Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Областной конкурс по музыкальной литературе «Музыкальные знатоки. «Методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы

Областной конкурс по музыкальной литературе «Музыкальные знатоки. «Методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы

Общие понятия, жанры, формы, программно-изобразительная музыка

1. Какой король исполнял сольные партии в балетах _______________________________

2. Что было создано в Париже в 1661 году _________________________________________

3. Когда менуэт стали танцевать в России _________________________________________

4. Какая страна была законодательницей танцевальной моды в 17 веке _________________

5. Кто стал «королем вальса» ____________________________________________________

6. При каком короле во Франции была создана «Академия танца» _____________________

7. Частью каких сложных жанров 18 века стал менуэт _______________________________

8. Как назывался первый ансамбль скрипачей Людовика 14. __________________________
__

9. Какой танец был предшественником вальса ____________________________________

10. Как назывались общественные собрания, учрежденные по указу Петра I в 1718 году.

11. В какой стране возник танец «полька» ____________________________________

12. Создателями «венского вальса» стали…_________________________________________ 13. Какое движение в танце является символом солнца ________________________________

14. Кто в 17 веке во Франции возглавил «Королевскую академию музыки» _______________ 15. В какой стране танцуют чардаш и вербункош ____________________________________

16. Что в переводе с французского означает слово «жанр» ____________________________

17. В какой стране родился Э.Григ __________________________

18. В каком веке балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства _______________________

20. Какая страна и когда стала родиной оперы, назовите первые оперы _________________

21. Назовите танцы в размере 6/8 _________________________________________________

_
22. Что такое «кордебалет» _______________________________________________________

24. Объясните слово «балет» ______________________________________________________ 25. Что такое «вторичные жанры» _________________________________________________

26. Какие «вторичные» жанры возникли в 18 веке ____________________________________ 27. Что такое «пантомима» ________________________________________________________
28. Что такое увертюра, где она звучит и для чего она предназначена ____________________
___

_
29. Назовите выдающегося балетмейстера, современника Пушкина _______________________

30. Что такое либретто _____________________________________________________________

31. Когда и где родился Э.Григ ___________________________________________________

32. Кто написал музыку к пьесе Гёте «Эгмонт» _____________________________________

33. Какие виды искусства объединяются в балетном спектакле ___________________________

_______


34. Назовите первую оперу buffa , её автора, когда и где состоялся спектакль _______________

______________________________________________________________________________
35. Какие произведения относятся к музыкально-сценическим: _________________________

______________________________________________________________________________

36. Какие драматические пьесы приобрели популярность благодаря музыке _______________

37. Назовите первую классическую русскую оперу, её создателя и дату премьеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38. Когда и где была основана «Королевская академия танца» __________________________

________________________________________________________

40. Когда и где появились первые оперы, как они назывались _________________________
_______________________________________________________________________________

41. Что такое опера buffa, на какие сюжеты писали эти оперы ___________________________

_____________________________________________________________________________
42. Когда была открыта балетная школа в Москве _____________________________________

43. Кто такая Сольвейг ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________
44. Какой композитор стал основоположником русского классического балета

________________________________________________

45. Что такое опера seria , на какие сюжеты писали эти оперы _________________________ ______________________________________________________________________________

46. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки

___________________________________________________

47. В какой пьесе Грига музыка потрясает слушателей силой скорби и боли утраты

_________________________________

48. В каких странах концертировал Григ _____________________________________________

________________________________________________________________________________

49. Какие образы показаны в увертюре Бетховена «Эгмонт» _____________________________
______________________________________________________________________________
50. Что означает слово «пастораль» («пасторальный», «пасторальная») ___________________
______________________________________________________________________________

51. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
52. Перечислите пьесы из первой сюиты «Пер Гюнт»: _________________________________

______________________________________________________________________________
53. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
54. В какой пьесе Григ «рисует» пейзаж родной природы ______________________________

55. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки ________

________________________________

56. Сколько сюит было составлено из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» _______________

57. Какую форму имеет старинный французский танец «Менуэт» _______________________

58. Назовите два типа простой 2-х частной формы. ____________________________________
___________________________________________________________________________

59. Напишите формулу простой 3-х частной формы _________________________________

60. Какая может быть реприза в 3-х частной форме. ______________________________________________________________________________

61. Как называется период в котором 8, 16, 32 такта ___________________________________

62. Переведите надпись «Da capo all fine» ____________________________________________

63. Что означает слово «Рондо» ____________________________________________________

64. Что такое «рефрен» ___________________________________________________________

65. Что такое «каденция» _________________________________________________________
___________________________________________________________________________

66. Напишите формулу простой 2-х частной формы репризной. _______________________________________________________________________________

67. Напишите формулу простой 2-х частной формы безрепризной. _____________________________________________________________________________

68. Напишите формулу рондо ____________________________________________________

69. Что собой представляет вариационная форма _____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
70. Чем сложная 3-х частная форма отличается от простой _____________________________

____________________________________________________________________________

71. Как называются музыкальные темы в рондо, звучащие между рефренами ______________

72. Как называется период в котором 7, 9, 10 тактов ___________________________________

73. Назовите основные выразительные средства для изображения движения. _____________________________________________________________________________

74. Что такое «программно-изобразительная музыка». _________________________________
____________________________________________________________________________

75. Что может изобразить музыка. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

76. Что можно изобразить в музыке с помощью ритма и темпа _________________________

77. Какими выразительными средствами можно изобразить пространство _______________________________________________________________________________

78. Назовите несколько примеров программно-изобразительной музыки _________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
79. Перечислите виды маршей ____________________________________________________

______________________________________________________________________________
80. В каких песнях реальные события переплетаются со сказкой _______________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по русской музыкальной литературе

1. Ввел в русскую оперную музыку принцип непрерывного музыкального развития.

Кто?_____________________Пример______________________________________________

2. Как называлась первая опера Даргомыжского, написанная на сюжет романа Виктора

Гюго «Собор Парижской Богоматери» ____________________________________________

3. Какой фрагмент оперы «Евгений Онегин» у Чайковского был самым любимым?

Именно с него он начал создавать музыку оперы? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Отказался от своего наследства в пользу крестьян? __________________________________

5. Воспел в музыке богатырские и героические черты русского характера _________________ 6. Запечатлел в своих операх древние русские обряды? _______________________________

7. В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? _________________________________

8. Сочинил оперу о патриотическом подвиге русского мужика? ________________________

9. Название произведения Р.-Корсакова, имеющее ярко выраженный восточный характер?

____________________________________________________________________________

10. Кто открыл в русской музыке социально-обличительную тему? ______________________

11. Этот цикл фортепианных пьес написан под впечатлением работ друга композитора, известного художника. Назовите:

А).фамилии художника и композитора ______________________________________________

Б).название цикла пьес ___________________________________________________________

12. Кто подсказал Бородину идею и сюжет оперы «Князь Игорь»? _______________________

13. Какая пьеса Глинки явилась началом рождения русской симфонической школы?

____________________________________________________________________________

14. Сколько симфоний написал Чайковский? Как называется последняя?

15. Какие оперы других композиторов дописал Р.-Корсаков? ___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Как называется первая русская сказочно-эпическая опера?

____________________________________________________________________________

17. Название 2-й симфонии Бородина _______________________________________________

18. Первым из русских композиторов, изображая русский народ, делил его на 2 класса

____________________________________________________________________________

19. Какой хоровой прием Мусоргский применил впервые в одной из своих опер? Название этой оперы? _____________________________________________________________________

20. «Оркестровый чародей» ________________________________________________________

21. Вводит в музыку новое выразительное средство – речитатив? ________________________

22. Кто из русских композиторов прожил свою недолгую жизнь в одиночестве, бедности, болезнях и непонимании его творчества? ______________________________________________

23. С детства увлекался химией, естествознанием, музыкой? ____________________________

24. Первоначально имел профессию юриста? _________________________________________

25. У кого основа музыки – широкая, песенная пластичная мелодия? ____________________

26. Кому любовь к русским народным песням привила крепостная няня, а к оркестровой

Музыке – музыканты крепостного оркестра? _______________________________________

27. Первым стал сочинять струнные квартеты (в русской музыке)? ______________________ 28. Обладал цветомузыкальным слухом? ____________________________________________

29. О ком сказано:«Он в своей музыке воссоздал весь океан русских людей, жизни, харак –

Теров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности» (В.Стасов)

___________________________________________________________________________

30. Как называется первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной

31. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»

_______________________________________________________________________

32. Кто сказал эти слова: «Музыка – душа моя!» или «Создает музыку народ, а мы, ком-

Позиторы, её только записываем и аранжируем»? __________________________________

33. Сколько опер написал Р.-Корсаков? Какие? _______________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

34. Первым стал писать романсы и песни сатирического характера (для журнала «Искра»)?

__________________________________________________________________________

35. «Певцы» тяжелой доли русского народа (3 человека: композитор, поэт, художник):

___________________________________________________________________________

36. Основоположник жанра русской лирической оперы? _______________________________

37. Основоположник русской классической музыки ___________________________________

38. Был офицером Преображенского полка? __________________________________________

39. Учился у А.Г.Рубинштейна? ____________________________________________________

40. Кто дружил с Сеченовым, Боткиным, Менделеевым? _______________________________

41. Основоположник жанра симфонической сказки? ___________________________________

42. У кого (русский композитор) музыка носит лирико-драматический характер?

____________________________________________________________________________

43. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

44. Основоположник жанра русской историко-бытовой оперы? _________________________

45. Дружил с Пушкиным. Дельвигом, Жуковским. Кукольником? _______________________

46. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________

47. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

48. Назовите романс Глинки, посвященный открытию первой железной дороги в России?

_____________________________________________________________________________

49. Сколько опер написал Чайковский? Какие? _______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

50. На представление какой оперы русского композитора водили провинившихся солдат?

51. В каких операх Р.-Корсакова появляется образ Ивана Грозного? _____________________

_____________________________________________________________________________

52. Много ездил по зарубежным странам, был знаком с Брамсом. Григом, Сен-Сансом (рус.

Композитор) __________________________________________________________________

53. Как первоначально называлась опера Глинки «Иван Сусанин»?

_______________________________________________

54. Кто сочинял романсы обличительного характера, мрачные и трагические по звучанию?

___________________________________________________________________________

55. Под впечатлением каких событий Р.Корсаков обработал для симфонического оркестра

Бурлацкую песню «Дубинушка»? _______________________________________________

56. Очень любил вальс и ввел его во все жанры своего творчества _______________________

57. Кому посвящены произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье»

58. Как называется большая, кульминационная сцена 2-го действия оперы «Князь Игорь»?

_____________________________________________________________________________

59. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________.

60. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по зарубежной музыкальной литературе

  1. Выдержав серьёзный экзамен, получил титул почетного члена Болонской филармонической академии, профессора, а ему было тогда 14 лет? ______________________________________________________________________
  2. Можно ли танцевать под музыку вальсов Шопена? _______________________ Почему? ________________________________________________________________
  3. В чем разница между сонатой и симфонией (строение, исполнение)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. . Его творчество получило признание при жизни. В последний путь его провожала

20-ти тысячная толпа поклонников? _______________________________________

  1. Что отличает героя песен Шуберта от героя произведений Бетховена? Чем вызвано это различие? _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Музыка какого произведения Моцарта построена на развитии секундовой интонации?

Где еще можно встретить у Моцарта эту интонацию? ___________________________

__________________________________________________________________________

  1. Тридцать лет прослужил капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази? ____________________________
  2. Имел многосторонний талант: гениального композитора, органиста, клавесиниста и скрипача-виртуоза, непревзойденного импровизатора?________________________
  3. Немецкий композитор решил воплотить грандиозную идею всемирного братства человечества. Для реализации этой сверх трудной задачи он использовал необычные для избранного жанра средства выразительности. Эту симфонию исполняет увеличенный состав симфонического оркестра и хор, поющий в финале строки из оды Шиллера

«К радости» назовите:

А).данное произведение___________________________________________________

10 .Первый представитель романтизма в музыке?________________________________

11. В 19 лет выехал в концертное турне и больше не смог вернуться на свою родину –

Польшу? _____________________________________________________________

12. Что такое сюита? Назовите составные части танцевальной сюиты?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Один австрийский композитор 18 века, крупный оперный реформатор написал комическую оперу, в которой воспел человека третьего сословия, показал его живой ум, жизнелюбие, готовность бороться за свои права. Композитор сумел музыкальными средствами создать яркие, живые характеры героев, передать их душевное состояние.

Назовите:

А). название оперы________________________________________

В). литературный источник_________________________________

  1. Основоположником какого художественного стиля в музыке был Гайдн?

____________________________________________________________________

  1. В 1822 году один венский композитор сочинил симфонию, возвестившую о начале новой эры в симфонической музыке. Её принято считать первой западноевропейской лирико-романтической симфонией. В ней много необычного: новая форма строения

(всего 2 части), интимный поэтический характер, грустная задумчивость и внутрен-

Ний психологический драматизм.

Назовите:

А). название симфонии_________________________________

Б). её тональность_____________________________________

  1. Композитор говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила меня!» ___________________________________________________________________
  2. «Поэт фортепиано». Кто это?_______________________________________________
  3. Представителем какого художественного стиля в музыке был И.С.Бах?

__________________________________________________________________

  1. Музыкальные мысли посещали его днем и ночью. Он даже спал в очках, чтобы, быстро проснувшись, записывать свои музыкальные сны. _________________________
  2. В детстве имел прекрасный голос, поэтому пел в церковном хоре собора Святого Стефана в Вене? ________________________
  3. Похоронен в общей могиле на Венском кладбище среди прочего людского сброда: преступников, нищих, бездомных. Точное место погребения неизвестно ______________________________________________________________
  4. Согласно последнему желанию композитора, после смерти его сердце было отправлено на родину в специальном сосуде, где хранится по сей день? ____________________
  5. Молодой пианист вначале напугал, а потом покорил Вену необыкновенной манерой игры: очень бурной, громкой, экспрессивной __________________________________
  6. Что такое полифония? Назовите полифонические жанры? _______________________

_________________________________________________________________________

  1. Ничто не могло сломать этого музыканта: материальный недостаток, болезни, одиночество и даже полная глухота Кто это!____________________________________
  2. Один композитор 19 века написал 9 симфоний, но при жизни не услышал ни одной, написал 22 сонаты для ф-но, но было напечатано только 3, сочинил 604 песни, но издали только 174 и ни одна его опера не была принята к постановке. Кто этот несчастный композитор?___________ _________________________
  3. В Париже, в артистическом салоне он считался «звездой» первой величины среди не менее ярких «звезд»: писателей - Бальзака, Мюссе, Гейне, Мицкевича, композиторов – Листа, Беллини и др. _____________________________________
  4. В историю музыки вошел как «отец» жанров симфонии и квартета_______________
  5. В 6 лет был уже виртуозом и начал концертную деятельность на родине и за рубежом? ________________________
  6. Был представителем древнего и очень музыкального рода? ___________________
  7. Что такое капелла? _______________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какие композиторы работали капельмейстерами? _____________________________

_______________________________________________________________________

  1. Живя на чужбине, он очень тосковал по своей родине, поэтому часто обращался к национальным мелодиям. Так рождались его полонезы, мазурки. Кто это? ___________________________________________________________________
  2. Отец требовал, чтобы сын пошел по его стопам, т.е. стал учителем в школе ______________________________________
  3. Родился в австрийском городе Зальцбурге, прожил короткую, но очень яркую жизнь? _________________________________
  4. Когда (в какие века) и где жил Л.Бетховен ____________________________________

________________________________________________________________________

  1. У какого композитора фортепианная музыка отличается ярко выраженным бытовым характером, простотой и доходчивостью для восприятия и исполнения, напевностью и выразительностью? __________________________________________________
  2. Заложил основу состава симфонического оркестра? ______________________

Сколько групп? __________________

Какие инструменты входят? ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Имел большую, дружную музыкальную семью. В свободные часы музицировали

Все вместе? ____________________________

  1. В какой симфонии Бетховена есть основная тема, властвующая на протяжении всей 1-й части? ________________________________________________
  2. Что такое ноктюрн? Кто их писал? __________________________________________

________________________________________________________________________

  1. .Познакомившись с новым музыкальным инструментом – «пианофорте», композитор и гениальный исполнитель сразу же оценил его достоинства и первым стал играть на нем. Кто этот человек?_____________________________________________________
  2. В конце жизни ослеп? _________________________
  3. Во время поездки по Италии он присутствовал на церковном богослужении, а потом по памяти записал сложнейшее полифоническое произведение, которое считалось собственностью церкви и исполнялось только раз в году назовите:

А). где это происходило_____________________________________________________

Б). что исполнялось в церкви раз в году________________________________________

В).кто записал по памяти это произведение___________________

  1. . Кто написал 11 симфонических программных увертюр? («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора») ________________________
  2. Основоположник австрийской классической оперы?_____________________________

А) название оперы__________________________________________________________

Б). её жанровая принадлежность______________________________________________

В). на каком языке она исполнялась___________________________________________

  1. У кого трое сыновей стали композиторами?________________
  2. В каких двух своих сочинениях Шуберт рассказывает своеобразную музыкальную повесть о любви, измене, о социальном неравенстве и трагическом одиночестве? __________________________________________________________________________
  3. В каком жанре реформаторский талант Моцарта проявился наиболее ярко? ___________________________________________
  4. Какие музыкальные жанры Шопен очень преобразил, превратив их в виртуозные концертные пьесы? ___________________________________________________________
  5. Порой очень вольно относился к традиционным формам сонатного и симфонического циклов, нарушая последовательность частей, музыкальных тем, вводя новые темы. Например:3-ю часть симфонии он назвал «скерцо», а не «менуэт».

А). кто этот композитор______________________________________________________

Б). почему он так поступал___________________________________________________

53 Какая новая форма родилась в эпоху классицизма? Её особенности?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

54 Что такое «ХТК»? Как строится это произведение? _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

55 На каких музыкальных инструментах играл Шуберт?____________________________
__________________________________________________________________________
56. Что такое каватина ________________________________________________________

57. Она родилась на юге Европы. Её имя означает «на открытом воздухе». То с одной, то

С другой улицы по вечерам доносятся её звуки. Кто она? ________________________

58. Какое произведение получило название «симфония со свечами» __________________
____________________________________________

59. Скажите на латыни слово «выдумка» _______________________________________

60. Назовите псевдоним Эмануэле Конельяно, автора либретто самых популярных опер

Моцарта. __________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Музыкальный материал для викторины

1. Агапкин. Марш «Прощание славянки»

2. Альбинони. Адажио соль-минор

3. Аноним. Григорианский хорал, 9 век

4. Бах. Токката и фуга ре-минор

5. Бетховен. Симфония №5, вступл. и гл.п. 1ч.

6. Бетховен. Симфония №5, поб. п. 1ч.

7. Бетховен. Соната №8, вступл. 1ч.

8. Бетховен. Соната №8, гл.п. 1ч.

9. Бетховен. Соната №8, 3ч.

10.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

11.Бородин. Опера «Князь Игорь» - хор «Солнцу красному слава»

12.Бородин. Опера «Князь Игорь» - ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»

13.Вагнер. Полет валькирий

14.Гайдн. Симфония №103, 1ч., вступл.

15.Гайдн. Симфония №103, 1ч., гл. п.

16.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - полонез, 2д.

17.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - краковяк, 2д.

18.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - мазурка, 2д.

19.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - песня Вани «Как мать убили…»

20.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина, 4д.

21.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»

22.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - увертюра

23.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - каватина Людмилы

24.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - рондо Фарлафа

25.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - марш Черномора

26.Глинка. Попутная песня

27.Глинка. Жаворонок

28.Глинка. Я помню чудное мгновенье

29.Глинка. Камаринская

30.Глинка. Вальс-фантазия

31.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - мелодия флейты

32.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - хор Фурий

33.Григ. «Пер Гюнт» - «Утро»

34.Григ. «Пер Гюнт» - «Смерть Озе»

35.Григ. «Пер Гюнт» - «Танец Анитры»

36.Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере Горного короля»

37.Григ. «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг»

38.Григорианские хоралы (2)

39.Дебюсси. «Кукольный кэйкуок»

40.Жалейка. Хороводный наигрыш

41.Жанекен. «Пение птиц»

42.Лядов. «Баба-Яга»

43.Лядов. «Кикимора»

44.Машо. Месса – «Sanctus»

45.Мендельсон. Свадебный марш

46.Моцарт. Симфония №40 - 1ч., гл.п.

47.Моцарт. Симфония №40 – 4ч., гл.п.

48.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - увертюра

49.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый…»

50.Моцарт. Реквием - №7 «Лакримозо»

51. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»

52. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Лиможский рынок»

53. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

54. Мусоргский. Оп. «Сорочинская ярмарка» - гопак

55. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

56. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - песня Варлаама «Как во городе…»

57. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - монолог Бориса «Достиг я высшей власти…»

58. Органум (старинная форма песнопений)

59. Пёрселл. Оп. «Дидона и Эней» - ария Дидоны

60. Прокофьев. «Петя и волк» - финальный марш

61. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - вступление

62. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - песни и пляски птиц

63. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - 3-я песня Леля

64. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (белка)

65. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля»

66. Р-Корсаков. «Шехеразада» - 1ч.

67. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Кенгуру»

68. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Слон»

69. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Лебедь»

70. Фогельвейде. Рыцарская песня

71. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

72. Чайковский. «Детский альбом» - «Камаринская»

73. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Марш

74. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Китайский танец «Чай»

75. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец пастушков

76. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Русский танец «Трепак»

77. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец Феи Драже

78. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Вальс цветов

79. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ариозо Ленского «Я люблю вас…»

80. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Онегина «Когда бы жизнь…»

81. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Ленского «Куда, куда вы удалились…»

82. Шопен. Вальс cis-moll

83. Шопен. Этюд №12 c-moll «Революционный» построить и спеть с разрешением:

Б6/4, D7, умVII7, М6, ув4

3. Спеть с листа и проанализировать № 292

4. Какой аккорд называется септаккордом?

Какие бывают вводные септаккорды?

Б И Л Е Т № 2

1. В тональности D-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны с разрешением;

T6 – S5/3 – D2 – T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ми»

D2, М6/4, умVII7, ув2, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 283

4. Характерные интервалы

Б И Л Е Т № 3

1. В тональности h-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все уменьшенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ум5/3, D4/3, VII7, ч4, ум5

3. Проанализировать и спеть с листа №296

4. Что такое «хроматизм», «модуляция», «отклонение»?

Б И Л Е Т № 4

1. В тональности Es-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – S6/4 – D6 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ув5/3, М6, умVII7, Б6, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа №323

4. Рассказать все о тритонах.

Б И Л Е Т № 5

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны;

В). гармоническую последовательность:

T6 - S5/3 - D2 – T6 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, умVII7, D2, ув4, ч5.

3. Проанализировать и спеть с листа № 316

4. Лады народной музы

Б И Л Е Т № 6

1. В тональности c-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – s5/3 – D2 – t6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

М6/4, D4/3, VII7, ум5, м3

3. Проанализировать и спеть с листа № 294

4. Родственные тональности

Б И Л Е Т № 7

1. В тональности f-moll построить и спеть:

А). мелодическую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D4/3, ум5/3, М6/4, ч4, ув2

3. Проанализировать и спеть с листа № 289

4. Размер. Виды размеров.

Б И Л Е Т № 8

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – D2 – T6

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, D4/3, умVII7, б3, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 317

4. Интервалы. Назвать все уменьшенные и увеличенные интервалы.

Б И Л Е Т № 9

1. В тональности fis-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). тритоны с разрешением;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – s6 – t6/4 – D7 – t5/3 - умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «до» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

VII7, М6/4, D2, м6, б2

3. Проанализировать и спеть с листа № 325

4. Энгармонизм. Перечислить все энгармонически равные тональности.

Б И Л Е Т № 10

1. В тональности Des-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – S6 – T6/4 – D7 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «си» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D7, М6/4, ув5/3, ч5, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 281

4. Лад. Тональность. Гамма. Перечислить все мажорные гаммы в квинтовом

Порядке.

Разработано: зав.теоретического МО Т.В.Волкова


Цель данной работы:

  • привлечь внимание педагогов и учащихся к совместному творческому процессу;
  • показать результаты многолетней совместной творческой деятельности учащихся и педагога, то на что способны дети, если их постоянно привлекать к творчеству.
  • научить детей грамотно работать с литературой, нотным текстом, электронными словарями и интернетом.
  • развить у них навыки реферирования, устную речь, эрудицию, редакторские способности.

Работа составлена на основе заданий, сделанных учащимися и отредактированных педагогом.

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Наглядным примером тому может служить оформление некоторых докладов учащихся (см. приложение).

Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества М.П.Мусоргского», которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.

Кроссворды по творчеству М.П.Мусоргского

Кроссворд №1

По горизонтали:

  1. Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В.Верещагина.
  2. Название вокального цикла «Песни и пляски…».
  3. Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М.Мусоргского.
  4. Имя летописца из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
  5. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
  6. Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Кроссворд №2

По горизонтали:

  1. Имя царевича, о котором идёт речь в опере «Борис Годунов».
  2. Фамилия главного героя одной из опер М.Мусоргского, созданной на сюжет трагедии А.Пушкина.
  3. Название одного из вокальных циклов М.Мусоргского.
  4. Название одной из опер, созданной Мусоргским на исторический сюжет.
  5. Село, в котором родился композитор.
  6. Фамилия одного из преподавателей фортепиано, у которого занимался М.Мусоргский.
  7. Опера, созданная композитором на сюжет романа Флобера.
  8. Название пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
  9. Персонаж (должность) оперы, силой заставлявший народ просить Годунова стать царём.
  10. Фамилия князя, приближённого лица царя Бориса в опере «Борис Годунов».

По вертикали:

11. Фамилия композитора, творчеству которого посвящён данный кроссворд.

1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.

Игра «Угадай-ка, о чём (о ком) идёт речь?»

  1. В 1857 году в доме Даргомыжского М.Мусоргский знакомится с …..(ним). На тот момент …ему было 20 лет, но он был уже признанным музыкантом, композитором, концертирующим пианистом. Этот человек обладал верным вкусом, критическим чутьём и сразу распознал в Мусоргском незаурядный талант. Этот человек возглавил «Могучую кучку». О ком идёт речь? (М.Балакирев).
  2. Это музыкальное произведение написано М.Мусоргским по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлёк композитора своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над этим произведением продолжалась около 3 лет, но оно так и осталось незавершённым. О каком произведении Мусоргского идёт речь? (опера «Саламбо»)
  3. К концу 1869 года была завершена и представлена в Мариинский театр в первой редакции одна из опер Мусоргского, для решения вопроса об её постановке. Репертуарным комитетом опера была забракована. «Новизна и необычайность музыки, - вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», - поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии… Огорчённый и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть её основательным переделкам и дополнениям». О какой опере Мусоргского идёт речь? («Борис Годунов»)
  4. В период работы над «Борисом Годуновом» Мусоргский поддерживает наиболее близкие дружеские отношения с одним из композиторов «Могучей кучки». «Наше житьё с Модестом, - вспоминал этот композитор, - было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку». О каком из композиторов «Могучей кучки» идёт речь? (Н.Римский-Корсаков)
  5. В.Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании оперы, над которой композитор работал с 1872 года и почти до конца жизни. В этой опере композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность для создания новой народной музыкальной драмы. Эта опера посвящена В.Стасову. О какой опере Мусоргского идёт речь? («Хованщина»)
  6. Успешная премьера оперы «Борис Годунов» придала Мусоргскому новые силы. 1874 год стал для него необыкновенно интенсивным в творческом отношении. Всего за 3 недели композитор сочиняет крупное фортепианное произведение, которое, как и опера «Хованщина» была посвящена В.Стасову. Это произведение возникло как горячий отклик Мусоргского на смерть своего друга, художника и архитектора В.Гартмана и создано под впечатлением посмертной выставки его работ. О каком произведении идёт речь? («Картинки с выставки»)
  7. В 1860-е годы Мусоргский создал несколько песен, которые можно назвать «народными картинками». Сюжетом одной из таких «картинок» послужил подлинный эпизод из жизни композитора. В.Стасов вспоминал о рассказе самого Мусоргского:
    «Он стоял раз у окна и поражён был той суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабёнкой, ему нравившейся… а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражён; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».
    Композитор сам написал текст песни. О какой из песен Мусоргского идёт речь? («Светик Савишна»)
  8. В последние годы жизни Мусоргский в своём творчестве неоднократно обращался к образам смерти. Этой теме посвящена одна из самых ярких «драматических песен», созданная под впечатлением картины В.Верещагина. В.Стасов писал о картине следующее:
    «…Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле. Вдали, за речкой, уходят «свои», может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир… Мне казалось, всё сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
    Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А.Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый»)
  9. М.Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В.Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская»)
  10. Известно, что М.Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)

Тесты по творчеству М.П.Мусоргского

«Жизненный и творческий путь М.П.Мусоргского»

  1. В каком веке жил и творил М.Мусоргский?
    а) в XX веке
    ) в XIX веке
    в) в XVIII веке.
  2. Когда и где родился композитор?
    а)
    9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
    б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
    в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.
  3. Кто был первым учителем музыки М.Мусоргского?
    а) отец
    б) мать
    в) брат.
  4. В каком учреждении композитор получил образование?
    а) в петербургском Морском корпусе
    б) в петербургской Медико-хирургической академии
    в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков.
  5. В каком году М.Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
    а) в 1857 году
    б) в 1860 году
    в) в 1861 году.
  6. Как назывался первый созданный композитором романс?
    а) «Расстались гордо мы»
    б) «Где ты, звёздочка?»
    в) «Спи, усни, крестьянский сын».
  7. Какая из опер М.Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
    а) «Саламбо»
    б) «Женитьба»
    в) «Борис Годунов».
  8. С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М.Мусоргский в 1868-72-е годы?
    а) с Ц.Кюи
    б) с М.Балакиревым
    в) с В.Стасовым.
  9. Кто из композиторов после смерти М.Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
    а) Н.Римский-Корсаков
    б) А.Бородин
    в) М.Балакирев.
  10. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
    а) Д.Леоновой
    б) Ф.Шаляпиным
    в) И.Козловским.

Опера «Борис Годунов»

  1. Кто предложил М.Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
    а) Чернышевский
    б) Никольский
    в) Стасов.
  2. Кого в опере М.Мусоргский «… разумел как великую личность»?
    а) Годунова
    б) Пимена
    в) народ.
  3. Кто создал либретто оперы?
    а) Мусоргский
    б) Стасов
    в) Бородин.
  4. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
    а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
    б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
    в) Хор «Хлеба!»
  5. Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
    а) Шуйский
    б) Пристав
    в) Юродивый
  6. Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
    а) царевич Дмитрий
    б) летописец Пимен
    в) Варлаам.
  7. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
    а) Степан Разин
    б) Емельян Пугачёв
    в)
    Григорий Отрепьев.
  8. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
    а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
    б) «Хлеба!»
    в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.

Система творческих заданий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в младших классах для развития художественно-образных представлений


Система музыкально-творческих заданий для развития художественно-образных представлений младших школьников

Огромную и непосредственную роль в развитии художественно-образных представлений младших школьников играет творческая работа на уроках. Подберем и опишем музыкально-творческие задания, которые будут связаны с активным образным восприятием, с использованием фантазии и воображения, с умением отразить те или иные образы выразительными средствами музыки.
В данной творческой работе задания рекомендуется выполнять письменно, с обязательной последующей беседой. В каждой группе есть активные лидеры и пассивные «тихони», чаще всего вторые не мешают высказываться первым, и беседа превращается в диалог или монолог. Поэтому, когда предлагается записать свои мысли, обычно небольшими простыми определениями, у каждого ребенка появляется возможность подумать, то есть активизировать и себя и свой потенциал, а на основе уже обдуманного легче вступить в беседу, выразить свои впечатления и точку зрения. Названия музыкальных произведений детям не даются, учащиеся опираются только на слушательские навыки. Данная работа включает детей в творческую деятельность, активизирует воображение и фантазию, позволяет им создавать художественные образы на основе прослушанного музыкального материала.
1. а) Детям предлагается после одного-двух прослушиваний музыкальной пьесы (Р.Шуман «Весенняя песенка») создать образ, который возникает у них в воображении. Дети описывают возникший образ, его характер, можно описать образ в действии.
б) Дети записывают все образы, которые ассоциируются у них при слове «лес». Далее звучат три музыкальных фрагмента:
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»
П.И.Чайковский «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»
С.С.Прокофьев «Вариации феи Зимы» из балета «Золушка»
Устно обсуждаем, какой образ леса слышится в каждом музыкальном фрагменте, какое в нем царит настроение, в какое время года вы его видите, какая в нем погода и т.д. Желательно указать, почему именно данный образ возникает в воображении, какие средства выразительности подчеркивают его.
в) Сопоставить три образа леса с тем образом, который воссоздали в первом задании. Подумать, какой из трех вариантов подойдет к этому образу, что между ними общего (музыкальные характеристики)
г) Представить образы: солнце, небо…. Прослушав музыкальное произведение (Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»), поразмышляйте, какой образ солнца и неба отражен в данной музыке, в какое время дня, опираясь на выразительные средства музыки.
д) Взять первый из трех образов леса из второго задания (пункт «б») и сопоставить с образами из предыдущего задания (пункт»г»). Поразмышляйте, как образ леса может измениться под воздействием образов солнца и неба, услышанных в музыке. Записать несколько определений нового образа леса.
е) Выбрать одну из предложенных иллюстраций с изображением леса, которая больше всего подходит под ваш новый, описанный выше, образ (И.И.Шишкин «Лесная глушь», «Сосновый бор», «Вечер в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща», «Туманное утро» и др.).

2. При изучении инструментов симфонического оркестра к отдельным группам инструментов подходим также с творческой стороны, то есть, представляем их как отдельные семьи, для которых характерно что-то общее, но у каждого своя роль, свой образ. Слушаем звучание каждого отдельного инструмента, отмечаем присущий ему тембр, выразительную образность. После знакомства с отдельной группой инструментов предлагается на основе слушательских навыков и образных представлений сочинить сказку о семье данных инструментов, представить каждый инструмент как живой сказочный образ и придумать какую-либо необычную историю, использовать «речь» инструментов, их разговор, употреблять глаголы «послушайте», «слышите?»,
«прислушайтесь» и т.д. Это творческое задание дается на дом. Затем сочинения читаются в классе, обсуждаются, можно их оформить и проиллюстрировать, для предания более яркой изобразительности и художественной образности, педагог может «озвучивать» речь или диалоги инструментов музыкальными отрывками. Так, данная творческая работа закрепляет полученные образные «слуховые» представления об инструментах и их звучании.
3. Данное задание также связано с инструментами симфонического оркестра. Выбираем звуко-изобразительные одноголосные мелодии – в разных регистрах, различного характера, с разными штрихами и динамическими оттенками (пр-е 3). Дети слушают мелодии, проигранные на фортепиано, анализируют характер, образ, настроение и делают предположения какому инструменту симфонического оркестра можно поручить исполнить ту или иную мелодию. Связать характер звучания мелодии с тембром звучания выбранного инструмента.
4. Выбираем яркое художественно-изобразительное произведение (П.И.Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; Н.А.Римский-Корсаков «Пляска рыбок» из оперы «Садко»; А.Лядов «Музыкальная табакерка»). Дети слушают музыку и представляют образ. Далее при звучании музыки дети рисуют, рисовать лучше красками, так как точного образа у детей может не получиться, а слегка размытое изображение при этом будет выглядеть достаточно ярко и творчески изобразительно. Это довольно трудное задание, но эти навыки нужно развивать, добиваться, чтобы дети не боялись экспериментировать, можно просто дать возможность отобразить представление на бумаге через цвет, то есть ребенок выражает образ теми цветами красок, которые, на его взгляд, характеризуют его художественное видение.
5. При закреплении средств музыкальной выразительности, детям предлагается представить себя композиторами. Дается задание подобрать на вкус ребенка какую-либо художественную иллюстрацию и стихотворение, но так, чтобы они были разнохарактерными, ярко-образными, выразительными. Затем дети выбирают средства выразительности, которые они использовали, если бысочиняли музыку на данную иллюстрацию или стихотворение.
6. Подбираются содержащие различные образы стихотворения – 4-5, но на одну тему, например: (пр-е 2.)
Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза»;
Г.Сапгир «Тучи»;
Л.Огурцова «Дождик-озорник»;
Р.Сеф «Гром»;
Т.Агибалова «Я заболел…».
Стихи читаются, анализируются; обсуждается, как в стихотворении отражен образ, его характер, состояние, настроение. После этого слушается музыка.
С.Прокофьев «Вариации феи Осени» из балета «Золушка», «Дождик».
С. Рохманинов прелюдия B-dur.
А.Вивальди «Лето»;
К.Дебюсси «Серенада кукле».
В. Свиридов «Дождик».

Сначала прослушивается одно произведение, дети сравнивают музыку и стихи, выбирают то стихотворение, которое больше всего подходит к данной музыке, объясняют почему, какие средства подчеркивают выбранный образ и т.д. Также слушаем другие два музыкальных фрагмента и выбираем соответствующие музыке художественные образы из стихотворений, анализируя и объясняя. Данную работу рекомендуется проводить в форме беседы, так как на уроке будет преобладать более непринужденная творческая обстановка.

7. Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Предлагается назвать, какие чувства выражены на каждом изображении, сказать, какие выражения характерны для людей добрых, злых, веселых,общительных, ворчливых, грубых и т.п. Данная пиктограмма может висеть на доске постоянно и преподаватель может на каждом уроке ставить по одной пьесе, а дети будут выбирать подходящий образ.

8. Детям предлагаются различные яркие иллюстрации, рисунки, вырезки из детских книг и журналов, картины. Далее звучит музыкальный фрагмент, все думают, какой из рисунков больше всего подходит к данной музыке, кто-то один выбирает, объясняя свой выбор. (музыкальный материал на наш взгляд лучше выбирать из так называемой «детской музыки»: С.Прокофьев «Детская музыка», Г.Свиридов «Альбом пьес для детей», К.Сен-Санс «Карнавал животных», П.Чайковский «Детский альбом», Р Шуман «Детский альбом», пьесы Слонимского, Кабалевского и др.) Остальные оценивают, обсуждают, соглашаются с ним или приводят свою точку зрения. Эта работа проводится в форме обсуждения, коллективно.

9. Данное задание похоже на №6, но здесь предлагается одно стихотворение, обсуждается образ и характер и на дом задается нарисовать рисунок. На следующем уроке на свой рисунок дети выбирают из нескольких прослушенных музыкальных произведений то, которое наиболее всего к нему подходит.

И. Мордовина "Рыбки":

Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Теплым днем резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбешкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони.
Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх -
На пруду беззвучный смех.

Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1ч.
Ф. Шуберт «Форель» (на немецком языке).
Р. Шуман «Марш».

Изложенные выше задания даются детям постепенно, выборочно, в зависимости от уровня одаренности, эмоциональности детей. Рекомендуется проводить задания с третьей четверти, так как до этого у детей не будет достаточно знаний, слушательских навыков, именно в это время уже достаточно налажен эмоциональный контакт между детьми и преподавателем, без которого невозможно выполнения такого рода творческой работы. Конкретно правильных и неправильных ответов в данной работе быть не может, каждая попытка должна положительно оцениваться, преподаватель должен активизировать и поощрять в детях стремления к творческому самовыражению.

Приложение
1.
А.А.Фет
- « -
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
- « -
Ф. Тютчев.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачном их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
- « -
Ночное море.
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо - темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.
- « -
Рим ночью
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой…
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший –
Все тот же мир, волшебный, но отживший!..
- « -
С. Есенин.
Ночь
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
2.
Ф. Тютчев.
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
- « -
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
- « -
Генрих Сапгир.
Туча по небу плыла, ведра полные несла.
Туча брякнула ведром – прокатился в небе гром.
И над лесом, и над кручей повстречались туча с тучей.
Засверкали злые молнии! Расплескались ведра полные!
Туча с тучею ругаются, ведра по небу катаются!..
В небе коромысло – радуга повисла.
- « -
Т. Агибалова.
Я заболел. С температурой
Лежу, глотаю аспирин.
А за окошком дождик хмурый
Гуляет целый день один.
Ему, наверно, очень скучно,
«Эй, выходи», - стучит в стекло.
А мне на улицу не нужно.
Там сыро, грязно и темно…
- « -
Л. Огурцова.
Дождик-озорник.
Дождик с полным рюкзачком шлепал по дорожкам,
Накрывал цветы сачком, брызгал по окошкам.
По карнизу шлеп да шлеп, в луже искупался,
В парке на траву прилег – да там и остался.
- « -
Роман Сеф.
Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко,
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.


Музыкальная викторина. Узнай знакомую музыкальную тему из сочинений В. А. Моцарта: название произведения часть, действие партия, тема, раздел тональ - ность темп 1 Симфония 40 IV ч. ГП g- mollAllegro assai 2 Соната 11 I ч.I ч. IV вар. A-durAndante grazioso 3 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Керубино Es-durAllegro vivace 4 Симфония 40 I ч.I ч. ПП B-durAllegro molto 5 Соната 11 III ч. средний раздел fis-mollAllegretto 6 Симфония 40 II ч. ГП Es-durAndante 7 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Фигаро C-durVivace 8 « Реквием » VII ч. Лакримоза d-mollLarghetto 9 « Маленькая ночная серенада » I ч.I ч. ГП G-durAllegro 10 « Свадьба Фигаро » увертюраЗП A-durPresto


По страницам биографии В. А. Моцарта. Выбери и запиши даты, соответствующие событиям из жизни композитора 1756 г г г г г г г г г. датавозраст событие Постановка оперы « Свадьба Фигаро » в Вене Знакомство с Гайдном Рождение в семье придворного музыканта Разрыв с архиепископом Коллоредо, переезд в Вену Написание симфонии 40 в Вене Назначение придворным композитором императора Иосифа II в Вене Знакомство с Бетховеном в Вене Женитьба на Констанце Вебер Написание оперы « Волшебная флейта », « Реквиема », смерть композитора Награждение орденом « Золотой шпоры » Концертное турне по Европе с отцом и сестрой на 3 года




По страницам оперы « Свадьба Фигаро » Узнай по нотам арию героя оперы, подпиши по - русски начальные слова, поставь ключевые знаки, заполни таблицу: герой оперы номер акта голостональность темп




Страны и языки по страницам « Свадьбы Фигаро » вопрос ответ Как называется комедия Бомарше, которая легла в основу сюжета оперы? На каком языке написана эта комедия? На каком языке либретто оперы? В какой стране происходит действие оперы? В какой стране родился и жил создатель оперы – Моцарт? Какой родной язык композитора? Кто перевёл на русский язык в 1875 г. текст оперы?


Допиши названия опер В. А. Моцарта Похищение из ……………………………………. Дон …………………………………………………..…. Все они …………………………………………….… Мнимая …………………………………………..….. Директор …………………………………………… Милосердие ……………………………………….. Волшебная ………………………………………… Бастьен и …………………………………………..




Напиши, в каких классических музыкальных формах написаны изученные сочинения В. А. Моцарта? музыкальные формы произведения В. А. Моцарта Простая двухчастная форма Простая трёхчастная форма Сложная трёхчастная форма Форма рондо Вариационная форма Сонатная форма


Определи на слух музыкальную форму одной из частей сонатины В. А. Моцарта ………………………………………………….. (звучит рондо сонатины До мажор в исполнении преподавателя – два раза) * * * Ответь на вопросы: 1) В какой тональности звучит побочная партия экспозиции сонатной формы, если в репризе она написана в Ля мажоре?) В какой тональности звучит заключительная партия экспозиции ре - минорной сонаты? ………




Дай краткие ответы на вопросы: Какое сочинение Моцарт посвятил Гайдну? В каких изученных сочинениях размер 6/8 ? В каких странах бывал Моцарт? Какими языками владел? На каких инструментах играл? Кто автор маленькой трагедии « Моцарт и Сальери »? Кто сочинил одноимённую оперу? Как называется роман со Моцарте Д. Вейса?


Дай краткие ответы на вопросы: Кто сочинил в 1887 г. оркестровую сюиту « Моцартиана »? Назови жанр комической оперы XVIII в. в Австрии и Германии? Назови жанры итальянских опер XVII-XVIII в. в. (серьёзная и комическая) Что значит « парный состав » симфонического оркестра? Какого инструмента (струнно - смычкового) нет в струнном квартете? Какой итальянский танец напоминают темы сонаты A-dur I ч. и ария Сюзанны из IV д. оперы?







Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие - потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На взгляд автора основными причинами такой ситуации послужили: во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин; отсутствие экзамена в конце данного курса.
Отчуждения учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
  • обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
  • процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
  • учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
  • развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н.Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
  • восприятие социального опыта;
  • актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных форм работы


Традиционные формы
Нетрадиционныве формы
Направление обучения
Предметно-ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков
Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта
Цель
Приведение всех к единому результату
Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей
Принципы обучения
Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т. д.
Активность, проблемность, системность, модульность
Характер взаимоотношений участников
Субъектом деятельности является преподаватель, объектом - учащиеся
Субъектами взаимодействия выступают преподаватель и учащиеся
Деятельность обучаемого
Воспроизводящая знания
Творческая

Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для учащихся 4-5х классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

I. Теоретическая разминка.
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 класс
1. Героем, какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь- Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П.Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?
Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной, католической церкви?
10. Что такое «вокализ»?

II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

4 класс
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:

Дирижер

Духовой гусли

Гармонь песня

Домра оркестр

Певец полифония
Хор орган
гитара

3. Соотнести с именем композитора портрет;

  • фрагмент его биографии;
  • фрагмент истории создания произведения;
  • фрагмент самого произведения (исполнить сольфеджируя или на инструменте)

4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
  • духовые;
  • струнные;
  • ударные;
  • русские народные инструменты;
  • инструменты симфонического оркестра и т.д.

5 класс
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из
нескольких тем:
  • исполнить (сольфеджио, фортепиано);
  • обозначить границы, назвать произведения;

2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора
музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора (автора музыкального послания).
Эпоха, страна, творчество.
4. Знаменательные даты.

1804
1840 1812
1242 1791
  • Родился П.И.Чайковский
  • Начало Отечественной войны
  • Год смерти В.А.Моцарта
  • Родился М.И.Глинка
  • Ледовое побоище.

III. Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров (музыкальное послание другу).

IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерный перечень вопросов.

1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города

  • Когда был организован симфонический оркестр... филармонии?
  • Кто руководит оркестром?
  • Назовите солистов филармонии?
  • Какое событие произошло... и т.д.

Широкое применение в педагогической практике автора нашли так называемые уроки-путешествия и уроки - практические занятия . Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки и события разворачиваются по придуманному же самими учащимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок - практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы.
Учащиеся слушают музыку несколько раз.
  • первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли он на протяжении пьесы.
  • второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
  • третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
  • заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное - это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Средства музыкальной выразительности
A
D
C
Темп



Регистр



Динамика



Мелодия



Аккомпанемент



Лад



Размер



Ритм


Штрих



Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.

Список литературы.
1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000
2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998
3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.
8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997
9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000
10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.

Лучшие статьи по теме