Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Трагическое открытие южного полюса. История открытия Южного полюса

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…

Первооткрыватели южных широт не всегда оставляли истории свои имена. Множество экспедиций известны лишь по фамилиям своих предводителей, оставляя в небытие имена остальных участников. Те, кто достиг первым Южного полюса, к счастью, оставили свои имена. Гениальная экспедиция, достигшая заветной цели, состоялась в 1911 году.

Руаль Амундсен. Краткая биография

Великий норвежец, тот, кто достиг первым Южного полюса, непрестанно путешествовал в самых трудных и малонаселенных уголках Земли. Он родился в 1872 году в семье мореплавателей. Еще в юные годы в руки будущего исследователя попала замечательная книга Дж. Франклина — полярного исследователя. Руаль Амундсен проникся идеей стать первооткрывателем, поэтому с детства готовил себя к предстоящим трудностям. Он спал с открытыми окнами даже в лютые холода, был крайне неприхотлив в еде и постоянно тренировал свое тело. Его мать хотела, чтобы Руаль посвятил себя медицине. Тот добросовестно штудировал книги и посещал занятия. Но сразу после ее смерти Амундсен забросил учебники и стал готовить себя к полярным путешествиям.

Первые путешествия

На борт своего первого корабля Руаль Амундсен взошел в 22 года. Первоначально он служил юнгой на промысловом судне, ходившем в северную Атлантику. В 1896 году впервые вынужденно зазимовал со своими товарищами в высоких широтах. Зимовка была внезапной и незапланированной, моряки были вынуждены есть собственную обувь, чтобы выжить. После возвращения он оценил важность тщательной подготовки к сложным условиям. Впоследствии Амундсен смог сдать важный экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

Первым собственным кораблем путешественника стала парусная шхуна «Йоа». С небольшим экипажем Амундсен прошел на ней от Гренландии до Аляски, открыв Северо-Западный проход. Такая серьезная подготовка к условиям плавания в полярных широтах позволила ему созреть для новых открытий, среди которых был Южный полюс Земли.

Экспедиция

В 1910 году при поддержке великого Ф. Нансена Р. Амундсен ведет подготовку к походу в Антарктику. Для этой цели был нанят корабль «Фрам», который должен был высадить путешественников в Антарктиде. Тщательно подготовленная экспедиция, состоящая из пяти человек, 52 собак и четырех саней, отправлялась в путь. 19 октября 1911 года путешественники высадились на шельфе Росса и отправились вглубь ледяного континента.

Вначале экспедиция долго шла по широкой ледяной пустыне. После пересечения 85 параллели рельеф местности изменился — дорогу преграждали высокие ледяные скалы. У подножья скал путешественники устроили небольшой тайник с запасами продовольствия. Остальную провизию Амундсен взял с собой, рассчитав, что Южный географический полюс находится в пределах досягаемости, и путь до него и обратно должен занять не более 60 дней.

К середине намеченного срока путешественники достигли большого ледника, который был назван в честь Акселя Хейберга — спонсора экспедиции, поверившего в победу Амундсена и предоставившего немалые деньги для покрытия расходов. Позднее на карту были нанесены имена других людей, знакомых и родных. Так на карте Антарктиды появился ледник Лив, названный в честь дочери Ф. Нансена.

Достичь цели

В середине лета путешественники достигли рубежа, за которым не побывала еще ни одна полярная экспедиция. Крайняя точка холодного континента, открытая Шеклтоном, не досягала географической отметки полюса всего на 180 км. Пройдя последний отрезок пути, экспедиция достигла заветной точки, в которой пересекались все меридианы Земли. Имя каждого, кто достиг первым Южного полюса, осталось навечно связано с холодным южным континентом. Это Руаль Амундсен,Оскар Вистинг, Сверре Хассель, Хелмер Хансен и Олаф Бьяланд.

Свое пребывание в самой южной точке земли путешественники отметили выставленным норвежским флагом и вымпелом с корабля «Фрам». Неподалеку от флага была установлена палатка, в которой Амундсен отставил послание своему сопернику — Скотту. Зафиксировав свое пребывание на Южном полюсе, экспедиция двинулась в обратный путь.

Все путешествие заняло 99 дней. Тех, кто достиг первым Южного полюса, радостно встречали сначала на корабле «Фрам», а затем - в небольшом городе Хобард, расположенным в Тасмании. Оттуда в газеты мира пришло сообщение о том, что самая южная точка земли была покорена. Но для Руаля Амундсена путешествие не прекращалось...

История открытия Южного полюса полна драматизма. Многие путешественники мечтали достичь заветной точки Земли. Среди них француз Жан - Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики. Грезил о лаврах первооткрывателя Нансен, намереваясь отправится в Антарктику на своем «Фраме». Англичанин Эрнст Шеклон в 1909 году продвинулся вглубь материка, но был вынужден повернуть из-за нехватки продовольствия.

И вот в октябре 1911 года к берегам Антарктиды параллельно направились две экспедиции - норвежская и британская. Норвежцами руководил к тому времени известный покоритель Арктики Руал Амундсен, а британскую команду возглавил кавалер ордена Виктории, капитан I ранга Роберт Фолкон Скотт.

Поначалу Амундсен даже не собирался в Антарктику. Он занял у Нансена «Фрам» и планировал отправиться к Северному полюсу. Но тут пришла весть, что англичане снаряжают экспедицию в южные широты и Амундсен повернул корабль на юг, тем самым бросив Скотту открытый вызов. Вся дальнейшая история открытия проходила под знаком состязания.

Британцы выбрали в качестве тягловой силы лошадей, хотя у них были собаки и даже моторные сани – новинка того времени. Норвежцы сделали ставку на собак. Амундсен умело выбрал место зимовки – на 100 миль ближе к цели, чем бухта, где высадился Скотт.

Преодолевая 800 миль от берега до полюса англичане растеряли всех лошадей, у них постоянно ломалась техника, они терпели 40 градусные морозы и кроме того, маршрут был выбран неудачно - приходилось пробираться по трещинам и ледяному хаосу антарктического высокогорья.

С огромными лишениями и трудностями 17 января 1912 года Скотт с товарищами достиг математической точки Южного полюса…. И увидел там остатки лагеря соперников и палатку с норвежским флагом. В своем дневнике Скотт записал: « Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей».

Амундсен, с присущей ему предусмотрительностью, без единой жертвы и травм, четко следуя разработанному маршруту, прибыл на полюс на месяц раньше соперников – в декабре 1911 года. Все путешествие Руала Амундсена и его товарищей Оскара Вистинга, Хелмера Хансена, Сверре Хасселя, Олафа Бьяланда к Южному полюсу и обратно продлилось 99 дней.

Судьба английской экспедиции была трагичной. Измотанные тяжелым переходом люди теряли силы. Неожиданно умер самый молодой член экспедиции Эдгар Эванс. Отморозив руки и понимая, что стал обузой, ушел в пургу на верную смерть Лоуренс Отс. 11 миль не дошли до продуктового склада лейтенант Генри Бауэрс, доктор Эдвард Уилсон и сам Роберт Скотт. Вся экспедиция погибла. Только через семь месяцев их тела обнаружила поисковая команда. Рядом со Скоттом лежала сумка с дневниками, благодаря которым мы сегодня знаем все подробности этой трагедии.

На месте захоронения членов экспедиции был установлен трехметровый крест из австралийского эвкалипта с надписью-цитатой из стихотворения «Улисс» английского классика Альфреда Теннисона - «Бороться и искать - найти и не сдаваться!»

Как только известие о гибели британской экспедиции дошла до мира, история состязания получила мощный резонанс. Многие задумывались над моральной стороной поступка Амундсена. Никто не сомневался, что появление неожиданного конкурента, его победа, обернувшаяся поражением для экспедиции Скотта, повлияла на психологическое состояние британских полярников.

Амундсен так и не простил себя за то, что случилось обжигающим арктическим летом 1911-1912 года. Узнав о гибели Скотта, он написал пронзительные слова: «Я пожертвовал бы славой, абсолютно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

В наше время в той самой точке, которая принесла победу одному и поражение и смерть другому расположена научно-исследовательская станция Амундсен – Скотт. Южный полюс навек соединил соперников.

Северный полюс – точка пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью в Северном полушарии.
90 градусов северной широты – это его координата.
Долготы полюс не имеет, так как является точкой пересечения всех меридианов.
Всего лишь точка! Но сколько людей стремилось попасть в эту точку в суровой Арктике, рискуя жизнью, преодолевая холод и стужу, двигаясь по дрейфующим льдам к заветной цели.
В этом году исполняется 110 лет со дня достижения Фредериком Куком Северного полюса. По его заявлению он достиг его 21 апреля 1908 года.
Но так ли это…?
Северного полюса люди достигали самыми разными способами: в одиночку и группами, на лыжах, собаках, самолётах, дирижаблях, ледоколах, подводной лодке и даже на автомобилях. Прыгали в точку Северного полюса на парашютах, опускались у полюса в батискафах и аквалангах на глубину.
Он по-прежнему продолжает притягивать людей как магнит.
Сейчас же в непосредственной близости от Северного полюса, примерно в 100 км. от него, с 2000 года, в течение апреля месяца, ежегодно действует Комплексная высокоширотная арктическая экспедиция “Барнео”, принимающая даже туристов, которых бывает там до 250 человек.

(Но по поводу полярного туризма хотел бы привести слова нашего выдающегося полярного путешественника В.С. Чукова, который четырежды достигал Северного полюса на лыжах в автономном режиме, т.е без всякой поддержки с Большой Земли:
“… Им просто дали возможность побывать в этом удивительном месте, и такой возможности нужно радоваться. Нужно понимать, что за твоим пребыванием на полюсе в этом случае стоят десятки специалистов, которые делают твою поездку безопасной и комфортной. Нужно понимать, что, окажись ты в одиночку на Северном полюсе с палаткой, продуктами, всем необходимым, помрешь от страха на второй день…”).

Кто же первым на нашей Земле достиг эту точку?

Уже много лет продолжаются споры о полярных экспедициях Фредерика Куке и Роберта Пири и их приоритете в достижении ими Северного полюса.
Первого сентября 1909 года владелец газеты "Нью-Йорк геральд" Гордон Беннет получил телеграмму от полярного исследователя Фредерика Кука:
- "21 апреля 1908 года достиг Северного полюса".
Шестого сентября 1909 года, похожая телеграмма пришла в адрес газеты "Нью-Йорк Таймс".
Отправителем ее был другой полярный исследователь – Роберт Пири:

- " Вбил звезды и полосы в Северный полюс. Полюс взят 6 апреля 1909 года. Ошибки быть не может. Не принимайте всерьез заявку Кука. Его эскимосы говорят, что он не ушел далеко на север от материка".

Это стало началом самого известного в истории географических открытий скандала и спора. Вопрос о приоритете покорения полюса разбирался на заседаниях специальной комиссии и даже в самом конгрессе США.
А начиналось все это так:

Фредерик Кук и Роберт Пири не всегда были соперниками
В 1891 г. они участвовали в одной экспедиции - Гренландском походе. Пири, будучи ее руководителем, сломал ногу и только благодаря врачу экспедиции, которым был Фредерик Кук, он смог продолжить путь к цели.
Тогда Пири отзывался о спасителе более чем благосклонно:
- «Я многим обязан его профессиональному искусству, терпеливости и хладнокровию… Он был всегда полезным и неутомимым работником».
Джозефина Пири супруга Пири, бывшая также в экспедиции, вспоминала, что «доктор Кук был сама забота… ночи напролёт он проводил возле мистера Пири».
Но в то же время, когда Кук решил опубликовать свои наблюдения об экспедиции, Пири запретил их печатать – все результаты экспедиции он считал лично своими.
С тех пор их пути разошлись.

Кук и Пири к моменту их экспедиций на Северный полюс уже были полярными исследователями самого высокого, уровня, что подтверждает слова президента Американского Национального географического общества Александра Гриам-Белла:

"Меня просили сказать несколько слов о человеке, чье имя известно каждому из нас, - о Фредерике Куке, президенте Клуба исследователей. Здесь присутствует и другой человек, которого мы рады приветствовать, - это покоритель арктических земель командор Пири.
Однако, в лице Кука мы имеем одного из немногих американцев, если не единственного, побывавшего в обоих противоположных районах земного шара - в Арктике и Антарктике".
(В 1897 году Ф. Кук участвовал в экспедиции бельгийского барона Адриена де Шарлаша в Антарктиду, за участие в которой он был награжден орденом Леопольда – высшей бельгийской наградой. Штурманом этой экспедиции был Руал Амундсен, который впоследствии, 14 декабря 1911 года, первым достиг Южного полюса.

По свидетельству Руала Амундсена, Кук, будучи врачом, спас от цинги и неминуемой гибели всю экспедицию).

Об экспедиции на Северный полюс Кук мечтал давно, но возможность ее осуществить подвернулась неожиданно.
В 1907 г. американский миллионер Д. Брэдли попросил Кука помочь в организации его охотничьей поездки в Гренландию. Кук решил воспользоваться этим шансом для осуществления своей цели.
Перезимовав в эскимосском селении Анноаток на севере Гренландии, Ф.Кук 19 февраля 1908 года на 11 упряжках (всего 103 собаки) в сопровождении каюров-эскимосов отправился к мысу Свартенвог.
В последнем броске на полюс вместе с Куком шли два эскимоса, каюры Авела и Этукишук, с двумя упряжками по 13 псов в каждой.

21 апреля 1908 г. Кук зафиксировал в своих записях этот момент:
- «Ничего примечательного; полюса как такового нет; море с неизведанными глубинами; переполнен радостью; не нахожу слов для выражения своего удовлетворения».
Почти год ушел у Кука на обратный путь.
Только в апреле 1909 года он добрался до селения Анноаток в Гренландии, где узнал от зимовавших там американского туриста Уитни и еще двух оставшихся человек из экспедиции Пири, что тот также начал свой путь к Северному полюсу.
Кук оставил на попечение Уитни часть документов и инструменты, которые он использовал в походе, что имело для него самые нехорошие последствия в дальнейшем.
. До конца июня ему пришлось ждать датского теплохода, и в Копенгаген он прибыл только 4 сентября 1909 года, где ему была устроена торжественная встреча.
Телеграмму в Нью-Йорк о своем покорении полюса от первого сентября он отправил из города Леруика, на севере Шотландии, куда заходил пароход.
7 сентября 1909 года в Датском географическом обществе в присутствии короля Дании Фредерика VIII Кук сделал доклад. Ему была вручена Золотая медаль за достижение Северного полюса.
Здесь же была оглашена и первая телеграмма Пири о его достижении Северного полюса, на что Кук ответил:
«Могу сказать, что не испытываю ни ревности, ни сожаления… Славы хватит на двоих»
21 сентября 1909 года Кук вернулся в Нью-Йорк, где ему была также устроена торжественная встреча.

В это время Роберт Пири также готовил свою экспедицию на полюс.
6 июля 1908 года корабль «Рузвельт» вышел из Нью-Йорка и 4 сентября доставил членов его экспедиции к мысу Шеридан на северо-восточном побережье Канадского острова Элсмир.
Это один из самых близких пунктов земли к географическому Северному полюсу.
В состав экспедиции входили 24 человека и 133 собаки, запряженные в 15 нарт. Пири поделил отряд на шесть групп, пять из которых по мере движения к полюсу должны были оставаться в тылу и готовить станции и базы, чтобы облегчить возвращение шестой группы, которую возглавлял Пири.
Помимо Роберта Пири в эту группу вошли четыре эскимоса и врач Мэтью Хенсон.
Поход к полюсу начался 15 февраля 1909 года, ещё в обстановке полярной ночи
Северного полюса, по словам Пири, он достиг 6 апреля 1909 года в 10.00.
Группа пробыла на полюсе 30 часов, Пири ее сфотографировал с флагами в руках.

Отряд Пири на Северном полюсе, 6 апреля 1909 года.
Слева направо: эскимосы Укеа и Ута, доктор М. Хенсон, эскимосы Эгингва и Сиглу

На обратном пути, уже в Гренладии, в селении Анноаток, Пири узнал о походе Кука, как оказалось, опередившего его на целый год!

Это оказалось для него, посвятившего полярным исследованиям 23 года своей жизни, пять раз предпринимавшим походы в Арктику, большим ударом
И тогда Пири совершил шаг, не имевший прецедента в истории полярных исследований.

Его люди допросили эскимосов, сопровождавших Кука, и сделали свой вывод:
- “….никакого похода к полюсу Кук не совершил! Все заявления Кука, как устные, так и в печатном виде, объявлялись фальсификацией и выдумкой”.
Оставалось только убедить в этом весь мир.
Покидая Анноаток, Пири согласился взять американского туриста Уитни на борт своего судна лишь при условии, что тот оставит в Гренландии все материалы и инструменты, которые ему передал на хранение Кук, после своего возвращения с полюса.
Материалы эти затем пропали, что в дальнейшем очень затруднило Куку доказывать свой приоритет в открытии Северного полюса.
Выбора у Уитни не оставалось: или согласиться на условия Пири, или зимовать еще раз, к чему он не был готов.
Вот только такой ценой Уитни смог возвратиться домой.
Свою телеграмму о покорении полюса Пири смог послать только через пять месяцев, в сентябре 1909 года, прибыв на Канадский Арктический архипелаг.
Возвратился он в Нью-Йорк 1 октября 1909 года без всякой помпы, его встречали лишь немногие друзья.
Как видим, вести о достижении Куком и Пири Северного полюса достигли цивилизованного мира в сентябре 1909 года почти одновременно.

Многие полагали, что два полярника поделят между собой честь и славу первооткрывателей.
Вот что говорил тогда Ф.Кук, когда услышал о достижении Пири полюса:
- «Я не почувствовал ни зависти, ни досады. Я думал лишь о Пири, о долгих и тяжелых годах и был рад за него. У меня не было соперничества.
Я верил в то, что Пири решил в своем походе, кроме тщеславной, и большие научные задачи…..
Мы оба – американцы, и, следовательно, не может возникнуть никакого международного конфликта из-за этого чудесного открытия, так давно и так
горячо желанного».

Но он ошибся, уже вскоре разгорелся беспрецедентный скандал.
И инициатором его стал Роберт Пири.
Роберт Пири, будучи человеком больших амбиций, не собирался ни с кем делить добытые лавры.
Одно из первых официальных заявлений Пири начиналось словами:

«Примите к сведению, что Кук просто надул публику. Он не был на полюсе ни 21 апреля 1908 года, ни в какое другое время….
…Я положил всю жизнь, чтобы совершить то, что казалось мне стоящим, ибо задача была стоящая и многообещающая. И когда я, наконец, добился цели, какой-то поганый трусливый самозванец все испакостил и испортил».

Пири развернул целую кампанию против Кука. Он обвинял его во лжи и подвергал сомнению все предыдущие достижения, в том числе и восхождение Кука в 1906 году на вершину Мак-Кинли на Аляске.
При этом Пири не жалел денег на лжесвидетелей и заказные статьи в прессе.
С самого начала силы спорщиков были явно неравны.
Роберт Пири был председателем Арктического клуба, названного в 1898 году его именем. Его экспедицию финансировали президент американского естественноисторического музея, один из крупнейших банков США, ряд железнодорожных и газетных компаний.
Успех Пири обещал принести им славу и реальные дивиденды. Все они поддержали полярника-честолюбца, поставив ему на службу свои капиталы, влияние и подконтрольные газеты.
Поддержку Куку оказал лишь Джон Брэдли.

Несмотря на то, что большая часть ученых и полярников встали на сторону Кука, официально достигнувшим Северного полюса был признан Роберт.
Давление прессы и общественного мнения сделало свое дело.
В 1911 году согласно резолюции Конгресса США Роберту Эдвину Пири присваивалось звание контр-адмирала
Но в результате обращения Ф. Кука к Президенту США из указа были убраны слова о Пири, как о первооткрывателе Северного полюса, а объявлялась благодарность «за арктические исследования, завершившиеся достижением Северного полюса».

Фредерика Кука травля в печати превратила в изгоя и отщепенца.
Под сомнение было поставлено даже первое его достижение – восхождение на пик Мак-Кинли (Аляска) в 1906 году. Тогдашний спутник ученого Эд Баррил внезапно заявил: «Нога Кука не ступала на Мак-Кинли. Это так же верно, как то, что я живу на свете».
Многие полагали, что Баррил тогда лжесвидетельствовал в обмен на чек в 5000 долларов, выписанный ему Пири).

Вся эта грязная истории завершилась обвинением Кука в спекуляции «дутыми» нефтяными акциями (он организовал в Техасе нефтяную компанию).
Опальный полярник был приговорен к 14 годам каторжных работ, из которых отсидел пять (с 1925-го по 1930 год).
Владельцы же его акций вскоре стали миллионерами: там были обнаружены богатые нефтяные залежи.
В 1914 году в Конгресс США было подана петиция с просьбой реабилитировать Ф. Кука и считать его первооткрывателем Северного полюса. Петицию подписали 90 тыс. человек. Но началась Первая мировая война и Президент США Вильсон отложил рассмотрение петиции.
Кук безуспешно пытался восстановить свой приоритет в судебном порядке. Написал книгу «Возвращение с полюса», впервые опубликованную только в 1951 году.
В 1936 году Ф.Кук обратился в Национальное географическое общество с просьбой рассмотреть вопрос в его пользу. Но ему было отказано в связи с недостатком данных.
Как мы помним, большая часть его материалов об экспедиции, благодаря “стараниям” Пири, была оставлена в Анноатоке и там утеряна.
16 мая 1940 года Кук был реабилитирован и скончался 5 августа 1940 года в возрасте 75 лет.

Первым, кто усомнился в достижении Пири полюса был известный английский полярник Уолли Герберт, пересёкший в 1968-1969 годах на четырёх упряжках за 476 дней всю Арктику и достигший Северного полюса 6 апреля 1969 года - в 60-ю годовщину достижения полюса Пири.
У. Герберт, основываясь на собственном экспедиционном опыте и материалах Пири, пришёл к выводу, что он не мог достигнуть Северного полюса и фальсифицировал материалы измерений.
Герберт считает, Пири не дошёл до полюса примерно 50 миль (80 км).
Об этом он и рассказал в своей книге “Лавровый аркан”, опубликованной в 1989 году.
Очень подробно скандальную историю изучил американец Теон Райт, опубликовавший в 1973 году книгу «Большой гвоздь», где показал отсутствие убедительных доказательств пребывания на полюсе как Кука, так и Пири.
Ни тот, ни другой не смогли измерить глубину океана на полюсе или провести астрономические наблюдения.
Особенно негативно автор книги оценил притязания Пири на первенство:
- «Все вместе позволяет сделать лишь один вывод: Пири не был на полюсе, а его сообщения о последнем походе – сплошная мистификация».

В 1973 г. профессор астрономии Деннис Ролинз опубликовал книгу, в которой доказал, что Пири никак не мог достичь полюса, что он не дошел как минимум 100 миль.
В 1996 году американец Роберт М. Брюс опубликовал труд «Кук и Пири: завершение полярной дискуссии».

В этой книге он делает вывод, что ни Кук, ни Пири не достигали полюса, причем последнему оставалось пройти ещё 160 км до цели. И утверждает, что Пири знал об этом и надеялся еще повторить свой поход к Полюсу.

Но Ф. Кук нарушил его планы и тогда Пири от безысходности начал лгать о покорении им Северного полюса.

Вот что писал по этому поводу знаменитый советский полярник А.Ф. Трешников:
- “ Спор Пири и Кука носит только исторический характер. Специалисты неоднократно тщательно проверяли определения Пири и Кука, чтобы установить, были ли они действительно на Северном полюсе.
В результате было установлено, что Кук и Пири имели сравнительно примитивные приборы для астрономических определений и навигационные приборы для счисления пути. Кроме того, ни тот, ни другой не обладали большими знаниями в навигации.
И если задать определённый вопрос: были ли они в самой точке Северного полюса, то ответ может быть отрицательным.”

Но большинство исследователей согласны с тем, что, даже ошибаясь в своих расчетах Ф. Кук, в отличие от Р. Пири, не лгал, и сейчас спор между истинным исследователем и честолюбцем закончился в пользу человека, который был выше простого стремления к славе.
Можно констатировать одно:

Кук и Пири достигли около полюсного пространства, но не самой точки Северного полюса!

К полюсу стремились попасть и по воздуху.
Американцы и здесь хотели присвоить себе пальму первенства. Им это даже удалось, пока не стали известны детали этого воздушного предприятия.
Фальсификация событий, видимо, у американцев национальный вид спорта, которым они продолжают заниматься до настоящего времени, фальсифицируя всякие события, в том числе и причастность России к их президентским выборам, к делу Скрипаля, к “химическим атакам” в Сирии и пр.пр.
В апреле 1926 года известный норвежский полярный исследователь Руал Амундсен, вместе с американцем Линкольном Эллсуортом и итальянцем Умберто Нобиле, намеревался достичь Северного полюса на дирижабле «Норвегия».
И тогда американец Ричард Берд решил опередить Амундсена.
6 мая 1926 года Ричард Бэрд со своим пилотом Флойдом Беннеттом вылетели с аэродрома в Шпицбергене в сторону Северного полюса на трехмоторном самолете Fokker, прозванном «Джозефина Форд», и, вернувшись через 15 с половиной часов, объявили о своей победе.

После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Калвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».
На самом же деле их в тот день подвел самолет - в двигателе возникла утечка топлива, и им пришлось повернуть назад, не долетев до желанной цели 240 км.
Кроме того, как впоследствии выяснилось, Бёрд и Беннет не смогли бы уложиться в 15 часов полета. Скорость полёта их самолёта «Жозефина Форд» составляла 165 километров в час. Крейсерская скорость была существенно ниже
К тому же для полёта на Северный полюс самолёт был оснащён вместо колес тяжёлыми полозьями для старта и посадки на снег. Поэтому скорость должна была меньше – около 140 километров в час. При такой скорости Бёрду и Беннету пришлось бы лететь на два часа дольше,
Но известно об этом стало только через 40 лет после смерти Бэрда, когда всплыли его бортовые дневники.

При исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток – тем самым, доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте.

11 мая 1926 года дирижабль “Норвегия”, на борту которого находились норвежец Руал Амундсен, американец Линкольн Эллсуорт и итальянец Умберто Нобиле стартовал со Шпицбергена и в 01.30 12 мая 1926 года достиг Северного полюса.


Дирижабль “Норвегия”

Тем не менее, целых 70 лет, с 1926 по 1996 годы, Берд незаслуженно считался «первым воздушным покорителем Северного полюса».

В 1928 году состоялась Арктическая экспедиция под руководством Умберто Нобиле на дирижабле “Италия”.
23 мая 1928 года дирижабль, с экипажем из 16 человек, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути, 25 мая, потерпел катастрофу.
Из 16 человек, отправившихся в последний полёт "Италии", погибли и пропали без вести восемь.
Для спасения было организовано несколько спасательных экспедиций (итальянская, норвежская, шведская), а также советская экспедиция на ледоколе “Красин”.
Самый мощный ледокол СССР – “Красин” стоял тогда в Ленинграде, практически в консервации, почти без команды.
Задача перед «Красиным» была поставлена - выйти в море через 104 часа. Это было сделано даже на несколько часов раньше.
Руководителем нашей экспедиции стал известный полярник Р.Л.Самойлович.
Руководителем летной группы экспедиции был один из пионеров полярной авиации Б.Г. Чухновский, имевший к тому времени, несмотря на свою молодость, 30 лет, уже богатый опыт полетов в Арктике, где летал уже с 1924 года.
Он входил в руководящую тройку экспедиции, вместе с Р.Л.Самойловичем и П.Ю. Орасом.

Б.Г. Чухновский, Р.Л. Самойлович, П.Ю. Орас
(слева направо)

Спасательная экспедиция вышла из Ленинграда 16 июня 1928 года.
Утром 12 июля 1928 года ледокол “Красин” спас Мариано и Цаппи из группы Мальмгрена, ушедшей из ледового лагеря (“Красной палатки”) на поиски берега.
Этих людей 11 июля обнаружил на льдине с самолета летчик Б.Г. Чухновский и передал их координаты на ледокол.

Из-за тумана самолет не смог вернуться на “Красин” и сел на торосистое ледяное поле. При посадке снесло шасси, и были сломаны винты.
Б.Г. Чухновский при этом сообщил:
“экипаж здоров, запасы продовольствия на две недели. Считаю необходимым "Красину" срочно идти спасать Мальмгрена".

Этот самоотверженный поступок сделал его героем спасательной экспедиции.
Поздно вечером 12 июля “Красин” принял на борт еще пятерых членов экспедиции Нобиле (Вильери, Бегоунек, Трояни, Чечони и Бьяджи), находившихся в ледовом лагере – “Красной палатке”.
Таким образом, все оставшиеся в живых члены экспедиции были спасены.
Самого Нобиле вывез шведский летчик Лундборг.
Летчик Б.Г. Чухновский со своим экипажем были найдены и подняты на борт “Красина” только 16 июля, проведя на льдине 5 суток.
Как пишет в своей книге “Необыкновенные собеседники” (М.1968г.) участник экспедиции Э.Л.Миндлин:

“..Чухновский стал первым человеком похода «Красина», знаменем экспедиции, героем ее и всеобщим любимцем… В истории завоевания Арктики имена летчика Бориса Чухновского и ледокола “Красин” неразделимы. В 1928 году он был несомненно самым прославленным человеком мира.. “.
«Великодушным чемпионом Арктики» назвали Б.Г.Чухновского родственники спасенных итальянцев.

Б. Г. Чухновский во время экспедиции
на ледоколе “Красин” 1928 г.

В ходе одной из спасательных операций 18 июня 1928 года погиб Руал Амундсен в Баренцевом море, вылетевший на самолете “Латам- 47” на поиски экспедиции.
17 человеческих жизней - таков общий трагический исход экспедиции Нобиле. Кроме восьми участников экипажа «Италии», погибло три итальянских летчика-спасателя, шесть человек на гидросамолете «Латам-47», в том числе Р. Амундсен.

Экспедиция на ледоколе “Красин” по спасению экипажа Италии стала одной из самых известных страниц истории освоения Арктики, послужила основой для сценария советско - итальянского фильма "Красная палатка", который вышел на экраны в 1969 году.
При возвращении «Красина» в Ленинград, на набережных Невы его встречали 250 тысяч человек.
Поход событием знаковым - СССР утвердился как арктическая держава,
Участники экспедиции были награждены специально изготовленными памятными знаками.

Б.Г. Чухновский и экипаж его самолета были награждены орденами
Красного знамени, Р. Самойлович и П.Орас - орденами Трудового Красного знамени.
Звание Героя Советского Союза тогда еще в СССР не было установлено.
Оно появилось в апреле 1934 года, и первыми этого звания были удостоены 20 апреля 1934 года полярные летчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов за спасение челюскинцев.
Этого звания не был удостоен Б.Г. Чухновский, а жаль, ведь он был истинным Героем Арктики, легендарным полярным летчиком.

Но народная молва сделала его Героем Советского Союза.
На Мемориальной доске, установленной в Гатчине, на здании школы № 4(бывшем Реальном училище), где учился Б.Г. Чухновский, высечена такая надпись:

“В этой школе в 1909- 1916 годах учился Герой Советского Союза полярный летчик, исследователь Арктики Борис Григорьевич Чухновский"

Мне довелось в 1974-1976 годах жить в Москве, в “Доме полярников” на Никитском бульваре и посчастливилось общаться Борисом Григорьевичем Чухновским,
В этом доме он проживал до самой своей смерти – 30 сентября 1975 года. (9 апреля 2018 года исполнилось 120 лет со дня его рождения).
Был он одинок, занимал одну комнату в двухкомнатной квартире. Вторую комнату занимала Матрена Александровна Штепенко, вдова известного полярного штурмана Героя Советского Союза А.П. Штепенко, который в 1942 году был штурманом самолета ТБ-7, на котором В.М. Молотов летал в Англию и США для подписания документов о взаимном сотрудничестве в борьбе с фашистской Германией.
(Об этом полете написал в своей статье “Операция “Бодигард”, размещенной в моем блоге).
В доме жили многие известные полярники и полярные летчики: А.В. Ляпидевский - летчик первый Герой Советского Союза; исследователь Арктики Г.А Ушаков; В.И. Аккуратов - знаменитый полярный штурман; М.П. Белоусов - полярный капитан; И.И. Черевичный –полярный летчик, Герой советского Союза и др.
Квартиры наши были на одной лестничной клетке, и Борис Григорьевич очень любил заходить к нам, как он говорил, на “посиделки”.
В ту пору он часто болел, на улицу практически не выходил, ему очень помогала, как могла, его соседка-Матрена Александровна, очень хорошая, и добрейшей души женщина.
Рассказывал о своей жизни, полетах в Арктике, как воевал в Заполярье.
Во время войны он служил в морской авиации, был заместителем командира авиполка на Северном флоте. Ушел в отставку в звании полковника.
Награжден орденом Ленина и тремя орденами боевого Красного знамени.

Но после громкой славы экспедиции ледокола “Красин” и ее участников, в 1937-1938 двадцать участников экспедиции были арестованы, а десять человек из них, в том числе и Р. Самойлович расстреляны.
П. Орас также был приговорен к расстрелу, но затем приговор был замен на 10 лет тюремного заключения. В тюрьме он умер в 1943 году

Об этом не мог не знать Борис Григорьевич и, конечно, переживал о трагической судьбе своих коллег по этой легендарной экспедиции.
Может быть, это и было причиной, что он не очень охотно вспоминал об экспедиции на “Красине”.
Несколько негативно отзывался о фильме “Красная палатка”, был недоволен тем, что никого из оставшихся в живых участников спасательной экспедиции на “Красине” не пригласили для консультации при написании сценария и исказили в фильме целый ряд событий экспедиции.
Рассказывал о своей поездке, вместе с Р.Л.Самойловичем (руководителем спасательной экспедиции), в 1929 году в Италию, о встрече там с А.М. Горьким, “суде чести” над генералом Умберто Нобиле, который был организован по приказу Муссолини, и о многих других ярких событиях, которых в его жизни было очень много.

А.М.Горький и Б.Г. Чухновский (первый слева)
Италия, Сорренто 1929 год

Поводом для “суда чести” явилась неудача экспедиции, в которой обвинили Нобиле. На родине его многие сочли предателем за то, что он согласился первым покинуть ледовый лагерь - “Красную палатку” на самолете шведа Лундборга.
Но Лундборг имел прямой приказ вывезти именно Нобиле и настоял на этом, несмотря на то, что Нобиле считал необходимым первым вывезти тяжело раненого члена экспедиции Чечони.
Кроме того, сама неудача экспедиции не вписывалась в фашистскую доктрину Муссолини победителей.
Несмотря на то, что из оставшихся членов экспедиции никто не свидетельствовал против Нобиле и защищали его на суде, он был объявлен нарушителем кодекса чести итальянского офицера и разжалован.
В 1932 году Умберто Нобиле по приглашению приехал в СССР, где 4 года руководил КБ дирижаблестроения в Долгопрудном.

Ледокол "Красин" и самолет летчика Б. Г. Чухновского во льдах Арктики во время операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле
Самолет - трехмоторный «Юнкерс» советского производства, сделан по лицензии. Позывные самголета – «Красный медведь».

Вот такова краткая история о первых воздушных экспедициях к полюсу.
.

Но если Ф.Кук и Р. Пири не достигли самой точки Северного полюса, то кто же это сделал?

В начале 1947 году состоялось знаменитое выступление У.Черчилля в Фултоне, в котором он обвинил СССР во всяких грехах, и началась холодная война.
У. Черчилль открыто назвал Советскую Россию причиной «международных трудностей…, что никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии…
Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании, является братская ассоциация англоговорящих народов».

С началом холодной войны, родилась и идея об использовании Полярного бассейна в качестве арены боевых действий.
Нужно было принимать меры, чтобы защитить наши северные рубежи, прежде всего исследовать будущий театр военных действий в свете усиления угрозы реального ядерного удара по СССР со стороны наших северных границ, которые могут достигаться стратегической авиацией США, находить и осваивать «ледяные авианосцы» в Арктике.

Высокоширотная воздушная экспедиция (ВВЭ) –“Север- 2”, начатая в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля 1948
года, стала советским ответом на все возрастающую активность США и Канады в Арктике.
Тематический план работ ВВЭ «Север-2» включал комплексное научное изучение района Арктики, известного как «область полюса относительной недоступности», решение практических вопросов обеспечения уверенного самолётовождения и плавания на трассе Севморпути, изучение теоретических проблем океанографии, физики атмосферы, геомагнитного поля Земли.
Целями военно-технической программы стали: определение возможности базирования и действий боевой авиации и сухопутных войск во льдах и на побережье Ледовитого океана в случае военного столкновения между СССР и США в Арктике, а также испытания новой техники (самолётов, средств навигации и связи, систем бомбометания, и т. п.).
ВВЭ «Север-2» началась 17 марта 1948 г. вылетом из Москвы нескольких военно-транспортных самолётов для проверки трасс и аэродромов.
Экспедиция проходила в обстановке совершенной секретности. Сообщений о ней в средствах массовой информации не было. Все военные полетели под своей «легендой»: географ, топограф.и пр.
Материалы экспедиции были рассекречены только в 1956 году.
Руководителем ВВЭ “Север-2” был начальник Главсевморпути Александр Кузнецов.

Руководитель ВВЭ”Север -2” А.А.Кузнецов

Вылет основной группы экспедиции состоялся 2 апреля 1948 г. с Центрального аэродрома Москвы на самолётах Ли-2 и Ил-12.
В состав экспедиции были включены так называемые «прыгающие» отряды. Метод их работы заключался в следующем: два самолёта с научной группой на борту и облегчёнными приборами совершают посадку на дрейфующую льдину в намеченной точке и выполняют комплекс наблюдений в течение 1–3 суток. После этого перебазируются, или «перепрыгивают», в следующую точку.
Этот метод так и стали называть – «метод прыгающих групп». Работой этих отрядов руководил М. М. Сомов.
23 апреля 1948 г. три самолёта Полярной авиации, которые пилотировали летчики Иван Черевичный, Виталий Масленников, Илья Котов, вылетев с острова Котельный, в 16.44 (моск.вр) приледнились в точку 90 градусов северной широты, т.е. точку географического Северного полюса Земли.

В составе этого отряда полярников во главе с А. Кузнецовым были Михаил Сомов, Павел Гордиенко, Павел Сенько, Михаил Острекин и ряд других полярников.
Установив временный лагерь на Северном полюсе, полярники в течение следующих двух дней вели научные наблюдения.
М. Сомов и П. Гордиенко впервые измерили глубину в точке Северного полюса, которая оказалась равной 4039 метра.

Таким образом, первыми людьми, ступившими в точку Северного полюса, являются участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции - «Север-2», под руководством начальника Главсевморпути Александра Кузнецова .

Приоритет первенства не подлежит сомнению и принадлежит России!
В 1988 году книга рекордов Гиннесса признала советский полярный десант 23 апреля 1948 года первым покорением Северного полюса.

Всего в апреле – мае 1948 года экспедицией “Север-2” были организованы восемь временных баз на льду, в том числе в точке географического Северного полюса, на которых проводились разнообразные научные исследования.
В период работы экспедиции самолёты совершили 121 посадку на ледовые аэродромы на дрейфующих льдах в 10 пунктах Центральной Арктики.
ВВЭ “Север-2” завершила свою работу 8 мая 1948 года и возвратилась на Большую землю.
Успешная работа этой экспедиции дала полярным авиаторам богатый опыт посадок на дрейфующие льды.
Получение информацию о состоянии ледяного поля в различных районах Арктики, позволило вскоре провести эксперимент по перелёту группы истребителей Ла-11 на один из ледовых аэродромов. Посадки истребителей на дрейфующие льды были выполнены впервые в истории авиации и подтвердили возможность использовать истребители для перехвата вражеских бомбардировщиков на дальних северных рубежах.
6 декабря 1949 г. некоторым участникам экспедиций «С-2» закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоили звания Героев Советского Союза. Золотой Звездой были награждены А. А. Кузнецов, лётчики, И. С. Котов, И. И. Черевичный, военные лётчики-истребители В. А. Попов, В. Д. Боровков.
Через год, 9 мая 1949 года, в 13.10 врач полярной экспедиции Виталий Волович и парашютист Андрей Медведев, с высоты 600 метров совершили первый в истории прыжок с парашютом на Северный полюс.

Подводя итог можно сказать, что не только “в области балета мы впереди планеты всей”, но и утерли нос американцам в покорении Северного полюса.
Сегодня интерес к Арктике и скрытым в ее шельфе богатствам проявляется с новой силой, и целый ряд стран претендует на то, что по праву принадлежит России, благодаря беззаветному служению родине русских людей- первопроходцев Арктики
Россия имеет право на значительную часть Арктического шельфа и начала самым серьезным образом осваивать Арктику.

В заключение привожу некоторые особо знаменательные события в достижении Северного полюса:
- 1607 год. Генри Гудзон (Англия) первый приблизился к Северному полюсу, до 80°23’ северной широты;
- 1765 – 1766 года Василий Чичагов (Россия) по приказу Екатерины II два раза плавал из Архангельска искать северный путь на Камчатку. Поднялся к северу до 80°30" северной широты;
- 1893 год. Фритьоф Нансен (Норвегия) на корабле «Фрам» пытается достичь полюса вместе с дрейфующими льдами. Продрейфовав полгода, Нансен оказался южнее, чем место старта.
С норвежцем Ялмаром Юхансеном он отправляется в путь на лыжах. Через пять месяцев, путешественники достигают 86°13’36’’ северной широты;
- 1908 год.Фредерик Кук (США) утверждает, что достиг Северного полюса;
- 1909 год. Роберт Пирри (США) также выступает с заявлением, что достиг полюса;
- 1912год. Георгий Седов (Россия) организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой великомученик Фока». Зимовал на острове Новая Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ о. Рудольфа;
- 1937 год. СП-1 Первая в мире дрейфующая полярная станции высажена в 20 км от Северного полюса. Дрейф длился 9 месяцев (274 дня). Руководитель И.Д Папанин.
Всего в СССР и РФ действовало 40 дрейфующих полярных станций СП. Последняя из них завершила работу в 2015 году;
- 1948 год. Участники Советской ВВЭ “Север -2” впервые в мире достигли точки Северного полюса;
- 1958 год. Атомная подводная лодка США "Наутилус" SSN-571 достигла под водой Северного полюса, зайдя под лед со стороны Берингова пролива;
- 17 июля 1962 год. Советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол", под командованием Л.М. Жильцова (руководитель похода А.И. Петелин) достигла Северного полюса, всплыла и водрузила Государственный флаг СССР;
- 1969 год. Уолтер Герберт (Англия) успешно достиг Северного полюса на собачьих упряжках;
- 1977 год. Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса;
- 1978 год. Наоми Уэмура (Япония) - первый человек, который добрался до полюса в одиночку, на собачьих упряжках;
- 1979 год. Дмитрий Шпаро (СССР) и команда из 4-х человек первые в мире достигают Северного полюса на лыжах;
- 17 мая 1994 года. (Россия), Впервые в истории полярных экспедиций команде, под руководством Владимира Чукова, удалось достигнуть Северного полюса на лыжах, в абсолютно автономном режиме. Весь путь был пройден без поддержки авиации, без пополнения запасов продовольствия, без замены снаряжения, а так же без использования собачьих упряжек.
Владимир Чуков - президент экспедиционного центра «Арктика», известный российский исследователь Северного полюса.
Он первым достиг Северного полюса на лыжах автономно, и является первым человеком в мире, кто четырежды достиг Северного полюса на лыжах автономно.
В. Чуков был организатором и участником первого в мире автономного трансарктического перехода из России в Канаду через Северный полюс. И это лишь малая часть его достижений;
- 1998 год. Андрей Рожков (Россия) первым в истории погрузился с аквалангом на Северном полюсе, но на глубине 47 м у него остановилось сердце;
- 2007 год. Первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах "Мир-1" и "Мир-2";
- 2009 год. Участники российской Морской ледовой автомобильной экспедиции (МЛАЭ), стартовав с Северной земли на колесных автомобилях «Емеля», достигли Северного полюса.


Участники экспедиции и автомобиль “Емеля”

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Лучшие статьи по теме