Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Творческие задания на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ)

Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Творческие задания на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ)

Общие понятия, жанры, формы, программно-изобразительная музыка

1. Какой король исполнял сольные партии в балетах _______________________________

2. Что было создано в Париже в 1661 году _________________________________________

3. Когда менуэт стали танцевать в России _________________________________________

4. Какая страна была законодательницей танцевальной моды в 17 веке _________________

5. Кто стал «королем вальса» ____________________________________________________

6. При каком короле во Франции была создана «Академия танца» _____________________

7. Частью каких сложных жанров 18 века стал менуэт _______________________________

8. Как назывался первый ансамбль скрипачей Людовика 14. __________________________
__

9. Какой танец был предшественником вальса ____________________________________

10. Как назывались общественные собрания, учрежденные по указу Петра I в 1718 году.

11. В какой стране возник танец «полька» ____________________________________

12. Создателями «венского вальса» стали…_________________________________________ 13. Какое движение в танце является символом солнца ________________________________

14. Кто в 17 веке во Франции возглавил «Королевскую академию музыки» _______________ 15. В какой стране танцуют чардаш и вербункош ____________________________________

16. Что в переводе с французского означает слово «жанр» ____________________________

17. В какой стране родился Э.Григ __________________________

18. В каком веке балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства _______________________

20. Какая страна и когда стала родиной оперы, назовите первые оперы _________________

21. Назовите танцы в размере 6/8 _________________________________________________

_
22. Что такое «кордебалет» _______________________________________________________

24. Объясните слово «балет» ______________________________________________________ 25. Что такое «вторичные жанры» _________________________________________________

26. Какие «вторичные» жанры возникли в 18 веке ____________________________________ 27. Что такое «пантомима» ________________________________________________________
28. Что такое увертюра, где она звучит и для чего она предназначена ____________________
___

_
29. Назовите выдающегося балетмейстера, современника Пушкина _______________________

30. Что такое либретто _____________________________________________________________

31. Когда и где родился Э.Григ ___________________________________________________

32. Кто написал музыку к пьесе Гёте «Эгмонт» _____________________________________

33. Какие виды искусства объединяются в балетном спектакле ___________________________

_______


34. Назовите первую оперу buffa , её автора, когда и где состоялся спектакль _______________

______________________________________________________________________________
35. Какие произведения относятся к музыкально-сценическим: _________________________

______________________________________________________________________________

36. Какие драматические пьесы приобрели популярность благодаря музыке _______________

37. Назовите первую классическую русскую оперу, её создателя и дату премьеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38. Когда и где была основана «Королевская академия танца» __________________________

________________________________________________________

40. Когда и где появились первые оперы, как они назывались _________________________
_______________________________________________________________________________

41. Что такое опера buffa, на какие сюжеты писали эти оперы ___________________________

_____________________________________________________________________________
42. Когда была открыта балетная школа в Москве _____________________________________

43. Кто такая Сольвейг ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________
44. Какой композитор стал основоположником русского классического балета

________________________________________________

45. Что такое опера seria , на какие сюжеты писали эти оперы _________________________ ______________________________________________________________________________

46. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки

___________________________________________________

47. В какой пьесе Грига музыка потрясает слушателей силой скорби и боли утраты

_________________________________

48. В каких странах концертировал Григ _____________________________________________

________________________________________________________________________________

49. Какие образы показаны в увертюре Бетховена «Эгмонт» _____________________________
______________________________________________________________________________
50. Что означает слово «пастораль» («пасторальный», «пасторальная») ___________________
______________________________________________________________________________

51. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
52. Перечислите пьесы из первой сюиты «Пер Гюнт»: _________________________________

______________________________________________________________________________
53. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
54. В какой пьесе Григ «рисует» пейзаж родной природы ______________________________

55. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки ________

________________________________

56. Сколько сюит было составлено из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» _______________

57. Какую форму имеет старинный французский танец «Менуэт» _______________________

58. Назовите два типа простой 2-х частной формы. ____________________________________
___________________________________________________________________________

59. Напишите формулу простой 3-х частной формы _________________________________

60. Какая может быть реприза в 3-х частной форме. ______________________________________________________________________________

61. Как называется период в котором 8, 16, 32 такта ___________________________________

62. Переведите надпись «Da capo all fine» ____________________________________________

63. Что означает слово «Рондо» ____________________________________________________

64. Что такое «рефрен» ___________________________________________________________

65. Что такое «каденция» _________________________________________________________
___________________________________________________________________________

66. Напишите формулу простой 2-х частной формы репризной. _______________________________________________________________________________

67. Напишите формулу простой 2-х частной формы безрепризной. _____________________________________________________________________________

68. Напишите формулу рондо ____________________________________________________

69. Что собой представляет вариационная форма _____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
70. Чем сложная 3-х частная форма отличается от простой _____________________________

____________________________________________________________________________

71. Как называются музыкальные темы в рондо, звучащие между рефренами ______________

72. Как называется период в котором 7, 9, 10 тактов ___________________________________

73. Назовите основные выразительные средства для изображения движения. _____________________________________________________________________________

74. Что такое «программно-изобразительная музыка». _________________________________
____________________________________________________________________________

75. Что может изобразить музыка. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

76. Что можно изобразить в музыке с помощью ритма и темпа _________________________

77. Какими выразительными средствами можно изобразить пространство _______________________________________________________________________________

78. Назовите несколько примеров программно-изобразительной музыки _________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
79. Перечислите виды маршей ____________________________________________________

______________________________________________________________________________
80. В каких песнях реальные события переплетаются со сказкой _______________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по русской музыкальной литературе

1. Ввел в русскую оперную музыку принцип непрерывного музыкального развития.

Кто?_____________________Пример______________________________________________

2. Как называлась первая опера Даргомыжского, написанная на сюжет романа Виктора

Гюго «Собор Парижской Богоматери» ____________________________________________

3. Какой фрагмент оперы «Евгений Онегин» у Чайковского был самым любимым?

Именно с него он начал создавать музыку оперы? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Отказался от своего наследства в пользу крестьян? __________________________________

5. Воспел в музыке богатырские и героические черты русского характера _________________ 6. Запечатлел в своих операх древние русские обряды? _______________________________

7. В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? _________________________________

8. Сочинил оперу о патриотическом подвиге русского мужика? ________________________

9. Название произведения Р.-Корсакова, имеющее ярко выраженный восточный характер?

____________________________________________________________________________

10. Кто открыл в русской музыке социально-обличительную тему? ______________________

11. Этот цикл фортепианных пьес написан под впечатлением работ друга композитора, известного художника. Назовите:

А).фамилии художника и композитора ______________________________________________

Б).название цикла пьес ___________________________________________________________

12. Кто подсказал Бородину идею и сюжет оперы «Князь Игорь»? _______________________

13. Какая пьеса Глинки явилась началом рождения русской симфонической школы?

____________________________________________________________________________

14. Сколько симфоний написал Чайковский? Как называется последняя?

15. Какие оперы других композиторов дописал Р.-Корсаков? ___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Как называется первая русская сказочно-эпическая опера?

____________________________________________________________________________

17. Название 2-й симфонии Бородина _______________________________________________

18. Первым из русских композиторов, изображая русский народ, делил его на 2 класса

____________________________________________________________________________

19. Какой хоровой прием Мусоргский применил впервые в одной из своих опер? Название этой оперы? _____________________________________________________________________

20. «Оркестровый чародей» ________________________________________________________

21. Вводит в музыку новое выразительное средство – речитатив? ________________________

22. Кто из русских композиторов прожил свою недолгую жизнь в одиночестве, бедности, болезнях и непонимании его творчества? ______________________________________________

23. С детства увлекался химией, естествознанием, музыкой? ____________________________

24. Первоначально имел профессию юриста? _________________________________________

25. У кого основа музыки – широкая, песенная пластичная мелодия? ____________________

26. Кому любовь к русским народным песням привила крепостная няня, а к оркестровой

Музыке – музыканты крепостного оркестра? _______________________________________

27. Первым стал сочинять струнные квартеты (в русской музыке)? ______________________ 28. Обладал цветомузыкальным слухом? ____________________________________________

29. О ком сказано:«Он в своей музыке воссоздал весь океан русских людей, жизни, харак –

Теров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности» (В.Стасов)

___________________________________________________________________________

30. Как называется первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной

31. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»

_______________________________________________________________________

32. Кто сказал эти слова: «Музыка – душа моя!» или «Создает музыку народ, а мы, ком-

Позиторы, её только записываем и аранжируем»? __________________________________

33. Сколько опер написал Р.-Корсаков? Какие? _______________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

34. Первым стал писать романсы и песни сатирического характера (для журнала «Искра»)?

__________________________________________________________________________

35. «Певцы» тяжелой доли русского народа (3 человека: композитор, поэт, художник):

___________________________________________________________________________

36. Основоположник жанра русской лирической оперы? _______________________________

37. Основоположник русской классической музыки ___________________________________

38. Был офицером Преображенского полка? __________________________________________

39. Учился у А.Г.Рубинштейна? ____________________________________________________

40. Кто дружил с Сеченовым, Боткиным, Менделеевым? _______________________________

41. Основоположник жанра симфонической сказки? ___________________________________

42. У кого (русский композитор) музыка носит лирико-драматический характер?

____________________________________________________________________________

43. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

44. Основоположник жанра русской историко-бытовой оперы? _________________________

45. Дружил с Пушкиным. Дельвигом, Жуковским. Кукольником? _______________________

46. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________

47. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

48. Назовите романс Глинки, посвященный открытию первой железной дороги в России?

_____________________________________________________________________________

49. Сколько опер написал Чайковский? Какие? _______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

50. На представление какой оперы русского композитора водили провинившихся солдат?

51. В каких операх Р.-Корсакова появляется образ Ивана Грозного? _____________________

_____________________________________________________________________________

52. Много ездил по зарубежным странам, был знаком с Брамсом. Григом, Сен-Сансом (рус.

Композитор) __________________________________________________________________

53. Как первоначально называлась опера Глинки «Иван Сусанин»?

_______________________________________________

54. Кто сочинял романсы обличительного характера, мрачные и трагические по звучанию?

___________________________________________________________________________

55. Под впечатлением каких событий Р.Корсаков обработал для симфонического оркестра

Бурлацкую песню «Дубинушка»? _______________________________________________

56. Очень любил вальс и ввел его во все жанры своего творчества _______________________

57. Кому посвящены произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье»

58. Как называется большая, кульминационная сцена 2-го действия оперы «Князь Игорь»?

_____________________________________________________________________________

59. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________.

60. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по зарубежной музыкальной литературе

  1. Выдержав серьёзный экзамен, получил титул почетного члена Болонской филармонической академии, профессора, а ему было тогда 14 лет? ______________________________________________________________________
  2. Можно ли танцевать под музыку вальсов Шопена? _______________________ Почему? ________________________________________________________________
  3. В чем разница между сонатой и симфонией (строение, исполнение)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. . Его творчество получило признание при жизни. В последний путь его провожала

20-ти тысячная толпа поклонников? _______________________________________

  1. Что отличает героя песен Шуберта от героя произведений Бетховена? Чем вызвано это различие? _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Музыка какого произведения Моцарта построена на развитии секундовой интонации?

Где еще можно встретить у Моцарта эту интонацию? ___________________________

__________________________________________________________________________

  1. Тридцать лет прослужил капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази? ____________________________
  2. Имел многосторонний талант: гениального композитора, органиста, клавесиниста и скрипача-виртуоза, непревзойденного импровизатора?________________________
  3. Немецкий композитор решил воплотить грандиозную идею всемирного братства человечества. Для реализации этой сверх трудной задачи он использовал необычные для избранного жанра средства выразительности. Эту симфонию исполняет увеличенный состав симфонического оркестра и хор, поющий в финале строки из оды Шиллера

«К радости» назовите:

А).данное произведение___________________________________________________

10 .Первый представитель романтизма в музыке?________________________________

11. В 19 лет выехал в концертное турне и больше не смог вернуться на свою родину –

Польшу? _____________________________________________________________

12. Что такое сюита? Назовите составные части танцевальной сюиты?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Один австрийский композитор 18 века, крупный оперный реформатор написал комическую оперу, в которой воспел человека третьего сословия, показал его живой ум, жизнелюбие, готовность бороться за свои права. Композитор сумел музыкальными средствами создать яркие, живые характеры героев, передать их душевное состояние.

Назовите:

А). название оперы________________________________________

В). литературный источник _________________________________

  1. Основоположником какого художественного стиля в музыке был Гайдн?

____________________________________________________________________

  1. В 1822 году один венский композитор сочинил симфонию, возвестившую о начале новой эры в симфонической музыке. Её принято считать первой западноевропейской лирико-романтической симфонией. В ней много необычного: новая форма строения

(всего 2 части), интимный поэтический характер, грустная задумчивость и внутрен-

Ний психологический драматизм.

Назовите:

А). название симфонии_________________________________

Б). её тональность_____________________________________

  1. Композитор говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила меня!» ___________________________________________________________________
  2. «Поэт фортепиано». Кто это?_______________________________________________
  3. Представителем какого художественного стиля в музыке был И.С.Бах?

__________________________________________________________________

  1. Музыкальные мысли посещали его днем и ночью. Он даже спал в очках, чтобы, быстро проснувшись, записывать свои музыкальные сны. _________________________
  2. В детстве имел прекрасный голос, поэтому пел в церковном хоре собора Святого Стефана в Вене? ________________________
  3. Похоронен в общей могиле на Венском кладбище среди прочего людского сброда: преступников, нищих, бездомных. Точное место погребения неизвестно ______________________________________________________________
  4. Согласно последнему желанию композитора, после смерти его сердце было отправлено на родину в специальном сосуде, где хранится по сей день? ____________________
  5. Молодой пианист вначале напугал, а потом покорил Вену необыкновенной манерой игры: очень бурной, громкой, экспрессивной __________________________________
  6. Что такое полифония? Назовите полифонические жанры? _______________________

_________________________________________________________________________

  1. Ничто не могло сломать этого музыканта: материальный недостаток, болезни, одиночество и даже полная глухота Кто это!____________________________________
  2. Один композитор 19 века написал 9 симфоний, но при жизни не услышал ни одной, написал 22 сонаты для ф-но, но было напечатано только 3, сочинил 604 песни, но издали только 174 и ни одна его опера не была принята к постановке. Кто этот несчастный композитор?___________ _________________________
  3. В Париже, в артистическом салоне он считался «звездой» первой величины среди не менее ярких «звезд»: писателей - Бальзака, Мюссе, Гейне, Мицкевича, композиторов – Листа, Беллини и др. _____________________________________
  4. В историю музыки вошел как «отец» жанров симфонии и квартета_______________
  5. В 6 лет был уже виртуозом и начал концертную деятельность на родине и за рубежом? ________________________
  6. Был представителем древнего и очень музыкального рода? ___________________
  7. Что такое капелла? _______________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какие композиторы работали капельмейстерами? _____________________________

_______________________________________________________________________

  1. Живя на чужбине, он очень тосковал по своей родине, поэтому часто обращался к национальным мелодиям. Так рождались его полонезы, мазурки. Кто это? ___________________________________________________________________
  2. Отец требовал, чтобы сын пошел по его стопам, т.е. стал учителем в школе ______________________________________
  3. Родился в австрийском городе Зальцбурге, прожил короткую, но очень яркую жизнь? _________________________________
  4. Когда (в какие века) и где жил Л.Бетховен ____________________________________

________________________________________________________________________

  1. У какого композитора фортепианная музыка отличается ярко выраженным бытовым характером, простотой и доходчивостью для восприятия и исполнения, напевностью и выразительностью? __________________________________________________
  2. Заложил основу состава симфонического оркестра? ______________________

Сколько групп? __________________

Какие инструменты входят? ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Имел большую, дружную музыкальную семью. В свободные часы музицировали

Все вместе? ____________________________

  1. В какой симфонии Бетховена есть основная тема, властвующая на протяжении всей 1-й части? ________________________________________________
  2. Что такое ноктюрн? Кто их писал? __________________________________________

________________________________________________________________________

  1. .Познакомившись с новым музыкальным инструментом – «пианофорте», композитор и гениальный исполнитель сразу же оценил его достоинства и первым стал играть на нем. Кто этот человек?_____________________________________________________
  2. В конце жизни ослеп? _________________________
  3. Во время поездки по Италии он присутствовал на церковном богослужении, а потом по памяти записал сложнейшее полифоническое произведение, которое считалось собственностью церкви и исполнялось только раз в году назовите:

А). где это происходило_____________________________________________________

Б). что исполнялось в церкви раз в году________________________________________

В).кто записал по памяти это произведение___________________

  1. . Кто написал 11 симфонических программных увертюр? («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора») ________________________
  2. Основоположник австрийской классической оперы?_____________________________

А) название оперы__________________________________________________________

Б). её жанровая принадлежность______________________________________________

В). на каком языке она исполнялась___________________________________________

  1. У кого трое сыновей стали композиторами?________________
  2. В каких двух своих сочинениях Шуберт рассказывает своеобразную музыкальную повесть о любви, измене, о социальном неравенстве и трагическом одиночестве? __________________________________________________________________________
  3. В каком жанре реформаторский талант Моцарта проявился наиболее ярко? ___________________________________________
  4. Какие музыкальные жанры Шопен очень преобразил, превратив их в виртуозные концертные пьесы? ___________________________________________________________
  5. Порой очень вольно относился к традиционным формам сонатного и симфонического циклов, нарушая последовательность частей, музыкальных тем, вводя новые темы. Например:3-ю часть симфонии он назвал «скерцо», а не «менуэт».

А). кто этот композитор______________________________________________________

Б). почему он так поступал___________________________________________________

53 Какая новая форма родилась в эпоху классицизма? Её особенности?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

54 Что такое «ХТК»? Как строится это произведение? _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

55 На каких музыкальных инструментах играл Шуберт?____________________________
__________________________________________________________________________
56. Что такое каватина ________________________________________________________

57. Она родилась на юге Европы. Её имя означает «на открытом воздухе». То с одной, то

С другой улицы по вечерам доносятся её звуки. Кто она? ________________________

58. Какое произведение получило название «симфония со свечами» __________________
____________________________________________

59. Скажите на латыни слово «выдумка» _______________________________________

60. Назовите псевдоним Эмануэле Конельяно, автора либретто самых популярных опер

Моцарта. __________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Музыкальный материал для викторины

1. Агапкин. Марш «Прощание славянки»

2. Альбинони. Адажио соль-минор

3. Аноним. Григорианский хорал, 9 век

4. Бах. Токката и фуга ре-минор

5. Бетховен. Симфония №5, вступл. и гл.п. 1ч.

6. Бетховен. Симфония №5, поб. п. 1ч.

7. Бетховен. Соната №8, вступл. 1ч.

8. Бетховен. Соната №8, гл.п. 1ч.

9. Бетховен. Соната №8, 3ч.

10.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

11.Бородин. Опера «Князь Игорь» - хор «Солнцу красному слава»

12.Бородин. Опера «Князь Игорь» - ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»

13.Вагнер. Полет валькирий

14.Гайдн. Симфония №103, 1ч., вступл.

15.Гайдн. Симфония №103, 1ч., гл. п.

16.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - полонез, 2д.

17.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - краковяк, 2д.

18.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - мазурка, 2д.

19.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - песня Вани «Как мать убили…»

20.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина, 4д.

21.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»

22.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - увертюра

23.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - каватина Людмилы

24.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - рондо Фарлафа

25.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - марш Черномора

26.Глинка. Попутная песня

27.Глинка. Жаворонок

28.Глинка. Я помню чудное мгновенье

29.Глинка. Камаринская

30.Глинка. Вальс-фантазия

31.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - мелодия флейты

32.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - хор Фурий

33.Григ. «Пер Гюнт» - «Утро»

34.Григ. «Пер Гюнт» - «Смерть Озе»

35.Григ. «Пер Гюнт» - «Танец Анитры»

36.Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере Горного короля»

37.Григ. «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг»

38.Григорианские хоралы (2)

39.Дебюсси. «Кукольный кэйкуок»

40.Жалейка. Хороводный наигрыш

41.Жанекен. «Пение птиц»

42.Лядов. «Баба-Яга»

43.Лядов. «Кикимора»

44.Машо. Месса – «Sanctus»

45.Мендельсон. Свадебный марш

46.Моцарт. Симфония №40 - 1ч., гл.п.

47.Моцарт. Симфония №40 – 4ч., гл.п.

48.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - увертюра

49.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый…»

50.Моцарт. Реквием - №7 «Лакримозо»

51. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»

52. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Лиможский рынок»

53. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

54. Мусоргский. Оп. «Сорочинская ярмарка» - гопак

55. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

56. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - песня Варлаама «Как во городе…»

57. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - монолог Бориса «Достиг я высшей власти…»

58. Органум (старинная форма песнопений)

59. Пёрселл. Оп. «Дидона и Эней» - ария Дидоны

60. Прокофьев. «Петя и волк» - финальный марш

61. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - вступление

62. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - песни и пляски птиц

63. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - 3-я песня Леля

64. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (белка)

65. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля»

66. Р-Корсаков. «Шехеразада» - 1ч.

67. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Кенгуру»

68. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Слон»

69. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Лебедь»

70. Фогельвейде. Рыцарская песня

71. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

72. Чайковский. «Детский альбом» - «Камаринская»

73. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Марш

74. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Китайский танец «Чай»

75. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец пастушков

76. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Русский танец «Трепак»

77. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец Феи Драже

78. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Вальс цветов

79. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ариозо Ленского «Я люблю вас…»

80. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Онегина «Когда бы жизнь…»

81. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Ленского «Куда, куда вы удалились…»

82. Шопен. Вальс cis-moll

83. Шопен. Этюд №12 c-moll «Революционный» построить и спеть с разрешением:

Б6/4, D7, умVII7, М6, ув4

3. Спеть с листа и проанализировать № 292

4. Какой аккорд называется септаккордом?

Какие бывают вводные септаккорды?

Б И Л Е Т № 2

1. В тональности D-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны с разрешением;

T6 – S5/3 – D2 – T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ми»

D2, М6/4, умVII7, ув2, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 283

4. Характерные интервалы

Б И Л Е Т № 3

1. В тональности h-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все уменьшенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ум5/3, D4/3, VII7, ч4, ум5

3. Проанализировать и спеть с листа №296

4. Что такое «хроматизм», «модуляция», «отклонение»?

Б И Л Е Т № 4

1. В тональности Es-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – S6/4 – D6 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ув5/3, М6, умVII7, Б6, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа №323

4. Рассказать все о тритонах.

Б И Л Е Т № 5

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны;

В). гармоническую последовательность:

T6 - S5/3 - D2 – T6 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, умVII7, D2, ув4, ч5.

3. Проанализировать и спеть с листа № 316

4. Лады народной музы

Б И Л Е Т № 6

1. В тональности c-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – s5/3 – D2 – t6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

М6/4, D4/3, VII7, ум5, м3

3. Проанализировать и спеть с листа № 294

4. Родственные тональности

Б И Л Е Т № 7

1. В тональности f-moll построить и спеть:

А). мелодическую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D4/3, ум5/3, М6/4, ч4, ув2

3. Проанализировать и спеть с листа № 289

4. Размер. Виды размеров.

Б И Л Е Т № 8

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – D2 – T6

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, D4/3, умVII7, б3, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 317

4. Интервалы. Назвать все уменьшенные и увеличенные интервалы.

Б И Л Е Т № 9

1. В тональности fis-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). тритоны с разрешением;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – s6 – t6/4 – D7 – t5/3 - умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «до» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

VII7, М6/4, D2, м6, б2

3. Проанализировать и спеть с листа № 325

4. Энгармонизм. Перечислить все энгармонически равные тональности.

Б И Л Е Т № 10

1. В тональности Des-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – S6 – T6/4 – D7 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «си» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D7, М6/4, ув5/3, ч5, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 281

4. Лад. Тональность. Гамма. Перечислить все мажорные гаммы в квинтовом

Порядке.

Разработано: зав.теоретического МО Т.В.Волкова


Д О К Л А Д

Н А Т Е М У

«Развитие творческих способностей

на уроках сольфеджио и музыкальной литературы»

Введение

    Значение творческих форм работы в ДМШ

    Творческие задания на уроках сольфеджио

    Формы творческой работы на уроках музыкальной литературы

Заключение

Цель:

освоение форм и методических положений творческих заданий в курсах музыкально-теоретических дисциплин ДМШ

Задачи:

Анализ современных учебных пособий по музыкально-теоретическим дисциплинам в ДМШ с целью выявления методических установок по творческим заданиям;

Выявление форм занятий на уроках сольфеджио, способствующих развитию творческих навыков детей;

Отбор творческих заданий на уроках музыкальной литературы.

Введение

Уже давно не вызывает споров утверждение, что музыканты более трудолюбивы, усидчивы, коммуникабельны, целеустремленны, обладают многомерным мышлением, умеют проиграть ситуацию наперед и оценить уже «сыгранное», словом обладают многими качествами, необходимыми в нашей интенсивно меняющейся жизни. Однако такие качества формируются годами и они не всегда очевидны. А вот факт отсутствия практической отдачи от посещения музыкальной школы озадачивает сразу. Ведь помимо работы, изнурительной и долгой, над академической программой, выпускники детских музыкальных школ в большинстве своем не умеют подбирать популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью. Тем не менее, в истории музыкального образования существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. «В XYI-XYIII столетиях органисты и клавиристы были вынуждены часто прибегать к импровизации. Искусно сымпровизировать произведение на заданную тему считалось высшим достижением исполнителя. Своеобразной формой импровизации был и аккомпанемент. Импровизатор рассматривался как композитор высшего типа. Импровизатор ставился бесконечно выше исполнителя, который в состоянии играть только заученные ноты. Способность импровизировать рассматривалась как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно было выучиться. Обучение импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и теории музыки». Поворотным этапом в отношении к импровизации, на наш взгляд стала эпоха классицизма. Бетховен в фортепианных концертах стал ограничивать фантазию исполнителя, выписывая каденцию к инструментальному концерту, дабы не разрушить авторский замысел. Гораздо выше стало цениться точное воспроизведение текста исполнителем. Но и в XIX веке музыкально-историческая публицистика пестрит восторженными откликами об импровизациях Листа и Паганини.

Еще в прошлом веке исследователи, ученые, внесшие большой вклад в развитие психологии и методики музыкального обучения и воспитания, К. Орф, Б. Асафьев, Л. Выготский, Б. Теплов, Е. Назай-Кинский в своих работах поднимали проблему развития творческих способностей учащихся. Так, Карл Орф указывал на необходимость воспитывать в ребенке творческое начало, творческое мышление, которые затем проявятся в любой сфере его будущей деятельности. Сегодня подтверждено наукой, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей, то есть способностьдействовать творчески (креативность) может успешно переноситься из области искусства в сферу точных наук.

Значение творческих форм работы в ДМШ

В современном музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей учащихся становится все более актуальной: темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, способных разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Поэтому воспитание способности к творчеству должно стать ведущей задачей современного образования.

Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют роль своеобразного «перводвигателя», запускающего весь механизм музыкального развития ученика. Предполагается (и не без оснований), что в каждом ребенке «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира, одной из форм которого является активное (творческое) на него воздействие. По сути, созидание – самая интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без «насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его. Однако, здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз именно психологического порядка.

Бытует какое-то «странное», но очень устойчивое мнение, что музыкальное творчество – это что-то запредельно сложное, недоступное «простому смертному» и вызывающее почти «священный» ужас. Почему-то никого не удивляют дети, размалевывающие бумагу красками, вылепливающие из пластилина фигурки, пишущие по три сочинения в неделю по русскому языку или литературе и даже пробующие на прочность «поэтическое перо», но как только заходит речь о необходимости сочинить простенькую мелодию, возникают сомнения не только в «нужности» и полезности этой работы, но и собственно в самой возможности ее выполнения. На самом деле никакими сверхъестественными способностями для этого обладать не нужно, а вот преувеличить приносимую для музыкального развития этим видом деятельности пользу невозможно.

Вторая проблема связана с тем, что в музыкальную школу дети приходят, уже имея определенные приоритеты и модели поведения. Мир музыкального творчества может испугать своей новизной, необычностью и кажущейся сложностью, спровоцировав реакцию «отторжения». Поэтому особенно важно правильно выстроить творческую работу на первых уроках.

Творческие задания на уроках сольфеджио

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных форм творческой работы, нужно напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью научить ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель – пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки, музыкальной теории, литературы, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих музыкальных способностей. Впрочем, если ученик, выполняя эти задания, проявит незаурядные творческие способности, то и такой результат можно будет считать большой педагогической «победой» – занимаясь в классе композиции, ученик, несомненно, достигнет еще больших успехов в своем творческом и общемузыкальном развитии.

В центре внимания педагога на протяжении музыкального обучения школьников находятся три основных вида детского музыкального творчества: слушательское, исполнительское и сочинение музыки. Однако если первым двум в наших школах издавна уделяется достаточное внимание, то не менее важная сторона музыкального воспитания - выявление и развитие способности учащихся к импровизации и сочинению - еще, к сожалению, отстает. Некоторые педагоги не видят пользы от сочиненных «примитивных», «неумелых» мелодий своих учеников. Однако для ученика эта мелодия иной раз кажется более интересной и содержательной, чем предлагаемые учителем.

Не надо забывать, что творчество детей - процесс двухсторонний. С одной стороны ребенок может показать себя в творческих заданиях свободно, не растерявшись, лишь овладев определенным музыкально-слуховым опытом и достаточным теоретическим материалом. С другой стороны, сопричастность к творчеству дает большие преимущества: учащиеся вовлечены в активный процесс получения знаний. Такие знания будут прочными и продуктивными. При этом развиваются самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, грамотно применять на практике весь комплекс полученных теоретических сведений. Творческие методы и приемы помогают создать на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, что способствует наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, повышают мотивацию, интерес ребят к предмету. Поэтому в последнее время мы приветствуем, что в программах и учебных пособиях по сольфеджио, музыкальной литературе, по музыке все больше внимания уделяется таким формам работы, как сочинению, импровизациям, музицированию на инструментах, подбору аккомпанемента и второго голоса и др.

Атмосферу непринужденности на уроке помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно младших классов, очень любят такие формы работы. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если учитель соответствующим образом сформулирует задачу. Например, задание «определить по ритмическому или мелодическому рисунку знакомую песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку -что за песенка записана на доске? «. Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на инструменте, либо показать движение мелодии по «лесенке») можно представить в виде игры «Выручи из плена»: если ученик ошибается, то ему на помощь спешат другие. Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся участвовать в таких заданиях, не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет, как и приобретенный музыкально-слуховой опыт.

В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, не зависимо от уровня способностей. Элементы творчества целесообразно включать в урок как можно раньше. У шести-семилетних детей необычайно богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности, и поэтому они более свободно импровизируют, даже если их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить творческие задания с 5-7 классов, то они часто встречают у школьников сопротивление. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии определенных умений и уже появившихся повышенных требований к результатам собственной деятельности. Вместе с тем, овладев навыками творчества в раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах.

Творческие формы работы на уроках сольфеджио волняют роль своеобразного «перводвигателя», запускающего весь механизм музыкального развития ученика. Предполагается (и не без оснований), что в каждом ребенке «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира, одной из форм которого является активное (творческое) на него воздействие. По сути, созидание – самая интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без «насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его. Однако, здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз именно психологического порядка.

Как подсказывает опыт, одним из самых эффективных способов введения ребенка в мир музыкального творчества – участие в коллективном музыкально-театральном действии. Участие не только в качестве исполнителя, но и, частично, соавтора произведения (не обязательно на музыкальном уровне – вполне достаточно активное участие в организации и постановке действия). К сожалению, индивидуальная форма работы в классе не позволяет полностью применить этот способ в ДМШ. Тем не менее, определенные «резервы» есть и в таких условиях. Неплохой эффект дает разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет» ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет проявить творческую инициативу в интонационной «характеристичности» исполнения. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес к активной интерпретации текста. На следующем этапе можно предложить ребенку исполнить свои реплики с различными иными интонациями, сымпровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст (устно). Еще один шаг – и можно включать в работу основные формы творческих заданий.

Как уже говорилось ранее, творческие задания могу выполнять различные функции: стимулирующую, развивающую и закрепляющую. В некоторых случаях две или три функции сразу могут выполняться в одном задании. В этом нет ничего парадоксального, все зависит от установки преподавателя. В одном случае подбор аккордов аккомпанемента может служить стимулом к изучению соответствующих тем теории, в другом случае – методом закрепления этого материала. Кроме того, стимулирование одной задачи вполне может сопровождаться закреплением другой, так как задания, сконцентрированные исключительно на одном теоретическом материале практически невозможны или малоинтересны. Что касается развивающей функции, то она присутствует в той или иной степени в любом творческом задании. Несмотря на это, нужно сделать некоторое разделение форм творческой работы в соответствии с конкретными педагогическими задачами.

«Стимулирующие» задания ставятся таким образом, чтобы их выполнение было невозможно или весьма затруднительно без знания определенной теоретической темы или определенного практического навыка. В частности, выполнение простого самого по себе задания на «устное» сочинение нескольких мелодий рано или поздно столкнется с проблемой их запоминания, и поставит вопрос о необходимости их записи. Следующее задание – запись сочиненной мелодии – принципиально невозможно без знания основ музыкальной грамоты. В других случаях, выполнение творческого задания возможно как на «интуитивном» уровне, так и на основе уже полученных теоретических знаний. Здесь имеет смысл разделить работу на два этапа. Например, предлагаемое ранее задание сочинить «экзотическую» мелодию в «восточном духе» на первом этапе выполняется «интуитивно». В случае удачного его выполнения рассматриваются и анализируются ладовые особенности мелодии и формулируются теоретические понятия гармонических ладов, их структуры и особенностей применения. В случае, если ученик не смог самостоятельно решить эту задачу, анализируются аналогичные примеры, опять же формулируются соответствующие понятия и задача решается уже на основе определенной теоретической подготовки. Очень важно при этом не рассматривать первую попытку как неудачу, важно акцентировать внимание ученика на «особые» преимущества знания соответствующей теории.

Другой вариант сценария предполагает разбор и анализ теоретической части в классе сразу после «постановки художественной задачи». В любом случае, необходимо, чтобы каждая тема, изучаемая на теоретическом уровне имела свое «отражение» в творческой практике.

Все «стимулирующие» творческие задания в подавляющем большинстве представляют собой письменные задания на сочинение мелодии или других фактурных элементов, отвечающих заданным условиям по теории изучаемой темы. Как показывает практика, эти письменные творческие задания лучше выполнять в форме домашних заданий, чтобы ученик мог в спокойной обстановке не только разобраться в самой сути заданий, но и «творчески» (в прямом смысле этого слова) к ним отнестись. Важно, чтобы ученик с самого начала понимал, что творчество не терпит «суетливого» к себе отношения.

На первом этапе, в самом начале обучения в школе, а также и на более поздних стадиях, можно давать задания и в импровизационной форме, с тем, чтобы можно было в самых общих чертах разобраться и «попробовать» задание уже на уроке, не занимая при этом много времени.

«Развивающие» задания также могут совпадать по формулировке с заданиями двух других видов. Как уже отмечалось, развивающая функция в той или иной степени присутствует в любом творческом задании. Тем не менее, в программе предлагается еще ряд специальных заданий, ориентированных на развитие музыкальных способностей, прежде всего – музыкального слуха. «Развивающие» задания можно выполнять как в классе, так и дома. Как показывает практика, творческие формы работы способствуют развитию музыкальных способностей значительно эффективней, нежели обычные слуховые и интонационные упражнения. Одно из наиболее полезных развивающих упражнений – написание мелодий и других фактурных элементов без помощи фортепиано или какого-либо другого инструмента – упражнение, позволяющее развивать навык написания диктантов лучше, чем собственно работа над диктантами. В классе подобное упражнение можно выполнять совместно с преподавателем – например, сочиняя мелодию поочередно по такту. С одной стороны, это также позволяет сэкономить драгоценное урочное время, а с другой стороны, ученик должен будет не только записать услышанную мелодию «внутренним» слухом, но и услышать фрагмент, написанный преподавателем. На первых этапах очень рекомендуется пропевать совместно сочиненный фрагмент на каждой стадии его написания. Это позволит проконтролировать реальную работу и активность слуха учащегося, и не позволит ему писать «что попало».

«Закрепляющие» задания по своей форме и содержанию могут совпадать со стимулирующими или отличаться от них большей сложностью или конкретностью. Этот тип заданий достаточно широко применяется в педагогической практике, а поэтому подробно разбирать их нет смысла. Отметим лишь только то, что наибольший эффект от их применения проявится в случае, если они идут «в паре» со стимулирующими, как это показано в предыдущем примере. Впрочем, ситуация применения этих заданий в «самостоятельном» виде вполне возможна, особенно в том случае, если «стимулирующее» задание к изучаемой теме трудно сформулировать или его выполнение заведомо не может принести ученику ощутимой пользы.

Формы творческой работы на уроках музыкальной литературы

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Умение слышать музыку и размышлять о ней, необходимо воспитывать в детях с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы учащиеся сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

Ответы детей дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например: произошло с фрагментом из "Утра" Грига. Ребята по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Постепенно подводить их к правильному названию нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Можно прибегать к "подсказкам", полагая, что они помогают восприятию музыки.

Необходимо практиковать письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы. Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями. Творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в своеобразии ответов ребят уже с первого класса. Размышляя о характере песни "Сурок" Л.Бетховена, дети отвечают: "Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая", "Это очень печальная песня", "Мне жаль бедного одинокого шарманщика". Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут "собирать" сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Одним из методологических положений программы является определение единой, целостной музыкально-творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания музыки, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.

Если во время обучения учащиеся открывают “для себя” законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то в определенной мере они приобщаются к творчеству, к процессу открытия. Процесс выявления и развития творческой активности ученика тесно связан с его раскрепощением от обязательного заучивания, запоминания.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

На музыкальных занятиях учащиеся встречаются с произведениями не только специально написанными для детей, но и выходящими за пределы детского репертуара – с сочинениями классическими и современными, отечественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальным фольклором разных народов. При этом способность учащихся к эмоционально - непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию музыкальной классики, свидетельствует о степени их музыкального развития, музыкальной культуры. Музыка, выполняя множество жизненно-важных задач, призвана решать самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию учащихся в мире музыки.

Заключение

Творческие задания включают два компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинить, то есть самостоятельно находить новое выражение своих знаний. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием учителя, который организует условия. Материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности учителя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве учащихся зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности.

Музыка объединяет мысль, волю, чувства масс и вместе с тем удовлетворяет эстетические запросы народа, приобщает слушателя к огромным радостям, которые несет в себе искусство. Именно через слушателя музыка воздействует на жизнь, помогает преобразованию жизни.

Ведь без музыки жизнь теряет некий смысл, нет той самой грани, которая заставляла бы задуматься, заставляла бы восхищаться ею, помогала бы людям жить и творить. Музыка – это одно из тех богатств, которое дано людям.

Список используемой литературы:

1.Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» -М., 1987.

2. Коганович, Г. П. «Музыкальная импровизация и воспитание творческой личности» - Минск, 1997.

3.Леви В. «Искусство быть другим» М., 1981.

4. Малахова И. А. «Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант» -Ч. 1. - Минск, 2002.

5.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М. Просвещение 1990.

6. Шатковский Г. «Сочинение и импровизация мелодий» М., 1991.

7. Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха и навыков в творческой импровизации» - М., 1996.



Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие - потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На взгляд автора основными причинами такой ситуации послужили: во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин; отсутствие экзамена в конце данного курса.
Отчуждения учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
  • обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
  • процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
  • учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
  • развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н.Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
  • восприятие социального опыта;
  • актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных форм работы


Традиционные формы
Нетрадиционныве формы
Направление обучения
Предметно-ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков
Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта
Цель
Приведение всех к единому результату
Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей
Принципы обучения
Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т. д.
Активность, проблемность, системность, модульность
Характер взаимоотношений участников
Субъектом деятельности является преподаватель, объектом - учащиеся
Субъектами взаимодействия выступают преподаватель и учащиеся
Деятельность обучаемого
Воспроизводящая знания
Творческая

Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для учащихся 4-5х классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

I. Теоретическая разминка.
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 класс
1. Героем, какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь- Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П.Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?
Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной, католической церкви?
10. Что такое «вокализ»?

II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

4 класс
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:

Дирижер

Духовой гусли

Гармонь песня

Домра оркестр

Певец полифония
Хор орган
гитара

3. Соотнести с именем композитора портрет;

  • фрагмент его биографии;
  • фрагмент истории создания произведения;
  • фрагмент самого произведения (исполнить сольфеджируя или на инструменте)

4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
  • духовые;
  • струнные;
  • ударные;
  • русские народные инструменты;
  • инструменты симфонического оркестра и т.д.

5 класс
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из
нескольких тем:
  • исполнить (сольфеджио, фортепиано);
  • обозначить границы, назвать произведения;

2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора
музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора (автора музыкального послания).
Эпоха, страна, творчество.
4. Знаменательные даты.

1804
1840 1812
1242 1791
  • Родился П.И.Чайковский
  • Начало Отечественной войны
  • Год смерти В.А.Моцарта
  • Родился М.И.Глинка
  • Ледовое побоище.

III. Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров (музыкальное послание другу).

IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерный перечень вопросов.

1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города

  • Когда был организован симфонический оркестр... филармонии?
  • Кто руководит оркестром?
  • Назовите солистов филармонии?
  • Какое событие произошло... и т.д.

Широкое применение в педагогической практике автора нашли так называемые уроки-путешествия и уроки - практические занятия . Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки и события разворачиваются по придуманному же самими учащимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок - практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы.
Учащиеся слушают музыку несколько раз.
  • первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли он на протяжении пьесы.
  • второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
  • третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
  • заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное - это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Средства музыкальной выразительности
A
D
C
Темп



Регистр



Динамика



Мелодия



Аккомпанемент



Лад



Размер



Ритм


Штрих



Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.

Список литературы.
1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000
2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998
3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.
8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997
9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000
10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.

Лучшие статьи по теме