Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Обучение игры в шахматы для начинающих. Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах

Обучение игры в шахматы для начинающих. Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах

Шахматы - это невероятно интересная и притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых. Тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением: даже дети умеют играть и нередко побеждают взрослых. Прочтите данную статью и научитесь играть в шахматы - одну из самых лучших настольных игр.

Шаги

Часть 1

Понимание игры, доски и фигур
  1. Изучите виды фигур и то, как каждая из них ходит. Каждая фигура перемещается по доске по-своему. Ниже перечислены названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся).

    • Пешка : самая базовая фигура в игре (их 8 у каждого игрока). Своим первым ходом она может пойти вперед на одну или две клетки, но после этого может ходить вперед только по одной клетке. Пешки могут бить фигуры, которые находятся перед ними на соседней клетке по диагонали. Пешка не может ходить назад и является единственной фигурой, которая ходит и бьет по-разному.
    • Ладья выглядит как крепостная башня. Она ходит по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток. При этом ладья может бить фигуры противника в конце своего хода.
    • Конь выглядит в соответствии со своим названием и является самой хитроумной фигурой. Он ходит буквой “Г” на две клетки по горизонтали и затем одну по вертикали или на одну клетку по горизонтали и две по вертикали в любом направлении. Конь - это единственная фигура, которая может “прыгать” через другие фигуры, как свои, так и чужие. Взять он может только те фигуры противника, которые находятся на последней клетке его хода.
    • Слон ходит только по диагонали и может передвигаться на любое количество клеток. В конце хода он может бить фигуры соперника.
    • Ферзь : самая сильная фигура (обычно с более женственной короной, чем у короля). Может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали и брать фигуры противника в любом из этих направлений.
    • Король может ходить или брать фигуры на одну клетку от себя в любом направлении. Эту фигуру нельзя отдавать ни за какую цену, так как это будет означать проигрыш партии. Короля нельзя ставить под шах. Если в результате хода противника король попал под шах, его необходимо сразу же отвести или прикрыть. Если один из игроков ставит мат королю, он выигрывает партию.
    • Помните, что у каждой фигуры есть относительная ценность.
      • Король наиболее ценен, его необходимо защищать.
      • Ферзь - самая разноплановая фигура, которая отлично подходит для атаки и двойных ударов. Ферзь сочетает силу слона и ладьи. Он считается самой ценной фигурой после короля.
      • Кони отлично подходят для внезапных атак и “вилок”. Их необычная манера ходить часто оказывается неожиданностью для новичков.
      • Слоны прекрасно проявляют свою силу в открытых позициях. Новички часто недооценивают слонов и не используют все их возможности.
      • Ладьи являются сильными дальнобойными фигурами. Они проявляют свою полную силу на открытых вертикалях.
      • Пешки могут показаться чем-то незначительным, но они отлично подходят для того, чтобы пожертвовать ими ради захвата более сильной фигуры. Иногда пешка может поставить мат самому королю!
  2. Узнайте, что такое “шах”. Если короля атакует одна из фигур соперника, то говорят, что он находится под шахом. Если королю поставили шах, он ДОЛЖЕН немедленно уйти из-под шаха. Это можно сделать одним из трех способов:

    • походить королем на ту клетку, где его никто не атакует, то есть туда, где он не находится под шахом;
    • побить объявившую шах фигуру;
    • закрыться от шаха одной из своих фигур - этот способ не годится в том случае, если шах объявлен пешкой или конем;
    • если король не может своим ближайшим ходом уйти от шаха, то ему мат - в этом случае партия завершается, и побеждает тот, кто поставил мат.
  3. Поймите основной принцип шахматной игры. В шахматах вы пытаетесь поставить мат королю оппонента, а он - вашему. Это основная цель, а вторая по важности, очевидно, заключается в том, чтобы защитить своего короля от мата. Для этого нужно уничтожить как можно больше фигур оппонента и при этом постараться сохранить свои фигуры.

    • Шахматы - интеллектуальная стратегическая игра. Есть много ходов и правил, которые новички не смогут сразу предусмотреть и понять. Будьте терпеливы! Самое интересное начинается с практикой.
  4. Расставьте фигуры. Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можно расставить их на шахматной доске. Расположите ее так, чтобы у каждого игрока справа внизу была белая клетка. Ниже описано, как следует расставлять фигуры.

    • Расположите все пешки на втором ряду перед вами так, чтобы вас отделяла от соперника стена из пешек.
    • Поставьте каждую ладью в угол на вашей стороне доски.
    • Расположите коня рядом с каждой ладьей и слона рядом с каждым конем.
    • Поставьте ферзя на левую клетку из оставшихся двух в соответствии с его цветом (черный ферзь должен стоять на черной клетке, белый - на белой).
    • Наконец, поставьте короля на последнее оставшееся поле. Убедитесь, что у вашего партнера такая же расстановка фигур. Ферзи и короли должны стоять напротив друг друга.
  5. Если вы настроены всерьез, изучите шахматную нотацию. Каждому полю на доске соответствует буква и цифра. Если кто-то говорит "конь на с3", с3 означает конкретную клетку на доске. Это упрощает запись шахматных партий. Шахматная нотация описана в данной статье .

    Часть 2

    Процесс игры
    1. Белые ходят первыми. Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и приступают к розыгрышу дебюта. Белые делают первый ход, а черные отвечают. Дебют - одна из важнейших стадий игры. Не существует единственно “правильного” способа разыграть его, так как у каждого свой стиль. Найдете свой стиль и вы. Тем не менее есть несколько вещей, о которых следует помнить.

      • Не спешите немедленно атаковать. В дебюте вы просто ищете для своих фигур наиболее удобные позиции. Следует размещать их на выгодных и безопасных позициях.
      • Как правило, в самом начале партии не стоит делать больше двух ходов пешками. Далее обратите внимание на более сильные фигуры - слонов, коней, ферзя и ладьи. “Развивайте” фигуры до тех пор, пока они не займут выгодные позиции (например, в центре доски).
      • Многое в дебюте зависит от ходов соперника - необходимо внимательно присматриваться к его игре. Следите за ходами противника и пытайтесь понять, чего он хочет. В шахматах, как ни в какой другой игре, важно уметь разгадать замыслы соперника.
    2. Помните о правиле взятия на проходе. Многие новички забывают об этом правиле. Однако если вы хотите научиться лучше играть в шахматы, запомните следующее правило:

      • Как вы помните, своим первым ходом ваша пешка может пойти на два поля вперед. Предположим, что вы так и делаете, и ваша пешка останавливается рядом (то есть на той же горизонтали) с пешкой соперника. Следующим и только следующим ходом ваш противник может взять вашу пешку на проходе . Обычно пешка бьет только наискосок, и в этой ситуации она может побить пешку противника на проходе и продвинуться при этом на одну клетку по диагонали, как обычно.
      • Опять-таки, это может произойти только сразу же после того, как пешка первым ходом походила на две клетки. Через ход такая возможность теряется. Бить на проходе могут только пешки. Другие фигуры не могут бить пешку на проходе.
    3. Ходите по очереди. И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытайтесь добраться до вражеского короля и устранить стоящие на вашем пути фигуры. В первую очередь старайтесь атаковать ферзя и короля вашего оппонента, хотя есть и много других возможностей для победы.

      • Может показаться, что пешки просто путаются под ногами, но не спешите ими жертвовать. Если одна из них пройдет до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля)! Обычно ставят ферзя, но можно превратить пешку и во что-то другое, например в коня, ладью или слона. Если вам удастся провести пешку до последней горизонтали, это очень сильно повлияет на ход игры.
    4. Всегда думайте на несколько ходов вперед. Если вы поставите своего коня сюда, что произойдет? Не подставите ли вы его под удар фигур оппонента? Есть ли у вас есть время на атаку, или же ваш король (или ферзь) нуждается в защите? Каким образом можно атаковать соперника? Куда повернется игра в следующие несколько ходов? Какая позиция может возникнуть через несколько ходов?

      • Это не та игра, где можно бездумно переставлять фигуры - они все влияют друг на друга тем или иным образом. Беспечность может привести к тому, что своя же пешка будет стоять на пути вашего слона, король будет защищен только конем, а ладья оппонента неожиданно атакует вашего ферзя. Поэтому планируйте свои ходы и, по возможности, предугадывайте ходы своего соперника. Чтобы выиграть, вам придется проявить все свое мастерство!
      • По возможности всегда принимайте контрмеры. Можно подставить пешку под слона противника, если следующим ходом вы заберете его конем. Иногда следует идти на хорошо спланированные жертвы.
    5. Научитесь делать рокировку. Помимо взятия пешки на проходе, есть еще один особый ход. Это рокировка, в которой участвуют король и ладья. Рокировка представляет собой единственный случай, когда одновременно перемещаются две фигуры. При рокировке король и ладья меняются местами - это позволяет укрыть короля и вывести ладью, убивая сразу двух зайцев. В результате король оказывается в надежном укрытии.

      • Для рокировки необходимы следующие условия:
        • участвующие в рокировке король и ладья еще не ходили;
        • король не находится под шахом;
        • между королем и ладьей нет других фигур;
        • при рокировке король не проходит через клетки, которые находятся под ударом фигур противника.
      • Одним движением одновременно перемещаются король и ладья. Сначала необходимо передвинуть короля на две клетки в сторону ладьи, а затем поставить ладью на клетку за королем. При рокировке вправо король двигается на две клетки вправо, а ладья - на две клетки влево. При рокировке в левую сторону король движется на два поля влево, а ладья - на три вправо.
    6. Поставьте мат королю соперника и выиграйте партию. Следует поставить шах королю противника, от которого он не сможет скрыться. Можно объявить “Мат!”, хотя это и не обязательно. В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении.

      • Иногда получается пат, и в этом случае игра завершается вничью. При пате тот игрок, чья очередь хода, не имеет возможности походить куда-либо королем или другими фигурами, и при этом его король не находится под шахом.
      • Есть и несколько других ситуаций, в которых игра может закончиться вничью.
        • По согласию обоих игроков. Если оба игрока считают, что они не могут выиграть, они могут согласиться на ничью.
        • В результате повтора ходов. Если одна и та же позиция повторится на доске три раза, игра завершается ничьей. Например, если оба игрока игрока повторно ходят конями на одни и те же клетки, фиксируется ничья.
        • По правилу 50 ходов. Если никто из игроков не может походить пешкой или взять фигуру соперника в течение 50 ходов, игра завершается ничьей. Это предотвращает бесконечное продолжение игры и возможность взять противника “на измор”.
        • При недостаточном материале. Если у обоих соперников недостаточно фигур для того, чтобы поставить мат, игра завершается ничьей. Например, король и конь не могут поставить мат одинокому королю.
        • Если на доске остались одни короли. Это частный случай недостаточного материала, поскольку нельзя поставить мат одним королем. В таком случае игра заканчивается ничьей.

    Часть 3

    Стратегия игры
    1. Используйте все фигуры. Например, не ходите слишком долго одним конем лишь потому, что им можно ставить шахи. Используйте все свое войско! Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, что они используют лишь некоторые из своих фигур. При этом остальные фигуры отстают в развитии и становятся легкой добычей для соперника. Оживляйте игру и заставляйте своего оппонента быть настороже.

      • В дебюте продвиньте несколько пешек на одну-две клетки вперед, а затем начните ходить другими фигурами. Это позволит вывести больше фигур с первой горизонтали, они легко войдут в игру и усилят ваш атакующий потенциал.
    2. Контролируйте центр. Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, ваши фигуры обладают большей подвижностью, чем на краях и в углах доски. Например, если конь стоит в углу, он может сделать лишь два разных хода, в то время как в центре количество ходов увеличивается до восьми ! Постарайтесь как можно скорее установить контроль над центром доски.

      • Именно поэтому многие начинают партию ходами центральных пешек. Только следите, чтобы вы не подставили своего короля под мат от удачно расположенного слона или ферзя!
    3. Не отдавайте свои фигуры без причин. Хотя это довольно очевидно, многие игроки (даже гроссмейстеры!) иногда теряют свои фигуры. Если вы должны отдать фигуру, постарайтесь обменять ее на что-то. Никогда не отдавайте фигуры бездумно - они все ценны, от пешки до ферзя. Значимость каждой фигуры можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:

      • пешка - 1 балл;
      • конь - 3 балла;
      • слон - 3 балла;
      • ладья - 5 баллов;
      • ферзь - 9 баллов;
      • король бесценен, так как его потеря означает проигрыш партии.
    4. Защищайте своего короля. Этому следует уделять особое внимание. Даже если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то просто обязаны защищать своего короля. Спрячьте его в угол с помощью рокировки, прикройте его несколькими пешками и предусмотрите пути отступления на тот случай, если соперник поставит шах. После этого атакуйте сами, чтобы ваш оппонент начал подумывать о бегстве, а не об атаке, и чем скорее, тем лучше.

      • В начале и середине партии сам по себе король мало что может сделать. На этих стадиях игры королю почти всегда требуется прикрытие от шахов в виде нескольких фигур. Однако в конце игры, когда на доске остается мало фигур и немного пешек, король превращается в полноценную боевую единицу, и его следует вывести в центр доски.
    • Внимательно следите за ходами соперника. Они повлияют на ваши ходы, но не на план, который вы хотите реализовать.
    • Учитесь на ошибках. Будучи новичком, вы просто обречены на ошибки. Даже гроссмейстеры “зевают” и проигрывают.
    • Вы можете считать, что полностью развили свои фигуры, когда ваш король сделал рокировку, слоны и кони выведены с начальных позиций, и пространство между ладьями свободно.
    • Старайтесь держать в центре доски большое количество фигур. Чем больше пешек вы оставите позади, тем лучше они прикроют вашего короля.
    • Не расстраивайтесь из-за частых проигрышей. Чтобы как следует научиться играть в шахматы, требуется определенное время - многим мастерам понадобилось для этого больше 10 лет!
    • Выучите несколько шахматных ловушек, чтобы использовать их самим и не попадаться на уловки соперника.
    • Обдуманно ходите пешками. В отличие от других фигур пешки не могут вернуться на то поле, с которого они ушли. Они довольно неповоротливы, и расположение пешек во многом определяет ход шахматной партии.
    • Не пытайтесь поставить быстрый мат. Если вы сосредоточите все свои усилия на попытках поставить быстрый мат, ваш соперник может наказать вас за это.
    • Никто не знает рецепта 100-процентного выигрыша. В шахматах нет метода, который позволял бы наверняка выиграть партию.
    • Лучше всего располагать фигуры на четырех центральных клетках, поскольку здесь их подвижность максимальна. Таким образом вы увеличите количество своих возможных ходов и сократите выбор соперника.
    • Иногда рокировка опасна и может привести к проигрышу. В других случаях путем рокировки можно даже поставить мат королю соперника! Принимайте решение исходя из конкретной позиции на доске.

    Предупреждения

    • Быстрые шахматы не для начинающих. Они сложны, располагают к конкуренции и создают неуверенность в своих силах у новичков.
    • Шахматные фигуры могут быть опасны для маленьких детей - они могут проглотить их.

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).


Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.


А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.


Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.


Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.


Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.


Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.


Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.


Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.


Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.


Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.


Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.


Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.


На странице представлена подборка шахматных уроков, которые позволят изучить основы игры, научится правильно начинать и заканчивать шахматную партию. Начинающий игрок изучит эффективные приемы атаки для получения преимущества над соперником и завершения партии в свою пользу.


Первое обучающее видео рассказывает об основах игры, об основных моментах, которые позволяют начать играть в шахматы. Объясняются правила расстановки фигур на доске, правила, по которым ходят фигуры. У ученика, который смотрит видео, формируются понятия о шахе и мате. Особое внимание уделяется рокировке короля, ее правилам, видам и особенностям.


Рассказ о стратегии и тактике игры в шахматы, объясняются эти понятия, различие между ними. Поднимается вопрос о комбинировании и просчете возможных ходов и путей развития событий на шахматной доске. Сравнивается ценность игровых фигур. Во второй части видео рассказывается о важнейшей части тактической игры: связках фигур.


Данный урок рассказывает о другом тактическом приеме в игре: завлечении. Целью завлечения является принуждение соперника своей фигурой занять выгодное для вас, и не выгодное для себя поле. Рассматривается вопрос жертвы фигуры с последующим получением качественного преимущества и неминуемого мата. Объясняется понятие «двойной шах».


Еще один прием правильной тактики: отвлечение фигуры противника. Игрок вынуждает соперника переместить одну из своих фигур на нужную ему клетку (как правило, жертвуя при этом свою фигуру), при этом получая либо значительное качественное преимущество, либо завершая игру атакой на короля и матом. Уделяется внимание приему «форточка» при совершенной рокировке.


Изучение мощнейшего инструмента атаки – двойного удара, который завершает задуманную комбинацию и приводит к получению количественного преимущества над соперником. Двойной удар – удачное сочетание двух вышеизученных тактик: отвлечения и завлечения, заканчивающийся созданием «вилки».


Углубленно рассматривается понятие «шах». Изучается реализация «двойного шаха» и «открытого шаха», при которых соперник теряет фигуру либо проигрывает партию, вынужденно уводя короля из-под удара. Рассказывается о приеме «мельница», включающая в себя последовательность «двойных шахов» при выигрыше материального преимущества.


Рассматривается тактика «открытого нападения», где при атаке на фигуру соперника появляется возможность улучшения материального (количественного) положения за счет взятия более значимой фигуры соперника, либо выигрышного окончания партии.


Урок посвящён правилам развертывания фигур в выгодную позицию в начале игры. Рассматриваются основные правила разыгрывания дебютов для получения преимущества и захвата центральной части доски. Приводятся основные принципы для успешного начала партии: сохранение темпа, ранняя рокировка, развитие легких фигур и другие.


Рассматриваются основы эндшпиля – завершения шахматной партии при материальном преимуществе игрока над соперником. Рассказывается, какими фигурами можно поставить мат одинокому королю. Изучается техника мата при наличии короля и ферзя.


Продолжение изучения эндшпиля – удачное завершение шахматной партии при наличии короля и ладьи при одиноком короле соперника. Рассматриваются основные принципы техники такого мата, правильная постановка фигур, указываются на возможные ошибки.

Хотите, мы дадим вам классную методику обучения ребенка игре в шахматы с нуля, благодаря которой он начнет обыгрывать вас, и не только, уже через 2-3 недели?

Хотите, чтобы ваш малыш в таком маленьком возрасте выполнил 2-3 спортивный разряд по шахматам и побеждал на шахматных турнирах?

Хотите чтобы ваш ребенок стал интеллектуально развитым, умным и сообразительным?

Всего на секунду представьте, как вы будете гордиться своим ребенком, когда он будет стоять на пьедестале и держать в руках кубок чемпиона... Это память на всю жизнь...

И когда ваш ребенок вырастет, он обязательно скажет, - "Спасибо мама/папа, за то, что научили меня играть в шахматы...


Он еще не
знает что такое ШАХМАТЫ
а вы очень хотели бы научить ребенка играть в них

32 простых и пошаговых видеоурока
для родителей, которые хотят подарить своему ребенку успешное будущее…

Его первая победа принесет всем вам массу положительных эмоций, чувство гордости за своего ребенка и останется в памяти на всю оставшуюся жизнь…
Не верите? Тогда почитайте удивительную историю маленького 4-х летнего шахматиста по имени Жорик.

Георгий не является гением или вундеркиндом, нет. Еще совсем недавно он вообще не умел играть в шахматы, а сейчас обыгрывает даже 30-40-летних шахматистов со стажем и удивляет опытных игроков.

Спустя 2 месяца после того, как Жорик впервые взял шахматную фигурку в руки, он отправился на чемпионат детского кубка России по шахматам, где взял почетное 2 место среди 44 соперников (возраста 6-8 лет) и сразу же привлек внимание всех городских и региональных СМИ.



В возрасте 4,5 годика Жорик принимает участие в самом настоящем чемпионате МИРА по быстрым ШАХМАТАМ FIDE среди детей до 8 лет, куда съезжаются одни из самых сильнейших шахматистов различных уголков света.



Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Результаты были просто поразительные. Из возможных 9 очков, Жорик набирает 5 и обходит в турнирной таблице более 100 соперников. Организаторы чемпионата не смогли не отметить его на закрытии:

Награждение Жорика на чемпионате мира FIDE по шахматам.

Награды
Жорика:

За спиной Жорика уже более 8 крупных шахматных турниров в том числе и международных. В 4,5 года он имеет ВТОРОЙ юношеский разряд, рейтинг РШФ более 1200 и играя в группах М9 (до 9 лет) умеет записывать шахматную партию.









Фото из шахматной жизни Жорика. Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Вы спросите. Кто же научил этого юного чемпиона так хорошо играть в шахматы? Отвечаем… Его папа, Александр Борисов.


Александр Борисов – ваш личный помощник в обучении вашего ребенка игре в шахматы.

Играет в шахматы с 6 лет.

Основатель интернет проектов: Блог – Шахматы с Жориком и школа дистанционного обучения игре в шахматы «Шахматы с Жориком»

Основатель интернет-проекта Школа блоггеров Александра Борисова

Инфопродюссер онлайн-школы подготовки новичков к марафонам и триатлону и онлайн-школы вебдизайна Юлии Первушиной.

В юности я серьезно занимался шахматами и считаю, что они дали мне очень многое. Спасибо моим родителям, что заставляли мои мозги думать с раннего детства

Приветствую вас, уважаемый родитель!

Хочу дать вам очень важный совет, который поможет вашему ребенку не потерять интерес к шахматам раз и навсегда…

Не торопитесь вести своего ребенка в шахматную школу и не торопитесь учить ребенка играть в шахматы, если вы не знаете, как это делать правильно.

Ничего не имею против шахматных школ. НО! Именно учить играть в шахматы ребенка нужно дома и индивидуально. Я считаю, что привитие любви ребенка к шахматам – это ювелирная работа. Здесь нужно быть очень осторожным и аккуратным чтобы не натворить делов.

Несколько неправильно сказанных фраз в ходе обучения, несколько не правильных действий и вас можно будет поздравить –

вы отбили у своего ребенка желание играть в шахматы навсегда.

Приветствую Вас, уважаемый читатель блога Шахматы с Жориком. Меня зовут Александр Борисов, я собственно папа Жорика и в этой статье, хотел бы рассказать вам о том, как научить ребенка играть в шахматы буквально за 2 недели, а то и меньше. Все зависит от возраста, 3, 4, 5, 6 лет и т.д.

Кто я такой чтобы учить...

Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.

Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.




А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.

Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%... Поехали.

Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу

Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.

Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру…

Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.

Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.

Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.


В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь… А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить… Будьте осторожны с этим…

Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, . 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. Видеокурс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере – это самое лучшее.

Есть даже мудрость такая – «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.

Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.

Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.

Вы там со стула не упали?))) Вы возможно хотите сказать, — «Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?».

Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.

В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди – «Запретный плод сладок». Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.

Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет – Я ТОЖЕ ХОЧУ.


В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм…... Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает…

Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу…. Мама, папа, даййййй мне… В общем я думаю идея ясна.))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.

В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.

Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни – научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.

А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря – тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.

На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас...

Запомните раз и навсегда – нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.

Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%...

Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.

Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.

Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок – это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше – это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.

Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?

Запомните – 30 минут – 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час – 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.

Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?


Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе – прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить «мудрые» вещи по типу, — «Сынок! Чтобы стать чемпионом – нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером» …

У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина — это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось… Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:

Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.

В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.

Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.

В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости…

Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.


От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого – святые дети.))

Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.

Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.

В принципе это все. Я надеюсь статья вам очень понравилась. Приобретайте наш с Жориком обучающий видеокурс , обучайтесь играть в шахматы сами и обучайте играть в них своих детей. Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях или через обратную связь. Чем сможем поможем.

Лучшие статьи по теме