Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Английская музыка. Самые известные композиторы мира

Б. Бриттен - один из наиболее значительных композиторов XX в. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: от фортепьянных пьес и вокальных произведений до оперы.

Он фактически возродил английскую музыку, в которой после смерти Генделя в течение почти двухсот лет не было композитора такого масштаба.

Биография

Начальный период творчества

Эдвард Бенджамин Бриттен , британский композитор, дирижёр и пианист, родился в 1913 г. в Лоустофте (графство Саффолк) в семье зубного врача. Музыкальные способности у него проявились рано: в возрасте 6 лет он уже начал сочинять музыку. Первым его учителем фортепьяно была мать, затем мальчик учился игре на альте.

Королевский музыкальный колледж

В Королевском музыкальном колледже в Лондоне он занимался по классу фортепьяно, изучая также и композицию. Его ранние произведения сразу привлекли к себе внимание музыкального мира – это были «Гимн Деве» и хоральные вариации «Младенец родился». Бриттена приглашают в кинокомпанию документальных фильмов, с которой он сотрудничал 5 лет. Он считает этот период хорошей школой, где ему многому пришлось научиться и сочинять даже тогда, когда вдохновение покидает и остаётся только добросовестный труд.

В этот период он работал также на радио: писал музыку к радиопостановкам, затем начал концертную деятельность.

Период Второй мировой войны

В 1930-х годах он уже был композитором, произведения которого получили всемирную известность: его музыка звучала в Италии, Испании, Австрии и США, но началась Вторая мировая война, и Бриттен покидает Англию, отправляясь в США и Канаду. Возвратился на родину композитор лишь в 1942 г. Сразу же начались его выступления по стране: в небольших деревушках, бомбоубежищах, больницах и даже в тюрьмах. А когда война закончилась, он сразу же посетил с концертами Германию, Бельгию, Голландию, Швейцарию и скандинавские страны.

Послевоенное творчество

В 1948 г. он организовывает в г. Олдборо, где он поселился, Ежегодный международный музыкальный фестиваль, которому отдаёт много времени, сил и средств. На первом фестивале в 1948 г. исполняется его кантата «Святой Николай».

В начале 1950-х годов Бриттен участвует в деятельности Организации деятелей музыкального искусства – сторонников мира, пишет оперы, а в 1956 г. путешествует в Индию, на Цейлон, в Индонезию, Японию. Впечатления от путешествия отразились в партитуре балета «Принц пагод». Эта сказка-феерия становится первым национальным «большим» балетом, до этого в Англии существовали только одноактные балеты. После этого Бриттен возвращается к любимой опере: в 1958 г. появляется «Ноев ковчег», а в 1960 г. - «Сон в летнюю ночь».

В 1961 г. Бриттен создаёт «Военный реквием», который становится памятником жертвам войны. Он был написан для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Впервые «Военный реквием» исполнили в 1962 г. Успех был оглушительным: «Реквием» разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок, что говорило о настоящем успехе произведения.

Развалины собора в Ковентри

В это же время Бриттен пишет произведения нового жанра: оперы-притчи. На японский сюжет была написана в 1964 г. «Река Керлью». «Пещное действо» (1966) основывается на эпизоде из Ветхого Завета, а «Блудный сын» (1968) – на евангельской притче. «Кантату милосердия» Бриттен пишет к 100-летию со дня основания Красного Креста, кантата основана на притче о добром самаритянине. Она была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 г.

Бриттен и Россия

Впервые услышав в Лондоне игру М. Ростроповича, Бриттен решает написать для него Сонату из пяти частей, в каждой из которых демонстрируется особое мастерство виолончелиста. В марте 1963 г. в Москве и Ленинграде проходил фестиваль английской музыки, где и была исполнена эта соната самим Бриттеном и М. Ростроповичем. Тогда же в России впервые прозвучали одноактные оперы Бриттена в исполнении Малой труппы театра Ковент Гарден. В 1964 г. Бриттен снова посещает нашу страну, у него завязываются дружеские отношения с Д. Шостаковичем, М. Ростроповичем и Г. Вишневской, даже новый 1965 год Бриттен встречает с Шостаковичем у него на даче.

М. Ростропович и Б. Бриттен

На творчество Бриттена музыка Шостаковича оказывает заметное влияние. Он пишет Виолончельный концерт и посвящает его Мстиславу Ростроповичу, а цикл песен на стихи Пушкина – Галине Вишневской. Шостакович посвящает Бриттену свою Четырнадцатую симфонию.

Последний раз Б. Бриттен посетил Россию в 1971 г. В 1975 г. скончался Д. Шостакович, а в 1976 г. – Бриттен.

Творчество Б. Бриттена

Бриттен считается основоположником возрождения оперы в Англии. Работая в различных музыкальных жанрах, Бриттен больше всего любил оперу. Первую свою оперу «Питер Граймс» он закончил в 1945 г. и её постановка ознаменовала возрождение национального музыкального театра. В основе либретто оперы – трагическая история рыбака Питера Граймса, которого преследует судьба. Музыка его оперы разнообразна в стилевом отношении: он использует стилистику многих композиторов в зависимости от содержания сцены: образы одиночества и отчаяния он рисует в стиле Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича; реалистические жанровые сцены – в стиле Д. Верди, а морские пейзажи – в стиле К. Дебюсси. И все эти стили гениально объединены одним – бриттеновским стилем и колоритом Британии.

Сочинением опер композитор занимался всю свою последующую жизнь. Он создал камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. В 50-60 гг. создаёт оперы «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерную оперу «Река Кэрлью» (1964), оперу «Блудный сын» (1968), посвященную Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Музыка для детей

Бриттен пишет и для детей, причём задумывает музыку в просветительских целях. Например, в спектакле «Давайте делать оперу» (1949) он вводит зрителей в процесс её исполнения. Ещё в 1945 г. он написал вариацию и фугу на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», в которой знакомит слушателей с тембрами различных инструментов. Подобная детская опера есть у С. Прокофьева – «Петя и волк».

В 1949 г. Бриттен создаёт оперу для детей «Маленький трубочист», а в 1958 г. – оперу «Ноев ковчег».

Б. Бриттен много выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах мира.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Англию называют самой «немузыкальной» страной Европы. Согласно мнению искусствоведов, история зарождения английской музыки уходит в далекий IV век, когда на территории Британских островов жили кельтские племена. В сохранившихся песнях и балладах того времени певцы и барды описывали военные походы, подвиги, романтические легенды и любовь к родной земле. Новый этап развития культуры Англии приходится только на VI век, с принятием христианства музыкальное искусство стало стремительно развиваться: сперва под церковным началом, а потом — под государственным.

Сегодня английские композиторы не так известны, как их европейские коллеги, потом быстро вспомнить их имена или произведения достаточно трудно. Но, если заглянуть в историю мировой музыки, можно узнать, что Соединенное Королевство подарило миру таких великих композиторов, как Эдуард Элгар , Густав Холст , Ральф Воан-Уильямс и Бенджамин Бриттен .

Расцвет музыкальной культуры пришелся в Великобритании на период правления королевы Виктории. В 1905 году в Англии была написана первая симфония, автором которой был Эдуард Элгар . Всеобщее признание молодому композитору принесли оратория под названием «Сон Геронтия», что была написана в 1900 году, а также «Вариации на загадочную тему». Элгара признала не только Англия, но и вся Европа, а знаменитый австриец Иоганн Штраус даже отметил, что творения Элгара — это вершина английского романтизма в сфере музыки.

Густав Холст — еще один знаменитый английский композитор, который жил в девятнадцатом веке. Его называют наиболее оригинальным и необычным создателем классической музыки — такое признание он получил за сиюту под названием «Планеты». Произведение это состоит из семи частей и описывает планеты нашей Солнечной системы.

Следующим в списке великих композиторов значится основоположник школы «английского музыкального ренессанса», внучатый племянник Чарльза Дарвина — Ральф Воан-Уильямс . Помимо сочинения музыки Уильямс также активно занималсяобщественной деятельностью и собирал английский фольклор. Среди наиболее известных его произведений — три «Норфолкских рапсодии», фантазии на тему Таллиса для двойного струнного оркестра, а также симфонии, три балета, несколько опер и оранжировки народных песен.

Среди современных композиторов Англии стоит выделить барона Эдварда Бенджамина Бритенна . Бриттен писал произведения для камерного и симфонического оркестра, церковную и вокальную музыку. Благодаря ему в Англии произошло возрождение оперы, переживавшей на то время упадок. Одной из главных тем творчества Бритенна был протест против проявления насилия и войны в пользу мира и гармонии человеческих взаимоотношений, который ярче всего выразился в «Военном реквиеме», написанном в 1961 году. Эдвард Бенджамин также часто бывал в России и даже написал музыку на слова А. С. Пушкина.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Введение

Судьба музыки Англии оказалась сложной и парадоксальной. С XV века вплоть до конца XVII, в пору становления и расцвета английской классической музыкальной традиции, ее развитие было непрерывным. Процесс этот протекал интенсивно благодаря опоре на фольклор, определившейся раньше, чем в других композиторских школах, а также благодаря формированию и сохранению своеобразных, национально самобытных жанров (антем, маска, semi-опера). Старинная английская музыка дала европейскому искусству важные импульсы, среди которых - полифония, вариационно-фигурационные принципы развития, оркестровая сюита. При этом она оригинально преломляла идущие извне стимулы.

В XVII веке свершаются события, которые наносят мощные удары по английской музыкальной культуре. Это, во-первых, утвердившийся в ходе революции 1640-1660 годов пуританизм с его фанатичным стремлением отменить прежние духовные ценности и издревле бытующие типы и формы светской культуры, а во-вторых, реставрация монархии (1660), резко изменившая общекультурную ориентацию страны, усилившая внешнее влияние (из Франции).

Как ни удивительно, параллельно с очевидными симптомами кризиса возникают явления, свидетельствующие о высшем подъеме музыкального искусства. В трудное для английской музыки время явился Генри Пёрселл (1659-1695), произведения которого ознаменовали расцвет национальной композиторской школы, хотя и не оказали прямого воздействия на творчество следующих поколений. Георг Фридрих Гендель (1685-1759), работая в Англии, своими ораториями утвердил главенство хоровой традиции в спектре жанров английской музыки, чем непосредственно и воздействовал на ее дальнейшее развитие. В тот же самый период «Опера нищего» Гея и Пепуша (1728), пародийный характер которой свидетельствовал о наступлении эпохи культурного перелома, стала родоначальницей множества образцов так называемой балладной оперы.

Она явилась одной из вершин театрального искусства Англии и одновременно свидетельством низвержения искусства музыкального, - точнее сказать, перемещения его «культуротворящей энергии» (А. Швейцер) - из сферы профессиональной в любительскую.

Музыкальная традиция складывается из множества факторов - таких, как композиторское творчество, исполнительство, уклад музыкальной жизни. Регулируемые идеологическими, эстетическими, общехудожественными установками, эти факторы не всегда действуют в согласованном единстве, нередко в определенных исторических условиях их взаимодействие нарушается. Подтверждением тому может служить столетний период примерно с середины XVIII до середины XIX века в Англии.

Музыка Англии

Высокий уровень исполнительства, широкое распространение и глубокая укорененность в быту различных форм музицирования - инструментального, вокально-ансамблевого и хорового создали тогда благоприятную почву для яркой, большого размаха концертной жизни Лондона, что и привлекало в столицу империи континентальных музыкантов: Шопена, Берлиоза, Чайковского, Глазунова… Свежий ветер современности несли с собой и немецкие музыканты, дорога которым на Британские острова была широко открыта со времен воцарения Ганноверской династии (с 1714 по 1901 год), - вспомним, например, о еженедельных концертах Баха - Абеля и о концертах Гайдна - Заломона. Таким образом, Англия участвовала в интенсивном процессе формирования предклассической и классической симфонии, однако собственно творческого вклада в него не внесла. Вообще, в тот период ветвь национального творчества в жанрах оперы и симфонии, актуальных на континенте, была неразвитой, в других жанрах (например, в оратории) русло иногда становилось мелким. Именно эта эпоха дала Англии ныне никого не убеждающее название «страны без музыки».

Парадоксально, что «эпоха молчания» пришлась на так называемую викторианскую эру - период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 год). Государство находилось в зените своей силы и славы. Мощная колониальная держава, «мастерская мира», давала своей нации уверенное самоощущение и убежденность в том, что «ей до конца дней суждено занимать первое место в мире» (Дж. Олдридж). Викторианская эра - время расцвета всех областей культуры Англии: ее прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, наконец эстетики - и время заметного упадка в сфере композиторского творчества.

Вместе с тем именно с середины XIX века, когда кризис национальной композиторской школы был уже очевидным, стали накапливаться импульсы подъема, который обозначился в середине XIX века и отчетливо проявился на рубеже XIX и XX веков.

Ширилось и разрасталось хоровое движение, любительское и профессиональное. Хоровая традиция осознавалась как подлинно национальная. Ей присягали английские мастера: Хьюберт Пэрри (1848-1918), Эдвард Элгар (1857-1934), Фридерик Дилиус (1862-1934), Густав Холст (1874-1934), Ральф Воан-Уильямс (1872-1958).

Параллельно развивалось фольклорное движение, ведущей фигурой которого был Сесил Дж. Шарп (1859-1924). Оно включало научное направление (полевой сбор, теоретическое осмысление) и практическое (внедрение в школу и быт). Этому сопутствовали критическая переоценка развлекательно-салонного усвоения фольклорных жанров и проникновение народного материала в композиторское творчество. Все эти стороны фольклорного движения взаимодействовали - дополняя друг друга, а порой конфликтно противопоставляясь одно другому.

До середины XIX в., как ни странно это покажется на первый взгляд, собственно английские песни редко попадали в сборники - значительно реже, нежели песни Шотландии, Уэльса и, особенно, Ирландии. Не без иронии Ральф Воан Уильямс писал во вступительном очерке к книге крупнейшего фольклориста страны Сесила Шарпа «Английская народная песня»: «Из авторитетных источников мы до сих пор знали, что народная музыка была «либо плохой, либо ирландской»»

Движение за возрождение старинной музыки - Пёрселла, Баха, английских мадригалистов и верджинелистов - способствовало пробуждению глубокого интереса исполнителей, изготовителей музыкальных инструментов и ученых (таков А. Долметч с семьей), а также композиторов к

«золотому веку» английской профессиональной школы. Наследие XV-XVII столетий, оживленное исполнительской практикой, возвышенное критической мыслью, представало одухотворяющей силой национального самобытного мастерства.

Перечисленные тенденции, сначала малозаметные, постепенно набирали мощь и, устремившись навстречу друг другу, к концу XIX века взорвали почву. Их объединение обозначило начало нового музыкального возрождения Англии. После длительного перерыва эта страна не отдельными творческими личностями, но национальной школой вошла в европейскую музыкальную культуру. К этому времени на континенте заговорили об английских композиторах; Брамс предсказывал английской музыке интересное будущее, Р. Штраус поддерживал ее в лице Э. Элгара. Интенсивность ее эволюции на рубеже XIX и XX веков была велика.

Традиция австро-немецкого романтизма с давних пор нашла в Англии благодатную почву. Это исторически обусловленное влияние, подкрепленное системой музыкального образования и практикой совершенствования молодых композиторов в городах Германии, сказывалось в стилистике (прежде всего, у Пэрри, Стэндфорда, Элгара). Английские музыканты понимали, что утверждение национальной самобытности предполагало освобождение от столь властного воздействия. Однако, в отличие от деклараций, в творчестве процесс этот проходил медленно и сложно, поскольку сами ведущие жанры - в том числе такие концептуальные, как симфония или симфоническая поэма, - предполагали опору на плодотворный опыт австро-немецкой школы. Соответственно, мера немецкого влияния и степень его преодоления служили критерием национального своеобразия и значимости творчества композитора. Показательны, например, такие оценки одного из английских критиков: «В то время как музыка Пэрри и Стэнфорда говорила по-немецки с английским и ирландским акцентом… музыка Элгара говорила по-английски с немецким акцентом».

На рубеже веков в Великобритании, как и по всей Европе, ощущалось стремление создать музыкальный язык, который соответствовал бы современной эстетике. «Новое слово» пришло из Франции. Возникший в среде английских музыкантов интерес к Востоку побудил их отнестись с вниманием к достижениям французского импрессионизма. Это особенно проявилось в творчестве Сирила Скотта (1879-1970), Гренвилла Бантока (1868-1946) и Густава Холста. Правда, у Скотта и Бантока мир восточных образов и настроений не затрагивает основ композиторского мышления. Их образ Востока - условный, и в его воплощении нетрудно обнаружить много традиционных черт.

Иного уровня достигло претворение этой тематики в творчестве Холста, тяготевшего к индийской культуре. Он стремился найти более глубинный, духовный контакт западной и восточной культур, что в целом характерно для искусства XX века. И осуществлял он это стремление по-своему, не согласуясь с тем, что делал его старший современник Дебюсси. Вместе с тем открытия импрессионизма, связанные с новым представлением о музыкальном пространстве, тембре, динамике, с новым отношением к звуку, вошли в палитру средств выразительности, которыми пользовались композиторы Англии - родины «пейзажа и марины» (Ш. Нодье).

При всех индивидуальных стилистических различиях, английских композиторов в тот период связало стремление укрепить народно-национальные основы их музыки. Открытие крестьянского фольклора и творчества мастеров староанглийской школы как двух взаимосвязанных источников принадлежит Г. Холсту и Р. Воану-Уильямсу. Обращение к наследию «золотого века» английского искусства было единственно возможным путем возрождения национальной традиции. Фольклор и старые мастера, установление связей с современной европейской музыкальной культурой - взаимодействие этих тенденций в искусстве Холста и Воана-Уильямса принесло английской музыке XX века долгожданное обновление. Важной опорой в утверждении национальных идеалов служили темы, сюжеты и образы английской прозы, поэзии, драматургии. Для музыкантов современное звучание приобретают сельские баллады Роберта Бёрнса и богоборческие поэмы Джона Мильтона, пасторальные элегии Роберта Херрика и насыщенные страстной напряженностью стихи Джона Донна; был заново открыт Уильям Блейк. Все более глубокое постижение национальной культуры стало важнейшим фактором становления и расцвета английской композиторской школы XX века, формирования эстетического идеала композиторов.

Первыми крупнейшими представителями нового английского музыкального возрождения явились Хуберт Пэрри (1848-1918) и Чарлз Станфорд (1852-1924). Композиторы, ученые, исполнители, заторы и педагоги, они, подобно основоположникам многих национальных школ, были выдающимися деятелями, чей многогранный труд был самоотверженно направлен на создание новой национальной композиторской школы, способной возродить традицию славного прошлого английской музыки. Их собственная социальная и творческая активность служили высоким примером для современников и для английских композиторов следующих, младших поколений.

Становление новой английской композиторской школы разворачивалось в период длительного правления (1837-1901) королевы Виктории. В эту эпоху полнокровно развивались различные области английской культуры. Особенно богатой и"плодотворной была большая национальная литературная традиция. Если Пэрри и Станфорд деятельностью своей тесно связаны с, условно говоря, проторенессансным периодом рассматриваемой эпохи, то имя Элгара открывает собственно творческий период нового возрождения.

Подобно своим современницам, английская композиторская школа столкнулась, прежде всего, с проблемами европейского музыкального романтизма во всем их объеме. И естественно, что искусство Вагнера стало их средоточием. Властное воздействие вагнеровской музыки в Англии можно сравнить лишь с его же влиянием тогда во Франции или же с влиянием Генделя в Англии XVIII в.

Уже на рубеже веков английские композиторы делали настойчивые попытки выйти из-под влияния немецких классико-романтических традиций, пустивших на английской почве столь глубокие корни. Вспомним, что Пэрри хотел создать - в противовес мендельсоновской - национальную разновидность философской оратории. Крупным достижением стала трилогия малых кантат Элгара «Дух Англии» (1917).

Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, называют Эдварда Элгара (1857-1934). Был очень тесно связан с английской провинциальной музыкальной культурой. На начальных этапах своей творческой жизни он обслуживал как композитор и аранжировщик оркестр родного Вустера, еще писал для музыкантов Бирмингема, работал для местных хоровых обществ. Его ранние хоровые песни и кантаты находятся в русле великой английской хоровой традиции, подошедшей в 80-90-е гг. XIX в. - то есть именно тогда, когда Элгар создал ранние хоровые сочинения, - к кульминационной фазе. Оратория Элгара «Сон Геронтия» (1900), принесшая славу английской музыке на континенте, явилась столь значительным завоеванием композитора, что вытеснила, по общему признанию, «Илию» Мендельсона й стала второй после «Мессий» Генделя любимой ораторией английской публики.

Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма» - вариации {Enigma (лат.) - загадка.}, 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. Оратория «Сон Геронтия» подводит итог не только длительного развития кантатно-ораториальных жанров в творчестве самого Элгара (4 оратории, 4 кантаты, 2 оды), но во многом и всего предшествовавшего пути английской хоровой музыки. Отразилась в оратории и другая важнейшая черта национального Возрождения - интерес к фольклору. Не случайно, прослушав «Сон Геронтия», Р. Штраус провозгласил тост «за процветание и успех первого английского прогрессиста Эдварда Элгара, мастера молодой прогрессивной школы английских композиторов». В отличие от оратории «Энигма» - вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. ««Энигма «-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», - писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.) Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908).

Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса.

Утверждение новых позиций английской музыки пришлось на время перелома в духовной жизни Великобритании. То были годы великих испытаний и перемен. Первая мировая война заставила многих художников этой страны, считавшей себя оплотом незыблемости в Европе, чутко реагировать на небывалые по масштабам противоречия окружающей действительности. В послевоенной английской музыке господствует тенденция центробежная потребность взглянуть на мир широкоохватным взглядом. Молодое поколение решительно вошло в соприкосновение с новаторскими поисками европейских мастеров - Стравинского, Шёнберга. У истоков «Фасада» Уильяма Уолтона (1902-1983) - композиционные идеи, почерпнутые из «Лунного Пьеро» Шёнберга, но в основе стилистики сочинения лежит антиромантизм, провозглашенный Стравинским и французской «Шестеркой». Констант Лэмберт (1905-1951) удивил соотечественников, с первых же шагов на своем творческом пути начав работать в жанре балета, традиции которого прервались в Англии еще во второй половине XVIII века; на самом же деле вполне закономерно, что композитора привлек этот жанр, ставший в Европе к 20-м годам XX века символом современных художественных исканий. Балет Лэмберта «Ромео и Джульетта» (1925) явился своеобразным откликом на «Пульчинеллу» Стравинского. В то же время другим своим сочинением - Элегическим блюзом для малого оркестра (1927) - Лэмберт откликнулся на поразивший евро­пейцев джаз. С творческой позицией Эйслера и рабочим движением связал свою деятельность Алан Буш (1900-1995), он не только воспринял соответствующие социально-политические и философские идеи, но также выработал свою композиторскую технику, опираясь на плодотворно преломленный Эйслером опыт Нововенской школы.

В первой половине 30-х годов смена композиторских поколений, наметившаяся в предыдущее десятилетие, окончательно определилась. В 1934 году Англия потеряла трех крупнейших мастеров - Элгара, Дилиуса, Холста. Из них лишь Холст активно работал до последних дней. Элгар после десятилетия молчания только в начале 30-х годов ожил для творчества. Тогда же пораженный тяжелой болезнью и слепотой Дилиус, живший во Франции, был вдохновлен неожиданным успехом своей музыки на родине, в Лондоне, где в 1929 году прошел его авторский фестиваль, и в приливе сил диктовал свои последние произведения.

К концу 30-х годов поколение молодых входит в пору творческой зрелости. Время экспериментов осталось позади, определяются основные интересы, творчество устремляется в русло устоявшихся традиций, появляются мастерство и взыскательность по отношению к своим замыслам. Так, Уильям Уолтон пишет монументальную библейскую ораторию («Пир Валтасара», 1931) и вслед за ней - крупные оркестровые работы (Первая симфония, 1934; Скрипичный концерт, 1939). Майкл Типпет (р. 1905) отвергает свои ранние опусы; новые работы в камерном жанре (Первая фортепианная соната, 1937) и концертные оркестровые сочинения (Концерт для двойного струнного оркестра, 1939; Фантазия на тему Генделя для фортепиано с оркестром, 1941) он объявляет началом своего творческого пути, первой кульминацией которого стала оратория «Дитя нашего времени» (1941). Над крупномасштабными композициями работают в те годы Лэмберт (маска «Последняя воля и завещание лета» для солиста, хора и оркестра, 1936), Беркли (Первая симфония, 1940), Буш (Первая симфония, 1940).

Среди многих ярких и своеобразных художественных индивидуальностей, которыми богата английская композиторская школа XX века, выделяется Бенджамин Бриттен. Именно ему суждено было найти в своем творчестве гармоничное взаимодействие разнонаправленных (а для предшествующего поколения английских композиторов едва ли не взаимоисключающих) тенденций - воплощения идей современности и претворения самобытности национального искусства.

бриттен музицирование ансамблевый вокальный

Лучшие статьи по теме