Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Значение важнейших химических элементов и соединений для клетки и организма.

А1. Как называется наука о клетке? 1) цитА1. Как называется наука о клетке? 1) цитология 2) гистология 3) генетика 4) молекулярная биология

А2. Кто из ученых открыл клетку? 1) А.Левенгук 2) Т.Шванн 3) Р.Гук 4) Р.Вирхов
А3. Содержание какого химического элемента преобладает в сухом веществе клетки? 1) азота 2) углерода 3) водорода 4) кислорода
А4. Какая фаза мейоза изображена на рисунке? 1) Анафаза I 2) Метафаза I 3) Метафаза II 4) Анафаза II
А5. Какие организмы относятся к хемотрофам? 1) животные 2) растения 3) нитрифицирующие бактерии 4) грибы А6. Образование двухслойного зародыша происходит в период 1) дробления 2) гаструляции 3) органогенеза 4) постэмбриональный период
А7. Совокупность всех генов организма называется 1) генетика 2) генофонд 3) геноцид 4) генотип А8. Во втором поколении при моногибридном скрещивании и при полном доминировании наблюдается расщепление признаков в соотношении 1) 3:1 2) 1:2:1 3) 9:3:3:1 4) 1:1
А9. К физическим мутагенным факторам относится 1) ультрафиолетовое излучение 2) азотистая кислота 3) вирусы 4) бензпирен
А10. В каком участке эукариотической клетки синтезируются рибосомные РНК? 1) рибосома 2) шероховатая ЭПС 3) ядрышко ядра 4) аппарат Гольджи
А11. Каким термином называется участок ДНК, кодирующий один белок? 1) кодон 2) антикодон 3) триплет 4) ген
А12. Назовите автотрофный организм 1) гриб-подберезовик 2) амеба 3) туберкулезная палочка 4) сосна
А13. Чем представлен хроматин ядра? 1) кариоплазма 2) нити РНК 3) волокнистые белки 4) ДНК и белки
А14. В какой стадии мейоза происходит кроссинговер? 1) профаза I 2) интерфаза 3) профаза II 4) анафаза I
А15. Что образуется в ходе органогенеза из эктодермы? 1) хорда 2) нервная трубка 3) мезодерма 4) энтодерма
А16. Неклеточная форма жизни – это 1) эвглена 2) бактериофаг 3) стрептококк 4) инфузория
А17. Синтез белка на и-РНК называется 1) трансляция 2) транскрипция 3) редупликация 4) диссимиляция
А18. В световой фазе фотосинтеза происходит 1) синтез углеводов 2) синтез хлорофилла 3) поглощение углекислого газа 4) фотолиз воды
А19. Деление клетки с сохранением хромосомного набора называется 1) амитоз 2) мейоз 3) гаметогенез 4) митоз
А20. К пластическому обмену веществ можно отнести 1) гликолиз 2) аэробное дыхание 3) сборка цепи и-РНК на ДНК 4) расщепление крахмала до глюкозы
А21. Выберите неверное утверждение У прокариот молекула ДНК 1) замкнута в кольцо 2) не связана с белками 3) вместо тимина содержит урацил 4) имеется в единственном числе
А22. Где протекает третий этап катаболизма – полное окисление или дыхание? 1) в желудке 2) в митохондриях 3) в лизосомах 4) в цитолазме
А23. К бесполому размножению относится 1) партенокарпическое образование плодов у огурца 2) партеногенез у пчел 3) размножение тюльпана луковицами 4) самоопыление у цветковых растений
А24. Какой организм в постэмбриональном периоде развивается без метаморфоза? 1) ящерица 2) лягушка 3) колорадский жук 4) муха
А25. Вирус иммунодефицита человека поражает 1) половые железы 2) Т-лимфоциты 3) эритроциты 4) кожные покровы и легкие
А26. Дифференцировка клеток начинается на стадии 1) бластулы 2) нейрулы 3) зиготы 4) гаструлы
А27. Что является мономерами белков? 1) моносахариды 2) нуклеотиды 3) аминокислоты 4) ферменты
А28. В каком органоиде происходит накопление веществ и образование секреторных пузырьков? 1) аппарат Гольджи 2) шероховатая ЭПС 3) пластида 4) лизосома
А29. Какая болезнь наследуется сцепленно с полом? 1) глухота 2) сахарный диабет 3) гемофилия 4) гипертония
А30. Укажите неверное утверждение Биологическое значение мейоза состоит в следующем: 1) увеличивается генетическое разнообразие организмов 2) повышается устойчивость вида при изменении условий среды 3) появляется возможность перекомбинации признаков в результате кроссинговера 4) понижается вероятность комбинативной изменчивости организмов.

Химический состав клетки. Неорганические вещества. 1.Какой из химических элементов содержится в клетках в наименьшем количестве? а)азот

б)кислородв)углерод г)водород 2.Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот? а)калий б)фосфор в)кальций г)цинк3.При замерзании воды расстояние между молекулами: а)уменьшаетсяб)увеличивается в)не изменяется 4.У детей развивается рахит при недостатке:а)марганца и железа б)кальция и фосфора в)меди и цинка г)серы и азота 5.Какой из элементов входит в молекулу хлорофилла? а)натрий б)калий в)магний г)хлор 6.Выписать из ряда химических элементов: O, C, H, N, Fe, K, S, Zn, Cu, содержащихся в клетке, те, которые являются: а)основой органических соединений б)макроэлементами в)микроэлементами 7.Выписать из предложенного ряда элементов:O, Si, Fe, H, C, N, Al, Mg те, которые преобладают: а)в живой природе б)в неживой природе 8.Каково значение воды для жизнедеятельности клетки: а)среда для химических элементов б)растворитель в)источник кислорода при фотосинтез Химический состав клетки. Органические вещества . 1.Какое из названных химических соединений не является биополимером? а)белокб)глюкоза в)ДНК г)целлюлоза 2.Из каких соединений синтезируется углеводороды при фотосинтезе? а)из O2 и H2O б)из СO2 и H2 в)из CO2 и Н2O г)из CO2 и H2CO3 3. Какой из продуктов целесообразнее давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил? а)Кусочек сахара б)немного сливочного масла в)кусок мяса г)немного минеральной воды 4.Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры: а)сохраняет воду в организме б)выделяет воду при окислении в)создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение 5.Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма: а)С5H12O5 б)C6H10O6 в)С6H12O6 г)C6H12O5 6.В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы? а)эфир б)спирт в)водаг)соляная кислота

Сообщение о химическом элементе Cu (медь)

1.Значение химического
элемента для организма человека
2.Недостаток данного элемента к чему приводит?
3.К чему приводит избыток данного элемента?
4.В каких продуктах питания содержится

>> Химия: Химические элементы в клетках живых организмов

В составе веществ, образующих клетки всех живых организмов (человека, животных, растений), обнаружено более 70 элементов. Эти элементы принято делить на две группы: макроэлементы и микроэлементы.

Макроэлементы содержатся в клетках в больших количествах. В первую очередь, это углерод, кислород, азот и водород. В сумме они составляют почти 98% всего содержимого клетки. Кроме названных элементов к макроэлементам относят также магний, калий, кальций, натрий, фосфор , серу и хлор. Суммарное их содержание 1,9%. Таким образом, на долю остальных химических элементов приходится около 0,1%. Это микроэлементы. К ним относят железо, цинк, марганец, бор, медь, иод, кобальт, бром, фтор, алюминий и др.

В молоке млекопитающих обнаружено 23 микроэлемента: литий, рубидий, медь, серебро, барий, стронций, титан, мышьяк, ванадий, хром, молибден, иод, фтор, марганец, железо, кобальт, никель и др.

В состав крови млекопитающих входит 24 микроэлемента, а в состав головного мозга человека - 18 микроэлементов.

Как можно заметить, в клетке нет каких-либо особенных элементов, характерных только для живой природы, т. е. на атомном уровне различий между живой и неживой природой нет. Эти различия обнаруживаются лишь на уровне сложных веществ - на молекулярном уровне. Так, наряду с неорганическими веществами (водой и минеральными солями) клетки живых организмов содержат вещества, характерные только для них, - органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины , гормоны и др.). Эти вещества построены в основном из углерода, водорода, кислорода и азота, т. е. из макроэлементов. Микроэлементы содержатся в этих веществах в незначительных количествах, тем не менее их роль в нормальной жизнедеятельности организмов огромна. Например, соединения бора, марганца, цинка, кобальта резко увеличивают урожайность отдельных сельскохозяйственных растений и повышают их сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Человек и животные получают нужные им для нормальной жизнедеятельности микроэлементы через растения, которыми питаются. Если в пище не хватает марганца, то возможна задержка роста, замедление наступления половой зрелости, нарушение обмена веществ при формировании скелета . Добавка долей миллиграмма солей марганца к суточному рациону животных устраняет эти заболевания.

Кобальт входит в состав витамина В12, отвечающего за работу кроветворных органов. Недостаток кобальта в пище часто вызывает серьезное заболевание, которое приводит к истощению организма и даже к гибели.

Значение микроэлементов для человека впервые было выявлено при изучении такого заболевания, как эндемический зоб, которое вызывалось недостатком иода в пище и воде. Прием соли, содержащей иод, приводит к выздоровлению, а добавка его к пище в малых количествах предупреждает заболевание. С этой целью проводят иодирование пищевой поваренной соли , в которую добавляют 0,001-0,01% иодида калия.

В состав большинства биологических катализаторов-ферментов входят цинк, молибден и некоторые другие металлы. Эти элементы, содержащиеся в клетках живых организмов в очень малых количествах, обеспечивают нормальную работу тончайших биохимических механизмов, являются подлинными регуляторами процессов жизнедеятельности.

Многие микроэлементы содержатся в витаминах - органических веществах различной химической природы, поступающих в организм с пищей в малых дозах и оказывающих большое влияние на обмен веществ и общую жизнедеятельность организма. По своему биологическому действию они близки к ферментам, но ферменты образуются клетками организма, а витамины обычно поступают с пищей. Источниками витаминов служат растения: цитрусовые, шиповник, петрушка, лук, чеснок и многие другие. Некоторые витамины - А, В1, В2, К - получают синтетическим путем. Свое название витамины получили от двух слов: вита - жизнь и амин - содержащий азот.

Микроэлементы входят также в состав гормонов - биологически активных веществ, регулирующих работу органов и систем органов человека и животных. Название свое они берут от греческого слова хармао - побеждаю. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в кровь, которая разносит их по всему организму. Некоторые гормоны получают синтетическим путем.

1. Макроэлементы и микроэлементы.

2. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека.

3. Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

4. Ферменты.

5. Витамины.

6. Гормоны.

На каком уровне форм существования химического элемента начинается различие между живой и неживой природой?

Почему отдельные макроэлементы называют также биогенными? Перечислите их.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Химический состав клеток

Макроэлементы, их роль в клетке. В клетках разных организмов обнаружено около 70 элементов периодической системы элементов Д. И. Менделеева, но лишь 24 из них имеют вполне установленное значение и встречаются постоянно во всех типах клегок.

Наибольший удельный вес в элементном составе клетки приходится на кислород, углерод, водород и азот. Это так называемые основные, или биогенные, элементы. Атомы этих элементов образуют молекулы всех органических веществ клеток; на их долю приходится более 95% массы клеток, причем относительное содержание элементов в живом веществе намного выше, чем в земной коре. К главным элементам органических молекул относятся также фосфор и сера.

Жизненно важными являются, кроме того, кальций, магний, калий, натрий и хлор (в клетках животных) , входящие в состав клетки в виде ионов. Их содержание в клетке исчисляется десятыми и сотыми долями процента. Перечисленные элементы составляют группу макроэлементов.

Ионы кальция принимают участие в регуляции ряда клеточных процессов, в том числе мышечного сокращения и других двигательных функций, а также в свертывании крови. Нерастворимые соли кальция участвуют в формировании костей и зубов, карбонат кальция - в образовании раковин моллюсков, укреплении оболочек клеток некоторых видов растений. Концентрация ионов магния важна для поддержания целостности и функционирования рибосом. Кроме того, магний входит в состав хлорофилла и поддерживает нормальную работу митохондрий.

Ионы калия и натрия участвуют в поддержании определенной ионной силы и создании буферной среды, регулируют осмотическое давление в клетке, обусловливают нормальный ритм сердечной деятельности, обеспечивают передачу нервного импульса. Хлор в виде анионов участвует в создании солевой среды животных организмов (для растений хлор является микроэлементом) и, кроме того, иногда входит в состав органических соединений.

Микроэлементы, их роль в клетке. Другие химические элементы - медь, марганец, железо, кобальт, цинк, а также (для некоторых организмов) бор, фтор, хром, селен, алюминий, кремний, молибден и иод -- содержатся в небольших количествах (не более 0,01% массы клеток) . Они относятся к группе микроэлементов.

Процентное содержание в организме того или иного элемента никоим образом не характеризует степень его важности и необходимости в организме. Кобальт, например, входит в состав витамина В12, иод - в состав гормонов тироксина и тиронина, а медь - в состав ферментов, катализирующих окислительно-восстановительные процессы; кроме того, медь участвует в переносе кислорода в тканях моллюсков. Железо является составной частью комплексов, выполняющих ряд жизненно важных функций. К ним относятся, например, гем гемоглобина, некоторые ферменты и переносчики электронов (цитохром С) .

Значительное число ферментов с разнообразным механизмом действия содержат ионы цинка, марганца, кобальта и молибдена.

Кремний встречается у диатомовых водорослей, хвощей, губок и моллюсков. В хрящах и связках позвоночных животных его содержание может достигать нескольких сотых долей процента.

Бор влияет на рост растений, фтор входит в состав эмали зубов и костей.

Абубекерова Альфия, Токарева Виктория, Матвеева Римма, ученицы 8 класса МКОУ "СОШ №1" г. Николаевска

В проекте представлен ход работы и полученные результаты по выяснению роли химических элементов для живых организмов. В альбоме красочно представлена биологическая роль наиболее важных химических элементов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области

Проект на тему:

Работу выполнили:

Токарева Виктория, 8 класс

Матвеева Римма, 8 класс

Абубекерова Альфия, 8 класс

Руководитель:

Евдокимова А.С., учитель химии и биологии

Николаевск, 2014 год

1.Введение ………………………………………………………………….. 3

2. Классификация химических элементов по функциональной роли и содержанию в организме…………………………………………………. 5

3. Поступление химических элементов в организм…………………….6

4. Биологическая роль химических элементов…………………………7

5. Взаимосвязь химических элементов………………………………… 7

6. Выводы…………………………………………………………………… 9

7. Результат работы…………………………………………………………9

9. Источники информации…………………………………………………9

Приложение. ………………………………………………………………..11

1. Введение.

Актуальность

В 8 классе мы начали изучать новый предмет – химию. Мы узнали, что на Земле существуют атомы различных химических элементов (их больше 100), у каждого есть свое название, есть свое место в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Оказывается, что с названиями многих из них мы часто встречаемся в повседневной жизни. Например, реклама с экранов телевизоров постоянно призывает нас употреблять витамины, содержащие кальций и препараты, содержащие йод . А еще говорят, что зубная паста с фтором полезна для зубов, а железо необходимо для нормальной работы нашего организма. Почему же эти элементы так необходимы? А важны ли для живых организмов другие химические элементы? Сколько их требуется для нормальной работы организма? Где они содержатся, в каких продуктах? Что произойдет, если в организм попадет очень много или очень мало каких либо элементов? Мы считаем эти вопросы очень важными для сохранения здоровья человека.

Проблема : слабая информированность учащихся о биологической роли химических элементов

Цель - Выяснить биологическую роль наиболее распространенных химических элементов и использовать эту информацию для формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Определить группу наиболее встречающихся на нашей планете химических элементов и выяснить их биологическое значение.

2. Выяснить важно ли сочетание и пропорциональное соотношение химических элементов при попадании в организм.

3. Оформить полученную информацию в виде брошюры, стенда в кабинете химии.

4. Выступить с данной информацией на уроке химии перед одноклассниками.

Тип проекта : информационный (биология, химия)

Направления проектной деятельности:

  1. Аналитическое (сбор информации)
  2. Творческое (создание брошюры и стенда)

3) Представительское (создание презентации, выступление на уроке)

Участники :

Учащиеся 8 класса

Ресурсное обеспечение проекта:

Координатор – учитель химии Евдокимова Анна Сергеевна.

Материальные ресурсы: ресурсы школьной мини-типографии, бумага формата А4, ватман, двусторонний скотч, компьютер, Интернет.

Сроки реализации, этапы работы над проектом :

  1. Постановка проблемы, распределение заданий, «ролей» (январь)2014 года)
  2. Сбор информации (январь – февраль 2014 года)
  3. Обобщение результатов, создание альбома, оформление стенда, (февраль 2014 года)

Результат : повышение информированности учащихся о биологической роли химических элементов

Отсроченный результат : формирование более ответственного отношения к своему здоровью

Практическая значимость (продукт): собранная в ходе выполнения проекта информация будет оформлена в виде брошюры, которой можно воспользоваться при подготовке к экзаменам, конкурсам, олимпиадам, а также будет оформлен стенд в кабинете химии, где ярко, красно и интересно будет представлена информация о биологической роли химических элементов. Возможно, данная информация позволит не только побудить учащихся ответственнее относится к своему здоровью, но и повысит интерес к предмету химия, поможет определиться с выбором профессии.

2. Классификация химических элементов по функциональной роли и содержанию в организме.

Биосфера содержит 100 млрд тонн живого вещества. Около 50% массы земной коры приходится на кислород, более 25% на кремний. Восемнадцать элементов (О, Si, Al, Fe, Ca. Na, К, Mg, H, Ti, С, Р, N, S, Cl, F, Мn, Ва) составляют 99,8% массы земной коры. Живые организмы принимают активное участие в перераспределении химических элементов в земной коре. Минералы, природные химические вещества, образуются в биосфере в различных количествах, благодаря деятельности живых веществ (образование железных руд, горных пород, в основе которых соединения кальция). Кроме этого, оказывают влияние техногенные загрязнения окружающей среды. Изменения, происходящие в верхних слоях земной коры, влияют на химический состав живых организмов. В организме можно обнаружить почти все элементы, которые есть в земной коре и морской воде. Содержание некоторых элементов в организме по сравнению с окружающей средой повышенное – это называют биологическим концентрированием элемента. Например, углерода в земной коре 0,35%, а по содержанию в живых организмах занимает второе место (21%). Однако эта закономерность наблюдается не всегда. Так, кремния в земной коре 27,6%, а в живых организмах его мало, алюминия – 7,45%, а в живых организмах -1·10 -5 %.

В составе живого вещества найдено более 70 элементов.

Элементы необходимые организму для построения и жизнедеятельности клеток и органов, называют биогенными элементами .

Для 30 элементов биогенность установлена. Существует несколько классификаций биогенных элементов:

А) По их функциональной роли:

1) органогены, в организме их 97,4% (С, Н, О, N, Р, S),

2) элементы электролитного фона (Na, К, Ca, Mg, Сl). Данные ионы металлов составляют 99% общего содержания металлов в организме;

3) Микроэлементы – это биологически активные атомы центров ферментов, гормонов.

Б) По концентрации элементов в организме биогенные элементы делят:

1) макроэлементы (содержание их превышает 0,01% от массы тела)

К ним относят 12 элементов: С, Н, О, N, Р, S, Na, К, Ca, Mg, Сl, Fe.

2) микроэлементы (0,01%, от массы тела): Цинк , Йод , Фтор , Кремний , Хром , Медь , Марганец , Кобальт , Молибден , Никель , Бор , Бром , Мышьяк , Свинец , Олово , Литий , Кадмий , Ванадий , Селен

3) ультрамикроэлементы (содержание их меньше чем 10 -5 % от массы тела).

3. Поступление химических элементов в организм.

Все живые организмы имеют тесный контакт с окружающей средой. Жизнь требует постоянного обмена веществ в организме. Поступлению в организм химических элементов способствует питание и потребляемая вода. Организм состоит из воды на 60%, 34% приходится на органические вещества и 6% на неорганические. Основными компонентами органических веществ являются С, Н, О. В их состав входят также N, P, S. В составе неорганических веществ обязательно присутствуют 22 химических элемента. Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нём содержится (в граммах): Са - 1700, К - 250, Na –70, Mg - 42, Fe - 5, Zn - 3. На долю металлов приходится 2,1 кг. В соответствии с рекомендацией диетологической комиссии Национальной академии США ежедневное поступление химических элементов с пищей должно находиться на определенном уровне (таблица № 1).

Таблица 1. Суточное поступление химических элементов в организм человека

Химический элемент

Суточное потребление, в мг

Взрослые

Дети

Калий

2000-5500

Натрий

1100-3300

Кальций

800-1200

Магний

300-400

Цинк

Железо

10-15

Марганец

Медь

1,5-3,0

Титан

0,85

0,06

Молибден

0,075-0,250

Хром

0,05-0,20

0,04

Кобальт

Около 0,2 витамин B 12

0,001

Хлор

3200

РО 4 3-

800-1200

SO 4 2-

Йод

0,15

0,07

Селен

0,05-0, 07

Фтор

1,5-4,0

0, 6

Столько же химических элементов должно выводиться, поскольку их содержание в организме находится в относительном постоянстве.

Современное состояние знаний о биологической роли элементов можно характеризовать как поверхностное прикосновение к этой проблеме. Накоплено много фактических данных по содержанию элементов в различных компонентах биосферы, ответные реакции организма на их недостаток и избыток.
При недостаточном поступлении элемента в организм наносится существенный ущерб росту и развитию организма. Это объясняется снижением активности ферментов, в состав которых входит элемент. При повышении дозы этого элемента ответная реакция организма возрастает, достигает нормы (биотическая концентрация элемента). Дальнейшее увеличение дозы приводит к снижению функционирования вследствие токсического действия избытка элемента вплоть до летального исхода. Дефицит и избыток биогенного элемента наносит вред организму. Все живые организмы реагируют на недостаток и избыток или неблагоприятное соотношение элементов.

Обычные микроэлементы, когда их концентрация в организме превышает биотическую концентрацию, проявляют токсическое действие на организм. Токсичные элементы при очень малых концентрациях не оказывают вредного воздействия на растения и животных. Например, мышьяк при микроконцентрациях оказывает биостимулирующее действие. Следовательно, нет токсичных элементов, а есть токсичные дозы. Таким образом, малые дозы элемента - лекарство, большие дозы - яд. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна лишь доза делает яд незаметным» - Парацельс. Уместно вспомнить слова таджикского поэта Рудаки: «Что нынче снадобьем слывет, то завтра станет ядом».

4 . Биологическая роль химических элементов.

Информация о биологической роли химических элементов указана в брошюре «Биологическая роль химических элементов» (Приложение №1)

5. Взаимосвязь химических элементов,

Необходимо помнить об определенных предосторожностях при употреблении минеральных комплексов (как лекарственных препаратов, так и биологически активных добавок к пище).

Передозировка одного минерального вещества может привести к функциональным нарушениям и повышенному выделению другого минерального вещества. Возможно и развитие нежелательных побочных эффектов. Например, избыток цинка ведет к снижению уровня холестеринсодержащих липидов высокой плотности ("хорошего" холестерина).

Главная биологическая функция калия - формирование совместно с другими электролитами (натрий, хлор) разницы потенциалов на мембранах клеток и передача ее изменения по клеточной мембране, за счет обмена с ионами натрия, что особенно важно для нервных и мышечных клеток. Это обуславливает постоянное присутствие в клетках натрия, хлора и калия. В организме эти элементы содержатся в определенном соотношении, обеспечивая гомеостаз (постоянство внутренней среды). Нарушение равновесия между калием и натрием ведет к патологии водного обмена, обезвоживанию, мышечной слабости.

Избыток кальция может привести к недостатку фосфора, и наоборот. Обмен веществ так тонко устроен, что фосфор работает в тесной связке с кальцием (в норме эти вещества должны поступать в организм примерно в одинаковом количестве, в крайнем случае фосфора может быть в полтора раза больше). В реальности в современных продуктах его много больше, чем кальция. Учёные подсчитали, что, например, в питании среднего американца содержание фосфора в 2-4 раза выше, чем кальция. Избыточный фосфор стимулирует выработку гормона паращитовидными железами (это четыре горошины, расположенные рядом с щитовидкой). Тогда этот гормон начинает вымывать кальций из костей. Развивается остеопороз - кости становятся хрупкими и ломкими. Сегодня в мире эта болезнь приобрела характер эпидемии. Перелом шейки бедра у стариков и так называемый «вдовий горб» - типичные проявления остеопороза. Переломы из-за слабости кости возникают даже у подростков. В серьёзных исследованиях доказано, что у девочек, любящих пить колу и прочие газировки (в них добавляют фосфорную кислоту), в 3,14 раза чаще бывают такие переломы. А если они ещё и занимаются спортом, то риск переломов больше в 5 раз. Чем больше фосфатов в крови, тем выше риск инфарктов и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Фосфор помогает развитию кальцификации. Это самое тяжёлое и необратимое поражение сосудов, при котором на их внутренней стенке откладывается кальций, образуя плотные, как кость, бляшки.

Избыток молибдена уменьшает содержание меди.

Избыток вольфрама уменьшает содержание молибдена.

На фоне дефицита железа, а также кальция, фосфора, магния и цинка способность организма усваивать свинец увеличивается и т.д.

При потреблении минеральных веществ, следует строго придерживаться медицинских рекомендаций!

6. Выводы:

Мы выяснили, что многие химические элементы (более 30) имеют определенное значение для живых организмов. Такие элементы как С, Н, О, N, Р, S, являясь макроэлементами играют большую роль, из них построены клетки живого организма. Другие, хоть и имеют малое содержание в организме (микроэлементы), так же необходимы. Но для большинства элементов как недостаток, так и избыток оказывает вредное воздействие на организм.

Мы разобрались так же, откуда поступают элементы в наш организм, как избежать избыточного и недостаточного их содержания.

Имеются элементы, малая доза которых является токсичной. Это такие элементы как мышьяк, свинец, ртуть, кадмий и др. Тяжелые металлы имеют способность накапливаться в организме.

Важно также взаимное влияние обмена одного элемента на обмен другого. Так, например фосфор и кальций должны попадать в организм в определенном соотношении. Если фосфора попадает больше, то это способствует вымыванию кальция из костей и др. последствиям.

7. Результат работы:

1) Нашли и обобщили информацию о биологической роли химических элементов.

2) Создали брошюру «Биологическая роль химических элементов» (приложение №1)

3) Создали презентацию о биологической роли химических элементов и выступили с ней на уроке химии в 8 и 9-ых классах (приложение №2).

4) Оформили стенд в кабинете химии (приложение №3).

8. Источники информации:

1) Конспект лекций по общей химии. Челябинская государственная медицинская академия. А. В. Жолнин.

2) Ливанов П.А.,Соболев М.Б., Ревич Б. А. Свинцовая опасность и здоровье населения. // Рос. Сем. Врач. 1999, No 2, с. 18–26.

3) Корбанова А.И., Сорокина Н.С., Молодкина Н.Н. Свинец и его действие на

Организм. // Мед. труда и пром. экология. 2001, No 5, с. 29–34.

4) Химия. Учебник для 9 кл. Габриелян О.С.

5) Ресурсы сети Интернет:

wikipedia.org и др.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сегодня обнаружено и выделено в чистом виде много химических элементов таблицы Менделеева, а пятая их часть встречается в каждом живом организме. Они, подобно кирпичикам, являются главными составляющими органических и неорганических веществ.

Какие химические элементы входят в состав клетки, по биологии каких веществ можно судить об их наличии в организме - все это мы рассмотрим далее в статье.

Что такое постоянство химического состава

Для соблюдения стабильности в организме каждая клетка должна поддерживать концентрацию каждой своей составляющей на постоянном уровне. Этот уровень определяется видовой принадлежностью, средой обитания, экологическими факторами.

Чтобы ответить на вопрос, какие химические элементы входят в состав клетки, необходимо четко понимать, что в составе любого вещества находятся какие-либо из составляющих таблицы Менделеева.

Порой идет речь о сотых и тысячных долях процента содержания определенного элемента в клетке, но при этом изменение названного числа хотя бы на тысячную часть уже может нести серьезные последствия для организма.

Из 118 химических элементов в клетке человека должно быть как минимум 24. Нет таких составляющих, которые встречались бы в живом организме, но не входили в состав неживых объектов природы. Этот факт подтверждает тесную связь между живым и неживым в экосистеме.

Роль различных элементов, входящих в состав клетки

Так какие химические элементы входят в состав клетки? Их роль в жизнедеятельности организма, следует заметить, напрямую зависит от частоты встречаемости и концентрации их в цитоплазме. Однако, несмотря на разное содержание элементов в клетке, значимость каждого из них в равной степени высока. Дефицит любого из них может привести к пагубному воздействию на организм, отключив из метаболизма важнейшие биохимические реакции.

Перечисляя, какие химические элементы входят в состав клетки человека, нужно упомянуть три основных вида, которые мы рассмотрим далее:

Основные биогенные элементы клетки

Неудивительно, что элементы О, С, Н, N относятся к биогенным, ведь именно они образуют все органические и многие неорганические вещества. Невозможно представить белки, жиры, углеводы или нукленовые кислоты без этих важнейших для организма составляющих.

Функция этих элементов определила их высокое содержание в организме. На их долю в совокупности приходится 98% от всей сухой массы тела. В чем еще может проявляться активность этих ферментов?

  1. Кислород. Его содержание в клетке около 62% от общей сухой массы. Функции: построение органических и неорганических веществ, участие в цепи дыхания;
  2. Углерод. Его содержание достигает 20%. Основная функция: входит в состав всех ;
  3. Водород. Его концентрация принимает значение в 10%. Кроме того, что этот элемент является составляющей органических веществ и воды, он также учавствует в преобразованиях энергии;
  4. Азот. Количество не превышает 3-5%. Его основная роль - это образование аминокислот, нуклеиновых кислот, АТФ, многих витаминов, гемоглобина, гемоцианина, хлорофилла.

Вот какие химические элементы входят в состав клетки и образуют большинство необходимых для нормальной жизнедеятельности веществ.

Значение макроэлементов

Макроэлементы также помогут подсказать, какие химические элементы входят в состав клетки. Из курса биологии становится понятно, что, кроме основных, 2% сухой массы составляют другие составляющие периодической таблицы. И к макроэлементам относятся те из них, содержание которых не ниже 0,01%. Их основные функции представлены в виде таблицы.

Кальций (Са)

Отвечает за сокращение мышечных волокон, входит в состав пектина, костей и зубов. Усиливает свертываемость крови.

Фосфор (Р)

Входит в состав важнейшего источника энергии - АТФ.

Участвует в образовании дисульфидных мостиков при сворачивании белка в третичную структуру. Входит в состав цистеина и метионина, некоторых витаминов.

Ионы калия участвуют в клетки, а также влияют на потенциал мембраны.

Главный анион организма

Натрий (Na)

Аналог калия, участвующий в тех же процессах.

Магний (Mg)

Ионы магния - это регуляторы процесса В центре молекулы хлорофилла также распологается атом магния.

Участвует в транспорте электронов по ЭТЦ дыхания и фотосинтеза, является структурным звеном миоглобина, гемоглобина и многих ферментов.

Надеемся, из перечисленного несложно определить, какие химические элементы входят в состав клетки и относятся к макроэлементам.

Микроэлементы

Есть и такие составляющие клетки, без которых организм не может нормально функционировать, однако их содержание всегда меньше 0,01%. Давайте определим, какие химические элементы входят в состав клетки и относятся к группе микроэлементов.

Входит в состав ферментов ДНК- и РНК-полимераз, а также многих гормонов (например, инсулин).

Участвует в процессах фотосинтеза, синтеза гемоцианина и некоторых ферментов.

Является структурной составляющей гормонов Т3 и Т4 щитовидной железы

Марганец (Mn)

менее 0,001

Входит в состав ферментов, костей. Участвует в азотфиксации у бактерий

менее 0,001

Влияет на процесс роста растений.

Входит в состав костей и эмали зубов.

Органические и неорганические вещества

Кроме перечисленных, еще какие химические элементы входят в состав клетки? Ответы можно найти, просто изучив строение большинства веществ организма. Среди них выделяют молекулы органического и неорганического происхождения, и каждая из этих групп имеет в составе фиксированный набор элементов.

Основные классы органических веществ - это белки, нуклеиновые кислоты, жиры и углеводы. Они построены полностью из основных биогенных элементов: скелет молекулы всегда образован углеродом, а водород, кислород и азот входят в состав радикалов. У животных доминирующим классом являются белки, а у растений - полисахариды.

Неорганические вещества - это все минеральные соли и, конечно же, вода. Среди всей неорганики в клетке больше всего Н 2 О, в которой растворены остальные вещества.

Все сказанное выше поможет вам определить, какие химические элементы входят в состав клетки, и их функции в организме больше не будут для вас загадкой.

Лучшие статьи по теме