Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования. Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся

Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования. Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на аккордеоне доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.

С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.

Как сделать интересными и любимыми занятия на аккордеоне? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но

проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения .

Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит - оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, В.Ковтуна, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть, как великие артисты. Поэтому по возможности необходимо подбирать интересный репертуар.

Почему детям нравится исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучят ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

Почему исполнение под фонограмму современно? В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание

произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

Примерный репертуар:

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

Точность в темпе, ритме

Штрихи должны соответствовать характеру произведения

Динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать

свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

Для чего нужно играть под фонограмму?

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

В воспитании музыканта - будущего исполнителя и педагога, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.


Лукоянова Наталья Николаевна

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

Важность правильного выбора репертуара в классе «Фортепиано» общепризнанна. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.

Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности - вот главные задачи педагога - музыканта при выборе репертуара.

Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени.

Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый - установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

  • обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
  • насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;
  • какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).

Второй аспект - педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения - период длительных занятий.

Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

  • Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.
  • Воспитание фортепианного мастерства учащегося.
  • Накопление репертуара.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

Одной из основных форм планирования занятий в классе «Фортепиано» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственнейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.

Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:

  1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
  2. Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
  3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).
  4. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.
  5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.
  6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
  7. Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, концентрической организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
  8. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.

Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста.

МКОУ ДО «Кореневская детская школа искусств имени А.М.Руденко»

Доклад

«Компетентностный подход в составлении индивидуальных планов обучающихся ДШИ»

Выступление на внутришкольном методическом семинаре

«Приоритеты в подборе репертуара для учащихся ДШИ в условиях современности»

Подготовила: преподаватель

по классу баяна

Дерябина В.Д.

п. Коренево, 2016 г.

План

Введение

2. Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

3. Организация педагогической работы в школе искусств.

4.Компетентностный подход как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей

Заключение

Литература

Введение

« Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному преподавателю. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить?». В школе искусств это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей учеников, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Современный преподаватель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы могли применять эти знания на практике. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а идти вперед. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Перемены в образовании кардинально изменяют профессиональное сознание учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному преподавателю. Одно из таких понятий компетентность .

1. Профессиональная компетенция учителя как условие реализации ФГ требований.

1.1. Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью в педагогической деятельности понимается характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях . При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

1.2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

    Ценности, принципы и цели.

    Профессиональные качества.

    Ключевые компетенции.

    Педагогические методы, способы и технологии.

    Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

    свобода учащегося быть самим собой;

    каждый человек обладает своим «совершенством»;

    помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

    индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

    человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

    чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

    приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

    доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

    быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

    иметь развитую способность к критике и рефлексии;

    воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

    понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

    быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

    спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

    иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

    уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

    демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.

    демонстрировать увлеченность своим предметом;

    использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, мотивировало учащихся на более высокие достижения и творческий рост.

1.3.Компетентностный подход.

Учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. К омпетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

    Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

    Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

    Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность, которая является основным результатом начальной ступени образования.

1.4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

    Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

    Самостоятельная, мотивированная учебная деятельность учащегося.

    Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

    Участие детей в различных формах деятельности.

    Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

    Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

    Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

    Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

    Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

    Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них творческие способности.

    Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в творческую деятельность всех учащихся.

    Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

    Учить понимать других учащихся, имеющих иные ценности, интересы и способности.

    Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

    Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

    Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

    Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

1.5.Основные компетенции современного учителя.

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Учитель должен:

    Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    Уметь мотивировать учащихся, включая их в творческую деятельность.

    Уметь выстраивать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности учеников, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся умений и навыков в образовательной деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    Уметь подмечать склонности ученика и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или репертуар.

    Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Уметь вести занятия в режиме диалога.

    Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

1.6. Педагог должен остерегаться:

Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам.

Мелочных правил и инструкций.

Цель современного учителя: воспитать детей, которые могут поставить перед собой задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Это возможно лишь тогда, когда преподаватель будет компетентным в своей профессиональной деятельности. У современного преподавателя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. В практике школ искусств это – индивидуальный план обучающегося, основным содержанием которого является подобранный исполнительский репертуар каждого обучающегося .

2. Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

Репертуар ” (фр. Repertoire, от лат. Repertorium – список, опись) – это совокупность произведений, исполняемых в театре, концерте, на эстраде и т.д., а также круг ролей (партий), в которых выступает актер, или музыкальных пьес, которые исполняет музыкант. На современном этапе развития школ искусств, традиционные требования составления репертуара, оказываются за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся.

Исследователи И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов, изучавшие методические особенности и основы подбора репертуара для учащихся, указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования учащихся, как:

    Доступность по содержанию и по средствам выразительности.

    Игра в ансамбле, коллективные занятия.

    Общение с учеником на самые различные темы, с целью

выявления круга личностных интересов учащихся.

    Обеспечение успешности работы учащихся.

В кратком музыкальном словаре для учащихся понятие “ репертуара ” заключается в подборе музыкальных произведений, исполняемых в концертах, а также совокупность пьес, составляющих “багаж” какого-либо исполнителя-солиста.

В таком определении обозначается личностная направленность произведений, подбираемых для конкретной личности. Указание на то, что такой “багаж” необходимо подбирать для учащегося, говорит о необходимости индивидуального подхода и учета исполнительской возможности данного ребенка. Понятие “ репертуар ” должно включать три признака:

Первый признак – это совокупность, комплекс, система произведений (на этот признак указывают все источники научно-методической литературы).

Второй признак - это идейная направленность, круг, спектр ценностных ориентаций субъекта.

Третий признак - технические возможности исполнения определяемого комплекса произведений.

Таким образом, “Репертуар” - это совокупность произведений, определяющих субъективную идейную направленность, круг ценностных ориентаций, а также технические возможности исполнителя, способного выражать свои идейные предпочтения, посредством исполняемого комплекса произведений, ролей (партий).

В таком определении понятия “репертуар” внимание акцентируется как минимум на два аспекта:

1) характер содержания музыки и технических средств выразительности;

2) субъективные возможности исполнителя как по техническим аспектам музицирования, так и его готовности (или неготовности) усвоения идейно-образного содержания музыкального произведения.

Именно второй аспект зачастую игнорируется в педагогической практике подбора репертуара.

3. Организация педагогической работы в школе искусств.

Планирование учебного процесса

В музыкальных учебных заведениях процесс обучения строится на основе определённого плана, который планируется в соответствии с программными требованиями.

На каждого учащегося составляется индивидуальный план. Необходимо, при его составлении, обратить внимание на правильное соотношение инструктивного и художественного материала. Принцип составления плана требует учёта особенностей данного ученика (одарённость, музыкальные способности, физические особенности, подвинутость), а также последовательности и постоянности в его художественном и техническом развитии.

В плане не должно уделяться много места как чрезмерному увлечению техническим материалом в ущерб художественному развитию, так и наоборот.

При составлении индивидуального плана нельзя не учитывать желаний ученика, но и подходить к его склонностям необоснованно. Иными словами, репертуар не должен состоять только из благодатных произведений, пьес. В последнем случае эти произведения не будут составлять трудности для ученика, поэтому не будет продвижения вперёд. Это простая программа. В случае завышения программы перед учеником встают задачи, с которыми он не может справиться, он теряет веру в свои силы и останавливается профессиональный рост ученика (паника ученика и т.д.).

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что к выбору программы нужно подходить очень серьёзно.

Выбирая произведения соответствующие способностям учащегося, задачам данного этапа его развития педагог должен исходить из содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности художественных образов. Особенно это надо учитывать при начальном образовании.

Д.Писарев (критик) говоря о влиянии искусства на воспитание, писал: «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой. В противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния».

При составлении индивидуально плана ученика начальных классов ДШИ, следует учитывать ограниченность объёма внимания и выдержки ребёнка, поэтому в репертуар должны входить пьесы малой формы и небольшого объёма.

Индивидуальный план рекомендуется составлять по следующим направлениям:

    Новый художественный репертуар для детального изучения.

    Новый художественный материал для самостоятельного изучения.

    Репертуар для эскизного изучения

    Репертуар для повторения

    Инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).

    Материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации.

В индивидуальном плане художественный материал должен быть представлен произведениями различных эпох и направлений, произведениями разных композиторов. В план должны входить как кантилены, так и пьесы темпового характера.

Индивидуальный план составляется к началу каждого полугодия. В начале плана пишется инструктивный материал (гаммы, этюды), затем – художественный. В конце года, к весеннему экзамену составляется характеристика на ученика, где должны быть отражены моменты:

1) музыкальные данные, возможности, их развитие;

2) что сделано за год (какие изучены штрихи, приёмы игры, приобретены умения и навыки (например, навык чтения с листа и т.д.);

3) освоение учеником всей программы;

4) какие моменты не получаются и требуют дальнейшей доработки;

5) отношение к учёбе и занятиям дома;

6) восприятие музыки, эмоциональность, музыкальность.

Характеристика должна быть очень подробной, в ней также указываются цели и задачи работы с учеником на следующий год. Удачно подобранный репертуар способствует быстрым успехам ученика и наоборот, неудачно составленный план может вызвать нежелательный результат.

Составлять план нужно заранее. Он должен отвечать требованиям программы учебного предмета. Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но относиться к выбранным им пьесам очень внимательно. Следует исходить из полезности репертуара.

Поощрение самостоятельности ученика пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работой над выбранными пьесами.

При составлении индивидуального плана следует учитывать и то, что будет исполняться на академическом концерте, экзамене, на конкурсе или фестивале, т.к. эти произведения необходимо довести до возможной степени отточенности. Корректировка индивидуальных планов, изменение программы в процессе работы может быть вызвана только методической необходимостью или конкурсом, фестивалем, концертом.

Основные принципы при подборе репертуара:

1. Доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию.
2. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
3. Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.
4. Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.
5. Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”.
6.Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
7.Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

4. Компетентностный подход как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей

Важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, является детей. Среди его разнообразных направлений музыкальное образование – одна из самых методически разработанных областей педагогической науки и практики.

На протяжении двух десятилетий в России произошел пересмотр идейных, социальных, а с ними – и культурно-художественных ценностей, что повлекло за собой существенные изменения в образовательных и культурных потребностях учащихся. Изменились, прежде всего, целевые установки главного «потребителя» музыкально-образовательных услуг: из области профессиональных интересов ориентационные мотивы учения многих юных музыкантов переместились в область общего эстетического развития и досуга. Кроме того, реализация тенденций демократизации и гуманнизации российского образования позволила привлечь к обучению музыке детей и подростков разных возрастов, с разным уровнем общих и музыкальных способностей.

В этих условиях одним из перспективных направлений в модернизации музыкального обучения и может стать компетентностный подход, где «компетентность» понимается - как состоявшееся личностное качество готовности человека самостоятельно решать проблемы жизнедеятельности в новых условиях, в ситуациях неопределенности. Актуальность компетентностного подхода к образованию обусловлена ускорением темпов развития общества. В современном быстро меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм, то есть способность менять сферы и способы деятельности, применять полученные знания и умения в новых ситуациях. От педагогов дополнительного образования требуется подготовка учеников к жизни в условиях перемен, развитие в них мобильности, динамизма. Если до сих пор основными категориями педагогического целеполагания выступали знания, умения и навыки учащихся, то новыми качествами выпускника любого образовательного учреждения на современном этапе должны явиться самостоятельность, ответственность за свой жизненный выбор, готовность к саморазвитию, креативность .

И если в сфере общего образования данный подход широко обсуждается (достаточно назвать таких авторов, как М. Е. Бершадский, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.), то в области дополнительного образования исследования возможностей и средств реализации данного подхода исчисляются единицами.

Недостаточная разработанность данной проблемы побудила сформулировать тему: «Компетентностный подход в составлении индивидуальных планов обучающихся ДШИ». В качестве основных задач работы выделены следующие:

1. Определить сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании и особенности его осуществления в контексте дополнительного музыкального образования;

2. Выявить ключевые, базовые и функциональные компетенции, приобретаемые учащимися в процессе дополнительного музыкального образования;

3. На основе предлагаемых компетенций определить направления реализации компетентностного подхода в работе преподавателя над репертуаром обучающихся;

4. Провести исследование эффективности подхода участников образовательного процесса к музыкальному репертуару учащихся в детской школе искусств.

Ключевые компетенции учащегося детской школы искусств.

Ключевая компетенция получения знаний в сфере музыкального искусства и культуры связана с развитием таких базовых компетенций , как умение самостоятельно знакомиться с новой музыкой и работать с нотным текстом, умение музыкально озвучить внутренние образы и переживания, реализовать музыкальными средствами свои эмоциональные, творческие, познавательные и досуговые потребности.

Такие ценностно-смысловые компетенции , как способность ориентироваться в многообразной звуковой палитре современного мира и способность разбираться в музыке разных направлений, стилей и жанров, соответствуют новому качеству музыкального восприятия. Это восприятие осуществляется через постижение музыки в новом пространстве, заинтересованное знакомство с новыми средствами музыкальной выразительности, толерантное отношение к существованию различных эстетических критериев в музыке разных направлений и культур.

Нетрудно догадаться, что данные базовые компетенции реализуются через такие функциональные умения и навыки, как чтение с листа, подбор по слуху, музыкальная импровизация, аранжировка, переложение любой понравившейся музыки на любой состав инструментов.

Коммуникативная ключевая компетенция реализуется в сфере музыкального образования через развитие умения общаться с широким кругом людей, терпимо, с пониманием относиться к представителям других культур, умение выступать перед людьми и умение слушать других. Функциональной основой этой компетенции являются: развитая культура музыкального восприятия, широта музыкального мышления, умение выступать перед публикой, как в качестве солиста, так и в ансамблях различного состава.

Даже поверхностный анализ традиционной методики обучения музыке показывает, что преобладающим по времени на уроке специальности является работа над музыкальными произведениями из репертуара, определенного и индивидуальным учащегося. Так как учебный репертуар по уровню технической и художественной сложности находится в «зоне ближайшего развития» ученика, последний может справиться с ним только при условии совместной работы с педагогом. Сложность музыкального языка, традиционно высокие требования к исполнению классической музыки в российском музыкальном образовании обуславливают кропотливый характер такой работы на уроке, её трудоемкость, большие временные затраты. Всё это практически «не оставляет шансов» другим направлениям музыкальной , развивающим навыки самостоятельного музицирования учащихся и, как следствие, – музыкальную компетентность в широком социально-культурном понимании этого слова. Безусловно, индивидуальную работу ученика с педагогом над совершенствованием исполнения учебного репертуара ничто не может заменить, в том числе, потому, что в ней развиваются многие ключевые и базовые компетенции учащихся: общекультурная, ценностно-смысловая, коммуникативная . Но если такая деятельность доминирует в содержании и формах музыкального образования, то «на выходе» мы имеем примерно следующие результаты: небольшая часть выпускников ДШИ (5-10 %) поступает в музыкальные колледжи и ВУЗы. А что же остальные 90 % учащихся, какие компетенции получили они? Подавляющая масса выпускников музыкальных школ и школ искусств могут в первые полгода после окончания обучения сыграть пару произведений из программы выпускного экзамена, через год – главные музыкальные темы из этих произведений, позже – ничего. Но воспроизведение музыки из учебного репертуара в различных жизненных ситуациях для подростков зачастую нецелесообразно, а освоить другую, актуальную в данный момент, музыку в самостоятельном режиме они не могут. Единицы из всей массы выпускников способны аккомпанировать себе и друзьям в часы досуга, с трудом разобрать мелодию с из сборника популярной музыки, но в большинстве случаев эти умения являются личными достижениями, а не следствием совместной целенаправленной работы с педагогами. Таким образом, в традиционном начальном музыкальном образовании такая базовая компетенция, как умение работать над исполнением одного-двух музыкальных произведений, оказывается не востребована жизнью, а другими компетенциями выпускники ДШИ в массе своей не обладают.

Какие же компетенции требуются современным детям и подросткам уже сейчас и будут востребованы в будущем?

Что бы ответить на этот вопрос многими школами искусств проводится мониторинг музыкально-образовательных и общекультурных потребностей учащихся, их родителей, учителей общеобразовательных школ, представителей общественности района, а также их комплексной оценки результатов деятельности ДШИ. В процессе анализа данных мониторинга видно, как динамично меняются дети, их музыкальные запросы, вкусы, взгляды на музыкальное образование. Например, одной из важных тенденций мотивационной сферы учащихся ДШИ является потребность в реализации знаний и умений, полученных на музыкальных занятиях, в концертной и досуговой практике, в социально-значимой деятельности на уровне школы, микрорайона и города (участие в мероприятиях на различных площадках).

Исходя из данных мониторинга и критического анализа содержания традиционного музыкального образования видно, что фундаментом компетентностного подхода в дополнительном музыкальном образовании детей, его деятельностной основой должно стать развитие навыков музицирования на всех этапах обучения в школе искусств, начиная с первых шагов, с первых проб звукоизвлечения. Казалось бы, ничего нового для развития юного музыканта не предлагается, ведь чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле всегда декларировались в качестве составляющих любой учебной программы. Проблема заключается в том, что дальше деклараций дело чаще всего не заходит. Развитие навыков самостоятельного музицирования, как один из предполагаемых результатов деятельности школ искусств в наше время приобретает новую, обостренную актуальность.

Заключение

Если проследить образовательную деятельность нашей школы в рамках программ старого образца, на первом этапе ДШИ по реализации компетентностного подхода в музыкальном образовании, были сформулированы требования по развитию навыков музицирования. Основной проблемой этого периода явилась недостаточная разработанность методико-дидактической базы музицирования, что проявилось в ограниченности и однообразии музыкального репертуара, отсутствии новых форм проведения контрольных мероприятий, в занятиях педагогов данными видами деятельности эпизодически, для отчетности, несмотря на всеобщее понимание необходимости такой работы.

На втором этапе инновационной деятельности в ДШИ были содержательно разработаны новые программы по музицированию (чтению с листа, подбору по слуху и гармонизации, игре в ансамблях различного состава, аккомпанементу). Кроме того, появились новые формы отчетности: зачеты и отчетные концерты, тематические и театрализованные концерты с единым сценарием. Были разработаны и сейчас уже стали традиционными внутрнишкольные конкурсы различной тематики.

Работа по внедрению компетентностного подхода в музыкальное образование стала проводиться педагогами отделений ДШИ. Это проведение открытых музыкально-интеллектуальных игр с участием команд обучающихся по теории, и общешкольные тематические конкурсы и концерты, приуроченные к юбилеям композиторов, музыкальных деятелей. Инновационная деятельность по внедрению компетентностного подхода в школе искусств продолжается, но промежуточная диагностика уже показала, насколько востребовано данное направление.

Задача педагогов музыкальной школы - облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому, важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и легкой – с другой. В этом случае, мотивация исполнения своих произведений проецируется и на произведения программного репертуара. Репертуар высокохудожественных произведений будет играть реальную воспитательную роль при условии мотивационной готовности учащихся к присвоению содержания (идеи, образа) произведения как личностно значимого.

В качестве важнейшей педагогической задачи стоит необходимость подбора такого репертуара для каждого учащегося, который бы обеспечивал сохранение имеющейся мотивационной готовности и её дальнейшего развития с ориентацией на высокохудожественные образцы музыки.

Приложение: анкетирование обучающихся старших классов.

Литература

Зимняя И. А. . Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – С.34-42.

1. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования // ред. А. Каспржак, К. Митрофанов. – М., 2002.

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. №5. – С.3-12.

3. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход / под ред. Н. Ф. Радионовой и М. Р. Катуновой. – СПб.: Изд-во ГОУ «СПБ ГДТЮ», 2005. – 64 с.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". – 12.12.2005,

Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования

Музицирование - не дело состязания, а дело любви...

(Г. Гульд, пианист)

История музицирования так же длинна, как и само существование музыки. В древности люди верили в целительную силу прекрасных звуков, которые появлялись в результате занятий музыкой. Именно поиск гармонии, первые стремления человека самовыразиться были попытками музицировать. История становления различных видов музицирования с древности до наших времён раскрывает процесс развития данной формы музыкальной деятельности от органичной составляющей естественного хода жизни, через принадлежность к содержанию светского образования, как отражение идеи общественного прогресса, до понимания музицирования как педагогической стратегии музыкального образования. Существование различных форм музицирования подтверждает воспитательную силу воздействия музыки на развитие личности, общества. Освоение традиций народного музицирования происходило непосредственно в практической деятельности и предполагало коллективное музицирование и взрослых и детей. Ансамблевое музицирование, совместная игра детей и взрослых, их сотворчество являлись традиционными формами воспитания. 1 С помощью коллективного музицирования активно протекает процесс социальной адаптации к взаимодействию в коллективе, к подчинению своих интересов общим целям. Коллективное инструментальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке - залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей. Это, в свою очередь, содействует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование развивает такие качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Репертуар - зеркало, в котором мы видим лицо коллектива - в профиль и анфас. Перед руководителем такого коллектива постоянно встаёт вопрос: «Из каких произведений формировать репертуар?». От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами. Сформировать мировоззрение исполнителей, расширить их жизненный опыт поможет осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для музицирования, есть основополагающий принцип в выборе репертуара. Особенно внимательно надо подходить к выбору репертуара в детском ансамбле.

Основная задача репертуара - неуклонно развивать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую заинтересованность. Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала.

В репертуар, прежде всего, нужно включать русскую народную музыку. Народная песня - лучшее средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Русская народная музыка, с ее, не отличающимися сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия. (Приложение № 1).

Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Произведения русской и зарубежной классики отличаются глубоким содержанием и могут значительно обогатить художественный вкус обучающихся, а также повысить интерес к занятиям. Классика - это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. При выборе таких произведений нужно внимательно подходить к качеству инструментовки. Иногда, после неудачной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, а известная музыка с трудом узнается на слух. Поэтому выносить их на суд слушателей можно лишь тогда, когда они не только хорошо технически отработаны, но и оригинально и грамотно трактованы. (Приложение № 2).

Обязательно нужно включать в работу с коллективом пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нестандартных гармоний, мелодических оборотов и т.п. Такие произведения вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем и самое главное они популярны и на слуху. (Приложение № 3).

И ещё не стоит забывать о том, что ансамбль может выступать в качестве аккомпаниатора солисту или вокальному ансамблю. Очень много произведений написано для детского хора, в сопровождении ансамбля русских народных инструментов, ансамбля духовых инструментов и т. д. Эти номера всегда пользуются популярностью в концертах. Зрители с большим удовольствием слушают их, а участники ансамбля с интересом разучивают эти произведения, т.к. партии аккомпанемента всегда легче для исполнения. (Приложение № 4).

Произведения, включаемые в репертуар любого коллектива, должны обладать выразительностью и наглядностью художественных образов. В большей мере этим требованиям отвечают произведения, созданные композиторами специально для конкретных составов инструментов: АРНИ или ансамбль баянистов и аккордеонистов, духовой оркестр или ансамбль скрипачей.

Принципы подбора репертуара

При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д. Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным.., оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определённую воспитательную роль» 2 . На начальном этапе работы с коллективом, когда участники овладевают азами игры на инструменте, вырабатывают навыки коллективной игры, когда устанавливается тесное взаимопонимание между участниками и руководителем, приходится решать проблему учебного репертуара. Профессионализм руководителя выражается в грамотном распределении партий по инструментам, что способствует развитию мелодического слуха у участников, навыков чтения нот с листа, а самое главное удовлетворяет потребность быстро, не прилагая усилий овладеть инструментом. Зачастую ученик хочет «просто научиться играть на инструменте», преподаватель учит его «вслушиваться в звуки», «вчитываться в ноты», «приобщает», «развивает», «воспитывает», согласно сложившимся педагогическим традициям и в результате часто разлучает ученика с любимым некогда инструментом 3 .

Существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару - его доступность. Когда репертуар соответствует возрастным особенностям коллектива, тогда занятия будут плодотворными и интересными, а для учащихся это способствует эффективному художественно-творческому развитию. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Произведения подбираются с учетом технических возможностей учащихся, приобретенных ими исполнительских навыков на данном этапе обучения. Каждый участник коллектива обязан в совершенстве овладеть порученной ему партией. Произведения должны быть доступными и по объему. Важно подбирать такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть, художественная форма музыкального произведения не должна быть сложной.

Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара - его педагогическая целесообразность , т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся. Репертуар, исполняемый ансамблем должен вырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры. А т.к. приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся.

Следующим принципом правильного формирования репертуара является принцип заинтересованности. При подборе музыкальных произведений важно учитывать предпочтения учащихся. Когда исполняемое произведение вызывает интерес у детей, решение учебных и воспитательных задач в значительной мере облегчается. Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи.

При подборе репертуара не менее важное значение имеет постепенность его усложнения , в соответствии с техническим развитием учащихся. Бессистемный подбор музыкальных произведений сказывается отрицательно на музыкальном развитии детей, притупляет интерес к занятиям, расхолаживает их. Путь от простого к сложному - основной принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность произведений, которые разучивает коллектив, наращивается постепенно и последовательно, что, в конечном итоге, приводит к росту исполнительского уровня коллектива.

Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар, как совокупность произведений, исполняемых музыкальным коллективом, составляет основу его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, нарабатываются навыки коллективной игры, складывается художественно-исполнительское направление ансамбля. В целом у каждого коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле одолевать.

Приложение № 1

1.​ А. Гречанинов - обр. р.н.п. «Пойду ль, выйду ль я»

1.​ А. Лапошко - обр. р.н.п. «Калинка» - поппури на темы народных песен,

1.​ В. Чунин - инструментальная обр. р.н.п. «Камаринская»

1.​ М.Могилевич «Белолица - круглолица» - концертная пьеса для 2-х баянов с оркестром (ансамблем).

Приложение № 2

1.​ А. Дворжак «Славянский танец №8» - (инстр. Ю. Чернова),

1.​ В. Калинников Симфония №1, часть 2,

1.​ И. Брамс - «Венгерский танец №1».

Приложение № 3

1.​ В. Золотарев - «Диковинка из Дюссельдорфа» (инстр. И. Затримайлова)

1.​ В. Шаинский «Антошка» обр. Н. Олейникова,

1.​ Е.Дербенко «Былина» - концертная пьеса для оркестра (ансамбля),

1.​ Е.Дербенко «Быстрые пальчики» - концертная пьеса для баяна с оркестром (ансамблем),

1.​ Е.Дербенко «Рок-токката» - концертная пьеса для оркестра (ансамбля),

1.​ Р. Бажилин «Рассказ ковбоя» - концертная пьеса для 2-х баянов с оркестром (ансамблем),

Приложение № 4

1.​ муз. М. Минкова, сл. М. Пляцковского «Телега» - песня для детского хора в сопровождении ОРНИ,

2.​ муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского «Свирель, да рожок»- песня для детского хора в сопровождении ОРНИ,

3.​ «Русские просторы» - концертная пьеса для ансамбля РНИ и солистки.

Список литературы:

1.​ Виноградов Л. «Коллективное музицирование: музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет» 2008 г.

2.​ Готлиб А. « Основы ансамблевой техники» - Ленинград: Мир,1986г.

3.​ Николаева Е. В. «История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия» Учебное пособие. М., 2003.

4.​ Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. - М.: Музыка,1986г.

5.​ Цвибель В. «Музицирование, как метод овладения фортепианной игрой», эссе на основе статьи опубликовано в газете Лицей № 37, Карелия, 1994.

1 Николаева Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия: Учебное пособие. М., 2003.
2 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа. - М., 1980. - С. 16
3 Цвибель В. Музицирование, как метод овладения фортепианной игрой. - Карелия, 1994.

Тимошечкина Ю. В. , 2015 г

Мне представляется, что одним из важнейших вопросов для обучающегося игре на музыкальном инструменте является сохранение и поддержание собственной мотивации. В самом начале обучения обычно с этим нет никаких проблем - мотивации хоть отбавляй, но проходит время, и она куда-то начинает испаряться. Не верю, что без мотивации можно сколь-нибудь продолжительное время продолжать заниматься - всё, так или иначе, заглохнет. На солдафонской дисциплине и принуждении себя далеко не уедите. Оглядываясь на весь мой собственный опыт в течение десятилетий, попытаюсь проанализировать те проблемы с мотивацией, которые встречались именно мне. Итак, встретившиеся мне причины исчезновения мотивации:

1. «Задолбали!» Это детская причина, самая первая, которая мне встретилась. Когда неумное выстраивание процесса обучения со стороны взрослых в лице музыкальной школы отбивает всякую охоту учиться. Неудачный подбор репертуара, раздражение от необходимости посещать какой-то там хор. В общем, все какое-то издевательское, пресное, неискреннее, официозное. Может быть для детей определенного психического склада и особой склонности к классической музыке это прокатывает, но для меня, который в дальнейшем больше предпочтения отдал угловатому джазу в противоположность округлым консонансам классики, это стало превращаться в муку.
Решение: Скорее всего, решение во власти только родителей, а не самого маленького ребенка-ученика. Родителям же обращать внимание на адекватность процесса обучения настроению и склонностям их ребенка. Нельзя отрицать, что некоторое принуждение может оказаться необходимым, сродни тому, как следует контролировать выполнение домашних заданий в общеобразовательной школе, но не надо перегибать палку.

2. Физическое отсутствие регулярного доступа к инструменту. Это я испытал во время обучения в институте, когда проживал в общежитии. Редкие возможности где-то там поиграть в пустом актовом зале на пианино, которое стоит на сцене, не формировали какой-либо мотивации вообще обучаться.
Решение: В мое время не было электронных музыкальных клавиатур, а сейчас, по-моему, совсем не проблема приобрести хотя бы дешевую и заниматься в наушниках. Было бы время для этого.

3. Методологические ошибки при обучении. Неверный путь овладения техникой приводит мордой в жесткую кирпичную стенку: прогресса никакого, руки испорчены, удовольствия от игры нет вообще. Мне случалось в такое вляпываться. После обучения в институте у меня был акустический инструмент, я не был обременен семьей и, следовательно, у меня имелось какое-то свободное время. Но самостоятельное обучение не особенно удавалось: вспухшие ганглии на обеих руках, немузыкальная плоская игра, Ганон и отсутствие какой-либо методической литературы или учителя. За пару лет все желание потухло.
Решение: Первое, что надо осознать при таком виде потери мотивации, что это именно твое собственное неправильное поведение привело к такой ситуации. Гордыня, торопливость, отсутствие учителя, нежелание вдумываться и анализировать. «ТщательнЕЕ, тщательнЕЕ надо, ребята», как говорил Жванецкий. То есть надо отступить назад, возможно сделать паузу в обучении на несколько месяцев, и начать заново очень осторожно и вдумчиво, контролируя каждый шаг, каждый тревожный нюанс. Фактически отношение к себе должно быть как к переболевшему человеку, который медленно должен начать поправляться. Осторожности должно быть даже больше, чем для «здорового» человека, который только что принимающегося за изучение. «Медицинский» контроль своего процесса обучения, своевременное выявление имеющихся проблем, привлечение учителя для создания обратной связи.

4. Не тот инструмент. Успешно погасив свою мотивацию через способ №3, я неожиданно вернулся к музыке с появлением на рынке первых синтезаторов. Эти игрушки будоражили ум и воображение и оказались очень кстати, чтобы вновь оживить мой интерес к обучению музыке. Во многом я очень благодарен этим синтезаторам. Но вместе с тем они оказались ограниченными. Пробудившись ото сна, я несколько лет занимался набором композиций и многотрековой записью, но и здесь уперся в стенку. Отчасти стенка была того же рода, что и в причине №3, но еще добавилось несовершенство механики инструмента. Синтезаторная ватно-мягкая вяжущая механика не позволяла развивать технику игры классических произведений. Я не совсем это осознавал (был еще XX век, интернета и книг почти еще не было), и поэтому все опять скисло. Сейчас, мне кажется, я могу достаточно четко выделить причину угасания мотивации в тот период - не та механика и звук инструмента.
Решение: Не упустите момент, когда надо переходить от инструмента-игрушки к настоящему музыкальному инструменту.

5. Не для кого играть. Эта причина исчезновения мотивации, на мой взгляд, поменьше, чем предыдущие но, тем не менее, тоже существует. Это ближе по типу к припадкам общих жизненных депрессий: незачем жить, никто меня не любит, мне обрыдла работа и т.п. Даже при появлении некого уровня мастерства в игре, абсолютное «щастье» не наступает. Уже не хочется быть «столбовой дворянкой», а хочется стать «царицей» как в «Рыбаке и рыбке». Но возможности революционных скачков в развитии, похоже, уже заканчиваются. Для одного себя любимого играть становится скучно, а с таким уровнем любительской игры и приткнуться некуда. Да и сам себя не стал бы слушать, если бы был по отношению к себе сторонним человеком.)) Вокруг столько качественной музыки, зачем же слушать пятисортное!
Решение: Та же общая универсальная таблетка, которая используется для создания позитивного отношения к жизни, - регулярно «покупайте в аптеке и пейте». А технические возможности для игры музыканта-любителя на публике есть всегда. Некоторые я затрагивал в журнале, а так, думаю, они у каждого свои и специфические, надо только примечать.

Я не стал упоминать здесь нечто вроде «общей нерадивости» к долговременному обучению и неспособности фокусироваться на цели, так как не считаю себя нерадивым))) Также в моей системе координат нет такой причины как потеря мотивации из-за возрастных ограничений. Я этого не понимаю. Мы же говорим о мотивации, а не об абсолютных показателях, не так ли?

Лучшие статьи по теме