Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Академическое и эстрадное пение. Вокал академический - Детская музыкальная школа имени Г.Ф

Давайте выясним, что же такое классическое пение или академический вокал. Это понятие в первую очередь ассоциируется с двумя моментами:

  • Особая манера исполнения и звучания (классическое оперное пение);
  • Репертуар (оперные арии, романсы, номера из мюзиклов и оперетт, камерные вокальные произведения).

Если вы хотите взять уроки и научиться петь в академической манере, подробнее читайте .

Как получается такое звучание, как в академическом вокале?

Постановка голоса в рамках любого направления, прежде всего, основывается на дыхании. В академическом вокале дыхание имеет особое значение, т.к. сила звука в классическом пении у некоторых исполнителей может быть в разы выше, чем в других видах вокального искусства. Без правильно поставленного дыхания, такого достичь невозможно.

Что такое правильное певческое дыхание?

Это полноценный вдох и ровный длинный выдох. Часто можно услышать такое выражение: «правильно дышать животом». То есть на вдохе живот надувается, а ребра раздвигаются в стороны, как крылья; на выдохе "всё" сдувается. При этом создается давление на диафрагму "из-под ложечки", а нижний пресс подпирает ее снизу - создается импеданс. Удержание диафрагмы внизу способствует удлинению воздушного столба, что способствует большему объему голоса.

Давайте попробуем сделать это прямо сейчас. Выдохните из себя весь воздух и при этом одновременно сдуйте (втяните) живот, затем сделайте глубокий вдох, одновременно надувая живот. Получилось? Если нет, попробуйте лечь на пол на спину и положить руки себе на живот. Попробуйте теперь сделать несколько вдохов и выдохов, контролируя, чтобы двигался только живот, а не грудная клетка.

Итак, правильный вдох необходимый для классического вокала должен быть:

  • Довольно глубоким (дыхания должно хватить до конца фразы)
  • Вдох делается животом и рёбрами
  • Вдох, как правило, делается носом.
  • Вдох должен быть легким и бесшумным.

Теперь поговорим о выдохе:

Выдох должен быть длинным и ровным, а не вырываться неровными порциями. За плавность выдоха отвечают мышцы нижней части живота, которые должны быть в тонусе. Таким образом нижний пресс при классическом пении работает очень активно, если это так звук получается более устойчивым, такое пение называют «пение на опоре»

Как устроен классический звук?

Любой певец поёт не только ртом. Для пения нужно задействовать всё тело. Классический вокал - это, прежде всего, объёмный, богатый, сильный звук. Для этого в первую очередь необходим певческий купол, или ЗЕВОК - такое положение гортани, когда она находится в состоянии зевка (технически - поднимаем мягкое нёбо, но при этом не зеваем). Звук становится более классическим, приобретает благородное звучание.

Вы, наверное, обращали внимание на то, что оперные певцы ОЧЕНЬ широко открывают рот. Это нужно для того, чтобы звук имел выход. Но не всегда широко открытый рот обеспечивает полноценное звучание. Рот должен открываться естественно, на столько - на сколько нужно для того или иного певца.

Резонаторы - еще один очень важный момент. В первую очередь речь идет о головном резонаторе (для верхних нот) и грудном резонаторе (для исполнения низких нот). Если резонаторы хорошо разработаны, то совсем необязательно широко раскрывать рот - тело само отзвучивает.

Таким обрам, можно говорить о том, что, с одной стороны, существуют различные виды техники пения, а, с другой, важно понимать, что устройство голосового аппарата может отличаться, поэтому кому-то удобно открывать рот, а кому то нет, но главное при этом, чтобы у певца не зажималась челюсть.

Также очень важна четкая дикция и правильная артикуляция - это необходимо во-первых, для того чтобы был понятен текст произведения, а во вторых активная артикуляция способствует правильному звукоизвлечению. А еще хорошая артикуляция помогает правильно интонировать. Попробуйте спеть какую-либо песню абсолютно расслабленными губами! Верно передать мелодию с вялой артикуляцией затруднительно.

Одним из очень важных моментов в классическом пении является - определение того, каким голосом вы обладаете. В классическом вокале голоса определенным образом классифицируются.

Классификация вокальных диапазонов академических певцов

Классификация женских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Колоратурное сопрано
  • Лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое сопрано
  • Лирико-драматическое сопрано
  • Драматическое сопрано
  • Колоратурное меццо-сопрано
  • Меццо-сопрано
  • Контральто
Классификация мужских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Контратенор
  • Тенор-альтино
  • Лирический тенор
  • Лирико-драматический тенор
  • Меццо-характерный тенор
  • Драматический тенор
  • Лирический баритон
  • Лирико-драматический баритон
  • Драматический баритон
  • Бас-кантанто
  • Центральный бас
  • Бас профундо

В классическом вокале очень важна ваша природная склонность, каким голосом вы звучите. Отнесение к тому или иному голосу обуславливается двумя факторами:

Во-первых, это потенциальный диапазон голоса. Что значит потенциальный? Когда ученик начинает заниматься у него имеется начальный (исходный) диапазон, то есть те ноты которые он в данный момент в состоянии «достать» - здесь речь идет, как мы понимаем о крайних нотах диапазона. Это те ноты которые более или менее свободно ученик берет прямо сейчас. Но когда он начинает петь специальные упражнения, направленные на расширение диапазона, то он начинает чувствовать себя более уверенно и на более высоких (низких) нотах. То есть в начале обучения у студента всегда есть потенциал развития певческого диапазона.

Во-вторых, это окраска голоса. Существует некоторый общий диапазон, в котором могут звучать разные голоса: это первая октава для женских голосов и малая октава для мужских. Но мужской голос теноровой окраски в рамках малой октавы будет звучать совершенно иначе, чем, например баритон. То же справедливо и для женских голосов. По сути окраска голоса - это и есть тембр, указывающий на тип голоса (сопрано, тенор, бас и проч.) Но он (тембр) раскрывается после долгих занятий, не сразу, то есть, растет постепенно - вместе с голосом.

В классическом академическом вокале для каждого типа голоса существуют специальные приёмы, которые соответствуют вашему голосу и тот тип звукоизвлечения, который позволит сделать ваше, ну, скажем, например, лирическое сопрано, действительно настоящим классически звучащим, звенящим, журчащим и бесконечным прекрасным голосом.
Перечислим основные задачи, которые ставит перед учеником преподаватель академического вокала:

  • Расширение диапазона в рамках вашего голоса. Считается, что оперный певец должен иметь рабочий диапазон 2 октавы + небольшой запас, чтобы крайние ноты вокального диапазона, в котором он работает, не были пределом его возможностей, т.е. в сумме 2,5 октавы. Для сравнения, обычный человек, который не занимается профессионально вокалом, обладает вокальным диапазоном в 1-1,5 октавы.
  • Выравнивание регистров (то есть переключение между ними - у каждого человека больше одного регистра, у женщин три, у мужчин два). Очень важно уметь звучать в двух-трех регистрах и важно уметь брать переходные ноты между регистрами. В той ноте, где регистр переключается, нужно чтобы эта нота тоже звучала точно и красиво и гладко (бывает, что она звучит фальшиво);
  • Улучшение музыкальной памяти и слуха;
  • Овладение классическим звукоизвлечением с помощью резонаторов;

Вообще, о классическом вокале написано огромное количество статей и пособий. Поскольку нельзя объять необъятное, мы остановилась на нескольких, самых главных, по нашему мнению, моментах.

Кстати, если Вы хотите петь, как классические певцы,

В этой статье Я постараюсь выделить самые жёсткие ошибки всех или большинства начинающих вокалистов

  1. Отсутствие правильной . Нельзя уделять опоре дыхания, мало внимания, важно понимать, что правильное удержание воздуха в лёгких способствует свободному, полётному, объёмному, красивому пению;
  2. Следование за нотой . Ошибочное мнение, к сожалению так распространённое среди эстрадных певцов о том, что нужно менять позицию гортани для взятия высоких нот. Важно знать, что вокальная позиция голосового аппарата не должна изменяться в зависимости от интонируемой ноты, да и вообще во время пения, гортань должна оставаться неподвижной, не тянитесь за нотой.
  3. Не следует пропускать лишний воздух сквозь связки, от этого голос не станет мощнее, лучше послать его в резонаторы, во время пения, Вы не должны извергать из себя большой объём воздуха не в зависимости от того какую ноту Вы поёте. Пламя свечи, поднесённое ко рту во время пения не должно колебаться, воздух нужно удерживать в себе и лишь малую часть его аккуратно посылать в резонаторы, этого будет достаточно для мощного звучного пения.
  4. Белый звук. Так называют пение не в резонаторы, такое пение можно услышать у эстрадных певцов, которые полагаются на микрофон и не хотят звучать телом. Звучать должны резонаторы, тогда горло не будет зажиматься, звук будет богатым и интересным, не на чей не похож;
  5. Надежда на инстинкты. Не стоит думать во время пения, что тело само споёт так Вы желаете, конечно Мы учимся петь для того чтоб голос звучал автоматически и разум оставался свободным для чувств и обработки художественного образа. Но на этапе обучения, Вы должны максимально контролировать своё внимание на каждом действии, по возможности не отвлекайтесь от пения, вспоминайте все советы учителя и применяйте их на практике.
  6. Подражание. Не подражайте Вашим кумирам, как бы классно, по Вашему мнению, они не пели, помните, что всегда есть возможность того, что Вы поёте по природе намного лучше, пойте своим голосом, слушайте свой организм, ищите вокальную позицию, культивируйте свои лучшие качества голоса и тогда Вы всё сможете, а первый вариант развития пагубен;
  7. Все и сразу. Не пойте в начале обучения свои любимые песни и арии, которые классно звучат в исполнении вашего кумира, если Вы не способны это сделать. Оценивайте свои силы реально, если Вы начинаете петь, то для начала спойте хотя бы одну ноту, но что бы она звучала идеально или хотя бы так, что б взглянув правде в глаза, Вы могли сказать, что она действительно хороша, а уже потом думайте о лёгких произведениях. Поставленный голос это результат многолетних тренировок, и Ваши кумиры возможно сменили множество путей развития и вокальных школ для того чтоб так петь.
  8. Не бойтесь петь, не закрепощайте себя, сохраняйте всегда самоуверенность, научитесь радоваться небольшим, но значимым успехам в пении, тогда Вы приобретёте и зашагаете семимильными шагами в мир вокала, а пытаясь научиться всему и сразу, доказать что-то окружающим, бороть свои комплексы излишне самонадеянными замашками, Вы только усугубите положение.
  9. Петь нужно не часто 2-3 раза в неделю, но петь, а не рассчитывать на следующую жизнь, хотите красиво, петь придётся держать организм в вокальном тонусе всегда! Дело в том, что нейроны мозга отвечающие за память, имеют свойства отмирать за ненадобностью, если будете петь очень редко, будете учиться каждый раз заново вместо того, что б совершенствовать достигнутое;
  10. Не добивайтесь в начале пения красоты собственного звучания. Дело опять-таки в стереотипах о красивом звуке и о подражании другим певцам. Каждый раз, когда начинаете петь, пытаясь исправить ошибки своих неловких наработок приобретённых в процессе подражания, следует помнить, что Вы ещё петь не можете и в этом Ваш плюс. Отбросьте от себя всё лишнее, представьте себя чистым листом бумаги и постарайтесь спеть самым органичным для Вас звуком, потом постарайтесь спеть им несложное произведение, пусть это будет для Вас испытанием, а точнее, для Вашей нервной системы, сможете…?? Культивируйте свой звук, забудьте про красоту, откройте «пасть» и, не стесняясь, пойте своим естественным звуком, без всяких там ужимок. А уже после этого, можно подумать про опору, резонаторы и т.д., а вот потом, Вы сами увидите, что красота сама появилась вместе со свободой в организме.

Государственное бю дж етное учреж дение дополнительного образования детей города М осквы «Детская м узы кальная ш кола имени Г.Ф.Генделя» «У тверждаю » директор Г"ЬОУ Д О Д г. М осквы « Д м Ш имени Г.Ф.Генделя» .Логинов 01 » 09.2010 Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокал» (академ ический)в рамках программы «Х оровое пение» 5 - 7(8) классов (от 11 лет) Сроки реализации - 3(4) года Автор - преподаватель Лиринг С.Е. М осква - 2010 1 I. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я ЗА П И С К А Предлагаемая образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность и предусматривает поднятие уровня общей музыкальной и вокальной культуры детей. Ц ель данной программы: - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. Задачи программы: - развить у учащихся музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальное мышление; - воспитать у учащихся такие качества, как творческая воля, активность, самостоятельность, потребность в реализации знаний и умений; привить навыки сценического поведения; - сформировать художественный вкус, чувство стиля. - научить учащихся основным принципам и исполнительским приёмам правильного звукообразования, грамотному самостоятельному разбору нотного текста, чтению нот с листа, эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения. - выявить наиболее одарённых детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные средние учебные заведения. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-технических навыков, таких как: - устойчивое певческое дыхание на опоре; - ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса; - высокая певческая позиция и точное интонирование; - певучесть, напевность голоса (кантилена); - дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция; - орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи. Учащиеся должны знать: репертуар вокалиста, включающий произведения разных эпох, жанров, стилей; профессиональную терминологию, специфику исполнительства соло и с концертмейстером. Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 14(15) лет. Срок обучения - 3(4) года. Итогом каждого года обучения является исполнение программы различной степени трудности, представляемой на переводном зачёте. Занятия по классу вокала проводятся в индивидуальной форме. В нашей школе, на хоровом отделе, вокал - предмет по выбору, поэтому занятия проходят 1 раз в неделю по одному академическому часу. С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки с целью их преодоления. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, певческое дыхание с бесшумным, не перегруженным вдохом и 2 экономным постепенным расходованием воздуха при фонации. Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру. Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок - важные условия верного голосообразования. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой и другими элементами выразительности в пении. Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука, приносящая часто непоправимый вред. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса. Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика, постоянный творческий рост самого педагога, использование новых достижений в области педагогики, методики преподавания и репертуара. Для учащихся, окончивших школу и готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения (музыкальные училища, колледжи и др.) а также для учащихся, неоднократно участвовавших в различных конкурсах и концертах, настоящей программой предусматривается возможность дополнительного обучения сольному пению после окончания школы (4-ый год обучения). У праж нения Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в рабочее состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски. Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без напряжения. Вначале на небольшом ограниченном участке диапазона, ведя звук плавно, без «подъездов», постепенно расширяя диапазон и усложняя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого. Первые упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач, они должны быть посвящены распеванию в буквальном смысле этого слова (разогреванию голосового аппарата), и уже затем можно переходить к распеванию, ставящему определённые вокально-технические задачи. Формирование качественного певческого звука, как и всех основных видов вокальных движений: легато, стаккато, беглость, скачки на большие интервалы и т. п., как правило, вырабатываются на упражнениях. Вокальные упражнения преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого учащегося в соответствии с уровнем развития. Определённая последовательность упражнений целесообразна лишь на начальном этапе 3 работы с учеником, когда он усваивает основные технические навыки. Для подвинутых учеников необходимо разнообразить распевочные упражнения, чтобы можно было в любой момент выполнить любые вокальные задания, как этого требуют художественные произведения. Вокализы Вокализы - это тот музыкальный материал, который используется в работе как переходный от упражнений к художественным произведениям. Пение вокализов необходимо для выработки основных певческих навыков: певческого дыхания, ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены), сглаживания регистров, владения переходными нотами, развития подвижности, гибкости голоса, постепенного расширения диапазона, достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. Вокализы являются не только материалом для отработки техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом. Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Их можно транспонировать в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембрально красивого звучания. Отсутствие текста отличает вокализ от художественных произведений романсов, песен, арий. Вокализ выступает как чисто музыкальное произведение, не усложнённое поэтическим текстом. Именно это последнее - отсутствие слова и технический элемент, заключённый в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Певец в вокализе попадает в условия как бы инструментального пения, перед ним стоит задача выразительного исполнения произведения чисто вокальными средствами, что обостряет музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за фразой, учит ощущать форму. Здесь невозможно подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться» за выразительное слово. Вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, ко всем авторским ремаркам, что так полезно для исполнения собственно художественных произведений. И зучение произведений с текстом Работа над произведениями с текстом ставит перед учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения надо стремиться к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого необходимо, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной. Одна только вокализация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинять творческим задачам. Будущего исполнителя надо научить разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в содержании. Большое внимание при этом необходимо уделять четкой и ясной певческой дикции, работе над текстом, 4 художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения. Учащихся следует воспитывать на лучших образцах мирового вокально- исполнительского искусства различных исторических эпох, пробуждая у них чувство глубокого уважения к классическому наследию прошлого и настоящего. Основой репертуара являются в первую очередь многообразные, разнохарактерные и доступные начинающим певцам народные песни, а также классические произведения русских и зарубежных композиторов. Произведения 18 века не допускают вольности исполнения, развивают в ученике чувство формы, логику и ясность музыкального мышления. С вокально- технической стороны эти произведения обычно имеют ограниченный диапазон, тесситура их не высока, написаны они весьма удобно. Таковы, например, широко популярные арии Г енделя, Страделлы, Кальдара, Джордано, Скарлатти и др. Эти произведения не требуют от ученика непосредственной горячей эмоциональности, взволнованности, передачи больших страстей и накала чувств. Общий спокойный и уравновешенный эмоциональный фон очень важен для ученика, вынужденного постоянно следить за вокально-технической стороной и музыкальностью исполнения. Выразительность этих произведений заключена прежде всего в их музыке, чем они чрезвычайно полезны для овладения всеми средствами музыкально-художественной выразительности. Народные песни также являются весьма желанным материалом, на котором хорошо формируется голос певца и закладывается фундамент для понимания национальной классической музыки. Романсовое творчество русских композиторов - Титова, Булахова, Варламова, Алябьева, Гурилёва и др.- широко используется в педагогической практике. Романсы напевны, мелодичны, задушевны, близки русским народным песням. Однако музыкальная сторона в них более развита. В исполнительском плане эти произведения требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Природные способности и недостатки делают процесс подбора репертуара творческим. Каждый педагог должен хорошо знать вокальный репертуар и уметь выбрать из него то, что наиболее полезно ученику на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача - не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально-исполнительскую культуру. Работа концертм ейстера Концертмейстер - первый помощник преподавателя, поэтому он всегда должен быть с ним в тесном контакте, должен внимательно относиться ко всем указаниям, которые даются в классе. Концертмейстеру необходимо знать индивидуальные требования преподавателя к каждому учащемуся. Учитывая тот факт, что иногда приходится одновременно готовить нескольких учащихся к выходу на сцену, концертмейстер должен уметь ставить задачи перед учащимися и выстраивать выступление согласно требованиям педагога. Концертмейстер должен уметь дать учащемуся несколько вокальных упражнений, соответствующие тем упражнениям, которые преподаватель 5 сольного пения предлагает в классе. Концертмейстер должен уметь свободно транспонировать, так как иногда преподавателю приходится менять тональность произведения, выбирая наиболее удобную для голоса учащегося. Совместно с преподавателем концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом. К онтроль и учёт успеваем ости. В детских музыкальных школах и школах искусств, для достижения наилучших результатов, проводятся различные контрольные мероприятия, направленные на выявление и закрепление приобретённых исполнительских навыков в процессе обучения. В связи с этим детские музыкальные школы и школы искусств осуществляют следующие мероприятия: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация. Важным элементом контроля успеваемости является его систематизация и периодичность. Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету (вокал), организацию регулярных домашних занятий. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Контроль осуществляется каждый 2-3 урок. На основании результатов текущего контроля выводятся полугодовые и годовые оценки. Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Формами промежуточной аттестации являются зачеты, которые проводятся в конце полугодия, академические концерты, контрольные прослушивания. На зачётах исполняется 2-3 произведения, различные по жанру и характеру. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4-5 произведений, 2 произведения в полугодие. Итоговая годовая оценка учитывает результаты текущей успеваемости и результаты выступления ученика в течение года. Д ля обучения по классу вокала необходимы: - здоровый голосовой аппарат; - наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных; - певческий голос; - музыкально-вокальный слух; - музыкальная память; - чувство ритма; - отсутствие речевых дефектов. За период обучения в музыкальной школе учащийся должен овладеть полным объёмом знаний и навыков, предусмотренных данной программой. 6 II. У Ч Е Б Н О -Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н Трёхлетний курс обучения.* Тема занятий 1. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными терминами 2. Освоение и формирование элементарных певческих навыков 3. Работа над звукообразованием и звуковедением, атака звука 6. Работа над дыханием 16. Работа над ровностью звучания гласных звуков 7. Работа над ровностью тембра голоса на рабочем участке диапазона 4. Работа над различными видами вокализации: кантилена, беглость, филировка звука 9. Работа над гаммами и упражнениями 10. Работа над вокализами 12. Работа над дикцией и артикуляцией 8. Работа над произведением, анализ текста, эпохи, вокально- технический анализ 18. Отработка сценической постановки художественного номера За полугодие Всего за год 1 1 полу- годие 1 класс 2 Количество часов 2 полу- 1 полу- 2 полу- годие годие годие 3-4 1 полу- годие 2 полу- годие 0,5 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 4 4 4 5 5 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 18 16 18 16 18 16 34 34 *Количество часов может изменяться в зависимости от продвижения учащихся по программе. 34 7 III. С О ДЕРЖ А Н И Е П РО ГРА М М Ы В работе над постановкой голоса необходимо: а) учитывать степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося; б) подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае; в)прививать учащимся навыки сознательного освоения музыкально- художественного содержания исполняемого произведения (делать с учащимися подробный музыкальный и текстовый анализ). При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать индивидуальные вокальные данные учащегося и на основании этого составить репертуарный список, постепенно усложняя его. Концертный репертуар составляется из произведений, пройденных с педагогом в классе. П ервы й год обучения. Вокальное воспитание певца неразрывно связанно с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня. В результате первого года обучения учащийся должен: - иметь элементарное представление о голосовом аппарате и резонаторах; - знать, что такое правильная постановка корпуса при пении (следить за тем, как стоять, как держать спину, плечи, голову, как открывать рот); - уметь правильно пользоваться певческим дыханием; - правильно формировать гласные в сочетании с согласными; - следить за естественным, высоким, светлым звуком без крика и напряжения; -овладеть элементарными навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округлённого звучания голоса (в среднем регистре). Начинать работу во всех случаях надо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать, иначе появляется необходимость в дополнительных усилиях, которыми ученик старается себе помочь. Это может привести к разрушению естественно правильной координации. Развитие голоса надо начинать с таких упражнений, которые не захватывают переходных нот. Всегда следует пробовать различные гласные для того, чтобы выбрать те, на которых голос лучше выявляет свои тембровые певческие качества. Упражнения для начинающих должны быть несложными, чтобы внимание ученика сосредоточилось на технике голосообразования. Следует требовать точности атаки и чистоты интонации. О собое внимание следует уделить упражнениям на «кантилену» и дикцию. Одна из важнейших задач педагога в начальный период обучения установление контакта, взаимного доверия с учащимися. Это необходимо для успешного педагогического воздействия. Полноценные занятия возможны тогда, когда между учеником и педагогом возникают доброжелательные деловые и человеческие отношения. Как правило, педагог не только учит профессиональным навыкам, но и является духовным руководителем ученика. 8 В течение первого года обучения учащийся должен проработать: - не менее 2-х вокализов; - не менее 2-х народных песен; - 2 - 4 песни русских, зарубежных или советских композиторов (по выбору); - для более подвинутых учащихся - лёгкую арию или романс. В конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго полугодия (май) каждый учащийся поёт на зачёте, который проходит в форме контрольного урока или концерта, не менее 2 произведений. В течение года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4 - 5 произведений. Примерный репертуарный список Сопрано: А бт Ф. Вокализы Аренский А. «Спи дитя моё, усни», «Расскажи, мотылёк» Александров А. «Я по садику гуляла», «За прялкой» Аракишвили Д. «Ручей», «Цветы» Арутюнов А. «Художник-мороз» Алябьев А. «Незабудочка» Бетховен Л. «Волшебный цветок», «Сурок» Блантер М. «Колыбельная», «Грустные ивы», «Солнце скрылось за горою» Брамс Й. «Колыбельная» Г регори «Бурре» Гурилёв А. «Матушка, голубушка», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка сизокрылая» Даргомыжский А. «Лихорадушка», «Ты хорошенькая», «Баю, баюшки, баю» Зейдлер Г. «Вокализы» 1 часть Мендельсон Ф. «Привет» Моравская народная песня в обр. Неедлы «Кукушечка» Моцарт В. «Ария Барбарины» из оперы «Свадьба Фигаро», «Тоска по весне», «Маленькая пряха», «Птички» Мусоргский М. «Весенняя песня» Р.Н.П. в обр. А. Егорова «Не летай, соловей» Р.Н.П. в обр. Н. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька по борочку», «Во поле берёза стояла» Р.Н.П. в обр. М. Балакирева «У ворот, ворот» Парцхаладзе М. «Первый тёплый день» Пахмутова А.«Хорош о, когда снежинки падают» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка», «Если любишь» Чайковский П. «Колыбельная в бурю», «Травка зеленеет» Швейцарская народная песня в обр. Г унда «Кукушка» Шуман Р. «Ласточки», «Совёнок», «Мотылёк» М еццо-сопрано: А бт Ф. Вокализы Александров А. «Деревенская девушка» из сб. «Английские песни» 9 Арутюнов А. «Художник-мороз» Бетховен Л. «Сурок», «Милее всех был Джемми» Варламов А. «Красный сарафан», «Зелёная роща» Гурилёв А. «Отгадай, моя родная», «Улетала пташечка» Г линка М. «Забуду ль я», «Не щебечи, соловейко» Дюбюк А. «Не брани меня, родная» Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые» Мокроусов Б. «Ясной ночкою», «Хороши весной в саду цветочки» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка» Русская народная песня в обр. А. Живцова «Под окном черёмуха колышется» Русская народная песня в обр. В. Волкова «Тонкая рябина», «Пряха», «Что ты жадно глядишь на дорогу» Русская народная песня в обр. А. Фёдорова «Лучинушка» Русская народная песня в обр. Д. Владимирова «Гуляла я в садочке» Русская народная песня «Отдавали молоду», «На горе-то калина», «Катенька весёлая», «Как за реченькой, да за Дарьею», «Ты пойди, моя коровушка, домой» Ш уберт Ф. «Прости» Тенор: А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вас любил» Бетховен Л. «Весной» Блантер М. «Колыбельная» Варламов А. «Метелица» Гайдн Й. «Тихо дверцу в сад открой» Григ Э. «Лесная песнь» Г рузинская народная песня «Сулико» Г урилёв А. «После битвы» Лядов А. «Улица ты моя» М окроусов Б. «Вьётся вдаль тропинка милая» Малов В. «Баркарола» Словацкая народная песня «Ивушка, ты моя, милая» Шостакович Д. «Колыбельная» Яковлев В. «Зимний вечер» Баритон: А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Два ворона» Булыгин А. «Я встретил вас» Г рачёв М. «Песня матери» Г урилёв А. «Улетела пташечка» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка» Русская народная песня в обр. А Ананьева «М еж крутых бережков» Соловьёв-Седой В. «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Вечерняя песня», «Подмосковные вечера» Бас: 10 А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Уныние», «Если жизнь тебя обманет» Бетховен Л. «Дух борцов» Г линка М. «Забуду ль я», «Признание» Григ Э. «Старая песня», «Заход солнца» Г урилёв А. «Улетела пташечка», «Песня ночного сторожа», «И скучно, и грустно» Даргомыжский А. «На раздолье небес», «Мне всё равно» Мусоргский М. «Листья шумели уныло» Русская народная песня в обр. С. Кондратьева «При долинушке калинушка стоит» Русская народная песня в обр. А. Александрова «На горе-то калина» Табачников М. «Ветры весенние» Хачатурян А. «Звал тебя цветком» Ш уберт Ф. «Шарманщик» В торой год обучения На втором году обучения должна вестись работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков, приобретённых ранее. В результате второго года обучения учащийся должен по возможности расширять диапазон голоса, выравнивать звучность гласных и добиваться правильного, чёткого произношения согласных. Очень важна работа над дыханием, связанным с ощущением опоры. При работе над вокализами важно следить за тем, чтобы учащийся умел певуче, пластично вести звук, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения. При работе над вокальным произведением необходимо добиваться смыслового единства текста и музыки. При выборе индивидуального репертуара для учащегося избегать слишком высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке. В основном работать над средним регистром. В течение второго года обучения учащийся должен проработать: - 3-4 вокализа; - не менее 2-х народных песен или романсов; - 3-5 произведения русских, зарубежных или советских композиторов. П рим ерны й репертуарны й список Сопрано: Абт Ф. «Вокализы» Балакирев М. «Взошёл на небо месяц ясный» Бородин А. «Красавица - рыбачка» Будашкин Н. «За дальнею околицей» Варламов А. «Перстенёчек золотой», «На заре ты её не буди» Векерлен Ж. «Пастушка-резвушка» Григ Э. «Весной», «Детская песенка», «Лесная песнь» 11 Г линка М. «Жаворонок» Гречанинов А. «Колыбельная» Г урилёв А. «Вьётся ласточка», «Домик-крошечка», «Сарафанчик» Даргомыжский А. «Песня Ольги» из оп. «Русалка», «Шестнадцать лет», «Юноша и дева» Дунаевский И. «Осенняя песня» Дюбюк А.«Травушка-муравушка» Зейдлер Г. «Вокализы» Конконе Дж. «Вокализы» Кабалевский Д. «Серенада красавицы» Лядов А. «Виноград в саду цветёт», «Я с комариком плясала» Моцарт В. «Ария Бастьены» из оп. «Бастьен и Бастьена», «Арии Керубино» из оп. «Свадьба Фигаро» («Сердце волнует», «Рассказать, объяснить не могу я»), «О, цитра моя» М онюшко С. «Золотая рыбка» Польская народная песня «Жаворонок» Русская народная песня в обр. В. Соколова «Уж ты, поле, поле чистое» Островский А. «А я вижу», «Осенний вальс», «Где росла ты, девушка?» Раков Н. «Летний вечер» Римский-Корсаков Н. «Тихо вечер догорает» Спадавеккиа «Песенка Золушки в лесу» Титов Н. «Отдохнёшь и ты» Хренников Т. «Песня Глаши» из кинофильма «Свинарка и пастух» Чайковский П. «Мой садик», «Уж тает снег», «Я тебе ничего не скажу» Ш уберт Ф. «Форель», «В поле розочка» Шуман Р. «Лотос», «Ласточки» Шостакович Д. «Колыбельная» М еццо-сопрано: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вижу образ твой», «И я выйду ль на крылечко» Балакирев М. «Подуй, подуй непогодушка» Бетховен Л. «Верный Джонни» Булахов П. «Молчали листья», «И нет в мире очей» Бах И. «Жизнь хороша» Волков В. «Девичья» Варламов А. «Мне жаль тебя», «Так рвётся душа» Г линка М. «Песня Ильинишны» из музыки к трагедии «Князь Холмский», «Не искушай», «Если встречусь с тобой» Г урилёв А. «Разрумянилась рябинушка», «Улетела пташечка» Глюк Х. Ария «Стынет, тоскует кровь» из оп. «Орфей» Даргомыжский А. «Расстались гордо мы», «Слышу ли голос твой», «Мне грустно» 12 Дунаевский И. «На луга, поляны», «Школьный вальс» Зейдлер Г. «Вокализы» Кальзирс Ария «Хоть ты жестоко мучишь меня» Конконе Дж. Вокализы Кюи Ц. «Царскосельская статуя» Лядов А. «У ворот, ворот широких» Макарова В. «Утренняя песня» Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла», «Лучинушка» Русская народная песня в обр. В. Волкова «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Липа вековая», «Над полями, да над чистыми» Русская народная песня в обр. Мартынова «Помню, я ещё молодушкой была» Рубинштейн А. «Певец» Титов Н. «Птичка» Фрадкин Н. «Течёт Волга» Тенор: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Зимний вечер», «Зимняя дорога» Варламов А. «Где ты, звёздочка», «Горные вершины» Векерлен Ж. «Пастушка-резвушка» Глинка М. «Северная звезда» Григ Э. «По дороге на Родину», «Весенний цветок» Гурилёв А. «Внутренняя музыка» Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Что мне до песен» Дунаевский И. «Школьный вальс» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы Моцарт В. Ария Бастьена из оп. «Бастьен и Бастьена» Русская народная песня «Тройка» Словацкая народная песня «Спи, моя милая» Хренников Т. «Как соловей о розе» Чайковский П. «Осень» Баритон: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вас любил» Балакирев М. «Песня старика» Бетховен Л. «Всегда, всегда счастливой будь» Бородин А. «Разлюбила красна девица» Гурилёв А. «Сердце-игрушка» Калинников В. «На старом кургане» Конконе Дж. Вокализы Малов В. Баркарола Моцарт В. Ария Фигаро из оп. «Свадьба Фигаро» («Мальчик резвый») 13 Мусоргский М. «Вечерняя песня» Русская народная песня в обр. Ю. Слонова «Ноченька» Русская народная песня в обр. ЮШапорина «Бурлацкая песня» Слонов Ю. «Ох ты, солнце красное» Хренников Т. «Ночь листвою чуть колышит» Бас: Абт Ф. Вокализы Балакирев М. «Сон» Бах И. «Наш день приносит свет зари» Бородин А. «Песнь тёмного леса» Григ Э. «Избушка» Даргомыжский А. «Камень тяжёлый» Калинников В. «На старом кургане» Конконе Дж. Вокализы Мендельсон Ф. «Нет в мире большей муки» Моцарт В. 1-я ария Зорастро из оп. «Волшебная флейта» Русская народная песня в обр. А.Лядова «Каляда, маляда», «Сидит дрёма» Русская народная песня в обр. М. Балакирева - А. Лядова «Что на свете прежестоком» Русская народная песня в обр. А. Александрова «Эй, ухнем» Украинская народная песня в обр. Н. Стеценко «Ой, чого ты дубе» Соловьёв-Седой В. «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Хачатурян А. «Звал тебя цветком» Т ретий год обучения На третьем году обучения должна продолжаться работа над выравниванием звучания голоса, расширением диапазона, развитием чёткой дикции, выразительностью слова, сглаживанием переходных нот, развитием и укреплением певческого дыхания. В зависимости от способности учащегося, начинается работа над подвижностью голоса, знакомство с форшлагами, группетто и т. п. В процессе работы над музыкальными произведениями с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, использовать эмоциональные возможности ученика, развивать его актерское мастерство. В течение учебного года учащийся должен несколько раз выступить в концертах. Учащийся третьего года обучения должен пройти: - 3-4 вокализа с наличием ускоренного движения и техники; - 2-3 арии (кантиленные и подвижные); -3-4 романса и песни русских и современных отечественных композиторов. П рим ерны й репертуарны й список Сопрано: Алябьев А. «Сладко пел душа соловушко», «Я вижу образ твой» Аракишвили Д. «Песнь пастуха» 14 Балакирев М. «Взошёл на небе месяц ясный», «Баркарола» Булахов П. «Нет, не люблю я вас» Варламов А. «Что мне жить и тужить», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» Г лазунов А. Романс Нины Г линка М. «Я помню чудное мгновенье» Глюк X. «Ария Амура из оп. ’’Орфей» Г уно Ш. Баркарола Даргомыжский А. «Юноша и дева», ария Наташи «Ах, прошло то время» из оп. «Русалка», «Летал соловушко» Джордано «О, милый мой» Долуханян А. «Ласточка» Заремба В. «Дивлюсь я на небо» Зейдлер Г. Вокализы Кабалевский Д. «Серенада красавицы», Каччини Дж. « Амарилис» Конконе Дж. Вокализы Кюи Ц. «Коснулась я цветка» Лысенко Н. « Ой, не свети месяченько» Лютген Б. Вокализы Моцарт В. Ария Сусанны из оп. «Свадьба Фигаро» («Наступает мгновенье»), вставная ария Сусанны «Как трепетно сердце», ария Церлины «Средство я знаю» из оп. «Дон Жуан» М ендельсон Ф. «На крыльях чудной песни» Народная английская песня в обр. Байли «Помнишь ли ты» Народная русская песня «Волга-реченька глубокая» Пахмутова А. «Нежность» Рубинштейн А. Романс Тамары из оп. «Демон» Римский-Корсаков Н. «Не ветер вея с высоты», «В тиши ночей» Рахманинов С. «Островок» Туликов С. «Курский соловей» М еццо-сопрано: Балакирев М. « Обойми, поцелуй» Верстовский А. Цыганская песня «Старый муж» Г айдн Й. Ария Эвридики из оп. «Орфей и Эвридика» Г ендель Г. «Дай мне слезами» Гуно Ш. Ария Зибеля «Когда беспечно» из оп. «Фауст» Г урилев А. «Сердце-игрушка» Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Не скажу никому» Дунаевский И. « Расцвела сирень», «Доброе утро» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы 15 Русская народная песня в обр. Коваля «Позарастали стежки-дорожки» Римский-Корсаков Н. «То было раннею весной», третья песня Леля из оп. «Снегурочка» Раков Н. «Ничто в полюшке не колышется» Ш уберт Ф. «Жалоба девушки» Чайковский П. « Ночь» (Отчего я люблю), « Осень», «То было раннею весной», «Песнь цыганки» Тенор: Балакирев М. «Слышу ли голос твой», «Мне ли молодцу разудалому» Блантер М. «Летят перелетные птицы» Булахов П. «Колокольчики мои, цветики степные» Варламов А. «Белеет парус одинокий» Г линка М. «Я помню чудное мгновенье», «Ночь осенняя» Г лиэр Р. «Сладко пел душа соловушко» Г уно Ш. Баркарола Даргомыжский «Юноша и дева» Джордано «О, милый мой» Заремба В. «Дивлюсь я на небо» Зейдлер Г. Вокализы Ковалли Ф. Ариетта «О любовь, ты дар прекрасный» Конконе Дж. Вокализы Лысенко Н. «Ой, не свети, месяченько» М осолов А. «Слава русскому солдату» Русская народная песня «Прощай радость» Русская народная песня «Липа вековая» Рубинштейн А. « Певец» Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оп. «Садко» Сизов Н. «Французская песенка» Скарлатти А. Ариетта «Перестаньте сердце ранить» Титов Н. «Талисман», «Шарф голубой» Украинская народная песня «Карие очи» Чайковский П. «Соловей мой, соловейко» Баритон: Аедоницкий П. «Студеное море» Балакирев «Обойми, поцелуй», «Утес» Брамс И. «Воскресное утро» Булахов П. «Г ори, гори, моя звезда» Глинка М. «Скажи, зачем явилась ты» Даргомыжский А. «Я помню глубоко», «Ночной зефир» Животов А. «Береза» Зейдлер Г. Вокализы 16 Коваль М. «Эх, Настасья» Макаров Е. «Утренняя песня» Моцарт В. Серенада Дон Жуана «О, подойди к окошку» из оп. «Дон Жуан» Мусоргский М. «Забытый» Русская народная песня «Прощай радость» Русская народная песня «Славное море, священный Байкал» Рубинштейн А. Ария Демона «На воздушном океане», «Я тот, которого» из оп. «Демон» Титов Н. «Талисман» Шуман Р. «На Рейне» Чайковский П. «Хотел бы в единое слово» Бас: Берг А. «Пастух» Бетховен Л. «Влюбленный» Блантер М. «Ой ты, северное море» Балакирев М. «Утес» Булахов П. «Г ори, гори, моя звезда» Варламов А. «Напоминание» Г речанинов А. « И снилась мне далекая страна» Г линка М. «Влюблен я, дева красоты» Даргомыжский А. «И скучно, и грустно», «Ночной зефир», «Я вас любил» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы Калинников В. «На старом кургане» Лобачев Г. « Молчит река» Ч етверты й год обучения Четвертый год обучения должен дать педагогу возможность выявить вокально - технические и исполнительские данные учащегося. Основная работа состоит в укреплении певческого дыхания и интонации. Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально - технических навыков. Необходимо уделять большое внимание знакомству учащихся с произведениями как отечественных, так и зарубежных композиторов. В течение четвёртого года обучения продолжается работа над выравниванием звучания голоса на всём диапазоне, на всех гласных, над развитием подвижности голоса, усовершенствованием техники беглости и филировкой звука. В течение четвертого года следует пройти 2-3 вокализа, 5-7 произведений разного жанра (романс, народная песня, классические произведения зарубежных, русских и советских композиторов). Учащийся обязан в конце первого полугодия и в конце второго полугодия выступить на зачете или контрольном уроке, либо на концерте с оценкой. Исполнить нужно 2-3 произведения. 17 П римерны й репертуарны й список Сопрано: Аракишвили Д. «На холмах Г рузии» Аренский А. «Небосклон ослепительно синий», «Счастье» Бетховен Л. « Песнь Миньоны», « Аделаида» Брамс И. «За прялкой», «Соловей» Варламов А. «Баркарола» Василенко В. «Луговая» Власов В. «К фонтану Бахчисарайского дворца» Г линка М. «Песнь Маргариты» Глиэр Р. «Звездочка кроткая», «О, не вплетай цветов» Григ Э. «Песня Сольвейг» Г уно Ш. «Ночь полна блеска» Даргомыжский А. «Без ума, без разума», «Мой суженый, мой ряженый» Долуханян А. « Ласточка» Дунаевский И. «Молчание», «Заздравная» Кюи Ц. «Тучка», «Царкосельская статуя» Лысенко Н. « Виют витры» Русская народная песня в обр. П. Лондонова «Травушка-муравушка» Русская народная песня в обр. В. Красноглядовой «Ничто в полюшке не колышется» Рахманинов С. «Островок» Рубинштейн А. «Желание» Танеев С. «В дымке-невидимке» Туликов С. «Зимний вечер», «Радостный вальс» Чайковский П. Серенада «Ты куда летишь», «Он так меня любил», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце» Ш уберт Ф. «Серенада», «Маргарита за прялкой» М еццо-сопрано: Алябьев А. «Если жизнь тебя обманет» Балакирев М. «Догорает румяный закат» Бетховен Л. «Песнь Клерхен» Булахов П. «Свидание» Варламов А. «Мне жаль тебя» Г линка М. «Что ты клонишь над водами» Г люк X. Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из оп. «Орфей» Г речанинов А. «Что ты поникла, зеленая ивушка» Григ Э. «Водяная лилия» Даргомыжский А. «Мне грустно», «Мой суженый, мой ряженый», «Без ума, без разума», Первый романс Лауры из оп. «Каменный гость» Дунаевский И. «Шумят седые кедры» Мусоргский М. «По грибы», Песня Марфы («Исходила младешенька») из оп. «Хованщина» 18 Рахманинов С. «Полюбила я на печаль свою», «Дитя, как цветок ты прекрасна» Рубинштейн А. «Желание» Танеев С. «Не ветер, вея с высоты» Чайковский П. Ариозо Ольги из оп. «Евгений Онегин», «Меркнет слабый свет свечи», «Нет, только тот, кто знал» Ш уберт Ф. «Ты мой покой» Тенор: Бетховен Л. «Аделаида» Булахов П. «Я помню день» Варламов А. «На заре ты ее не буди» Г линка М. «Рыцарский романс», «В крови горит огонь желанья», «Бедный певец», «Победитель» Г лиэр Р. «Сладко пел душа соловушко», «Мы плыли с тобой», «Ручей» Г речанинов А. «Желание» Г урилев А. «Однозвучно гремит колокольчик», «На заре туманной юности» Даргомыжский А. «Свадьба» Компанеец Л. «Снова яблоня цветет» Лысенко Н. «Ой, дивчина» Моцарт В. «Колыбельная» Носов Н. «Далеко, далеко» Новиков А. «Россия вольная» Русская народная песня в обр. Глазунова «Не велят Маше за реченьку ходить» Островский А. «Летят стрижи» Рахманинов С. «Ночь печальна» Рубинштейн А. «Ночь» Соловьев-Седой В. «Соловьи» Титов А. «Я знал ее милым ребенком» Чайковский П. «Скажи зачем», «Средь шумного бала», «Я тебе ничего не скажу», «Закатилось солнце», куплеты Трике из оп. «Евгений Онегин» Шуман Р. «Дитя, как цветок ты прекрасна» Ш уберт Ф. «Серенада» Баритон: Бетховен Л. «Под камнем могильным» Бородин А. «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» Василенко В. «Скоморошья» Г линка М. «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне» Г речанинов А. «Степью иду я унылою» Григ Э. «Охотник» Г урилев А. « Песнь моряка» Долуханян А. «Моя Родина» Даргомыжский А. «Титулярный советник», «Мельник» Кенеман Ф. «Ой, вы, гусли» 19 Кабалевский Д. Застольная песня Кола из оп. «Мастер из Кламси» Коваль М. «Эх, Настасья» Листов К. «Севастопольский вальс» Матвеев Ю. «Не бушуйте, ветры буйные» Молчанов К. «Вот солдаты идут» Мусоргский М. «В толпе ты меня не узнала» Русская народная песня «Эй, ухнем» Носов Н. «Северная баллада» Римский - Корсаков Н. «О, если б ты могла» Столыпин Д. «Два великана» Титов А. «Я знал её милым ребенком» Чайковский П. «Нет, только тот, кто знал», «Благословляю вас, леса», «Мы сидели с тобой», «Первое свидание» Шуман Р. «Я не сержусь» Ш уберт Ф. «Скиталец» Бас: Беллини В. Каватина Рудольфа «Вновь я вижу места родные» из оп. «Сомнамбула» Бетховен Л. «Под камнем могильным» Балакирев М. «Пустыня» Бородин А. «Песня темного леса» Г линка М. «Сомнение» Даргомыжский А. «Мельник», «Титулярный советник» Кенеман Ф. «Ой вы, гусли» Моцарт В. Ария Зорастро «Ой, вы, Изида и Озирис» из оп. «Волшебная флейта» Мусоргский М. «Озорник» Носов Н. «Северная баллада» Русская народная песня в обр. Извекова «Г оворила калинушка» Русская народная песня в обр. Варламова «Зачем сидишь до полуночи» Римский-Корсаков Н. Песня Варяжского гостя из оп. «Садко», ария Собакина из оп. «Царская невеста» Столыпин Д. «Два великана» Чайковский П. «Благославляю вас, леса», «Нет, только тот, кто знал» Хачатурян А. «М оре Балтийское» Ш уберт Ф. «Серенада», « К музыке», «Гостиница» (из цикла «Зимний путь») 20 IV . М Е Т О Д И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е П РО Г РА М М Ы В работе с учащимися необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм: помещение должно регулярно проветриваться и быть хорошо освещено. Н аглядны й материал: - Музыкальные произведения в записи (СБ, DVD); - Портреты выдающихся вокалистов и композиторов; - Нотный стан. - Работа с родителям и: Консультации для родителей; Концерты, праздники; Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям; Оформление стендов. М етоды и прием ы работы: Методы формирования сознания учащегося: - Показ; - Объяснение; - Инструктаж; - Разъяснение. Методы формирования деятельности и поведения учащегося: - Самостоятельная работа; - Иллюстрация. Методы стимулирования познания и деятельности: - Поощрение; - Контроль; - Самоконтроль; - Оценка; - Самооценка; - Вручение подарка; - Одобрение словом. Методы поощрения: - Благодарность; - Благодарственное письмо родителям; - Устное одобрение. 21 V. Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е РА Т У РА 1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. 2. Дмитриев Л. Б. Гласные в пении.// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. Гос. Муз. Изд., 1962. 3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С.-П., 2000. 4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997. 5. Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы. С.-П., 2001. 6. Ю ссон Р. Певческий голос. М., 1974. 7. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л.; 1951. 8. Человеческий голос как музыкальный инструмент // Ред. Е. И. Ш евелёвой. М., 1998. 9. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., 1952. 10. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965. 11. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. М., 1958. 12. Панофка Г. Искусство пения. М., 1968. 13. Львов М. Л. Из истории вокального искусства. М., 1964. 14. Назаренко И. К. Искусство пения. Хрестоматия. М., 1968. 15. Малинина Е. М. Вокальное развитие детей. М.-Л., 1967.

Удиви­тельн­ая Рядом:

Эстрадный вокал можно считать разновидностью вокала народного: как из глотки полезло... так и получилось. Это сильное упрощение, потому что любому исполнителю нужно работать над собой, но главная опора всё же на природу, а не вышколенное мастерство.

Не сказала бы, что разница в том, кто раньше встал - того и оперно-вокальные тапки. В музыкальной школе могут дать начатки общей культуры вокала, но по-настоящему начинают учить уже в консерватории, потому что юношам необходимо пройти ломку голоса, да и у девушек вокальные способности можно толком разглядеть не раньше, чем наступает пубертат.

Прежде всего отличается дыхание. При обучении академическому вокалу на умении задерживать его и выпускать строго отмеренными порциями уходит довольно много времени. Упражнения, при которых нужно исполнять каждый звук постепенно усиливая/уменьшая мощность или резко обрывая его, - дело рутинное, ежедневное, вроде спортивной разминки. Дышать приходится животом и потихоньку качать пресс (это не шутка), удерживая поток воздуха мышцами живота, и лишь потом распоряжаться горлом тем воздухом, что до него дошёл.

В эстрадном пении вся нагрузка идёт на глотку, мышцы живота работают разве что по чистой случайности. Поскольку воздушный поток идёт другим путём, колебания голосовых связок резонируют иначе. Голос не просто теряет в диапазоне, как раз это не факт, но становится другим, часто - очень плоским по сравнению с тем, как он звучал бы в оперном вокале.

Для примера предлагаю сравнить пение Марселы Детройт в её известном хите и в передаче "Поп-зведа - в оперную звезду", где она прошла небольшой курс оперного вокала и по заданию ментора "замахнулась" на "Каста дива". Сразу оговорю, что нельзя "рассматривать в лупу" пение дилетанта и сравнивать его с работой профессионала, хотя бы закончившего консерваторию, а тем более - с великолепной Марией Каллас. Отметим главное: голос стал другим, подчас неузнаваемым.

Академические певцы учатся плавному переходу между регистрами. Эта проблема существует последних лет двести - с приходом исполнительниц в оперу. У эстрадных чаще всего никуда переходить не нужно, неудобных нот или скачков нет, умельцы вроде Агнеты Фельтског составляют исключение. Один из секрет неувядаемой славы АВВА состоит именно в том, что многие мелодии лишь кажутся незатейливыми, но намеренно их никто не упрощал, ради удобства вокала не укладывал музу в прокрустово ложе одного регистра или удобных интервалов. Желавших спеть кавер-версии песен АВВА среди коллег по эстрадному цеху гораздо больше, чем сумевших воплотить свои мечты. Однако даже такой бескомпромиссной эстраде далеко до физических нагрузок, которые приходится преодолевать академическим вокалистам.

ZUBR1­961:

У академического и эстрадного вокала разная вокальная техника, разное дыхание и разная работа с резонатором, звучащим телом.

В классическом вокале высокая вокальная позиция, работа носоглотки, диафрагмы, опоры - в первую очередь, а в эстрадном работает грудной резонатор и связки (открытый "горловой" звук).

Лякса­ндр:

Академический вокал это более ранняя форма обучения пению. Тогда ещё не было микрофонов, разных усилителей звука, я уже не говорю о фанере. Певцы добивались чтобы их голос звучал чисто, мощно, ровно, сильно и громко. Чтобы его было хорошо и чётко слышно в самых дальних концах зрительного зала. Техники дыхания, различные упражнения-всё делалось для этого. Это конечно хорошо и для эстрадного вокалиста, но не это главное в эстраде. Если в первом случае, певца как бы стремятся "подогнать" под определённые рамки, то в случае вокала эстрадного, исполнитель стремится эти самые рамки раскрывать. Поэтому он стремится раскрывать свою индивидуальность, показывать в пении что-то именно своё, присущее именно ему. Артистизм исполнения, манера, это здесь главное. Можно сказать, что это более творческое что-то. Здесь главное раскрыть индивидуальность артиста найти свою манеру исполнения. Показать в вокале свои сильные стороны. И пусть он не обладает певческим голосом, но за счёт своей индивидуальности её раскрытия, он может донести до слушателя идею песни. Окрасив её своими штрихами и интонациями. Тут не обязательно иметь певческий голос. Можно вспомнить например таких артистов как Леонид Утёсов или Марк Бернес, которые именно за счёт своей индивидуальности и её раскрытия достигли успеха в исполнении эстрадной песни и популярности у слушателей. Или например Юрий Антонов известный композитор-мелодист и певец, любимый многими. Помню он что-то сказал, типа того: Не стал учиться петь академически, чтобы "не убить индивидуальность", пишу на память. Может слова чуть были другие, но смысл тот же. И действительно-не обладает Юрий каким то сверх сильным и мощным голосом... Но! Свои песни он при этом поёт лучше всех! Чувствует песню, её мелодию. В данном случае потому, что он её создатель, автор. И доносит до слушателя её идею и её красоту. Вобщем академически-это чисто, ровно, мощно... по технике, "как положено", скажем так, без украшений каких-то. Эстрадный же вокал, это когда больше творчества и свободы в исполнении и меньше "рамок". Индивидуальность: свои ходы, штрихи, окраски, украшения и прочие "фишечки". Можно даже ещё добавить, что композиторы например даже знают, кому из артистов какую песню предложить. Чтобы в ней звучала и играла "ФИШКА" исполнителя.

__________________________________________________________________________

На вопрос: в чем основные отличия академического вокала от эстрадного отвечает директор "Музыкальной школы для взрослых" Екатерина Заборонок:

- академический вокал рассчитан на акустическое распространение вокального звука, эстрадный вокал рассчитан на распространение вокального звука с помощью музыкального технического оборудования

- в академическом вокале не допустимо извлечение звука в речевой вокальной позиции, в эстраде это распространенный прием

- кардинально отличается окончательное формирование звука в лицевой части

- в академическом вокале гортань находится преимущественно в низком положении (состояние зевка в шее), в эстрадном вокале допустимо высокое положение гортани

- в академическом вокале практически не используется штробас

- эстетика одежды разная

- в академическом вокале исполнитель воспринимает свой звук в отражении от резонаторов, в эстрадном вокалист воспринимает свой звук, выходящий из колонок.

- в академическом вокале, в отличии от эстрадного не допустимо пение на

- академические вокалисты как правило исполняют произведения в сопровождении фортепиано или симфонического оркестра, эстрадные вокалисты часто используют в своих выступлениях фонограмму.

- академические вокалисты част поют по нотам, эстрадные исполнители учат песни наизусть

- академическое пение не может звучать на подснятом звуке, эстрадное пение допускает этот прием

Лучшие статьи по теме