Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Народы индоевропейской языковой семьи в древности. Индоевропейская семья

Народы индоевропейской языковой семьи в древности. Индоевропейская семья

Индоевропейская семья - это одна из наиболее крупных лингвистических семей Евразии. Общие черты, отличающие индоевропейские языки от языков других семей, сводятся к наличию некоторого числа регулярных соответствий между формальными элементами разных уровней, связанных с одними и теми же единицами содержания (при этом исключаются заимствования). Конкретная интерпретация фактов сходства индоевропейский языков может заключаться в постулировании некоего общего источника известных из них (индоевропейский праязык, язык-основа, многообразие древнейших индоевропейских диалектов) или в принятии ситуации языкового союза, результатом которого явилось развитие ряда общих черт у первоначально различных языков. Такое развитие могло, во-первых, привести к тому, что эти языки стали характеризоваться типологически сходными структурами, и, во-вторых, эти структуры получили такое формальное выражение, когда между ними можно установить более или менее регулярные соответствия (правила перехода). В принципе обе указанные возможности интерпретации не противоречат друг другу, но принадлежат разным хронологическим перспективам.

Состав индоевропейской семьи языков.

1. Хетто-лувийская (анатолийская) группа. В нее входят следующие языки: хеттский клинописный (неситский), лувийский, палайский, иероглифический хеттский, ликийский, лидийский, карийский и некоторые другие языки Малой Азии античной поры.

2. Индийская (индоарийская) группа. В нее входят языки: ведийский санскрит, среднеиндийские языки (пали, пракриты и апабхранша), новоиндийские языки (хинди, урду, бенгали, панджаби, синдхи, гуджарати, маратхи, ассамский, ория, непальский, сингальский, цыганский и др).

3. Иранская группа. Составляющие: авестийский и древнеперсидский, среднеиранские языки (среднеперсидский (пехлеви), парфянский, хорезмийский, сакский, бактрийский), новоиранские языки (персидский, таджикский, пашто, осетинский, курдский, белуджский, татский, талышский, парачи, ормури, мунджанский, ягнобский), памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, язгулямский, ишкашимский, ваханский и др.).

4. Армянский язык.

5. Фригийский.

6. Греческая группа.

7. Фракийский язык.

8. Албанский язык

9. Иллирийский язык

10. Венетский язык

11. Италийская группа. В нее входят языки: латинский, оскский, умбрский, фалискский, пелигнский и др.

12. Развившиеся из латинского следующие романские языки: испанский, португальский, французский, провансальский, итальянский, сардинский, ретороманский, румынский, молдавский, аромунский, далматинский и др.

13. Кельтская группа: галльский, бриттская подгруппа -- бретонский, валлийский, корнуэльский; гаэльская подгруппа -- ирландский, шотландско-гаэльский, мэнкский.

14. Германская группа: восточногерманские -- готский и некоторые другие вымершие диалекты; скандинавские (северогерманские), современные -- шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский; западногерманские -- древневерхненемецкий, древнесаксонский, древненижнефранкский, древнеанглийский и современные -- немецкий, идиш, нидерландский, фламандский, африкаанс, фризский, английский

15. Балтийская группа: западнобалтийские -- прусский, ятвяжский; восточнобалтйские -- литовский, латышский, вымерший куршский.

16. Славянская группа: восточнославянские -- русский, украинский, белорусский; западнославянские -- польский, кашубский, верхнелужицкий, нижнелужицкий, чешский, словацкий, вымершие диалекты полабских славян; южнославянские -- старославянский, болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский.

17. Тохарская группа: карашарский и кучанский.

Принадлежность некоторых других языков к индоевропейским пока остаётся спорной. Как видно, многие из этой семьи уже давно вымерли (хетто-лувийский, иллирийский, фракийский, венетский, оскско-умбрский, ряд кельтских языков, готский, прусский, тохарский и др.), не оставив никаких следов.

Индоевропейские языки распространены почти по всей Европе, в Передней Азии, на Кавказе, в Иране, Средней Азии, Индии и т. д.; позднее экспансия привела к их распространению в Сибири, Северной и Южной Америке, Австралии, в части Африки. Вместе с тем очевидно, что в древнейшую эпоху (видимо, ещё в начале 3-го тыс. до н. э.) эти языки или диалекты отсутствовали в Азии, в Средиземноморье, в Северной или Западной Европе. Поэтому обычно предполагают, что центры распространения индоевропейских диалектов находились в полосе от Центральной Европы и северных Балкан до северного Причерноморья. Из особенностей диалектного членения индоевропейской языковой области можно отметить особую близость соответственно индийских и иранских, балтийских и славянских языков, отчасти италийских и кельтских, что даёт необходимые указания на хронологические рамки эволюции индоевропейской семьи. Индоиранские, греческий, армянский обнаруживают значительное количество общих изоглосс. Вместе с тем балто-славянские имеют много общих черт с индоиранскими. Италийский и кельтские языки во многом сходны с германскими, венетским и иллирийским. Хетто-лувийский обнаруживает показательные параллели с тохарским и т.д. Древнейшие связи индоевропейских языков определяются как лексические заимствованиями, так и результатами сравнительно-исторического сопоставления с такими, как уральские, алтайские, дравидийские, картвельские, семито-хамитские языки.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что русский язык - это лишь один из многих других языков, существующих или существовавших, на нашей планете. Несмотря на это, нельзя сказать, что величие и значимость русского языка в мире ничтожно малы. Наоборот, он занимает очень важное место в современной действительности.

1.2. Образование индоевропейской семьи языков

Важным компонентом языковой истории является возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в глубокой древности, происходит он и сейчас, в виде распространения уже существующих языков – английского, русского, испанского и некоторых других.

В период палеолита далекие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индо­европейскими названиями являются "Ра (так называлась Волга), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Черное море), а также береза – единственное индоевропейское название дерева. Слова зима и снег являются общеиндоевропейскими; во многих индоевропейских языках встречаются общие названия животных (овца, бык, олень, заяц, еж. выдра, волк), птиц (гусь, утка, орел, журавль), насекомых (муха, овод, оса. пчела, вошь, блоха).

В первой половине каменного века, до IV–III тысячелетий до н. э., образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.

Южную зону составляли: этрусский язык древней Италии (вытесненный к началу новой эры полностью латинским языком), ликийский, лидийский, лувииский, хеттский языки Малой Азии. Хеттское клинописное письмо, относящееся к XVIII–XIII вв. до н. э.,– самые древние письменные памятники на индоевропей­ском языке; хеттское иероглифическое письмо относится к XIV-X1I1 вв. до н. э.

Центральная зона подверглась более значительному делению на ветви: с одной стороны, обособляются италийская (роман­ская) и германская ветви, а с другой – иллирийско- фракийская (она сейчас представлена албанским языком), греческая и индо­иранская, которая, в свою очередь, делится на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков.

Германская, романская и славянская (последняя выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков.

Рассмотрим образование трех групп славянских языков - западнославянских, южнославянских и восточнославянских.

Общеславянский (праславянский) язык сос­тоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, рас­положенных южнее реки Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские племена, на юге – иранские.

Общеславянский язык существовал много столетий: со второй половины I тысячелетия до н. э. до VI–VII вв. н. э. Индоевропей­ское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение поддерживало общие черты. Но вот в VI–VII вв. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.

Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например, имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.– императора) как титул получает различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral, чеш. kral, словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал, др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль. Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским язы­кам, и полногласие восточнославянских языков.

Расселение славян на Балканах привело в итоге к образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербско­го, словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают вследствие длительного контакта языков.

Балканский языковой союз охватывает индоевропейские языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,– албанский, болгарский, македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове). Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются: постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении тельных.

Примеры артикля: рум. omul –человек (из homo ille), fratele - брат (из frater ille); болг. човекът – человек, момъците - парни, момата – девушка, момчета – мальчик, момичето - девочка. Примеры будущего времени: рум. voi cinta или cinta voi – буду петь {voi из voiu < voleo–хочу); болг. ш,е пея - буду петь, ще пеешь – будешь петь (частица ще есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща – хотеть).

Не только история индоевропейских языков, но и история других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило поэтапно и тесно связано с историей народов – носителей этих языков. Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп языков – важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой речи.

Словники (собрания терминов) по темам: небо, вода, земля, народы. Имя составителя древнейшей египетской энциклопедии – писец Аменемопе, сын Аменемоне (Новое царство). 3. Культура Древней Месопотамии Обширная плодородная страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, известна под общим названием Месопотамия или Междуречье. Здесь, в нижнем течении названных рек, в древности...

С другой. Но так продолжалось лишь до 70-х годов IV в., когда появился с востока новый страшный и до того не виданный враг, перед которым «держава Германариха» оказалась бессильной. древний цивилизация гунн хазар 4. Гуннское нашествие и его последствия Уже давно в науке утвердилось понятие «Великое переселение народов», которое обычно датируется IV–VII вв. Очевидно, его хронологические рамки...

И Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем. Архитектура Для искусства...

К астральным божествам относятся: Шамаш (шумер. Уту) – бог Солнца; Син (шумер. Нанна) – бог Луны. Каждый имел в Месопотамии 2 основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба сохраняли свое значение на протяжении всей месопотамской цивилизации. Шамашу принадлежало исключительное положение. Он не только бог солнца, но и верховный судья – земной и небесный, заботился о бедных...

Исследования лингвистов о происхождении того или иного языка позволяют судить о различных народностей. Нельзя недооценивать эти искания, ведь порой в ходе того или иного анализа обнаруживаются скрытые тайны человечества, имеющие большое значение. Кроме того, в результате расследования происхождения мировых языков все больше находится фактов, подтверждающих, что все берут истоки от одного начала. Существует различные версии касательно происхождения той или иной лингвистической группы. Рассмотрим, какие корни имеет индоевропейская семья языков.

Что включает в себя это понятие?

Индоевропейская семья языков была выделена учеными-лингвистами на основе большого сходства, принципов подобия, доказанных с помощью сравнительно-исторического метода. В нее были включены порядка более 200 живых и мертвых средств общения. Эта представлена носителями, количество которых превышает отметку в 2,5 миллиарда. При этом их речь не ограничена рамками того или иного государства, она распространена по всей Земле.

Термин «индоевропейская семья языков» был введен в 1813 году одним из известных английских ученых Интересно, что британский физик является первым, кто расшифровал египетскую надпись с именем Клеопатры.

Гипотезы о происхождении

Вследствие того, что индоевропейская языковая семья считается наиболее распространенной на Земном шаре, многие ученые задаются вопросом о том, откуда берут корни ее носители. Существует несколько версий о происхождении этой лингвистической системы, краткую информацию о которых можно представить таким образом:

1. Анатолийская гипотеза. Это одна из первых версий о зарождении праязыка и об общих предках представителей индоевропейских групп. Ее выдвинул английский археолог Колин Ренфрю. Он предположил, что родиной данной семьи языков является территория, где сейчас находится турецкое поселение Чатал-Хююк (Анатолия). Гипотеза ученого основывалась на находках, найденных в данном месте, а также на его работах по анализу с применением радиоуглеродных экспериментов. Сторонником анатолийского происхождения считается и другой британский ученый Барри Канлифф, известный своими работами в области антропологии и археологии.

2. Курганная версию предложила Мария Гимбутас, которая являлась одной из видных фигур в сфере культурологи и антропологии. В 1956 году в своих трудах она предположила, что индоевропейская семья языков зародилась на территории современной России и Украины. Версия основывалась на том факте, что тогда была развита культура курганного типа и ямная, и что эти две составляющие постепенно распространились по большей части Евразии.

3. Балканская гипотеза. По данному предположению считается, что предки индоевропейцев проживали на юго-востоке современной Европы. Эта культура зародилась в ареале и включала совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в эпоху неолита. Ученые, выдвинувшие эту версию, основывали свои суждения на принципе лингвистики, согласно которому «центр тяжести» (то есть родина или исток) языкового распространения лежит в месте, где наблюдается наибольшее разнообразие средств общения.

Группы индоевропейской семьи языков включают самые распространенные современные средства общения. Исследования ученых-лингвистов доказывают общность этих культур, а также тот факт, что все люди родственны между собой. И это главное, о чем не стоит забывать, и только в этом случае можно предотвратить вражду и непонимание между разными национальностями.

Индоевропейская семья состоит из индийской группы, иранской группы, славянской группы (делится на восточную подгруппу, западную, южную), балтийской группы, германской группы (делится на северную или скандинавскую подгруппу, западную, восточную или восточногерманскую), романской группы, кельтской группы, греческой группы Индийская группа, хинди, урду, цыганский, бенгали (мертвые - ведийский, сонскрит, пали, пракриты).

Иранская группа , персидский (фарси), афганский (пушту), таджикский, осетинский (мертвые - древнеперсидский, авестийский, хорезмийский, скифский).

Славянская группа . Восточная подгруппа (русский, белорусский, украинский). Западная подгруппа (польский, чешский, словацкий, лужицкий), мертвые - попабский, помфские диалекты. Южная подгруппа (болгарский, сербско-хорватский; македонский, словенский), мертвый - старославянский.

Балтийская группа . Латышский, литовский (мертвый - прусский).

Германская группа . Северная (скандинавская) подгруппа (шведский, норвежский, датский, исландский, фарерский). Западная подгруппа (английский, немецкий, фризский, идиш, африкаанс). Восточная (восточногерманская) подгруппа, только мертвые - готский (делится на вестготский и остготский), бургунский.

Романская группа , французский, испанский, португальский, молдавский, румынский, мэкедоно-румынский, ретороманский, провансальский, сардинский, галисийский, каталанский, мертвые - латинский, средневековая вульгарная латынь. Кельтская группа, ирландский, шотландский, валлийский (уэльский), корнуэльский, бретонский.

Греческая группа , только мертвые - древнегреческий, среднегреческий, новогреческий.

Албанская группа - албанский.

Армянская группа - армянский.

Аналитические языки - такое название в своей классификации языков братья Фридрих и Август Шлегели дали новым индоевропейским языкам.

В древнем мире бол-во языков носили сильный синтетический характер, напр. яз. греческий, латинский, санскритский и т. д. Из истории развития языков, видно, что все языки с течением времени стремятся получить аналитический характер: с каждой новой эпохой число характерных черт аналитического класса возрастает.

Новые индоевропейские языки испытали значительные упрощения в грамматической системе. Вместо большого количества форм, изобилующих всевозможными аномалиями, появились более простые и стандартные формы.

Сравнивая старые индоевропейские языки с новыми, О. Есперсен (датский лингвист) находил в грамматическом строе последних целый ряд преимуществ. Формы стали короче, что требует меньше мускульного напряжения и времени для их произношения, их стало меньше, память не перегружается ими, их образование стало более регулярным, синтаксическое использование форм обнаруживает меньше аномалий, более аналитический и абстрактный характер форм облегчает их выражение, допуская возможность многочисленных комбинаций и конструкций, которые ранее были невозможны, громоздкое повторение, известное под именем согласования, исчезло, твердый порядок слов обеспечивает ясность и недвусмысленность понимания.

Характерный для древних индоевропейских языков так называемый синтетический строй (где грамматические значения выражаются в пределах самого слова, аффиксация, внутренняя флексия, ударение) во многих современных индоевропейских языках сменился аналитическим строем (грамматические значения главным образом выражаются вне слова, о предложении, порядком слое в предложении, служебными словами, интонацией). О. Есперсен утверждал, что эти процессы означают победу более высокой и совершенной языковой формы. Самостоятельные частицы, служебные слова (предлоги, вспомогательные глаголы), по его мнению, являются более высоким техническим средством выражения мысли, чем старая флексия.

Новые языки приняли аналитический характер; больше всего из европейских языков подвинулся в этом направлении язык английский, который оставил только небольшие остатки склонений и спряжений. Склонений почти нет и во французском языке, но там остались еще спряжения, которые также довольно сильно развиты и в немецком яз., где и склонение сохранилось о более широких размерах, чем в романских языках. От всех, однако, отличаются две группы новых языков: славянская и балтийская. Тут до сих пор преобладают черты синтетического характера.

5. Макрокомпаративистика. Макросемьи языков мира (ностратическая, сино-кавказская, америндская и др.). Макрокомпаративистика * теория дальнего родства языков.

В настоящее время все большую роль в компаративистике начинают играть дискуссии по вопросу дальнего родства языков (макрокомпаративистике). Успешное развитие и применение сравнительно-исторического метода привело к тому, что подавляющее большинство таксономических единиц уже выявлено, и попытки углубления сравнений представляются вполне закономерными. Определение языкового родства в принципе не зависит от времени распада праязыка. Ясно, тем не менее, что при очень малых долях совпадений (то есть при очень дальнем родстве) установить регулярные соответствия при сравнении сложно.

Научный этап разработки ностратической теории начался в 60-е годы серией статей наших ученых - В.М. Иллич-Свитыча и А.Б. Долгопольского. Иллич-Свитыч установил детальную систему соответствий между праязыками шести языковых семей Старого Света - семито-хамитскими, картвельскими, индоевропейскими, уральскими, дравидийскими и алтайскими. Согласно общепринятому мнению, основное ядро ностратической семьи - индоевропейские, уральские и алтайские языки. Особенно показательно сходство местоименных систем, а также большое количество параллелей в базисной лексике.

Другая макросемья, существование которой выявил С.А. Старостин, - так называемая сино-кавказская. Сино-кавказская гипотеза предполагает наличие древнего генетического родства между довольно отдаленными географически языковыми семьями: северно-кавказской, енисейской и сино-тибетской. Здесь также была установлена довольно сложная система соответствий и обнаружено большое количество параллелей в базисной лексике. Не исключено, что до того, как носители ностратических языков расселились по территории Евразии, сино-кавказские языки были распространены гораздо шире. Сино-кавказская гипотеза находится еще в начале разработки, но это направление представляется весьма перспективным.

Гипотезы о существовании других макросемей разработаны в еще меньшей степени.

Австрическая гипотеза предполагает родство австронезийских, австроазиатских, тайских языков и языков мяо яо. Между этими языковыми семьями имеется некоторое количество параллелей в области базисной лексики.

К койсанской макросемье причисляются все языки Африки, в которых есть особые щелкающие звуки ("кликсы") и которые при этом йе относятся к другим языковым семьям, - т. е. языки бушменов, готтентотов, а также, возможно, сан-даве, хадза и (вымерший) квади.

Существует также ряд предположений Дж. Гринберга (америк.лингвист) относительно существования других мак-росемей: америндской, нилосахарской, нигеро-кордофанской и индо-тихоокеанской. Однако, в отличие от тех гипотез, о которых я уже сказал, эти предположения строятся, в основном, на методе "массового сравнения", а потому пока являются гораздо более гипотетическими.

Америндская гипотеза предполагает родство всех языков американских аборигенов, кроме языков на дене (индейские языки Сев. Америки) и эскимосско-алеутских (арктический пояс Сев. Америки). Данная гипотеза не имеет достаточно строгого лингвистического обоснования, но хорошо соотносится с антропологическими данными. Кроме того, между америндскими языками обнаруживаются некоторые сходства в области грамматики.

В нигеро-кордофанскую семью включают языки Африки, имеющие согласовательные классы, в нило-сахарскую - прочие африканские языки, не вошедшие ни в афразийскую, ни в койсанскую, ни в нигеро-кордофанскую макросемьи. Высказывалась гипотеза об особой близости сахарских языков к афразийским.

Выдвигалось предположение с родстве всех языков Австралии (австралийская макросемья). Практически все прочие языки мира объединены Дж. Гринбергом в индо-тихоокеанскую макросемью (эта гипотеза, по-видимому, обоснована менее всего).

Хронологическая глубина каждой из этих семей - порядка 11 13 тыс. лет. Праязык, к которому все они восходят, датируется приблизительно 13-15 тысячелетиями до н.э. Наки;.,.ено достаток о материала, чтобы получить подробную картину формирования и расселения большинства этносов Евразии и Северной Америки.

Индоевропейская языковая семья - самая распространенная в мире. На относящихся к ней языках говорят более 2,5 млрд человек. Она включает современные славянскую, романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, индоарийскую, иранскую, армянскую, греческую и албанскую языковые группы.

Многие древние индоевропейцы (индо-иранцы, например) были кочевниками и могли пасти свои стада на огромных пространствах, передавая свой язык местным племенам. Ведь известно, что язык кочевников часто становится своеобразным койне в местах их кочевий.

Славянские народы

Крупнейшая в Европе этноязыковая общность индоевропейского происхождения - славяне. Археологические данные указывают на формирование ранних славян в области между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра. В этом регионе найдены самые ранние памятники (III–IV вв.), признанные достоверно славянскими. Первые упоминания славян встречаются в византийских источниках VI в. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV в. Когда праславянская народность выделилась из общеиндоевропейской (или промежуточной балтославянской), достоверно неизвестно. По разным данным, это могло произойти в очень широком временном диапазоне - от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. В результате миграций, войн и другого рода взаимодействий с соседними народами и племенами славянская языковая общность распалась на восточную, западную и южную. В России представлены преимущественно восточные славяне: русские, белорусы, украинцы, русины. Русские при этом составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, украинцы являются третьим по численности народом страны.

Восточные славяне были основным населением средневековых Киевской Руси и Ладожско-Новгородской земли. На основе восточнославянской (древнерусской) народности к XVII в. сформировались русский и украинский народы. Формирование белорусского народа завершилось к началу XX в. Вопрос о статусе русинов как отдельного народа до сего дня является спорным. Некоторые исследователи (особенно на Украине) считают русинов этнической группой украинцев, а само слово «русины» - устаревшим названием украинцев, применявшимся в Австро-Венгрии.

Экономической основой, на которой исторически формировались и развивались в течение веков восточнославянские народы, были сельскохозяйственное производство и торговля. В доиндустриальный период у этих народов сложился хозяйственно-культурный тип, в котором преобладало пашенное земледелие с культивированием злаковых (ржи, ячменя, овса, пшеницы). Другие хозяйственные занятия (домашнее животноводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, охота, рыбная ловля, сбор дикоросов) имели важное, но не первостепенное значение в обеспечении жизни. До XX в. почти все необходимое в крестьянском хозяйстве русских, украинцев и белорусов производилось самостоятельно - от домов до одежды и кухонных принадлежностей. Товарная ориентация в сельскохозяйственной отрасли накапливалась постепенно, и в первую очередь за счет помещичьих хозяйств. Ремесла существовали как в виде подсобных домашних промыслов, так и в виде специализированных производств (железоделательных, кузнечных, гончарных, солеваренных, бондарских, углежогских, прядильных, ткацких, кружевных и т.п.).

Очень важным элементом хозяйственной культуры восточнославянских народов традиционно было отходничество - заработки крестьян на чужбине, вдалеке от родной деревни: это могла быть работа в крупных помещичьих хозяйствах, в артелях мастеровых, в шахтах, на лесозаготовках, труд в качестве странствующих печников, лудильщиков, портных и т.п. Именно из отходников постепенно формировались людские ресурсы городского промышленного производства. С развитием капитализма в конце XIX - начале XX в. и далее, в процессе советской индустриализации, усиливался отток людей из деревни в город, росла роль промышленного производства, непроизводственных сфер деятельности, национальной интеллигенции.

Преобладающий тип традиционного жилища у восточных славян различался в зависимости от местности. Для русского, белорусского, североукраинского жилища основным материалом было дерево (бревна), а типом строения - срубная наземная пятистенная изба. На севере России часто встречались срубные дома: дворы, в которых под одной крышей были объединены разные жилые и хозяйственные постройки. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины. Распространенным типом строения была хата: мазанка - из плетня, обмазанного глиной и побеленного.

Семейный уклад восточнославянских народов до начала XX в. характеризовался распространением двух типов семьи - большой и малой, с частичным преобладанием той или иной в разных местностях в разные исторические эпохи. С 1930-х гг. наблюдается почти повсеместный распад большой семьи.

Важным элементом социального устройства русского, белорусского и украинского народов в период пребывания их в составе Российской империи было сословное деление. Сословия различались специализациями, привилегиями, обязанностями, имущественным положением.

И хотя в некоторые периоды наблюдалась определенная межсословная мобильность, в общем случае пребывание в сословии было наследственным и пожизненным. Некоторые сословия (например, казачество) стали основами для появления этнических групп, в среде которых сейчас только и сохраняется память о сословной принадлежности предков.

Духовная жизнь русских, украинцев, белорусов и русинов богата и разнообразна. Особую роль играет православие с элементами народной обрядности. Распространены также католицизм (в основном греческого обряда - среди украинцев и русин), протестантизм и др.

Южные славяне формировались в основном на Балканском полуострове, тесно взаимодействуя с византийцами-ромеями, потом с турками. Нынешние болгары - результат смешения славянских и тюркских племен. К современным южным славянам также относят македонцев, сербов, черногорцев, хорватов, боснийцев, словенцев, горанцев.

Религия большинства южных славян - православие. Хорваты преимущественно католики. Большая часть боснийцев (муслимы, босняки), горанцы, а также помаки (этническая группа) и торбеши Аллегория Руси (этническая группа) - мусульмане.

Район современного проживания южных славян отделен от основного славянского ареала неславянскими Венгрией, Румынией и Молдавией. В России в настоящее время (согласно переписи 2002 г.) из южных славян проживают болгары, сербы, хорваты, черногорцы.

Западные славяне - это кашубы, лужицкие сорбы, поляки, словаки и чехи. Их родина - в Польше, Чехии, Словакии, отдельных районах Германии. Некоторые языковеды относят также к западнославянским диалект паннонских русинов, живущих в сербском крае Воеводина.

Большинство верующих западных славян - католики. Встречаются также православные, протестанты.

В России из западных славян живут поляки, чехи, словаки. В Калининградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Коми, Краснодарском крае есть довольно большие польские общины.

Армяне и хемшилы

Особняком в индоевропейской семье языков стоит армянский язык: в армянскую языковую группу входят только он и несколько его диалектов. Формирование армянского языка и соответственно армянского народа, происходило в IX–VI вв. до н.э. в рамках государства Урарту.

На армянском языке в России говорят два народа: армяне и родственные им хемшилы (амшенцы). Последние происходят из армянского города Амшен (Хемшин) в Понтийских горах.

Хемшилов часто называют армянами-мусульманами, однако северные амшенцы, переселившиеся на территории нынешних Краснодарского края и Адыгеи еще до исламизации своих соплеменников, принадлежат, как и большинство армян, к христианской (дохалкидонской) Армянской Апостольской церкви. Остальные хемшилы - мусульмане-сунниты. Среди армян встречаются католики.

Германские народы

К народам германской языковой группы в России относят немцев, евреев (условно) и англичан. Внутри западногерманского ареала в I в. н.э. выделялись три группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V–VI вв. части ингвеонских племен на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка.

На континенте продолжали формироваться немецкие диалекты. Формирование литературных языков завершилось в Англии в XVI–XVII вв., в Германии в XVIII в. Возникновение американской версии английского языка связано с колонизацией Северной Америки. Идиш возник как язык ашкеназских евреев в Центральной и Восточной Европе в X–XIV вв. на основе средненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского, арамейского, а также из романских и славянских языков.

В религиозном отношении среди российских немцев преобладают протестанты, католики. Евреи в большинстве - иудаисты.

Иранские народы

Иранская группа включает в себя не менее тридцати языков, на которых говорят десятки народов. В России представлены не менее одиннадцати иранских народов. Все языки иранской группы так или иначе восходят к древнеиранскому языку или группе диалектов, на которых говорили праиранские племена. Около 3–2,5 тыс. лет до н.э. диалекты иранской ветви начали отделяться от общего индоиранского корня. Праиранцы в эпоху общеиранского единства обитали на пространстве от современного Ирана до, вероятно, юга и юго-востока теперешней европейской части России. Так, на иранских языках Скифо-сарматской группы говорили скифы, сарматы и аланы. Сегодня на единственном живом языке скифской подгруппы говорят осетины. Этот язык сохранил отдельные черты древнеиранских наречий. Языки персов и таджиков относятся к собственно персидско-таджикской подгруппе. Курдский язык и курманджи (язык езидов) - к курдской подгруппе. Пушту - язык афганцев-пуштунов - более близок к индийским языкам. Язык татов и язык джугурди (диалект горских евреев) очень похожи друг на друга. В процессе формирования они подверглись существенному влиянию кумыкского и азербайджанского языков. Язык талышей тоже подвергся влиянию азербайджанского. Собственно талышский язык восходит к азери - иранскому языку, на котором говорили в Азербайджане до его захвата турками-сельджуками, после чего большая часть азербайджанцев перешла на тюркский язык, который сейчас и называют азербайджанским.

Говорить об общих чертах в традиционном хозяйственном комплексе, обычаях и духовной жизни разных иранских народов почти не приходится: слишком давно они живут вдалеке друг от друга, слишком много испытали на себе очень разных влияний.

Романские народы

Романские языки называются так, потому что восходят к латыни - языку Римской империи. Из романских в России наибольшее распространение имеет румынский, вернее - его молдавский диалект, считающийся самостоятельным языком. Румынский - язык жителей древней Дакии, на землях которой находятся современные Румыния и Молдавия. До романизации Дакии там жили племена гетов, даков, иллирийцев. Затем 175 лет эта область была под римским владычеством и подверглась интенсивной колонизации. Римляне ехали туда со всех концов империи: кто-то мечтал выйти в отставку и занять свободные земли, кого-то отправляли в Дакию как в ссылку - подальше от Рима. Вскоре почти вся Дакия говорила на местном варианте народной латыни. Но с VII в. большую часть Балканского полуострова занимают славяне, и для валахов, предков румын и молдаван, начинается период славяно-романского двуязычия. Под влиянием Болгарского царства валахи принимают в качестве основного письменного языка старославянский и пользуются им до XVI в., когда появляется наконец собственно румынская письменность на основе кириллицы. Румынский алфавит на основе латиницы был введен только в 1860 г.

Жители находившейся в составе Российской империи Бессарабии продолжили писать на кириллице. До конца XX в. молдавский язык находился под сильным влиянием русского.

Основные традиционные занятия молдаван и румын - до XIX в. скотоводство, потом пашенное земледелие (кукуруза, пшеница, ячмень), виноградарство и виноделие. Верующие молдаване и румыны в основном православные. Встречаются католики и протестанты.

Родина других романоязычных народов, представители которых встречаются в России, - дальнее зарубежье. На испанском (называемом также кастильским) языке говорят испанцы и кубинцы, на французском - французы, на итальянском - итальянцы. Испанский, французский и итальянский языки сформировались на базе народной латыни в Западной Европе. На Кубе (как в других странах Латинской Америки) испанский язык закрепился в процессе испанской колонизации. Большая часть верующих среди представителей этих народов - католики.

Индоарийские народы

Индоарийскими называют языки, восходящие к древнеиндийскому. В большинстве это языки народов Индостана. Так же к этой группе языков относят так называемый романы чиб - язык западных цыган. Цыгане (рома) - выходцы из Индии, но их язык развивался в изоляции от основного индоарийского ареала и сегодня существенно отличается от собственно индостанских языков. По жизненному укладу цыгане ближе не родственным им по языку индийцам, а скорее среднеазиатским цыганам. К последним относят этнические группы люли (джуги, мугат), согутарош, парья, чистони и кавол. Они говорят на диалектах таджикского пополам с «лавзи мугат» (особое арго на основе арабского и узбекского языков с вкраплениями индоарийской лексики). Группа парья, кроме того, сохраняет для внутреннего общения собственный индоарийский язык, существенно отличающийся как от индостанских языков, так и от цыганского. Исторические данные говорят о том, что, вероятно, люли попали в Среднюю Азию и Персию из Индии во времена Тамерлана или раньше. Непосредственно в Россию часть люли перебралась в 1990-е гг. Западные же цыгане из Индии попали в Египет, потом долго были подданными Византии и жили на Балканах, а на территорию России пришли в XVI в. через Молдавию, Румынию, Германию и Польшу. Рома, люли, согутарош, парья, чистони и кавол не считают друг друга родственными народами.

Греки

Отдельную группу внутри индоевропейской семьи составляет греческий язык, на нем говорят греки, но условно к греческой группе относят также греков-понтийцев, многие из которых русскоязычны, и приазовских и цалкских греков-урумов, говорящих на языках тюркской группы. Наследники великой античной цивилизации и Византийской империи, греки попадали в Российскую империю разными путями. Одни из них - потомки еще византийских колонистов, другие эмигрировали в Россию из Османской империи (эта эмиграция была почти непрерывной с XVII по XIX в.), третьи стали российскими подданными, когда к России отошли некоторые земли, принадлежавшие ранее Турции.

Балтийские народы

Балтийская (летто-литовская) группа индоевропейских языков родственна славянской и когда-то, вероятно, составляла с ней балто-славянское единство. Живых балтийских языков два: латышский (с латгальским диалектом) и литовский. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в IX в., тем не менее они еще долго оставались диалектами одного языка. Переходные диалекты существовали как минимум до XIV–XV вв. Латыши долгое время мигрировали на русские земли, спасаясь от немецких феодалов. С 1722 г. Латвия находилась в составе Российской империи. С 1722 по 1915 г. в составе России находилась и Литва. С 1940 по 1991 г. обе эти территории пребывали в составе СССР.

Лучшие статьи по теме