Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Виды внеклассных занятий по биологии. Внеклассная работа по биологии на современном этапе

Виды внеклассных занятий по биологии. Внеклассная работа по биологии на современном этапе

3.1. Организация внеурочной деятельности по формированию предметных, метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Внеурочная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества .

3.1.1.Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности

Ведущей целью образования становится приобретение обучающимися ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Ключевые компетенции и универсальные учебные действия включают навыки планирования и целеполагания, формулирования гипотезы, её решение, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности и предполагает наличие у учителя необходимого уровня профессиональной компетентности, гарантируемого в рамках ФГОС ВПО.

Проектная деятельность являются одним из необходимых средств обучения и воспитания, которая позволяют создать условия для развития ключевых компетенций и формирования универсальных учебных действий учащихся.

Целью внеурочной деятельности: является не только расширение и углубление знаний, полученных на уроке, но и в современных техногенных условиях, приближение обучения и воспитания к жизни. Создание условий для развития здоровой, творчески растущей личности.

Задачи : обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности.

Творческие способности я развиваю через исследовательскую и проектную деятельность – одну из самых эффективных. Проект или исследование – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся мыслительно-деятельностные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные навыки.

3.1.2. Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике

Для реализации стандарта нового поколения сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, что возможно при условии разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:

  1. интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;
  2. системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;
  1. вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы, использование проектной технологии;
  1. оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства .

Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности в своей практике я использую пошаговый подход такие, как:

Шаг №1. Изучение основных нормативных и распорядительных документов по организации внеурочной деятельности и соотнести:

Шаг № 2. Выявляю, при помощи анкетирования запросы детей и родителей на необходимость внеурочной деятельности.

Шаг № 3.Анализ:

  • выявляю, творческий потенциал учащихся;
  • сопоставляю, возможности ресурсов и материально-техническую сторону образовательного учреждения;

Шаг № 4. Изучаю дополнительные образовательные услуги, предлагаемые учреждениями дополнительного образования, и продумать возможные варианты совместной работы с ними:

Например, какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.

3.1.3. Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию

В условиях формирования современного образовательного пространства одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения .

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование .

Развиваю у обучающихся познавательную мотивацию, активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Формирую культуру здорового и безопасного образа жизни в условиях современного мира. В целом, это обеспечит развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся.

Именно внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, и профильного обучения, способствующей осознанному выбору обучающимися дальнейшего направления профессионального обучения. Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.

В мой учебный план включены внеурочные предметы как: «Я юный эколог» - 5-6 кл, «Я исследователь» в 8-9 классах. Данная программа обучения является круглогодичной, базируется на основе общешкольного проекта «Экология, туризм, «Байанай»». В проекте ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека.

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. В своей работе я использую все три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую, массовую.

Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по вопросам экологии, при работе над рефератами, выступлениями, статьями, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов. Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам элективных курсов, факультативов, кружков.

Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия: ученические конференции, семинары, конкурсы экологических работ, рисунков, плакатов, олимпиады, участие в различных экологических акциях, операциях, экологические исследовательские экскурсии.

Хочу заметить, что последние формы организации работы позволяют сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.

Ежегодно проводятся экологические акции и операции в школе, в процессе которых, дети видят значимость своей работы: «Помоги лесу», «Накорми птиц», «Очистим планету от мусора».

При использовании индивидуальной и групповой работы для формирования экологической культуры, невозможно без использования технологии проектно - исследовательской деятельности. В своей практике использую несколько видов проектов:

  • информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления;
  • исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
  • продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации;
  • практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных экологических проблем.

В младших классах мы начинаем с экскурсий, записываем наблюдения, всё интересное приносим в кабинет. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. К серьезной научно-исследовательской экологической работе школьники приобщаются постепенно. В 7-8 -х классах учащиеся выступают по результатам наблюдений на экскурсиях и жизненного опыта.

Юные исследователи – ежегодные участники районных и республиканских конференций, экологических акции ориентирую своих учеников на экологические проблемы нашей местности.

При проведении экологических исследований происходит общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических проблем своего региона. В процессе исследовательской деятельности школьник учится сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.

В связи объявленным президентом РФ «Годом Экологии 2017 г » Составила программу по экологическому воспитанию на год, которую успешно реализую в школе в сотрудничестве с моими коллегами на всех ступенях школьного образования.

Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи:

  • развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
  • воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;
  • расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
  • способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.

В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности на ступени основного общего образования рассматриваем:

- личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;

Метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

Предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.

В ходе реализации программы «Год Экологии 2017 » используются следующие методы :

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися :

  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
  • экскурсии, экологические акции и праздники;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Для проведения занятий имеется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии,) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология».

Программа экологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Проект «Экологическая тропа «Байанай»» разработана учащимися 8 и 11 класса ХСОШ во время работы в летнем лагере «Барылас». Назначение экологической тропы, состоит в том, чтобы создавать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде, приобщение граждан к миру живой природы.

Ребята хотят, чтобы каждый житель села, пройдя по экологической тропе, проникся мыслью сберечь природу родного края от любого неразумного обращения с ней.

Экологическая тропа служит учебно – просветительским кабинетом на местности, она рассчитана на ряд категорий посетителей: детей дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, отдыхающих.

В роли экскурсоводов на тропе - учащиеся 8 классов. На всем пути следования по маршруту экологической тропы:

  • произведено определение видового состава растений;
  • изучен рельеф экологической тропы;
  • определены виды околоводных птиц и фауна водоема;

Ребята написали мини-проекты каждому объекту.

Знания, навыки, личные качества, приобретенные ребятами в экологической работе, несомненно, будут полезными как во время учебы, так и в дальнейшей жизни.

В будущем для меня важным результатом деятельности школьной экологической программы является и то, что многие его воспитанники связали свою будущую профессию с природоохранной деятельностью.

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
  3. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  4. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Внеклассная работа по биологии

Считай несчастливым тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Я. А. Коменский

Важная задача школы - воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.

Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Очень часто, например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений, а учителя, интересующиеся биологией птиц, почти всю внеклассную работу подчиняют орнитологической тематике. Реализуется внеклассная работа в ее различных формах.

Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы «Семя» (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.

На уроках биологии я предлагаю учащимся понаблюдать во внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках всегда выясняю, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.

Кружковая работа может объединять, например ботаников, зоологов, физиологов, генетиков. Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.

На выставке могут быть представлены дневники наблюдений учащихся, фотоснимки сделанные в природе, коллекции и гербарии, выращенные растения и пр. Выставку можно назвать, например, «Летние работы учащихся», «Дары осени», и т. п. Отобранные на выставку экспонаты необходимо снабдить этикетками с указанием названия работы и ее исполнителя.

«Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии». Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитывая их. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение. Также внеклассные формы занятий способствуют развитию инициативы и коллективизма.

Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.

Внеклассные занятия, проводимые в системе всего процесса преподавания, развивают многосторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, практические навыки, их мировоззрение и мышление. Формы таких занятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у учащихся возникает интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных занятий и снова получает развитие и закрепление на уроке.

Интересы учащихся часто бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога - расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Основания к выделению форм внеклассной работы.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.

Основной формой внеклассной работы общепризнан кружок юных натуралистов. В выделении других форм наблюдаются расхождения. Наряду с кружком к формам внеклассной работы относят, например, внеклассное чтение. Наиболее приемлемое выделение форм предложено Н. М. Верзилиным. В книге «Общая методика преподавания биологии» (М., Просвещение, 1974) автор относит к формам внеклассной работы занятия индивидуальные, групповые и массовые. При этом кружок юных натуралистов в предложенной системе представлен как вид групповой формы внеклассных занятий.

При выделении форм внеклассной работы следует исходить как из числа учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так и из принципа систематичности или эпизодичности ее проведения. Принимая во внимание сказанное, более правильным будет выделить 4 формы внеклассной работы по биологии:

  • 1. Индивидуальные занятия;
  • 2. Групповые эпизодические занятия;
  • 3. кружковые занятия;
  • 4. массовые натуралистические мероприятия.

Выделять в самостоятельные формы внеклассное чтение или внеклассные наблюдения, изготовление наглядных пособий и другую работу, проводимую учащимися на основе их добровольности, вряд ли целесообразно, так как она используется как в индивидуальной, так и в эпизодической групповой, кружковой и массовой формах занятий.

Характеристика форм внеклассной работы по биологии.

Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Иногда, удовлетворяя любознательность отдельных школьников, учитель не ставит перед собой какой-либо цели, не направляет эту внеклассную работу в определенное русло и даже не считает, что он ее проводит. Такая картина часто наблюдается у учителей, не имеющих достаточного опыта работы.

Опытные учителя выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле своего зрения, ставят перед собой задачу развить их интересы к биологии, подбирают для осуществления этого соответствующие индивидуальные занятия, постепенно усложняя и расширяя их содержание. Некоторые учащиеся создают свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся учитель дает указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, изготовление искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое.

Групповые эпизодические занятия обычно организует учитель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается. Для проведения другого массового мероприятия учитель привлекает учащихся прежней эпизодической группы или создает новую.

Эпизодическая групповая внеклассная работа организуется и в связи с желанием учителя глубже заняться изучением живой природы своего края, например, провести инвентаризацию древесной и кустарниковой растительности, выяснить видовой состав птиц, населяющих места возле водоемов; изучить суточную активность животных тех или иных видов, «биологические часы» растений. Необходимость в организации такой эпизодической групповой работы обычно возникает при отсутствии в школе кружка юных натуралистов.

Кружок юных натуралистов - основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической натуралистической группы кружковые занятия объединяют школьников, систематически выполняющих их в течение года и даже нескольких лет. Состав кружка обычно стабилен и может включать как учащихся одного класса или параллельных классов, так учащихся, различающихся по годам обучения. Часто учащиеся объединяются в кружок не по возрасту и не по уровню подготовленности, а по склонностям, увлеченности юннатским делом.

Для натуралистического кружка характерны такие виды работы, как опыты и наблюдения (в природной обстановке, на учебно-опытном участке, в уголках живой природы); экскурсии на природе и в сельскохозяйственном производстве; участие в охране природы; издание рукописных журналов; изготовление наглядных пособий. Кружок юных натуралистов - организатор всех внеклассных массовых биологических мероприятий.

В практике работы школ имеют место различные натуралистические кружки. Одни из них включают разнообразную биологическую тематику занятий, другие - довольно узки по содержанию работы. Так, наряду с кружками юных ботаников или опытников растениеводства часто встречаются кружки комнатного цветоводства или даже кружки кактусистов.

При определении содержания работы кружка наиболее целесообразно исходить из того, что всякий школьник, заинтересовавшийся биологией, должен иметь разносторонние знания о живой природе. Поэтому узкая специализация в самом начале кружковой работы преждевременна. Практика многих учителей показывает, что кружковая работа в школе идет более успешно, если кружковцы, ознакомившиеся вначале с возможными разнообразными проблемами, затем в процессе занятий сознательно выбирают для себя направление, которое более соответствует их интересам.

Массовые натуралистические мероприятия организуются по инициативе учителя биологии и проводятся при активном участии кружка юных натуралистов, школьного ученического актива, администрации школы, учителей-предметников. Планы проведения массовых мероприятий утверждают педагогические советы школы.

К массовой работе привлекается большое число учащихся - параллельные классы, вся школа. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводят такие виды массовой работы, как биологические олимпиады; тематические вечера посвященные Дню здоровья, Дню птиц, Неделе сада, Неделе леса; кампаний по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.

Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами обычно возникает у школьников при выполнении индивидуальных заданий. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Если в классе окажется несколько таких школьников, то учитель объединяет их во временные натуралистические группы, а в последствии - в кружки юных натуралистов, работая в которых они принимают активное участие в подготовке и проведении массовых натуралистических мероприятий.

Использование на уроках результатов индивидуальной, эпизодической групповой и кружковых работ (например, демонстрации изготовленных пособий, сообщения о проведенных наблюдениях, доклады, подготавливаемые на основе внеклассного чтения) способствуют вовлечению во внеклассную работу учащихся, не проявивших к ней ранее должного интереса. Часто некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой внеклассной работе по озеленению школьной территории, изготовлению птичьих домиков, в качестве слушателей, впоследствии становятся либо юннатами, либо активно включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.

В школах, где хорошо налажена внеклассная работа по биологии, имеют место все ее существующие формы. Проведение массовых мероприятий обязательно связано как с индивидуальными, так и с групповой эпизодической и кружковой работами учащихся.

Связаны между собой и дополняют друг друга и виды внеклассной работы. Так, в процессе проведения наблюдений Ии опытов над растениями и животными либо самонаблюдений у школьников возникают различные вопросы, ответы на которые они находят в научно-популярной и научной литературе, а затем после работы с ней (внеклассное чтение) снова обращаются к опытам и наблюдениям для уточнения, зримого подкрепления знаний, полученных из книг.

Изучение опыта работы школ показывает, что внеклассную работу по биологии проводят во всех ее формах. Почти в каждой школе имеется натуралистический кружок, проходят различные массовые мероприятия, организуются индивидуальные и групповые эпизодические занятия. Однако часто внеклассная работа сводится лишь к организации выставок летних работ учащихся, проведению олимпиад, Недели биологии, Дня птиц. В остальное время обычно осуществляется уход за комнатными растениями, выпуск бюллетеней на основе использования материалов из научно-популярных периодических изданий, проводятся «Часы занимательной биологии». Между тем специфика внеклассной работы по биологии - науке, изучающей живое, связана с такими видами работы, которые включают самостоятельные исследования школьников, ставят их в положение первооткрывателей, вызывают настоящий интерес к познанию природы.

Внеклассная работа - это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

В наше время изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная социализация личности в период обучения и после его окончания, самореализация являются важными задачами учебно-воспитательного процесса. В системе школьного обучения, биологическая дисциплина занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но существует проблема привлечения внимания и интереса школьников на уроке. Эта проблема может быть решена с помощью проведения ряда внеклассных мероприятий. Организация внеклассной работы по биологии должна быть составной частью учебно-познавательной деятельности учащихся, вызывать интерес у детей, увлекать различными видами деятельности. Цель внеклассных занятий - укрепление и расширение знаний по биологии в условиях свободного выбора тематики занятий и отсутствии строгого регламента учебного времени при выполнении работ. В число основных учебно-воспитательных задач внеклассных занятий входят:

удовлетворить запрос учащихся, особо интересующихся и увлекающихся биологией, проявляющих любовь к живому, желающих лучше узнать свойства природы;

заинтересовать учащихся знаниями о живой природе, развить навыки наблюдения и экспериментирования, воспитать бережное отношение к природе;

создать благоприятные условия для проявления творческих способностей в области предметной биологической деятельности (натуралистической, экологической, физиологической, общебиологической и др.);

развить самостоятельность в исследовательской и проектной деятельности по биологии в тесном единстве с работой в коллективе;

осуществлять прямые и обратные связи внеклассных занятий с уроками биологии [Верзилин 1983: 27].

Знания и умения по биологии приобретаемые учащимися на уроках находят на внеклассных занятиях значительное углубление и осознание учебного материала, что оказывает влияние на повышение интереса к предмету. Например, тематические мероприятия во внеклассной работе позволяют ученикам изучить новый материал или углубить изученный в процессе игровой деятельности, что значительно повысит интерес к учебному материалу, а также к биологии, как к учебной дисциплине в целом. Кроме того, по современным стандартам образования часы проведения уроков по биологии сокращены, в связи с этим возникает проблема нехватки учебного времени на изучения материала. Одним из вариантов решения этой проблемы также может стать проведение внеклассной работы с детьми, что позволит не только компенсировать недостаток времени, но и получить дополнительную информацию по предмету, сформировать ответственное отношение к природе, развить интерес к биологической науке.

Внеклассная работа в отличие от уроков, должна организовываться по желанию, как учителя, так и учеников. Кроме того учитывать интересы и склонности учащихся в данном возрасте, позволять выбирать детям вид внеклассной занятий. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его - задача учителя. Также задачей учителя является привлечение всех без исключения учеников к такой работе. Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-то животному, поэтому еще одной задачей учителя является расширение кругозора учеников, воспитание образованного человека, любящего природу, науку, формирование исследовательских и творческих умений. Внеклассное мероприятие может включать не только детей одной возрастной категории, но и объединять учащихся из разных классов, что будет способствовать развитию коммуникации между детьми, сплочению школьного коллектива и позволит проводить контроль более старших школьников над младшими. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Например, учитель может дополнить учебную работу углубленным изучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиями по микробиологии, генетике, физиологии, истории научных открытий и др.

Помогая организовать внеклассное мероприятие, дети учатся организаторским навыкам, это умение им пригодится как в дальнейшем обучении в школе, так и после его окончания. Также внеклассная работа помогает осуществить связь между теорией и практикой, при проведении наблюдений за биологическими явлениями и объектами, экспериментов. Кроме того задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений у учащихся. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов. Эта деятельность способствует не только развитию мышления учащихся, но и формирует волевые качества (необходимость довести начатое дело до конца), воспитывает бережное отношение к живым объектам, которые изучаются [Трайтак 2002: 32].

Проводя внеклассное мероприятие, учитель имеет возможность ближе познакомиться со своими учениками, а также использовать результаты мероприятия на уроках, например, наглядные пособия, также внеклассную работу можно использовать для оценивания учеников на основных уроках. Участвуя в игровом процессе, викторинах, размышляя о различных проблемах биологии, ученики учатся делать выводы, развивают логическое мышление. Если школа не организует увлекательную и разнообразную деятельность учащихся в их свободные часы, то это время ученики нередко проводят в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Внеклассная работа отвлекает детей от "пустого" время провождения, она является полезной, развивает положительные качества и творческие способности школьников, и в то же время является отдыхом для детей. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за различными интересными объектами и явлениями, экспериментам, уходу за домашними растениями и животными, чтению научной биологической литературы. У детей с плохой успеваемостью по биологии при систематическом проведении внеклассных занятий, как правило, возникает интерес к предмету биологии, улучшается успеваемость. А также внеклассная работа приобщает детей к трудовой деятельности и любви к животным и растениям: уход за растениями и животными в уголке живой природы, поделка и ремонт клеток, заготовка корма на зиму, посадка деревьев, кустарников и цветов на пришкольном участке. У детей возникает чувство ответственности перед учителем и товарищами за порученное дело, ответственность перед самим собой, умение доводить начатое дело до конца. Кроме того массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации не перегружают учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями, а наоборот способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д. Ушинский: "Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью" [Ушинский 1954: 111]. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсией, внеурочными и домашними работами. Но внеклассные занятия не должны превращаться в дополнительные уроки по биологии. В таком случае интерес к внеклассным занятиям у учеников может ослабеть и исчезнуть.

При оформлении результатов внеклассной работы при помощи школьных газет, наглядных пособий, участии в выставках развиваются творческие способности ученика, которые необходимы как в других школьных дисциплинах, так и в большинстве будущих профессий после окончания школы. Если внеклассная работа связана с участием в различных биологических олимпиадах, конкурсах она вызывает потребность школьников в научно-популярной литературе и приобщает их к внеклассному чтению для дополнительного источника информации по интересующим вопросам биологии и других дисциплин естественнонаучного цикла.

То есть, хорошо организованная внеклассная работа по биологии способствует:

повышенному интересу к дисциплине, следовательно, более углубленным познаниям в биологии;

развитию творческих способностей, инициативности;

развитию чувства ответственности перед природой, любви к ней;

самостоятельности, развитию организаторских навыков;

развитию логического мышления, умение делать выводы;

умению использовать полученные знания на уроках биологии и в жизни.

Внеклассная работа по биологии дает возможность глубже осуществлять связь теории с практикой, реализовать принцип политического обучения. Она приобщает школьников к различному посильному труду: поделке и ремонту клеток для животных уголка живой природы и зоотехнического отдела учебно-опытного участка, заготовке корма, ухода за животными, подготовке почвы и постановке опытов и наблюдений над растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников и т.п., а это в свою очередь воспитание у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

В тоже время внеклассная работа по биологии не сводится только к опытным и наблюдениям. Значительное место в ней имеют занятия по изготовлению наглядных пособий, организации биологических олимпиад, выставок, выпуск стенных газет, общественно полезная работа по охране природы, в сельском хозяйстве и лесничествах.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занять важное место в деятельности каждого учителя биологии.

внеклассная работа урок биология

Список литературы

  • 1. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
  • 2. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.
  • 3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.2. - М.: 1954. - 584 с.

Лучшие статьи по теме