Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Дайте определение понятию экологическая культура. Экологическая культура человека: характерные признаки и воспитание

Дайте определение понятию экологическая культура. Экологическая культура человека: характерные признаки и воспитание

ВВЕДЕНИЕ

Человек физически идуховно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он долженбыть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существи видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную рольв своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, изаканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своейсредой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим спрогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтомуподчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношениичеловека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но внее он собственными руками привносит многочисленные противоестественныефакторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человекбыл собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться всеболее искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственноесознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать егоконцом.

Человеческие ценностименяются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяетсяв том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. еслипоявляются соответствующая идеология и культура.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯИДЕОЛОГИЯ.

Экологический гуманизм всвоем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическуюидеологию, на основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человекдолжен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию,которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но напрактике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовныйпосох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людямобъединиться во имя общих целей.

Экологическая идеология –это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет вовсех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нееизменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофическиеуровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой,учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеологияне замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает всебя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира исогласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными ввысшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой безсогласия в обществе.

Наиболее чистую связьмежду человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны,где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большойстепени, что вместо зависимости

человека от природы исуровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженнаяэкологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенныхособенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культуройв ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения ипреобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само посебе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, междусоциальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так,установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всегов утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадаетпод природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающимлюдям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формальновполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь междукультурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношенийчеловека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типовкультур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее,конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некоеаморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии,направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтезнеобходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще вразличной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, взападной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, ввосточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того идругого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурныйсинтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и своивзаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментомсаморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура вузком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству сприродой должна быть формой теоретического возврата с преодолением тогорационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, черезмифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологическойкультуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовнойкультуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры.Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая –мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современнойэкологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегдаследовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силамиприроды. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существуположение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности,Едином.

В рамках первыхцивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологиибыло объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться кизначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своейэкологична.

Также и все древнейшиерелигии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современноеэкологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основыватьсяна вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современноеэкологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни идр. – являются объектом веры.

Наука изначальноэкологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука иоснованная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в планеприоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека иприроды. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системызнаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере,обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениямокружающей среды и т.д.

Специальногорассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранениемнравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничиваетсяосознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экологиякультуры (термин выдвинут Д. С.Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешнейсреды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мирачеловека, его духовной памяти и сознания означает распад личности.Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, отбездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия,отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистическиенравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенныхв па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятникикультуры, необходимые для «нрав­ственной оседлости» людей, малотолько платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимостьформирования экологи­ческого сознания признается всем современным научнымсообществом. «Экологическое сознание, - указывает, на­пример, С. Н. Артановский, -становится органической составной частью общественной мудрости, передовойкультуры».

Феномен экологическогосознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­танияэкологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание какглубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека сприродой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительнойнеизменности природ­ной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделитьна несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в формеразличных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса кэкологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере,детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию,нравствен­ному поступку; в-четвертых,повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ниеэкологического сознания как элемента внутренней культуры личности,проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровеньэкологического сознания и экологической культуры - это показатель то­го,насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социальнозначимое функционирование на основе познания и практического использования ееразвития.

Экологический императивбиосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дыйчеловек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытиябыли целью, а не средством человеческой деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление экологическойкультуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е.общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества,основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее призамене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменениивзаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представленийо том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой.Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться впроцессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизньчеловека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, чтоприрода неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человекаявляется лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры //АльманахВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.

3. Артановский С. Н. Критика буржуазныхтеорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л.,1991.

4. Экологическая антология. М.;Бостон, 1999.

5. Экология России. Хрестоматия. М.,2000.

6. Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 2003.

Введение стр 2

Глава I. Экологическое воспитание молодежи стр3

1.1Понятие экологической культуры стр3

1.2 Цели и задачи экологического воспитания стр 4
1.3 Методы экологического воспитания стр 6
Глава 2. Формирование экологической культуры в контексте патриотического образовательного процесса стр 7

2.1 Патриотическое воспитание и экологическая культура молодежи стр 7

2.2 Патриотизм в проявлении заботы об экологии у детей старшего дошкольного возраста стр10

Заключение стр12

Список литературы стр 13

Введение

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Успешное экологическое воспитание молодежи может быть обеспечено лишь при условии воспитания патриотизма в подрастающем поколении и осуществлении целенаправленного и систематического процесса одновременного участия семьи, учебных заведений и общества в целом.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социально-экологическими условиями жизни народа.

Целью данной работы является выяснение роли и задач экологического воспитания в системе дошкольного образования. Для достижения цели ставились следующие задачи:

По литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;

Показать возможность воспитания при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей патриотического отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Обозначить критерии и показатели патриотизма

Предмет исследования: возможность организации эколого-патриотического воспитания молодежи.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Глава I. Экологическое воспитание молодежи

Понятие экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, это сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате антропогенной (воздействие человека на среду обитания) деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Экология, как наука возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.2 Цели и задачи экологического воспитания

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

· Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

· Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

· Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:

Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций)

Эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

Нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

1.3 Методы экологического воспитания

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Деятельностный – система мероприятий, направленных на непосредственное участие человека в выполнении норм и правил экологической культуры.

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Современное состояние экокультуры человека

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса , разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.

Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.

Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:

  • введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;
  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро.

Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человка. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.

Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.

Экологическая культура

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Можно определить экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".

Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четверых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Проблема человека в истории науки и философии является одной из существенных и актуальных. Многочисленные попытки создания общей теории человека на определенных концептуальных основаниях всегда имели в качестве исходной точки отсчета какой-либо методологический принцип, задающий способ исследования данной проблемы. Отождествление антропологического с логическим, социальным, биологическим, психологическим и другими основаниями способствовало разработке философских и теоретических концепций (гегелевский панлогизм, марксизм, фрейдизм), абсолютизирующих специфические признаки или способ существования человека с позиций взаимоисключения. Смена концептуальных оснований в человекознании обычно обозначается как антропологический поворот. Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств.

Как отмечает Н. А. Агаджанян, «экология человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и воспитание нравственного и духовного мира человека, неисчерпаемые и безгранично важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере».

Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции (Э. О. Уилсон и др.) генкультурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.

Основные социобиологические идеи, а также новейшие данные палеоантропологии и кибернетики послужили теоретическими основаниями доказательства Е. Масудой (1985) генезиса нового вида человека. Если развитие лобной доли головного мозга, голосовых связок, изменение функций большого пальца явились решающими элементами в происхождении современного человека, считает он, то компьютеры, новые средства коммуникаций и роботы аналогично способствуют возникновению нового вида - Homo intelligens. С его возникновением автор связывает разрешение не только проблем экологии человека, но и создание нового так называемого «информационного общества», в котором интеллектуальные производительные силы будут превосходить материальные, и на этой основе будет осуществлен революционизирующий переворот от принципа соревнования к принципу синергизма.

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, по и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Известно, что усиливающаяся церебрализация удлиняет период беспомощности ребенка, что обусловливает необходимость защиты ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, и по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Возникающие при этом виды социальной активности и поведения ребенка, характеризуемые различной степенью вовлеченности его в колллективные действия, редуцируются к ряду устойчивых, более простых форм массовых стереотипов действий детей: социальному облегчению, включающему в себя эффекты аудитории и совместного действия; подражанию, характеризуемому установлением стереотипного поведения, не всегда соответствующего генетико-биологическим способностям ребенка; конкуренции, представленной формой стимуляции и взаимоподавления, противопоставления в коллективных действиях детей и аффилиацией, то есть стихийно возникающим тяготением и сближением детей в поле коллективного общения, вызывающим в данных условиях эффект нивелирования личности ребенка.

Формы игровой деятельности, навязываемые детям и рассматриваемые как средства их развития социальным окружением, прежде всего родителями и детскими коллективами, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребенок, и игры, которые выбирают ребенка».

Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности.

Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой.

Ибо навязываемая ребенку социокультурная среда не соответствует унаследованной норме его реакции, приводит в онтогенезе к физиологическим нарушениям (росту массовой соматической заболеваемости детей), различным эндогенным и психогенным реакциям, деструктивно действующим на личность и способствующим распространению детского аутизма.

Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.

Итак, экологическая культура - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Также, экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Лучшие статьи по теме