Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Арт-словарь. Словарь художественных терминов

К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное искусство, архитектура .

ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я, ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я (больших размеров, связана с архитектурой - это фреска и мозаика); с т а н к о в а я (на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения); т е а т р а л ь н а я (декорации для спектаклей); м и н и а т ю р а (очень малых размеров, на шкатулках, медальонах).

Цвет - основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым (локальным) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным - эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

Кроме того, живопись делится на жанры:

  • Бытовой (очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
  • Исторический (изображение реальных исторических событий)
  • Портрет (изображение человека; различают - п а р а д н ы й портрет, где главное - внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й, где главное - передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю, но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
  • Батальный (изображение военных действий, сражений)
  • Пейзаж (изображение картин природы, морской пейзаж называют " марина")
  • Натюрморт (в буквальном переводе с французского "мертвая природа", изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
  • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
  • Анималистический (редкий жанр, изображение животных и птиц);
  • Интерьер (изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).

Графика - рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики - это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства. Объём - главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф - это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины - лепка, из камня - высекание, из дерева - вырезание, из металла - отливка.

Декоративно - Прикладное искусство (сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

Архитектура - не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура - это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре - "Прочность. Польза. Красота." И все это взаимосвязано.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.

Абстракционизм - направление модернизма

Алебастр - гипсовый камень , употребляемый для различных поделок.

Ампир - ("империя") , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

Амфора - античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

Ансамбль - оформленная как целое группа зданий, сооружений.

Антитчность - культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арабески - арабский орнамент

Акварель - живопись водяными красками, водяная краска.

Арка - дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, дверей, ворот).

Аркада - ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

Архаика, Классика, Эллинизм - периоды в искусстве Древней Греции.

Архаический - древний.

Анималистический - жанр живописи, изображение животных, птиц.

Аппликация - украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

Бюст - скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

Биеннале - выставка через каждые два года.

База - основание, нижняя часть колонны.

Базилика - продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя - выше других.

Барельеф - скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

Барокко - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Ведута - сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

Витраж - выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

Возрождение (с ит. РЕНЕССАНС) - величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

Волюта - средняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

Высокий ренессанс - расцвет эпохи Возрождения.

Галерея - длинный торжественный проход, соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея - место расположения произведений искусства

Гармония - созвучие

Глазурь - стекловидное покрытие на керамических изделиях.

Гемма - камень с вырезанным углубленным изображением.

Готический стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

Графика

Гравюра - печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография) или металлическую (офорт) доску, на камень (литография), линолеум (линогравюра).

Дорический, Ионический, Коринфский - ордера, стили Древней Греции.

Драпировка - ткань, художественно уложенная в складки

Живопись - вид изобразительного искусства.

Импрессионизм (в переводе с французского "впечатление") - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

Инталья - резной камень с врезанным изображением.

Интарсия - мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

Камея - резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Классицизм - художественный стиль, в переводе с латинского "образцовый", взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождени я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Карниз - выступ по краю крыши.

Капитель - верхняя часть колонны.

Капелла - небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

Кватроченто - период раннего Возрождения.

Кубизм - направление модернизма

Лессировка - наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

Масло, Масляная живопись - живопись масляными красками.

Мозаика - техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

Нэцке -японская миниатюрная скульптура.

натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

Пагода - буддийский храм.

Пастель - живопись специальными цветными мелками.

Пилоны - мощные столбы , поддерживающие перекрытие.

Псевдоготика - ложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

Поп - Арт - направление модернизма

Рельеф - скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

Романский стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

Романтизм - европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

Свод - полукруглый потолок.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства.

Символизм - направление в живописи модерна

Сюрреализм - направление модернизма

Темпера - краска, разведенная на яичном желтке.

Треченто -Предвозрождение.

Фронтон - треугольная деталь под крышей с двух сторон.

Фриз - полоса украшения вдоль перекрытия.

Фреска - живопись на сырой штукатурке

Фовизм - направление модернизма

Футуризм - направление модернизма

Холст - ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

Икона - священная картина в православных странах.

Нимб - круг над головой святых, символ света вечности.

Лемех (чешуя) - тонкие деревянные дощечки , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

Парсуна (персона) - портреты в начале 18-го века , схожие с иконописью.

Пастораль - идиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

Эстетика - наука о красоте

Экспрессионизм - направление модернизма

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.

    Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте.

    Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.

    Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Художественные знания, полученные детьми, умение эмоционально воспринимать произведения искусства, приобретенные навыки собственной творческой деятельности - все это действенные средства развития у ребят интереса к искусству, потребности в художественной творческой деятельности. В узком смысле слова совокупность знаний, умений и навыков называют изобразительной грамотой. Один из компонентов графической грамотности - это словесные определения и понятия, специальные термины. Учитель прибегает к ним, объясняя детям, что и как нужно нарисовать, а дети - в беседе с учителем и между собой - тоже приучаются к этим специальным словам, постепенно расширяют их смысл и значение.

    Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

    Графика - (греч. «пишу») - вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

    Скульптура - (лат. <вырезаю, высекаю») вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

    Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Начинают знакомиться в 1 классе, углубляют и расширяют в последующих.

    В первом классе дети знакомятся с их отличительными особенностями (живопись - картина, графика - иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, скульптура - игрушка.). Понятия: основные цвета - те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый, синий; составные цвета- те, которые составляются из основных: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Вводится понятие палитра, небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешиваются краски во время работы. Учитель демонстрирует приемы составления оранжевого, фиолетового, зеленого цветов. Также изучаются звучания цветов получаемых в результате смешивания основных цветов с белой и черной краской.

    Во втором классе учитель более подробно рассказывает о живописи. Вводится понятие художник-живописец, а также следующие термины:

    Пейзаж - это произведения изобразительного искусства, на котором отражена окружающая нас природа. Мастерская - помещение, в котором работает художник.

    Гуашь – густая, кроющая краска, предполагающая плотный, непрозрачный мазок. Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводятся водой. В отличие от гуаши акварельные краски прозрачны, акварельный мазок можно накладывать послойно друг от друга. Пастель (мелки) (от итал. - тесто) - из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивают специальное тесто, из него делают небольшие палочки и сушат их. Масло - краткое обозначение масляной живописи. Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Холст - льняное полотно, в живописи - тканая основа, на которую наносится слой грунта. Термин «полотно» в переносном значение обозначает отдельное произведение живописи.

    Большое значение для развития художественного вкуса детей и расширению их кругозора имеет знакомство с народным прикладным искусством (З класс). Со второго класса дети начинают обращаются к графическому материалу. Учитель должен объяснить отличие живописи от графики и рассказать о самых распространенных графических материалов: уголь, тушь.

    Осознанное знакомство со скульптурой (начиная со второго класса) как видом изобразительного искусства наблюдаются на уроках лепки.

    В начальных классах дети знакомятся с понятием и законами композиция (от лат. - сочинение, составление, расположение)- взаимосвязь элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй

    К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел Беларуси.

    Литература:

      Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов/ Виноградова, Г.Г. - М.: «Просвещение», 1990. - 175 с.

      Костерин, Н.П. Учебное рисование - М.: «Просвещение», 1984. - 240 с.

      Кузин, B . C . Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах - М.: «Просвещение», 1984. - 318 с.

      Полунина, В.И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя - М.: «Просвещение», 1982ю- 191 с.

    "

    Выберете из списка интересующее вас слово:


    Абстракционизм - одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

    Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
    Abstractionnisme
    Gegenstandslose kunst
    лат.Abstractus - отвлеченный


    Авангардизм - Совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
    Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
    фр.Avant-garde - передовой отряд


    Акварель - Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.


    Акварельная краска - Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
    - твердая (в плитках)
    - полумягкая (в керамических чашечках)
    - мягкая (в тюбиках).


    Акварельная техника - Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

    Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков:
    - прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и
    - кроющие, с применением белил (корпусная техника).

    Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.

    При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.

    Известно несколько приемов акварельной техники:
    "акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
    "итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
    "английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.


    Акватинта - Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.


    Акриловая краска, акрил - Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.


    Ампир - Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
    - характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
    - обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.
    фр.Empire - империя


    Антиискусство - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.


    Арт брют, искусство аутсайдеров - Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.


    Ассамбляж - Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.


    Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д


    Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

    СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    Абрис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.

    Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве – процесс стилизации природных форм.

    Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Акварельная живопись как самостоятельная техника зародилась позднее, чем техника пастели. Расцвет акварели наступил со второй половины XVIII века. Акварельными красками работали А. Иванов, К. Брюллов, М. Врубель, В. Серов и многие другие художники. Акварель занимает промежуточное положение между графикой и живописью.

    Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

    Алла-прима – художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс.

    Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

    Античное искусство - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определенным влиянием древнегреческой традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

    Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель, плотник) - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

    Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей. Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление - градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.

    Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

    Багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

    Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до средины XVIII вв. в искусстве Европы. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.

    Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

    Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.

    Валер - в искусстве живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета.

    Вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

    Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

    Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

    Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.

    Го́тика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика». В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма - литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения, возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

    Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, выпуклая и углубленная. Выпуклая гравюра: гравюра на дереве (ксилография), гравюра ни линолеуме (линогравюра). Углубленная гравюра – резцовая гравюра, выполняемая стальными резцами, чаще всего на меди, офорт – оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком.

    Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

    Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

    Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) – однотонная монохромная живопись.

    Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.

    Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

    Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.

    Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.

    Диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.

    Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа как у живых существ, так и у неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.

    Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

    Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.

    Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.

    Живопись декоративная – предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.

    Живопись монументальная – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.

    Живопись по-сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по- сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

    Живопись станковая – произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.

    Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.

    Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

    Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

    Импрессионизм - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Для их произведений характерны изображения случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.

    Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий, в основном относится к историческому прошлому.

    Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

    Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. Колорит в произведении обычно представляет собой сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

    Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

    Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на основе избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.

    При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значениеимеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.

    Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.

    Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

    Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

    Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

    Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

    Коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.

    Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

    Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи.

    Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д., в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выделения цветовых оттенков.

    Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника и задач, которые он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

    Мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.

    Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

    Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

    Меценат - человек, который любит искусство, умеет его ценит и прекрасно в нем разбирается, его можно назвать знатоком. Это человек, который покровительствует искусству и наукам, кто вкладывает в их развитие свои собственные деньги. И хоть термин этот известен многим, но далеко не все знают, кем на самом деле был знаменитый МЕЦЕНАТ...

    Итак, Меценат - фамилия реального человека. А имя - Гай Цильний. Точный год его рождения не установлен; считается, что ГайЦильний Меценат родился приблизительно в 70 году дон.э. По рождению Меценат принадлежал к высшему и наиболее состоятельному слою римских граждан - так называемым "всадникам". Но даже среди всадников он заметно выделялся знатностью и богатством. Его предки - это царский род Цильниев, правивших некогда в городе Арреции.

    Юность Мецената пришлась на тот момент истории Рима, когда наполнен заговорами, гражданскими войнами и репрессиями. Пала Римская республика, началась новая эпоха - Римская империя. Но среди тех, кто боролся за власть, Мецената не было! Делом всей его жизни была не политика, а искусство. Надо сказать, что Меценат был ближайшим другом воцарившегося на троне императора Октавиана. Всякий раз, когда Октавиан покидал столицу и выезжал по делам в провинцию, он оставлял в качестве вице-правителя именно Мецената. И ни разу Октавиан об этом не пожалел, потому что его друг был талантливым дипломатом, умным и обаятельным человеком, прекрасным собеседником и щедрым... "меценатом". Своим друзьям (а это был целый круг поэтов, философов, скульпторов) он помогал по-царски. Например, поэту Вергилию помог вернуть имение, конфискованное у того в ходе гражданской войны; поэту Горацию 9 сыну выкупившего на волю раба) подарил собственное поместье в Сабине. Историки приписывают Меценату знаменитую фразу, которая однажды удержала Октавиана от подписывания смертного приговора нескольким заговорщикам: "Да полно тебе, мясник!" О силе обаяния Мецената, о его простоте, сердечности и искренней доброте писал и Вергилий в своих "Георгиках", и Гораций в "Одах" и "Посланиях", и Проперций в "Элегиях"... Быть упомянутым в этих легендарных произведениях - великая честь! А быть их вдохновителем - великая миссия... (Журнал "Эскиз" № 11, 2010)

    Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.

    Модель – объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.

    Мозаика – это самостоятельный признанный вид искусства. Но неуловимым образом она сочетает все лучшие черты иных направлений: живописи и скульптуры, архитектуры и фрески. Порой возникает чувство, что в искусном рисунке играет некая изящная, едва уловимая мелодия. Это не удивительно, учитывая, что в переводе мозаика (musivum) звучит как "служение музам".

    Мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

    Монохромный – одноцветный.

    Мотив – объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. Мотив – завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

    Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

    Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.

    Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

    Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.


    Страница 5
    Страница 6
    Страница 7
    Страница 8
    Страница 9
    Страница 10
    Страница 11
    Страница 12
    Страница 13
    Страница 14

    НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. neo-impressionnisme) - течение в живописи, возникшее во Франции примерно в 1885г. Крупнейшими представителями этого течения являются Ж.Сера и П.Синьяк, которые создали художественную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи продолжали традиции позднего импрессионизма. Используя прием разложения тонов на чистые цвета, они пытались в искусстве применить открытия, сделанные в области оптики. Вместе с тем они старались отойти от фрагментарности и случайности, характерной для импрессионистов, стремились к плоскостно-декоративному созданию пейзажей и многофигурных картин-панно. Проводимое ими оптическое смешение чистых тонов спектра приводило, с одной стороны, к ощущению ослепительно белого света, а с другой стороны, к словно выцветшему белесому колориту.

    НЕОКЛАССИЦИЗМ , неоклассика - термин, обозначающий различные направления в искусстве, возникшие после классицизма XVIIв., ориентирующиеся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаще всего термин «неоклассицизм» применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма первой четверти XXв.

    НЮАНС (франц. nuance) - то же, что оттенок.

    ОБЪЕМ (англ., франц. volume, нем. Umfang, Volumen) - в живописи иллюзорное наделение предметов и фигур качествами находящегося в пространстве физического тела при помощи моделировки, светотени, линии, пластической проработки форм и перспективы. Проблема передачи объема может решаться по-разному: от полного отказа от нее (плоскостное изображение постимпрессионистов) до почти реального его воспроизведения с использованием стереоскопических эффектов.

    ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА - желтый, красный, синий цвета, которые нельзя получить из смешения других цветов, но их смешение друг с другом или с дополнительными цветами дает возможность воспроизвести естественные краски окружающего мира.

    ОТТЕНОК , нюанс (франц. nuance, англ. hue, нем. Schattierung) - небольшое различие одного цветового или светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию богатого живописного колорита и тонкой проработке светотеневой моделировки.

    ПАЛИТРА (франц. palette) - совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.

    ПАННО (франц. panneau) - живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.

    ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто) - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими.
    Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.
    Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э.Дега.

    ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pasto-so - тестообразный) - художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.
    Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.

    ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, - и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов. Начиная с XVIв. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П.Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии , Я. ван Гойен, Рембрандт, Я. ван Рёйсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.
    Основное завоевание XIXв. в области пейзажа - пленэр - привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX - начала XX в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи.

    ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв, открытый воздух) - передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.
    Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки - светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т.д.

    Лучшие статьи по теме