Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Реферат: Основные направления в работе с ансамблем

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Реферат: Основные направления в работе с ансамблем

Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов

Бессольцев В. А.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦДТ «Царицыно» г. Москвы

по классу баяна, гитары,

руководитель ансамбля народных инструментов.

Большое значение в становлении личности имеет формирование музыкального вкуса через восприятие различных стилей музыки, жанров. Ещё Аристотель заметил, что «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена с число предметов воспитания молодёжи».

В настоящее время всё чаще искусствоведы отмечают огромное влияние музыкального искусства на формирование музыкальной культуры и духовно-нравственной культуры человека. И это не случайно, отношение к музыке различных жанров является показателем духовной сферы и нравственно-эстетической установки обучающихся. Несомненно, для развития музыкального вкуса учащихся необходимо участие их в музыкальной жизни образовательного учреждения, в том числе, игра в ансамбле народных инструментов.

Вот уже более ста лет в России развиваются оркестровое и ансамблиевое музицирование на русских народных инструментах. С появлением Великорусского оркестра под руководством В. В. Андреева началась эпоха становления жанра народно-инструментальной музыки. Народные инструменты выходят на новый уровень – академического исполнительства.

В последнее десятилетия особенно активно развивается исполнительство на русских народных инструментах. Выдающийся вклад в развитие оркестров и ансамблей русских народных инструментов внёс народный артист России Н. Н. Калинин. Благодаря его неутомимой деятельности в стране появилось более 60 профессиональных оркестров и ансамблей, многие из которых ранее были любительскими.

В Российской Федерации проживает более 100 национальностей со своей уникальной музыкальной культурой, многообразием инструментария. Необходимо ставить вопрос о внедрении национальных инструментов в образовательный процесс, с тем, чтобы каждый народ, проживающий в России, мог профессионально развивать свой национальный инструментарий.

Во многих образовательных учреждениях стали создаваться ансамбли русских народных инструментов в школах искусств, в педагогических образовательных учреждениях разного уровня. Такие коллективы способствуют приобщению учащихся к национальной культуре. Так, в 1992 году, образовался ансамбль русских народных инструментов под моим руководством в гимназии № 1 города Ульяновска. Для меня, как для преподавателя народных инструментов, было крайне важно создать коллектив из учащихся гимназии, которые увлечены игрой на народных инструментах. Ансамбль народных инструментов имеет огромный потенциал, так как способен привлечь к музыке детей разного возраста, которые ещё находятся в поиске творческой реализации. Конечно, основой репертуара являлась и является народная мелодия. В программу ансамбля входили такие известные народные песни как: «Коробейники», «Ах, вы сени, мои сени», «Степь, да степь кругом» и другие. Учащиеся могли исполнять не сложные партии на балалайке, домре, балалайке-контрбасе или на ударных инструментах (коробочке, маракасе, бубне, ложках и др.). Но также в программу ансамбля были включены и популярная классика, эстрадные произведения, джазовые композиции, музыка из кинофильмов. Участники ансамбля делали оригинальные аранжировки исполняемых произведений. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Коллективный характер деятельности, общие цели и задачи, формируют сознательное отношение к делу и чувство ответственности перед своими товарищами. В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей. Эта деятельность продолжается, но уже в стенах детских центров творчества Москвы.

Следует отметить, что в ансамбль народных инструментов приходят дети с разной музыкальной подготовкой. Для тех детей, которые не получили начального музыкального образования, на первом этапе преподаётся элементарная нотная грамота, идёт освоение простейших упражнений и музыкальных произведений. А затем, постепенно, осуществляется переход к более сложному техническому уровню игры на инструменте. При такой разной подготовке учащихся тщательно подбирается репертуар ансамбля, чтобы каждый участник мог исполнить партию уже с первого года обучения. Например, для баяна берутся простейшие народные мелодии и учащийся исполняет только гармоническое сопровождение темы.

Что касается произведений, то сейчас многие композиторы обращаются к народной музыке, пишут произведения, представлявшие собой стилизацию народных песен. Наряду с освоением народного репертуара, учащимся предлагается ознакомиться с другими стилевыми направлениями - классика, джаз, эстрада («Неудачное свидание», «Тико-тико», «Поезд на Чутанугу»). Таким образом, приобщение учащихся к различным музыкальным стилям способствует формированию разностороннего музыкального вкуса, мелодико-гармонического слуха, чувство ансамбля.

Для развития музыкального вкуса, важно слушать исполнение выдающихся музыкантов и, поэтому всегда планируем посещение концертов, делая акцент на ансамблиевом исполнении. Совместное посещение концертов не только расширяет музыкальный кругозор, но и помогает детям эмоционально сблизиться друг с другом. Культурная жизнь Москвы позволяет сделать выбор и составить свой план посещения концертов, разнообразных конкурсов и фестивалей. Музыка развивает духовный потенциал учащихся, так как именно музыка, являясь одним из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкальных образов и системы музыкальных выразительных средств, которая ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир индивида, его внутреннюю культуру. Научить учащихся отличать подлинно художественные произведения от примитивных сочинений- основная задача при формировании эстетических и общечеловеческих ценностей.

Также наш ансамбль принимает участие в детских конкурсах и фестивалях данной направленности на разных уровнях. Каждая возможность участия в творческом конкурсе ещё больше приобщает детей к музыке, развивает музыкальный вкус, воспитывает необходимые качества личности для конкурсной борьбы и здоровой конкуренции, воспитывает в детях трудолюбие, сплоченность, помогает обрести уверенность в свои силы и способности.

Мой многолетний опыт позволяет с уверенностью сказать, что обучаясь в коллективе народных инструментов, дети приобщаются ко всему богатству форм и жанров музыки, к духовной культуре общества, музыкальному искусству, которое, несомненно, оказывает глубокое воздействие на развитие хорошего музыкального вкуса и духовно-творческого потенциала ребёнка. Результаты и эффективность музыкального воспитания определяются не столько тем, как люди умеют понимать и воспринимать музыку, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной и самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словаръ. СПБ, 2000 г.
  2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1989.
  3. Имханитский М.Ц. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1984 г.

Для музыканта нет большего счастья, чем совместное музицирование, и степень профессионализма любого музыканта прямо пропорциональна его мастерству игры в ансамбле. Да, он может быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить его, как музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.

Ансамбли бывают разные, и в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом? Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

  • Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.
  • Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».
  • Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.
  • Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.
  • Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.
  • Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие. Тут нужно ловить взгляды и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни. Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль — полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

А теперь давайте слушать музыку! Музыка будет ансамблевая.

Л. ван Бетховен Соната для скрипки и фортепиано №5 «Весенняя»

Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию коллектива, дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным жанрам музыкальной культуры.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

Методическое сообщение по теме:

«О пользе ансамблевой игры»

г. Инта, республика Коми.

2013г.

Задача школ общего музыкального образования состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, но и в воспитании гармонично развитых людей, жизнь которых обогащена великим даром - умением тонко чувствовать и понимать музыку. Цель музыкальных школ – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто обучается в ней. А главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно приобщить к волшебному миру музыки и научить этой увлекательной игре – игре на музыкальном инструменте! Одной из таких возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль (от фр. ensemble) – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Ансамбли различаются количеством участников (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.) и составом инструментов. Я предпочитаю работать со смешанными ансамблями, где исполнителями являются дети разных возрастов, играющие на разных инструментах (аккордеон и флейта, домры и гитары, ударные и клавишные инструменты). Такие ансамбли радуют своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркими находками. Также ансамбли, которыми я руковожу (ансамбль преподавателей «Шутка» и детский инструментальный ансамбль «Изюминка») тесно сотрудничают с солистами-вокалистами и детской вокальной группой. И участникам ансамбля, особенно детям, это доставляет особую радость, дети с удовольствием аккомпанируют и даже сами подпевают.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся. И будущему музыканту, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления, захватывают общностью творческой задачи, объединяют и сплачивают в единый дружный коллектив. Многие учащиеся музыкальных школ по разным причинам – недостатка игровых навыков, технических возможностей, необходимых данных – не имеют возможности выступать как солисты в концертах. А так как для современных детей самореализация и самоутверждение очень важны, то это не удовлетворяет учащихся и приводит к снижению интереса к занятиям. Ребёнок остаётся нереализованным в своих желаниях и, разочаровавшись, может бросить обучение. Игра же в ансамбле делает учащихся разной степени продвинутости равноправными исполнителями и даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, способствуя успехам в занятиях и личной заинтересованности в обучении. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают одно из важнейших мест в жизни школ. Ведь именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Совместное музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле или оркестре способствует закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Также совместное музицирование способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Еще игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находятся в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение, необходимость найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Работа над ритмом, единым оркестровым метром .

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением.

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

Первым партнером ученика по ансамблю является, конечно же, педагог. Уже на самых первых занятиях я беру домру и совместно с учеником исполняю какую-нибудь известную мелодию. При этом я играю основную тему, а ученик мне подыгрывает целыми или половинными нотами. Такое совместное исполнение помогает ребенку быстро включиться в обучающий процесс и почувствовать себя в роли музыканта-исполнителя. Особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Ученикам это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

Любой ансамбль не мыслим без творческой дисциплины. Для публики ансамбль начинается уже с выхода на сцену. Поэтому ещё на репетициях я с учащимися отрабатываю красивый и собранный выход на сцену, совместный поклон и дисциплинированный уход, обговариваю их внешний вид и форму одежды.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие!

Список используемой литература:

1. Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста"

2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

3. Н. Гончарова “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными”

4. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"

5. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"

6. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
7. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.


Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

Методическая разработка:
« Работа над ансамблями как
одна из форм развития
интереса в обучении музыке
детей со средними данными.»
Преподаватель первой
квалификационной категории
Рапецкая Лариса Викторовна

Добрянка
2010 г.

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех преподавателей. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя- музыканта нечем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходиться наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов.
В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. Особое значение приобретают три звучания:
-каждого инструмента в отдельности;
-в ансамбле;
-всего ансамбля.
Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, ее динамикой. Смычковая лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты понимают, что такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы и обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.
Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.
Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.
Для успешного усвоения всех этих задач возможно применение синтезатора на уроках.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль – самая трудная задача в процессе обучения, и синтезатор здесь – незаменимый помощник. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
Какие же возможности открываются при использовании синтезатора на уроках? Струнные, духовые инструменты получают возможность звучания с аккомпанементом различными вариантами ансамблей, стилями и ритмами.
Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами, даст несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера. Примером может служить произведение на известные французские мелодии (обработка Морозовой С. И.)
«Попурри».
Для основной массы учеников школы исполнение сольных концертов с оркестром на сегодняшний день остается недостижимой мечтой. Здесь синтезатор мог бы помочь: если и не полностью имитировать оркестр через воспроизведение компьютерного Midi файла, то создать иллюзию оркестрового ансамбля, записав партию оркестра в память.
Концерты классных ансамблей, которые есть у каждого педагога школы, могут превратиться в настоящие «художественные вечера», удивляя разнообразием возможностей. Игра в ансамбле с различными тембрами синтезатора возможна даже для начинающих учащихся. Спандевеккиа. Добрый жук.
Искусство «живой» игры на синтезаторе в концертной практике, когда все звуки рождаются исполнителем непосредственно в момент исполнения, - состоит из двух этапов.
1) Подготовка синтезатора для исполнения конкретного произведения, которая включает выбор необходимых стилей и тембров. Создание и занесение в регистрационную память настроек для всех частей формы музыкального произведения.
2) Умение играть нужным для каждого тембра фактурой и штрихами, умение точно переключиться с одной настройки на другую, создавая драматургически выстроенное по форме музыкальное произведение.

Для концертного использования любого репертуара требуется творческое отношение учеников и преподавателя к выбранному материалу.
Автоаккомпанемент синтезатора – это главный помощник, который полностью подчиняется исполнителю. Придумать для него роль в каждом конкретном произведении – задача ученика и педагога.
На основе репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. В репертуаре учащихся должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика.

Литература: В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».
Г.М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».
В.Г. Пешняк «Курс игры на синтезаторе».
И. Шавкунов «Методика игры на синтезаторе».
Полный текст материала Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.


Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Познавая искусство, подросток должен переживать полноту творческих сил. Познание музыкального искусства – это широкое многогранное понятие. Оно начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Сложную и тонкую задачу музыкального воспитания и образования педагог видит в том, чтобы ценности музыкального искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души – постижением прекрасного (3, с. 25).

Обучение учащихся музыкальному искусству носит не только образовательный и воспитательный характер, но еще имеет огромное развивающее значение. Концепция развивающего обучения является одной из сторон современной педагогической науки. При обучении музыке происходит интенсивное и всестороннее развитие учащихся. Роль педагога – опережать, стимулировать, направлять и ускорять развитие наследственных данных личности. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет большую роль в формировании творчески мыслящей и духовно богатой личности (4, с. 23).

Музыкальная педагогика располагает богатейшим опытом выдающихся педагогов-пианистов в области всестороннего музыкального развития учащихся. Творчество мастеров фортепианной школы А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, В.И. Сафонова, А.Н. Есиповой, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера является блестящими образцами развивающей педагогики.

Некоторые педагоги-практики, к сожалению, еще опираются на устаревшие формы и методы работы с учащимися, используя авторитарный стиль преподавания, который не стимулирует развитие чувств, интеллекта, познавательных интересов учащихся. Шлифовка репертуара отчетных выступлений поглощает много учебного времени, что приводит к освоению ограниченного числа произведений. При этом формирование умений и навыков имеет узкую специализацию и наносит урон, главным образом, развивающей стороне музыкальных занятий.

В классе фортепиано недостаточно уделяется времени таким формам работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и другими, среди которых особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование (5, с. 56).

Ансамбль - это группа исполнителей (дуэт, трио, квартет и др.), выступающая как единый художественный коллектив.

Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле совершенствует умение читать с листа, развивает и дисциплинирует ритмику, является незаменимой формой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Важно то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, искусству вести диалог с партнером, понимать друг друга, уметь вовремя подать реплику и вовремя уступить. Если в процессе обучения музыкант постигает это искусство, то он успешно усвоит специфику игры на фортепиано.

Во многих ансамблях с участием фортепиано последнему поручается весьма ответственная, даже ведущая партия с использованием разнообразных выразительных и виртуозных возможностей инструмента.

Поэтому изучение искусства совместной игры целесообразно начинать с занятий в классе фортепианного ансамбля. В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одного инструмента, что значительно облегчает их взаимопонимание (2, с. 64).

В качестве примера четырехручных произведений можно привести марши, разработанные Францем Шубертом преимущественно в фортепианных дуэтах: «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша», «Героический марш» и другие. Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена истории музыки, при каждом удобном случае и на всех уровнях владения инструментом. Одной из лучших форм сотрудничества между педагогом и учеником в классе фортепиано является ансамблевое музицирование. Это не только радость совместного творчества, но и форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения. Польза ансамблевого музицирования заключается в том, что оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся, совершенствовать навыки игры на фортепиано.

Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой, перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей и исторических эпох. Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует развитие эмоций и художественное воображение. Слаженное звучание инструментов оказывает сильное эмоциональное воздействие. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий. Прежде всего, потому, что ансамблевая игра – внутриклассная форма работы, в основном, она не доводится до эстрады, возникает особый психологический настрой на занятиях, так как, по словам В.А. Сухомлинского, материал для ансамблевой игры «не для заучивания, не для запоминания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец «изумляться». Поэтому учащиеся с интересом относятся к занятиям в ансамбле, реализуют свое творческое начало.

Музицирование в ансамбле способствует развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, двигательно-моторных навыков, умению слушать друг друга и согласовывать музыкальные действия, а так же чувствовать эстетическое наслаждение от совместно выполненной творческой работы.

Хотя развитие этих способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности – слушание музыки, анализ музыкального произведения, изучение теории музыки, но более эффективным является собственноручное участие в ансамбле, так как «лучший способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» (С.И. Савшинский).

Начальный этап обучения игры на фортепиано тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте «педагог-ученик». За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения педагога исполнение становится более красочным и живым, у учащегося появляется радость творчества, уверенность в себе.

Нередко гармонический слух отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку исполнять сразу пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение при этом будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков включаться в активную деятельность, участвовать в исполнении многоголосной музыки, развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим.

Воспитание полифонического слуха как способности расчленено воспринимать и воспроизводить несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Для ускорения этого процесса фортепианная педагогика владеет значительным количеством методических приемов работы над полифонией. Наиболее эффективным приемом в ансамблевой практике является совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов. Так, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все ее составные элементы (2, с. 95).

Музыкальный слух важен во всех видах музыкальной практики, но особенно велика его роль в музыкальном исполнительстве. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Юный музыкант, совместно с педагогом, ведет поиски различных тембровых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность, полнозвучность, тембральную специфику звучания отдельных тембровых групп.

Музицирование в ансамбле развивает все виды музыкального слуха: звуковысотного, тембро-динамического, гармонического, полифонического. Оно также способствует развитию чувства ритма – одного из центральных элементов музыки, являющихся важнейшей задачей музыкальной педагогики. Ритм в музыке – это не только счет, он также придает ей эмоционально-выразительную, образную, поэтическую, художественную окраску. Если учащийся обладает музыкально-ритмическими способностями, он чувствует темп, соотношение длительности, умеет передать акцент.

Музыкально-ритмическая способность формируется в ансамблевой игре, когда начинающий пианист исполняет ансамбли, пусть даже самые простые. При этом вырабатываются игровые приемы и навыки, такие как воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Н.А. Римский-Корсаков писал, сто «чувство равности движения приобретается всякой совместной игрой», имея в виду ритмически дисциплинирующее, корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров. Иногда учащиеся исполняют пьесы со значительным темповым отклонением. Поэтому, играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках, ансамблевая игра дает возможность педагогу диктовать правильный темп, формирует у ученика верное темпоощущение. Исполнение музыки сопровождается «веской» акцентировкой рук при игре. В ансамблевом исполнении, особенно ярко проявляется чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта. Темпо-ритм, то есть музыкальная пульсация – категория качественная, поэтому партнеры должны определить темп до начала исполнения, темпо-ритм должен быть коллективным. В стремительных пассажах часто происходит отсутствие ритмической устойчивости. Это связанно с эмоциональным возбуждением при нарастании силы звука, а также в сложных для исполнения местах, когда технические трудности вызывают подсознательное желание как можно быстрее помузицировать «опасные» такты. Если этот недостаток присущ только одному из партнеров, то его может корректировать второй. В условиях совместных занятий возникают благоприятные условия для исправления индивидуальных погрешностей партнеров. Многие динамические трудности легче преодолеваются при совместной игре с учителем, который вовлекает ученика в ускорение или замедление музыкального движения (1, с. 156).

Определенную роль в музыкальном искусстве играют паузы, их выразительно-смысловая функция. Преподавателю необходимо следить, чтобы паузы воспринимались не как механическая остановка, а как естественный компонент музыкальной структуры. В ансамблевой игре приходится сталкиваться с отсчетом длительных пауз. Простой и эффективный способ при этом – поиграть звучащую у партнера музыку.

С помощью ансамблевой игры, ее привлекательности развиваются двигательная моторика рук учащегося-пианиста, освоение приемов звукоизвлечения, переход умений в навыки игры на фортепиано.

Ансамблевая игра способствует развитию умения учащихся самостоятельно знакомиться с новым произведением, чтению с листа. Уже на начальном этапе обучения рекомендуется играть легкие пьесы в четыре руки. Партнерами при чтении с листа в четыре руки выбираются по возможности дети одного возраста и одинаковой по уровню подготовки. Это помогает поддерживать интерес, соревноваться друг с другом, помогать друг другу. Важно, чтобы первое знакомство с произведением пробуждало интерес, а не гасило его. Для этого следует развивать навыки беглого чтения, добиваться длительной концентрации внимания, охвата текста несколько впереди исполнения, переходить от более легкого к трудному постепенно, закрепляя предыдущий уровень трудности.

При работе в четыре руки необходимо нацелить исполнителей на охват музыкального произведения в целом, обращать их внимание на главное. При чтении с листа не желательно часто останавливать ученика в трудных местах, так как теряется чувство радости от игры, поэтому необходимо избирать материал более легкий с последующим нарастанием трудности. Желательно, чтобы один из играющих продолжал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться в своих ошибках и вновь включаться в игру.

Рассмотрев роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения, можно прийти к выводам:

Ансамблевая игра на начальном этапе обучения – лучшее средство заинтересовать ребенка, внести эмоциональную окраску, усилить интерес к музыке;

Ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха, чувства ритма, умения читать с листа, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков, правильного темпоощущения, более внимательного и основательного отношения к игре;

Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего развития личности, интеллекта ребенка, расширяет познания учащихся в музыке, обогащает его профессиональный опыт, развивает мышление и музыкальное сознание учащегося;

Ансамблевая игра способствует ускорению обучения учащихся музыке и может быть использована в различных видах деятельности в фортепианном классе: чтение с листа, импровизация, подбор по слуху.

Ансамблевая игра повышает развивающий потенциал юного музыканта, активизирует процесс работы с ним, расширяет его музыкальный кругозор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: «Музыка», 1971. - 278 с.

2. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. - М.: «Музыка», 1971

3. Конен В.Д. История зарубежной музыки. - М.: «Музыка», 1984. - 534 с.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: «Педагогика», 1979. - 288 с.

5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: «Музыка», 2009. - 176 с.

Лучшие статьи по теме