Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Влияние изобразительного искусства на психику человека. Влияние искусства на жизнь человека

Влияние изобразительного искусства на психику человека. Влияние искусства на жизнь человека

В современном обществе наметилась четкая тенденция на развитие логики. Сухое логическое мышление необходимо для усвоения информации, продвижения по карьерной лестнице, получения высокого социального статуса. Часто даже в общении с окружающими люди строят диалог исходя из рационального расчета, а это абсолютно не способствует зарождению искренних отношений.

На этом фоне очень недооценивается роль чувств и эмоций. О том, что эмоциональная сфера также нуждается в развитии, многие даже не задумываются. В результате личность получается дисгармоничной. Она твердо стоит на ногах, но внутри чувствует пустоту, делает все правильно, но без души.

Именно из-за того, что люди так мало внимания уделяют своим эмоциям, на улице огромное количество прохожих с «пустыми глазами» и грустными лицами. Мы тщательно «задавливаем» собственные переживания, пытаясь быть рассудительными, реагировать адекватно. Если поступать так постоянно, происходит накопление груза неотреагированных переживаний . Они никуда не деваются, а находят выход через болезни (преимущественно психосоматические), постоянную неудовлетворенность, раздражительность и опустошенность. Исправить столь плачевную ситуацию поможет искусство.

Целебная сила искусства

Искусство – сфера человеческой жизнедеятельности, которая касается «струн души». Рисуя, музицируя, занимаясь лепкой, написанием стихов и прозы, созданием аппликаций и рукоделием, человек дает выход накопившимся переживаниям, страхам, психическому напряжению. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более стрессоустойчивые, они лучше усваивают новую информацию, имеют более гибкое мышление, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, находят оптимальные решения в нестандартных ситуациях и замечают прекрасное в повседневных ситуациях, бытовых вещах. Подобный эффект оказывает и пассивное восприятие произведений искусства: прослушивание любимой музыки, просмотр фильмов, чтение книг, восприятие картин.

Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит даже во взрослом возрасте. Его интенсивность напрямую зависит от образа жизни. Система образования, рабочая обстановка практически всецело направлены на развитие левого полушария мозга, поэтому нужно самостоятельно развивать полушарие правое, отвечающее за эмоциональную сферу. Для этого важно заниматься творчеством. Многие говорят, что не умеют рисовать, поэтому нет смысла тратить на это время. Но главное не безупречный результат, а сам процесс творения. Поэтому не стоит себя ограничивать, необходимо найти интересную сферу деятельности и творить, «выливая» накопленный багаж эмоций в творчество.

Эффективные арт-методы, позволяющие быстро избавиться от негативных переживаний:

  1. «Рисовалка».

Возьмите карандаши (ручки либо фломастеры для данной цели не подходят). Из набора уберите все темные оттенки. Затем возьмите лист формата А5 и начните заполнять белое пространство яркими красками. Это позволит отвлечься от негативных мыслей и немного расслабиться.

  1. Гармонизация состояния.

Чтобы гармонизировать работу правого и левого полушария (эмоции и логику), возьмите карандаш либо ручку в две руки и одновременно начинайте рисовать одинаковые символы. Это могут быть геометрические фигуры, орнаменты, простые рисунки. Сначала это сложно будет сделать, но спустя несколько попыток результат улучшиться. Нарисуйте так 5-7 символов. Это позволит стабилизировать состояние и взглянуть на проблемную ситуацию с нового ракурса.

XVII районная научно-практическая конференция школьников и студентов «Шаг в науку»

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

Выполнила: ученица 8Б класса

МАОУ «Гимназия №9»,

Распопова Софья

Научный руководитель:

Буравель Анна Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №9»

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Аннотация

Цель исследования : Доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека

Задачи исследования: Раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, определить основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Предмет исследования: « Влияние искусства на жизнь человека ».

Объект исследования: . Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать»,

Методы исследования: чтение литературы по данной теме, осмысление и анализ выбранных художественных произведений, сравнение и сопоставление, опрос, обобщение.

Полученные данные: доклад, презентация, данные социологического опроса.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на занятиях по литературе, на внеклассных мероприятиях

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

План исследования

Есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям? Этот вопрос вы слышали, наверное, не раз и можете назвать много произведений, в которых показана великая сила искусства.

Слышали ли вы «Седьмую симфонию» Д. Д. Шостаковича - один из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны, а самое главное - этим произведением композитор внёс свой вклад в укрепление духа советских людей. «Знаменитая Ленинградская», - так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «Слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Это только один пример воздействия искусства на человека, но я уверена: никто не будет возражать, что сила воздействия искусства на человека велика. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем не сравнимую радость и удовлетворение. Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.

Осознав это, я решила провести исследование по теме " Роль искусства в жизни человека".

Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир? Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»? Какой силой должно обладать искусство, чтобы оно смогло воздействовать на человека? Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Эти и многие другие вопросы, на которые я решила ответить, проводя исследование, указывают на актуальность темы "Роль искусства в жизни человека".

Гипотеза: Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом.

Для успешного достижения результатов исследование было проведено по плану:

    Определение темы исследования.

    Выдвижение гипотезы.

    Постановка цели и задач исследования.

    Составление списка литературы по определенной теме.

    Чтение и анализ книг : Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать», Г.Успенский «Выпрямила», Александр Грин «Победитель», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», Глеб Мехед «Скрипач», К.Г.Паустовский «Старый повар».

    Слушание музыки: Д. Д. Шостакович «Седьмая симфония», 40-ая симфония Моцарта.

    Анализ репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)»

    Анализ и систематизация полученных результатов.

    Оформление результатов деятельности: составление доклада, оформление презентации.

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Научная статья

Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко! А.П.

Все виды искусств

служат величайшему из искусств

искусству жить на земле.

Бертольд Брехт

Красота спасёт мир

Ф .М. Достоевский

Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Где и когда бы ни жил , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а и стремлением передать красоту и гармонию мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. В о все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшить абстрактное мышление.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Искусство может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю.

Искусство многолико, и часто один его вид тесно связан с другим: так, во многих произведениях литературы мы можем узнать и о великой силе музыки, и о живописи, скульптуре, облагораживающей, дающей силы человеку. Это я и попытаюсь показать в своей работе.

Роль истинного искусства в жизни человека - вот проблема, над которой рассуждает российский писатель В. В. Вересаев во многих своих произведениях. Во все времена этот морально-этический вопрос был злободневен. Злободневен потому, что «искусство, по словам Ф. М. Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».

По мнению В.Вересаева, искусство всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии. Такое преображение человеческой души показывает он показывает в своем рассказе "Мать". Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля наполнила радостью душу героя, который сначала был настроен скептически: " ...бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. " Но он начинает всматриваться. И вдруг незаметно, постепенно все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана ярко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…

И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг… когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью..." Поэтому, наверное, герой пришел к выводу: " Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться".

Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Нельзя не согласиться с точкой зрения а втора, который уверен, что истинное произведение искусства способно воздействовать на душу человека, помогая по-новому воспринимать мир , не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны.

Добрая и поучительная сказка В. В.Вересаева «Состязание» посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом об истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Т аким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни

XXI век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, к сожалению, оно что-то утратило чувство прекрасного, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. И мы сегодня должны понимать, что духовные ценности человеческой цивилизации нуждаются в защите? Американский писатель Рэй Брэдбери в своих небольших по объему, но удивительно емких рассказах поднимает эту проблему. «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его», - хочется, чтобы эти слова писателя осознавали мои современники.

Один из сильнейших рассказов Брэдбери – « Улыбка», в котором он рассказал о влиянии на человека еще одного шедевра мирового искусства . Этот рассказ позволит нам связать воедино прошлое, настоящее и будущее и понять, что в наших руках «построить» спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество, - мост, сложенный из важных духовных составляющих: нравственности, традиции, любви и красоты. Без этого человечество обречено на вымирание и гибель. Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину, показывая людей будущего 2061 года. Люди ранним утром собрались на праздник - « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)» . Сложно осознать, что такое можно назвать праздником. Люди, озлобленные, грубые уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты. А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку. Но эти, собравшиеся на площади, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры. Среди них оказывается мальчик Том, который просто хочет убедиться в том, что «она улыбается»; «она сделана из краски и холста»; «ей четыреста лет».

На первом месте у Тома - улыбка. Люди из будущего разучились улыбаться, не выражая тем самым расположение и радость. А это тоже признак культуры, но именно культура ненавидима взрослыми героями рассказа Рэя Брэдбери. У ребенка же потребность в радости и любви. В жизни ему этого не хватает. Мы наблюдаем, как Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за послед­ние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А празд­ник науки месяц тому назад, когда притащи­ли в город последний ав­томобиль, потом броси­ли жребий и счастлив­чики могли по одному разу долбануть маши­ну кувалдой!.. Так неужели этот мальчик способен участвовать в варварском действии?

Вот он перед знаменитой картиной, на которую летят камни, плевки... " Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо

подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья... Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его. В руке его оказалась улыбка. Дома, когда все спали, Том "глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста".

Мир спал, освещённый луной.

А на его ладони лежала Улыбка.

Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...» Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру".

Рассказ Брэдбери написан в середине XX века. Самое страшное в этой книге, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Многие в наше время не ценят, или просто не понимают, насколько велика сила искусства.

Об этой вечной проблеме много писали в художественной литературе. Большое впечатление произвел на меня еще один роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нем рассказывается о пожарном, который, вместо того чтобы сжигать книги, к чему обязывало всех пожарных правительство, остановился и задумался над окружающей его действительностью. Он понял, что уничтожение духовных ценностей ведёт сначала к моральной, а потом и к полной гибели человечества. Главный герой – Монтэг покидает город, в котором он прожил много лет, тем самым спасая себя от гибели. Мне кажется, что Рэй Брэдбери хотел показать этим, что только люди, возродившиеся духовно, достойны жить – и не просто жить, а жить для того чтобы «ощущать себя неотъемлемой частью всеобщего мирового порядка, как основы подлинно цивилизованного существования».

Своим творчеством Брэдбери протестовал против бездуховности «общества потребления», в котором бешеными темпами развивается техника и практически такими же темпами подавляется человеческая индивидуальность и духовность. Брэдбери не просто констатирует факт надвигающейся гибели цивилизации, он пытается рассказать, как это можно предотвратить.

Писатель-фантаст Айзек Азимов пишет о Брэдбери: «Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно».

О том, что искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин в рассказе «Победитель». Скульптор Геннисон, увидев работу своего соперника, ощутил «чувство падения и восторга». Преклоняясь перед талантом Ледана, он разбил свою скульптуру. Разбил потому, что работу соперника посчитал подлинным произведением искусства.

В превосходном очерке «Выпрямила» Глеб Успенский глубоко и незабываемо показывает общечеловеческий смысл и значение прекрасного. Автор очерка вместе с героем, сельским учителем Тяпушкиным, задается вопросом: отчего так действует на многих людей знаменитая статуя древнегреческого скульптора Венера Милосская? Чем она так поражает человека? Почему оказывает на него столь сильное влияние, часто на всю жизнь, и при этом влияние самого положительного свойства? Задумавшись над тайной воздействия древнегреческой скульптуры, герой очерка (а вместе с ним и сам автор) вспоминает, как подействовала на него Венера Милосская в то время, когда он был в Лувре. Его приставили наблюдать, приглядывать за детьми и отвечать на их вопросы, на которые сами родители не могли найти достойного ответа. Но совершенно случайно Тяпушкин один забрел в Лувр. Глеб Успенский показывает его полную дремучесть и отупение от увиденных экспонатов. Тяпушкин устал, шумело в голове, и ровным счетом ему ни до чего не было дела. И вдруг радость хлынула в душу – он увидел Он был как сдувшийся воздушный шарик, как смятая перчат ка. Как и отчего, Тяпушкин не понимал, он воспрянул, ожил, выпрямил спину, расправил плечи и застыл, глядя на извечную гармонию, которой было полно все существо Венеры. Глеб Успенский рассказывает о чудесном мгновенном преображения унылого существа в Человека. Не раз и не два приходил потом Тяпушкин в Лувр, чтобы понять, что именно с ним происходит. Почему так наполняется он спокойствием и свежестью? Но таинство так и осталось непостижимым. Только сам он на время стал другим человеком, умеющим в большом и малом видеть красоту, сострадать и быть милосердным. Об этом повествует рассказ «Выпрямила».

По глубокому убеждению Г. Успенского, прекрасное и в жизни, и в искусстве служит высоким целям: помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Таким образом, прекрасное оказывается полезным для человека и человечества в самом непосредственном и в самом высоком смысле этого слова.

« Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение», - сказал однажды великий композитор П. И.Чайковский.

Словно выполняя это желание композитора, многие писатели показывают роль музыки в жизни человека. Они убеждают, что м узыкой можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию. Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии.

Так, через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.

А герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов, человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар» речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость .

Слепому герою этого рассказа, умирающему старому повару музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. «Быстрый звон рассыпался по сторожке», «клавесин пел полным голосом», «клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов», «старый пес вылез из будки», «яблони распустились за одну ночь», «ночь из черной сделалась синей». Смерть отступила на время: зиму сменила весна, к клавесину вернулось его былое звучание, ожил старый пес, а его слепой хозяин смог снова увидеть тот день, когда он впервые встретился со своею женой.

Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье? Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, в воображении, разбуженном музыкой, он снова смог увидеть свою жену Марту; он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

Итак, и скусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!» - сказал писатель А.П.

Материал данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, искусства, музыки и на внеклассных мероприятиях.

1. Список используемой литературы:

    Александр Грин «Победитель» Сборник рассказов, Москва, Вентана-Граф, 1948г.

    В. Вересаева «Состязание» Детская литература» Москва, Вентана-Граф, 1974г.

    В. Вересаева «Мать» Детская литература» Москва, Вентана-Граф,1965г.

    Г. Короленко «Слепой музыкант» сборник рассказов «Терра»- «Терра»,1991г.

    Г.Успенский «Выпрямила» Властелин колец. Москва, Вентана-Граф, 1963г.

    Глеб Мехед «Скрипач» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1984г.

    К.Г.Паустовский «Старый повар». .:АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 1975г.

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» АСТ, Астрель, Полиграфиздат 1965г.

    Р. Брэдбери «Улыбка» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1954г.

Используемые интернет- ресурсы

1. Отечественная и зарубежная литература

2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

3. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеоб го портала

4. http://litera.edu.ru

5. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библией

6. http://www.bibliogid.ru

7. Kidsbook: библиотека детской литературы

8. http://kidsbook.narod.ru

9. Виртуальный музей литературных героев

10. http://www.likt590.ru/project/museum/

Каждый человек стремиться к прекрасному. Поэтому многие, обустраивая свое «гнездышко», расставляют по комодам статуэтки, а по подоконникам - вазоны. А еще они «украшают» стены картинами.

Эти произведения живописи не только приносят эстетическое удовольствие, но и оказывают огромное влияние на человека.

«Общение» с работами, выполненными красками на холсте, укрепляют здоровье и улучшают психоэмоциональное состояние человека. Причем как при созерцании картин, так и при их создании.

Как именно искусство живописи влияет на человека, Вам подробнее расскажет редакция Интернет-издания сайт.

Искусство живописи - мощный инструмент развития личности

Картины положительно воздействуют на работу мозга

Рисуя, мы тем самым активизируем работу мозга . То же самое происходит, если мы просто смотрим на произведения живописи. К такому выводу пришли нейробиологи после проведения электроэнцефалограммы головного мозга.

Рисование картин и их созерцание задействует оба полушария мозга. Заставляя извилины работать с высокой активностью, эти занятия развивают концентрацию внимания, улучшают аналитическое мышление, а также замедляют процессы старения мозга.

Поэтому не удивительно, почему рисовать и посещать картинные галереи рекомендуют пожилым людям.

Живопись - лучшее лекарство от физических недугов и душевных расстройств

После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.

Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.

В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.

Изобразительное искусство наполняет человека различными эмоциями

Так, если картина написана в светлых красках, в ней отражается доброта, любовь и искренность, то человек впитает в себя все эти эмоции, и непременно будет дарить их окружающим.

По словам ученых, каждая картина обладает своей энергетикой, которая влияет на подсознание, а порой меняет мысли и даже мировоззрение.

А если картина, наоборот, несет негативную энергетику: на холсте все изображено в темных и тусклых красках, преобладают негативные мысли и агрессия, то и человек наполнится такими же плохими эмоциями и станет выплескивать их на окружающих себе во вред.

Искусство живописи сравнимо с влюбленностью

Оказывается, что созерцая картины великих художников, можно получить такие эмоции, которые присутствуют при влюбленности. К такому выводу пришли ученые лондонского колледжа.

Исследуя мозг, они обнаружили, что при взгляде на предмет изобразительного искусства и присутствии рядом любимого человека в мозгу активизируются одни и те же участки, которые вызывают эмоции влюбленности.

В это же время происходит всплеск дофамина - гормона, который дарит чувство удовлетворения и приятные ощущения.

Для того, чтобы подтвердить эту теорию, профессор нейробиологии Семир Зеки провел одно исследование. Его суть состояла в том, что он показал добровольцам картины великих художников. Смотря на них, у испытуемых усилился кровоток в те участки мозга, которые отвечают за чувство любви.

Особенно мощное влияние оказали произведения живописи Леонардо да Винчи, Клода Моне и Сандро Боттичелли.

«Красота спасет мир» - эта фраза великого писателя Ф.М. Достоевского была сказана в одном его произведении не случайно. Ведь действительно искусство живописи дарит эстетическое наслаждение. А вместе с ним избавляет от болевых ощущений, стресса и депрессии.

К тому же, создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, а также дарит самые разные оттенки эмоций, причем независимо от того, что изображено на холсте: пейзаж, портрет, натюрморт или абстракция.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой «Альберт». В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский «Старый повар». Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь «Портрет». Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета — невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея — лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко «Слепой музыкант». Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда». Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Начнем с того, что человеческий мозг как губка впитывает любую информацию. Поэтому любая музыка, литература, живопись и т.д. способны влиять на нас, хотя мы не всегда подозреваем об этом. Давно доказано учеными, что, например, прослушивание музыки Моцарта развивает наши интеллектуальные способности, а произведения Вивальди способны вылечить депрессию, невроз и раздражительность.

В ходе следующего исследования влияния музыки на человека учёные разделили группу школьников на две команды. Одна в процессе решения сложной задачи слушала рок, а другая - музыку Моцарта. Вторая группа на 60% лучше справилась с заданием, чем первая. Подобных исследований было проведено немало. И все сводятся к одному: от прослушивания некачественного рэпа, попсы и тяжёлого рока человек постепенно утрачивает свои интеллектуальные способности, а от прослушивания классики, наоборот, приобретает.

Кстати, обратите внимание на тексты современных песен. Согласитесь, это яркий пример безвкусицы и невысокого интеллекта исполнителя. А ведь эти самые тексты в себя "впитывает" наш мозг. Поэтому, насколько возможно, ограничьте прослушивание подобных песен.

Немалое влияние на нас оказывает и живопись. Существует множество известных фактов, когда люди от увиденной ими картины падали в обморок от впечатления. Некоторые, говорят, плачут при просмотре подлинника "Иван Грозный убивает своего сына". Уж очень мощное воздействие оказывает эта картина. Конечно, если вы её увидите на рисунке, эффекта не будет. Нужно видеть именно подлинник.

Однако самое большое влияние на нас оказывает литература. Признанная классика формирует наше мировоззрение, способна в корне изменить наши взгляды и научить смотреть на жизненные ситуации с разных сторон. А журналы со скандальными историями про знаменитостей, детективы Дарьи Донцовой и прочий "мусор" только "захламляет" нашу психику.

Своих детей приучаю читать именно классику. Она не только интеллектуально развивает, но и с самого раннего возраста формирует такие качества характера, как честь, совесть, благородство. Человек вырастет духовно здоровым, если его родители в нужный момент смогут привить любовь к качественной литературе.

Немаловажно и влияние кинематографа на нашу психику. Фильм, как и книга, формирует наши убеждения и взгляды. И это не выдумка. Подтверждено исследованиями, что те дети, которые с раннего возраста смотрели кино, где много насилия, вырастают, как правило, агрессивными.

К сожалению, сейчас в обществе доминирует массовая культура. А она вся пропитана грязью, глупостью, скандалами и интригами. Поэтому, чтобы минимизировать её влияние, постарайтесь больше читать классику, смотреть качественные фильмы и ходить в музеи. Таким образом вы заодно возвыситесь над серой массой, а ею является подавляющее большинство. Вы станете интереснее в общении, и у вас сформируются собственные убеждения, а не шаблонные, навязанные обществом.

Сегодня во всем мире батик пользуется огромной популярностью. Существует большое количество различных материалов и техник для росписи ткани, но самое главное - это по-прежнему ручная работа....

В беготне современной жизни человек нередко с головой погружается в работу и семью, забывая об отдыхе интеллектуальном и духовном и, в частности, об искусстве. Такое отношение к себе может в конечном итоге вызвать депрессивное состояние, плохое настроение...

Все, что связано с Александрийской библиотекой, не дает покоя ученым умам по сей день. И если над загадкой ее возникновения завеса хоть чуточку приоткрыта, то история исчезновения зиждется более на слухах и догадках, чем на исторических фактах....

В Америке особенно заметно, как медиа формируют моду на все. Они показывают людям, как им следуют вести себя в тех или иных ситуациях. О чем им следует думать и к чему нужно стремиться. Какой же это шикарный полигон для испытаний над разумом! Какая это уникальная возможность вбить в головы людям...

Лучшие статьи по теме