Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Катерина ивановна никогда ни на что. По тексту Паустовского

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 11) Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8; C1. (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому) A29 В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне? 1) 22 2) 2 3) 24 4) 4 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 12) A30 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 21? 1) рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание A31 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 5 2) 7 3) 17 4) 4 Часть 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. В1 Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. В2 Из предложений 8 – 9 выпишите наречие. В3 Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами. В4 Среди предложений 7 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В5 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. В6 Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений. В7 Среди предложений 13 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 13) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. В8 «К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора. ___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 14) Часть 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 15) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку ЧАСТЬ 1 № задания Ответ № задания Ответ А1 4 А17 1 А2 2 А18 2 А3 3 А19 3 А4 4 А20 4 А5 2 А21 2 А6 3 А22 4 А7 2 А23 1 А8 4 А24 4 А9 3 А25 3 А10 1 А26 2 А11 2 А27 4 А12 4 А28 3 А13 1 А29 3 А14 2 А30 4 А15 2 А31 4 А16 4 ЧАСТЬ 2 № задания Верный ответ В1 никому В2 напоследок В3 такая мама В4 9, 14 В5 2 В6 2, 6 В7 17 В8* 3, 8, 9, 5 <или> 3, 9, 8, 5 * Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 16) ЧАСТЬ 3 Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества Позиция автора: 1) родители любят нас такими, какие мы есть; 2) нет ничего горше одинокой старости © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 17) КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» . № Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы I Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну 1 из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем 0 исходного текста. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. 2 Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, 1 но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 18) К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного 1 текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована 0 неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 2 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 1 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, 0 поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. II Речевое оформление сочинения К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь- ность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 2 речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 1 связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 19) В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный 0 замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 2 мысли, разнообразием грамматических форм. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 1 мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и 0 однообразием грамматического строя речи. III Грамотность К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущена 1 ошибка 1 допущено более 1 ошибки 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2 – 3 ошибки 1 допущено более 3 ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу 20 (К1 – К12) © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 20) При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. 2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Сочинение 1

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Я не соглашусь лишь с отождествлением Катерины Ивановны с идеалом, потому что проблема непонимания между поколениями вечна, и если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. И потом, родители часто воспринимают даже уже выросших отпрысков как маленьких детей, которые всегда должны быть при них, забывая о том, что они сформировавшиеся личности, которым нужно строить собственную жизнь. Примеры этому - Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье.

Хочется также добавить, что часто родители пеняют на нашу нечуткость, но забывают о том, что сами в молодости порой были невнимательными к старшим, чересчур независимыми. Я ни в коем случае не проповедую нашу полную независимость и свободу от старшего поколения, которые, несомненно, причиняют ему боль. Мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Но и им, так часто говорящим о своих мудрости и опыте, следует научиться понимать нас.

Сочинение 2

Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста - в силу своей молодости - вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, - перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми.

В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».

Сочинение 3

В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писала рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрала ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас? Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых. Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, - это ваша плата?

Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело - у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, - это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко.

Дочь Катерины Ивановны по имени Настя «вот уже четвёртый год как не приезжает», живёт в городе. Она присылает деньги своей матери, но иногда с перерывами. «Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна.

Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение. Константин Георгиевич Паустовский не единственный, кто задумывался над этой проблемой. Еще до Паустовского великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин создал повесть «Станционный смотритель», где описал схожую ситуацию, только вместо Катерины Ивановны, у Пушкина покинут дочерью Дуней Самсон Вырин. Но тем не менее он ее любит нежной родительской любовью.

Другой яркий пример родительской любви - это картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». У отца было два сына; младший был любим, несмотря ни на что (он покинул отца, ушёл из дома). Рембрандт запечатлел момент возвращения блудного сына. Отец у Рембрандта счастлив, в отличие от героини Паустовского.

Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.

Сочинение: Проблема старости

Текст:

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.
(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.
(3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.
(4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой.
(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.
(10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.
(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго.
(13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14) Уже вечерело.
(15) Сад облетел.
(16) Палые листья мешали идти.
(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
(18) Далеко над лесом висел серп месяца.
(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.
(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости!
(23) Не дай вам бог!
(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому).

Пример 1 сочинения по тексту К.Г. Паустовского:

Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста - в силу своей молодости - вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, - перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми.

В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».

Пример 2 сочинения по тексту К.Г. Паустовского:

В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писала рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрала ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас? Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых. Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, - это ваша плата?

Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело - у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, - это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко.

Сочинение: Проблема старости.


Наверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?

Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.

На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать в одиночестве. Человеку тяжело жить, когда он осознает, что он никому не нужен. Катерине Ивановне не нужно было многого. Она лишь хотела, чтобы дочка навестила ее.

Чтобы показать отчаяние и тоску женщины автор использует повторы: «не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!». С помощь фразеологизма «одна на белом свете» автор наиболее ярко показывает положение, в котором оказалась героиня.

Каждый человек, рано или поздно, становится пожилым и старым. Ответственность за его спокойную старость ложится на плечи его детей. Они должны помочь ему. Помощь эта должна выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в общении, внимании.

Одинокая старость бывает по разным причинам. У Александра Сергеевича Пушкина в повести «Станционный смотритель» тоже показана страшная картина одиночества пожилого человека. Герой повести, Самсон Вырин, покинутый дочерью Дуней из-за её любимого, переживает расставание с дочерью так же, как и Катерина Ивановна. В романе Николая Васильевича Гоголя Плюшкин остался в одиночестве на старости лет по своей вине. Он из-за боязни, что дети его разорят, объедят, отстраняет их от себя и превращается в полное ничтожество. Потеря родственных чувств и связей приводит его к деградации.

Каждый из нас когда-нибудь состарится и может оказаться на месте этих героев. Мы должны любить и помнить наших родителей и близких. Ведь своим появлением на свет мы обязаны родителям. Именно они заложили в нас такие качества характера и воспитали в нас такие чувства, которые позволили нам достойно жить в обществе.

Алеша оборвался и замолчал.

– Вы… вы… вы маленький юродивый, вот вы кто! – с побледневшим уже лицом и скривившимися от злобы губами отрезала вдруг Катерина Ивановна. Иван Федорович вдруг засмеялся и встал с места. Шляпа была в руках его.

– Ты ошибся, мой добрый Алеша, – проговорил он с выражением лица, которого никогда еще Алеша у него не видел, – с выражением какой-то молодой искренности и сильного неудержимо откровенного чувства, – никогда Катерина Ивановна не любила меня! Она знала все время, что я ее люблю, хоть я и никогда не говорил ей ни слова о моей любви, – знала, но меня не любила. Другом тоже я ее не был ни разу, ни одного дня: гордая женщина в моей дружбе не нуждалась. Она держала меня при себе для беспрерывного мщения. Она мстила мне и на мне за все оскорбления, которые постоянно и всякую минуту выносила во весь этот срок от Дмитрия, оскорбления с первой встречи их… Потому что и самая первая встреча их осталась у ней на сердце как оскорбление. Вот каково ее сердце! Я все время только и делал, что выслушивал о любви ее к нему. Я теперь еду, но знайте, Катерина Ивановна, что вы действительно любите только его. И по мере оскорблений его все больше и больше. Вот это и есть ваш надрыв. Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы его тотчас забросили бы и разлюбили вовсе. Но вам он нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И все это от вашей гордости. О, тут много принижения и унижения, но все это от гордости… Я слишком молод и слишком сильно любил вас. Я знаю, что это бы не надо мне вам говорить, что было бы больше достоинства с моей стороны просто выйти от вас; было бы и не так для вас оскорбительно. Но ведь я еду далеко и не приеду никогда. Это ведь навеки… Я не хочу сидеть подле надрыва… Впрочем, я уже не умею говорить, все сказал… Прощайте, Катерина Ивановна, вам нельзя на меня сердиться, потому что я во сто раз более вас наказан: наказан уже тем одним, что никогда вас не увижу. Прощайте. Мне не надобно руки вашей. Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить. Потом прощу, а теперь не надо руки.

Den Dank, Dame, begehr ich nicht, -

прибавил он с искривленною улыбкой, доказав, впрочем, совершенно неожиданно, что и он может читать Шиллера до заучивания наизусть, чему прежде не поверил бы Алеша. Он вышел из комнаты, даже не простившись и с хозяйкой, госпожой Хохлаковой. Алеша всплеснул руками.

– Иван, – крикнул он ему, как потерянный, вслед, – воротись, Иван! Нет, нет, он теперь ни за что не воротится! – воскликнул он опять в горестном озарении, – но это я, я виноват, я начал! Иван говорил злобно, нехорошо. Несправедливо и злобно… – Алеша восклицал как полоумный.

Катерина Ивановна вдруг вышла в другую комнату.

– Вы ничего не наделали, вы действовали прелестно, как ангел, – быстро и восторженно зашептала горестному Алеше госпожа Хохлакова. – Я употреблю все усилия, чтоб Иван Федорович не уехал…

Радость сияла на ее лице, к величайшему огорчению Алеши; но Катерина Ивановна вдруг вернулась. В руках ее были два радужные кредитные билета.

– Я имею к вам одну большую просьбу, Алексей Федорович, – начала она, прямо обращаясь к Алеше по-видимому спокойным и ровным голосом, точно и в самом деле ничего сейчас не случилось. – Неделю – да, кажется, неделю назад – Дмитрий Федорович сделал один горячий и несправедливый поступок, очень безобразный. Тут есть одно нехорошее место, один трактир. В нем он встретил этого отставного офицера, штабс-капитана этого, которого ваш батюшка употреблял по каким-то своим делам. Рассердившись почему-то на этого штабс-капитана, Дмитрий Федорович схватил его за бороду и при всех вывел в этом унизительном виде на улицу и на улице еще долго вел, и говорят, что мальчик, сын этого штабс-капитана, который учится в здешнем училище, еще ребенок, увидав это, бежал все подле и плакал вслух и просил за отца и бросался ко всем и просил, чтобы защитили, а все смеялись. Простите, Алексей Федорович, я не могу вспомнить без негодования этого позорного его поступка… одного из таких поступков, на которые может решиться только один Дмитрий Федорович в своем гневе… и в страстях своих! Я и рассказать этого не могу, не в состоянии… Я сбиваюсь в словах. Я справлялась об этом обиженном и узнала, что он очень бедный человек. Фамилия его Снегирев. Он за что-то провинился на службе, его выключили, я не умею вам это рассказать, и теперь он с своим семейством, с несчастным семейством больных детей и жены, сумасшедшей кажется, впал в страшную нищету. Он уже давно здесь в городе, он что-то делает, писарем где-то был, а ему вдруг теперь ничего не платят. Я бросила взгляд на вас… то есть я думала – я не знаю, я как-то путаюсь, – видите, я хотела вас просить, Алексей Федорович, добрейший мой Алексей Федорович, сходить к нему, отыскать предлог, войти к ним, то есть к этому штабс-капитану, – о Боже! как я сбиваюсь – и деликатно, осторожно – именно как только вы один сумеете сделать (Алеша вдруг покраснел) – суметь отдать ему это вспоможение, вот, двести рублей. Он, наверно, примет… то есть уговорить его принять… Или нет, как это? Видите ли, это не то что плата ему за примирение, чтоб он не жаловался (потому что он, кажется, хотел жаловаться), а просто сочувствие, желание помочь, от меня, от меня, от невесты Дмитрия Федоровича, а не от него самого… Одним словом, вы сумеете… Я бы сама поехала, но вы сумеете гораздо лучше меня. Он живет в Озерной улице, в доме мещанки Калмыковой… Ради Бога, Алексей Федорович, сделайте мне это, а теперь… теперь я несколько… устала. До свиданья…

Она вдруг так быстро повернулась и скрылась опять за портьеру, что Алеша не успел и слова сказать, – а ему хотелось сказать. Ему хотелось просить прощения, обвинить себя, – ну что-нибудь сказать, потому что сердце его было полно, и выйти из комнаты он решительно не хотел без этого. Но госпожа Хохлакова схватила его за руку и вывела сама. В прихожей она опять остановила его, как и давеча.

– Гордая, себя борет, но добрая, прелестная, великодушная! – полушепотом восклицала госпожа Хохлакова. – О, как я ее люблю, особенно иногда, и как я всему, всему теперь вновь опять рада! Милый Алексей Федорович, вы ведь не знали этого: знайте же, что мы все, все – я, обе ее тетки – ну все, даже Lise, вот уже целый месяц как мы только того и желаем и молим, чтоб она разошлась с вашим любимцем Дмитрием Федоровичем, который ее знать не хочет и нисколько не любит, и вышла бы за Ивана Федоровича, образованного и превосходного молодого человека, который ее любит больше всего на свете. Мы ведь целый заговор тут составили, и я даже, может быть, не уезжаю лишь из-за этого…

– Но ведь она же плакала, опять оскорбленная! – вскричал Алеша.

– Не верьте слезам женщины, Алексей Федорович, – я всегда против женщин в этом случае, я за мужчин.

– Мама, вы его портите и губите, – послышался тоненький голосок Lise из-за двери.

– Нет, это я всему причиной, я ужасно виноват! – повторял неутешный Алеша в порыве мучительного стыда за свою выходку и даже закрывая руками лицо от стыда.

– Напротив, вы поступили как ангел, как ангел, я это тысячи тысяч раз повторить готова.

– Мама, почему он поступил как ангел, – послышался опять голосок Lise.

– Мне вдруг почему-то вообразилось, на все это глядя, – продолжал Алеша, как бы и не слыхав Лизы, – что она любит Ивана, вот я и сказал эту глупость… и что теперь будет!

– Да с кем, с кем? – воскликнула Lise, – мама, вы, верно, хотите умертвить меня. Я вас спрашиваю – вы мне не отвечаете.

В эту минуту вбежала горничная.

– С Катериной Ивановной худо… Они плачут… истерика, бьются.

– Что такое, – закричала Lise, уже тревожным голосом. – Мама, это со мной будет истерика, а не с ней!

– Lise, ради Бога, не кричи, не убивай меня. Ты еще в таких летах, что тебе нельзя всего знать, что большие знают, прибегу – все расскажу, что можно тебе сообщить. О Боже мой! Я бегу, бегу… Истерика – это добрый знак, Алексей Федорович, это превосходно, что с ней истерика. Это именно так и надо. Я в этом случае всегда против женщин, против всех этих истерик и женских слез. Юлия, беги и скажи, что я лечу. А что Иван Федорович так вышел, так она сама виновата. Но он не уедет. Lise, ради Бога, не кричи! Ах да, ты не кричишь, это я кричу, прости свою мамашу, но я в восторге, в восторге, в восторге! А заметили вы, Алексей Федорович, каким молодым человеком Иван Федорович давеча вышел, сказал это все и вышел! Я думала, он такой ученый, академик, а он вдруг так горячо-горячо, откровенно и молодо, неопытно и молодо, и так это все прекрасно, прекрасно, точно вы… И этот стишок немецкий сказал, ну точно как вы! Но бегу, бегу. Алексей Федорович, спешите скорей по этому поручению и поскорей вернитесь. Lise, не надобно ли тебе чего? Ради Бога, не задерживай ни минуты Алексея Федоровича, он сейчас к тебе вернется…

Госпожа Хохлакова наконец убежала. Алеша, прежде чем идти, хотел было отворить дверь к Lise.

– Ни за что! – вскричала Lise, – теперь уж ни за что! Говорите так, сквозь дверь. За что вы в ангелы попали? Я только это одно и хочу знать.

– За ужасную глупость, Lise! Прощайте.

– Не смейте так уходить! – вскричала было Lise.

– Lise, у меня серьезное горе! Я сейчас ворочусь, но у меня большое, большое горе!

И он выбежал из комнаты.

Надрыв в избе

У него было действительно серьезное горе, из таких, какие он доселе редко испытывал. Он выскочил и «наглупил» – и в каком же деле: в любовных чувствах! «Ну что я в этом понимаю, что я в этих делах разбирать могу? – в сотый раз повторял он про себя, краснея, – ох, стыд бы ничего, стыд только должное мне наказание, – беда в том, что несомненно теперь я буду причиною новых несчастий… А старец посылал меня, чтобы примирить и соединить. Так ли соединяют?» Тут он вдруг опять припомнил, как он «соединил руки», и страшно стыдно стало ему опять. «Хоть я сделал это все и искренно, но вперед надо быть умнее», – заключил он вдруг и даже не улыбнулся своему заключению.

Поручение Катерины Ивановны было дано в Озерную улицу, и брат Дмитрий жил как раз тут по дороге, недалеко от Озерной улицы в переулке. Алеша решил зайти к нему во всяком случае прежде, чем к штабс-капитану, хоть и предчувствовал, что не застанет брата. Он подозревал, что тот, может быть, как-нибудь нарочно будет прятаться от него теперь, но во что бы то ни стало надо было его разыскать. Время же уходило: мысль об отходившем старце ни на минуту, ни на секунду не оставляла его с того часа, как он вышел из монастыря.

В поручении Катерины Ивановны промелькнуло одно обстоятельство, чрезвычайно тоже его заинтересовавшее: когда Катерина Ивановна упомянула о маленьком мальчике, школьнике, сыне того штабс-капитана, который бежал, плача в голос, подле отца, то у Алеши и тогда уже вдруг мелькнула мысль, что этот мальчик есть, наверное, тот давешний школьник, укусивший его за палец, когда он, Алеша, допрашивал его, чем он его обидел. Теперь уж Алеша был почти уверен в этом, сам не зная еще почему. Таким образом, увлекшись посторонними соображениями, он развлекся и решил не «думать» о сейчас наделанной им «беде», не мучить себя раскаянием, а делать дело, а там что будет, то и выйдет. На этой мысли он окончательно ободрился. Кстати, завернув в переулок к брату Дмитрию и чувствуя голод, он вынул из кармана взятую у отца булку и съел дорогой. Это подкрепило его силы.

Одинокая старость… Нет рядом близких, родных людей. Забыли, отвернулись? Почему? Кто виноват? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста К.Г.Паустовского.

Но «дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её…». Автор описывает последнюю прогулку Катерины Ивановны в сад, где она «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым», «кое-какие деревья посадила сама». «Сад облетел». И жизнь героини догорает. Она заплакала, не стыдясь своих слёз, и сказала: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься над тем, как плохо быть одиноким. Особенно в старости, когда ты болен и нуждаешься в помощи близких.

Позиция автора мне понятна: человек не должен быть одинок. Дети не имеют права бросать своих родителей, зная, что те нуждаются в их помощи. Когда-то мама просиживала ночами, заботясь о тебе маленьком. Приходит время позаботиться о родном человеке и тебе. Это нравственный человеческий закон жизни. Его нельзя нарушать. Автор сочувствует Катерине Ивановне и отказывается понимать и оправдывать Настю, которая постоянно откладывает поездку к матери, ссылаясь на занятость.

Я согласна с точкой зрения автора. Человек не должен быть одинок. В старости он вправе рассчитывать на благодарность и поддержку своих детей. Забывать своих родителей бесчеловечно. Отворачиваясь от родителей, отдавая их в дома престарелых, мы тем самым подаём страшный пример своим детям, воспитывая в них бессердечие и равнодушие.

В художественной литературе мы нередко сталкиваемся с проблемой одиночества, которое тяготит и делает жизнь обделённой.

Рассуждая об одиночестве, я вспоминаю рассказ А.П.Чехова «Душечка». Сам автор душечку не любил, считая её мещанкой, не имеющей своего мнения. А вот Л.Н.Толстому душечка показалась потрясающей. Мне тоже очень понравилась героиня. Она чувствует потребность – быть кому-то нужной. И когда она нужна, она увлечена, молода, энергична. Она может свернуть горы. С первым мужем она занимается его театром, со вторым её интересует лес, продажи, с любовником-ветеринаром она пытается освоить и эту науку. Оставшись одна, она горюет, стареет. Но стоило появиться в её жизни Саше, сыну ветеринара, как она расцветает. Она делает с ним уроки, переживая, как трудно теперь учиться в школе, она заменяет ему мать. И она счастлива. Я уверена, человек счастлив, когда в нём нуждаются, когда ему есть для кого жить. Убери это – и не станет человека. Поэтому человек и не может быть один.

К сожалению, родители нередко в старости остаются одни. Дети вырастают, у них своя жизнь. Они не задумываются, что делают больно своим самым родным людям. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем Евгения Базарова, который где-то даже стесняется своих родителей. Он давно не был дома, но не спешит порадовать мать с отцом, заехав к ним на считанные дни. Гостит у Кирсановых, у Одинцовой. А родители скучают и страдают, особенно мать. Они очень любят своего сына.

Таким образом, проблема одиночества, одинокой старости будет всегда. Из-за непонимания, душевного равнодушия, каких-то иных причин. Может быть, такие рассказы, как «Телеграмма» К.Г.Паустовского и заставляют остановиться, задуматься: а мои родители не чувствуют себя одинокими? Нам, читателям, очень жаль старушку, и мы твёрдо знаем, поступать так, как Настя, нельзя, это бесчеловечно. Не забывайте своих родителей! Оставайтесь людьми!

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лучшие статьи по теме