Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • От «Гарри Поттера» до Кафки: как изучают литературу в школах разных стран. Программа элективного курса "зарубежная литература"

От «Гарри Поттера» до Кафки: как изучают литературу в школах разных стран. Программа элективного курса "зарубежная литература"

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20007

Алена Бальцева 18.01.2016 20007


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Дискуссии об уроках литературы в российской школе ведутся постоянно. Недавно чиновники призвали вернуть в школы « » литературы и теперь с новой силой обсуждают, что читать детям и что должно войти в этот самый «канон». А что читают старшеклассники на уроках литературы в школах разных стран мира? Оказывается, в большинстве западных стран даже нет предмета с таким названием. Но есть «родной язык» и «словесность».

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Германия. Интерпретировать, дискутировать, отстаивать

В Германии школьную программу «родного языка» разрабатывают на региональном уровне - в каждой федеральной земле она может быть своя. Дети в немецких школах читают меньше, чем в российских, но более углублённо. Начинают с современных произведений, а потом уже штудируют классику. Сочинение - завершающая часть большой предварительной работы по освоению письменной речи. Так об изучении литературы в Германии рассказывала переводчик с немецкого Вера Комарова, которая вместе с дочкой переехала из Москвы в одну из деревень Баварии.

Классику в школах начинают читать с 8 класса. «С 9 класса обязательно читают Гёте и Шиллера, а также Гофмана, Бюхнера, Лессинга, Фонтане, Шторма, Хауптманна, Шницлера, Кафку, Брехта, - перечисляет Комарова. - Современные авторы, конечно, тоже есть: Фриш, Зюскинд, Тимм, Кельманн, Шлинк, Грасс».

С 9 класса немецкие школьники обязательно читают Гёте

В сочинениях по прочитанным произведениям главное - не знание содержания или биографии писателя, а умение интерпретировать прочитанное, чётко излагать свои мысли, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. «В гимназии изучаемые тексты усложняются год от года, - рассказывает Комарова. - Письмо (частное и официальное), отчёт, протокол, газетная заметка, публичная речь, доклад или презентация. Школьники исследуют литературные средства, с помощью которых они созданы, пробуют сами написать подобное».

Франция. Главное - стиль

Огромную роль в том, что французы сумели сохранить свою культуру, «сыграло отсутствие привычного для русских самокопания, самоосуждения, благоговейное и творческое отношение к национальной культурной традиции», рассказывал на страницах газеты «1 сентября» Василий Князев. «Это уважение наряду с готовностью к диалогу воспитывается во Франции со школьной скамьи, - пишет он. - Уроки литературы во французской школе важны именно потому, что они вписывают человека в контекст языка и культуры».

Министерство образования довольно строго регламентирует список литературы к экзаменам, но формируют программу сами учителя. Во Франции, как и в Германии, личность автора произведения не ставится во главу угла. Акцент делается на стиль и язык книги. «Уже на первых уроках в колледже детям дают задание: закончить отрывок в стиле Мольера, в стиле Расина, в стиле Вольтера», - говорит Князев.

В старших классах делается упор на филологический анализ произведений. При этом фундаментальные по объёмам труды учителя оставляют на откуп ученикам - если захотят, прочтут. А оценить изящность словесности можно и по отрывкам или небольшим произведениям.

Во французских колледжах детям дают задание закончить отрывок в стиле Вольтера

«Французские учителя рассказывают, что их особенно радует, когда ученики проявляют чувство языка, интерес и влечение к красоте высказывания, - пишет автор публикации. - Например, мальчик или девочка говорит: „Жорж Сименон? Франсуаза Саган? Что ж, может быть, это и интересно, но написано плохо. Спотыкаешься на каждом слове“. И вместо того чтобы читать детективы из „чёрной серии“ или любовные романы, декламирует Ронсара и дю Белле».

Кроме того, школьники, как их сверстники в соседней ФРГ, анализируют парламентские дебаты, записи старых радиопередач. Уроки литературы в школах Франции часто формируются по определённым темам: «Описание себя», «Признание в любви», «Город», «Ирония». «У моей дочери в последнем классе была, например, тема „Свобода нравов“ (Libertinage), во время изучения которой они читали отрывки из „Опасных связей“ и произведений де Сада», - цитирует «1 сентября» Аллу Ярхо, несколько лет преподававшую в Сорбонне.

Великобритания. ЖАБА и СОВ

Национальный учебный план - так называется документ, регулирующий программу школьного обучения в Великобритании. Он составляется правительством Англии и корректируется раз в несколько лет. Конкретных указаний план не содержит, лишь «необходимые навыки и знания». Среди них, например: «как минимум одна пьеса Шекспира, один роман XIX века, изданный где угодно, и одно художественное или драматическое произведение, написанное после 1914 года на Британских островах».

В Великобритании нет и учебников по литературе. Что читать ученику, решает учитель

«В учебном плане сказано, что дети «должны оценить глубину и мощь английского литературного наследия, - пишет Наталия Лизоркина на Учёба.ру. - Поэтому учителям советуют обратить внимание на классиков, авторов нон-фикшн и журналистские тексты. Шекспир для британца, как для нас - Пушкин, то есть «наше всё», на его пьесы делается особенный акцент».

«На литературе нужно писать курсовые о Шекспире, о военной поэзии, о пьесе и коротких рассказах, - делилась воспоминаниями с „Новой газетой “ обучавшаяся в Англии россиянка. - Это все не очень просто из-за языкового барьера. Но пугаться не стоит, потому что англичане сами не понимают языка Шекспира».

У британцев есть широкий выбор литературы – это может быть и Шекспир с Диккенсом, и Джоан Роулинг

Однако учиться писать, мыслить, анализировать школьников учат с младших классов, именно на этом делают акцент. «Сразу после изучения алфавита школьники пишут сочинения, - рассказывала Газете.ру Татьяна Богачева, у которой в Англии учится внук. - Сначала про себя, про свою семью. Дима в семилетнем возрасте писал на уроке сказки. Учитель рассказывает, как построить сюжет, как описать героев и место действия, как сделать текст выразительным, какие бывают связки».

Чтение, кроме того, преподносится как удовольствие, отсюда и широта выбора литературы - это может быть и Шекспир с Диккенсом, и Джоан Роулинг с «Гарри Поттером». Зубрить ничего не заставляют, и даже на экзамене можно взять с собой книги, по мотивам которых задают темы. Экзамены, к слову, как раз те самые ЖАБА и СОВ из Хогвартса. В реальном мире они называются GCSE (General Certificate of Secondary Education) и GCE (General Certificate of Education).

США. 10 книг и 10 критериев

«Учителя обязаны учитывать разносторонность мировоззрений своих учеников», - говорится в привью к рекомендуемому списку литературы Polk County Public Schools. Этот список формируют до 31 августа каждого года, и в нём должно быть минимум 10 книг, подобранных по 10 критериям. Рекомендуемый перечень велик: в нём десятки авторов и произведений. Авторы в основном американские или британские. Но есть там и Пастернак, и Толстой, и Тургенев, и Достоевский. А также Ремарк, По, Мольер, Ле Гуин, Кафка, Гомер, Гюго.

Помимо американских или британских авторов, школьники в США также читают Пастернака, Толстого, Тургенева и Достоевского

Помимо того, что книга хорошо написана и входит в списки рекомендованных ведущими американскими библиотеками, она должна в своём содержании раскрывать фундаментальные темы для человечества и личности, вдохновлять и просвещать своих читателей. О том, как изучают литературу в американской школе, рассказывает ЖЖ-пользователь hettie_lz . Хетти родилась и выросла в Петербурге, а потом переехала за океан. В деревне Палатин штата Иллинойс, неподалёку от Чикаго, учились трое ее детей. Чтобы «окончить школу хоть как-то», пишет она, нужно минимум четыре года изучать английский, куда, помимо самого языка, входит и литература. А чтобы поступить в «нормальный колледж» выпускник должен соответствовать нескольким требованиям. Например, «читать и понимать литературные произведения, относящиеся к разным эпохам, обществам и идейным направлениям», а также «уметь письменно излагать свои мысли на разные темы». Кроме того, нужно «уметь эффективно слушать и разговаривать в разных ситуациях» и «владеть языком в объёме необходимом для получения и передачи разнообразной информации».

Япония. Структуризация мыслей

«Японская школа культивирует национальный дух японцев, формирует у своих воспитанников соответствующие нормы морали, закладывает и развивает у них черты национального характера», - говорится в посвящённой образованию главе в книге «Японцы: этнопсихологические очерки» Владимира Пронникова и Ивана Ладанова. Что интересно, учебный год в Японии начинается весной, 1 апреля. В стране действует единое учебно-методическое руководство. Согласно ему, второклассники, например, должны «с восхищением слушать чтение детского рассказа и сказки; понимать развитие событий при слушании короткого рассказа; передавать содержание услышанного своими словами, вычленяя главную мысль; уметь выступать перед всем классом; при пересказе соблюдать последовательность изложения; понимать вопросы по содержанию прослушанного и отвечать на них».

Классическая литература - предмет, который появляется в расписании общеобразовательного отделения средней школы второй ступени (котто гако) для девушек и юношей в возрасте от 15 до 18 лет. «В японской литературе, изучаемой в школе, нет аналогов, и не делается акцент на длинные грандиозные эпопеи типа „Войны и Мира“ Льва Толстого, - пишет в своём ЖЖ Юрий Панчул (в японской школе училась его супруга). - Японцы интроверты, поэтому наиболее значимые (с точки зрения японской публики) романы заключаются в постепенной структуризации мыслей героев».

И хотя учебники в разных школах могут быть разными, есть и общее. Например, все читают «Кокоро» («Сердце») писателя Нацумэ Сосэке. Все читают и «Рашомона» Акутагавы, экранизированного в 1950 году Курасавой. «Ключевым властителем дум и писателем-философом современные японцы считают Юкиши Фукудзава», - пишет Панчул. Преподают и современных авторов (XX–XXI век): Мукода Кунико, Харуки Мураками, Сиба Рётаро, Сейтё Мацумото.

Михальская Н.П. М69 Зарубежная литература. 5-11 кл.: Программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля. - М.: Дрофа, 2003. - 64 с. ISBN 5-7107-7147-3 Авторская программа Н. П. Михальской предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гума-нитарного цикла. Программа входит в учебный комплект по зарубежной литературе, который состоит из учебников-хрес-томатий для 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Книги выпущены в издательстве «Дрофа», имеют гриф Минис-терства образования РФ.

Программа

по зарубежной литературе

(5-11 классы)

Пояснительная записка

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углубле-нию гуманитарных знаний школьников, откры-вая перспективы более ясного представления о ми-ровом литературном процессе и роли в нем отече-ственной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного раз-вития в разных странах, открывается возмож-ность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего челове-чества. Настоящая программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где за-рубежная литература может изучаться как цело-стный курс. Программа может использоваться и при чтении факультативных курсов. В соответствии с программой изучение зарубеж-ной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-лите-ратурного, литературно-теоретического и культу-рологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Цели предмета «Зарубежная литература» со-ответствуют основным целям литературного об-разования. Они состоят в формировании нравст-венных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса уча-щихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писате-лей разных стран в контексте мирового литера-турного процесса. Для достижения этих целей ставятся задачи: расширить представления учащихся о литературном процессе; научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению; привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур; вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора; обратить внимание на преемственность традиций и их обновление; раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера; содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров; использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся. Представленные в программе произведения рас-сматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной ли-тературы, а также межпредметных связей (литера-тура и история, литература и художественная культура). Дается периодизация литературного процесса: античная литература, литература сред-них веков, литература эпохи Возрождения, лите-ратура XVII, XVIII, XIX, XX веков. Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рас-сматривается в движении от древности к после-дующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнес-ти рассматриваемый материал с явлениями рус-ской литературы. 5 класс. Раскрываются понятия художествен- ная литература, зарубежная литература. Изу-чается происхождение литературы (мифология - фольклор - литература). Происходит знакомство с мифами, произведениями устного народного творчества (предания, баллады, сказки), изучают-ся литературные произведения (литературные сказки, повести, романы и др.). 6-9 классы. Ведется изучение литературы как искусства слова. Литературные роды и жанры рассматриваются в развитии от античности до сов-ременности. Изучаются произведения эпических, лирических, драматических жанров, особенности литературных направлений (классицизм, сенти- ментализм, романтизм, реализм). Учащиеся зна-комятся с явлениями межнациональной общности литератур. 10-11 классы. Раскрываются понятия мировая литература, мировой литературный процесс, ли- тературная классика, классик литературы. Художественный мир писателя и художественный мир литературного произведения изучаются в свя-зи с другими видами искусства (театр, музыка, живопись, кино), определяются значение художе-ственной литературы и роль массовой культуры в современном мире. На каждом этапе изучения зарубежной литера-туры учащиеся приобретают определенные знания и навыки.Первый этап (5 класс). К концу учебного года ученик должен знать, в чем отличие литературы от фольклора, какую литературу называют зарубеж-ной. Он должен усвоить содержание мифа о Проме-тее, народных и литературных сказок (двух-трех), повести Астрид Линдгрен (по выбору), названия, имена героев и частично содержание романов Мар-ка Твена, знать наизусть народную балладу (по вы-бору). Ученик должен знать содержание мифов о Троянской войне и ее участниках, уметь выразительно рассказать народную (английскую, японскую, аме-риканскую или др.) и литературную сказку (Ан-дерсена, Перро, Киплинга или др.), привести при-меры сходства русской народной сказки со сказкой другого народа, сопоставить литературную и на-родную сказку (тема, герои), сопоставить образы богатыря из русской былины и героя ирландских саг (Кухулин), рассказать о приключениях героев Марка Твена, выделить сказочно-чудесное и жиз-ненно-правдивое в произведениях Астрид Линдг-рен, объяснив, почему эту писательницу называют «Андерсеном наших дней».Второй этап (в-9 классы). Ученик должен знать определения литературных родов и жан-ров, особенности литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, ре-ализм) в их обусловленности историко-культурной ситуацией в зарубежных странах; имена поэтов и драматургов античности, писателей эпохи Возрождения и последующих периодов, названия, проблематику, жанры их основных произведений, связь их творчества с литературными направлениями эпохи; знать особенности гекзаметра, правила построения сонета. Он должен знать наизусть начальные строки «Илиады» и «Одиссеи» (по 10 строк), сонет Шекспира, Петрарки (по выбору), стихотворение Байрона, Бернса (по выбору), фрагмент из «Песни о Гайавате» Лонгфелло (три начальные строфы из вступления или другой фрагмент по выбору). Ученик должен уметь выявить общее и особенное в творчестве писателей, принадлежащих к одному литературному направлению (классицисты, поты английского сентиментализма), пишущих в одном жанре (баснописцы Эзоп, Лафонтен, Крылов; анималисты Лондон и Сетон-Томпсон; фантасты Ж.Версн и Уэллс); уметь сопоставить разновидности жанров выделяя их сходство и различие (роман исторический, историко-приключенческий, научно-фантастический); уметь раскрыть смысл понятий вечный образ, комедия характеров, робинзонада, байронизм, подтверждая свои суждения примерами из произведений литературы; привести примеры использования писателями иносказания (аллегории0, гротеска, контраста, пояснив особенности этих художественных приемов и их назначение; привести высказывания русских писателей о писателях других стран (Пушкин о Байроне, Достоевский о Диккенсе и др.), назвать имена переводчиков поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», оды Горация «Памятник я воздвиг меди нетленнее…», поэм Данте, Лонгфелло, сонетов Шекспира, баллад Шиллера, стихотворений Э.По.Третий этап (10-11 классы). Ученик должен знать- смысл понятий мировая литература, миро- вой литературный процесс, писатель-классик, художественный мир писателя, художествен- ный мир произведения, литературные шедевры, массовая литература. Ему должны быть извест-ны суждения зарубежных писателей о значении русской литературы, творчестве Л. Толстого, До-стоевского, Чехова, о вкладе русских классиков в развитие мировой литературы. Ученик должен знать об особенностях восприятия «Гамлета» и «Фауста» в России, читать наизусть монолог Гам-лета «Быть или не быть...», два монолога Фаус-та - «Я шел всю жизнь беспечно напролом...» и «Болото тянется вдоль гор...» (оба из части вто-рой, акта пятого «Фауста»), стихотворения поэтов XX века (два-три по выбору). Ученик должен уметь анализировать художест-венное произведение, определить его место в лите-ратурном процессе, раскрыть его значение для своего времени и последующих эпох, обосновав свое мнение, показать связь литературного произ-ведения с другими видами искусства; дать опреде-ление жанра трагедии, объяснить содержание по-нятий трагическое, катарсис, гамлетизм; опре-делить особенности символизма как литературного течения, сопоставить роль символа в стихотворе-ниях французских и русских поэтов-символистов. Он должен уметь высказать свое мнение о том, по-чему героями своих произведений писатели часто делают молодых людей, подростков, детей; пояс-нить, почему на протяжении столетий и в совре-менную нам эпоху писатели обращаются к древ-ним мифам и легендам. На уроках зарубежной литературы, как и при изучении русской литературы, формируются и развиваются теоретические понятия, используются сходные термины. Совпадения неизбежны, что может быть плодотворно использовано при сопо-ставлении аналогичных- явлений в русской и зару-бежной литературе. На уроках зарубежной литературы изучаются включенные в учебник-хрестоматию стихотворе-ния, сказки, басни, рассказы, фрагменты рома-нов, поэм, пьес. Произведения большого объема изучаются по решению учителя и по его выбору (в зависимости от уровня класса и наличия книг). Список произведений для самостоятельного чте-ния приводится в конце учебника-хрестоматии. Школьный курс зарубежной литературы стро-ится из расчета один час в неделю, что составляет 32, максимум 34 часа в учебный год.

Пятый класс

(30 ч + 2 ч на контр, уроки)

Введение в школьный курс зарубежной литературы (1ч). Общая характеристика содержания курса, опре-деление места зарубежной литературы среди дру-гих школьных дисциплин и связи с изучением рус-ской литературы. Периодизация литературного процесса.Мифология и фольклор (12 ч) Понятие о мифе и мифологии как обобщении представлений о мире. Мифы Древней Греции и их герои. Прометей и его деяния. Мифы о Тро-янской войне иее героях. Ахилл. Одиссей и его хитроумный план взятия Трои. Фольклор. Произведения устного народного творчества как один из важнейших источников возникновения художественной литературы. На-родные предания, отражение в них событий ис-тории и связь со сказочными повествованиями. Скандинавские предания об эльфах, гно-мах и норнах. Народные баллады, особеннос-ти их содержания и построения. Английские баллады о Робине Гуде. Немецкие бал-лады («Лорелея», «Крестьянин и ры-царь»). Сказки народов мира. Сказки волшебные, бытовые, сказки о животных. Общее и особенное в сказках народов разных стран. Сага, ее осо-бенности. Ирландские саги о Кухулине. «Бой Кухулина с Фердиадом». Образы главных героев ирландских саг и русских былин.Литературная сказка (12 ч) Понятие.о литературной сказке. Роль фолькло-ра в ее возникновении.Ш. Перро. «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными поучениями». Французский писатель XVII века Шарль Пер-ро - один из родоначальников литературной сказ-ки. Мотивы и образы произведений фольклора в книге Перро «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными поучениями». Художественные особенности сказ-ки «Спящая красавица» Перро. Сказоч-ный образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке.Братья Гримм. «Детские и домашние сказки». Интерес к народным сказкам писателей XIX века. Значение деятельности собирателей и исследо-вателей народных сказок. Немецкие фольклорис-ты братья Якоб и Вильгельм Гримм (сборник «Дет-ские и домашние сказки»). Простота и лаконизм изложения сюжетов народных сказок. «Сказка о рыбаке и его жене» как один из источни-ков «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.В. Гауф. «Хо л о д ное сер д це», «Калиф-аист», «Маленький My к». Связь сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа с фольклором европейских стран и стран Востока. Цикл «Караван». Фантазия и реальность в сказках Гауфа: «Сказка становится явью, явь становится сказкой ».X . К. Андерсен. Сказки. Великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь Андерсена. Сюжеты и герой его ска-зок «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка». Сила творческого воображения и мастерство изображения жизненных ситуаций. Прием оли-цетворения в сказочных историях «Чайник», «Перо и чернильница». Образы и мотивы народных сказок в произведениях «Дикие ле-беди», «Свинопас». Утверждение идеалов доброты.Л.Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Сказочный мир английского писателя и ученого Льюиса Кэрролла. Понятие нонсенс. Стихия игры - игры ума, игры языка, игры-забавы. Р. Киплинг. Сказки и стихи. Сказки и стихи английского писателя Редьярда Киплинга. «Книга джунглей» и история Маугли. Мир зверей и законы джунглей. Сказки Киплинга о животных. «Отчего у Верблюда горб», «Слоненок», «Откуда у Кита такая глотка», «Кошка, гулявшая сама по себе». Стихотворение «Горб верблюжий».Романы и повести (5 ч) М.Твен. «Приключения Тома Сойера», «П рик л ючен и я Гекльберри Финна». Американский писатель Марк Твен - создатель романов «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». Мир детей и мир взрослых в романах Марка Тве-на. Образ жизнелюбивого, энергичного фантазе-ра и выдумщика Тома Сойера, его забавы и при-ключения. Том и тетя Полли. Том и Сид. Том и Бекки. Том и Гек Финн. Провинциальный го-родок, нравы его обитателей. Юмор Марка Твена. Картины суровой действительности в «Приклю-чениях Гекльберри Финна». Тяжелая судьба Ге-ка. Образ чернокожего раба Джима. Стремление героев Марка Твена к свободе и справедливости.А. Линдгрен. Повести. Сказочные истории и повести шведской писа-тельницы Астрид Линдгрен. Слияние фантастиче-ского и реального, правды жизни и вымысла в про-изведениях Линдгрен, увлекательность рассказан-ных ею историй и яркость созданных образов. Гуманистический характер творчества писатель-ницы, называемой «Андерсеном наших дней». «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинныйчулок», «Ми о, мой Ми о!». Повесть «Расмус-бродяга». Дети- главные герои Линдгрен, защищающей право каждого ребенка на достой-ную жизнь и счастье. Удивительная история си-роты Боссе, мечтающего об отце, и описание его путешествия в волшебную Страну Дальнюю, где происходит встреча отца и сына («Мио, мой Мио!»). Необыкновенная девочка Пеппи, живу-щая одна, без родителей, ее поразительная сила и стойкость в сложных обстоятельствах, умение быть нужной другим детям. История мальчи-ка-сироты Расмуса, его встреча и дружба с Оска-ром, изменившие его судьбу. Образ родного дома, обретенного Расмусом.

В этой публикации серии «Школьная программа» мы покажем, какие произведения зарубежных авторов изучают в средней школе согласно программе Министерства образования и науки Украины. Этот перечень поможет вашему чаду на летних каникулах подготовиться к учёбе в следующем классе школы. Ведь времени читать порой немалые произведения во время учебного сезона совсем не остаётся, правда?

5 класс

Народная сказка

  • Сказка как жанр фольклора. Изображение в ней жизни, взглядов и характера народов, мечтаний, желаний и надежд ее создателей. Борьба добра со злом — главный конфликт народной сказки. Реальное и фантастическое в ней.
  • Сказка о животных — один из древнейших разновидностей сказки.
  • Братья Гримм. «Госпожа Метелица «
  • Братья Гримм — известные собиратели немецких народных сказок. Точность фиксации, бережное отношение к оригиналу.
  • Прославление любви к труду и других человеческих добродетелей в сказке «Госпожа Метелица».

Александр Пушкин (1799-1837)

  • Вступление к поэме «Руслан и Людмила»
  • А. Пушкин — выдающийся русский поэт, поклонник народной сказки. Прославление народной сказки во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».

Шарль Перро (1628-1703)

  • «Золушка»
  • Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории былых времен с поучениями» и ее самые популярные сюжеты. «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, идея вознаграждения за человеческие добродетели и страдания, вера в победу добра над злом.

Самуил Маршак (1887-1964)

  • «Двенадцать месяцев»
  • Сказочные мотивы в пьесе. Противопоставление образов падчерицы — с одной стороны, и мачехи и ее родной дочери — с другой, как воплощение конфликта добра и зла. Подхалимаж подчиненных и неограниченная власть — главные причины искажения характера принцессы. Особенности драматического произведения. Диалог как средство раскрытия содержания и идеи пьесы.

Редьярд Киплинг (1865-1936)

  • «Маугли»
  • История Маугли, воспитанника джунглей. Персонажи сказки и их характеристика. Главный закон джунглей и мир людей.

Алкман. Иоганн Вольфган Гете. Михаил Лермонтов

  • «Спят все вершины горные …»
  • Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). «Ночная песнь странника»
  • Михаил Лермонтов (1814-1841). Из Гете («Горные вершины …»)
  • Изображение природы разными поэтами: общее и различное в описаниях. Взаимосвязь состояния человеческой души и описания природы.
  • «Очеловечивание» природы в стихах.

Фёдор Тютчев (1803-1873)

  • «Я знаю в праосени время …»
  • Тонкий лиризм поэзии Тютчева. Восхищение осенней природой и мастерство поэтического высказывания.

Мацуо Басё (1644-1694)

  • Хокку.
  • Одухотворение природы — характерный признак японской культуры. Природа в качестве источника вдохновения, а ее изображение — средство выражении чувств японцев. Характерные ознаки хокку.

Роберт Бёрнс (1759-1796)

  • «Честная бедность «
  • Прославление в стихотворении настоящих человеческих добродетелей. Вера в мировое братство — основная идея произведения. Антитеза как основа его строения.

Марк Твен (1835-1910)

  • «Приключения Тома Сойера»
  • Солнечный, радостно-озорной мир детства в повести. Том Сойер и Гекльберри Финн. Ценности детства и их судьба во взрослой жизни. Влияние мира взрослых на детские отношения.

Детская литература ХХ-ХХІ ст.

6 класс

Мифы о возникновении мира у разных народов

  • Причины появления сходных элементов в мифах разных народов. Взаимосвязанное и параллельное возникновение этих элементов.

Миф о Прометее

  • Величие подвига Прометея, его самопожертвование ради людей. Прославление цивилизации в мифе. Причины популярности образа Прометея.

Мифы о Геракле

  • (1-2 мифы по выбору учителя)
  • Геракл — любимый герой древних греков. Причины чрезвычайной популярности его образа.

Эзоп. Жан де Лафонтен. Иван Крылов

  • Эзоп (VI век до н.э.). «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравей и Цикада», «Хлебороб дети»
  • Жан де Лафонтен (1621-1695). «Зачумленные звери»
  • Иван Крылов (1769-1844). «Волк и Ягненок»
  • Басня как жанр литературы и ее особенности.
  • Аллегорический и поучительный смысл басни, отражение в ней законов жизни людей, народной мудрости: осуждение произвола и насилия, различных человеческих пороков; прославление трудолюбия, ума, доброты и других человеческих добродетелей.

Антон Чехов (1860-1904)

  • «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
  • Высмеивание подхалимства, самоуничижение, чинопочитания, рвения и малодушия в произведении. Главные средства создания комического и их роль в характеристике персонажей и раскрытии идеи произведения. Функции художественной детали в прозе Чехова. Антитеза как художественное средство и композиционный прием.

Чарльз Диккенс (1812-1870)

  • «Рождественская песнь в прозе»
  • Гуманистический смысл и высокая человечность произведения. Жизнь обездоленной семьи Крэтчит. Путешествие Скруджа рождественской ночью во времени и пространстве как возможность постичь свою жизнь. Причины деградации личности Скруджа. Перерождение Скруджа как следствие осмысления своей жизни. Реальное и фантастическое в повести. Счастливый финал как особенность рождественского рассказа. Композиция произведения.

Даниэль Дефо (ок. 1660-1731)

  • «Робинзон Крузо»
  • Гимн цивилизованной прагматичной человеку и его труда. Приключения и экзотика в романе. Роман Дефо как начало «робинзонад».

Жюль Верн (1828-1905)

  • «Пятнадцатилетний капитан»
  • Прославление силы человеческого характера в произведении. Привлекательность образа Дика Сэнда. Образ Геркулеса в романе. Осуждение рабства. Романтика путешествий, величие науки и знаний как основной пафос произведений Ж. Верна.

Джек Лондон (1876-1916)

  • «Жажда жизни»
  • Сильный человеческий характер в экстремальной ситуации. Анонимность главного героя рассказа и ее связь с идеей произведения. Особенности сюжета и идеи рассказа. Окружающая среда в связях с главным героем произведения.

Шандор Петефи (1823-1849)

  • «Когда ты человек, будь мужественным…». Прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в стихах Ш. Петефи.

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894)

  • «Остров сокровищ «
  • Романтика путешествий и приключений в романе «Остров сокровищ «. Прославление смелости, находчивости, порядочности (Джим Хокинс и его товарищи). Осуждение жажды обогащения, предательства, коварства (пират Сильвер и его приспешники.

Рей Дуглас Бредбери (1920-2012)

  • Уныние автора в будущем технократической цивилизации. Уничтожение природы, цивилизации и культуры как следствие бездуховного научно-технического прогресса. Трагический оптимизм писателя: символическое значение финала «Улыбки» (ребенок, утро — символы Будущего). Неожиданный финал как формальный признак новеллы.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)

  • «Маленький принц»
  • «Маленький принц» — философская аллегорическая сказка-притча. Поэтизация в ней красоты чистых человеческих взаимоотношений. Смысл путешествия Маленького принца по Вселенной. Аллегорические образы. Главные жизненные ценности в сказке.

7 класс

Древнерусские былины об Илье Муромце

  • Легендарная история Киевской Руси как сюжетная основа былин. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных народных героях.

Баллады о Робине Гуде

  • Фольклорные баллады о Робине Гуде (по выбору учителя). Легенды о благородном разбойнике Робине Гуде — воплощение мечты английского народа о защитнике от несправедливости. Исторический фон баллад. Многогранность образа Робина Гуда, его друзья и враги.

Cербская народная баллада «Смерть матери Юговичев»

  • Cербська народная баллада «Смерть матери Юговичев», ее сдержанный напряженный драматизм. Признаки фольклорной баллады в произведении. Сербские эпические песни и украинские казацкие думы.

Франсуа Вийон. Баллада примет

  • Литературная баллада. Франсуа Вийон (между 1431-32 — после 1463). «Баллада примет». Особенности жанра литературной баллады.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер «Перчатка»

  • Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 — 1805). «Перчатка». Утверждение самоценности человеческой жизни в балладе Шиллера «Перчатка».

Иоганн Вольфганг Гете. Лесной царь

  • Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). «Лесной царь». Переплетение психологического, фантастического и реального в балладе Гете.

Александр Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

  • Александр Пушкин (1799-1837). «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской прошлого в балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Рoберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»

  • Рoберт Льюис Стивенсон (1850-1894). «Вересковый мед» Стивенсона как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе с иноземными захватчиками. Фольклорные элементы в произведении.

Адам Мицкевич. «Альпухара»

  • Адам Мицкевич (1798-1855). «Альпухара» (из поэмы «Конрад Валленрод»). Мужество и несгибаемость перед врагом как основная мысль баллады.

Вальтер Скотт. «Айвенго»

  • Вальтер Скотт (1771-1832). «Айвенго». В. Скотт как основатель жанра исторического романа. Изображение в романе «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и усобиц норманнов. Широкая панорама жизни средневековой Англии.
  • История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство. Идея веротерпимости. Ровена и Ребекка — две разные судьбы. Исторический колорит и романтика приключений в произведении.

Николай Гоголь. «Тарас Бульба»

  • Николай Гоголь (1809-1852). «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Изображения в повести любви к Украине, героизма, мужества и ратной доблести украинского народа в борьбе за родную землю. Боевое общество, быт и нравы запорожцев. Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака. Остап и Андрий. Картины природы в произведении.

Рaйнер Мария Рильке. «Песня о Правде»

  • Рaйнер Мария Рильке (1875-1926). «Песня о Правде». Рильке и Украины. Прославление борьбы за независимость в произведении. Роль народной песни в рассказе. Украина и ее история глазами австрийца Рильке.

Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера»

  • Джонатан Свифт (1667-1745). «Путешествия Лемюэля Гулливера» (ч. I). Сатирическое изображение в повести английской действительности XVIII в. Лилипутии — Англия сквозь уменьшительное стекло сатиры. Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутии и Блефуску, ее причины и последствия.

Артур Конан Дойль (1859-1930). «Собака Баскервилей»

  • Увлекающаяся интрига — основа детективного произведения. Шерлок Холмс и доктор Ватсон — классический детективный дуэт. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе.

О. Генри (1862-1910). «Последний лист»

  • Взаимопонимание и стремление сделать добро другому как средство преодоления жизненных неурядиц. Воплощение в образе Бермана наилучших человеческих черт: готовности к невзрачному самопожертвованию и любви к ближнему. Гуманизм произведения.

Джеймс Олдридж (рожд. 1918). «Последний дюйм»

  • Своеобразие решения проблемы родителей и детей. Формирование характера Дэви в чрезвычайных обстоятельствах. Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», который разделяет людей, — ведущее мнение рассказа.

Александр Твардовский (1910-1971). «Я убит подо Ржевом…», «На зарубку не ставьте доныне мне…»

  • Поэтизация подвига в Великой Отечественной войне простых солдат, которые легли «в безименных болотах», «на безимянных высотах», но спасли от фашизма Родину и человечество.
  • Проблема исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто лег на войне («На зарубку не ставьте доныне мне…»).

Генрих Белль (1917-1985). «Путник, когда ты придешь в Спа…»

  • Осуждение войны в творчестве Белля. Герой «Путника» как жертва войны. Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения.

Михаил Шолохов (1905-1984). «Судьба человека»

  • Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Второй мировой войны. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в самых сложных и самых драматических жизненных испытаниях.

Редьярд Киплинг (1865-1936). «Если…»

  • Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельствах оставаться Человеком, противостоять никчемным вкусам и мнениям толпы, оставаться достойным в отношениях с власть предержащими, делать добрые дела, не кичась этим.

8 класс

Вильям Вордсворт. «К прекрасному»

  • Прославление в сонете «К прекрасному» огромной силы «святого искусства». Стих Вордсворта как гимн художественному творчеству, обожание Искусства, способного «дарить благодать» человеку и человечеству.

Веды, Библия, Коран

  • Место национальных литератур во всемирном литературном процессе, их взаимодействие и взаимовлияние.
  • Веды (от 2 тыс. до н. э.), Библия (от 12 ст. до н. э.), Коран (от 610-632 гг.).

Античная (древнегреческая и римская) литература

  • Античная (древнегреческая и римская) литература — исходная основа европейских литератур.
  • Воспевания человека и его мира как одна из ведущих тем античной литературы.
  • Самые известные циклы древнегреческих мифов: троянский, фиванский, об аргонавтах.

Гомер. «Илиада», «Одиссея»

  • «Илиада»: Запев (песня 1, стихи 1-10), «Щит Ахилла» (песня 18, стихи 478-608), «Поединок Ахилла и Гектора» (песня 22, стихи 139-411), «Приам у Ахилла» (песня 24, стихи 469-670)
  • Гомер — легендарный основоположник европейской литературы. Гуманистический пафос «Илиады» — осуждение войны и ее жестокости, сочувствия человеческому горю, уважение к человеку, поэтизация ее героизма и подвига. Обиды Ахилла и Гектора как олицетворения идеала человека, героя, воина.
  • «Одиссея»: Запев (песня 1, стихи 1-21), «Аед Демодок» (песня 8, стихи 486-520), «Одиссей и циклоп Полифем» (песня 9, стихи 181-566), «Одиссей в Корки» (песня 10, стихи 91-399)
  • Приключенческий, сказочный и бытовой элементы «Одиссеи». Возвеличивание человеческого ума, изобретательности и любознательности. Осуждение беззакония, тупой несправедливой силы (циклоп Полифем), а также самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном). Образ Одиссея: воина, вожака, отца, сына, мужчины, путешественника, патриота.

Тиртей (сред. VII ст. до н. э.). «Хорошо умирать тому…»

  • Виды древнегреческой лирики (декламационная: элегия), ее влияние на всемирный литературный процесс.

Архилох (сред. VII ст. до н. э.). «Сердце, сердце…», «Хлеб мой на копье замешен»

  • Древнегреческая лирика как синтез поэзии и музыки. Слияние в ней личных чувств и переживаний поэта с реалиями жизни, утверждения самоценности человеческой личности.
  • Виды древнегреческой лирики (декламационная: ямбы), ее влияние на всемирный литературный процесс.

Сапфо (VII — VI ст. до н. э.). «К богам подобный…», «Жребий мне выпал такой…»

  • Древнегреческая лирика как синтез поэзии и музыки. Слияние в ней личных чувств и переживаний поэта с реалиями жизни, утверждения самоценности человеческой личности.

Анакреонт (ок. 570-487 гг. до н. э.). «Принеси воду…», «Золотоволосый Эрот…»

  • Древнегреческая лирика как синтез поэзии и музыки. Слияние в ней личных чувств и переживаний поэта с реалиями жизни, утверждения самоценности человеческой личности.
  • Виды древнегреческой лирики (песенная: сольная и хоровая), ее влияние на всемирный литературный процесс.

Эсхил (ок. 525 — ок. 456 гг. до н. э.). «Прометей прикованный»

  • Театр в Давней Греции. Возникновение трагедии и комедии. Эсхил как выдающийся древнегреческий трагик. Воспевание человека и ее внутреннего мира в древнегреческой трагедии.

Софокл (497 или 495-406 гг. до н. э.). «Антигона». Песня хора «Странных много в мире чудес»

  • Театр в Давней Греции. Возникновение трагедии и комедии. Софокл как выдающийся древнегреческий трагик. Воспевание человека и ее внутреннего мира в древнегреческой трагедии.

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.). «Энеида»

  • Поэма «Энеида» как литературная обработка римской легенды о троянце Энее — основателе Рима. Творческое подражание поэмам Гомера: «Одиссея» странствий Энея и «Илиада» его битв. Поэтизация римской доблести, патриотического служения государству, величию Рима как ведущие наставления и основной пафос поэмы.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.). «К Мельпомене», «К Манлию Торквата»

  • Ода «К Мельпомене» Горация как начало традиции подбивания поэтом итога своего творческого пути. Мотив увековечения памяти о поэте в его творческой наработке, которая будет нужна будущим поколениям.

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — ок. 18 г. н. э.). «Метаморфозы» («Четыре поколения людей»), «Грустные элегии» («Зима на чужбине»)

  • Овидий и его известная поэма «Метаморфозы». Мифологическая основа раздела «Четыре поколения людей». Элегия «Зима на чужбине», воплощение в ней душевных переживаний поэта.

Ли Бо (701-762). «Вхожу в реку…», «Печаль на яшмовом крыльце», «Вулкан поэзии»

  • Ли Бо, изысканность и тонкий лиризм его поэзии. Свежесть и внезапность поэтических ассоциаций в стихе «Вхожу в реку…». Элегические мотивы поэзии «Печаль на яшмовом крыльце».

Ду Фу (712-770). «При месяце вспоминаю брата», «Песня о хлебе и шелке», «Возвращаются дикие гуси»

  • Лирика китайского поэта Ду Фу, ее проблематика. Осуждение войны в стихе «При месяце вспоминаю брата». Поэтизация мирного труда в поэзии «Песня о хлебе и шелке», ее ассоциативная связь с библейской метафорой о необходимости «перековать мечи на рала». Мотив ностальгии поэта-путешественника за родиной в поэзии «Возвращаются дикие гуси».

Персидско-таджикская лирика: Рудаки, Омар Хайям, Гафиз

  • Рудаки (ок. 860-941). Газели, рубаи, бейти. Омар Хайям (ок. 1048 — после 1122). Рубаи. Гафиз (ок. 1325-1389 или 1390). Газели (стихи за выбором учителя и учеников).
  • Внимание ко внутреннему миру человека, самых тонких оттенков его чувств, воспевания женщины, любви как характерные черты персидско-таджикской средневековой лирики.
  • Корифеи персидско-таджикской лирики, аллегорическая многозначность образов их произведений. Особенности стихосложения.

Западноевропейская поэзия: Джауфре Рюдель, Бертран де Борн

  • Творчество провансальных трубадуров, его жанрово-тематическое и стилевое богатство, идейно-художественные особенности.
  • Джауфре Рюдель (среди. XII ст.). Канцона («Мне во время майских дней…»).
  • Бертран де Борн (ок. 1140 — ок. 1215). «Сирвента» («Люблю майское светлое время…»).
  • Произведения Джауфре Рюделя и Бертрана де Борна как воплощение мировосприятия значительной части западноевропейского рыцарства.

Лирика вагантов: «Орден вагантов», «Бедный студент», «Беззаботная песня»

  • Своеобразие поэзии вагантов, ее ведущие темы.

«Песня о Роланде» (Х ст.)

  • «Песня о Роланде» — французский героический эпос. Историческая правда (поход Карла Великого 778 г. за Пиренеи) и выдумка в поэме. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину — ведущая тема поэмы.
  • Роланд — главный герой эпоса. Карл как идеал государственной мудрости. Изменник Ганелон — антипод Карла и Роланда. Созвучность «Песни о Роланде» героическим епосам других народов мира.

Данте Алигьери (1265-1321). «Божественная комедия»

Франческо Петрарка (1304-1374). «Книга песен»

  • «Книга песен»: «Благословен день, месяц, лето, час…», «Коль не любовь сей жар, какой недуг…», «Блаженные и радостные травы…», «Где взгляд нежен, где волшебный вид…», «Ни звездных небес путешествующие хоры…».
  • Петрарка — выдающийся итальянский поэт-гуманист. Богатство человеческой души, красота и искренность человеческих чувств, воспевания любви в «Книге песен».
  • Любовь Петрарки к Лауре как источник его интимной лирики. Образ Лауры в произведениях Петрарки. Художественное и психологическое своеобразие лирики Петрарки.

Джовaнни Боккаччо (1313-1375). «Декамерoн»

  • Боккаччо как зачинатель новой европейской прозы. Сборник новелл «Декамерон», его композиция и тематическое богатство, воспевание в ней лучших душевных качеств человека.

Мигeль де Сервaнтес Саавeдра (1547- 1616). «Дон Кихот»

  • Нелегкая судьба писателя. Роман «Дон Кихот» — пародия на рыцарские романы и трагикомический эпос испанской жизни. Странствия Дон Кихота в поисках справедливости.
  • Ожидаемые и реальные последствия его поступков. Романтизм Дон Кихота и трезвая рассудительность Санчо Пансы. Дон Кихот — вечный образ всемирной литературы.

Вильям Шекспир (1564-1616). «Гамлет»

  • Шекспир — гениальный английский драматург и поэт времени Возрождения.
  • Трагедия «Гамлет», ее философско-моральные мотивы.
  • Гамлет — вечный образ мировой литературы. Многогранность шекспировских характеров.
  • Углубление в человеческую психологию, поэтизация человека и красоты ее чувств, воспевания любви и дружбы в сонетах Шекспира.

9 класс

Пeдро Кальдерон. «Жизнь — это сон»

  • Барокко как первое общеевропейское художественное направление. Европейское и украинское барокко. Пeдро Кальдерон (1600-1681). «Жизнь — это сон».
  • Педро Кальдерон — выдающийся драматург и поэт испанского барокко. «Жизнь — это сон» как воплощение мировоззренческих и художественных принципов барокко. Философско-нравственный конфликт драмы. Причины и следствия эволюции образа Сехисмундо.

Мольер. «Мещанин во дворянстве»

  • Классицизм как художественное направление в литературе XVII в. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма. Мольер (1622-1673). «Мещанин во дворянстве».
  • Воплощение в «Мещанин во дворянстве» рис классицистической комедии (герой — носитель одной страсти). Высмеивание безосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интелигентность и образованность. Средства создания смешного в комедии. Воспитательный потенциал произведения.

Вольтер «Простак»

  • Просвещение как литературная эпоха. Разнообразие проявлений литературной жизни: возникновение (сентиментализм) и развитие (классицизм, реализм) художественных направлений, новых жанров (философская повесть и др.). Вольтер (1694-1778). «Простак».
  • Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак», смысл ее названия. Конфликт «естественного человека» Гурон и французского общества как центральный в произведении. Антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения. Гурон и Гордон в Бастилии. Трагизм судьбы мадемуазель де Сент-Ив и Гурон.

Иоганн Вольфганг Гете. «Фауст»

  • Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). «Фауст» (I часть), последний монолог Фауста (II часть). Трагедия «Фауст» — вершина творчества Гете и один из величайших произведений мировой литературы. История создания, композиция и проблематика.
  • Образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации. Поиски смысла бытия и предназначения человека. Оппозиция Фауст — Мефистофель, диалектическое решение проблемы добра и зла. Фауст и Маргарита.

Иоганн Шиллер. «Вильгельм Телль»

  • Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805). «Вильгельм Телль». Народная драма «Вильгельм Телль», поэтизация в ней борьбы за национальную независимость и свободу личности.
  • Символический смысл сцены на Рютли. Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния. Особенности драматического конфликта в произведении и его художественного воплощения.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»

  • Особенности романтизма как художественного направления, его эстетические принципы. Специфика романтического мировосприятия. Богатство и разнообразие литературы романтизма, ее художественные открытия и выдающиеся представители.
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». «Крошка Цахес» — шедевр романтической сказки-новеллы. Противостояние художника и филистера — основной ее конфликт.
  • Сатирико-метафорический смысл произведения. Специфика романтизма Гофмана: переплетение реальности и безудержной фантазии, контраст высокого, прекрасного и заземлено-будничного, безобразного. Ирония и гротеск в произведении.

Генрих Гейне. «Книги песен»

  • Генрих Гейне (1797-1856). Из «Книги песен» («Почему розы словно неживые», «Когда расстаются двое», «Не знаю, что стало со мною…», «Вечерние лучи ясные», «Умирают люди и годы», «Хотел бы я в слово единственное…»).
  • Гейне — немецкий поэт-романтик. «Книга песен» — выдающееся явление немецкого романтизма. Любовь — первооснова жизни. Изображения природы как средство видения и познания мира и собственной души.

Джордж Байрон. Поэзии

  • Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824). «Мой дух как ночь…», «Прометей», «Мазепа». Байрон — английский поэт-романтик, основатель течения байронизма. Ведущие мотивы и доминирующие настроения его творчества.
  • Байронический герой и настроения «мировой скорби» в стихах поэта. Поэма «Мазепа», историческая основа и романтический миф. Черты романтического героя в образе Мазепы.

Адам Мицкевич. «Крымские сонеты»

  • Адам Мицкевич (1798-1855). «Крымские сонеты» (№ 4 «Буря», № 6 «Бахчисарай», № 8 «Гробница Потоцкой», № 14 «Пилигрим»), «Дзяды», монолог Конрада (сцена II, Импровизация).
  • Творчество Адама Мицкевича — апогей польского романтизма. Пребывание в России и Украине, отражение впечатлений в его поэзии (цикл «Крымские сонеты»). Мотив единства природы и человека. Патриотизм и ностальгия по далекой родиной как ведущий настрой «Крымских сонетов».

Александр Пушкин. «Евгений Онегин», поэзии

  • Александр Пушкин (1799-1837). «Евгений Онегин», «К морю», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А. С. Пушкин — великий русский поэт.
  • «Евгений Онегин» — социально-психологический роман в стихах. Духовный мир его главных героев. Жанрово-тематическое разнообразие лирики Пушкина.

Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени», поэзии

  • Михаил Лермонтов (1814-1841). «И скучно и грустно …»,» На дорогу иду я в одиночестве …»; «Герой нашего времени». Мотивы свободы и одиночества, пессимизм стихов Лермонтова.
  • «Герой нашего времени» — нравственно-психологический роман о судьбе поколения после разгрома декабризма. Особенности композиции и ее роль в раскрытии характера Печорина.
  • Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин. Женские персонажи романа. Максим Максимович — образ «маленького человека». Романтические и реалистические элементы в поэтике произведения.

Николай Гоголь. «Шинель»

  • Микoла Гоголь (1809-1852). «Шинель». Гоголь — русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества.
  • Высокий гуманизм писателя в изображении в повести «Шинель» трагической судьбы «маленького человека». Сочетание в произведении элементов романтизма и реализма.

10 класс

Стендаль «Красное и черное»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Синтез романтизма и реализма в его творчестве. Роман «Красное и черное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов.
  • Острая критика режима Реставрации. Конфликт главного героя Жульена Сореля из обществом как сюжетный стержень романа.
  • Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта. Женские образы романа. Психологизм творчества Стендаля.

Оноре де Бальзак. «Гобсек»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Бальзак и Украина. Бальзак — французский писатель, зачинатель социальной реалистического романа. Сочетание реалистических и романтических элементов в его художественной системе.
  • «Человеческая комедия» — грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины XIX века, ее проблематика и структура.
  • Власть золота и ее философия в повести «Гобсек». Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсек. Сопоставление образов Фанни мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения.

Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы, реалистичные и романтические тенденции в его прозе.
  • Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии Ч. Диккенса. Гуманизм писателя, его сочувствие к униженным и обездоленным, прежде всего к детям. Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества. Развенчание «деромантизации» преступного мира.
  • Меткость характеристики различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX века Ведущие средства индивидуализации персонажей. Диккенс как мастер иронии и сарказма. Социальная действенность творчества Диккенса.

Федор Достоевский. «Преступление и наказание»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощения в художественных произведениях.
  • Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового, полифонического типа художественного мышления. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи произведения. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека».
  • Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека. Система образов романа, значение и символика его названия.

Лев Толстой «Анна Каренина»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Льва Толстого как проявление возможностей реалистической литературы. Духовные и творческие поиски и достижения писателя.
  • Роман «Анна Каренина». Образы-характеры романа, пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивый образ Анны. Образ Левина, его автобиографическая составляющая. Параллелизм в композиции романа, особенности стиля. «Диалектика души» толстовских героев.

Поэзия Николая Некрасова

  • Николай Некрасов (1821-1877). «В шесть вчера свернул…»; «Размышления у парадного подъезда», «Тройка», «На смерть Шевченко».
  • Жизненный и творческий путь писателя. Некрасов как «певец страданий народных», переклички с Шевченко.
  • Поэтическое новаторство Некрасова: сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации.

Стихи Уолта Уитмена

  • Уолт Уитмен (1819-1892) (Стихи по выбору учителя)
  • Жизненный и творческий путь писателя. Уитмен — американский поэт-новатор. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм.
  • Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. Обращение к свободного стиха (верлибра). «Песня о себе» — программный произведение поэта.

Поэзия Шарля Бодлера

  • Шарль Бодлер (1821-1867). «Альбатрос», «Соответствия», «Вечерняя гармония».
  • Жизненный и творческий путь писателя. Бодлер, французский поэт второй половины XIX века, поздний романтик и один из зачинателей символизма.
  • Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантико-образная ось сборки. Поиски «современной красоты», «добыча красоты со зла» в поэзии Бодлера.
  • Традиционность и своеобразие решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии «Альбатрос.
  • Филигранность поэтической техники, формальная совершенство и внушаемость стихотворения «Вечерняя гармония».
  • Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»).

Из поэзии французского символизма: Поль Верлен и Артюр Рембо

  • Символизм как литературное направление последней трети XIX — начале XX в. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов.
  • Поль Верлен (1844-1896). «Забытые ариеты», «Так тихо сердце плачет …» Поэтическое искусство». Артюр Рембо (1854-1891). «Чувство», «Пьяный корабль», «Голосевки».
  • Понятие о символе как основном средстве поэтического самовыражения, его трактовка французскими символистами: спонтанность появления, непроясненность и многозначность, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания.
  • Суггестия (внушение) как важный художественный прием символистской поэзии. Снятие информационно-повествовательной функции поэтического языка.

Эмиль Золя. «Карьера Ругонов»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Э. Золя — французский писатель, теоретик натурализма.
  • Цикл романов Золя «Ругон-Маккари» — «естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи. Роман «Карьера Ругонов» как вступление к циклу, определение в нем ее ведущих тем и мотивов.

Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Уайльд — писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, импресионистичнисть стиля.
  • «Портрет Дориана Грея» как средоточие творчества писателя, философско-эстетические и моральные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа.

11 класс

Франц Кафка «Перевоплощение»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Кафка — австрийский писатель-модернист. Своеобразие мировоззрения и его художественного воплощения в рассказе «Перевоплощение». Грегор Замзам и его семья.
  • Особенности стиля Кафки, специфика сочетание реальности и мифотворчества в его гротескном художественном мире.

Джеймс Джойс «Джакомо Джойс»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Джойс — ирландский писатель-модернист. Характерные черты поэтики модернистских произведений Джойса: «поток сознания», элемент пародийности и ироничности, ярко выраженная интертекстуальность.
  • Психологическое эссе «Джакомо Джойс», его автобиографический характер.

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

  • Жизненный и творческий путь русского писателя М. Булгакова. Булгаков и Киев.
  • Творческий путь писателя к «внутренней эмиграции». Роман «Мастер и Маргарита» как вершина его творчества. Проблематика и система образов произведения. Личность и власть, различные аспекты трактовки проблемы. Трагизм судьбы художника (мастера). «Мастер и Маргарита» как роман-миф, его истоки, трансформация мифических мотивов.
  • Сочетание реальности и фантастики в романе. «Московские» и «Ершалаимску» разделы произведения и художественные средства их связи. Особенности композиции произведения — «роман в романе».

Райнер Мария Рильке. «Орфей, Эвридика, Гермес», «Вот дерево свелось…»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Синтетическое проявление новейших течений и тенденций в поэзии австрийского поэта Р. М. Рильке.
  • Выражение традиции отчуждения человека в дегуманизированном мире. Ностальгия по утраченной единством человека с миром.
  • Рильке и Украина, украинские мотивы в его творчестве.

Гийoм Аполлинeр. «Лорелея», «Мост Мирабо», «Зарезанная голубка и фонтан»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Эволюция французского поэта Гийома Аполлинера от неоромантизма в кубофутуризму.
  • Реакция на символизм, обращение к реальному, предметно-чувственного и его выражение «прямым словом».
  • Изменение позиции по жизни, утверждения активно-творческого отношения к нему.

Александр Блок. «Незнакомая», «Весна, весна, без границ и без края …», «Скифы»

  • Александр Блок (1880-1921). «Незнакомая», «Весна, весна, без границ и без края …», «Скифы»
  • Жизненный и творческий путь писателя. А. Блок — величайший поэт русского символизма.

Анна Ахмaтова. «Дал ты мне молодость трудную», «Реквием»

  • Анна Ахматова (1889-1966). «Вокруг желтый вечер лег», «Дал мне молодежь ты сутужную», «Реквием»
  • Жизненный и творческий путь Анны Ахматовой. Акмеизм, его эстетические принципы и поэтика в ее творчестве.
  • Поздняя поэзия Ахматовой («Реквием»). Анна Ахматова и Украина.

Бертольт Брехт. Жизнь Галилея

  • Жизненный и творческий путь писателя. Брехт как драматург-новатор. «Эпический театр» Брехта, его теоретические основы и творческая практика.
  • Проблема моральной ответственности ученых за последствия научных исследований в драме «Жизнь Галилея». Неоднозначность образа Галилея. Интеллектуальный характер драмы.

Альбер Kaмю. «Чума»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Камю — французский писатель, лауреат Нобелевской премии. Его философские и эстетические взгляды. Камю и экзистенциализм.
  • Абсурд и трагический стоицизм в романе «Чума». Проблема выбора человека в пограничной ситуации и личной ответственности за этот выбор. Композиция и стиль произведения.

Эрнест Миллер Хемингуэй. «Старик и море»

  • Жизненный и творческий путь американского писателя, лауреата Нобелевской премии Хемингуэя, особенности его поэтики и стиля.
  • «Старик и море» — повесть-притча о человеке. «Жизнеподобный» сюжет и философско-символический смысл произведения. Влияние Хемингуэя на развитие художественной прозы ХХ века.

Габриэль Гарсиа Маркес. «Старикан с крыльями»

  • Жизненный и творческий путь писателя. Г. Гарсиа Маркес — известный колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии.
  • Органичное сочетание обыденного и фантастического как характерные черты «магического реализма» в рассказе «старикан с крыльями». Встреча людей с ангелом, ее символический смысл. Трагикомическое изображения отношение людей к чуду.

Милорад Павич. «Дамаскин»

  • «Первый писатель третьего тысячелетия» серб М. Павич. Воплощение в рассказе «Дамаскин» черт постмодернизма. Возможность выбора путей чтения произведения на двух его «перекрестках» (в т.ч. на компьютере) как проявление характерной для постмодернистской литературы игры писателя с текстом и читателем, «отказа от монопольного права автора на истину».
  • Интенсивное использование фактов византийской и поствизантийской культуры («виртуальный историзм») как характерный признак творчества М. Павича.

Лучшие статьи по теме