Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Типология и индивидуальные формы выражения жанровой модификации литературного портрета.


(от французского portrait - изображать)

Изображение или описание какого-либо человека или группы людей, пребывающих или пребывавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве портрет - один из основных жанров скульптуры , живописи , а также фотоискусства .

В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом).

Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи , национальности, социальной среды. Однако, вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью, портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или, по крайней мере, главной темой художественного произведения .

Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры . Наряду с этим сформировался тип портрета , изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера , на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели , отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску.

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета . В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения, различают портреты монументальные (скульптурные монументы, фрески , мозаики ) и станковые (бюсты , картины , листы графические), погрудные, интимные и парадные, в анфас , в профиль и полный рост.

В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство ), портретная миниатюра , на геммах (глиптика ).

По количеству персонажей портреты разделяются на групповые, двойные (парные) и индивидуальные. Специфическим типом портрета является автопортрет . Границы жанра портрета очень разнообразны, и часто портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.

Со временем содержание древнеегипетский портретов углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н.э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты философов, общественных деятелей, поэтов.

С конца V века до н.э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма к драматизации образа .

Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима . Развитие древнеримского портрета связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начала. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты .

Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, I-IV в.). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета , с религиозно-магическими представлениями, фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства , непосредственно с натуры , несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.

Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии.

Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры портрета .

Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель , но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованным интерьером или пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди древних персонажей художник нередко изображает себя.

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи , Тинторетто, Рафаэль, Тициан, Джорджоне ещё в большей мере наполняют содержательностью портретные образы , одухотворяют их силой интеллекта., чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).

Высочайшие достижения в портрете, эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т.н. флемальский мастер , Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (Л. Кранах Старший, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший) мастеров XV-XVI в. При известной стилистической общности с портрета итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной отточенностью характеристик, предметной детальностью изображения .

Возросшая в XVII в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен ).

В России усиленный интерес к портретам проявляется в XVII в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна . В XVIII в. происходит интенсивное развитие светского русского портрета (полотна И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, И.Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова , Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского , скульптурные работы Ф.И. Шубина, гравюры Е.П. Чемесова).

Большими достижениями в области портрета отмечено во 2-й половине XIX в. творчество русских мастеров , связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В.Г. Перов,

Портрет Портрет

(франц. portrait, от устар. portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях (см. Медальерное искусство), геммах (см. Глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей портрет делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр портрета - автопортрет. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров. Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, и портрет-тип - собирательный образ, структурно близкий портрет. Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры- шаржа, сатирический портрет. В целом искусство портрета способно глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.

Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль "двойника" портретируемого в загробной жизни. Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонический тип изображения индивидуальных черт определенного человека. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. С конца V в. до н. э. Древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа. Древнеримский портрет отмечен чёткой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик. В эллинистическом искусстве и в Древнем Риме наряду с портретными, иногда мифологизированными бюстами и статуями широко распространились портреты на монетах и геммах. Живописные файюмские портреты (Египет, I-IV вв.), во многом связанные с древневосточной магической традицией "портрета-двойника", создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах - специфическую духовную выразительность.

Эпоха средних веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религиозной соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европейского портрета. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей, их приближённых, донаторов). При всём том некоторым скульптурам эпохи готики, византийским и древнерусским мозаикам и фрескам присущи ясная физиономическая определённость, начатки духовной индивидуальности. В Китае, несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые мастера (особенно периода Сун, X-XIII вв.) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выразительны портретные образы средневековых японских живописцев и скульпторов, из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда - в непосредственном общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. Принципы ренессансного портрета, намеченные в итальянском искусстве треченто, прочно утвердились в XV в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио да Сеттиньяно, медали Пизанелло). Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом. Большей по сравнению с итальянской портретом духовной заострённостью, предметной точностью изображения отличалось портретное творчество нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров. Герой их портретов нередко предстаёт как неотделимая частица мироздания, органически включённая в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты живописные, графические и скульптурные портреты французских художников этой эпохи (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон). В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоничную ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произведения Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании).

Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях общественно-политических сдвигов на рубеже XVI и XVII вв. определил новый характер западноевропейского портрета. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в XVII в. получили наиболее полное воплощение в искусстве Голландии. Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портреты работы Рембрандта. Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Халса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства, духовного богатства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского живописца П. П. Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по технике портреты его соотечественника А. ван Дейка. Реалистические тенденции искусства XVII в. проявились также в портретном творчестве С. Купера и Дж. Райля в Англии, Ф. Де Шампеня, братьев Ленен во Франции, В. Гисланди в Италии. Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину, особенно в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса; широкая и многообразная разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, ван Дейка, французского художника Н. Пуссена и др.), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность. Одновременно многие портреты XVII - первой половины XVIII вв. не выходили за границы чисто внешней импозантности, демонстрировали ложно идеализированный, часто "мифологизированный" образ заказчика (произведения французских живописцев П. Миньяра и И. Риго, англичанина П. Лели).

Свежие реалистические тенденции проявились в портрете XVIII в., связанных с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произведениям французских портретистов (живопись и станковая графика М. К. де Латура и Ж. О. Фрагонара, пластика Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, "жанровые" портреты Ж. Б. С. Шардена, пастели Ж. Б. Перронно) и живописцев Великобритании (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо).

В условиях экономического и культурного роста России в XVII в. здесь получают распространение портреты-парсуны, носившие ещё условно-иконописный характер. Интенсивное развитие светского станкового портрета в XVIII в. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова) к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портрета (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пластика Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).

Великая французская революция 1789-94, национально-освободительные движения первой половины XIX в. способствовали постановке и решению новых задач в жанре портрета. Существенные аспекты эпохи ярко и правдиво отразились в целой галерее отмеченных чертами классицизма портретов французского художника Ж. Л. Давида. Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно- сатирические образы создал в своих портретах испанский живописец Ф. Гойя. В первой половине XIX в. наряду с развитием тенденций романтизма (живописные портреты работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (в творчестве французского художника Ж. О. Д. Энгра), появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура О. Домье во Франции).

В середине и во второй половине XIX в. расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений, представители которых решали проблемы социально-психологической характеристики, отображения этических достоинств современника (А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент, Дж. Уистлер, Т. Эйкинс в США и др.). В психологических, часто социально типизированных портретах передвижников В. Г. Перова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. Е. Репина воплотился их интерес к представителям народа, к разночинской интеллигенции как к социально значительным, полным духовного благородства личностям.

Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, скульптор О. Роден) привели в последней трети XIX в. к обновлению идейно-художественных концепций портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. Противоположные тенденции нашли выражение в творчестве П. Сезанна, стремившегося выразить в монументально-художественном образе устойчивые свойства модели, и в драматических, нервно-напряжённых портретах и автопортретах голландца В. ван Гога, глубоко отразивших жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.

В предреволюционную эпоху русский реалистический портрет получил новое качество в остропсихологических произведениях В. А. Серова, в духовно значительных, наполненных глубоким философским смыслом портретах М. А. Врубеля, в жизненно полнокровных портретах-типах и портретах-картинах Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, в скрытой драматичности живописных и графических портретов К. А. Сомова, в скульптурных произведениях Конёнкова С. Т., П. П. Трубецкого и др.

В XX в. в жанре портрета проявились сложные и противоречивые тенденции искусства новейшего времени. На почве модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики портрета, нарочито деформирующие или вовсе упраздняющие образ человека. В противовес им идут интенсивные, иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности современного человека, отразившиеся в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия), в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция), А. Модильяни (Италия). Творчески развивали и развивают традиции реалистического портрета живописцы Р. Гуттузо в Италии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, скульпторы В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии и др. Позиции общественно активного реализма занимают портретисты социалистических стран: Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Ф. Кремер в ГДР, К. Дуниковский в Польше, К. Баба в Румынии и др.

Советское многонациональное искусство портрета является качественно новой ступенью в развитии мирового портрета. Его основное содержание - образ строителя коммунизма, отмеченного такими социально-духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремлённость, социалистический гуманизм. В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова). Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др.), представителей советской интеллигенции (живописцы К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Новаторскими чертами отмечены советские групповые (произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и историко-революционные ("Лениниана" Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др.) портреты. Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советское портретное искусство отличается богатством и многообразием индивидуально-творческих решений, смелыми поисками новых выразительных средств.





Ф. Халс. "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия". 1616. Музей Ф. Халса. Харлем.





"И. Е. Репин. "Портрет Л. Н. Толстого. 1887. Третьяковская галерея. Москва.





Д. Д. Жилинский. "Гимнасты СССР". Темпера. 1964. Художественный фонд СССР. Москва.
Литература: Искусство портрета. Сб. ст., М., 1928; М. В. Алпатов, Очерки по истории портрета, (М.-Л.), 1937; В. Н. Лазарев, Портрет в европейском искусстве XVII в., М.-Л., 1937; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в., под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX в., под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX в., (под ред. И. М. Шмидта), М., 1966; Л. С. Зингер, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, (М., 1969); его же, Советская портретная живопись 1917 - начала 1930-х гг., М., 1978; В. Н. Стасевич, Искусство портрета, М., 1972; Проблемы портрета, М., 1973; М. И. Андроникова, Об искусстве портрета, М., 1975; Портрет в европейской живописи XV - начала XX в. (Каталог), М., 1975; Waetzoldt W., Die Kunst des Portrдts, Lpz., 1908; Zeit und Bildnis, Bd 1-6, W., 1957.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

портре́т

(франц. portrait, от устаревшего portraire – изображать), один из главных жанров изобразительного искусства. В зависимости от техники исполнения, различают станковые портреты (картины, бюсты ) и монументальные (статуи, фрески, мозаики ). В соответствии с отношением художника к портретируемому, выделяют портреты парадные и интимные. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.

Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист создаёт не просто механический слепок с черт лица человека, но проникает внутрь его души, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Создание портрета – всегда очень сложный творческий акт, на который влияет множество факторов. Это и взаимоотношения художника с моделью, и особенности мироощущения эпохи, которая обладает своими идеалами и представлениями о должном в человеке, и многое другое.


Зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни. В Древней Греции в период классики получили распространение идеализированные скульптурные портреты общественных деятелей, философов, поэтов (бюст Перикла работы Кресилая, 5 в. до н. э.). В античной Греции право быть запечатлёнными в статуе получали прежде всего атлеты, победившие на Олимпийских и др. общегреческих играх. С кон. 5 в. до н. э. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа ). Древнеримский портрет отличается неприкрашенной правдивостью в передаче индивидуальных черт и психологической достоверностью. В лицах мужчин и женщин, запечатлённых в разные периоды истории римского государства, передан их внутренний мир, чувства и переживания людей, ощущавших себя властителями жизни на заре римской эпохи и впавших в душевное отчаяние в пору её заката. В эллинистическом искусстве, наряду с бюстами и статуями, получили широкое распространение профильные портреты, вычеканенные на монетах и геммах .


Первые живописные портреты были созданы в Египте в 1–4 вв. н. э. Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики (см. ст. Фаюмский портрет ). В Средние века, когда личностное начало растворялось в религиозном порыве, портретные изображения правителей, их приближённых, донаторов были частью монументально-декоративного ансамбля храма.


Новую страницу в истории портрета открыл итальянский художник Джотто ди Бондоне . По свидетельству Дж. Вазари , «он ввёл обычай рисовать живых людей с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет». Обретя право на существование в религиозных композициях, портрет постепенно выделяется в самостоятельное изображение на доске, а позднее – на холсте. В эпоху Возрождения портрет заявил о себе как об одном из главных жанров, возвеличивающих человека как «венец мироздания», воспевающих его красоту, мужество и безграничные возможности. В эпоху Раннего Возрождения перед мастерами стояла задача точного воспроизведения черт лица и облика модели, художники не скрывали недостатки внешности (Д. Гирландайо). В то же время складывается традиция профильного портрета (Пьеро делла Франческа , Пизанелло и др.).


16 в. ознаменовался расцветом портретной живописи в Италии. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ) наделяют героев своих картин не только силой интеллекта и сознанием личной свободы, но и внутренним драматизмом. Уравновешенные и спокойные изображения чередуются в творчестве Рафаэля и Тициана с драматическими психологическими портретами. Обретают популярность символический (основанный на сюжетике литературных произведений) и аллегорический портрет.


В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармонию, ей на смену приходят подчёркнутый драматизм и напряжённость образного строя (Я. Понтормо, Эль Греко ).


В сер. 15 в. бурное развитие портрета происходит в северных странах. Ренессансным гуманизмом проникнуты работы нидерландских (Я. ван Эйк , Р. ван дер Вейден , П. Кристус, Х. Мемлинг ), французских (Ж. Фуке , Ф. Клуэ , Корнель де Лион) и немецких (Л. Кранах , А. Дюрер ) художников этого времени. В Англии портретная живопись представлена творчеством иностранных мастеров – Х. Хольбейном Младшим и нидерландцами.
Стремление к наиболее полному и многостороннему познанию человеческой натуры во всей её сложности характерно для искусства Голландии 17 в. Эмоциональной напряжённостью, проникновением в сокровенные глубины человеческой души поражают портретные образы Рембрандта . Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса . Противоречивость и сложность действительности отразились в портретном творчестве испанца Д. Веласкеса , который создал галерею полных достоинства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Полнокровные и яркие натуры привлекали П. П. Рубенса . Виртуозность техники и тонкая выразительность отличает кисть его соотечественника А. Ван Дейка .
Реалистические тенденции, связанные с идеалами эпохи Просвещения , характерны для многих портретов 18 в. Точность социальных характеристик и острая жизненная правдивость характеризует искусство французских художников (Ж. О. Фрагонар , М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден ). Героический дух эпохи Великой французской революции нашёл воплощение в портретных работах Ж. Л. Давида . Эмоциональные, гротескно-сатирические, а подчас трагические образы создавал в своих портретах испанец Ф. Гойя . Романтические тенденции нашли отражение в портретном творчестве Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, Ф. О. Рунге в Германии.
Во второй пол. 19 в. возникает множество стилистических направлений и национальных портретных школ. Импрессионисты, а также близкие к ним Э. Мане и Э. Дега изменили традиционный взгляд на портрет, акцентируя прежде всего изменчивость облика и состояния модели в столь же изменчивой среде.
В 20 в. в портрете проявились противоречивые тенденции искусства, искавшего новые средства выражения сложной душевной жизни современного человека (П. Пикассо , А. Матисс и др.).
В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета». Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин . Художники второй пол. 18 в. научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира – тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого , В. Л. Боровиковского , Ф. С. Рокотова ) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал.
Эпоха романтизма заставила художников (О. А. Кипренского , В. А. Тропинина , К. П. Брюллова ) по-новому взглянуть на портретируемых, ощутить неповторимую индивидуальность каждого, изменчивость, динамику внутренней жизни человека, «души прекрасные порывы». Во второй пол. 19 в. в творчестве передвижников (В. Г. Перов , И. Н. Крамской , И. Е. Репин ) развивается и достигает вершин психологический портрет, линия которого была блестяще продолжена в творчестве В. А. Серова .
Художники рубежа 19–20 вв. стремились усилить эмоциональное воздействие портретов на зрителя. Стремление запечатлеть внешнее сходство сменяется поисками острых сопоставлений, тонких ассоциаций, символического подтекста (М. А. Врубель , художники объединений «Мир искусства » и «Бубновый валет »). В 20 – нач. 21 в. портрет по-прежнему выражает духовные и творческие поиски художников различных направлений (В. Е. Попков , Н. И. Нестерова , Т. Г. Назаренко и др.).

Любая типологическая характеристика представляет собой определенный типологический «портрет» социальной общности. При этом, в зависимости от целей, одну и ту же общность можно «портретировать» разными типологиями для получения наиболее полного и разностороннего научного портрета, или для сравнения можно «портретировать» различные общности одной типологией.

Наше исследование предполагало решение двух задач: 1) составление психологического портрета одной профессиональной группы — психологов; 2) сравнительный анализ типологических портретов различных профессиональных общностей: психологов, педагогов и инженеров.

Респондентами стали студенты (общая численность выборки 758 человек), получающие психологическую, педагогическую и инженерную специальности. Они составили следующие группы:

1. Студенты психологического факультета всех специализаций 1–5 курсов 1995/1996 учебного года и 1 курса 1996/1997 учебного года Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), всего 321 человек. Далее группа будет называться «студенты-психологи СПбГУ».

2. Студенты факультета психологии 1– 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорского государственного педагогического института (МГПИ), далее — «студенты-психологи МГПИ». Всего 168 человек.

3. Студенты факультета русского языка и литературы 1 и 5 курсов 1995/1996 учебного года МГПИ, далее – «студенты-педагоги». Всего 98 человек.

4. Студенты механического и технологического факультетов 1, 3 и 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорской горно-металлургической академии (МГМА), далее – «студенты-инженеры». Всего 171 человек.

Для психологического портретирования использовались два типологических опросника: EPQ Г.Айзенка и Д.Кейрси.

Опросник EPQ позволяет оценить личность конкретного человека сочетанием оценок по факторам: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность. Данную типологию можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия – менее 7 баллов; норма равна 7–15 баллам; экстраверсия – более 15 баллов), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм – более 16 баллов; норма 8 – 16 баллов; стабильность – менее 8), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. Таким образом, получается девять типов: норма (Н), четыре «промежуточных» (меланхолический холерик – МХ; холерический сангвиник – ХС; сангвинический флегматик – СФ; флегматичный меланхолик ФМ) и четыре «чистых» акцентуированных типа (меланхолик – М, холерик – Х, сангвиник – С, флегматик – Ф).

В табл. 1 представлен типологический портрет студентов-психологов СПбГУ.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ (в %)

Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств, но не обладает геометрической наглядной формой. Наглядность обеспечивается «профильным» портретированием. «Профильный» портрет студентов-психологов СПбГУ можно записать в виде мультимножества типов: 19,3 Н; 12,5 МХ; 34,3 ХС; 3,4 СФ; 1,9 ФМ; 16,2 Х; 9,3 С; 0,3 Ф; 2,8 М.

Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которому можно сопоставить графическое изображение в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие состоит лишь в том, что шкалы полученного нами профиля маштабированы в процентах.

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ

Из графика наглядно следует, что среди студентов-психологов СПбГУ преобладает ХС тип,

распространены Н и Х типы (от 15 % до 20 %). МХ и С типы составляют около 10 % студентов. Остальные четыре типа (СФ, ФМ, М и Ф) составляют менее 5 % выборки.

«Профильное» портретирование позволяет легко сравнить типологические портреты представителей разных профессиональных общностей. Профили типов можно представить в виде таблицы (табл. 2) и графика.

Таблица Профили типов студентов разных вузов и специальностей

по методике EPQ (в %)

Можно видеть, что среди психологов и инженеров преобладают студенты ХС типа (соответственно 34,5 % и 30 %), у педагогов данного типа значительно меньше (18,4 %).

Среди студентов-педагогов большинство МХ и Х типов (соответственно 24,5 % и 23,5 %). Процент студентов Н типа примерно одинаков во всех группах (в пределах 20 –24 %).

Профили типов по методике EPQ представителей разных профессиональных

общносте

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили следующие результаты:

1. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и МГПИ по методике EPQ значимо не различаются (???9,48

2. Профили типов студентов психологических факультетов СПбГУ и МГПИ значимо отличаются от профиля типов студентов-педагогов МГПИ (соответственно???20,12 при??5 – 1 % уровень значимости и???12,23 при??5 – 5 % уровень).

3. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и студентов-инженеров не имеют значимых различий (???6,16

4. Психологические профили студентов-педагогов и -инженеров отличаются на 0,1 % уровне значимости (???21,43 при??5).

Основное отличие студентов-педагогов от студентов других профессий состоит в большей нейротичности и интровертированности первых.

Методика Д.Кейрси позволяет определить принадлежность человека к одному из шестнадцати личностных типов. Опросник включает четыре основные шкалы предрасположенностей: 1) экстраверсия — интроверсия (E — I); 2) сенсорность — интуиция (S — N); 3) мышление — чувствование (T — F) и 4) решение — восприятие (J — P). По данной методике были получены психологические портреты всех групп испытуемых.

Приведем типологический портрет студентов-психологов СПбГУ, представив его «анфас» в виде матрицы (табл. 3) и «профиль» в виде графика.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси (в %)

FJ TJ FP TP
ES 25,5 ESFJ 5,3 ESTJ 2,5 ESFP 0,6 ESTP
IS 7,2 ISFJ 3,1 ISTJ 1,6 ISFP 0,3 ISTP
EN 17,8 ENFJ 25,5 ENFP 2,2 ENTJ 0,9 ENTP
IN 10,3 INFJ 9,3 INFP 1,9 INTJ 0,3 INTP
FJ FP TJ TP

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ

по методике Д.Кейрси

Можно видеть, что большинство студентов-психологов СПбГУ принадлежит к ENFP (25,5 %) и ENFJ (17,8 %) типам, около 10 % являются INFJ, INFP и ESFJ типами. Студенты ISFJ и ESTJ типов составляют соответственно 7,2 % и 5,3 %; остальные – менее 5 %.

Представим графически профильные психологические портреты студентов – представителей различных профессиональных групп.

Профили типов студентов разных профессиональных

общностей по методике Д.Кейрси

Самыми распространенными среди студентов-психологов СПбГУ и МГПИ являются ENFP, ENFJ и ESFJ типы (соответственно 25,5 % и 20,2 %, 17,8 % и 13,7 %, 11,2 % и 21,4 %). Большинство студентов-педагогов принадлежит ISFJ (15,3 %), ESFJ (14,3 %) и ENFJ (14,3 %) типам. Среди студентов-инженеров преобладают ESFJ (20,4 %), ESTJ (12,2 %) и ISTJ (11,6 %) типы. Представителей ESTP, ISTP, ENTJ, ENTP, INTJ и INTP менее 5 % во всех группах.

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили результаты, представленные в табл. 4. Типологический профиль студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси значимо отличается от профилей студентов разных специальностей г.Магнитогорска. Наиболее близким профилю студентов-психологов СПбГУ является профиль студентов-психологов МГПИ, различие с профилем студентов-педагогов более значимо, а с профилем типов студентов-инженеров – наибольшее.

Таблица Значения?? при сопоставлении типологических профилей

студентов разных вузов и специальностей по методике Д.Кейрси

Примечание: ??11, ???19,68* — 5% уровень, ???24,72** — 1% уровень, ???31,26*** — 0,1% уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. М., 1996.

2. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

© О.А. Малетина, 2006

ТИПОЛОГИЯ ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

О.А. Малетина

Типологии портретов многочисленны и разнообразны, но наиболее многоаспектны классификации художественного портрета. Например, их классифицируют по таким признакам, как способ создания, форма, структура и т. д. В основе классификации портретов могут лежать композиционно-стилистические приемы создания портрета: отвлеченный портрет, живописный портрет, пластичный и архитектурный портрет, портрет паспортный, портрет с преобладающей чертой, или портрет-лейтмотив, комический портрет, а также портрет меняющегося выражения, где смена выражения означает связь между физическим и психическим, то есть перемены в цвете лица, в форме и блеске глаз влекут за собой перемены в настроении, в выражении лица 1.

Г.С. Сырица в своем исследовании предлагает развернутую ситуативную классификацию портретных описаний: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание. Портрет может представлять собой обобщенное описание индивидуальных портретных примет или отражать «теперешнее» состояние, когда постоянные черты высвечиваются той или иной стороной в определенной ситуации 2.

На основе количества передаваемой информации А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов 3:

1) портрет-штрих;

2) оценочный портрет;

3) ситуативный портрет (минимальное количество информации);

4) дескриптивный портрет (количество информации превышает минимальное количество предшествующих типов и имеет тенденцию к разрастанию); данный тип портрета делится на фрагментарный и полный портрет.

Портрет-штрих включает краткие портретные характеристики персонажа, состоящие из одного или двух его признаков. Такой вид

портрета используется при описании второстепенных и эпизодических персонажей. Оценочный портрет содержит авторские оценки, сильно окрашенные модальностью. Ядром портретных структур этого типа являются такие квалифицирующие черты, как «лучший», «худший», «добрый», «красивый», их периферия формируется за счет фрагментов других портретных типов. К ситуативному портрету относятся те признаки, которые становятся характерны для персонажа в различных ситуациях. Подробный дескриптивный портрет характеризуется отображением большего числа отдельных признаков ситуации языковыми средствами. Фрагментарные портреты - это небольшие по протяженности портретные зарисовки, содержащие два или три признака персонажа. Фрагментарный портрет представляет собой усеченный вариант подробного.

Н.А. Родионова выделяет следующие типы художественного портрета 4:

1) портрет-представление (или портрет-знакомство);

2) портрет-оценка (или портрет-восприятие);

3) портрет-ситуация.

Целью портрета-представления является знакомство читателя с персонажем [подробный и исчерпывающий портрет дается в начале текста (в рассказе), главы (в романе и повести)]. Если для портрета-представления не имеет значения восприятие персонажа, то в портрете-оценке, наоборот, семантически значимым являются ощущения наблюдателя, в роли которого выступает повествователь или другой персонаж (лексическая примета такого портрета - наличие предикатов со значением зрительного, слухового, то есть вообще чувственного восприятия). Назначение портрета-ситуации связано с отражением облика героя, о котором упоминается в каком-нибудь эпизоде, то есть такой портрет обусловлен конкретной ситуацией.

Следует отметить, что А.Н. Беспалов и Н.А. Родионова по-разному определяют портрет-оценку или оценочный портрет, но что касается портрета-ситуации, их мнения совпадают. Н.А. Родионова рассматривает данные типы портрета с точки зрения их синтаксической реализации в художественном тексте. Мы считаем нецелесообразным выделять портрет-ситуацию, так как в некоторых случаях портрет-восприятие и портрет-представление можно рассматривать как портрет-ситуацию.

Особый интерес для нас представляет структурно-семантическая классификация К.Л. Сизовой, построенная на тематических и структурных основаниях. К.Л. Сизова полагает, что собственно портретное описание включает такие характеризующие внешность персонажа элементы, как характеристика одежды героя, характеристика формы черт лица [форма носа: прямой, вздернутый, форма глаз (глаза, глазки), рот, подбородок, щеки], цветовая характеристика облика героя, характеристика жестов и манеры держаться, характеристика мимики (взгляд и манера улыбаться) и фоническая характеристика (характеристика голоса персонажа).

К.Л. Сизова предлагает классификацию портретов по тематическому и структурному основаниям:

1) тематическая типология (туалето-центричный портрет, колороцентрич-ный портрет, предметоцентричный портрет, зооцентричный портрет, флороцен-тричный портрет, аромоцентричный портрет, музыкоцентричный портрет);

2) структурная типология (точечнолинейный портрет, полевый портрет и объемный портрет)5.

Проанализировав вышеприведенные классификации, мы приходим к выводу, что они отражают не все типы существующих портретных характеристик. Наш материал показал, что в проводимых ранее исследованиях портрета не выделяется такой тип портрета, который содержит описание характерных черт, навыков и умений персонажа. Например, О.А. Нечаева рассматривает в своем исследовании описание-характеристику и выделяет два вида ее признаков: одни из них связаны с биографическими данными, другие обозначают черты характера 6. Следовательно, представляется целе-

сообразным дополнить классификацию К.Л. Сизовой и, наряду с такими видами портретов, как туалетоцентричный, колороцентрич-ный, предметоцентричный зооцентричный, фло-роцентричный, выделить характероцентричный портрет, содержащий информацию о характере, способностях и навыках персонажа. В связи с тем, что ранее характероцентричный портрет не был описан и тщательно изучен, рассмотрим его подробнее.

В составе характероцентричного портрета персонажа можно выделить следующие составляющие: психологические особенности и социальные характеристики.

В описании психологических особенностей раскрываются умственные способности, моральные качества и личностные характеристики персонажа. Умственные способности характеризуют индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешной реализации определенного рода деятельности. Моральные качества включают в себя характеристику нравственных черт, которые получают в обществе моральную оценку. Личностные характеристики - это индивидуальные особенности, характеризующие личность.

В описании социальных характеристик находят отражение социальное положение, возраст, образование и профессия персонажа. Социальное положение характеризует персонаж с точки зрения того, какую ступень или нишу он занимает на социальной лестнице общества. Возраст представляет собой этап развития человека, характеризующийся специфическими закономерностями формирования организма и личности, а также является биологическим этапом созревания организма, обусловленного генетическими детерминантами. Образование представляет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Профессия представляет собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате подготовки и опыта работы.

Между внешностью персонажа и его характером наблюдается зависимость, то есть характер персонажа является проекцией внешнего изображения героя. Важную роль играет психологическая характеристика веду-

ÎÂÆÊÔËÜÔÔGÎÀB ÊÎÎÎÔÎÈÊÀÔÈB

щих черт внешности персонажа: выражение глаз, улыбка, походка, манера говорить. За описанием внешнего облика персонажа всегда стоит такая цель, как раскрытие внутреннего мира героя, его характера. Портрет включает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего выражения свойств, сути, души человека, а не только изображения его внешности. Портрет предполагает раскрытие человеческой личности, то есть характера 7.

Проанализированный материал позволяет выделить два вида анализируемого типа портрета:

Характероцентричный портрет, проявляющийся во внешнем облике персонажей;

Характероцентричный портрет, не находящий отражения во внешнем облике персонажей.

Первый вид характероцентричного портрета используется при описании главных персонажей, а второй вид - при создании описаний второстепенных персонажей. Рассмотрим первый вид характероцентричного портрета на примерах: 1) And so, too with the stout and large Mrs. Wilson, who stood beside him while he was attempting to rise to the importance of Clyde. She merely beamed a fatty beam. She was almost ponderous, and pink, with a tendency to a double chin. She smiled and smiled, largely because she was naturally genial and on her good behavior here...8; 2) Her eyes were round

and blue and intelligent - her lips and nose and ears and hands so small and pleasing 9; She was as he decided on sight, more intelligent and pleasing...10

В первом примере добродушность героини внешне проявляется в полноте, полный человек - это всегда человек добрый и хороший, не способный причинить зло. Во втором примере дается характеристика умственных способностей героини, причем внешнее проявление данная черта находит в описании глаз. Характероцентричный портрет Джорджа Ньютона несомненно принадлежит ко второму виду данного типа портрета: George Newton, as every one could see and feel, was a pleasant if not very emotional or romantic person who took his various small plans in regard to himself and his future as of the utmost importance 11. На страницах романа не дается описание внешности мистера Ньютона, поскольку автор, вероятно, стремится к тому, чтобы адресат знал точно; а стремится информировать читателя преимущественно о наиболее значимых чертах характера этого персонажа. Итак, в данной статье мы обосновали правомерность выделения характероцен-тричного портрета, рассмотрели виды данного типа портрета и его составляющие. Таким образом, получается, что в целом портрет любого персонажа имеет следующую структуру (см. рисунок).

Внешность Костюм Характер

Предметоцентричный

Зооцентричный

Туалетоцентричный

Характероцентричный _______портрет________

Колороцентричный ______портрет_____

Психологические

особенности

Аромоцентричный ______портрет_____

Социальные

характеристики

Флороцентричный

Умственные способности Социальное положение

Моральные качества Возраст

Личностные

качества

Образование

Профессия

Структура портрета персонажа

О.А. Малетина. Типология портрета в художественном дискурсе

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

2 Сырица Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. С. 34.

3 Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 106-120.

4 Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Самара, 1999. С. 45-47.

5 Сизова К.Л. Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. С. 31-152.

6 Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. С. 75.

7 Андронникова М.И. От прототипа к образу (к проблеме портрета в литературе и кино). М., 1974. С. 4.

8 Dreiser Th. An American Tragedy. Moscow, 1949. Vol. 1. P 214.

9 Ibid. С. 256.

10 Ibid. С. 255.

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire; ит. ritratto; существует, в том числе и в русской традиции, термин для обозначения П. - парсуна - от лат. persona - « личность; особа», который обычно используется для тех видов и типов портрета и в те эпохи развития изобразительного искусства , когда в П. еще не реализуются в полной мере все его формальные и образные особенности) - индивидуализированное изображение (изобразительное искусство) или описание (литература) группы людей (групповой П.) или отдельного человека (индивидуальный П.).

П. - один из ведущих жанров ренессансного изобразительного искусства и литературы, цель которого подробная и тщательная или идеализированная и обобщенная трактовка визуальных особенностей модели. П. встречаются в живописи, графике, гравюре, миниатюре, скульптуре, а также в литературе эпохи В. В основе портретного жанра всегда стоит мемориальное начало, которое может иметь различную трактовку и цели. Но во всех случаях главная задача ренессансного П. - увековечивание облика конкретного человека и отчасти его героизация и прославление.

Проблема сходства в портрете эпохи Возрождения

Одна из основных проблем искусства П., в том числе и возрожденческого, - это проблема сходства изображения и самого портретируемого героя (персонажа, модели, оригинала). Поэтому важнейшим критерием портретности является тождество формально-художественного образа, созданного художником, с самим оригиналом. Сходство в искусстве П. представляется не только следствием верной передачи внешнего облика модели, но и результатом адекватного раскрытия его духовной сущности, характера, индивидуальных черт личности. Художник равно раскрывает индивидуальность модели и указывает на ее роль и место в социальном устройстве общества и исторической эпохи. И здесь одинаково важны как типические и идеальные, так и ее конкретные, индивидуальные особенности. Не менее важной для П. эпохи В. будет и проблема заказчика, где последний, наряду с художником, оказывает определенное, а часто и весьма значительное, влияние на формирование и особенности художественного образа.

В эпоху Возрождения П. в первую очередь может изображать реально существующего современника, и он создается с помощью натурных впечатлений. П. может показывать и некоего, как правило, исторического персонажа (исторический П.), когда-либо существовавшего в реальной действительности, с соблюдением присущих ему конкретных портретных черт, воссозданных на основе личных воспоминаний мастера или мнения и оценок современников. А также на основе вспомогательного (литературного, мемориального, изобразительного, документального и т.п.) материала. П. исторического персонажа может создаваться и только благодаря воображению художника и тогда в нем реализуются вымышленные физиономические черты (воображаемый П.). Ярким примером исторического или воображаемого П. будут, как правило, монументально-декоративные ансамбли, посвященные циклам «uomini famosi» или «uomini illustri».

П. эпохи В. отличает не только последовательное стремление к достоверному («реалистическому» в ренессансном понимании этого термина) изображению внешнего облика модели, но и желание показать ее внутренний мир, значение и достоинство человеческой личности. П. - это воссозданный художественными средствами образ человеческой индивидуальности, а не дословная копия человеческого лица (фигуры), которые также встречаются в Ренессансе («портретная маска»). Ренессансный П. - одно из средств художественной характеристики индивидуальной личности эпохи, повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, показ через композицию, колористический строй, детали и атрибуты, через характер одеяния главного персонажа и трактовку окружающего его пространства (пейзаж, архитектурный вид, интерьер), места изображенной личности в Мире и Обществе, отношения к ней художника и окружающей социальной среды.

Элементы композиции портрета

В создании портретного образа огромную роль играют многообразные детали и атрибуты. Именно они уточняют, развивают и обогащают портретную характеристику модели, делают ее более выпуклой и наглядной. Помогают понять, часто достаточно сложную и многоплановую, индивидуальность портретного образа, учесть требования времени и волю заказчика, во всей возможной полноте охарактеризовать личность модели. К этим деталям и атрибутам относятся столь ценимый эпохой В. окружающий человека мир вещей и частные особенности композиционного построения портретного образа, усиливающие его уникальную индивидуальность. Среди них, опираясь на обильный изобразительный материал ренессансного П., отметим следующие знаковые детали и атрибуты: окно, зеркало, изображенный на стене или в руках персонажа портрет или портретная миниатюра, детали архитектуры (колонна), скульптуры или памятники классической древности, введенные в художественное пространство П., бордюр на переднем плане, драпировки, рыцарское облачение, предметы воинского снаряжения, предметы религиозного культа, предметы, говорящие о социальном положении модели, гербы, геральдические знаки, инициалы, надписи, письма, записки, книги, ноты, животные, цветы и растения, драгоценности, минералы, рассыпанные монеты, часы, атрибуты vanitas и т.д.

Принципы трактовки портретного образа

В ренессансном П. объективному изображению персонажа неизменно сопутствует собственное и личностное отношение мастера к модели, отражающее мировоззрение, эстетические взгляды самого художника и его эпохи, что неизбежно придает портретному образу не только узнаваемые приметы времени, но и субъективную авторскую окраску. Ренессансный П. - это обязательно идейно-образная интерпретация личности через изображение внешнего облика героя и формальный строй самого произведения искусства, что представлялось чрезвычайно важным для антропоморфного и индивидуалистичного в своей основе идейного мира и культуры эпохи В. Портретисты Ренессанса в своем художественном видении изображаемого персонажа стремились к наиболее открытой и «реалистической» трактовке модели, тщательно передавая все детали и нюансы ее внешнего облика и окружения. Вместе с тем, особенно на определенных этапах развития искусства В. (Высокое Возрождение), ренессансный П. отличается идеализированным подходом в изображении главного персонажа. Но во всех случаях перед художником непременно стояла задача отобразить суть личности портретируемого, показать ее индивидуальный характер и понять его сущность.

Типология портрета

В эпоху В. складывается разнообразная типология П., которая зависит от его назначения и утилитарной функции, особенностей формально-образного решения и характера (материала) исполнения. Поэтому в ренессансном П. можно выделить следующие типы и виды. В первую очередь это деление на монументальный П.: скульптурные монументы, в том числе и конные памятники с их подчеркнутым классицизмом образного строя (Донателло, Верроккьо, Леонардо да Винчи, Джамболонья ), П. в надгробиях, который обладает своей типологической особенностью (Арнольфо ди Камбио, Тино да Камаино, Якопо делла Кверча, Бернардо Росселлино, Антонио Росселлино, Антонио Поллайоло, Пьетро Ломбардо, Гульельмо делла Порта, Джованни Монторсоли, Пьер Бонтан, Жермен Пилон, Леоне Леони, Помпео Леони ), П. в монументальной живописи - фреска, где можно выделить и так называемые «скрытые портреты» (Франческо дель Косса, Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо, Рафаэль ), мозаика. И вторая большая группа ренессансного П. - это П. станковый: картины, а также рельефы и бюсты, где наиболее отчетливо прослеживается классицизированная составляющая ренессансного П. (Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Франческо Лаурана, Доменико Гаджини, Верроккьо, Бенвенуто Челлини ), графические листы, часто передающие непосредственный и импульсивный облик модели (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, французский карандашный портрет XVI века), гравюры (Альбрехт Дюрер ), портретные миниатюры с их изысканной деликатностью портретной характеристики (Николас Хилиард). Следует выделить и такой вид скульптурного П., как П. на медалях (Пизанелло, Гварино да Верона, Сперандио, Витторе Гамбелло) и монетах (медальерное искусство ), полный, несмотря на размеры памятников, подлинного величия и героизма в трактовке изображенного персонажа, П. на геммах (глиптика).

В свою очередь монументальный и станковый живописный П. может быть донаторским П. (Мазаччо, Ян ван Эйк, Ханс Мемлинг ), парадным (Пьеро делла Франческа, Бронзино, Джорджо Вазари, Тициан, Алонсо Санчес Коэльо), конным (Тициан ), героическим (Андреа дель Кастаньо ), камерным, интимным, характерным, карикатурным (П. шутов и карликов); историческим (Андреа дель Кастаньо ), воображаемым, мифологическим (Бронзино ), театрализованным, семейным (Тициан, Лоренцо Лотто, Ганс Гольбейн Младший, Франц Поурбус Старший ), детским (Джироламо Бедоли, Бронзино, Тициан, Ганс Гольбейн Младший, Ян Госсарт ); П. в полный рост (Тициан, Пармиджанино, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший ), поколенным (Джулио Романо, Понтормо, Бронзино, Тициан, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший, Франц Флорис ), поясным (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто ), погрудным (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Джорджоне, Ян ван Эйк, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Ганс Гольбейн Младший, Жан Фуке, Франсуа Клуэ ); профильным (Пизанелло, Пьеро делла Франческа, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро Поллайоло, Леонардо да Винчи ), трехчетвертным (Антонелло да Мессина, Боттичелли, Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Ян ван Эйк, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Жан Фуке ), en face (анфас) (Боттичелли, Бронзино, Ганс Гольбейн Младший ), с разных точек зрения (Лоренцо Лотто ), сидящий (Рафаэль, Бронзино ), стоящий (Тициан, Ганс Гольбейн Младший ) и т.п. По числу персонажей, изображенных на одном П., и по количеству портретных образов, входящих в один портретный ансамбль, П. делится на индивидуальный (Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Бронзино, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший ), парный (Пьеро делла Франческа, Ханс Мемлинг ), двойной (Ян ван Эйк, Франкфуртский мастер), и групповой, не только в станковой, но и в монументальной живописи (Франческо дель Косса, Андреа Мантенья, Мелоццо да Форли, Доменико Гирландайо, Рафаэль, Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Тициан, Дирк Якобс ). Специфическим видом П., очень характерным для эпохи В., отличающейся зарождением самосознания художника, является автопортрет, который может существовать как самостоятельно (Лоренцо Гиберти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Пармиджанино, Франческо Сальвиати, Альбрехт Дюрер ), так и входить в групповой П. (Сандро Боттичелли, Рафаэль ).

Этапы развития портрета

Границы ренессансного портретного жанра не имеют четкой фиксации и очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров - религиозным, историческим, мифологическим, пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром.

Индивидуальные особенности ренессансного П. отчасти наметились уже в искусстве Проторенессанса (Джотто, Симоне Мартини ). Но прочно во всем разнообразии типов, форм, образов, местных художественных школ и национальной специфики они утвердились в XV столетии. Сейчас происходит окончательное формирование самостоятельного П., который претерпевает характерную эволюцию от профильного к трехчетвертному, что существенно обогащает возможности создания более развитой портретной характеристики. Последнюю отличает героизация образа, яркая и сильная индивидуальность в трактовке модели, страстность натуры и сила характера - парный профильный П. Федерико II да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца работы Пьеро делла Франческа (ок. 1465; Уффици, Флоренция); трехчетвертной погрудный П. кардинала Лудовико Тревизан работы Андреа Мантеньи (1459 - 1460; Государственные музеи Прусского культурного наследия, Берлин); так называемый П. «Кондотьера» работы Антонелло да Мессина (1475; Лувр, Париж). Дополнительные примеры можно найти в памятниках монументальной и станковой живописи (Мазаччо, Пизанелло, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини ), в статуарной пластике (Донателло и Верроккьо ), в скульптурных портретах (Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Франческо Лаурана, Бенедетто да Майано ), в медальерном искусстве (Пизанелло ).

Ренессансный антропоцентризм , синтетический подход к трактовке модели, идеальная характеристика модели, создание мира образов полных покоя, гармонии и ясности особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Здесь в первую очередь следует назвать портретное искусство Леонардо да Винчи , Рафаэля , отчасти Андреа дель Сарто , Джорджоне , раннего Тициана . Эти мастера еще в большей мере углубляют содержание портретных образов, делают их чрезвычайно сложными, глубокими, многоплановыми. Персонажи их П. обладают взвешенным и сбалансированным взглядом на Мир, их отличает вера в силу интеллекта, чувство личной свободы и собственного достоинства, они пребывают в духовной гармонии с самим собой и окружающим миром - П. Бальдассаре Кастильоне работы Рафаэля (1514 - 1515; Лувр, Париж). В это время происходит усложнение и обновление средств художественной выразительности, затронувшее и портретное искусство, что помогало обогатить образные возможности ренессансного П. - это знаменитое сфумато Леонардо да Винчи и колористические искания, пока еще очень гармоничные и мажорные, у Тициана .

Особый этап в развитии ренессансного портрета связан с эпохой Позднего Возрождения и с Маньеризмом (поздний Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Савольдо, Алессандро Моретто, Морони, Пармиджанино, Андреа дель Сарто, Себастьяно дель Пьомбо, Понтормо, Бронзино, Эль Греко ). Меняется политическая ситуация, представления о Мире и Обществе, взгляд на роль и место человека в Мире. Становится иным и самосознание художника, что сказывается на обилии удивительно увлекательной по своему содержанию, страстной, но и крайне печальной по сути автобиографической прозы (Понтормо, Бенвенуто Челлини ) и на интересе к живописному автопортрету (Микеланджело, Тициан, Тинторетто, Пармиджанино, Франческо Сальвиати ). Гамлетовское выражение «распалась связь времен» в полной мере отражает то трагическое, полное драматизма и страсти восприятие мира и человеческой личности характерное для этого времени и неизмеримо далекое от ясности и гармоничности, при всей условности этих определений, предшествующего ренессансного отношения к Миру, Человеку и прозрачной силы портретных образов.

Рекомендуемая литература

Campbell L. Renaissance Portraits: European Portrait Painting in the 14th, 15th and 16th Centuries. New Haven and London, 1990; Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996

Лучшие статьи по теме