Задолго до того, как в Южной Америке расцвела цивилизация инков, у народа кечуа – самого многочисленного индейского племени в этих краях – уже была своя особая культура. Кечу а вступили в бронзовый век тогда, когда ацтеки и майя продолжали довольствоваться медью. Выработав однажды свои правила, они веками живут на плато Альтиплано и в его окрестностях, в итоге потихоньку вбирая в себя пришлый контингент.
Кечуа на высоте
Высоко в горах жить тяжело, организму требуется особая подготовка. Но у этой медали имеется и другая сторона – привыкшие к головокружительным высотам кечуа не хотят спускаться вниз. Все, кто совершает туры в Боливию , встречают индейцев кечуа , когда путешествуют по Альтиплано и посещают здешнюю главную достопримечательность, солончак Уюни . Многие кечуа успешно живут в Ла Пасе . Индейцев этого народа можно увидеть в качестве наемных рабочих, шахтеров на серебряных приисках, проводников по горным районам Боливии . Присмотритесь к ним – это те самые люди, которые пронесли свою культуру практически неизменной через тысячелетия! Они до сих пор играют музыку на сделанных из панцирей животных инструментах и пользуются домотканой одеждой, которая по своему качеству даст сто очков вперед фабричным образцам.
Всё как встарь
Внешний вид, привычки, музыка и верования кечуа со времен инкского государства – или, во всяком случае, испанской конкисты – не изменились. Миссионеры, переведя Библию на язык этого индейского народа, успешно крестили его, но вытравить языческую культуру из кечуа не сможет никто. Они продолжают колдовать, ворожить, верить в призраков и приметы, делать подношения Матери Земле и даже самому дьяволу. Как и столетия назад, кечуа ходят в своих круглых шляпах-котелках и накидках из шерсти горных альпака. Они готовят те же блюда, что и их прабабушки, используя приёмы, позволяющие получить вкусную еду в условиях бедного кислородом воздуха.
Особый стиль кечуа
Путешественники, совершающие туры в Боливию , имеют возможность близко познакомиться с представителями этого удивительного народа и привезти на память сувенир: одежду из альпака или даже приворотный напиток от ведьмы-кечуа. Кстати, ведьмы и знахарки кечуа придумали и используют свой особый тайный язык. Он называется «кальяуайя» и даже сегодня в ходу у женщин, практикующих магию кечуа.
Интересно, что именем «кечуа » названа популярная марка палаток и горнолыжной экипировки. И это справедливо, ведь кто лучше умеет устраиваться в сложных «полевых» условиях? Разве что соседи кечуа – боливийские индейцы
ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО
Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".
Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).
В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.
В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.
Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".
В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.
Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.
После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.
Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".
ЯГУА
Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.
Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.
После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.
Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.
Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.
КЕЧУА
Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.
Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.
Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.
Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.
Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.
На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.
АШАНИНКА
Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.
Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.
Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.
Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.
Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.
Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.
Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.
Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".
Булавин Владимир Иванович::: Боливия
Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индейцев» численностью около 100 тыс. человек. Они принадлежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы - в основном испанские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначительна. Большинство боливийцев говорят на двух языках - испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отличается от испанского языка других стран Латинской Америки.
Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. - 3 млн., в 1973 г. - 5,3 млн. В 1963-1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны составили 2,6%.
По сравнению с большинством других латиноамериканских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу сохранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тысячу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищно-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжительность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. Поэтому население растет медленными темпами.
Плотность населения в Боливии низка - в среднем всего 4,9 человека на 1 км 2 . По территории страны население размещено очень неравномерно. 86% боливийцев живет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных долинах. Средняя плотность населения в этих районах превышает 7 человек на 1 км 2 , достигая максимума в департаменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км 2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (особенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км 2 территории приходится в среднем 1 человек.
Городское население растет довольно быстро и составляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как центры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (особенно на восточных склонах Анд и на севере Альтиплано), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.
За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных потоков (в основном крестьян). Сельскому населению становится все труднее прокормиться в условиях малопродуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположенные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколоченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся развивающиеся районы плантационного хозяйства около городов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.
Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. составила 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сельском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере услуг - 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положению к фабрично-заводскому и горнопромышленному пролетариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. человек. Для Боливии характерна значительная и устойчивая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.
Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) - кечуа (1,8 млн. человек). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а также на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.
Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.
Второй по численности индейский народ страны - аймара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии проживают в Перу и Чили, однако боливийские аймара составляют около 70% численности этого народа в Южной Америке.
Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в центральной и южной частях плоскогорья Альтиплано - в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая территория аймара - районы, прилегающие к озеру Титикака, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.
Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселении Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опасением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения индейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.
Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспособились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усвоению кислорода из разреженной атмосферы Альтиплано.
Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочисленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. человек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет заметную экономическую и политическую роль в самом большом департаменте Боливии - Санта-Крус, расположенном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и аргентинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национальности живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселенцев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.
Занятия отдельных групп населения Боливии, их образ жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется немалыми различиями,
Индейцы занимаются в основном земледелием и скотоводством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промышленности, выполняя обычно неквалифицированную работу.
Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, которые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огромное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них - это и вьючное животное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.
В питании индейцев главное место занимает картофель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо - крахмалистый продукт, по составу близкий картофельной муке, который может храниться много лет.
Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, особенно кечуа, - изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребенок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окрашивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они производятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарного круга и плетение из тростника и соломы корзин, циновок, сетей и т. д.
Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шляпы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широкие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отличие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа надевают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро - у аймара, чульо - у кечуа.
В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: деревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых участков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или тростниковых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже - цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой - ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топится по-черному. В этих домах обычно нет самой примитивной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются примитивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фоне ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустроенней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.
Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.
Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось несколько очень небольших по численности индейских племен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на острова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.
Индейцы Альтиплано - наиболее неимущая и бесправная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.
Большинство испаноязычных метисов (чоло) стремятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внешнего облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одежду. Так же как и испанские колонисты, они предпочитали селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промышленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая динамичная часть боливийского народа.
Наиболее высокое положение в боливийском обществе принадлежит белым боливийцам (в основном испанским креолам), занимающим, как правило, руководящие посты.
Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики социальные контрасты. На долю эксплуататорских классов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения - трудящиеся - живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения - один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60-70 часов в неделю.
Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйственных батраков. Бичом трудящихся является безработица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофелем, кукурузой и овощами.
Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы употребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, смешивая с золой или известью. Даже для успокоения кричащих от голода детей индианки дают им пососать разжеванные листья коки. Кока - каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветриваемых шахтах в условиях значительной высоты и большой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индейцы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и постоянного употребления наркотика они уже в 30-35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.
Массовое потребление коки - важная проблема здравоохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно страдает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Медицинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах страны. До сих пор жителям многих сельских районов приходится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лечения у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, которая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из небольших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевателей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,
Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и оказали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних ваятелей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынешних боливийских ремесленников - орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.
Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа - кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах - их архитектуре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший показатель культуры, как грамотность - более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных среди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.
Официальная религия Боливии - католицизм. Однако у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны - аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представлены протестантами, адвентистами седьмого дня, баптистами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесятниками и др.
Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восходят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьмидневный индейский карнавал в «столице олова» - Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал - всенародное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» - вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это - прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельствуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Боливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочетания христианских и языческих обрядов.
Кечуа,
кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа
.По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков
способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.
Лит.:
Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).
- - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...
Советская историческая энциклопедия
- - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...
Энциклопедия мифологии
- - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
- - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...
Большая Советская энциклопедия
- - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...
Большая Советская энциклопедия
- - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...
- - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
- - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...
Большой энциклопедический словарь
- - неизм.; нескл., м, нескл...
Орфографический словарь русского языка
- - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...
Толковый словарь Даля
- - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...
Толковый словарь Ожегова
-
Толковый словарь Ефремовой
- - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....
Толковый словарь Ефремовой
- - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...
Русский орфографический словарь
- - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...
Словарь иностранных слов русского языка
- - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...
Словарь синонимов
"Кечуа (индейский народ)" в книгах
Инки-Кечуа
автора Колина АугустоИнки-Кечуа
Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина АугустоИнки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с
Индейский праздник
Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари ГюставИндейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это
ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК
Из книги Моё индейское детство автора Нажин МатоИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними
Индейский телеграф
Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко ЮрийИндейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на
VI. «Индейский социализм»
Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл МилославVI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое
Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичРаспространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все
Распространение языков кечуа и хаки
Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичРаспространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык
Индейский рис
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭМайя (индейский народ в Мексике)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭКечуа (индейский народ)
БСЭКечуа (язык народа кечуа)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭНесостоявшийся индейский расизм
Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей МихайловичНесостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные
Кечуа
Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичКечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после
Два разговорных языка: кечуа и аймара
Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден ЛуиДва разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное
Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.
В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .
Племена Южной Америки (индейцы)
К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.
1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.
Племя Аймара
2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.
Племя Кечуа
3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.
Племя Гуарани
4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.
Племя Мапуче (арауканы)
5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.
Племя Шипибо-конибо
6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.
Племя Варао
7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.
Племя Ботокудо
Видео: племена Южной Америки (индейцы).