Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Сочинение «Картины русской природы в романе «Евгений Онегин. Картины родной природы в романе А

Сочинение «Картины русской природы в романе «Евгений Онегин. Картины родной природы в романе А

Гениальное творение Александра Сергеевича представляет ценность не только подробным описанием российской действительности начала XIX столетия, но и непревзойденным, красочным и поэтичным пейзажем. В произведении Александр Сергеевич рассказывает о себе и о родном крае, где испытывал любовь, страдания и черпал вдохновение.

На написание романа поэту потребовалось восемь лет кропотливого труда. Это большой период в жизни талантливого автора. За такой промежуток времени он превратился из робкого юноши в сформировавшуюся личность и величайшего мастера слова.

Различие в восприятии красоты родного края Евгением Онегиным и автором

В непревзойденном литературном творении современники поэта рассмотрели реальность, узнали себя и свое окружение, столицу, сельскую местность, господ и крепостных крестьян. Их слух уловил настоящую чистейшую русскую речь. И они увидели, как прекрасна природа России и еще больше прониклись любовью к ней.

В первых строфах читателям представлена картина Петербурга и мысли Александра Сергеевича о нем: «Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Здесь чувствуется авторская ирония, с ней он рассказывает про годы ссылки. Бескрайние водные просторы и буйная стихия воодушевили поэта.

Евгений Онегин, в отличие от создателя романа, не упивается красотой природы, более того - она ему быстро надоедает, как и все остальное. Приехав в имение дяди, он лишь пару дней был восхищен новой жизнью, и вскоре впал в уныние. Почему же природа не излечила его от тоски?

В городе Евгений вращался в великосветском обществе, и оно ему порядком наскучило. Если сравнивать Владимира и Евгения, то последний не был восторженной и наивной натурой, он был ценителем прекрасного. Но, как это иногда бывает, внешняя оболочка значительно отличается от содержимого, по этой причине Евгений, быстро насытившись любовью, охладевал к объекту страсти.

Отношение поэта, Татьяны Лариной и Владимира Ленского к родной природе

Александр Сергеевич, как никто иной, остро чувствует природу и ощущает единение с ней. Наиболее ценные и счастливые часы творческой работы даровало ему именно общение с природой. Он испытывает грусть о неосуществленном желании во время написания строк: «Я был рожден для жизни мирной…»

Близость между поэтом и Татьяной просматривается в их любви и нежном отношении к родной природе. Большинство писателей сходится во мнении, что юные особы, чье детство прошло в глуши, тонко воспринимают прекрасное. «Деревня… была прелестный уголок», «стада бродили по лугам», «огромный… сад» - великолепная картина! Здесь и жили Ларины.

Владимир - подходящая кандидатура на роль возлюбленного Татьяны: он смог бы прочувствовать ее утонченную натуру. Ленский «рощи полюбил густые, уединенье, тишину…». Все это мило Татьяне с ранних лет, ведь она тоже романтическая и мечтательная натура. Но Владимир отдает предпочтение Ольге, наделяя ее придуманными чертами характера.

Роль картин русской природы в произведении

Зарисовки природы в романе бесподобны. Описанию красот окружающего мира отводится значительная часть авторских отступлений. Они позволяют читателю лучше понять жизнь в былое время, мысли поэта, почувствовать полноту и краски жизни. Пейзаж играет важную роль в произведении: он помогает нарисовать психологический портрет каждого действующего лица, достоверно передать дух прошлой эпохи.

Изумительные картины природы в литературном творении способствуют воспитанию патриотизма - можно любить разные города и страны, но неизменной и искренней будет любовь лишь к родному краю. Милые душе пейзажи остаются в памяти на всю жизнь, точно так, как и яркие воспоминания детских лет. Общение с природой очищает и обогащает душу.

Чудесный роман А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четвер-ти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы.

Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отобража-ющими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима:

На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре... А вот и восторг весны, поры любви: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...

Короткое северное лето — «карикатура южных зим» — сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало, солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась...

Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на по-ступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах. Смерть Ленского так торжественна, что поэт может ее передать только с по-мощью образов природы:

Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая.

По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чув-ства, научить сопереживанию и внимательности к окружа-ющему миру. Любовью к природе автор проверяет своих героев на духовность, а равнодушие к ее красоте и непов-торимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.

Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вско-ре, что «и в деревне скука та же». Евгений далек от народ-ной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживает его чувства по тому, что он погружается в «уединенье, тишину» деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и скукой празд-ничных затей». Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально.

Совсем другая Татьяна, «русская душою». Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее разви-тыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы. Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, человек сам стано-вится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина

Меркнет милой Тани младость: Так одевает бури тень Едва рождающийся день...

Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом:

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не понимал:

Ей душно здесь... Она мечтает Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам...

Лирические отступления автора также наполнены вос-хищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи: Материал с сайта

Иные мне нужны картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор...

Он соглашается с непониманием Онегина:

Деревня, где скучал Евгений, Был прелестный уголок...

Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внут-ренний голос:

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.

Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразитель-ным художественным средством, объясняющим психоло-гический настрой героя, его разлад или гармонию с окру-жающим миром.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лесов таинственная сеньс печальным стоном обнажалась
  • картины природы в романе евгений онегин реферат
  • картины родной природы в романе евгений онегин

А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четверти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы. Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отображающими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима: На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре…

А вот и восторг весны, поры любви: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года… Короткое северное лето - “карикатура южных зим” - сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на поступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах.

Смерть Ленского так торжественна, что может ее передать только с помощью образов природы: Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чувства, научить сопереживанию и внимательности к окружающему миру. Любовью к природе проверяет своих repqeB на духовность, а равнодушие к ее красоте и неповторимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.

Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вскоре, что “и в деревне скука та же”. Евгений далек от народной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживают его чувства по тому, что он погружается в “уединенье, тишину” деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и “скукой праздничных затей”. Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально. Совсем другая Татьяна, “русская душою”. Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее развитыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы.

Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, сам становится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина …меркнет милой Тани младость: Так одевает бури тень Едва рождающийся день…

Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом: Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не” понимал: Ей душно здесь… Она мечтает Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам…

Лирические отступления автора также наполнены восхищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи: Иные мне нужны картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор… Он соглашается с непониманием Онегина: Деревня, где Данный текст предназначен только для частного использования 2005 скучал Евгений, Была прелестный уголок… Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внутренний голос: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой

Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.

Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

Картины природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа...

В романе А.С. Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа. Зачем и почему автор решил включить в свой роман картины природы?

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре...

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив...

Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Автор описывает самую тихую, спокойную и грустную пору года -- осень. Александр Сергеевич, как мы знаем, очень любил именно это время года. Например, Болдинская осень, когда поэт написал наибольшее количество своих произведений.

Осень помогает понять Онегина, который, приехав в глухую деревню, не находит себе нужного занятия и скучает по прежней городской жизни:

Вдали пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее:

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных...

В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин точно описал природу, зимний лес, русских людей, характеры главных героев. И читатель вновь и вновь убеждается в том, что этот роман действительно является "энциклопедией русской жизни".

Почему "забавы и роскоши дитя" стал чужим для всех?

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать "чужими для всех". Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был "чужой для всех...". В чем причина этого? Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил "науку страсти нежной", но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова "лицемерить", "казаться", "являться". Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и "вседневные наслаждения". Им овладевает "русская хандра", аналог английского "сплина", которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, "томясь душевной пустотой", он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь "от делать нечего друзья". "Мы почитаем всех нулями, а единицами себя", - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь "недоволен сам собой". Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - "пародия".

Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в "нежную страсть". Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою.

Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал "чужим для всех" потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. "Я думал: вольность и покой замена счастью", - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Лучшие статьи по теме