Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Общие тенденции и особенности развития современной культуры россии. Культурная жизнь современной россии

Общие тенденции и особенности развития современной культуры россии. Культурная жизнь современной россии

В России начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего - взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

Культура в современном обществе переживает состояние, определяемое подавляющим большинством исследователей, как "кризисное", "критическое", "пограничное", "пороговое" или "межэпохальное". Переполнение гносеологического пространства таким количеством синонимов в современной науке свидетельствует о напряженных попытках осмысления социокультурного процесса в постсоветской России. С одной стороны, современная культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов в обществе. С другой стороны, культура сама по себе оказывает заметное влияние на них, выступая, тем самым, своеобразным катализатором социального процесса. Подобное положение рассматривается в современной науке как "переходный тип культуры", когда культурная ситуация выходит за границы прежнего качественного состояния ("типа культуры"), но еще нс достигает целостности нового типа и другого системного уровня.

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от ее духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, а также от освоения им богатств отечественной и мировой культуры. Поэтому современную культурную ситуацию в нашей стране нельзя оценить однозначно и категорично, так как, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, а во-вторых, еще недостаточно ясна глубина и масштаб происходящих в ней перемен.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие наиболее очевидные проблемы культуры в современной России.

1. Размывание духовной самобытности российской культуры, что приводит к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

2. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции. Все это в конечном итоге препятствует нормальному процессу взаимодействия культуры и общества.

3. Коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет одностороннюю направленность: богатые люди России предпочитает вкладывать средства в развлекательную индустрию (это пока высокодоходная область). В то же время такие институты как образовательные учреждения, музеи, театры, библиотеки, классическое искусство не представляют коммерческого интереса, испытывают трудности из-за недостаточности финансирования. Это ведет к кризису данных институтов. В данной ситуации особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше отдаляется от духовной культуры, так как несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований и правовому нигилизму.

Обратите внимание!

Нигилизм (от лат. nihil – отрицание) как социальное явление выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

4. Рост интереса к национальным культурам. Это ведет к формированию уважения к ним, но при этом возрастание внимания к национальным культурам нередко используют в своих корыстных интересах политические элиты, что ведет к дестабилизации общественного и государственного устройства и порядка в обществе.

5. Культурно-коммуникативная апатия населения, которая приводит к ослаблению интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (прежде всего телевидения), падению посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Проблема состояния русского языка, которое рассматривается как индикатор культуры. Ученые отмечают, что на сегодняшний день в русском языке произошли негативные изменения, приведшие к снижению уровня грамотности, к распространению иноязычных слов, к широкому распространению сквернословия в обыденной речи.

7. Влияние на культуру России процессов глобализации в условиях экономических и политических изменений в жизни российского общества. С одной стороны, эго ведет к развитию межкультурного обмена и взаимодействия, с другой – создает угрозу разрушения национальных культур, что вызывает ответную реакцию защиты собственной культуры, стимулирует интерес к прошлому культуры, ее истокам, доминантам.

В современной культурной жизни России на молодое поколение ложится ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, а также за цивилизованную интеграцию России в мировое сообщество и культурное пространство. Поэтому особую актуальность приобретает выработка методологии культурной политики и разработка адекватных ей механизмов, имеющих четко выраженные приоритеты, а также усиление внимания к соответствующим ключевым проблемам формирования культуры в современной России.

Стоит отметить на сегодняшний день и положительные факторы развития российской культуры:

1) расширилось количество видов и форм художественного творчества, а также обогатился спектр культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;

2) стал богаче отечественный культурный обмен;

3) исчезало чувство культурной изоляции;

4) в галереи, музеи, на выставки возвратились многие художественные ценности, ранее несправедливо преданные забвению;

5) востребован и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;

6) использование конкретной и адресной поддержки различных инициатив, осуществляемая в виде целевых программ.

Среди таких программ можно перечислить следующие.

1. Целевые программы федерального характера:

– "Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов";

– "Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства";

– "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества".

2. Целевые программы регионального характера:

– например, "Развитие культуры и туризма в Брянской области" (2014-2020).

3. Целевые программы муниципального характера:

– например, "Развитие и сохранение культуры и искусства в городе Брянске" (2013-2017).

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

Одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенной нации, стране, культурному пространству; проистекает из приобретенного осознания общности культуры, истории, языка с той или иной социальной группой.

Разновидность социального нигилизма, сущность которого состоит в общем негативном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку: причиной правового нигилизма является правовое невежество основной массы населения.

Процесс сближения наций и государств мира и усиления взаимосвязей между ними, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период перестройки. Продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но, с другой, - прекратило финансирование творческой деятельности. Уже в 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Игоря Захарова-Росса. В Центральном доме художника прошла выставка работ Аркадия Петрова "Танцплощадка", выполненных в манере соц-арта, ведущими представителями которого являются художники Виталий Комар и Александр Меламид, поэты Дмитрий Пригов и Тимур Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция "Великая утопия", включавшая более тысячи картин русского авангарда 1915-1932 гг. Выходили труды русских религиозных философов - Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, книги писателей-эмигрантов - С. Д. Довлатова, А. Д. Синявского, А. А. Зиновьева, Саши Соколова. Любители поэзии получили возможность лично ознакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся в Россию великий русский писатель А. И. Солженицын. Продолжалась публикация произведений выдающихся деятелей отечественной культуры (Варлама Шаламова, Николая Эрдмана, Василия Гроссмана и др.), подвергшихся политическим репрессиям в годы сталинского террора.

В 1993 г. прозаику Владимиру Маканину была присуждена премия "Русский Букер". Вслед за этим редакция "Независимой газеты" учредила отечественную премию "Антибукер", присуждаемую по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями были отмечены работы и таких современных писателей, как Юрий Буйда, Юрий Давыдов, Марк Харитонов, Сергей Гандлевский, Олег Чухонцев, Андрей Сергеев, Вячеслав Пьецух, Виктор Пелевин, Борис Акунин (Г. Ш. Чхартишвили), Татьяна Толстая, Людмила Улицкая и др., чья популярность в нашей стране в последние годы необычайно выросла. В целом отечественная литература рубежа XXI в. отразила растерянность и непонимание людей, порожденные распадом "единого и могучего" Союза (например, повесть Фазиля Искандера "Пшада"), но в ней появились и новые "герои": "новые русские" нувориши, безработные и бездомные (например, повесть Зои Богуславской "Окнами на юг" и роман-эссе Оксаны Робски "Casual"). О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал Вячеслав Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести Андрея Дмитриева "Закрытая книга", в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы. Особую популярность в России получил детективный жанр, признанными лидерами которого стали произведения Александры Марининой (А. А. Марина) и Дарьи Донцовой (А. А. Донцова).

В условиях открытости новой России перед миром расширялись и контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Осмыслялись возвращенные культурные ценности. В июне 1993 г. вышел указ Президента РФ "О создании Международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря". Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве был организован и проведен "круглый стол" "Возрождение России: концепции и реальность", в работе которого принимали участие Василий Аксенов, Владимир Буковский, Александр Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры.

В культурно-созидательный процесс активно включались новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты звезд мировой эстрады. Совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е. Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а Ассоциация автопромышленников - премию "Триумф", присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. Наконец, в 1997 г. при поддержке правительства Москвы страховая группа "НАСТА" и Российский промышленный банк учредили национальную актерскую премию "Кумир". Значительный общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса "Золотая маска" и актерской награды "Хрустальная Турандот". Началось формирование законодательных основ меценатства, однако в целом покровительство культуре в нашей стране пока не получило должного распространения.

Государство также оказывало поддержку отечественной культуре. В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи, а к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 г. были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах". По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX столетия. Уже летом 1992 г. была образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках в связи с возможными международными осложнениями. Так, в 1995-1998 гг. в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже (Санкт-Петербург) прошли выставки произведений искусства, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (например, впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота "Сокровища Приама", собранная известным германским археологом Генрихом Шлиманом). Помимо этого под эгидой российского федерального и московского правительств широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997) и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (лето 1999).

В живописи на смену характерному для "перестроечных" лет отражению трагических событий советской истории пришло "обнажение язв" современной действительности. Популярными стали образы "человеко-зверей" (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко) и людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации (Василий Шульженко, С. Сорокин), мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстетизация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует отметить ренессанс реализма (например, портретного жанра, выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И. С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монументализма.

В 1992-2006 гг. в Москве были установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому, открыты мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Российской академии художеств (PAX) Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).

Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской православной церкви - храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента РФ при участии И. С. Глазунова.

Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. П. Табакова, Л. И. Райхельгауза, А. А. Калягина, О. Е. Меньшикова, С. Б. Проханова, В. Б. Ливанова, А. Б. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. П. Чехова. Среди наиболее популярных пьес "Дядя Ваня", "Иванов", "Чайка" А. П. Чехова, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, "Женитьба" и "Ревизор" Н. В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало проведение в Москве в апреле - июне 2001 г. Всемирной театральной олимпиады.

В связи с прекращением финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось со 178 в 1992 г. до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа осложнялось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших международных кинофорумах: "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, "Небеса обетованные" Эльдара Рязанова, "Барабандиада" Сергея Овчарова, трилогия "Молох", "Телец" и "Солнце" Александра Сокурова. Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны: "Мусульманин" Владимира Хотиненко, "Кавказский пленник" Сергея Бодрова (старшего), "Блокпост" Александра Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких корифеев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.

За последние годы система кинопроката в стране восстановилась. Так, в Москве были открыты несколько десятков современных кинозалов, оборудованных современной техникой, а бывший кинотеатр "Россия" стал киноконцертным залом "Пушкинский", где ежегодно проводится торжественное открытие восстановленного Международного Московского кинофестиваля, президентом которого является председатель Российского фонда культуры и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Ежегодно проводятся Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи (президент фестиваля с 2005 г. - Александр Роднянский) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе (президент - Виктор Мережко). Появились и новые имена кинорежиссеров. Так, картина Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" получила в 2006 г. главный приз Римского международного кинофестиваля, а фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" получил сразу двух "Золотых львов" на Венецианском кинофестивале. Новый фильм Никиты Михалкова "12" также завоевал приз "Золотой лев" в Венеции и был выдвинут на соискание национальной премии Американской академии киноискусства "Оскар" в 2008 г. Среди последних кинолент российских кинематографистов следует выделить такие, как "Артистка" и "Пассажирка" Станислава Говорухина, "Волкодав" Николая Лебедева, "Граффити" Игоря Апасяна, "Груз 200" Алексея Балабанова, "Изгнание" Андрея Звягинцева, "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова и "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой.

Заметным явлением в отечественном кинематографе стало творчество кинорежиссера Федора Бондарчука, снявшего фильм "9 рота" (2005) о событиях в Афганистане и фантастическую кинодилогию "Обитаемый остров" и "Обитаемый остров. Схватка" (2008-2009) по мотивам романа братьев Стругацких. Безусловно, важным событием 2008 г. стал выход на экраны кинопроекта "Адмиралъ", посвященного А. В. Колчаку (снятого режиссером Андреем Кравчуком при содействии Первого канала российского ТВ).

Современное состояние духовности и нравственности многонационального российского общества во многом обусловлено влиянием массовой культуры. Безусловно, признавая огромный вклад в отечественную культуру выдающихся деятелей эстрадного искусства, таких как Иосиф Кобзон и Алла Пугачева, вместе с тем необходимо отметить и растущую коммерциализацию этой сферы художественного творчества, стремление большого числа эстрадных исполнителей подстроиться под наиболее примитивные потребности публики и перенести на российскую почву отнюдь не самые лучшие образцы поп-культуры Запада. Между тем заслуживают всяческой поддержки и одобрения масштабные акции по организации в России гастролей всемирно известных эстрадных исполнителей, таких как Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Эрик Клэптон, Стив Уандер и ряда других. В 1990-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл "METRO", ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы. Вслед за этим появились мюзиклы "Норд Ост", "Нотр Дамм де Пари", "12 стульев", "Свадьба соек", "АББА" и др. Важным явлением в музыкальной жизни международного "шоу-бизнеса" стало проведение в Москве в мае 2009 г. конкурса Евровидение.

Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов являются электронные средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, ставшее в значительной степени в силу своей общедоступности "властителем дум" большинства рядовых россиян. Большое значение в связи с этим приобрело вещание телеканала "Культура", который знакомит зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, в том числе с произведениями некоммерческого кинематографа.

Культура в современном обществе переживает состояние, определяемое подавляющим большинством исследователей, как "кризисное", "критическое", "пограничное", "пороговое" или "межэпохальное". Переполнение гносеологического пространства таким количеством синонимов в современной науке свидетельствует о напряженных попытках осмысления социокультурного процесса в постсоветской России. С одной стороны, современная культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов в обществе. С другой стороны, культура сама по себе оказывает заметное влияние на них, выступая, тем самым, своеобразным катализатором социального процесса. Подобное положение рассматривается в современной науке как "переходный тип культуры", когда культурная ситуация выходит за границы прежнего качественного состояния ("типа культуры"), но еще нс достигает целостности нового типа и другого системного уровня.

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от ее духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, а также от освоения им богатств отечественной и мировой культуры. Поэтому современную культурную ситуацию в нашей стране нельзя оценить однозначно и категорично, так как, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, а во-вторых, еще недостаточно ясна глубина и масштаб происходящих в ней перемен.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие наиболее очевидные проблемы культуры в современной России.

  • 1. Размывание духовной самобытности российской культуры, что приводит к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
  • 2. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции. Все это в конечном итоге препятствует нормальному процессу взаимодействия культуры и общества.
  • 3. Коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет одностороннюю направленность: богатые люди России предпочитает вкладывать средства в развлекательную индустрию (это пока высокодоходная область). В то же время такие институты как образовательные учреждения, музеи, театры, библиотеки, классическое искусство не представляют коммерческого интереса, испытывают трудности из-за недостаточности финансирования. Это ведет к кризису данных институтов. В данной ситуации особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше отдаляется от духовной культуры, так как несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований и правовому нигилизму .

Обратите внимание!

Нигилизм (от лат. nihil – отрицание) как социальное явление выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

  • 4. Рост интереса к национальным культурам. Это ведет к формированию уважения к ним, но при этом возрастание внимания к национальным культурам нередко используют в своих корыстных интересах политические элиты, что ведет к дестабилизации общественного и государственного устройства и порядка в обществе.
  • 5. Культурно-коммуникативная апатия населения, которая приводит к ослаблению интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (прежде всего телевидения), падению посещаемости театров, музеев, библиотек.
  • 6. Проблема состояния русского языка, которое рассматривается как индикатор культуры. Ученые отмечают, что на сегодняшний день в русском языке произошли негативные изменения, приведшие к снижению уровня грамотности, к распространению иноязычных слов, к широкому распространению сквернословия в обыденной речи.
  • 7. Влияние на культуру России процессов глобализации в условиях экономических и политических изменений в жизни российского общества. С одной стороны, эго ведет к развитию межкультурного обмена и взаимодействия, с другой – создает угрозу разрушения национальных культур, что вызывает ответную реакцию защиты собственной культуры, стимулирует интерес к прошлому культуры, ее истокам, доминантам.

В современной культурной жизни России на молодое поколение ложится ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, а также за цивилизованную интеграцию России в мировое сообщество и культурное пространство. Поэтому особую актуальность приобретает выработка методологии культурной политики и разработка адекватных ей механизмов, имеющих четко выраженные приоритеты, а также усиление внимания к соответствующим ключевым проблемам формирования культуры в современной России.

Стоит отметить на сегодняшний день и положительные факторы развития российской культуры:

  • 1) расширилось количество видов и форм художественного творчества, а также обогатился спектр культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;
  • 2) стал богаче отечественный культурный обмен;
  • 3) исчезало чувство культурной изоляции;
  • 4) в галереи, музеи, на выставки возвратились многие художественные ценности, ранее несправедливо преданные забвению;
  • 5) востребован и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;
  • 6) использование конкретной и адресной поддержки различных инициатив, осуществляемая в виде целевых программ.

Среди таких программ можно перечислить следующие.

  • 1. Целевые программы федерального характера :
    • – "Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов";
    • – "Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства";
    • – "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества".
  • 2. Целевые программы регионального характера :
    • – например, "Развитие культуры и туризма в Брянской области" (2014-2020).
  • 3. Целевые программы муниципального характера :
    • – например, "Развитие и сохранение культуры и искусства в городе Брянске" (2013-2017).

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

Современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение потому, что культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Позитивные социально-экономические изменения первою десятилетия XXI века положительно сказались на культурной сфере общественной жизни. На основе преобразований 1990-х годов продолжалось создание новой российской культуры . Этот процесс был обусловлен, прежде всего, творческой свободой, улучшением жизни в стране и укреплением материальной базы культуры. Государство смогло выделять больше средств на ее развитие. Учреждения культуры смогли вписаться в новые рыночные отношения.

Положение и условия, в которых оказалась российская культура, были не­однозначны и новы для нее. С одной строим, культура стала свободна для творчества, открыта для мира, она интенсивно осваивала все художествен­ные стили и формы, эстетические тече­ния, существующие в мировой культуре. Деятели культуры и искусства активно включились и мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международ­ные конкурсы. С другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей- зрителю, читателю, слу­шателю, что неизбежно вело к коммер­циализации искусства, его ориентации на массового потребителя.

В 2000 году Правительство приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)» , в которой впервые речь шла о развитии , а не только о сохранении культуры . Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка.

Кризисные явления в культуре, в основном, были преодолены. Современная культура живет и развивается на новой основе.

Несмотря на трудности, начала восстанавливать свои позиции российская наука. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 году за работы по созданию полупроводниковых структур Нобелевская премия была вручена физику Ж. Алферову. В 2002 году российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Два российских ученых физика- А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург- стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 году.

Большие изменения произошли вначале XXI века в отечественном кинематографе . Вновь заработали все главные киностудии страны. Создано несколько новых павильонно-студийных комплексов. Быстро развивался кинопрокат. В кинотеатрах все больше показывают отечественные фильмы. Российские кинофильмы и телесериалы стали доминировать и в телепрограммах. Далеко не все из этих сериалов высокого качества, по многие позитивно отмечены критиками и телезрителями. На экраны сталивыходить сотни новых фильмов, и некоторые из них получил и международные премии. В начале века в России появилось много новых , громко заявивших о себе режиссеров. Более умело стали работать и кинопродюсеры, используя факторы рыночной экономики.

В 2005 году общее количество выпущенных фильмов по сравнению с 1990 годом увеличилось в 3,6 раза. Наряду с наращиванием количества выпускаемых фильмов, их содержание, уровень художественного и технического исполнения значительно приблизились к запросам массовой зрительской аудитории. В середине первого десятилетия XXI века появились картины, возрождавшие традиции военно-патриотического кино, отдающие дань уважения подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Широкий общественный резонанс вызвал телевизионный сериал «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, по роману М. Булгакова)- бережное кинематографическое прочтение одного из лучших литературных творений XX века. Несомненным событием культурной и духовной жизни современной России стал фильм П. Лунгина «Остров». Среди картин на военную тему примечательными событиями стали фильмы Ф. Бондарчука «9 рота», В. Луцика «Прорыв».

Результатом появления новых интересных для зрителя фильмов стал постоянный рост посещаемости кинотеатров. Значительно расширился репертуар куинотеатров, по показателям работы они приблизились к мировому уровню. Российская кинематография переживает период возрождения после глубокого кризиса, связанного с ее неподготовленностью к творческой свободе и функционированию в условиях рынка.

Литература. У российской литературы также были некоторые успехи в первой половине первого десятилетия XXI века, но они не так заметны, как достижения кино. Из писателей советского поколения продолжали работать А. Солженицын, Д. Гранин, В. Аксенов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Войнович.

Среди мастеров детективного жанра наибольшую известность приобрели Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Ф. Незнанский . Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм , ярким представителем которого является В. Пелевин . Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. Проханова, Э. Лимонова.

Роль литературы в культурной жизни страны значительно изменилась.

Бурно развивалось издательское дело. Появилось много новых издательств. По названиям книг издается во много раз больше, чем в СССР, но тиражи меньше, чем в советское время. В целом, российская литература нахо­дилась в стадии становления.

Театр . В театральной жизни России в начале XXI века продолжался подъем . Все известные российские театры, и в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, работали в 2004-2005 годах с полной нагрузкой. Появилось много новых постановок, и они шли при аншлаге. Создавались новые театры. Активизировалась театральная жизнь и во многих крупных городах России- в Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на- Дону, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. Некоторые ведущие столичные театры выезжали в 2004 и 2005 г. и границу впервые за пятнадцать лет. Успешно развивались музыкальные и детские театры.

Приоритетными мероприятиями в области театрального искусства стали международные проекты, такие как Международный театральный фестиваль имени Л.11. Чехова (г. Москва), театральная программа Первого Московского биеннале современного искусства. Особое место занимали творческие про­екты для детей и юношества: Международный фестиваль «Радуга»,Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова и другие. Российская театральная жизнь выходит на новый уровень.

Ситуация в изобразительном искусстве России характеризовалась наличием разнонаправленных тенденции и течений. Продолжали плодотворно работать И. Глазунов, А. Шилов. Наряду с сохранением традиций русской реалистической школы изобразительного искусства, широкое развитие получило актуаль­ное искусство. Оно подразумевает использование новейших визуальных технологий, носящих ярко выраженный интернациональный характер.

Важнейшим проектом в области современного изобразительного искусства в 2005 году стала Первая Московская международная биеннале современного искусства . В ней приняли участие свыше 150 российских и 50 зарубежных художников из 22 стран.

Наиболее значительным мероприятием в области монументального искусства стало начало работ но установке памятника лауреату Нобелевской премии М. Шолохову в Москве, приуроченное к 100-летию со дня рождения писателя.

Положительные изменения произошли и в развитии музыкального искусства. Государство смогло оказать ведущим музыкальным коллективам существенную материальную поддержку. В 2005 году в осуществлении государственной политики в области музыкального искусства приоритетными были крупные международные и всероссийские проекты. 2005 год, прошедший под знаком 60-ти летия Победы в Великой Отечественной войне, был ознаменован уникальными культурными событиями, получившими высочайшую опенку не ТОЛЬКО российской, но и мировой общественности. Триумфально была представлена симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Ю. Темирканова 7 мая в Большом зале Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и под управлением М. Шостаковича 9 мая в Альберт-Холле (Лондон, Великобритания).

Важным событием культурной жизни в 2007 году явилась подготовка и проведение XIII Международного конкурса имени П. Чайковского.

Несмотря на существующие объективные трудности, музыкальное искусство продолжало развиваться, расширялась сфера его деятельности и культурного влияния.

Культурная и духовная жизнь России в начале XXI века возрождалась в условиях свободы, па основе традиционной русской и советской культуры и новых рыноч­ных отношений, которые привносили свою специфику в процесс создания и усвоения культурных ценностей.

Лучшие статьи по теме