Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Штрихи смычковых струнных инструментов. «Виды штрихов и их исполнение на скрипке

« Виды штрихов и их исполнение на скрипке»

Преподаватель ДШИ

г. Нарьян-Мар

2014г.

1. Введение.

2. Главная часть:

2.1. Плавные штрихи - легато и деташе.

3. Заключение.

1. Введение.

Одной из главных задач обучения игре на скрипке является воспитание умения добиваться чистого и певучего звука.

Теснее всего работа над звукоизвлечением связана с овладением «орудия» звукоизвлечения – смычком. Овладение штриховой техникой и рост исполнительского мастерства не возможен без работы над штрихами.

Группировка штрихов.

Под словом штрих следует понимать типичный приём звукоизвлечения, характерный для данного музыкального инструмента и отвечающий характеру музыкальной фразы. Штрих в скрипичной игре – это тип движения смычка, с помощью которого добиваются того или иного характера звука. Каждый штрих можно рассматривать с точки зрения его музыкального содержания и со стороны специфики исполнения.

По характеру звучания штрихи делятся на две основные группы: связные и отрывистые штрихи. По исполнительским качествам они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от музыкальных факторов. Принимая в зависимость правую руку, определённые штрихи разделяют на плавные и размашистые.

В верхней части смычка штрихи исполняются при наиболее активном участии предплечья, в нижней части –движением плеча; в средней части необходимо равномерное действие плеча и предплечья. Учитывая исполнительское содержание штриховой техники, штрихи подразделяются на 3 группы:

1. – плавные (деташе, легато)

2. – отрывистые (мартле, стаккато)

3. – прыгающие (спиккато, соттийе)

2.Главная часть.

2.1. Плавные штрихи – легато и деташе.

С помощью плавных, лежащих штрихов – легато и деташе, добиваются основного качества скрипичной игры – певучести, протяжённости, непрерывности и ровности звучания. Штрих легато исполняется с одинаковой лёгкостью и целым смычком и отдельными частями. Деташе используется в различных частях смычка, наиболее удобен в верхней и средней части смычка. Смычок, который лежит на струне, обеспечивает точность руководства штрихами деташе и легато. Проблема незаметного для слуха соединения смычков возникает при исполнении этих штрихов, несмотря на то, что слово «деташе» в переводе с французского означает «отдельный». Следует учитывать, что имеется в виду исполнение на каждый смычок отдельного звука. Наличие «мёртвых точек» при смене смычков отделяет в деташе звук от звука, и задача исполнителя в том, чтобы сглаживать эти точки. Именно в штрихе деташе необходимо научить учеников контролировать ровность звука на всём протяжении смычка.

Музыкально – исполнительское содержание деташе богато оттенками. В пределах певучести оно может быть драматичным и лиричным по трактовке. Широкий диапазон имеют темповые трактовки, от медленного (на целый смычок) до быстрого (коротким отрезком смычка). Характер движения руки в деташе можно определить как плавно-равномерный, с помощью которого достигается поступательное движение смычка. Акцентированное деташе и деташе в быстром темпе должны иметь элементы размашистого сохранения певучего характера. Пропорция плавности и размашистости будет зависеть от характера атаки и от быстроты темпа. Нужно обратить внимание на одинаковое движение смычка на деташе вниз и вверх, т. е. уравновешивать силу тяжести. Правильное исполнение деташе зависит от положения пальцев на трости: как слишком разбросанные, так и собранные пальцы мешают свободе движения. Важно для хорошего звучания ощущение веса руки и смычка, а также всех пальцев. Это нужно обеспечить свободным положением пальцев, которые находятся на трости и кисти, находящейся

выше плоскости трости, почти не прогибая её при движении вниз. Большой палец контролирует ощущение веса руки и смычка.

Полное звучание деташе может быть достигнуто двумя способами:

1. – за счёт ширины штриха, т. е. большей скорости проведения

2. – за счёт плотности смычка.

Преимущество отдаётся первому способу, он благоприятствует ясному звучанию

основного тона и есть возможность использовать размашистый способ в широком

деташе, а это увеличивает эмоциональность исполнения.

Вторым основным штрихом является легато, т. е. связный. Его признаки

заключаются в том, что на одно движение смычка исполняется несколько звуков.

Легато используют тогда, когда музыка требует певучести и беспрерывности.

Базируется легато, главным образом, на плавной форме движения правой руки и

на равномерном движении смычка по струне. Певучести легато, как и в деташе,

способствует свобода пальцев на трости смычка и на ощущении их веса.

Требование распределить длину волоса на одном динамическом оттенке

в зависимости от продолжения звука касается легато. Когда сила отдельных

звуков на легато меняется, должны быть внесены коррективы в изменение

смычка. Трудности исполнения легато возникают при соединении струн. При переходе на новую струну смычок не должен на неё падать – это нарушит плавность движения, смычок следует постепенно приближать к струне по округлённой линии. Приближение смычка к струне осуществляется двумя способами:

1. – равномерно, на протяжении всего звука

2. – в конце звука.

Первым способом пользуются на коротких звуках, вторым – на длинных звуках.

В общем, приближение смычка к струне не должно занимать большой отрезок смычка. Подготовка смены струны во время легато и деташе осуществляется во всей правой руке, а не только в кисти; плоскость предыдущей струны на плоскость новой струны должно сменить плечо, затем кисть. В случае частой смены струн оставляют плечо на среднем уровне и тогда делают смену. Изолированных движений кисти при сменах следует избегать. Её активность допускается в последний момент перед звучанием новой струны. Готовить переход на новую струну на легато должны и пальцы левой руки. Прежде чем смычок коснётся новой струны, её должен коснуться палец для обеспечения плавности соединения звуков. Палец, который последним участвовал в игре на предыдущей струне, оставляют на месте. Таким образом, исполнение легато требует подготовки, с одной стороны, задержания пальцев, с другой – в момент смены струны.

2.2. Отрывистые штрихи – мартле и стаккато.

К группе отрывистых штрихов принадлежат «лежащие» штрихи, в которых смычок делает остановки между звуками, не отрываясь от струны. Это штрихи мартле и стаккато. Они используются в музыкальных фразах энергичного, шутливого характера. Мартле в переводе с французского означает чёткий; этот штрих характерен для музыки сильного динамического оттенка и небольшого темпа. Специфика его исполнения заключается в следующем: упругий нажим смычка на струну, необходимый для акцентированного начала звука, должен смениться быстрым проведением смычка после акцента и закончиться остановкой. Важную роль играет пауза, остановка и начало движения смычка. Чёткое звучание мартле зависит от активности движения смычка. Таким образом, нажим не должен быть сильным ни в паузах между штрихами, ни во время атаки звука. С другой стороны, лёгкое проведение смычка должно быть не поверхностным; следует сохранять постоянное устойчивое касание волоса смычка к струне, как в деташе. Смычок после активного импульса как бы свободно падает, скользя по струне, а рука идёт за ним. Мартле можно исполнять целым смычком и разными участками верхней его части с приближением к концу. Ширина штриха зависит от темпа: чем медленнее темп, чем ярче звучание – тем шире штрих. Штрих мартле по своей природе - размашистый, т. е. начало движения смычка имеет большую скорость (чем окончание).

Несмотря на большую скорость ведения, штрих должен быть пластичным. Пластичным должно быть увеличение нажима руки на смычок, поэтому при исполнении мартле в начале обучения не следует требовать большой остроты и акцентирования, так как это может привести к резкости звучания и зажиму руки. Правильный путь изучения мартле – акцентированное деташе. Затем происходит сокращение протяжённости каждого звука за счёт увеличения скорости смычка и отделение звука паузой. При исполнении мартле выполняется нажим на смычок с помощью вращательного движения . Изолированного нажима кисти не должно быть.

Штрих стаккато (отрывистый) – по характеру звучания напоминает мартле, но стаккато применяется в подвижных фразах на слабых нюансах. Подобно мартле, в стаккато акцентирование в начале и ослабление в конце, звуки чередуются с паузами. Особенность стаккато заключается в том, что на один смычок исполняется несколько звуков коротким отрезком смычка. Во время исполнения стаккато фактор скорости движения не может быть использован, делают нажим во время акцента.

Мартле и стаккато имеют отличия – разный характер нажима на струну. Трудность исполнения стаккато – необходимость использовать плавную и размашистую форму движения руки. Плавность необходима для поступательного движения смычка. Она проявляется в сгибании и разгибании плеча и предплечья. Каждый звук исполняется с помощью короткого вращательного размаха руки. Изолированное движение кисти не может использоваться для акцентирования.

Стаккато сочетает элементы легато и мартле. Трудность его исполнения в том, что акцентирование и отделяемые звуки должны соединяться в плавную линию на одном поступательном движении смычка. Для овладения стаккато необходимо осваивать его смычком вверх и вниз, причём вверх смычок лежит с обычным наклоном трости, вниз поворачивается более прямо (слегка в сторону подставки).

2.3. Прыгающие штрихи – спиккато и соттийе.

Прыгающие штрихи, по сути, отрывистые штрихи, но паузы здесь достигаются не путём остановки смычка на струне, а путём подъёма его со струны (исполняется в середине смычка). От лежащих отрывистых штрихов прыгающие отличаются лёгкостью и грациозностью звучания. В прыгающих штрихах нужен такой темп и сила колебаний трости, которые отвечали бы темпу и силе двигательных импульсов правой руки скрипача. Для этого нужно согласовать следующие факторы:

1. – участок смычка

2. – размах и высоту подъёма над струной

3. – характер опускания на струну

4. – характер держания трости

5. – характер движения мышц.

Прыгающие штрихи зависят от качества «орудия» звукоизвлечения.

Основные виды: спиккато и соттийе.

Спиккато (ясный, чёткий) – это штрих для относительно спокойного темпа музыки. Специфика его исполнения заключается в том, что каждый прыжок смычка на струне осуществляется отдельным движением предплечья и плеча. По высказыванию Флеша « при игре спиккато исполнитель активен, смычок пассивен». Чтобы при спиккато дать возможность выявиться собственным колебаниям трости смычка, нужно использовать незначительную силу и следить, чтобы в руке не было напряжения. Смычок легко держат округлёнными пальцами и касаются ими трости не сверху, а с наружной части. Падение и подъём не должны выполняться с большой высоты. Когда расстояние выше 2 см – сила падения будет большой.

К штриху присоединяется вертикальное и горизонтальное движение (протяжение). Они оба должны быть согласованы друг с другом. Если преобладает вертикальное движение, штрих будет сухой, короткий; при горизонтальном протяжении штрих потеряет чёткость, ибо смычок перестанет прыгать.

Способом регулирования характера смычка является больший или меньший трости. Больший наклон смягчает пружинные качества, меньший – увеличивает. Во время подъёма смычка мизинец играет роль опоры для сохранения равновесия.

В быстром темпе в нюансе piano спиккато исполняется в середине смычка, в сдержанном темпе – близко к колодке.

Штрих соттийе (прыгающий) – близок к спиккато по характеру звучания. Этот штрих используется в быстром темпе на слабых нюансах. Штрих соттийе представляет собой ускоренное и облегчённое спиккато. Смычок в соттийе руководствуется импульсом не на каждый звук, на группу звуков. Он прыгает по струне, главным образом, благодаря проявлению собственных колебаний трости и за счёт скорости смычка. Здесь осуществяется общий контроль со стороны исполнителя. Поэтому исполнитель пассивен – смычок активен, чтобы обеспечить свободу и лёгкость штриха. Смычок держат легко, иногда не касаясь мизинцем. Кисть пассивна и находится на уровне предплечья. Важно проследить, чтобы пальцы были слегка подобранными и организованными, благодаря чему они отойдут от трости сверху и создадут свободные колебания. Характер движения правой руки является размашистым, но движение совершается в минимальном диапазоне с максимальной скоростью. В основе работы над соттийе работа предплечья, плеча и кисти играют вспомогательную роль, хотя кисть внешне выглядит активной. Как и в спиккато, в соттийе присутствуют элементы горизонтального движения. Смычок опускают с наименьшей высоты и протягивают с наименьшей шириной смычка. Трость должна быть почти без наклона. Соттийе следует рассматривать как лёгкое деташе, с приданием трости колебания.

2.4. Смешанные, переходные и комбинированные штрихи.

Кроме основных типов штрихов, техника смычка имеет в своём распоряжении смешанные и переходные штрихи, которые формируются на базе основных. К смешанным принадлежат штрихи, обладающие качеством двух видов портато, в которых соединяются легато и стаккато. Летучее стаккато имеет признаки спиккато, звуки отделяются не паузами на струне, а скачками над струной.

Штрих saltando (сальтандо) использует качества пружины смычка (смычок должен сам прыгать). Рикошет относится к группе броских штрихов. На один смычок играется большое количество нот. Tremolo (тремоло) – соттийе также охватывает несколько звуков на смычок. Рикошет и тремоло, как правило, исполняются в верхней части части смычка, ближе к концу смычка.

Смешанными типами штрихов не ограничивается арсенал техники. Много штрихов переходного типа: раздельное акцентированное деташе – мелкое мартле.

Эти штриховые разновидности содержат общие компоненты между спиккато и деташе: где протяжённость смычка велика для спиккато и мала для деташе. Иногда в старинной музыке эпохи барокко (Бах, Гендель, Вивальди и др.) применяется специальный характерный смычковый штрих portato (портато), который представляет в некотором роде раздельное подчёркнутое деташе.

Комбинированные штрихи – это такие штрихи, где сочетаются элементы разных штрихов. Они могут быть симметричными и несимметричными.

3. Заключение.

Музыкально-художественная выразительность штрихов.

Работа над штрихами – это не абстрактное изучение их качеств, это способ выражения конкретной музыкально-художественной эмоции, каждый штрих должен иметь художественную цель. Даже изучение штриха в упражнении не может быть лишено хотя бы элементарных черт художественной выразительности. Например, изучение мартле на открытой струне невозможно без проявления бодрости, энергичности, собранности. Работа над штрихами в упражнении принесёт пользу тогда, когда штрихи будут изучаться на разных струнах, в разных частях смычка. Окончательное овладение штрихом невозможно на конструктивном материале без шлифования на музыкально-художественном материале.

Штрихи – важный способ артикуляции в музыке, что помогает выявлять художественный характер произведения; точно, грамотно, выразительно передавать характерные стилевые особенности музыкальной эпохи, индивидуальный музыкальный почерк каждого композитора. Реализация художественного характера связана с выбором штриховых приёмов, придания оттенков звучания. С помощью декламационно-выразительных штрихов выявляется характерность, образность музыкального произведения.

Литература.

А. Готсдинер «Начальное обучение игре на скрипке и развитие музыкальных способностей»

М. Либерман «Штрихи – важный способ артикуляции в обучении игре на скрипке»

Ю. Янкелевич «О первоначальной постановке скрипача»

« Воспитание музыкально-исполнительских навыков в начальном этапе обучения в классе скрипки»

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская музыкальная школа №3

Им. Ю. Богатикова»

Республика Крым

ДОКЛАД

" Штриховая техника скрипача".

Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.

преподаватель по классу скрипки детской музыкальной

школы № 3 им.Ю.Богатикова

Г. Симферополь

ПЛАН

1. Введение.

2. Освоение штриха Detashe.

3. Работа над штрихом Legato.

4. Работа над штрихом Martelle.

5. Прыгающие штрихи:

1) Spiccato,

2) Sautille.

ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.

(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)

При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако - это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.

Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной, а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное, естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и,главное научить ребёнка

управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений:

1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,

2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами, т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.

3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.

В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их "переигрывание" получается именно из - за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его

музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок, то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения, его "подтягиванию" к нужному уровню.

Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением: legato - связный, detaсhe - раздельный, spiccato - прыгающий и т. д. - эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.

Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.

Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком. Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.

Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.

При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком, важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей

степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.

При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны, а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать, что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.

Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением.

ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию.

Необходимо важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato . При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции (до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так, фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.

При и зучении штриха легато желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях,при перемене направления движения в любую сторону.

В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.

Martelle - (буквальный перевод –отбиваемый молотком) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle - исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого "укола" струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями, естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, - пишет А.В.Броун, - возможно при предельно свободном состоянии плечевого

сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.

В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.

Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.

Spiccato - наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.

Добиваясь чистого, без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.

Наиболее удобно место для исполнения штриха - зона центра тяжести смычка. Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf . При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p - его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому " мазаному " штриху, не имеющего должного рельефно - звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в

других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону, можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.

SAUTILLE - представляет собой мелкое s piccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.

В sautille исходным положением смычка является его опора на струну, от которой происходит его отскок, а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном - ближе к центру тяжести.

Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из - за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком, рекомендуется тренироваться на триольном рисунке, где сильные доли чередуются вниз и вверх.

Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья (мелкого detashtе) c добавлением небольшого, но сознательного движения кисти, следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно, так и контрастно.

Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.

Список литературы:

1. Кюхлер Ф. "Техника правой руки скрипача".К.,1974г.

2. Ширинский А. А. "Штриховая техника скрипача".М.,1983г.

3. Юрьев А. Ю. "Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.

4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. " Воспитание и

Обучение в ДМШ,скрипка виолончель".К.,"Музична Украiна",1988г.

5. Шульпяков О.Ф. "Техническое развитие музыканта

Исполнителя".Л.,1973г.


В. Григорьев — Штрихи
(из книги «Методика обучения игре на скрипке»)

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов».

В основе штрихов лежит не деташе , как это часто неверно полагают, — ведь оно само является штрихом, а соотношение пяти различных элементов движения правой руки: 1) проведение смычка; 2) характер начального импульса и заключительное филирование звука; 3) нажим или ослабление давления смычка на струну; 4) использование сил упругой эластичности, заложенных в самом смычке (в частности, вибрация трости); 5) автоматизированные (дрожательные, колебательные) природные движения мышц руки. Эти элементы в той или иной степени присутствуют в каждом штрихе, но их сочетание и баланс различны.

Штрихи можно классифицировать по нескольким признакам. Наиболее плодотворно пользоваться все же двумя основными принципами и объединять их по музыкально-художественной выразительност и или по характеру исполнения, то есть по двигательным элементам .

В первом случае выделяются следующие группы:

1. Протяжные, певучие, плавные — деташе, легато, выдержанный звук (son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут основную художественную нагрузку, передают главные оттенки выразительности.

2. Отрывистые, ударные, маркированные — мартле, твердое стаккато, пунктирные штрихи, штрих Виотти, отрывистые, резкие акценты и др., выражающие энергию действия, напор, блестящие, героические образы, кульминационные моменты.

3. Острые, блестящие, полетные — спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато, тремоло, сальтандо, передающие легкость, блеск, изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения и т.п.

4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.

По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие группы: 1) основанные на лежащем смычке; 2) акцентированные, отделенные в той или иной мере друг от друга; 3) бросковые; 4) отскакивающие от струны. Представляется, что первая классификация штрихов, базирующаяся на выявлении их типологической выразительности, гораздо более органична, ибо непосредственно связана с музыкой, со слуховой и двигательной сторонами одновременно, а не только с одной технологической, как во втором случае. Рассмотрим скрипичные штрихи в соответствиии с данной классификацией.

Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.


За длительный период времени богатейшая практика игры- в первую очередь на скрипке и на виолончели-накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.


Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) - штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.


В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи - staccato и spiccato - отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.

Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).

В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.

Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов - их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.

Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

С помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.

Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально - шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

Лучшие статьи по теме