Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Латыши и огонь. Внешний вид: 'угрюмые с угловатой головой и пунцово-красным лицом' или 'красивая порода'? Как выглядят латыши

Латыши и огонь. Внешний вид: 'угрюмые с угловатой головой и пунцово-красным лицом' или 'красивая порода'? Как выглядят латыши

Красивые латышки с гордостью представляют свой народ. Для внешности типичной девушки из Латвии характерен светло-русый оттенок волос. Особенно роскошно выглядят натуральные блондинки. С такими волосами прекрасно сочетаются голубые или светло-серые глаза. Благодаря такому изысканному сочетанию латышки выглядят аристократично, стильно. Кожа также имеет светлый, нежный цвет, слегка оттененный загаром. Жизнь на побережье Балтийского моря, в окружении величественных сосен, не могла не сказаться на внешности девушек. Латышки всегда олицетворяют собой здоровье, свежесть, которая навеяна морским бризом.

Стоит отметить, что латышки могут похвастаться не только красивым лицом, но и стройной фигурой. Как и большинство , они с удовольствием занимаются спортом, ведут активный образ жизни, тщательно следят за собой.

Гармония внутренней и внешней красоты

Изысканная внешность – не единственное достоинство, которым отличаются красивые латышки. Привлекательность девушек во многом усиливается благодаря еще и приветливому характеру, воспитанности, высокому уровню культуры. Милая улыбка прибалтийских блондинок действует даже более эффективно, чем красота волос или глаз.

Красивые латышки часто участвуют в самых известных и значимых конкурсах красоты, на них они выглядят особенно. Ведь сияющую кожу и белоснежные локоны им дает сама природа, а натуральная привлекательность ценится очень высоко.

В Топ-15 самых красивых латышек вошли известные латвийские модели, победительницы конкурсов красоты и актрисы.

15. Дасе Буркевица / Dace Burkevica (род. 13 января 1989 г Рига, Латвия) - латвийская модель.

14. Луизе Салмгриезе / Luize Salmgrieze (род.10 января 1992 г, Рига, Лавтия) - латвийская модель.

13. Ксения Соло / Ksenia Solo (род. 8 октября 1987, Латвия) - актриса родом из Латвии. Её семья переехала в Канаду. Дебютировала в кино в 2000 г. В 2011 г получила премию Gemini Awards в категории «Лучшая актриса второго плана в драматическом сериале» за сериал "Зов крови". Другие её фильмы:"Чёрный лебедь", "Жизнь непредсказуема", "Никита", "Фабрика".


12. Мадара Малмане / Madara Malmane (род. 1989 г Рига, Латвия) - латвийская модель.


11. Карлина Цауне / Karlina Caune (род. 1994 г, Елгава, Латвия) - латвийская модель, победительница международного конкурса "Ford Supermodel of the World-2010".

10. Илзе Баяр / Ilze Bajare (род. 17 сентября 1988 г Рига, Латвия) - латвийская модель.


9. Ласма Земене / Lasma Zemene (род. 1990 г, Латвия) - Мисс Латвия 2015. Представляла свою страну на конкурсе Мисс Мира 2015. Является офицером полиции.

8. Лилита Озолиня / Lilita Ozoliņa (род. 19 ноября 1947) - советская и латвийская актриса театра и кино. Фильмы с её участием: "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Он, она и дети", "Герой".

7. Вия Артмане / Vija Artmane (род. 21 августа 1929 - 11 октября 2008) - советская и латвийская актриса театра и кино. Имеет польско-латвийские корни. Её фильмы: "Родная кровь", "Никто не хотел умирать", "Театр", "Сильные духом", "Туманность Андромеды", "Баллада о Беринге и его друзьях" и многие другие.

6. Гинта Лапина (Лапиня) / Ginta Lapina (род.30 июня 1989 г) - латвийская топ-модель мирового уровня.


4. Света Немкова / Svieta Nemkova (род.1985 г, Рига, Латвия) - латвийская топ-модель мирового уровня. Имеет латышские корни по материнской линии.

3. Иева Кокоревица / Ieva Kokoreviča (род. в 1985 г, Рига, Латвия) - Мисс Латвия Вселеннная 2005, ставшая первым делегатом в истории латвийских конкурсов красоты на международном уровне. На Мисс Вселенной 2005 вошла в Топ-10, заняв 7-ое место.


2. Агата Муцениеце / Agata Muceniece (после замужества Прилучная; род. 1 марта 1989, Рига) - латвийская актриса и модель.

1. Иева Лагуна / Ieva Laguna (род. 6 июня 1990 г, Салдус, Латвия) - латвийская топ-модель мирового уровня.


18 декабря в Национальном центре интеграции была представления серия брошюр-комиксов, призванных лучше понять сущность, привычки и отличительные черты латышского народа, а также разобраться, чем Латвия привлекает мигрантов из стран Третьего мира.

Мероприятие было приурочено к Международному дню мигранта, поэтому его гостями стали также и выходцы из Азербайджана, Пакистана, Грузии, постоянно проживающие в Латвии.

По словам автора текста комиксов, поэта Андриса Акментиньша, его работа в легкой и ненавязчивой форме дает понять, что думают о себе латыши. Комикс разделен на две части - "Путеводитель по латышскому мышлению" и "Путеводитель по успехам приезжих в Латвии". Интересно, что, на данный момент комиксы изданы только на латышском языке.

"Труднее всего было работать над первой частью - "мышлением", - рассказал Акментиньш в ходе презентации своего творения. - Здесь проснулась настоящая латышская сущность. Мы ведь всегда спорим о том, какие мы есть на самом деле - даже сами толком не знаем. Поэтому было весьма непросто показать латышей в одном комиксе".

Акментиньш рассказал, что, в целом, всему латышскому народу свойственна самоирония, которая, при более глубоком изучении, становится даже неким двигателем прогресса.

"Мы любим восхвалять и возносить все, что у нас есть. Носителей латышского языка в мире немного, но зато сам язык - старейший в индоевропейской группе. Самая высокая точка страны (Гайзинькалнс - прим. Delfi) - 311 метров, но в нашем сознании - это целая гора. И с нее можно кататься на лыжах. Вот, латыши уже считают себя нацией горнолыжников, строят трассы… Если снега нет, надувают его при помощи специальной пушки. На этом противоречии построены многие истинно латышские черты," - говорит поэт.

Андрис Акментиньш также упомянул хоккей, Праздник песни и прочие культурные мероприятия как связующие факторы латышского народа. Не забыл и о деревне, сельской жизни. "Все мы из деревни, и это безусловно оказывает влияние на наше мировоззрение, культуры. Даже самый "рижский рижанин", если копнуть глубже, все равно приехал с хутора. Поэтому наша связь с деревней, природой - самая тесная," - отметил поэт, подчеркнув, что и эту особенность ему удалось показать в своей работе.

В торжественном мероприятии также участвовал и советник министра культуры по вопросам интеграции, солист Латвийской оперы, тенор Наурис Пунтулис, который отметил, что латвийское общество должно быть максимально открытым и расположенным к тем, кто хочет интегрироваться. При этом, ни в коем случае нельзя забывать и о собственной национальной и культурной идентичности, а необходимо сохранить свои ценности.

"Наша проблема в том, что за 22 года независимости мы так и не научились играть первым номером в вопросах языка, культуры. Мы должны быть такими, как строгий, но любимый учениками школьный учитель - дружными, открытыми, но, в случае необходимости, жесткими," - отметил Пунтулис. И добавил, что формула для тех, кто хочет успешно интегрироваться в латвийское общество, известна - "лояльность + толерантность".

Российский этнограф Светлана Рыжакова предполагает, что русские и латыши могли бы ладить лучше, если бы разобрались в том, что принято называть национальными особенностями.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Светлана Рыжакова более 20 лет исследует латышские культуру, историю и язык. По итогам своих научных изысканий Светлана написала несколько книг и несколько десятков статей.

Ее последний труд - «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей» - посвящен вопросу, как латышская национальная историография моделирует и воспринимает свою историю и как это отражается в современной жизни.

Любопытно, что второе поле интереса Светланы Рыжаковой лежит на другом конце Евразии - это история и культура народов Южной Азии. Она специалист по индийской этнографии, индийскому искусству… и профессиональная исполнительница танцевального стиля катхак.

«Суббота» встретилась со Светланой и попыталась понять, почему все так непросто складывается у русских и латышей.

Откуда у вас такая страстная любовь к Прибалтике?

Что касается Латвии - я почти родилась тут. В детстве бабушка и дедушка каждое лето снимали дачу в Латгалии - по соседству с нами отдыхало множество представителей питерской и московской интеллигенции. Латышского языка я тогда практически не слышала, но хорошо помню латышские книги в маленькой сельской библиотеке Вертукшне недалеко от Малты. Мне нравилось их рассматривать и пытаться понять, что там написано. Позднее, уже начав учиться в университете, когда услышала латышскую речь - влюбилась, мне очень нравилось ее звучание.

У меня были чудесные учителя. Академик Владимир Николаевич Топоров, представитель знаменитой московско-тартуской школы, который знал все балтийские (и не только) языки, научил быть внимательной к деталям, но смотреть на все широко. Мой другой учитель - выдающийся российский этнограф, японист, эскимосовед, кавказовед Сергей Александрович Арутюнов назвал это умением чередовать «взгляд в микроскоп» с «взглядом в телескоп».

Я тоже всегда много внимания уделяла мелочам, материальной культуре, быту, конкретике: это безбрежное поле возможностей понимания истории, культуры.

Как возникают этнические культуры? Они ведь не существуют вечно, а появляются, самоопределяются, исчезают, переформировываются… Одним словом, живут. Мне стало интересно проследить, как изначально крестьянская латышская культура набирала темы, вырисовывала конфигурацию и грани: историю, язык, литературу, религию.

Латышский язык вам дался легко?

Вполне. Я впитывала его в живом общении с друзьями, шлифовала на курсах в Обществе латышской культуры, выпевала и проживала. Кстати, моих первых учительниц латышского и хинди звали одинаково - Гита. Обычное имя для латышей и индийцев.

То, что латышский язык близок к русскому, даже не надо доказывать. Все языковые группы индоевропейской семьи «родственники», а славянские и балтийские - вообще «сестры». По лексике и грамматике очевидно, что они разошлись позднее других.

Говоря чисто технически, русским не составляет труда выучить латышский. Английский и немецкий - значительно труднее. Все связано с личным желанием и психологическими установками.

Скажем, сербский и хорватский - практически один язык. Но в ситуации этнического напряжения люди воспринимают этот язык как два разных и подчас умудряются «не понимать» друг друга. Уверена, что многие установки существуют лишь в сознании или политике. Подчас очень далекие вещи мы при желании можем соединить, а в совсем близких вещах ощутить границы.

Однако если лингвистически балтское и славянское пространства очень близки, то культурно они отличаются несколько больше.

Латышские крестьяне и русская империя

В чем принципиальные различия русской и латышской культур?

Нужно понять, что русская культура - по сути дела имперская, она вобрала в себя, ассимилировала много этнических начал. Русским становился кто угодно, кто принимал имперское сознание. В этом смысле нет отличия в понятиях «русский» и «россиянин». И в этом русские похожи на британцев, которые тоже включают в себя много разных этнических культур.

Латышская же культура, хоть и находилась долгое время под влиянием России, оформлялась, моделировалась за пределами имперской модели. Дело в том, что латыши долгое время были крестьянским народом, их интеллигенция начала возникать преимущественно в середине XIX века - тогда и начала строиться нация. Россия как империя тогда уже давно существовала.

В эпоху младолатышей проходило проигрывание нескольких возможных концепций Латвии (это видно по биографиям и работам Кришьяниса Валдемарса, Андрея Пумпурса и др.). Возобладала идея отстраненности от Российской империи и местной немецкой дворянской власти.

Латышская этническая культура формировалась, опираясь на свое - крестьянское и то новое, что создавалось. Латышский язык во второй половине XIX века был обогащен значительным пластом лексики. Впрочем, и крестьянская латышская культура создавалась во многих контактах. Тут, например, очень значимой оказалась культура протестантского движения гернгутеров, нашло мощную поддержку движение хоровых коллективов.

Разумеется, латышская культура формировалась как западная (по сравнению с российской), под значительным католическим и протестантским влиянием. Здесь создавалось много нового, зачастую при участии российского капитала и предпринимателей, но именно здесь, а не где-то еще. Здесь всегда было место встреч - хотя подчас эти встречи были трагедиями (если вспомнить войны). А иногда - благом, если посмотреть, что тут было создано.

Что именно вам нравится в латышской культуре?

Лично я восхищаюсь способностями латышей освоения культурного и социального пространства. Как они умеют организовать праздники, быть вместе, красиво убирать кладбища, чтить память своих предков.

Интересное латышское явление - стремление к образованию. Известен факт, что латышские стрелки, чью историческую роль сейчас оценивают по-разному, на деле в своей повседневной жизни любили петь в хорах, ходить в музеи. Один мой коллега - историк из Ижевска обнаружил, что одно конкретное подразделение латышских стрелков не творило там, в Уральском регионе, приписываемых им ужасов, зато они регулярно писали заявки в центр: пришлите нам такую-то подборку книг. Хотя в истории всякое было, разумеется.

Циклон национализма: пережить как ветрянку

Прошедший год стал годом особого напряжения и разногласий между русской и латышской общинами Латвии. Как вы это объясните?

Я не поклонница мистических теорий Гумилева, но волны национализма - они подчас какого-то… чуть ли не геологического происхождения. Есть в них свои приливы и отливы, жара и холод, муссоны, циклоны. Они то вдруг начинаются, то внезапно сходят на нет.

С национальными напряжениями что-то вроде этого. Пока общаешься с человеком один на один, ты можешь в чем-то его убедить, объяснить свою позицию, договориться (очень важно также - услышать и понять). Но как только вступает в силу массовое поветрие, средний фон - с этим ничего нельзя поделать. Он не обязательно связано с чьим-то злым умыслом или мафией. Его не всегда можно четко объяснить конкретной причиной. Его надо пережить как ветрянку.

Современная Россия тоже не избежала националистических, даже фашистских настроений. Хорошо еще, что пока они не доминируют. Но даже в моем университете иногда видишь нарисованную свастику. И это в сердце Москвы, победившей фашизм… грустно.

В Москву стекаются приезжие из Азии - это естественный процесс, обусловленный и экономикой, и политикой, но он подчас вызывает раздражение людей, которые не хотят задумываться. Национализм - это кроме прочего еще и психологическое явление, перекладывание своих беспокойств на «другого», «чужого».

Тема «других» в регионе Балтии выражена, причем «другим» может быть не обязательно «русский», это может быть и гей, и еще кто-то… В этой стране много полей напряжения, «русский - латыш» - лишь одно из них.

Господа - немцы, шведы, поляки, русские

Почему немцев, под которыми латыши страдали веками, здесь ценят, а на русских гонят телеги?

Потому что немцы были раньше, тема тех страданий уже почти совсем изжита. Вы почитайте публикации начала XIX века - там хорошо видна ее актуальность. На самом деле этнические понятия «немцы», «поляки», «шведы», «русские» очень часто используются как аналоги или метафоры социального слоя господ, которые здесь всегда противопоставлялись «латышам» в смысле трудового народа.

Латвия уже по своему географическому положению всегда была такой - розой ветров. Она как будто прижата к морю сильными государствами: Россией, Польшей, Литвой…

По выражению философа А. М. Пятигорского в интервью журналу Riigas Laiks, это «двойная периферия». Идут войны с запада на восток, с востока на запад, как ветра, которые продувают эти земли насквозь, отчего происходит «заострение породы», которая всеми силами старается удержать свою форму.

Именно поэтому тут всегда было обостренное ощущение «своего» и «чужого», что рождало определенные стратегии поведения, с которыми вы и сталкиваетесь в повседневности.

Как же быть русским в такой обостренной ситуации?

Здесь надо соблюдать определенные законы жизни, которые пишет сама история и география.

Типологически ситуацию Латвии я могу в чем-то сравнить с Индией. Туда в разные времена приходили разные группы, но далеко не всех принимали с распростертыми объятиями. Скажем, когда бежавшие из Персии от мусульман зороастрийцы в VIII-IX веках хотели причалить в Гуджарате - местный правитель прислал на их корабль полный стакан молока: мол, самим места нет. Парсы отправили стакан обратно, насыпав в молоко ложку сахара, тем самым ответив: много места нам не надо, а сахар молоко не ухудшит!

Парсов тогда приняли, но заставили подписать хартию - обязательство принять местный костюм, язык, кухню, не распространять свою религию… И они выполняют эти пункты до сих пор. Сохранили свой язык, но выучили гуджарати, их костюм похож и не похож на индийский, еда очень похожа на местную, но имеет свои черты, религия полностью сохранена внутри общины (они женятся только на своих и передают знания в религиозных школах, среди жрецов).

Парсы считаются лучшими переводчиками и предпринимателями (они очень честны), именно они основали киноиндустрию Бомбея, многие сталелитейные концерны…

Среди них нет нищих - они помогают друг другу, как евреи. В общем, парсы заняли свою успешную нишу и заслужили хорошую славу. Чем-то они похожи на староверов. Для Индии они уже не чужие, но все равно для основной массы индийцев-хинду - «другие». Хотя там таких «других» полно.

В общем, чтобы вписаться в любое общество, нужна определенная стратегия. Распался СССР - это смена карты и ландшафта в голове. Многие люди еще не живут в новой карте, а оперируют понятиями прошлого. Это типичная проблема переналожения двух карт. Чтобы ситуация прояснилась, нужно пройти двум-трем поколениям. Как говорил Михаил Жванецкий: «Время лечит, но когда вы вылечитесь - оно уйдет!»

Какую роль в этом процессе сыграл референдум о русском языке?

Вообще, мне кажется, это в чем-то попытка измерить, какая температура, какое умонастроение. Что-то вроде практического эксперимента. Такого рода вещи очень объединяют противоположную сторону, в данном случае латышей. Сравните с ситуацией на Украине. Вообще-то понятно, что в Латвии сильна повседневная роль русского языка. Также ясно, что молодое поколение русских знает латышский.

Просто надо понимать, что значительную часть латышей беспокоит демографическая и экономическая картина, отток населения. И единственный рецепт тут - уважение, желание понять и время.

Здравствуйте, дорогие читательницы (и читатели:)) сайта сайт! Хочу рассказать вам свою историю брака с иностранцем.

Мой супруг — из Прибалтики [регион Северной Европы, в который входят Литва, Латвия и Эстония. Прим. редакции сайта] .

Когда-то я – студентка Днепропетровского института даже подумать не могла о браке с латышом.

Первая встреча с Дайнисом

Встреча наша была не романтичной, но довольно забавной. Зима, ветер и двадцать пять градусов мороза. Спускаюсь вниз по проспекту и, решив сократить путь, поворачиваю во дворы. Став каблуком на спрятанный под снегом лед, я сначала поскользнулась, затем проехалась и в конце упала. Высокий парень с приятным мальчишеским голосом строго констатировал факт: «Девушка, вы упали», но подал руку и помог подняться.

Он был очень серьезный, диалог с незнакомой девушкой поддерживал неохотно да и разговаривал с ярким акцентом, иногда не туда ставя ударения.

Странное свидание

В ближайшие выходные мы с Дайнисом встретились снова. Когда я подошла к моему новому знакомому, он первым делом сказал: «Ты опоздала». Я удивилась: опоздала-то всего на 10 минут! Настроение не испортилось, только вот первую «галочку» я себе поставила – очень пунктуален.

А дальше «галочки» стали расти в геометрической прогрессии: вместо семи минут трамваем и шести копеек за двоих – полчаса пешком в кафе. Заказ делался очень долго – все просчитывалось до мелочей. Проводив до подъезда (спасибо большое!), сухо попрощался и ушел. Я решила поставить на этих галочках крест и навсегда забыть ужасное знакомство.

Дорогое колечко

Латыши не жадные, а просто экономные. Встречала, конечно, и небрежное отношение к деньгам, однако это — исключение, нежели правило. В России это называют «широкой душой», а латыши мотивируют тем, что живут один раз.

Красивый город Елгава

Летом мы поехали знакомиться с родителями Дайниса: вначале до Риги 17 часов, затем пересели в другой поезд до Елгавы.

Когда мы сошли на перрон, я сразу поразилась необычайному количеству зелени в городе. Казалось, все вокруг было усажено деревьями, кустами и цветами. В Латвии очень любят свою землю, весьма усиленно заботятся об окружающей среде и природе.

Наверное, расположение на реке Лиелупе делает Елгаву такой свежей, с чистым воздухом и огромным количеством зелени. Меня сразу поразили улицы и дома. Улицы были не ровными, а извилистыми, напоминали речку, дома – как кукольные, с красными и коричневыми крышами.

Елгава – город немаленький – по численности 4-й в Латвии, но очень размеренный, с неспешной и умеренной жизнью.

На пороге квартиры нас встретила мама Дайниса – и я с первого взгляда в ее глаза поняла, что это теперь и мой дом тоже. Мама Дайниса все делала очень медленно, иногда, казалось, что она просто стоит на одном месте. Но в итоге она все успевала вовремя: все были накормлены, белье выстирано и выглажено, дом убран.

Познакомившись с еще несколькими семьями, я поняла, что глава семьи в Латвии – женщина, на ней держится семья. Мужчины – добытчики. Они просто занимаются работой и мужскими обязанностями, при этом все семейные дела доверяют жене.

У латышей вообще общество более матриархальное: в доказательство можно сослаться даже на латышскую мифологию (главными у них были богини, а не боги - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате) и необычайно яркий приход к власти женщины-президента Вайры Вике–Фрейберги.

А их менталитет имеет явно выраженные женские признаки, среди которых, по моему мнению, выделяются эмоциональность (редкие вспышки на фоне общего спокойствия и сдержанности), которую они всячески ставят под контроль и потребность в защите. Грубо говоря, им нужен тот, кто будет ими управлять и защищать. Сами латыши не стремятся к лидерству, они покладисты, терпимы и лояльны. Не путайте, кстати, латышей и латвийцев. Латыши — титульная нация в стране, а латвийцы — это все подданные Латвийской Республики.

Мой первый скландраусис и много рыбы на латышском столе

Основная часть блюд на латышском столе – рыба. Мне очень понравился пирожок с горкой овощей и бобовых – это скландраусис – национальное блюдо Латвии. Такой рыбной вкуснятины, как здесь, я не ела никогда в жизни. Не думала, что из сельди, салаки и кильки можно приготовить что-то подобное. А еще мои знакомые из «страны, которая поет» очень любят тминный сыр, свинину и картофель с творогом.

В Латвии не довольствуются картошкой с селедкой и оливье на праздничном столе. Выбор блюд здесь очень большой: даже не понятно, что больше всего любят латыши. Ясно одно – сыр, рыба и бобовые в холодильнике есть всегда.

Латышская свадьба

Через год мы праздновали нашу с Дайнисом свадьбу. Не любящие расточительство латыши, закатили «пир горой», чтобы молодые жили в достатке. В центре стола обязательное блюдо – ароматный бульон и маленькие пирожочки с мясом.

Для меня происходящее было необычным, много от волнения не помню совсем. Сначала я сидела в венке, а в полночь две подружки повязали мне красивую ажурную косынку и надели фартук – теперь я хозяйка дома и жена.

Все, что касается семьи, страны, культуры и традиций для латышей свято и категорично. Они знают и ценят свою историю, помнят и уважают предков. Несмотря на размеренность, жители Латвии очень веселые: знают много песен, анекдотов, народных танцев.

Самый лучший муж и папа

После свадьбы Дайнис очень изменился – теперь он муж, добытчик в семье. В деньгах мы не нуждались. Бывало, что Дайнис и в ночь с рыбаками уходил, и в магазинах грузчиком подрабатывал. После рождения малышки часть забот перешли к мужу: он ее купал, укладывал спать и пел колыбельные.

В Латвии не принято брать в долг деньги или ходить просить у соседей луковицу или соль. В семье должно быть все свое. Детям мужчины уделяют много времени, но не балуют, не хвалят в присутствии посторонних и не проявляют свою любовь к ним открыто. Детей с пеленок учат контролировать свои эмоции.

Тридцать лет вместе

Вот уже тридцать лет мы с Дайнисом живем в Днепропетровске. У нас две дочери и два внука. Все недостатки, которые мне не нравились в Дайнисе, стали для семейной жизни огромными плюсами.

Мои выводы: пунктуальность и серьезность помогли стать доцентом и преподавателем в Академии, чрезмерная экономность выросла в постройку двухэтажного дома и покупку квартиры младшей дочери. А молчаливость и рассудительность с годами перестали меня раздражать и стали очень важными для семейной жизни.

Елена, специально для сайта сайт

20 октября 2014 Представляясь в различных кругах своим полным именем - Кришьянис Майя Волдемаровна, нередко слышишь вопрос, касающийся национальной принадлежности. На то я с гордостью отвечаю, что мой отец - латыш. Однако ряд невежественных людей, чьи мозги напрочь атрофированы современным российским телевидением, в придачу начинают задавать каверзные вопросы на тему «А почему в Латвии не любят русских и т.п.», ну а некоторые представители старшего поколения ворчат из серии «Сами жили в нищете, а кормили вашу Прибалтику». Честно говоря, подобные разговоры откровенно раздражают, причем особенно, когда об этом говорят люди ни разу не побывавшие в Латвии. Поэтому, опираясь на личные впечатления и интернет-источники и решила написать эту статью, для тех, кто привык мыслить стереотипными штампами.
Я родилась в СССР, когда были «пятнадцать республик советских, пятнадцать могучих сестер» и в тексте гимна которой были такие строки «дружбы народов надежный оплот». И для меня развал моей Родины, и особенно потеря Латвии, в какой-то мере личная трагедия.
В Советском Союзе Латвийская ССР была республикой высокотехнологичной промышленности, передовой науки и высокоразвитого сельского хозяйства. Рижские электрички, трамваи, первый высокоскоростной поезд ЭР-200, электроника, не уступающая японской, микроавтобусы РАФ, красивый и качественный трикотаж, вкусные продукты без всяких добавок и т.п. В настоящее время об этом остались одни воспоминания. Но про настоящее чуть позже.
Для начала немного истории. Сложные исторические условия, в которых развивались народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с XIII в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был в определенной степени нарушен процесс их самобытного социально экономического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в XIII в. свою государственность.
В XVIII в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и пропольски настроенная литовская знать.
В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской наций.
После Октябрьской революции в Прибалтике установилась на короткий период советская власть. Но местные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную власть. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в состав народов СССР.
Латыши, литовцы и эстонцы в силу исторического развития обладают национально-психологическими характером, отличающими их от других народов. Результаты работы отечественных этнографов и социологические исследования позволяют сделать вывод, что им свойственны психологические черты, обусловленные средством социально-психологического развития, территориальной близостью, одинаковыми экономическими условиями. К числу таких общих особенностей можно отнести сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике; уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях; терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности; приверженность логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов; пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей; исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело; умение доводить дело до конца; способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни ; некоторую замкнутость во взаимоотношениях с представителями других национальностей. (Немного о личном - кто меня хорошо знает, то полностью подпишется под этими словами)
Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в движениях, действиях кажутся несколько медлительными, что выясняется их склонностью к рациональности и привычкой работать обдуманно.
Ни для кого не секрет, что успехи или проблемы в социально-экономическом развитии той или иной страны, или отдельной территории в частности в определенной степени зависят от менталитета населения. Поэтому я не случайно выделяю характерные черты латышей и других прибалтийских народов. Разве могут люди, обладающие столь превосходными качествами жить плохо? - Это я к высказыванию отдельных личностей относительно «кормили Прибалтику». Опять-таки не случайно, что первый Политехнический университет в Российской Империи был открыт в Риге в 1862 году. До этого инженерное образование в Российской империи было либо военным, либо узкоспециализированным. В Петербурге же Политехнический университет был открыт только через 40 лет - в 1902-м году.
Более того, в Российской Империи Рига была на 5-м месте по численности населения после Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Варшавы. Столь стремительный рост города в преимущественно аграрной стране был обусловлен развитием промышленности, требовавшей рабочих рук. Появление во второй половине 19 века передовых предприятий (электротехника, химия, машиностроение) в Санкт-Петербурге объясняется столичным статусом города. Появление же высокотехнологичных предприятий в Риге (1895 год Рижский вагоностроительный завод, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» - 1909 и т.д.) , бывшей тогда центром Лифляндской губернии можно было объяснить менталитетом населения, обладающего недюжинным трудолюбием и любовью к технике.
Ну вот еще один факт - в 1926-м году в СССР проводилась перепись населения. Латвия тогда в состав СССР не входила, однако за время Первой мировой войны в Россию переехало более полумиллиона латышей. И вот, на данном фото представлен уровень грамотности народов СССР.

Латыши, как видите на втором месте.
Итак, итог первый - социально-экономическое развитие Латвии (как в СССР так и в Российской империи) было обусловлено в определенной степени местным менталитетом. Почему там плохо сейчас - об этом тоже скажу, но позже. Еще раз желание полагаться на самого себя и индивидуализм - вот основные черты латышей.
Особенности латышей:
· умеренность;
· трудолюбие;
· упорство;
· консервативность;
· выносливость;
· стремление познавать новое;
· прилежность;
· основательность;
· терпение
Представители латышской национальности отличаются прямотой в поведении и поступках. Когда решаются серьезные вопросы, они смело высказывают свое мнение. Позиция латыша всегда продуманна, а потому — весома. Некоторые говорят, что латыши замкнуты, необщительны. Все дело в сложившейся психологии, культуре, образе жизни народа. Веками латыши жили уединенно, на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде. Не случайно, оценивая человека, они прежде всего оценивают его трудолюбие, умение работать, мастерство. Латыш с лентяем, даже земляком, дружить не будет.
Латыш прежде всего привык полагаться на себя, на свои силы, свои знания, свой опыт, а уж потом рассчитывать на помощь со стороны. Поэтому он редко обращается за поддержкой к товарищам, хотя сам в ней никогда не отказывает. Если вы увидите, что у латыша что-то не получается, не ждите, пока попросит вас о помощи. Этого скорее всего не будет. Сами предложите помощь, и ваше участие будет оценено по достоинству.
Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на занятиях, неторопливы и осмотрительны в работе, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленность нарушение правил и мер техники безопасности и нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками.
Склонность к образованию национальных микро-групп проявляется редко. Вместе с тем, при определенных условиях они могут сплотиться, но эта мера чаще всего бывает вынужденной, ответом на притязания какой-либо национальной микрогруппы подчинить их своему влиянию. В большинстве же случаев латыши с представителями других национальностей успешно трудятся и выполняют любые задачи в составе многонационального коллектива, чему способствует с том числе и высокий уровень общеобразовательной подготовки.
В целом латыши легко адаптируются к трудностям жизни. Они начитанны, эрудированны, а потому у каждого из них есть вполне сформировавшееся мнение многим, в том числе по политическим вопросам.
Ну что, узнали меня? И секрет моего успеха?
Продолжим. В Латвийской ССР был самый низкий уровень семейно-бытового насилия. Дело в том, что в Латвии свойственно доминирования матриархального уклада семьи. Профессор психологии Олег Никифоров вывел интересную теорию, основанную на разработках немецкого ученого Карла Юнга. - В подсознании всех людей существуют древние образы - архетипы, - рассказывает этнопсихолог Олег Никифоров. - Они находятся даже глубже, чем бессознательные инстинкты. Это коллективное бессознательное и определяет так называемую ментальность. У каждого народа есть один ведущий архетип. У русских это всегда был архетип мудрого старца. Вспомним дохристианскую Русь. Это главный бог языческих славян Перун, это богатыри народных сказок. Кстати, в русских сказках отец семьи всегда главный. Матушка тоже присутствует, но она - второстепенный персонаж: испекла пирожки, дала в дорогу, и этим ее роль ограничивается. В латышских народных сказках все иначе. Там мать всегда очень активна. Причем даже в языческие времена на первом месте у предков латышей были женские богини - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате. У латышей более матриархальное сознание, у русских - патриархальное. И это видно даже по современным семьям. У латышей все дела в семье решает мать. О домовитости латвийских мужчин также ходят легенды - они ценят уют и комфорт в доме и строго заботятся о родном гнезде. Латыш с удовольствием помоет посуду, приготовит ужин и сделает уборку по дому. В русских отец - добытчик и воплощение власти. В старообрядческих семьях раньше на столе лежали две книги - Библия и Домострой. По законам домостроя вся власть в доме принадлежит мужчине, соответственно мудрому старцу. Латыши домостроем никогда не увлекались.
- То есть если девушка хочет быть в семье главной, то ей лучше выходить замуж за латыша? - Точно. Потому что матриархатное сознание у латышей сохранилось на ментальном уровне. Древние фигурки Праматери, которой поклонялись как богине, найдены и на территории Латвии. Это глиняные обереги, амулеты и фигура Каменной бабы, которая хранится в Музее медицины. Памятник Свободы - типичный образ архетипа матери! В этом глубинное различие между нашими народами. Казалось бы, подумаешь, мифы и легенды! Но это впиталось в нашу кровь и подсознание. Латышский народ обладает всеми женскими признаками: эмоциональность, незащищенность, поиск крепкой руки, которая будет управлять и защищать. Причем эту власть латыши постоянно ищут вовне.
Кстати, я родилась в русско-латышской семье матриархального уклада. Мама в силу более высокого уровня образования занимала более высокий социально-материальный статус, а папа - был просто Папа, да именно так для меня - с большой буквы. В моих воспоминаниях о детстве я помню, как папа читал мне сказки на русском и латышском языках (до 10 лет я довольно прилично владела языком), вместе с ним мы рисовали, играли в настольные игры, ходили в лесопарк - где катались с ним на лыжах, ездили на велосипедах на пикники. И еще помню, как мне завидовали сверстники - друзья по школе, двору, спортсекции - считая, что мне очень повезло с отцом. Тот образ отца, каким я его знала на первом десятке своей жизни был для меня идеалом. Кроме того, именно папа постоянно, начиная с самых ранних лет говорил, что я должна быть независимой и всего добиться. Поэтому рядом со мной я хотела бы видеть именно такого человека, который станет для меня надежным тылом. К сожалению, я пока что не встретила такого человека. А может еще все сбудется? Моя мама, кстати, насмотревшись алкогольно-кулачно-матерного патриархата среди родственников и подруг, мечтала выйти замуж за иностранца. Потому и ждала свою половину так долго. Ее мечта в какой-то степени сбылась. Жаль, что на 6-м десятке своей жизни мой папа, попав под влияние заводского быдла стал выпивать.
Итак, латышская семья - матриархальна, поэтому и крепка. Латышские девушки и женщины, как и в скандинавских странах выглядят по-европейски, кому-то может показаться и безлико - бесформенные пуловеры, мешковатые куртки, джинсы, толстовки, грубая обувь, короткие прически. И, часто, вовсе ни грамма косметики на лице. Всем своим аванградным видом девушка выражает презрение к мещанским предрассудкам. Демонстративный отказ от атрибутов, подчеркивающих женскую привлекательность - это манифест внутренней свободы. - Ну, что узнали меня? - Я тоже люблю комфорт и свободу.

Латвия современная.

Развал СССР - это трагедия, которой нет равных. Досталось всем. Нет ни одной республики, которая бы выиграла. Как в притче о венике. По прутику переломали всех. Перессорили. Может быть, нищета помирит. Кстати, сегодняшняя Латвия - по словам политолога Розенвальдс - страна- беспризорник. "Латыши чувствуют себя нацией второго сорта по отношению к Европе. Мы, как беспризорники, подобраны и приняты в семью европейского сообщества. И должны как-то перед собой оправдываться, что мы все-таки лучше арабов и негров. Я, человек не из Западной Европы, по определению там человек второго сорта. И этого дурака из Латвии Европа все время учит, как и что делать. Отсюда рождается комплекс неполноценности. ", - замечает Розенвалдс.
Советская Латвия была самой передовой республикой в СССР. Латвия современная - задворки Европы. Взгляните на эти фото.






Нет, это не районный центр российской глубинки. Это окраина некогда гордой Риги. Теперь не до гордости. Автор блога, у которого были взяты эти фотографии, пишет про обреченный и затравленный взгляд в глазах прохожих, независимо от их национальности, про печать безысходности на лицах многих людей и т.п. Все это явно не от хорошей жизни. И если в туристической старой Риге жизнь более менее теплится, то на окраинах она замерла. Да, иногда довольно чисто и ухоженно. Но как то безжизненно. Я приезжаю в Ригу летом - так еще ничего, есть какое-то движение.
Все можно описать словами латвийского музыканта Ренарса Каперса: «Время все расставляет по местам, шелуха, т. е. эмоции, отпадают, а зерно остается!
С 1991 года латышам усиленно внушали, что все советское — плохое. Я, признаюсь, сам так думал до тех пор, пока не занял пост советника министра культуры, им тогда был Раймонд Паулс.

Я стал знакомиться с учебными пособиями, и оказалось, что за годы независимости Латвия не издала ничего! Все учебники латышского языка, литературы, словари — все из Советского Союза! Сравнивая с наследием советской Латвии, я увидел, что наши современные лингвисты, фольклористы, культурологи близко не могут подойти к тому, что делали их коллеги в СССР. А ведь это великая ценность. Так я понял, на каком высоком уровне в Союзе была латышская культура, ее уважали, давали свободу развития. Сегодня нашей культуры нет, ее заменили на евро-американскую.

Люди тысячами покидают Латвию: дома для них нет, нет работы и веры в будущее. Для нашего маленького народа это трагедия. Когда-то мы летали в космос и пели песни на Лиго, теперь мы моем посуду в Лондоне и думаем, сможем ли прокормить хоть одного ребенка.

Мне почти 40, я довольно известный музыкант и по опыту прожитых лет хочу сказать, что плохо — нет, очень плохо — что Советского Союза больше нет. Ценить потерянное начинаешь со временем и опытом, собственными глазами замечая всю полноту утраты.»

Жаль, конечно, что заканчивать статью приходиться на такой грустной ноте, но все-таки мне свойственен оптимизм и я еще надеюсь увидеть союз России и Латвии.

Лучшие статьи по теме