Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Российская империя в конце xviii – первой половине xixв. Российская империя в первой половине xix в

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Население России делилось на сословия:

1) дворянство; 2) духовенство; 3) купечество; 4) мещанство; 5) казачество; 6) крестьянство.

В XIX в. стал увеличиваться слой так называемых разночинцев, которые не вписывались в традиционные сословные категории. К числу разночинцев относились главным образом люди умственного труда, а именно: учителя, мелкие чиновники, врачи.

Основой экономики страны к началу XIX в. по-прежнему являлась феодально-крепостническая система хозяйства. Но в этот период она становилась все более неэффективной. В результате все отчетливее перед Россией вставал вопрос о необходимости отмены крепостного права.

Россия в XIX в. продолжала оставаться самодержавной монархией.

В 1801 г. в ходе последнего дворцового переворота на российский престол взошел Александр I.

Направления внутренней политики Александра I в начале XIX в.: 1) новый император восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам; 2) Александр I пытался решить крестьянский вопрос. В частности:

– он положил конец раздаче государственных крестьян в частные руки, отменил право помещиков отправлять крестьян на каторгу;

– недворянам было разрешено покупать земли без крестьян, что было важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю;

– в 1803 г. был принят Указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян за выкуп;

– примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где началась отмена крепостного права. Но эта мера не была поддержана помещиками.

При Александре I в 1802 г. была изменена административная система страны. Петровские коллегии были заменены теперь министерствами. Главными принципами для них стало единоначалие и четкая субординация, а именно подчинение всех нижестоящих вышестоящим. Для координации деятельности министерств был учрежден Комитет министров.

Экономическая политика: Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства. 1807г – разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов. 1818г –закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы. Попытки финансирования по плану Сперанского (1810. разделение властей. Дворянство, среднее состояние и народ рабочий. Гос. Совет 1810) сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов.

Военные поселения (1810-1857) Аракчеев. Уменьшение военных расходов посредством совмещения службы и хоз деятельности.

Николай I Павлович (1825–1855) вступил на престол в 1825 г., во время неудачного восстания декабристов. Новый император правил Россией в течение 30 лет. Характерной чертой николаевского режима стали: централизация; милитаризация всей системы управления.

При Николае I была создана система всесторонней опеки государства над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, социальной. После вступления на престол Николай сформировал секретный комитет, который должен был подготовить проект преобразований в системе государственного управления. К его работе был привлечен М.М. Сперанский. Комитет, проработав до 1830 г., целостной программы реформ так и не создал.

Важнейшим органом государственного управления при Николае I стала его личная канцелярия, которая состояла из трех отделений.

I отделение канцелярии ведало документами, которые поступали к царю, и исполняло царские поручения.

Во II отделении сосредоточилась работа по упорядочению (кодификации) законов.

III отделение осуществляло функции полиции, должно было быть всевидящим оком царя, наблюдать за точным исполнением законов.

Этому отделению поручались также все политические дела и контроль за умонастроениями в обществе.

Основные направления внутренней политики Николая I:

1) кодификация законодательства – под руководством М.М. Сперанского были подготовлены и изданы Основные государственные законы Российской империи. Эта работа должна была завершиться созданием нового уложения, но Николай I ограничился существующим законодательством;

2) крестьянский вопрос – в 1837–1844 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. В соответствии с ней в поселениях государственных крестьян было введено самоуправление, начали открываться школы и больницы. Малоземельные крестьяне смогли теперь переселяться на свободные земли. В 1841 г. были приняты меры, которые касались помещичьих крестьян, согласно которым было запрещено продавать крестьян без земли. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. С 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупать свободу, если помещик продавал свое поместье за долги. Но все же данные меры не отменяли институт крепостного права, он в целом продолжал сохраняться;

3) денежная реформа – в 1839–1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было обменивать на серебро. В стране поддерживалась пропорция между количеством кредитных билетов и запасом серебра. Это позволило укрепить финансовое положение в стране;

4) реакционные меры в сфере образования – в период николаевского царствования ряд реформ был проведен и в сфере образования. В 1835 г. был принят новый университетский устав, который являлся самым реакционным из всех университетских уставов дореволюционной России;

5) ожесточение цензуры в отношении печати. Но еще больше ожесточились порядки в России после ряда европейских революций 1848 г., которые привели в ужас Николая I.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития европейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться ощутимых результатов. Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами и Османской империей за выход к морям, нужно было заимствовать отдельные достижения Европы. В этих условиях только модернизация жизни России помогла бы войти в круг европейских государств. Первой попыткой модернизации России, связанной с разложением феодализма, явились реформы Петра I.

В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В.И. Роденко, А.Б. Каменский): на первом этапе реформы носили хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата; на втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения; государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Важнейшим направлением преобразований Петра I было реформирование государственно-административной системы страны: а) вместо Боярской думы был учрежден Сенат -- высший распорядительный орган по судебным, финансовым и военным делам. Он состоял из дворян, приближенных к царю;

система приказов была заменена 11 коллегиями с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений; в) для контроля над деятельностью государственных органов была создана прокуратура во главе с обер-прокурором; г) была реорганизована система местного управления. Страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Губернии делились на провинции, провинции на уезды. Городское управление было передано городским магистратам, члены которых избирались из купцов пожизнено;д0 упразднено патриаршество и введено государственное управление православной церковью посредством нового органа -- Святейшего синода, состоявшего из назначенных царем представителей духовенства; е) изменилась система престолонаследия (Указ 1722 г.), теперь монарх сам назначал себе преемника; ж) в 1721 г. Россия провозглашена империей.

В период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп в социально-сословной структуре общества: а) завершился процесс формирования дворянского сословия; б) издан указ о единонаследии, который юридически уравнял вотчинную и поместную собственность. Наследником недвижимости мог стать только один из наследников, а остальным доставалось движимое имущество (фактический запрет на дробление поместий при наследовании);

введение обязательной службы для дворян, при которой принцип прохождения ("породы") заменен принципом выслуги;

издание в 1722 г. Табеля о рангах, который разделил все военные и гражданские должности на 14 чинов, теперь прохождение от чина к чину зависело не от знатности рода, а от личных достоинств дворян.

Сущность военной реформы Петра I состояла в ликвидации дворянского ополчения и организации постоянной регулярной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием и уставом. Введена рекрутская система на основе сословно-крепостническогопринципа. Создан военно-морской флот.

В области экономики главным направлением стало создание мануфактур, сначала казной, а затем и частными лицами. Владельцы мануфактур получили право покупать крестьян, но не в личную собственность, а только для работы на данном предприятии (посессионные крестьяне). Возникали новые отрасли: судостроение, стекольное и фаянсовое дело, шелкопрядение, производство бумаги. В области внутренней и внешней торговли господствовала политика меркантилизма и протекционизма.

Реформы Петра I в области образования и культуры были направлены на просвещение общества, реорганизацию системы образования: а) была создана сеть школ начального обучения (цифирные школы); б) созданы специальные школы с профессиональной подготовкой: горная, канцелярская, школа переводчиков; в) организованы специальные технические учебные заведения: навигационная, артиллерийская, инженерная, медицинская школы; г) в 1725 г. -- в Петербурге открыта Академия наук. Большое значение сыграла реформа гражданского шрифта, что способствовало более массовому потреблению книжной продукции; началось издание газеты "Ведомости". Был реформирован быт господствующего класса по западному образцу: бритье бород, ношение платьев по иноземным образцам. Упрощен дворцовый быт. Он стал более динамичен: на знаменитых ассамблеях не только пили и плясали, но и решали деловые вопросы. Все культурные преобразования касались только верхов общества.

Вся реформаторская деятельность Петра I была тесно связана с активной внешней политикой, борьбой за выход к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям.

Первые Азовские походы совершены были еще в конце XVII в.: в 1695 г. -- осада турецкой крепости Азов была неудачной, так как не было флота. После строительства 30 кораблей в 1696 г. Азов был взят и основана крепость Таганрог, но в 1710 г. пришлось отдать эти завоевания. Выйти к Черному морю не удалось.

Основные военные действия Петр I вел со Швецией в ходе Северной войны (1700-1721), шла война за Балтику. 30 августа 1721 г. был заключен Ништадтский мир: к России были присоединены: Эстландия, Лифляндия, Ингрия с Петербургом и часть Карелии. Это был выход к Балтийскому морю. Россия

стала великой морской державой. Был еще Персидский поход (1722--1723), в результате которого удалось получить западный берег Каспия, но вскоре пришлось его вновь отдать.

Оценка реформаторской деятельности Петра I далеко неоднозначна. Это был яркий пример реформ "сверху": а) сделан огромный вклад в превращение России в империю с мощной армией и флотом. В конце своей жизни Петр 1 назвал Россию империей, хотя это не соответствовало реальности; б) создание промышленного производства способствовало гигантскому скачку производительных сил. Однако форсированное строительство делалось по западному образцу и проводилось жесткими методами, что привело к более грубой эксплуатации, чем даже суровые формы феодальной зависимости. Произошло огосударствление экономики и дальнейшее усиление крепостничества; в) проводимые реформы в области культуры привели к механическому перенесению культурных стереотипов Запада на русскую почву, что способствовало появлению тенденции подавления национальной культуры.

Смерть Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. Этот период в нашей истории получил название "дворцовые перевороты". За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II трон занимали шесть царственных особ, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов.

Дворцовые перевороты были связаны с тремя моментами: 1) указ о наследии престола 1722 г., предоставлявший монарху право назначать наследника, и при каждом новом царствовании возникал вопрос о преемнике престола; 2) переворотам способствовала незрелость русского общества, явившаяся следствием петровских реформ; 3) после смерти Петра I ни один дворцовый переворот не обошелся без вмешательства гвардии. Она была военной и политической силой, наиболее близко стоявшей к власти, четко осознававшей свои интересы при том или ином перевороте. В нее входили в основном дворяне, поэтому гвардия отражала интересы значительной части своего сословия.

После смерти Петра I гвардейцами на престол была возведена его жена Екатерина I (1725-1727). При ней был создан Верховный тайный совет (А.Д. Меньшиков, Д.М. Голицын и др.). Совет удерживал власть и при внуке Петра I -- Петре II (1727-1730) до ссылки Меньшикова в 1727 г.

Совет превратился в орган старой родовитой знати и после смерти Петра II возвел на престол племянницу Петра I, вдовствующую герцогиню Курляндии Анну Иоанновну (1730- 1740), с условиями ее марионеточной власти. Но прибыв в Москву, получив челобитные дворянства, она демонстративно порвала договор с Верховным тайным советом, упразднила его, передала управление Кабинету министров. Но власть во многом принадлежала фавориту императрицы Бирону и приближённым из прибалтийских немцев. Анна Иоанновна усиливает дворянские привилегии: сокращает срок службы дворян в армии до 25 лет, отменяет обязательное единонаследие, создает привилегированные учебные заведения для дворян, издает указы об исключительном праве дворян на владение землей и крепостными и праве дворян ссылать крестьян в Сибирь. После смерти императрицы престол занял сын ее племянницы Иван Антонович (при регентстве его матери Анны Леонидовны).

В 1741 г. гвардейцы, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь Петра I Елизавету Петровну (1741 -- 1761). При ней была сделана попытка восстановления роли органов правления, созданных Петром I, продолжена его политика на развитие российской промышленности; произошло ужесточение религиозной политики (были приняты указы о выселении из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные; произошло значительное расширение дворянских льгот (учреждение дворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное право на винокурение и др.).

После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел ее племянник Петр III. За шестимесячное царствование Петр III принял 192 указа. Наиболее важным был "Манифест о вольности дворянству" (1762), которым дворяне освобождались от обязательной службы государству, получали возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу и даже поступать на службу к иностранным государям. Наступил золотой век дворянства. Была объявлена секуляризация церковных земель в пользу государства, что укрепляло государственную казну (окончательно указ был проведен в жизнь Екатериной II в 1764 г.); произошла ликвидация тайной канцелярии, упразднялись торговые монополии, стеснявшие развитие предпринимательства, провозглашалась свобода внешней торговли. Одна эти меры были задуманы еще в предыдущее царствование и осуществлены по инициативе приближенных к императору сановников. Петр III отрицательно относился ко всему русскому, перекраивание многих порядков по западному образцу оскорбляло национальные чувства русских людей. В результате 28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот и на престол была возведена жена Петра III Екатерина II, а спустя несколько дней он был убит.

16. Внешняя политика русских императоров в период дворцовых переворотов определялась выходами к морям. Война с Турцией (1735--1739) дала России устье Дона с Азовом. Война со Швецией (1741 -- 1743) подтвердила приобретения России в Прибалтике. В 1756--1763 гг. шла Семилетняя война России в союзе с Австрией, Францией, Швецией против Пруссии, в ходе которой русская армия в 1760 г. заняла Берлин и Фридрих II готов был на любых условиях подписать мирный договор, но ставший после смерти Елизаветы Петровны императором Петр III заключил в 1762 г. с Пруссией мир, отказавшись от всех завоеваний.

Екатерина II, воспитанная на идеях французского просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить общественное законодательство, ограничить крепостное право. Ею был написан "Наказ", который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. С одной стороны, в этом документе проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, с другой -- в нем не было и речи о ликвидации самодержавия, робко говорилось о смягчении крепостного права. Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах просвещения, то и сам этот период в русской истории получил название "просвещенного абсолютизма".

Российский просвещенный абсолютизм характерен такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки.

Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма был созыв Уложенной комиссии в 1767 г. с целью переработки российского законодательства. Но комиссия не смогла разработать новое законодательство Российской империи, так как невозможно было сочетать либеральные идеи "Наказа" с реальностью российской жизни, противоречивыми нуждами и пожеланиями различных групп населения. На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два события XVIII в.: Крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе.

Несмотря на неудачу в составлении Российского законодательства, Екатерина II все же провела ряд реформ в духе просвещенного абсолютизма, особенно в период до 1775 г.: 1) сенат был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого. Во главе их стояли обер-прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору; 2) был создан императорский совет при императрице из ближайших и влиятельных сановников; 3) в 80-х гг. XVIII в. были ликвидированы коллегии (кроме четырех), замененные губернским правлением; 4) все монастырские земли были переданы государству; 5) в 1775 г. проведена губернская реформа. Она стала важным этапом в превращении России в унитарное государство путем создания единообразной системы управления всей территории империи; 6) в 1785 г. издана "Жалованная грамота дворянству", определившая статус дворянства и закрепившая все его права и привилегии, полученные к этому времени; 7) в 1785 г. была издана "Грамота на права и выгоды городам Российской империи", по которой все городское население было разделено на шесть категорий, купцы делились на три гильдии; 8) в России было впервые введено бумажное денежное обращение, приведшее в первое время к инфляции и вызвавшее недовольство большинства населения.

К концу XVIII в. в социально-экономическом развитии России наблюдается, что, с одной стороны, процесс складывания капиталистических отношений стал необратимым: происходит рост товарно-денежных отношений и разрушается натуральная замкнутость помещичьего и крестьянских хозяйств; увеличивается количество мануфактур, основанных на применении наемного труда; развивается промысловая деятельность; с другой -- идет усиление крепостнического гнета, которое характеризуется увеличением барской и уменьшением крестьянской запашки, ростом барщины и оброка, правом помещика ссылать провинившихся крестьян в Сибирь на поселение и на каторгу, распространением крепостничества на Левобережную Украину; как результат кризиса феодально-крепостнической системы, произошла Крестьянская война под руководством Е. Пугачева (1773-1775).

В исторических исследованиях нет единства в оценке деятельности Павла Г. Одни историки называют время его правления "непросвещенным абсолютизмом", другие - "военно-по- литической диктатурой". Реформы его носили противоречивый характер. Произошло усиление централизации государственного управления и упразднение элементов самоуправления в губерниях и городах (восстановлены ряд коллегий, ликвидированы управы и городские думы); изменилась система престолонаследия (возврат к допетровским принципам); были ограничены привилегии дворянства (призывы к обязательной службе, установление налога с дворян, введение телесных наказаний); ослаблен крепостной гнет (ограничение барщины тремя днями, запрет на продажу крестьян без земли, массовая раздача казенных земель с крестьянами в качестве пожалований); осуществление финансовой стабилизации (изъятие бумажных ассигнаций из оборота); регламентация и унификация сторон жизнедеятельности общества (запрет на ношение шляп и пр., запрет на ввоз иностранных книг). Следствием непредсказуемости политики императора и ее опасности для дворянской элиты станет последний дворцовый переворот и убийство Павла I 12 марта 1801 г.

Задачами во внешней политике второй половины XVIII в. были: во-первых, борьба за выход к Черному морю; во-вторых, освобождение от иностранного господства земель Украины и Белоруссии и объединение в одном государстве всех восточных славян; в-третьих, борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией; в- четвертых, утверждая свои интересы в европейской политике, Россия стремилась сыграть роль гаранта независимости английских колоний в Северной Америке; соблюдение интересов России в этом регионе -- участие в колонизации Северной Америки. В результате: 1) в ходе двух Русско-Турецких войн (1768-- 1774 и 1787--1791) Россия получила территории в Северном Причерноморье, Кабарду, территории между Бугом и Днестром, Очаков и Крым -- это был выход к Черному морю; 2) в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) к России отошли Белоруссия, Правобережная Украина, Литва и герцогство Курляндское. Была стабилизирована обстановка на западных границах, получен непосредственный доступ к странам Центральной Европы; 3) вступив в антинаполеоновский союз европейских монархов, где главным партнёром Росси была Англия, российская армия под руководством А.В. Суворова, вместе с австрийцами, втрех сражениях в Северной Италии в 1799 г. разбила французские войска, совершила переход через Альпы в Швейцарию, но в 1800 г. Павел 1 заключил союз с Наполеоном и разорвал отношения с Англией, отозвав русскую армию в Россию; 4) в 1780 г., в период войны североамериканских колоний за независимость, Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, ограничившей действия британского флота. К Декларации присоединились и другие европейские страны, фактически поддержав североамериканские колонии и подняв международный престиж России. Таким образом, благодаря активной внешней политике Россия во второй половине XVIII в. стала великой европейской державой. Но в социально-экономическом плане Россия оставалась отсталой страной, что делало ее положение в системе европейской цивилизации нестабильным, противоречивым.

Социально-экономическое положение Российской империи в первой половине XIX в. XIX век начался и прошел под знаком Великой Французской революции (1789 - 1794 гг.) Это событие мирового значения, ибо оно знаменовало переход в Европе и северной Америке к индустриальной цивилизации. Ее определяющей чертой явился технологический переворот, создавший возможности для наращивания темпов развития производства. В политической сфере революция породила парламентскую республику, что привело к расширению гражданских прав. В социальной сфере в результате классообразующих процессов обостряется борьба пролетариата, развернулись социальные революции (Германия, Италия, Франция, Англия). Происходит теоретическое оформление социалистического учения.

Александр I был воспитан своей бабкой Екатериной II. Она стремилась подготовить, сделать из него, если не идеального человека, то идеального государя. «Александр получил блестящее для того времени образование. Но он был сложной и противоречивой натурой. В начале царствования он слыл либералом, искал пути решительного реформирования российской действительности, а закончил жизненный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика»1 1 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С. 36..

Для проведения реформ был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований стал Негласный комитет, в который вошли воспитанные на передовых идеях XVIII в. молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, польский князь Адам Чартбрыйский, граф Новосильцев Н.Н. Наиболее либеральной, хотя и противоречивой, была попытка правительства в области образования. Были созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, первый выпуск которого прославил А. С. Пушкин. Начался широкий ввоз иностранных книг, впервые были переведены и изданы труды Адама Смита. Основное внимание было уделено реформированию системы государственного управления. Исключительную роль в разработке этих реформ сыграл статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он сделал головокружительную карьеру и стал ближайшим советником императора. Великий труженик М. М Сперанский достиг энциклопедических знаний постоянным самообразованием. Он подготовил документ «Введение к уложению государственных законов». В результате в 1802 г. был учрежден Кабинет министров под управлением самого императора. Министерства заменили устаревшие коллегии, утвердилось единоначалие. Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным органом, надзирающий за соблюдением законности в империи. В 1910 г. по инициативе Сперанского был создан Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Проекты Сперанского могли бы способствовать началу конституционного процесса в России, но они были реализованы лишь через сто лет - созыв Государственной думы, например.

Были сделаны некоторые шаги по реформированию почвенного уклада, изменению бедственного положения крепостных крестьян. Ограничили продажу крестьян, их нельзя было продавать «в розницу», то есть без семьи. Государственных крестьян запрещалось передавать в частные руки. Указ «О вольных хлебопашцах» предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Но освободилось к 1825 г. менее 0,5% крепостных. В 1801 - 1805 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике, крестьяне получили личную свободу, но не получили земли. Но даже все эти скромные меры встретили мощное сопротивление консервативных сил, дворянства. Идеологом консерватизма стал Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», он настаивал на незыблемости самодержавия и крепостничества. В практической жизни консервативные тенденции особенно быстро проявились в «аракчеевщине». Граф А.А. Аракчеев проводил политику, нацеленную на упрочение абсолютизма и ужесточение крепостного права. Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания.

«Таким образом, к концу XVIII в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется»1 1 История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 2004. С. 296.. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги, потребности поместного дворянства начинают неудержимо расти. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Но это в корне подрывало крестьянское хозяйство. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров. Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII -- XIX вв. помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. В нечерноземном регионе продукция поместий приносила все меньшую прибыль. Поэтому помещики склонны были сворачивать свое хозяйство. Усиление же эксплуатации крестьян выражалось здесь в постоянном повышении денежного оброка. Причем нередко это оброк устанавливался выше реальной доходности земли, отведенной крестьянину в пользование: помещик рассчитывал на заработки своих крепостных за счет промыслов, отходничества -- работы на фабриках, мануфактурах, в различных сферах городского хозяйства. Расчеты эти были вполне оправданы: в этом регионе в первой половине XIX в. растут города, складывается фабричное производство нового типа, которое широко применяет вольнонаемную рабочую силу. Но попытки крепостников использовать эти условия для того, чтобы повысить доходность хозяйства, приводили к его саморазрушению: увеличивая денежный оброк, помещики неизбежно отрыва ли крестьян от земли, превращая их отчасти в ремесленников, отчасти вольнонаемных рабочих. В еще более трудном положении оказалось промышленное производство России. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII в. промышленность старого, крепостного типа. Однако у нее не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства строго соответствовало число приписанных крестьян. «Крепостная промышленность была обречена на застой. В то же время в России появляются предприятия иного типа: не связанные с государством, они работают на рынок, используют вольнонаемный труд»1 1 Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М.,2006. С. 57.. Подобные предприятия возникают прежде всего в легкой промышленности, продукция которой уже имеет массового покупателя. Их владельцами становятся разбогатевшие крестьяне-промысловики; а работают здесь крестьяне-отходники. За этим производством было будущее, но господство крепостной системы стеснило его. Владельцы промышленных предприятий обычно сами находились в крепостной зависимости и вынуждены были значительную часть доходов в виде оброка отдавать хозяевам-помещикам; рабочие юридически и по сути своей оставались крестьянами, стремившимися, заработав на оброк, вернуться в деревню. «Рост производства затруднялся и относительно узким рынком сбыта, расширение которого, в свою очередь, было ограничено крепостным cтроем. Т.е., в первой половине XIX в. традиционная система экономики явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны».

Государственный строй России в первой половине XIX в. «Воцарение сына Павла I было встречено населением столицы с ликованием. В манифесте, спешно отпечатанном уже 12 марта 1801 года, Александр I объявил, что будет управлять «богом врученным» ему народом «по законам и по сердцу августейшей бабки нашей», тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II»2 2 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С. 38.. Он и начал с того, что восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, дворянские выборные короративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носит круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Была объявлена свобода торговли, разрешены частные типографии, упразднена вселявшая страх Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой. Опустела петербургская Бастилия - Петропавловская крепость.

Эти первые распоряжения порождали надежды на дальнейшие перемены. И они последовали. Необходимо было реформировать систему государственного управления - прежняя уже не отвечала требованиям времени. Собиравшийся при Екатерине II время от времени Государственный совет стал постоянным («Непременным»); он рассматривался как орган с законосовещательными функциями при императоре. В совет входили представители высшей титулованной знати (12 человек). С первых же дней своего существования «Непременный» совет приобрел такое значение, что его позиция в значительной степени предопределило окончательное решение императора по наиболее важным вопросам внутренний и внешней политики.

Дальнейшие преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, благодаря исключительным способностям сделавшего головокружительную карьеру. При Павле он служил в канцелярии генерал - прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в «Непременном» совете. Именно этому человеку, «одаренному талантом бюрократа и блестящим умом … твердым, как лед, но и как лед холодным» (В.О. Ключевский), Александр I поручает разработать реформу, которая должна была в значительной степени изменить государственный строй в стране. К октябрю1809 г. Сперанский уже представил проект царю. В нем, по существу, речь шла об ограничении самодержавия и о введении в стране конституционной монархии. В основу реформы автор проекта предлагал положить принцип разделения властей: законодательную власть он считал необходимым сконцентрировать в новом органе - Государственной Думе, судебную - в Сенате, а исполнительную - в министерствах, возникших в России еще в 1802 г. Ни один закон не мог быть создан без предварительного одобрения его выборным органом - Государственной думой. Министров назначал царь, но они оказывались ответственными перед Думой. Предусматривалось стройная система выборных дум: Государственная, губернская, окружные, волостные. Членов Сената полагалось выбирать губернским думам. Политическими правами наделялись все, кроме «народа рабочего» («поместных крестьян, мастеровых, их работников и домашних слуг»). Связывающим звеном между императором и тремя ветвями власти должен быть Государственный совет - вершина новой государственной системы.

Александр I признал проект «удовлетворительным и полезным», но реализован он не был. Дело свелось к учреждению в 1810 г. Государственного совета - законосовещательного органа при императоре, занявшего место «Непременного» совета.

«В 1811 г. получило силу закона подготовленное Сперанским «Общее учреждение министерств», завершившее реформу, начатую в 1802 г., когда коллегии были заменены новой, европейской формой высшей исполнительной власти - министерствами. Дела по каждому министерству решались единолично министром, назначаемым императором и ответственным только перед ним»1 1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 2000. С. 201.. Если в 1802 году структура и функции министерства не были четко определены, то «Общее учреждение» устанавливало единообразия организации и делопроизводства министерств, регламентировало взаимоотношение министерств с другими органами власти. Министры объединялись в Комитет министров. Его организационные основы окончательно были определены в 1812 г. В состав комитета вошли также представители департаментов Государственного совета, а председатель государственного совета стал одновременно председателем Комитета министров. Согласно закону 1812 г., Комитету министров полагалось рассматривать дела, по которым «необходимо общее соображение и содействие» и в разрешении которых министр «встретил сомнение», включая дела, превышающие пределы его власти. Однако на практике комитет выполнял и судебные функции, и обсуждал законопроекты, которые император утверждал, не передавая их на дополнительное рассмотрение в Государственный совет. Комитет министров мог отменить решения Сената, который также в начале XIX в. претерпел реорганизацию. Он был разделен на девять департаментов (к середине XIX в. их число выросло до 12), полусамостоятельных, скрепленных главенством генерал-прокурора (с 1802 г. эту должность стал занимать министр юстиции).

Решения Сената по судебным делам нередко оказывались неокончательными: если при обсуждении дел в департаментах и общих собраниях сенатов возникали разногласия (а такие ситуации случались часто), окончательный приговор выносил император, а в последствии - Государственный совет. М.М. Сперанский предлагал принять закон о признании решений Совета окончательным; к этому времени он подготовил проект нового преобразования Сената. Речь шла о разделении Сената на два - правительствующий и судебный. Состав последнего должен был по замыслу реформатора, частью назначаться императором, частью избираться дворянством. Однако это предложение не пробрело силу закона. Вскоре последовала отставка Сперанского и ссылка его в Нижний Новгород. Причины «падения» реформатора трактовались и трактуются по-разному. Говорят об интригах сановников, которые видели в Сперанском выскочку (В.О. Ключевский); указывают на чрезмерную активность самого Сперанского (в записках к императору и личных беседах. Он обнаруживал такую обширную осведомленность о разных обстоятельствах внутренней и внешней политической жизни России, что у Александра зародилось сомнение в том, кто же действительно правит империей (В.А. Токсинов) и на отказ царя от профранцузской политики, сторонником которой являлся М.М. Сперанский, и причастность его к масонству (М.Н. Покровский).

«Но удаление Сперанского не означало отказа Александра I от либерального курса своей политики. В 1815 г. он даровал конституцию «царству Польскому». Это рассматривалось как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект Российской конституции было поручено составить императорскому комиссару при польском правительстве Николаю Новосильцеву»1 1 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С 76.. Составленный им проект («Уставная грамота») предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы, предоставление свободы всем российским подданным, кроме крепостных, и федеративное устройство государства.

Но этот проект, созданный в тайне, так и не был обнародован. Более того, к началу 20-х гг. XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и становиться на путь возврата к бесперспективной практике частных изменений и подновлений существующей системы. Причиной такой перемены Ключевский считает то, что Александра напугали военные революции в Италии и Испании, призрак которых он увидел в выступлении лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 г. Покровский указывает, что, как только исчезла необходимость игры в либерализм, император тут же свергнул все либеральные начинания, обнаружив тем самым свои истинные настроения. Близкую точку зрения занимает С.Б. Окунь. Ряд историков (Н.Я. Эльдман, С.В. Мироненко) высказали мнение, что отказ от преобразований произошел в силу мнимой или истиной узости социальной опоры для них и боязни Александра I войти в конфликт с основной массой дворянства.

По оценке большинства исследователей, направление деятельности Николая I, сменившего своего брата на престоле и подавившего декабристское восстание, прямо продолжало консервативный курс конца александровского царствования.

Своей задачей Николай I поставил сохранение самодержавного строя.

Ключевым органов в государственной структуре становится Собственная его величества канцелярия. Значительно увеличивается численность чиновников канцелярии, учреждается несколько его отделений. По структуре и функциям эти отделения фактически были министерствами, но пользовались гораздо большим влиянием и контролировали деятельность соответствующих министерств, оставаясь при этом органами личной власти императора.

«Одним из важнейших являлось III отделение канцелярии - орган политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А.Х. Бенкендорфа, бывшего члена масонской ложи, приятеля декабристов, подавшего на них донос Александру I; в 1826 г. начальник отделения стал одновременно шефом специально сформированного корпуса жандармов»1 1 История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 2004. С.295.. На этот пост правительство назначило наиболее преданных ему людей. Первым его занимал Бенкендорф; в 1844 г. его сменил граф А.Ф. Орлов; последнего в 1856 г. сменил князь В.А. Долгоруков. Страна была разделена на несколько жандармских округов, во главе которых находились генералы, имеющие в распоряжении обширный штат подчиненных. Задачи III отделения и корпуса жандармов были многообразны: они осуществляли сыск и следствие по политическим делам, наблюдали за литературой, ведали расколом и сектантством; следили за иностранцами, приехавшими в Россию, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, изучали положение крестьян и причины преступления, изучали положение крестьян и причины крестьянских волнений, ведали цензурой и прочее. Фактически III отделение охватывало все стороны жизни.

Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль верховной власти местную администрацию в лице губернаторов. «Центральная бюрократия неимоверно разрасталась. К работе по кодификации законодательства император решил привлечь Сперанского, который в 1821 г. возвратился в столицу. Работа эта была сосредоточена во II отделении императорской канцелярии, начальником которого Николай назначил профессора Петербургского университета М.А. Балугьянского. Фактически отделением руководил М. М. Сперанский»1 1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 2000. С. 211.. Николай I включил Сперанского в состав Секретного комитета, образованного 6 декабря 1826 года для подготовки реформ в государственном управлении. Комитет разработал ряд проектов, но в большинстве своем они остались на бумаге. Некоторые частные изменения касались системы местного управления.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

В эпоху правления Александра I (1801-1825гг.) и Николая I (1825-1855гг.) Россия занимала большую территорию. В ее состав входили восточная Европа, Сибирь, Дальний Восток, Аляска.

Численность населения России в начале XIX в. составляла 37 млн. человек, а в середине XIX - 74 млн. чел.

Сельское хозяйство было основой экономики. Сельское население составляло 90% населения страны.

Все население делилось на две категории. Первая категория - привилегированное население, то есть освобожденное от податей. Это были дворянство, духовенство, купцы 3-х гильдий и почетные граждане. 2-я категория - это податные сословия, к которым относились крестьяне, мещане, однодворцы - бывшие служивые люди.

Существовало несколько категорий крестьян. 1-я категория - помещичьи крепостные крестьяне, их было 23 млн. чел. Государственных крестьян было 19 млн. чел. Удельные (дворцовые) крестьяне составляли около 2 млн. чел.

Сельское хозяйство развивалось экстенсивно. Преобладала трехпольная система земледелия (яровые - озимые - пар).

В сельском хозяйстве все сильнее проявлялись признаки распада феодально-барщинной системы. В неплодородных землях возрастал землях денежный оброк и крестьяне сильнее втягивались товарно-денежные отношения.

В стране преобладал мелкая промышленность. Развивались крестьянские промыслы: ткачество, обработка кожи, шерсти, изготовление одежды, посуды.

Развивались промысловые села (Иваново, Павлово и т.д.). Из крепостных крестьян - кустарей вышли крупные фабриканты Морозовы, Гучковы и другие.

В середине XIX в. стране было около 15 тысяч предприятий, но преобладали мелкие предприятия.

В 30 - 40-е годы начался промышленный переворот. Он завершился в 80-е годы XIX века. Технической стороной промышленного переворота, являлись переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Социальной стороной промышленного переворота стали замена крепостного труда наемным и формирование классов промышленной буржуазии и пролетариата.

Особенности промышленного переворота в России в отличие от западных стран:

Происходит в условиях господства феодально – крепостнической системы и крепостного права и потому ход несколько замедленный

Начался он значительно позже, чем в передовых странах Запада

3.До отмены крепостного права он проявлялся только в технической стороне – переходу к машинному производству. (Рост численности буржуазии и рабочего класса усилится после отмены крепостного права, так как до этого крестьяне были прикреплены к земле и не могли навсегда уйти в город).

Капиталистический уклад сильнее проявился в легкой промышленности, где не требовалось больших капиталовложений. Тяжелая промышленность, представленная в основном предприятиями Урала, замедлила темпы своего развития из-за недостатка капиталовложений. В России преобладала торговая буржуазия.

Появились первые железные дороги: Царскосельская, Варшавская, а позднее в 40-е годы была построена Николаевская железная дорога, соединяющая Москву с Петербургом.

Преобладал водный и гужевой транспорт. Важной водной артерией была Волга. Строили каналы, которые соединили Волгу с Невой, а Западную Двину с Днепром.

Возросла численность населения в городах.

К середине XIX века Россия имела около 1000 городов, но преобладали мелкие города с численностью 5-10 тысяч жителей.

Быстрее развивались товарно-денежные отношения. Крупнейшими ярмарками были Нижегородская, Ростовская, Ирбитская, которые работали уже по нескольку месяцев в году. В городах развивалась постоянная магазинная торговля.

Развивалась внешняя торговля. Экспорт хлеба за границу за полвека вырос в 4 раза. Экспорт преобладал над импортом. Главным торговым партнером России была Англия, а за ней следовали Германия и Франция. Россия вывозила в Европу сырье и полуфабрикаты, а ввозила готовые промышленные товары. В страны Востока (Иран, Турция, Китай) Россия поставляла готовые металлические изделия, а к себе привозила чай, хлопок, шелк. Торговля шла в основном через Черное и Балтийское моря.

Сохранение крепостного права тормозило развитие страны, так как медленно формировался рабочий класс, а в сельском хозяйстве из-за роста барщина и денежного оброка крестьяне не были в состоянии развивать свое хозяйство.

Император Александр I Павлович (Благословенный) 1801-1825

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Эта характеристика, данная Александру Павловичу А.С.Пушкиным, скорее всего плод личного отношения великого поэта к императору. В чем – то она соответствует личности и характеру Александра Павловича, хотя и не совсем корректна.

Александр Павлович родился в 1777 году. Екатерина II лично занялась образованием внука. Императрица готовила учебный, педагогический, методический материал. Писала рассказы и сказки, которые использовались при обучении Александра. Он получил великолепное образование, знал несколько языков, историю, обладал обширными знаниями в культурных достижениях. Он очень ценил в людях образованность, умения, культурные навыки.

Воспитанием Александра I занимался приверженец идей либерализма швейцарец Ф.С.Лагарп, чье влияние сильно сказалось на пристрастиях наследника престола. Александр с восторгом воспринял идеалы Великой Французской буржуазной революции – свобода, равенство, братство, даже собирался отправиться на защиту ее завоеваний. Собирался бежать в САСШ в случае, если его вынудят принять престол, вместо отца. Трудно сказать, лукавил Александр I Павлович в этих случаях или нет. Однако все свое правление Александр I Павлович постоянно ставил вопросы о введении Конституции в России. Хотя когда ему предоставили один из проектов Конституции, он, внимательно просмотрев его, спросил, - «А что же мне останется», так и не тронув самодержавие.

Многие из проектов, представленных императору, в частности проект отмены крепостного права, так и остались в ящике его стола. В чем причина его нерешительности? Вновь лукавство? Или со временем Александр I Павлович резко изменил свое отношение к революции, увидев, насколько жестокой и кровавой стала французская революция?

Очень сильно сказались на формировании личности будущего императора отношения между бабушкой, Екатериной II и отцом Павлом I Петровичем. Не решаясь противоречить императрице, не желал обидеть отца, Александру Павловичу часто приходилось лукавить. Обещая бабушке принять после нее российский престол, он в то же время дал отцу слово, что первым признает его императором.

Мягкий, никогда не повышавший голоса на подчиненных, спокойный и рассудительный он одновременно мог легко расстаться с людьми преданно ему служившими. Даже в отношениях с женой, Елизаветой Алексеевной, он не посчитал возможной для себя решительных действий в отношении любовника жены, Охотникова. Он лишь попросил их прекратить встречи, и не позорить императорскую семью.

Никогда Александр I Павлович, сколько бы его не просили, не вмешивался в судебные решения, считая, что каждый должен исполнять закон.

Через всю жизнь Александр I пронес чувство вины, связанную с убийством отца. Все невзгоды, свалившиеся на Россию – Отечественную войну 1812 года, разрушительное наводнение в Санкт – Петербурге, смерть дочери и смерть сестры Екатерины Павловны, он воспринял как божественную кару за свои личные грехи.

Возможно, он тяготился исполнением обязанностей императора, не раз предлагая взять власть своему брату Константину. Может быть потому, после его смерти, немедленно родилась легенда, что, подставив вместо себя своего двойника, Александр Павлович пошел по Руси с котомкой нищего, отмаливать свои грехи.

Внутренняя политика Александра 1 1801-1811

Реформы Александра I

Воцарение Александра I с восторгом было воспринято российским обществом. Первые годы правления Александра I были годами надежд на изменения, на реформы, обещанные молодым императором России.

«Дней Александровых прекрасное начало» имело свое основание. Вокруг царя сложился кружок его сверстников, с которыми он воспитывался. В «Негласный комитет» вошли П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, А.А.Чарторыйский, В.П.Кочубей. Первые полтора года, практически ежедневно они собирались после обеда в специальной комнате, где обсуждали проекты преобразований. Заседания Негласного комитета проходили с июня 1801 по май 1802. Главным результатом деятельности его должно было стать ограничение самодержавия.

Создан совещательный орган Непременный совет из 12 человек, для разработки и обсуждения важнейших законопроектов.

Вначале было решено провести реформы в области управления. Проведена амнистия 12 тысячам человек, пострадавшим при Павле I, открыты границы, разрешен свободный ввоз книг и товаров.

2 апреля 1801 Александр I издал 5 указов : восстановил «Жалованную грамоту дворянству, восстановил «Жалованную грамоту городам», ввел свободу пропуска российских произведений за границу, проведены мероприятия по улучшению содержания заключенных, судебные дела передавались в Сенат.

Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, запрещены публикации о продаже крепостных крестьян без земли и дано право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.

В сентябре 1802 началась реформа органов государственной власти. Сенат стал высшим судебным органом, который должен был следить за действиями местных властей.

Упразднены коллегии и создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, народного просвещения, внутренних дел, коммерции. (в отличие от коллегиальности принятия решений в коллегиях, введено единоначалие министров ).

Создан кабинет министров: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – его заместитель, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально лишь его заместитель)

Большое значение Александр I придавал образованию. В 1803 началась реформа народного просвещения. Открыты новые университеты в Дерпте (1802), в Вильно (1803) в Санкт – Петербурге (преобразован из института в университет в 1819), Казани и Харькове (1804). Университетам была предоставлена автономия. Открыт целый ряд гимназий и училищ. Был открыт Царскосельский лицей. Более доступным стало образование для низших слоев общества.

20 февраля 1803 года был принят указ о «Вольных хлебопашцах». Впервые в России появился закон, дававший возможность крестьянам выкупиться на волю с земельным участком. (за 25 лет им воспользовалось около 47 тыс. крестьян)

В 1804 году был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: определены размеры повинностей и платежей крестьян, крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.

Дальнейшее проведение реформ было приостановлено в связи с начавшейся войной с Францией.

В 1805 году Негласный комитет был распущен из за разногласий с императором.

Лучшие статьи по теме