Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Конспект урока "Архитектура, музыка, театр, народное творчество России во второй половине XIX века".

Конспект урока "Архитектура, музыка, театр, народное творчество России во второй половине XIX века".




2-я пол.19 в. - время расц- вета русской музыки. По инициативе М.Бала-кирева и М.Мусоргского возникла «Могучая кучка»(Ц.Кюи,А.Бородин, Н.Римский-Корсаков).Ее члены стремились передать «правду жизни» и особенности национального характе-ра. Сюжеты опер «Борис Годунов»,«Хованщина»(Му соргский), «Пскови- тянка»(Римский-Корса- ков», «Князь Игорь»(Бо- родин) уходят корнями в русскую историю. Музыка (р.т.1) М.П.Мусоргский.


Величайший вклад в сок- ровищницу мирового музыкального искусства внес П.И.Чайковский. Его оперы - «Евгений Онегин», «Пиковая да-ма», балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса-вица» и др. составляют гордость репертуара крупнейших театров во всем мире. В к.века расцвел талант С.Танеева, А.Глазунова, А.Лядова, А.Аренского, С.Рахманинова, А.Скрябина и др. Музыка. П.И.Чайковский. Фотография 1860 г.


На театральных подмостках блистали оперные певцы- В.Петров, П.Хохлов, Б.Корсов, Д.Леонидова и др Огромную роль в популяризации классической музыки сыграл Н.Рубинштейн. По его инициативе были созданы Московское отделение Русского музы- кального общества, симфонический оркестр, Мос- ковская консерватория(1866 г.),нотное книжное издательство. Музыка. Московская консерватория. К.19 века.


Огромную роль в культур ной жизни того времени играл театр. Он был не только местом развле- чений, но и местом, где высказывались различ- ные общественные мне- ния, шли горячие фило- софские споры.Театры действовали в 100 горо- дах. В 1865 г.по инициа- тиве А.Островского и Н.Рубинштейна возник Артистический кружок- ставший центром теат- ральной жизни. Театр. Памятник А.Н.Островскому.


Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр. Специа-льно для него писал пье сы,а затем ставил их А. Островский. В Петербур ге блистал Мариинский театр. 2-я пол.19 века дала целую плеяду выдающихся ак теров, появились актер- ские династии - Садовс- кие, Самойловы, Васильевы. «Звездой» русского театра стала М.Н.Ермолова – прима Малого те-атра. Театр (р.т.4) М.Н.Ермолова в роли Жанны дАрк.


Богородская игрушка. Появление крупной промышленности привело к ис- чезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль ис кусства. В Троице - Сергиевом Посаде были изготов- лены символы России- матрешки и открыт промысел по производству Богородских игрушек из липы. В 1900 г. матрешки с триумфом были представлены на всемирной выставке в Париже. Местные мастера делали наборы,включавшие до 50 фигур. Художественные промыслы (р.т.5)


В селе Дымково близ Вятки изготавливали глиняные игрушки-свистульки в виде людей, животных, птиц. Их раскрашивали яркими анилиновыми красками. Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники,оборки, яркий геометрический орнамент. Сохранил свое своеобразие гжельский орнамент-синяя роспись на белом фаянсе и фарфоре. Художественные промыслы. Цирковой козел. Дымковская игрушка.


Особое место среди народных промыслов занимает хо хломская роспись. По преданию она появилась бла- годаря старцу-раскольнику, который прячась в мо- настыре начал промысел, а затем передал его секреты спасшим его мужикам. В к. 19 в. промысел, не выдерживавший конкуренцию с фабричным про- изводством, пережил кризис, но был спасен Ниже- городским земством и вскоре стал национальной гордостью. Художественные промыслы. Братина. Хохломская роспись.


Особенности культуры 19 века 1. Отчётливо прослеживается несколько направлений 2. Культура становится более демократичной и всё более критической по отношению к существующим порядкам, пытается донести до власти самые болезненные проблемы 3. Источником вдохновения для мастеров культуры всё большей степени становится народное творчество и традиции 4. Искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои народа.

Культура России во второй половине XIX в. - многогранная среда, в которой можно отдельно выделить музыку, театр и народное творчество. Российская музыка того времени представляла собой народные музыкальные традиции, использование тем былин, легенд, сказок, положенных на музыку, адаптированных под российского слушателя. Среди композиторов того времени можно выделить П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других. Российский театр того времени представлял собой вид искусства, с помощью которого можно было выразить любые идеи, причем эмоционально это окрасить. Известным драматургом второй половины XIX в. был А.Н. Островский, а одной из знаменитых актрис - М.Н. Ермолова. Не угасла в это время искра русского народного творчества. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.А. Римский-Корсаков - российский композитор ()

Рис. 3. А.П. Бородин - российский композитор ()

Рис. 4. М.А. Балакирев - российский композитор ()

Рис. 5. Ц.А. Кюи - российский композитор ()

Указанное время - это взгляд творческой российской интеллигенции на самих себя, попытка уйти от западного влияния и найти нечто свое, самобытное. Это подлинно русское находит свое выражение в народном эпосе, национальных былинах, народном творчестве. Все это творчески обрабатывалось российскими композиторами и музыкантами и представлялось слушателям в адаптированном для них виде.

Российские композиторы создали такие прекрасные оперы, как «Борис Годунов» (рис. 6) и «Хованщина» Мусоргского. Это были настоящие классические произведения с использованием русских музыкальных инструментов и образцов музыкального творчества.

Говоря о русском музыкальном искусстве второй половины XIX в., невозможно обойти стороной деятельность замечательного композитора П.И. Чайковского (рис. 7). Это был настоящий гений русской музыки - ему было подвластно в этой сфере практически все. Чайковский является автором таких знаменитых музыкальных произведений, как балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (рис. 8).

Рис. 6. Кадр из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского ()

Рис. 7. П.И. Чайковский - российский композитор, музыкант-виртуоз ()

Рис. 8. Кадр из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского ()

Особенное место в русской культуре второй половины XIX в. занимал национальный театр. На тот момент он являлся одним из самых важных видов искусства. Театр в то время - это возможность легально высказать идею и придать ей некое эмоциональное состояние.

Свыше ста городов России имели во второй половине XIX в. собственные актерские труппы и театры. Несмотря на разность квалификации актеров и режиссеров различных театров в разных городах, возможностей и постановок произведений, театральная жизнь бурлила в Российской империи.

Главными театрами России были московские театры, а из них ведущим был Малый театр, в котором главным драматургом и постановщиком был А.Н. Островский (рис. 9). Он написал около полусотни пьес для Малого театра, лично работал с труппой, лично принимал участие в постановке. Ведущей темой Островского в его театральных произведениях была борьба с насилием. По его мнению, никакие формы насилия над человеческой личностью не были приемлемы; только избавление от насилия над людьми - это путь спасения человечества. Среди самых известных произведений А.Н. Островского можно выделить пьесы «Гроза» (рис. 10), «Свои люди - сочтемся», «Бедность - не порок».

Рис. 9. А.Н. Островский - российский драматург ()

Рис. 10. Кадр из пьесы «Гроза» А.Н. Островского ()

Очень специфичной была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство русских актерских фамилий были «династичными» - актерское мастерство передавалось из поколения в поколение. Самые известные актерские семьи второй половины XIX в. - это Самойловы, Васильевы. Отношение к актерам того времени было двойственным. С одной стороны, это были очень популярные и уважаемые люди, так как они несли искусство в широкие массы, но, с другой стороны, высшие слои общества воспринимали актеров как лицедеев, так как у дворян были свежи воспоминания о них как о крепостных крестьянах.

Тем не менее в России рождались актерские таланты мировой величины. К таким людям можно отнести М.Н. Ермолову (рис. 11) - потрясающую русскую актрису, которая с детства стала популярной и с годами становилась все талантливее, а ее актерские данные раскрывались все ярче.

Рис. 11. М.Н. Ермолова - российская актриса ()

Народны промыслы во второй половине XIX в. продолжали существовать. Несмотря на бурное развитие России в XIX в. - промышленный переворот, развитие науки и техники, искусства - народные промыслы, такие как хохлома (рис. 12), мстера (рис. 13), гжель (рис. 14), не исчезли.

  • История русского искусства в 22 томах. Том 16. Искусство 1860-1870-х годов.
  • История русского искусства в 22 томах. Том 17. Искусство 1880-1890-х годов.
  • Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  • Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  • Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1976.
    1. Детская школа искусств №12 ().
    2. Biofile.ru ().
    3. Historyrusedu.ru ().
    4. Nashfilm.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите о музыке второй половины XIX в. Какие направления вы можете в ней выделить? Перечислите основных российских композиторов того времени.
    2. Что представлял собой российский театр второй половины XIX в.? В чем была его специфика?
    3. Почему в российском обществе, несмотря на его бурное развитие, сохранилось русское народное творчество?




    Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

    Жостовская роспись


    В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

    Хохлома


    Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

    Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

    Городецкая роспись


    Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

    Уральский малахит




    Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

    Гусевской хрусталь


    Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

    Матрешка

    Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

    Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

    Финифть




    Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

    Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

    Тульский самовар


    В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

    Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

    Палехская миниатюра


    Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

    Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

    Гжель


    Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

    Павлово-посадские шали

    Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

    Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

    Вологодское кружево

    Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

    Шемогодская резная береста

    Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

    Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

    Тульский пряник



    Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

    Оренбургский пуховый платок

    Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

    MASARYKOVA UNIVERZITA

    Filosofická fakulta

    BAKALÁŘSKÁ PRÁCE

    Brno 2007 Antonín Lampiga

    MASARYKOVA UNIVERZITA

    Filosofická fakulta

    Ústav slavistiky

    Antonín Lampiga

    “Русские народные приметы и поверья”

    Bakalářská diplomová práce

    Vedoucí práce: PhDr. Taťána Juříčková, Ph.D.

    Prohlašuji, že jsem předkládanou práci zpracoval samostatně a k práci jsem použil

    literaturu, jejíž přehled uvádím v samostatném soupisu.

    Rád bych touto cestou poděkoval PhDr. Taťáně Juříčkové, Ph.D. za její cenné rady a připomínky a za laskavé a trpělivé vedení této práce.

    Введение................................................................................... . ... 7

    1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века........................................................... . .. 9

    2 . Воззрение славян на природу …………. ........................... 18

    2.1. Жанры устного народного творчества славян.......................................... 23

    2.1.1. Загадка....................................................................................................... 23

    2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки................................ 25

    2.1.3. Заговоры................................................................................................... 26

    2.1.4. Народные лирические песни................................................................. 27

    2.1.5. Народные сказки..................................................................................... 28

    3. Русские народные приметы и поверья. …………… ...... . 31

    3. 1. Беременность. Роды. Дети..................................………… .......................... 32

    3. 2. Предсвадебные поверья и приметы………………………… .....… .... ...... 37

    3. 3. О женихах, невестах, тили-тили тесто…………………………… .... ....... 39

    3. 4. Поверья о жилище…………………………………………… ............… ..... 42

    3. 5. Соль рассыпалась – к ссоре ли?................................................................ .. 47

    3. 6. Поверья о животных...................................................................................... 53

    3. 7. Поверья о растениях...................................................................................... 58

    3. 8. Пустой бутылке на столе не место.............................................................. 61

    3. 9. Подошвы чешутся – к дороге....................................................................... 65

    3. 10. Приметы о человеке, привычках и манерах.......................................... 69

    3. 11. Заклинания и заговоры............................................................................... 71

    3. 12. О смерти и похоронах.................................................................................. 73

    4. Заключение …………………………… ...... ………… ...... .... 76

    5. Resumé ............................. ....................................................... 78

    6. Список использованной литературы.............................. . 79

    Художественная литература

    Интернетные источники

    Введение

    Приметы относятся к старейшему жанру фольклора и представляют собой сокровищницу многовекового человеческого опыта и знания. Само слово “примета” – это производное от глагола “примечать”, то есть улавливать зачастую неясную скрытую и даже тайную связь между явлениями и событиями как человеческой жизни, так и жизни растений животных и всего космоса в целом. Возникшие еще в глубокие дохристианские времена, приметы вобрали в себя многочисленные мифологические и магические понятия о мире и человеке. Согласно представлению древних, любой заурядный предмет наделялся необыкновенными свойствами и вел наряду с обычной и необычную жизнь.

    Это нашло свое отражение и в приметах. По определенному “поведению” простых вещей (ложка упала, дверь заскрипела, посуда бьется и пр.) можно было предугадывать те или иные события (приход гостя, покойника встретить, дальнюю дорогу, болезнь и т.д.), предсказывать погоду и даже судьбу (замужество, смерть, рождение ребенка и т.п.). Причем все предметы, животные, растения и пр. делились на чистые и нечистые, на несущие человеку благо и несущие человеку зло, что отчасти отразилось и в приметах. Некоторые предметы и явления могут быть хорошими или плохими в зависимости от ситуаций и действий человека. Другие предметы несут чисто информативную функцию, предсказывая будущие события.

    Данная дипломная работа посвещена теме русских народных примет и поверий . Основной целью нашей работы является:

    1. Привести наиболее ярких представителей фольклорной школы 19 века.

    2. Показать, как разнообразно русское устное народное творчество.

    3. Ознакомиться с наиболее известными поверьями русского народа на работах Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н., попытаться их классифицировать и объяснить их значение.

    Эта бакалаврская работа состоит из трех основных глав. В первой главе мы объясняем значение слова фольклор, а также показываем его развитие в „золотом“ 19 веке и приводим наболее известных представителей. Вторая глава занимается характеристикой устного народного творчесва и его отдельных жанров. Центральной главой данной работы является третья глава, которая представляет собой попытку анализа и классификации русских поверий и суеверий. Источником послужили исследования Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н.

    1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители в 19 веке.

    Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом .

    В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.

    Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются

    и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

    Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»

    Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.

    Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической ». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“ .

    Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“ . Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“ . К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“ ) , французского – Адольф а Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.

    В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев .

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    2. Мифологическая школа

    4. Историческая школа

    5. Фольклористика в XIX веке

    Список литературы

    1. Академические школы (научные направления) в фольклористике

    Школы (направления) объединяют исследователей, чьи труды основаны на общей научной концепции, близки по своей проблематике и методологии. Названия «школа» и «направление» (иногда «теория») -- условные, закрепившиеся за той или иной группой исследователей.

    Академические школы во многом были связаны с западноевропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.

    2. Мифологическая школа

    фольклористика школа русский

    Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале ХIХ в., в период расцвета романтизма. Ее основоположники, немецкие ученые братья В. и Я. Гримм испытали влияние романтической эстетики, в которой содержался тезис о «национальном духе» каждого народа. Источником искусства признавалась мифология. Братья Гримм поставили целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора языка древних германцев. Ученые впервые указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями -- язычеством. Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Ф.И. Буслаев. Вслед за братьями Гримм Буслаев установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил принцип коллективной природы художественного творчества народа.

    Мифологический анализ он применил к славянскому материалу. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф -- форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Позже ученый оценил положительные стороны других направлений в фольклористике и проявил себя в них.

    Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифологической теории. «Младшие мифологи» (школа сравнительной мифологии) расширили сферу исследования мифов, привлекли фольклор и язык других индоевропейских народов, усовершенствовали метод, в основе которого лежало сравнительное изучение этносов. В Европе, а затем и в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Метеорологическая (или «грозовая») теория связывала происхождение мифов с атмосферными явлениями; солярная теория видела в основе мифов первобытные представления о небе и солнце -- и проч. При этом всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.

    В России школа сравнительной мифологии имела многих последователей. Солярно-метеорологическая концепция была разработана О.Ф. Миллером. Тщательно подобрав огромный материал, автор попытался выделить в русском эпосе разные по древности слои, отделить исторические и бытовые элементы от мифологических.

    Наиболее известным представителем русской школы младших мифологов был А.Н. Афанасьев. Его «Поэтические воззрения…» до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии. В вопросе о сущности мифов А.Н. Афанасьев был последователем прежде всего «метеорологической» теории, согласно которой в основе большинства мифов лежит обожествление грозы, грома, молнии, ветра, туч.

    Идеи мифологической школы на протяжении всех последующих лет использовали многие направления филологии. Яркая вспышка интереса к мифу была в 50-60-х гг. XX в., когда в Западной Европе и Америке оформилась неомифологическая теория. Она основывалась на этнологических трудах конца XIX - первой половины XX в., связанных с разработкой антропологической концепции. Самым значительным было исследование английского ученого Д. Фрэзера -- 12-томная книга «Золотая ветвь». На огромном материале Фрэзер показал мифологическую общность примитивных культур и попытался доказать, что в основе образного мышления современного цивилизованного человека лежат те же мифы.

    Наиболее важный источник неомифологической теории -- учение об архетипах швейцарского психиатра К. Юнга. Юнг выступил с идеей интуитивного постижения человеком опыта древних. Содержание этого опыта составляют общечеловеческие первообразы (архетипы). Большинство сюжетов и образов фольклора и литературы восходят к символически переосмысленным архетипам, к мотивам древнейших мифов, которые «хранятся» у каждого человека в области бессознательного. К. Юнг исследовал проявление фольклорных и мифологических мотивов в психике.

    Главная цель мифологической школы состояла в реконструкции мифологии и древнего фольклора. Эта проблема остается актуальной. Миф всегда будет привлекать к себе исследователей. В современных трудах по мифологии различают два основных течения: этимологическое (занимающееся лингвистической реконструкцией мифа) и аналогическое (основанное на сравнении мифов, сходных по содержанию).

    Мифологическая школа сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы.

    3. Школа заимствования (миграционная)

    В 50-70-х гг. XIX в. возникло другое научное направление -- теория заимствования (теория миграций; теория бродячих сюжетов). Ее сторонники указали на удивительное сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока (в том числе неродственных), которое объяснили прямым или косвенным заимствованием, распространением из одного или нескольких очагов.

    Представители школы заимствования поставили вопрос о культурно-исторических связях между народами, привлекли обширный разноязычный материал. Этому способствовало исследование европейцами стран Ближнего Востока, а в России -- развитие тюркологии и монголоведения.

    Теория заимствования оказала особенно сильное влияние на изучение сказок. Ее основоположник -- немецкий востоковед Т.Бенфей -- в 1859 г. издал сборник индийских сказок и притч «Панчатантра» («Пятикнижие»). В большом предисловии Бенфей отметил близкое сходство сказочных сюжетов в мировом фольклоре и на примере судьбы сборника «Панчатантра» раскрыл картину культурного влияния Востока на европейский Запад.

    Независимо от Бенфея формированию школы заимствования в России положила начало работа А.Н. Пыпина «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских». Пыпин впервые конкретно показал обширные связи русской словесной культуры, преимущественно письменной, с Востоком и Западом. Его интересовало взаимодействие искусства с духовной жизнью общества в целом, свой метод исследователь называл «общественно-историческим».

    Непосредственное влияние концепция Т. Бенфея оказала на обширную статью критика В.В. Стасова под названием «Происхождение русских былин». Она была написана с публицистическим задором. Стасов доказывал, что сюжеты русских былин и даже образы богатырей заимствованы, пришли с Востока. Автор поставил под сомнение степень самобытности русской национальной культуры в целом. Это ему было необходимо как либералу-западнику в борьбе со славянофилами.

    Возникла острая дискуссия, в которую включились многие ученые: Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, П.А. Бессонов, В.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский. В выступлении Стасова проявились все уязвимые места новой теории. Обнаружилось, что «в чистом виде» она существовать не может, ибо должна учитывать национальный и конкретно-исторический контекст.

    Именно в этом направлении разрабатывал теорию миграций крупный русский филолог А.Н. Веселовский. Он подчеркивал, что условием заимствования является типологический универсализм мирового культурного развития. Веселовский обогатил миграционную теорию. Он сформулировал положение о так называемых «встречных течениях», которые возникают по причине сходства «основ» литературных или фольклорных произведений разных этносов.

    Теория заимствования нашла в России многих последователей (Г.Н. Потанин, А.И. Кирпичников, М.Г. Халанский, отчасти Ф.И. Буслаев, В.Ф. Миллер и др.).

    В западноевропейской науке эта теория иногда получала формалистическое развитие. Таковым является историко-географический метод, который был разработан финскими учеными Ю. Кроном, К. Кроном и А. Аарне. К исследованию фольклорных произведений прилагались хронологические диаграммы и географические карты с обозначенными на них путями миграций этих произведений. В русской фольклористике этот метод не был воспринят, однако международное применение (в том числе в России) обрела каталогизация сказочных сюжетов, разработанная финской школой. По ее принципам был составлен русский, а затем восточнославянский указатель. «Указатель сказочных типов» составил А. Аарне (опубликован в 1910 г.). В основу систематизации Аарне положил сказки европейских народов. В «Указателе» они делятся на следующие группы:

    I. Сказки о животных.

    II. Собственно сказки, куда входят:

    А. Волшебные сказки,

    В. Легендарные сказки,

    С. Новеллистические сказки,

    D. Сказки о глупом черте (великане).

    Внутри этих групп сказки объединяются в гнезда, по тематическому принципу. Каждая сказка (как целостный рассказ, а в ряде случаев -- характерный эпизод) имеет порядковый номер. При этом оставлены пропуски для внесения новых сюжетов.

    В 1928 г. американский фольклорист С. Томпсон совместно с Аарне на основе предыдущего создал многонациональный сводный «Указатель сказочных сюжетов», который неоднократно переиздавался с дополнениями и уточнениями; в мировую фольклористику он вошел как указатель Аарне-Томпсона (сокращенно: AT). В 1929 г. Н.П. Андреев перевел указатель Аарне на русский язык с приспособлением к русским материалам (дополнения были сделаны по русским фольклорным сборникам). В 1979 г. вышел в свет подготовленный авторским коллективом «Сравнительный указатель сюжетов» восточнославянских сказок (сокращенно: СУС). Он основывается на международных принципах указателя Аарне-Томпсона.

    4. Историческая школа

    Фольклор неотделим от истории. Произведения фольклора всесторонне обусловлены породившим их временем. Некоторые фольклорные жанры отражают исторические представления самого народа. Связь русского фольклора, главным образом былин, с национальной историей, сохранение в фольклоре народной исторической памяти исследовала историческая школа.

    Историческая школа была одной из наиболее влиятельных в фольклористике конца XIX - начала XX в. Это собственно русское научное направление, предпосылки которого обнаружились довольно рано. Еще К.Ф. Калайдович в 1818 г. в предисловии к сборнику Кирши Данилова сопоставлял героев фольклорных произведений с летописными.

    В дальнейшем опыты исторического исследования фольклора предпринимали Н.И. Костомаров, Н.П. Дашкевич.

    Принципы исторической школы окончательно оформились в середине 90-х гг. XIX в. в обобщающем труде В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности».

    В. Ф. Миллер считал, что исследователь былины должен ответить на четыре основных вопроса: где, когда, в связи с какими историческими событиями она была создана и на какие поэтические источники опирались ее создатели. Отвечая на эти вопросы, последователи исторической школы собрали и систематизировали огромный материал. Они изучили памятники фольклора и древнерусской письменности, осуществили ряд экспедиций на Русский Север, издали ценные сборники былин и исторических песен (например, ученики В.Ф. Миллера А.В. Марков, А.Д. Григорьев). Из летописей ученые извлекли многочисленные параллели. Были установлены прототипы былинных имен (Владимир, Добрыня, Алеша, Ставр, Тугарин...), названий (Киев, Новгород, Чернигов...), а также реальные события, легшие в основу сюжетных ситуаций былин. Была создана «историческая география» русского эпоса.

    В XX в. историческая школа более других подвергалась резкой и часто несправедливой критике. Главным ее недостатком объявлялось неверное решение вопроса о социальной среде, в которой слагались былины.

    Несмотря ни на что, традиции исторической школы в русской фольклористике XX в. развивались.

    В Западной Европе до конца XIX в. господствовала теория заимствования. Но уже в 60-е гг. в Англии возникло новое направление -- теория самозарождения сюжетов (или антропологическая теория). Ее основателями были Э. Тайлор и А. Ланг. В России эта теория не имела прямых последователей, однако она оказала воздействие на А.Н. Веселовского, А.А. Потебню, Е.В. Аничкова и некоторых других ученых.

    Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) эта теория объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества всего человечества. Представители этой теории обращали внимание и на сходство условий быта разных народов. Теория самозарождения сюжетов ввела в науку большое количество фактов; ее последователи стремились к объективности выводов. Именно они разработали учение об анимизме, тотемизме, магии -- этими понятиями активно пользуются современные фольклористы. Теория самозарождения сюжетов прокладывала путь современным представлениям о фольклорной типологии (универсальной повторяемости).

    Типологическое сходство проявляется в фольклоре разных народов в специфическом типе культуры (устность, коллективность, традиционность, вариативность и проч.). Наряду с этим типология заявляет о себе в сходстве устно-поэтических жанров, в близком или тождественном содержании конкретных сюжетов, мотивов, образов, в аналогичных приемах фольклорного стиля. Типологически сходны формы и способы бытования произведений. Типология объясняет те поразительные факты сходств и совпадений, которые нельзя объяснить ни заимствованием, ни генетическим родством народов.

    Почти одновременное развитие в русской филологии второй половины XIX в. трех теорий (мифологической, заимствования и исторической) означало окончательное самовыражение фольклористики как науки, свидетельствовало о поисках ею собственного предмета и метода. Нельзя полностью согласиться с мнением, что теории сменяли одна другую, что каждая новая рождалась из отрицания предыдущей. Сейчас становится понятно, что это было не так. Разнообразие подходов говорило о попытках переживающей свое становление фольклористики охватить весь предмет как сложную систему многих жанров.

    5. Фольклористика в XIX веке

    В 1930-х годах географический и исторический подходы стали сменяться типологическими, как в СССР так и в мире. Главным предметом внимания фольклористики становится сказка, и именно на сказочном материале рождается так называемый палеонтологический метод, ярчайшим представителем которого стал В.Я. Пропп. Им был написан ряд работ, выявляющих структуру (в терминологии Проппа -- морфологию) сказок, на основе которой уже делались выводы о генезисе этого жанра. К 1950-м годах в советской фольклористике преобладали два направления: неоисторическая школа, ставшая возрождением принципов разгромленной исторической школы, а также школа историко-типологического подхода, сложившаяся благодаря палеонтологическим исследованиям фольклора. Основной темой, дискутировавшейся между представителями этих направлений был историзм былин, который исследователи исторической школы определяли как прямая взаимосвязь исторических событий с сюжетом эпоса, а исследователи историко-типологического направления -- как выражения чаяний эпохи, без связи с конкретными сообщениями исторических источников. Возрождённую историческую школу возглавлял Б.А. Рыбаков, в духе её воззрений писал работы С.Н. Азбелев. К историко-типологической школе, помимо самого В.Я. Проппа, относились А.П. Скафтымов, Б.Н. Путилов. В 1970-х исследования в русле этих направлений продолжились, однако кардинально новых идей и открытий они не принесли. К настоящему времени развитие эпосоведения в России продолжается в русле установившихся в середине XX века тенденций. Внимание актуальных исследований фольклористики смещается к выяснению современных творческих процессов в народе, и связанной с ними теме аутентичности, к изысканиям в области городского фольклора, проблемам персонального нарратива (прозаический нарратив, касающийся личного опыта; он обычно рассказывается от первого лица, и его содержание не является традиционным) и устной истории, современного фольклора (в том числе интернет-фольклора), «антифольклора» и «постфольклора» (концепция Н.И. Толстого, С.Ю. Неклюдова).

    Список литературы

    Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - Л., 1982.

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001.

    Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М., 1981.

    Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978.

    Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М., 1997.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Период расцвета духовной культуры в конце ХIX - начале ХХ в. Появление новых направлений и художественных группировок. Особенности и отличия абстракционизма, авангарда, импрессионизма, кубизма, кубофутуризма, лучизма, модерна, символизма и супрематизма.

      презентация , добавлен 12.05.2015

      Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

      реферат , добавлен 26.09.2008

      Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

      презентация , добавлен 05.12.2010

      Место литературы XIX века в системе духовной культуры. Зарождение романтизма. Проблема крестьянских движений. Творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского. Развитие театра в России. Достижения академического классицизма. Русская архитектура начала XIX века.

      реферат , добавлен 09.04.2012

      Эпоха возникновения классицизма как литературного направления в период царствования во Франции Людовика XIV. Возникновение классицизма в России. Золотой век Екатерины II. Примеры классицизма в живописи. Русская живопись эпохи расцвета классицизма.

      презентация , добавлен 24.11.2013

      Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы. Музыкальный гений – В.А. Моцарт.

      реферат , добавлен 24.11.2008

      Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.

      статья , добавлен 31.10.2009

      Возникновение романтизма - идейного и художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Характерные черты романтизма (культ природы, чувств и естественного в человеке), его проявления в живописи.

      презентация , добавлен 21.11.2013

      Система ценностей и процесс их созидания. Отражение культурных преобразований, происшедших в Европе в конце XVIII века. Творчество великих реалистов. Создатели романского стиля. Драматичность живописных образов. Искусство романтизма во Франции.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2011

      Русская культура конца IX - начала XX века на примере творчества И. И. Левитана. Демократический реализм в русской живописи. Выставки передвижников. Влияние дружбы Чехова с Левитаном на их творчество. Психологизм творчества.

    Лучшие статьи по теме