Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Деятельность педагога-психолога в школе по фгос начального общего образования. Работа психолога в начальной школе

Деятельность педагога-психолога в школе по фгос начального общего образования. Работа психолога в начальной школе


Психологическое сопровождение: Система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. «… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…» (М. Битянова – канд. псих. наук)


Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют: 1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития. 2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия. 3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы. 4. Теоретическое содержание понятия сенситивность (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.


Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах: Как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект). Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект). Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект). Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы.



Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия. Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения: Медицинский работник Комплексность Приоритетность интересов учащегося Личностно- ориентированное взаимодействие ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Непрерывность СЛУЖБА психолого- педагогического сопровождения Специалист по охране и защите прав ребенка Социальный педагог Учитель-логопед Зам.директора по ВР, по начальной школе Педагог


Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван: выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе; разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;


Задачи психолога: выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми; консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр.


Основные виды работы школьного психолога: Психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога. Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним. Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника. Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.


Профессиональная деятельность психолога: В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся. Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.




Стратегия сопровождения детей начальной школы: В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь. Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости.


Стратегия сопровождения детей начальной школы: В связи с появлением в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой».


Стратегия сопровождения детей начальной школы: В течение года, согласно перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс: - Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д. На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы. Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д.


Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми. Моделирование поведения в нестандартных ситуациях. Тренинги личностного роста. Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию. Тренинги коммуникативные. Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты.


Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера. Тренинги взаимодействия с детьми. Круглый стол - тренинги общения. Родительские собрания. Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка. Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность. Челночная дипломатия при возникновении конфликтов.


Ожидаемые результаты в работе психолога: Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей (законных представителей); Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни; Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием; Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными. Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично- творческой личностью, определив свое предназначение.


И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.


«Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память, Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка - не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг, побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он - человек среди людей.»

Консультирование родителей школьников начальной школы проходит
по вторникам и средам с 14:00 до 16:00 часов.
Обращайтесь в любое время при возникновении психологических проблем!

Цель психологического сопровождения:
Создание эффективной системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (психолог, педагог, логопед, учащиеся и их родители), способствующей выявлению и устранению психологических проблем и речевых нарушений учащихся специальными средствами и формирование предпосылок для успешной социализации и личностной реализации каждого ребенка.

В ходе сопровождения психолог решает следующие задачи:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения
Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению
Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении
Содействовать в развитии познавательных способностей, общеучебных навыков, коммуникативных качеств личности
Процесс модернизации психолого-педагогической и логопедической подготовки участников образовательного процесса заключается в поэтапном взаимодействии, направленном на создание комфортных условий для благоприятного развития учащихся.Совместная работа психолога и логопеда, таким образом, становится необходимым элементом образовательного процесса школы, поскольку результат их деятельности предполагает оценку качества обучения в школе.
Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией.

Основные направления работы

Психологическое просвещение – формирование у учащихся, их родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры, формирование запроса на психологические услуги.
Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся разных классов и по выявлению детей группы риска (по различным основаниям), разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе развивающей работы, раннего выявления профессиональных склонностей и познавательных интересов, индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.
Консультативная деятельность – консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам развития, воспитания и обучения детей, консультирование учащихся по их запросам и проведение совместных консультация для работников образовательного учреждения. Цель психологической консультации – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Родителям на заметку:
1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
2. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
3. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
4. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
5. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
7. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
8. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
9. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
10. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Когда родители должны бить тревогу?

1. Ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает полное безразличие по этому поводу.
2. Если ребенок тревожный, замкнутый, а на его теле можно обнаружить синяки и следы от щипков.
3. Обычно разговорчивый в семье, ребенок замолкает, когда речь заходит о классе, школьных друзьях или школьной жизни.
4. Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость. Но со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях.
5. Домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости.

Что делать родителям?

Режим дня младшего школьника

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Практические советы родителям по адаптации первоклассников

Несколько советов пятиклассникам

ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Приказ Департамента и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 04.05. 2016 №703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитиии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"

Порядок психолого-педагогического, логопедического и социального сопровождения обучающихся МБОУ "СОШ №6" им. А. И. Гордиенко, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитиии и социальной адаптации

Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение обучающегося МБОУ "СОШ №6"им. А.И. Гордиенко

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

В книге, продолжающей серию «Практическая психология в образовании», излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет.
Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения.
Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно н достаточно (Дубровина И. В., Овчарова Р. В., Гуткина Н. И. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный - а следовательно, и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной н собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПРИЕМА И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
2.1 Содержание психолого-педагогнческой диагностики
2.2. Содержание консультативно-просветительной работы с родителями
2.3. Содержание консультативной работы с педагогами
глава 3. первичная адаптация ребенка в школе
3.1. Консультирование и просвещение педагогов
3 2. Консультирование и просвещение родителей
3.3. Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников
глава 4. школьные трудности периода адаптации
4.1. психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников
4.2. Психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении
4.3. Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами
4.4. Методическая работа педагогов с первоклассниками, испытывающими трудности в обучении и поведении
4.5. Психологическое консультирование родителей первоклассников
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВО 2-3 КЛАССАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И
ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Уровень развития и особенности внимания
2.2. Уровень развития и особенности памяти
2.3. Уровень развития и особенности
логического мышления
2.4. Педагогическая диагностика особенностей познавательной деятельности учащихся в учебном процессе
2.5. «Сборка целостной характеристики» познавательной сферы второклассника по итогам психологической и педагогической диагностики
глава 3. организация и содержание
СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КАНУН ПЕРЕХОДА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 3-ГО КЛАССА
РАЗДЕЛ 4. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ I
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 3

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Работа психолога в начальной школе, Битном М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Содержание диагностической работы педагога-психолога в начальной школе

Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога в начальной школе. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования. Так, еще на рубеже XIX и XX веков историческим работами А. Бине и Т. Симона были предприняты попытки создания диагностических средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития. Именно появление тестов оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования в образовательные учреждения всего мира с последующим распространением на сферу общих и специальных способностей, достижений, эмоционально-личностных особенностей и др.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

составление социально-психологического портрета школьника;

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения .

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

    Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

    Углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

    Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически уже вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т. е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и вместе с тем не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на пределе ребенка-дошкольника, т. е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в практической психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста).

Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше.

Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей, детям младшего школьного возраста. Эти ограничения, прежде всего, относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых людей преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, которое в младшем школьном возрасте находится еще в начале пути своего развития (этот процесс завершается в основном только к подростковому возрасту). По своей практичности и жизненной значимости словесно-логическое мышление в младшие школьные годы значительно уступает таким, более ценным видам детского мышления, какими является наглядно-действенное и образное мышление. Кроме того, в тестах, разработанных для взрослых людей, интеллектуальные задачи формулируются обычно в словесной форме, с использованием системы понятий и языка, отражающего жизненный опыт взрослых людей, во многом еще не доступный для детей. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение .

Иногда это сделать невозможно, и возникает необходимость создания для детей совершенно нового варианта известного теста, что в свое время было сделано, например, для интеллектуального теста Векслера, детского варианта теста Кеттела. В этом случае, однако, возникает новая проблема: сравнения и сопоставимости результатов тестирования одного и того же психологического качества с помощью различных по своей структуре и содержанию тестов. Даже в том случае, если взрослый и детский варианты одноименного теста преемственные, разработаны одними и теми же авторами, указанная проблема не снимается полностью. Результаты тестирования людей с помощью разных тестов все равно требуют сопоставления и почти никогда не будут одними и теми же. В итоге межтестового сопоставления определяется как минимум так называемый переводной коэффициент, позволяющий с допустимой ошибкой переходить от одного теста к другому, т. е. приблизительно судить о том, каковы будут результаты тестирования по одной методике на основе реальных результатов, уже полученных по другой методике. Переводной коэффициент обычно устанавливается как среднее соотношение количественных показателей по одной методике с показателями по другой методике, предназначенной для диагностики того же самого психологического свойства. Выборка испытуемых, на которой устанавливается переводной коэффициент, должна быть достаточно большой, а дисперсия индивидуальных показателей – незначительной.

Например, если дети переходного от детства к взрослости возраста – подростки, которым доступны как детский, так и взрослый варианты теста Векслера, по детскому варианту этого теста получают показатель 100%, а по взрослому – 80%, то переводной коэффициент от детского ко взрослому варианту этого теста будет равен 1,25. Он получается путем деления среднего коэффициента уровня интеллектуального развития большой выборки людей по детскому варианту теста (в данном случае – 100%) на аналогичный средний показатель той же самой выборки людей по взрослому варианту теста (в данном случае – 80%). Полученный показатель, равный 1,25, практически означает, что если мы протестировали детей по детскому варианту теста, а, например, подростков – по взрослому варианту теста, то показатели, полученные по детскому варианту, мы можем непосредственно сравнивать по величине с показателями по взрослому варианту, соответственно деля или умножая те или другие на величину 1,25.

Ограничения в применении личностных тестов для взрослых людей в психодиагностической практике, касающейся детей, имеют еще более серьезный характер и не сводятся только к количественным различиям. Дело в том, что те качества личности, которые оценивает тест для взрослых, могут отсутствовать у ребенка. И, наоборот, у детей могут быть такие изживаемые с возрастом личностные особенности, которых давно уже нет у взрослых людей. Поэтому может оказаться так, что созданный по образцу теста для взрослых структурно идентичный тест для детей может оказаться недостаточно валидным, т. е., с одной стороны, оценивать то, что еще отсутствует у детей, а с другой стороны – не оценивать того, что у них имеется.

Выход из этой ситуации видится в том, чтобы, конструируя и используя в практике личностные тесты для взрослых людей и детей, опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов и обеспечения их изначальной валидности.

Непосредственно сравнивать между собой показатели личностного развития детей и взрослых людей гораздо труднее, чем данные, касающиеся их интеллектуального развития, так как за отмеченными личностными различиями могут лежать серьезные отличия личности взрослого человека от личности ребенка. Качественный сопоставительный анализ в данном случае предпочтительнее, чем количественный.

Однако зачастую невозможно обойтись и без количественного сравнения. В этом случае необходимо убедиться в содержательной идентичности сопоставляемых между собой качеств личности и, кроме того, получить и пользоваться упомянутым выше переводным коэффициентом. Все, что только что было сказано о диагностике личности, относится и к психодиагностике межличностных отношений.

На основе применения системы методик предназначенной для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

    Общая ориентация детей в окружающем мире.

    Отношение ребенка к обучению в школе.

    Внимание.

    Память.

    Мышление.

    Речь.

    Художественно-изобразительные способности.

    Трудовые умения и навыки.

    Мотивация достижения успехов.

    Личностные качества.

    Межличностные отношения .

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно будет точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты. Оценки, полученные по всем методикам, переведены в единую, стандартизированную систему оценок, и так же, как это было в отношении детей-дошкольников, записываются в карту индивидуального психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

В комплекс входят три типа методик: те, которые обычно используются только при поступлении детей в школу (например, методика выяснения общей ориентировки детей 6-7-летнего возраста и запаса бытовых знаний); те, которые применяются как для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки уровня психологического развития; те, которые используются только при оценивании уровня психологического развития детей.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т. е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это касается, например, оценки внимания, памяти; мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 мин до 10 мин. Общее время, затрачиваемое на целостное, разностороннее обследование каждого ребенка, составляет в сумме от 3 до 6 часов в зависимости от состава избранных методик и скорости работы над ними детей.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью комплекса методик, решает следующие задачи:

    Выясняется, как развивается данный ребенок.

    Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.

    Выясняются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания.

    Предложение ребенку, учителям и родителям научно обоснованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей профессии .

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей с помощью описываемого комплекса методик, стоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо соблюдать, говорится в комментариях к каждой методике. Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования детей.

Прежде чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:

    Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.

    Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.

    Подготовить необходимые для проведения методики материалы.

    Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты .

Литература

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.

      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

      Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  1. Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А.

    Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996.

    Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие/ Под ред. И.Б. Котовой, Е.И. Рогова. – Ростов н/Д: Феникс, 1991.

Лучшие статьи по теме