Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Маленький античный город большой Италии Античный город у брюллова сканворд 6 букв

Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Маленький античный город большой Италии Античный город у брюллова сканворд 6 букв

Публикации раздела Музеи

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр - архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» - главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии - гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году - исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» , - писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» . Моделями для персонажей стали итальянцы - потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма - как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю - семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней - христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю - жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане - два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними - юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» .

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике - символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти - в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет - с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане - и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею» , - пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже , где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей .

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» , - Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы» .

К. Брюллов. Автопортрет. (романтизм)

Родился в семье художника, академика, преподавателя Академии художеств. Уже в детстве с ним много занимался отец, что не могло не наложить отпечаток на его творчество. В своих произведениях он обычно следовал стилю классицизма (художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.), который настойчиво внедряла в своих стенах Академия художеств. Однако, как мы увидим, все же веяния также не оставили равнодушным Брюллова. Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания. Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами. Брюллову принадлежат полотна и на историческую, и на мифологическую темы, и на бытовые сюжеты. Писал также картины-иллюстрации к литературным произведениям и очень много портретов.


Последний день Помпеи (1833)



Картина воссоздает гибель античного города Помпея при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. Это громадный холст высотой в 4,5 метра и длиною в 6,5 метров.

Сложнейший пейзажный фон, многофигурная композиция потребовали напряжения физической и творческой энергии. Успех картины объясняется бурным драматизмом сцены, блеском и яркостью красок, композиционным размахом, скульптурной четкостью и выразительностью форм.

Везувий зев открыл - дым хлынул, клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Главное же состоит в том, что живописец с убедительностью показал: никакие, самые беспощадные и неотвратимые силы не в состоянии уничтожить в человеке человека. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Так, мужчина в самом центре картины, протянувший открытую ладонь левой руки к грозному небу, защищает от падающих камней не себя, а жену, которую он прикрыл своим плащом. Женщина же, согнувшись и наклонясь всем корпусом вперед, пытается своим телом укрыть детей.

Вот взрослые дети пытаются вынести из-под огня своего старого отца. Вот мать убеждает сына оставить ее, спасаться самому. А вот жених с мертвой невестой на руках.

Конечно, не все люди одинаково верны и порядочны. В картине присутствует и звериный страх, заставляющий всадника на коне скорее спастись самому, и неутолимая алчность, с которой жрец присваивает церковные сокровища, пользуясь общей паникой. Но их немного.

Все же в картине преобладают благородство и любовь.

На произведении Брюллова лежит яркий отпечаток влияния романтизма. Это видно и в выборе темы, и в огненном колорите картины. Но с другой стороны, здесь видно еще и влияние классицизма, которому всегда был верен Брюллов — фигуры людей очень напоминают совершенные античные скульптуры. Триумф, пережитый творением Брюллова, знали немногие художественные произведения.

Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт провел возле картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею. Когда автор ступил на родную землю, его горячо чествовали уже в Одессе (он прибыл морем), а особенно восторженно в Москве. Именно в «первопрестольной» художника встретили поэтическими строфами Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Автопортрет (1848)



Этот автопортрет считается одним из лучших в мировой живописи. В нем художник передал настроение, овладевшее им в конце жизни. Брюллов в то время тяжело болел. Мастер изображает себя полулежащим в кресле. Красная подушка, на которой устало покоится голова, подчеркивает болезненную бледность лица. Бессильно опущенная с подлокотника кисть исхудавшей руки усиливает мотив физического страдания. Однако, чувствуется, что к страданиям физическим присоединяются и душевные муки. О них выразительно говорит взгляд запавших, усталых глаз. Этот шедевр был написан всего за два часа.

Портрет Юлии Самойловой с воспитанницей


Эта картина - пик творчества Брюллова-портретиста. Это торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Брюллов и Юлия Самойлова любили друг друга. Они познакомились в Риме, и их любви способствовала щедрая итальянская природа. Художник изобразил ее вместе с воспитанницей, покидающих гостиную дома: стремительную, порывистую, ослепительно красивую, покоряющую благоуханной молодостью и страстностью натуры. Художник Кипренский говорил, что так удачно можно сотворить портрет женщины, которой не только бесконечно восхищаешься, но которую горячо, без ума любишь...

Второе название картины - "Маскарад". Это главный замысел художника.
Там, в глубине зала - маскарад. Но в мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинула маску и гордо демонстрирует свое открытое лицо. Она искренна. Она не скрывает своей любви к художнику,которого на этом балу подвергли осуждению, и своего отношения к обществу, которое она с племянницей демонстративно покидает.
А там, в глубине зала, продолжает веселиться толпа в масках, там представители высшего света, которые привыкли говорить одно, делать другое, а думать третье. Там насквозь фальшивое общество, с которым у Брюллова так часто не совпадали взгляды. Самойлова играла в жизни художника огромную роль - она поддерживала его и материально, и духовно в трудные минуты жизни Брюллова.

Бахчисарайский фонтан(1849)



Картина-иллюстрация одноименной поэмы Пушкина. Он изобразил «робких жен» хана Гирея в саду у бассейна, следящих за движениями рыб в воде. За ними наблюдает евнух. С интересом и восторгом передает художник экзотику Востока: причудливые восточные костюмы, пышную роскошь природы — все это придает картине праздничную декоративность. В картине нет драматизма. как в поэме. Идиллическое настроение делает ее живописной иллюстрацией к стихам:

Беспечно ожидая хана,

Вокруг игривого фонтана

На шелковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморной ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые.

Итальянский полдень (1827)



Моделью для этой картины служила римлянка из простолюдинок - полная, круглолицая особа, которую он изобразил за сбором винограда. Стоя на лестнице, в левой руке она держит корзинку с виноградом, а правой рукой собирается сорвать виноградную гроздь, да залюбовалась игрой света в налитых янтарем ягодах. За этим занятием и застал ее художник. Щедрое итальянское солнце сквозит в зеленой листве, горит золотом в плодах винограда, вспыхивает ярким пламенем на пурпуре накидки, перекинутой через левую руку молодой женщины, в румянце ее щек, в изгибе алых губ, пронизывает ее пышный бюст, который обнажила сползшая с плеча блуза. "Итальянский полдень" - зрелая, цветущая женщина, под стать зрелым и сочным плодам, взлелеянным итальянским солнцем. Буйство света и красок, типично итальянский, южный склад лица не требуют показывать окружающую обстановку, чтобы подчеркнуть место действия.

Портрет сестер Шишмаревых (1839)



Парадный портрет дочерей известного любителя театра и художника Шишмарева. Портрет написан в виде жанровой картины, Сестры изображены спускающимися по мраморной лестнице в сад. У ног их стремительно проносится собака. Внизу слуга - эфиоп удерживает арабских скакунов. Плавны и красивы движения «амазонок». Изысканны их костюмы. Глубок и насыщен цвет синих, малиновых, черных одежд.

Вирсавия (1832)



Картина написана на библейский сюжет. Вирсавия - это жена Урии, друга царя Давида. Давид убил Урию и сделал Вирсавию своей женой.Она родила ему сына, будущего царя Соломона, прославившегося своей мудростью. Художник соединил в картине идеальную красоту с жизненной правдой. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм, которые напоминают о классицизме, эта красота не холодная, а живая, теплая. Мифологический сюжет в духе романтизма окрашен пряностью восточной экзотики: белоснежная красота Вирсавии оттенена темнокожим телом негритенка.

Девушка, собирающая виноград.



Картина написана в 1827 году. Это сценка из сельской жизни, пдсмотренной в одном из итальянских местечек. Брюллов превратил его в нарядный балетный спектакль.

Юная крестьянка, подобно грациозной танцовщице, поднялась на полупальцах и раскинула гибкие руки, едва касаясь лозы с гроздью черного винограда. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье - хитон. Нитка кораллов оттеняет стройную шею и румяное лицо, обрамленное вьющимися каштановыми волосами.

Другая девушка, свободно полулежащая на ступеньках дома. позванивает колокольчиками бубна и кокетливо поглядывает на зрителя.

В веселую компанию вмешивается младший братишка в короткой рубашке - этакий вакхальный амурчик, который тащит бутыль для вина.

Гадающая Светлана


В Сочельник девушки гадают на суженого. Вот и Светлана, глядя в зеркало, гадает. Это девушка из народа - в кокошнике, в сарафане, с бусами на груди. Художник, конечно, сильно приукрасил портрет - девушки из народа так не одеваются. Светлана вглядывается в зеркало и шепчет какие-то заклинания. Девушка страстно произносит волшебные слова, глаза ее умоляюще вглядываются в свое лицо, как будто сама у себя она ждет исполнения желания. Рядом стоит горящая свеча, освещая лицо девушки.

Портрет Н. Н. Гончаровой. 1832г.



Это единственный портрет жены Пушкина, созданный при жизни поэта. Это подлинный шедевр русской акварельной живописи.

Художник не вникает в характер молодой дамы. Он целиком находится под влиянием красоты и обаяния юности. Поэтому все внимание зрителя приковано к ее молодости, к миловидности почти детского лица, и нарядному туалету. Ей было всего 18 лет.

На портрете у прекрасной Натали в ушах серьги с дорогими бриллиантами. Небогатый Пушкин одолжил их для бала для любимой жены у своего друга, Петра Мещёрского. Когда поэт увидел их на жене, он настоял, чтобы Брюллов написал портрет именно в этих серьгах. Следует сказать, что по преданию, алмазы эти были не простые, а "ширинские алмазы" - их относят к историческим "роковым драгоценным" камням. Считалось. что их нельзя носить женщинам, не принадлежащим к роду Мещёрских.

Глядя на этот портрет кисти Брюллова, невольно вспоминаются строки из стихотворения Пушкина, посвященные любимой жене:

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель...

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Парный портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар (1849), акварель



По совету врачей в 1849 году Брюллов уезжает на остров Мадейру, где он пробыл около года. Здесь, среди немногочисленной колонии русских художник познакомился с красивой четой Мюссар. Евгений Иванович Мюссар был секретарем герцога Максимилиана Лихтенбергского и его супруги великой княгини Марии Николаевны. Художник взялся написать портрет супругов Мюссаров. Портрет конный, парадный. Брюллов очень любил писать такие портреты. И хотя это акварель, художник мастерски сумел передать фактуру одежды и красоту аксессуаров. Но их блеск не мешает полюбоваться красивой четой Мюссар на прогулке и статью их великолепных лошадей.

Смерть Инессы де Кастро(1834)



Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т.к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу.

Дон Педро отказался женится на отцовской претендентке. Тогда по решению королевского Совета было решено убить Инессу. Выждав момент, когда Дон Педро ушел на охоту, король с советниками отправился к Инессе. Когда Инесса поняла, что их ждет, то она бросилась в ноги королю. Несчастная женщина рыдала, умоляя сохранить ей жизнь. Вначале король пожалел молодую женщину, однако советники уговорили не поддаваться ненужной жалости и убили мать двоих детей.

Дон Педро не простил отцу такого вероломства и после его смерти нашел непосредственных убийц и казнил их. Художник сумел передать чувства матери, страстно умоляющей своих убийц. В темных мрачных тонах изображены король и его приспешники, светлым пятном выделяются фигуры Инессы и детей. И снова в изображении женщины Брюллов остается верен классицизму, а в выборе темы, в изображении страсти склоняется к романтизму.

Всадница (1823)



Пожалуй, самый известный портрет кисти Брюллова. Перед нами воспитанницы графини Самойловой - Джованна и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованна в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка - зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

При жизни его называли "Великим Карлом", он был гордостью и славой российской Академии художеств, удостоившей его в годы учебы всеми академическими наградами. В день окончании Академии Карл Павлович Брюллов вынес целую пригоршню медалей из актового зала. Для публики он воплощал миф о гении, блестящем, капризном, самоуверенном и недосягаемом в своем мастерстве, образованности, светских знакомствах, любовных похождениях и кутежах. Одна из легенд о Брюллове отражена в рисунке Репина "Пушкин и Карл Брюллов", где изображен Пушкин, на коленях выпрашивающий у Великого Карла рисунок.

Карл Павлович Брюллов родился и рос в семье потомственных художников (прадед рабо­тал лепщиком на фарфоровом заводе, дед был скульптором, отец - академиком орнаментальной скульптуры, брат Александр - архите­ктором). Его знаменитый талант проявился на редкость очень рано. Еще учась в Академии, Брюллов становится ее звездой.

В 1821 году Брюллов оканчивает Академию с Большой золотой меда­лью и в 1822-м уезжает в Рим на деньги Общества поощрения ху­дожников. Здесь он создает лучшую работу в своей жизни - знаменитый «» (1830-1833).

К этому времени романтизм в России проходит «портретную» и «пейзажную» стадии, и русское искусство «дозревает» до создания большой историко - философской картины. Тема такой картины - не судьба конкретной исторической личности и даже не судьба народа, а судьба всего человечества.
Сюжет полотна Брюллова - стертого с лица земли античного города Римской империи - Помпеи - во время извержения Везувия в первом веке нашей эры. В этой катастрофе погибло порядка двух тысяч человек. Выбор сюжета, возможно, был подсказан братом художника архитектором Александром Брюл­ловым, создавшим известный проект реконструкции Помпейских бань. Толчком к формированию замысла картины послужила и опера Пачини «».

Интересно, что картина писалась не по заданию Академии, а по сво­бодно выбранному сюжету; не по официальному заказу, а по заказу частного лица, князя А.Н. Демидова.

Картина Брюллова с новой для того времени с исторической и археологической точностью - изображала исторический период, географическую местность, стиль одежды, оружие. С середины XVIII столетия велись раскопки в засыпанных пеплом Везувия городах Геркулануме и Помпеях, вызывавшие боль­шой интерес в обществе. Художник Карл Брюллов в своей работе использовал археологические открытия. Местом действия Брюллов изобразил улицу Гробниц, которая наиболее сохранилась в городе, разрушенном временем. Даже найденные при раскопках скелеты трех соединенных друг с другом женщин, он изобразил в картине как соединенную вместе группу - мать с двумя дочерьми.

Около шести лет художник внимательно изучал исторические источники и доку­менты, связанные с трагедией Помпей, читал письма древнеримского политического деятеля Плиния Младшего к историку римской империи Тациту, быт, нравы и традиции древней Италии. Но докумен­тальные факты и точность, как фундамент картины, не заключает в оковы фантазию и воображение Брюллова, его гений не становится пленником археологических и исторических подробностей. Главное - человек перед лицом смерти, обнажающей его нравственные качества. Любовь и благо­родство: вот мать Плиния, убеждающая сына оставить ее, не обреме­нять себя; вот жених с мертвой невестой на руках. Или звериный страх, поглощающий самоуважение человеческой личности.

Работая над произведением, Брюллов вдохновлялся монументальными произведениями титанов эпохи Возрождения Рафаэля и Микеланджело . Он копировал «Афинскую школу » и изучал «Пожар в Борго » Рафаэля. Брюллов повторяет прием мастеров Ренессанса, включав­ших свои автопортреты и портреты своих современников в полотна на библейские исторические сюжеты. Есть портретные лица и в «Последнем дне Помпеи »: портрет самого Брюллова и его друга - графини Юлии Самойловой. Александр Иванов с гордостью за рус­скую живописную школу писал, что своей картиной Брюллов дока­зал: «русским назначено совершенствовать то, что изобрели великие живописцы Италии».

После торжественного показа «Помпеи » на европейских выставках художеств гениальный Карл Павлович Брюллов, добившись успеха, вернулся в Россию и был встречен как герой, который прославил Отечество.

После «Помпеи » Брюллов ищет новые драматические исторические сюжеты. Он пишет картину «» (1834)

на сюжет поэта XVI века Камоэнса, разрабатывает эскиз картины под названием «».

Сюжет навеян статьей Н.В Го­голя «О движении народов в конце V века». О вожде гуннов Гензерихе (в эскизе Брюллова он изображен на коне с тигровой шкурой по­верх лат). Брюллов не дерзнул создать большое полотно по этому эскизу. Повторить успех «Помпеи» более не удалось.

Выдающийся Брюллов очень многообразен в своих жанровых увлечениях. Для него нет преград для написания своих бесценных работ, будь это исторические драмы или жанровые сценки, портреты или картины в стиле "НЮ". Написанные в Италии жанровые картины - «», «Полдень », «Сбор винограда », «», «» - нарядны и праздничны.


Холст, масло


1827. Холст, масло


Пифферари перед образом мадонны . 1825. Холст, масло

Здесь Брюллов создает живое ощущение воздуха и солнца. Цвет в его работах остается локальным. Расположение цветовых пятен подчинено декоративным задачам.

», «» - синтез суровой жизненной правды и идеальной красоты. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм красоту не холод­ную, а живую, теплую.


Холст, масло


Между 1839 и 1845. Эскиз. Холст, масло. 52,5х67,1


Холст, масло. 146,1х124,1

«Фирменный» эффект живописи Брюллова, предмет подражания и зависти его эпигонов, - удивительно мягкое свечение изнутри, вдохновленное античными мраморами, - состав­ляет славу этих работ художника. Ню Брюллова на мифологические сюжеты в духе романтизма окрашены пряностью восточной экзоти­ки: белоснежная красота его Вирсавии и Юноны оттенена темноко­жими телами мулаток.

Как и многие творцы - художественные романтики, Брюллов увлекался экзотикой Востока. В 1835 году он побывал в Турции. После этого путешествия в его творчестве возникают восточные темы: произведения по моти­вам «Бахчисарайского фонтана » Пушкина , поэмы Жуковского «Пе­ри и ангел », «Турчанка ». Причудливые восточные костюмы позволя­ют развернуться декоративному таланту Брюллова .

В творчестве Брюллова, как исторического живописца, можно увидеть замечательное собрание его портретов в разное время. Пожалуй, са­мый известный среди них - знаменитая «Всадница » (портрет Джованины и Амацилии Пачини - воспитанниц графини Ю.П. Самой­ловой).

Создавая свой вариант парадной картины - портрета, он вдохновлялся классикой данного жанра - парадными портретами с броской выразительностью и торжественностью голландского мастера, ставшего портретистом при английском дворе XVII столетия, Ван Дейка. В парадном портрете присутствуют оттенки быта. Портрет Брюллов как бы наполнил жизненным движением, мотивом и звуками: собаки лают, кажет­ся, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка (зеленое на зеленом). Портрет впитал в себя ликующее чувство восторга перед праздничным богатством и многообразием жизни.

В портретах 1840-х годов характеристика человека становится более глубокой и индивидуальной, оттенки чувств и психологических со­стояний - разнообразными. Парадный портрет - картина отходит на второй план. Нынешние герои Брюллова - это дворянская интелли­генция после поражения восстания декабристов, время, когда мно­гие предпочитали уезжать за границу или в свои имения, но не жить в столице, не служить при дворе Николая I. Герои Брюллова внешне пассивны, безвольны, им знакомо чувство внутреннего опустоше­ния. Портретное творчество мастера 1840-х годов полно лермонтов­ских настроений: «огонь в крови» и «холод тайный» души, гибель в бездействии интеллектуальных и душевных сил России, меланхолия известных по истории российской словесности и школьным урокам литературы «лишних людей».

По сравнению с предшественниками (Рокотовым, Левицким, Боро­виковским, Кипренским) в портретах Брюллова появляется новая черта - рефлексия. В творческом мышлении Карла Павловича лежат истоки описания психологического портрета личности второй половины XIX столетия, портрета Перова , Крамского , Ге , Репина . Одна из лучших работ Брюллова зрелой по­ры - «», друга художника, переводчика Гете на русский язык.

Именно ему был подарен М.И. Глинкой романс «Жаворонок ». Болезненно - бледное тонкое лицо, погасший огонь глаз, безвольные мягкие губы, нервные тонкие пальцы - перед нами умный, чуткий, но глубоко уставший и опустошенный человек.

Близок к нему по эмоциональному настрою и «Автопортрет », напи­санный Брюлловым очень быстро в эскизной манере во время краткой передышки в период болезни. Бледное, измученное болез­нью и думами лицо окаймлено ореолом золотистых волос, правая ру­ка опущена вниз. Раненый лев, утративший силу, но не потерявший величия.

Один из последних портретов художника - «».

На портрете ему семьдесят два года. Археолог, востоковед смотрит с портрета зорко и собрано, жизнь интеллекта делает его красивым.

Последние годы жизни Брюллов провел на острове Мадейра и в Риме. Он умер в Риме, там же похоронен на кладбище в Монте - Тестаччо. Возвеличенный, обожествленный при жизни, после смерти Брюллов подвергся суровой критике и был грубо свергнут с пьедестала поко­лением 1860-х годов.

Искусство второй половины XIX века отвернется от Карла Брюллова, его полотна будут названы В.В. Стасовым пустыми, трескучими, фальшивыми. Выведенный Н.С. Лесковым под именем Фебуфиса в романе «Чертовы куклы», Брюллов изображен человеком одаренным, но пустоцветом, красивым, но холодным. А писателю и критику Д.В. Григоровичу Брюллов представлялся карикатурной фигурой - маленьким толстым человеком на коротеньких ножках с выдающим­ся животом. Вокруг имени Брюллова будет вестись очень острая поле­мика. И понадобятся авторитет и смелость И.Е. Репина , чтобы на ис­ходе XIX столетия в своих статьях и письмах отдать должное таланту Брюллова и реабилитировать искусство Великого Карла.


Холст, масло.


1830. Холст, масло.


Холст, масло. 102,3х86,2

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852),

Художник.

Автопортрет

Родился Карл Брюллов 12 декабря 1799 года в Петербурге. Вырос в художественной семье: его братья, отец, дед, прадед были художниками.
Он успешно окончил Академию художеств, где преподавал его отец. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке, он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

В 1821 году в Петербурге было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Именно Карл Брюллов и его брат Александр первыми отправились на деньги Общества в Италию, в Рим.

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

А накануне заграничной поездки их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Молодые русские художники обстоятельно знакомились с историей, искусством Западной Европы.

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837

Там Карл написал картину "Итальянское утро", которая сделала его необыкновенно популярным художником.

Итальянское утро

Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Итальянский полдень


Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Всемирное признание принесло Брюллову написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи". Имя Карла Брюллова теперь ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Последний день Помпеи

Сюжет картины «Последний день Помпеи» - гибель античного города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлением своего замысла, он тщательно изучил исторический материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы - римского писателя и государственного деятеля - Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.

В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств.

В Петербурге художник создал галерею портретов современников.

Всадница

Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.

Помпей, из прошлого

Продолжаю повествование о небольших городах из серии «мал да удал».

Начало на

На этих страницах я взяла на себя большую ответственность представить вам, уважаемые читатели маленький город большой Италии - Помпей.

Я уверена, что многие из вас, побывавшие на юге Италии, не обошли своим вниманием великий Везувий и не отказали себе в удовольствии совершить путешествие в глубь веков, т.е. посетить Помпей.

Перед поездкой в Италию я немного знала об этом городе, мои познания практически ограничивались известной картиной Брюллова « Последний день Помпеи », но, готовясь к поездке, я решила, что картина будет неполной, если не покопаться в истории и не попытаться понять, как жили люди в этом древнем городе, какие были у них интересы, привычки, предпочтения и почему так неожиданно оборвалась их жизнь.

Итак, что же донеслось до нас из глубины веков?

Основание Помпей археологи относят к середине VI века до н.э., тогда Помпей ничем не выделялся на фоне остальных городов Кампании (так называлась и называется сейчас плодородная область Апеннинского полуострова, где располагался город Помпей).

Значительно позже, в I в. до н. э. Помпей превращается в культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные здания, мостятся улицы. Город украшается скульптурами, мозаиками, фресками. Это были времена, когда особое внимание в Римской империи уделялось архитектуре: строились водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многочисленные жилые дома.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучало первое предупреждение грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен. До этого момента в городе ощущались несильные толчки, которые не наносили ощутимого ущерба. Чувство опасности у жителей к этому времени притупилось.

Последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

Но в октябре 79 года н.э. дремавший до сих пор Везувий проснулся окончательно и обрушил на город всю свою мощь, как бы мстя людям за многолетнее пренебрежение к его великой особе.

Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это полетело с огромной скоростью на город. Люди пытались укрыться в домах, но погибали там же от удушья или под развалинами. Смерть настигала везде: в театрах, на рынках, форуме, в храмах, на улицах города, за его чертой. Но большинство жителей все же успели покинуть город.

Везувий же бушевал весь день. Помпей накрыло многометровым слоем пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе последующие три дня. Город погиб безвозвратно.

Картина Брюллова « Последний день Помпеи»

«Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины»

Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпей оказался самым сохранившимся античным городом, поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы.

К настоящему времени трудами археологов открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям!): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое доступны для осмотра.

Давайте войдем в ворота города Помпей.

Неожиданно, непосредственно возле самых ворот, едва переступив порог, при входе в город я увидела хорошо сохранившееся изображение фаллоса на плитках пола.

Вот это да! - оторопела я - веселенький был, однако, городишко!

- Не правда ли, более чем экстравагантно действовали в античные времена?

Не могу даже представить, чтобы началось, если бы сейчас люди попробовали вести себя также… - прим. автора.

Таблички с изображением волчиц или фаллосов, ранее висевшие на домах, давно находятся в музеях Неаполя, и остается только верить экскурсоводам, что здесь и здесь они висели когда-то. Древние джентльмены не стеснялись похвастаться, если было чем, и заказывали художникам специальные таблички с изображением своего достоинства и его размеров, которые прикрепляли над порогом своего дома.

Легко догадаться, каким неординарным городом был Помпей и почему моряки и воины всегда стремились туда. Лупонариев в городе было предостаточно: они располагались в отелях и в частных домах на вторых этажах, или на первых с отдельным входом, лишь только в банях и термах их не было (парадокс, в наше время услуги интимного характера процветают как раз в банях! - прим. автора) . Римляне же любили мыться и не хотели отвлекаться от этого священного занятия на разные

Их легко понять, не было же ванных комнат в домах, в которых отсутствие горячей воды в течение двух недель мы воспринимаем как стихийное бедствие! Древним приходилось ходить в общественные заведения, где удавалось совмещать приятное с полезным: можно было помыться и встретиться с друзьями и соседями. - прим. автора.

В лупонариях сохранились занимательные фрески, которые настраивали посетителей на нужный лад, эти фрески детям показывать не стоит. Много фресок эротического характера обнаруживается в частных домах, что говорит о серьезном отношении бывших хозяев к вопросам секса. Приглядевшись, вы с удивлением обнаружите, что в услугах интимного характера мало, что изменилось с древних времен.

Европейцам в Помпеях покажутся дверные проемы узкими, потолки низкими, ложи короткими, комнаты маленькими. Древние люди были небольших размеров, примерно как современные японцы.

В Помпеях вы найдете множество мраморных колонн, которые теперь ничего не подпирают, разве что небосвод, мозаики, фрески, живописные развалины, древний туалет и остатки древнего водопровода.


К водопроводу были подключены лишь богатые дома, фонтаны и термы. Обычные горожане набирали воду из фонтанов, поэтому никаких признаков водопровода в их домах нет. Сохранились только большие емкости для набора дождевой воды.

Экспонируются гипсовые фигурки древних жителей в натуральную величину.

Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков. Дома в основном были двухэтажные, расположенные к улице глухой стеной, что говорит о том, что древние люди не имели желания выставлять свою личную жизнь на показ. Целые городские кварталы занимали термы, излюбленные места досуга горожан. Иные места досуга и развлечений расположены периферийно, там сосредоточены театры. Город обнесен крепостной стеной с несколькими воротами.

На время представлений в театре сиденья устанавливают, а затем снимают.

В Помпеях применяется принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, т.е. намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в завершенном виде, позволить провести аналогии с другими объектами, при этом, не нарушая связь с достоверным археологическим наследием - примеч. архитектора

Дальнейшие раскопки практически не ведутся, т.к. остро стоит вопрос сохранения того, что уже раскрыто.

В наши дни на Помпей наступает новый враг - разнообразная растительность, которая пробивается повсюду, неумолимо продолжая процесс разрушения города. С этим врагом средства борьбы пока не найдены.

Зрительно растительность придает определенный шарм городу. Красные головки цветущих маков, то тут, то там колышущиеся от легкого ветерка тонкие молодые деревца усиливают чувство покоя и заброшенности, напоминая о мирной жизни и разразившейся здесь когда-то трагедии.

Лучшие статьи по теме