тимоха: Это домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Ероха: (Слайд №6) Интересно, как и когда появилась домра на Руси? Тимоха: Спросим у Архивариуса. (Слайд №7) Архивариус: Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата» - музыкально-развлекательный коллектив домристов. Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Царь Алексей Михайлович издал указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Но домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта – Василия Андреева. (Слайд №8) Тимоха: Спасибо. Послушаем домру. Артем Меньшиков исполнит «Брейк-данс». За роялем – Татьяна Николаевна Цымбал. «Брейк-данс» Ероха: В сундучке еще какой-то инструмент спрятался. Тише. Я слышу звуки (звучат гусли) (пауза). Кажется, домра опять звучит. Тимоха: (Слайд №9) Нет. Это русский струнный инструмент, но не домра. Это гусли. В давние времена на гуслях играл древнерусский певец и сказитель Баян. Он распевал былые истории, то есть былины, был автором и исполнителем своих песен. Ероха: А в наше время, где можно услышать гусли? Тимоха: На концерте. Давай заглянем на минуточку. (Видео) Ероха: Тимоха, значит, я ошибся, думая, что баян - это музыкальный инструмент. Тимоха: (Слайд №10) Нет, не ошибся. Петербургский мастер Пётр Стерлигов в 1907 году назвал этот инструмент в честь сказителя Баяна. На баяне нам сыграет Першин Саша «Песенку о шпаге». «Песенка о шпаге» Ероха: Мне понравилось, как Саша играет. Тимоха: Да, он ученик 2 класса. А в 3 классе учится мой друг Торговцев Артем. Он исполнит на баяне пьесу «Каникулы Бонифация». Эх, растяни баян, Артем, заиграй-ка друг. Ероха: А мы выйдем за околицу, на зеленый луг (уходят из зала) «Каникулы Бонифация» Ероха: Смотри, Тимоха, что я нашел (играет на балалайке) (Слайд №11) Тимоха: (затыкает уши) Ой, ой, ой. Не умеешь ты играть на балалайке. Ероха: У нее всего лишь 3 струны и, что тоже учиться надо? Тимоха: Не только учиться играть, но и петь. Балалайка – символ русского народа, с ней весело живется, и пляшется и поется. Ероха: А кто тут умеет играть, да еще и петь с балалайкой. Ты? Ты умеешь? Тимоха: Приглашаю фольклорный ансамбль «Заигрыш». Руководитель Лукашова Ольга Ивановна. Частушки (Слайд №12) Тимоха: (Слайд №13) Ну, что, Ероха, запомнил ли ты инструменты, которые сегодня прозвучали? (Ероха чешет затылок, пожимает плечами). Тогда слушай загадку, а ребята помогут. Ой, звенит она, звенит! Сама кругла, а веселит, и всего-то три струны ей для музыки нужны. (домра) Пока звучит домра, ты выбирай инструмент, на котором будешь учиться играть. На сцене Кокарева Алина, концертмейстер Ступина Оксана Анатольевна. «Куманек, побывай у меня» Куманек, побывай у меня Тимоха: А вот еще загадка. Есть меха и кнопочки без всякого изъяна у русского народного веселого …(баяна). Приглашаю Короткова Ивана. Пьеса «Променад» «Променад» Тимоха: Слушай следующую загадку. Он по виду брат баяну, где веселье, там и он, Я подсказывать не стану, Всем знаком ……(аккордеон) Звучит аккордеон! «Прогулка по свинг-авеню» исполняет Тухватулина Кристина! «Прогулка по свинг-авеню» Ероха: Тимоха, а мы с тобой сможем сыграть на двух аккордеонах? Тимоха: Думаю, нет. А вот Кристина и Маша Терентьева исполнят вдвоем зажигательную «Румбу». «Румба» Тимоха: Ероха, а ты знаешь, как называется ансамбль из двух исполнителей? Ероха: Наверно, двойня. Тимоха: Ну, насмешил. Учиться тебе надо. Ансамбль называется дуэт. На сцене дуэт Булянок Владимир Михайлович и Новикова Алена Владимировна. Бах «Шутка» Дуэт. Бах (закрывается занавес) Ероха: Вот здорово. Тимоха: Ну что, Ероха, на каком инструменте хочешь научиться играть? Ероха: Надо посоветоваться с залом. Поднимите руку, кто советует мне учиться играть на баяне? А на аккордеоне? А на домре? А может взять балалайку и песни петь? А кто со мной в музыкальную школу придет учиться? Тимоха: Наше путешествие подходит к концу и сейчас все инструменты зазвучат в ансамбле преподавателей школы. Руководитель Новикова Алена Владимировна. Ероха: Солистка Лиханова Марина Витальевна. Тимоха: Музыка преподавателя школы Булянок Владимира Михайловича. Вместе: Город жизни моей. До свиданья! До новых встреч! (Слайд№ 14)

Сценарий музыкального досуга-путешествия в филармонию для дошкольников «Этот волшебный мир музыки»


Сценарий подготовлен для детей всех групп детского сада. Информация досуга может быть использована в качестве бесед на музыкальных занятиях к разделу слушания музыки. В мероприятии есть возможность задействовать не только сотрудников детского учреждения, владеющими игрой на музыкальных инструментах, но и родителей, выпускников. Музыкальный репертуар можно заменять по своему усмотрению, в зависимости исполнительских возможностей выступающих.

Кудрявцева Ирина Викторовна, ДОУ № 287 «Теремок», г. Донецк.
Цель: Приобщать дошкольников к музыкальному искусству, развивать эстетический вкус, воспитывать уважение к артистам и интерес к "живому" исполнению музыкальных произведений.
Предварительная подготовка: ознакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с новыми терминами "филармония", "легенда", "факир"; повторить названия музыкальных инструментов; напомнить детям о правилах поведения в общественных местах.
Оборудование: Фортепиано, арфы, сопилка, бубен, ложки, маракасы, скрипка, пюпитр.

ХОД ДОСУГА-ПУТЕШЕСТВИЯ.

Ведущий: Сегодня мы окунёмся в необычный мир музыки и представим, что мы пришли в филармонию. Нас ждут зрительные места, сцена и музыканты, которые приготовили для вас концертную программу. Во время выступления нужно сидеть очень тихо, чтобы не мешать музыкантам, не сбивать их, не отвлекать, и не мешать рядом сидящим зрителям. Вы услышите музыку в живом исполнении.


Что же такое МУЗЫКА? Откуда она взялась, для чего и для кого она существует на свете? Красивая и очень древняя легенда повествует о том, что когда-то своей игрой на золотой арфе сладкоголосый Орфей покорял природу. Заслышав звуки прекрасной мелодии, даже деревья и скалы сдвигались с мест и окружали музыканта, водопады прекращали шум, а свирепые звери плакали, как дети.
Сейчас вы услышите звучание арф, конечно же, это не золотые арфы Орфея, но их звучание пробуждает в нас всё самое нежное, доброе, ласковое.
Исполняется «Санта Лючия» Т.Коттрау (арфы).


Ведущий: А легенда о чудесной флейте Крысолова? С её помощью искусный музыкант победил целое войско крыс. Повинуясь чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом к берегу моря. Ни на мгновение не прекращая играть, чтобы околдованные крысы не успели опомниться, музыкант вошёл в воду. Длиннохвостое воинство покорно последовало за ним и сгинуло в морских водах.
Такое бывает лишь в сказках. А впрочем…
Индийский фокусник-факир играет на флейте, и страшная ядовитая змея, высунув голову из корзины, как зачарованная слушает тихий наигрыш. Молниеносный жалящий бросок грозной кобры мог бы в одно мгновение прекратить этот необычный концерт. Но, подняв голову и распустив свой капюшон, укрощённая змея лишь тихо покачивается в такт музыке.
Правда, злые языки утверждают, что музыка тут ни при чём. Просто когда-то факир – дрессировщик использовал дудочку как палку для наказания, если змея не повиновалась ему, и теперь змея боится ослушаться своего укротителя.
Однако игрой на флейте индусы усмиряют и слонов. А ведь слона не устрашишь ударом деревянной дудочки. Значит, всё же музыка, а не палка действует на животных.
Вот сопилочка, это не флейта, но это её близкая родственница, и звук из ней извлекается так же, как из флейты.
Исполняется «Вальс» А.Гречанинова (сопилка и фортепиано).


Ведущий: А что доказал опыт цветоводов, которые поместили каждую цветочную семью – розы, тюльпаны, маки, георгины, орхидеи, в свой собственный оранжерейный домик? Цветы, которым давали слушать музыку, распустились раньше тех, которые слышали обычный уличный шум или тишину. Оказалось, цветы ощущают разницу между весёлой и грустной музыкой, звуки различных инструментов. Они даже выбирали себе композиторов по вкусу. Некоторые из них тянули свои бутоны навстречу мелодиям Моцарта, другие источали дивный аромат, внимая мелодиям Чайковского.
Сегодня и мы решили предложить вам послушать в нашем концерте произведение П.И.Чайковского.
Исполняется «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (фортепиано, ансамбль в четыре руки).


Ведущий: Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями. У каждого инструмента своя жизнь и своя судьба.
Исполняется «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога (фортепиано и скрипка).


Ведущий: У каждого звука есть своё «лицо». И мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вместе вспомним, какие звуки нам знакомы.
Шорох, шуршание, треск, шипение, скрип, хрип, скрежет, топот, гул, грохот, гудение, писк, чавканье, бульканье, журчание, стрекот, цоканье, жужжание, всхлипывание, пыхтение, завывание, стон, свист, крик, щебет, визг, клацанье…
Все эти звуки нам знакомы с рождения. Мало того, даже в абсолютной тишине мы можем услышать внутренним слухом каждый из перечисленных звуков. Закройте глаза и постарайтесь услышать, как трещит обламывающаяся ветка дерева… Как чавкает грязь под ногами… Как шелестят листья… Скрип дверей… Перед нами возникают не только звуки, а звуковые образы, какой-то сюжет, рассказ. И если мы скажем, что музыка это не просто явление музыкального звука, а жизнь звука, мы не очень сильно ошибёмся.
Исполняется «Калинка» русская народная мелодия (оркестр народных инструментов).


Ведущий: Можем ли мы существовать без музыки? На этот вопрос вы, ребята, сами должны найти для себя ответ. Но мы будем благодарны всем, кто создавал для нас прекрасное искусство на протяжении столетий.
Наше путешествие в мир музыки подошло к концу. И давайте своими аплодисментами поблагодарим наших музыкантов. До свидания! До новых встреч!

Сценарий музыкальной гостиной

«В стране музыкальных инструментов»


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом обучающиеся объединений музыкально-художественного отдела.

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, является голос.

Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться.

И вот сейчас Брехова Настя исполнит песню «Кукушка»

Музыкальный номер

- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения.

Давайте послушаем « » в исполнении Мендеева Г. П.

- Теперь подошла очередь для удивительного инструмента - инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе - высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….
(рояль).
- Слово рояль означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.

300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.

(Итак, на сцене одна из самых юных участниц нашего концерта)

Звучит фортепианная пьеса (дети Фадеевой И. Н.)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны

Мотив звучит издалека – поет про ветер шумный,

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив – ему названье …скрипка.

Скрипка - струнно - смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Струнный - потому, что у него есть струны. А смычковый – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

Скрипка один из важнейших инструментов современного симфонического оркестра.

Ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Скрипка является сольным инструментом с XVII века.

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы.

Давайте скорее послушаем, как она звучит.

Пьеса, исполненная на скрипке (Серкова Л. Е)

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.

Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

« Испанская красавица, всем нам очень нравится!» И сейчас мы услышим её звучание.

Музыкальный номер на гитаре (играет Косяков В. Г.)

А этот инструмент вы наверняка узнали. Это - балалайка!

Балала́йка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн - три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание - удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка - один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 60-70 см. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра.

Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Звучит дуэт балалаечников

Жалейка. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

Послушайте, ребята, как звучит жалейка (Играет Мендеев Г. П.)

Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным.

И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении

вокально-эстрадного ансамбля «БравоБис» «Зажигаем звезды»

Музыкальный номер

«В мире музыкальных инструментов»

(Концерт для детского сада)

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в детской музыкальной школе. Мы очень рады нашей встрече! Сегодня вы не только услышите, как звучат музыкальные инструменты, но и совершите экскурсию по школе.

Мы с вами находимся в концертном зале, где проходят наши традиционные концерты ко Дню музыки, Дню знаний, Посвящение в первоклассники, к 8 Марта и многие другие. Прежде чем вы услышите рассказ о музыкальных инструментах, я хотела спросить, а есть у вас любимый инструмент? Ну а у кого его нет, я надеюсь, после нашей встречи вы выберите свой любимый музыкальный инструмент и придете к нам учиться в музыкальную школу 1 сентября!

Итак, начну я свой рассказ о королеве оркестра - Скрипке.

На сцене скрипка появилась в конце XV в., своим видом и, конечно, звучанием скрипка обязана итальянским мастерам Амати, Страдивари и Гварнери.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Основной выразительный прием – вибрато. Играют на скрипке с помощью смычка, который сделан из дерева и конского волоса.

Самый известный скрипач - итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини.

А сейчас вы услышите в исполнении Рямовой Софьи «Песенку» Е. Баклановой.

Фортепиано

В 1709 г. итальянский мастер Бартоломео Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента – фортепиано. Фортепиано имеет 88 клавиш, из них белых 52, черных 36.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин и клавикорд. Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Сейчас распространены электронные пианино или клавинова.

Игру на фортепиано нам продемонстрирует Черемкина Серафима, она исполнит пьесу В. Селиванова «Шуточка».

Яркой представительницей русских народных инструментов является домра.

Этот инструмент был известен на Руси еще в 11 веке. Киевский монах Нестор, упоминает домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты - скоморохи.

Скоморохи играли на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, сопелях, бубнах. Особой любовью у скоморохов пользовались гусли и домры, которые были их постоянными спутниками. Лёгкость и небольшие размеры инструментов, простота изготовления и звонкий неповторимый тембр делали их незаменимыми участниками всех выступлений. Домры бывают трех и четырехструнные. Домра имеет корпус полусферической формы.

Звук на домре происходит от удара по струнам с помощью медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло .

В исполнении Ватолиной Натальи вы услышите «Венгерский танец» Ф.Дрдля.

Гитара

Один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов в мире – гитара. Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами, поэтому ее называют струнно-щипковым инструментом. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 30-е годы XX в., появились электрогитары. Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Существует и гавайская гитара, или укулеле, она имеет небольшой размер, четыре струны и специфический звук.

В исполнении Кислухина Степана прозучит «Этюд» М. Каркасси

Требуховская Вика исполнит пьесу О. Копенкова «Я ее теряю».

Баян

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его в начале 20 века русский мастер Петр Стерлигов. Вес около 8–9 кг. Играть на таком инструменте непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Свое название инструмент получил в честь древнерусского певца-сказителя Бояна , упомянутого в поэме « Слово о полку Игореве».

У баяна есть две кнопочные клавиатуры и меха. Основным источником звука в баяне является язычок, или металлическая пластина, спрятанная под кнопку. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, и издают звук.

В исполнении дуэта Петрова Ивана и Чекавинского Ильи прозвучит пьеса «Добрый жук». А. Спадавеккиа

Дуэт гитаристов Маслова Юлия и Рямов Кирилл исполнят танец «Менуэт» И. С. Баха и «Милонгу» О. Копенкова.

Ребята, а вы хотите поиграть на шумовых инструментах? Я хочу пригласить мою помошницу Ватолину Наталью, на своем инструменте, домре, она сыграет известную русскую народную песню «Калинка», а вы ей поможете на шумовых инструментах.

Балалайка

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие в мир музыкальных инструментов. Я надеюсь, вы определись с выбором музыкального инструмента. Двери нашей музыкальной школы всегда открыты для юных музыкантов!

Лучшие статьи по теме