Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Венецианская живопись эпохи возрождения. Высокое возрождение в Венеции

Последним из итальянских городов, не раньше середины XV века, идеями Ренессанса прониклась Венеция. Непохожая на всю остальную Италию, она и прожила его по-своему. Процветающий, избегающий военных конфликтов город, центр морской торговли, Венеция была самодостаточна. Её мастера до такой степени держались особняком, что когда флорентиец Вазари в середине XVI века стал собирать материал для «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», он не сумел добыть подробности биографий людей, живших столетием раньше, и объединил всех в одной короткой главке.


Беллини. «Чудо у моста Св. Лаврентия». С точки зрения венецианских художников, все святые жили в Венеции и плавали на гондолах.

Мастера Венеции не стремились в Рим изучать античные руины. Им гораздо больше нравились Византия и Арабский Восток, с которыми Венецианская республика торговала. Кроме того, они не спешили отрекаться от средневекового искусства. И два самых знаменитых городских здания — собор Св. Марка и Дворец дожей — являют собой два прекрасных архитектурных «букета»: в первый попали мотивы византийского искусства, а во втором уживаются средневековые стрельчатая арка и арабский узор.

Леонардо да Винчи, великий флорентиец, порицал живописцев, слишком увлекавшихся красотой цвета, считая главным достоинством живописи рельефность. Венецианцы имели на этот счет свое мнение. Они даже научились создавать иллюзию объёма, почти не прибегая к помощи цвета и тени, а используя разные оттенки одного цвета. Так написана «Спящая Венера» Джорджоне.

Джорджоне. «Гроза». Сюжет картины остаётся загадкой. Но ясно, что художника больше всего интересовало настроение, состояние души персонажа в настоящий, в данном случае предгрозовой, момент.

Художники Раннего Возрождения писали картины и фрески темперой, изобретенной еще в древности. Масляные краски известны с античности, но живописцы прониклись к ним симпатией лишь к XV веку. Первыми технику масляной живописи усовершенствовали нидерландские мастера.

Поскольку Венеция построена на островах среди моря, фрески быстро разрушались из-за высокой влажности воздуха. Писать на досках, как написал свое «Поклонение волхвов» Боттичелли, мастера тоже не могли: вокруг было много воды, но мало леса. Они писали на холсте масляными красками, и в этом больше остальных ренессансных живописцев походили на современных.

К науке венецианские художники относились прохладно. Они не отличались и разносторонностью дарований, зная лишь одно дело — живопись. Зато они были удивительно жизнелюбивы и с удовольствием переносили на полотна всё, что радовало глаз: венецианскую архитектуру, каналы, мосты и лодки с гондольерами, грозовой пейзаж. Джованни Беллини, знаменитый в свое время в городе художник, увлекся, по словам Вазари, портретной живописью и так заразил этим сограждан, что всякий венецианец, достигший сколь-нибудь значительного положения, спешил заказать свой портрет. А его брат Джентиле будто бы потряс до глубины души турецкого султана тем, что написал его с натуры: увидев «второго себя», султан посчитал это чудом. Много портретов писал Тициан. Живые люди художникам Венеции были интереснее, чем идеальные герои.

То, что Венеция задержалась с нововведениями, оказалось кстати. Именно она сохранила, как сумела, достижения итальянского Ренессанса в годы, когда в остальных городах он успел угаснуть. Венецианская школа живописи стала мостиком между эпохой Возрождения и тем искусством, что пришло ей на смену.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА"

Факультет русской филологии и национальной культуры

Направление подготовки "Теология"

Контрольная работа

По дисциплине "Мировая художественная культура"

На тему: "Венецианское Возрождение"

Выполнил студент 2 курса

заочной формы обучения:

Костюкович В.Г.

Проверила: Шахова И.В.

Рязань 2015 г.

План

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски "Ринашименто") был впервые введен живописцем, архитектором и историком искусства 16 в. Джордже Вазари, для необходимости определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе.

Культура Возрождения зародилась в Италии, и связано это было, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения. Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца 15 и начала 16 вв., изменили жизнь средневековой Европы. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявили себя в искусстве. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей. Все более самостоятельными становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины 13 по первую половину 16 столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII-XIV в. - Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; XV в. - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV-первая треть XVI в. - Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Ильина с. 98 В данной работе будет рассматриваться особенности Возрождения в Венеции.

Развития итальянской ренессансной культуры очень разнообразно, что обусловлено разным уровнем экономического и политического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов, их различной степенью связи с феодальными традициями. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в 16 в. - римская и венецианская.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающий его мир, в образовании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного языка нового искусства, и наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Все это явилось основой для последующего развития европейской культуры в 17 - 18 вв. Именно Возрождение осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров - языческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

Деятели Возрождения создавали в противовес феодальному мировоззрению, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение. В центре внимания в эпоху Ренессанса был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое" (от лат. humanitas - человечность). Для итальянских гуманистов главным было направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной формой в природе.

Тема Возрождения, и в частности, Возрождения в Венеции, актуальна тем, что искусство эпохи Возрождения развивалось на основе синтеза всего того лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков и искусстве античного мира. Искусство эпохи Возрождения стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив на первое место человека, с его радостями и горестями, умом и волей. Оно выработало новый художественный и архитектурный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение эпохи Ренессанса является важным звеном для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.

Особенности венецианского возрождения

По обилию талантливых мастеров и размаху художественного творчества Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Искусство Венеции представляет особый вариант развития художественной культуры Возрождения по отношению ко всем остальным центрам ренессансного искусства в Италии.

Уже с 13 в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой. Много веков Венеция жила, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими как крайний предел богатства, так как зелени в городе было очень мало. Людям приходилось отказываться от нее в пользу увеличения жизненного пространства, расширения города, и так отовсюду стесняемого водой. Наверное, поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте, и каждый художественный стиль достиг у них довольно высокого уровня в своих декоративных возможностях. Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции Венеции, и все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные богатства позволили ей сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части 16 в.

Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии этой эпохи, но и продолжалось оно дольше, чем в других центрах Италии. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Возрождение в Венеции, как было сказано, имело свои особенности, она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Венецианский Ренессанс имел другие истоки. Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь с 15 в. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции, наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую державу повинно в этой задержке, так как крупная торговля, и соответственно большее общение, с восточными странами повлияло на ее культуру. Культура Венеции была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Художественная культура Венеции еще в 14 веке представляла собой своеобразное переплетение пышно-праздничных форм монументального византийского искусства, оживленного влиянием красочной орнаментальности Востока и своеобразно-изящным переосмыслением декоративных элементов зрелого готического искусства. Конечно, это отразится и в венецианской художественной культуре Возрождения. У художников Венеции на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.

Венецианское Возрождение было богатым на великих живописцев и скульпторов. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594) «Культорология с. 193 .

Крупнейшие представители венецианского возрождения

Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510). Типичный художник поры Высокого Возрождения. Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Пейзаж, природа и прекрасное человеческое тело стали для него предметом искусства.

Джорджоне сыграл для венецианской живописи ту же роль, что и Леонардо да Винчи для живописи средней Италии. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Ильина с. 138 Но все же по сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, он интересуется не столько линейной, сколько воздушной перспективой. Огромную роль в его композициях играет колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве.

Среди его ранних произведений привлекает внимание "Юдифь" (около 1502 г.). Героиня, взятая из ветхозаветной апокрифической литературы, из Книги Юдифи, изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Художник изобразил Юдифь в момент ее торжества во всей силе ее красоты и сдержанного достоинства. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское "сфумато". Ильина с. 139 Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, однако, странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, попранная ею. Еще из работ Джорджоне нужно отметить "Грозу" (1506 г.) и "Сельский концерт" (1508-1510), где так же можно разглядеть прекрасную природу, и конечно картину "Спящая Венера" (около 1508-1510). К сожалению Джорджоне не успел завершить работу над "Спящей Венерой" и, по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан.

Тициан Вечеллио (1477? - 1576) - величайший художник венецианского Возрождения. Хотя дата его рождения не установлена достаточно точно, скорее всего он был младшим современником Джорджоне и его учеником, превзошедшим учителя, как утверждают исследователи. Он на долгие годы определил пути развития венецианской школы живописи. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям большую притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Тициан сохранял поэтическое восприятие женского нагого тела, вынесенное из мастерской Джорджоне, нередко буквально воспроизводил на полотне почти, что узнаваемый силуэт "Спящей Венеры", как в "Венере Урбинской" (около 1538), но не на лоне природы, а в интерьере современного живописцу дома.

На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом, выступив новатором и в этой области. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов королей, пап, вельмож. Он углубляет характеристики изображенных им личностей, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. В его раннем портрете "Юноши с перчаткой" (1515-1520) образ молодого человека приобретает индивидуальные конкретные черты, и вместе с тем в нем выражен типичный образ человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией и чувством независимости.

Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм, в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим миром. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты, но все чаще обращается к христианским темам. В его поздних работах преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества. Образ человека в них по-прежнему обладает могучей силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак. Меняется и техника письма, отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя все общему золотистому тону.

В своих поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях, Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца оставался высшей ценностью, что можно видеть в "Автопортрете" (около 1560 г.) художника, через всю жизнь пронесшего светлые идеалы гуманизма.

В конце 16 в. в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528-1588 г.) был последним певцом праздничной Венеции 16 века. Он начинал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но все же слава к нему пришла, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. С этого момента и навсегда его жизнь связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу Венецианской республики. Всё что он написал, это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Это можно видеть и в картинах на евангельские темы, такие как, "Пир у Симона Фарисея" (1570 г.) или "Пир в доме Левия" (1573).

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто (1518-1594 гг.) ("тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка), в отличие от Веронезе, имел трагическое мироощущение, которое и проявлялось в его творчестве. Ученик Тициана, он высоко ценил колористическое мастерство своего учителя, но стремился сочетать его с освоением рисунка Микеланджело. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана". Иль с. 146 Большинство работ Тинторетто, в основном написаны на сюжеты мистических чудес, в своих произведениях он часто изображал массовые сцены с драматическим напряженным действием, глубоким пространством, фигурами в сложных ракурсах. Его композиции отличаются исключительным динамизмом, а в поздний период еще и сильными контрастами света и тени. В первой картине принесшей ему известность "Чудо святого Марка" (1548), он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в классическом искусстве периода Высокого Возрождения. Тинторетто был также автором больших декоративных работ, гигантским циклом картин, занимающих два этажа помещения Скуоло ди сан Рокко, над которыми он трудился с 1565 по 1587 гг. В последний период своего творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция "Рай", после 1588), где ранее, до него, успел потрудиться известный нам Паоло Веронезе.

Говоря о Венецианском Возрождении нельзя не вспомнить величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции - Андреа Палладио (1508-1580 гг.), на примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения могут быть творчески переработаны и использованы. Ему удалось сделать классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.

Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (палаццо) и загородных резиденций (вилл). В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместить ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в его дальнейшей работе. Это можно увидеть на примере сооруженных им вилл Мальконтента (1558 г), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570 гг.), Корнаро (1566 г). Вилла "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567 гг.) по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и палаццо Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550 г). Огромные колонны возвышаются на обычных стилобатах, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566 г) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571 г), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556 г). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558 г), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580 гг.) и Иль Реденторе (1577-1592 гг.) в Венеции.

Палладио получил огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата "Четыре книги об архитектуре", который был переведен на многие языки. Его творчество оказало огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., а так же на зодчих России в 18 веке. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название "палладианства".

Заключение

Эпоха Возрождения отмечена в жизни человечества колоссальным взлетом искусства и науки. Возрождение, возникшее на основе гуманизма, провозгласившего человека высшей ценностью жизни и имело свое главное отражение в искусстве. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. И все эти тенденции очень ярко и отчетливо видны в искусстве Венецианского Возрождения. При этом Венеция, в своей творческой жизни, значительно отличалась от остальной Италии.

Если в Средней Италии в период Возрождения огромное влияние имело искусство Древней Греции и Рима, то в Венеции к этому примешивалось и влияние византийского искусства и искусства арабского мира. Именно венецианские художники внесли в свои произведения звучные яркие краски, были непревзойденными колористами, наиболее известным из которых является Тициан. Они большое внимание уделяли окружающей человека природе, пейзажу. Новатором в этой области был Джорджоне со своей известной картиной "Гроза". Он изображает человека как часть природы, уделяя большое внимание пейзажу. Огромный вклад в архитектуру внес Андреа Палладио, сделавший классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его творчество имело далеко идущие последствия под названия "палладианства", которые проявили себя в европейской архитектуре 17 - 18 вв.

Впоследствии, упадок Венецианской Республике отразился и на творчестве ее художников, их образы становились менее возвышенными и героическими, более земными и трагическими, что отчетливо видно на творчестве великого Тициана. Несмотря на это, Венеция дольше других сохраняла верность традициям Возрождения.

Список литературы

1. Брагина Л .М., Варьяш О .И., Володарский В .М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. - М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

2. Гуковский М .А. Итальянское Возрождение. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 624 с.

3. Ильина Т .В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.

4. Культурология: Учебное пособие / Под общ. редакцией А .А. Радугина . - М.: Центр, 2001. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей в основе культуры итальянского Возрождения. Основные причины возникновения культуры Возрождения как классического очага ренессанса. Хронологические рамки итальянского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Общая характеристика эпохи Возрождения и ее хронологические рамки. Ознакомление с основными чертами возрожденческой культуры. Изучение основ таких стилей искусства, как маньеризм, барокко, рококо. Развитие архитектуры западноевропейского Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2014

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Хронологические рамки эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Светский характер культуры и ее интерес к человеку и его деятельности. Этапы развития эпохи Возрождения, особенности ее проявления в России. Возрождение живописи, наука и мировоззрение.

    презентация , добавлен 24.10.2015

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Развитие мировой культуры. Эпоха Возрождения как социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв. Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения. Периодизация и национальный характер Возрождения. Культура, искусство крупнейшие мастера Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Люди эпохи Возрождения отреклись от предшествующей эпохи, представляя себя яркой вспышкой света среди вечной тьмы. Литература эпохи Возрождения, ее представители и произведения. Венецианская школа живописи. Основоположники живописи раннего Возрождения.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Основное понятие термина "Северное Возрождение" и сущностные отличия от итальянского Возрождения. Наиболее выдающиеся представители и образцы искусства Северного Возрождения. Дунайская школа и ее основные направления. Описание Нидерландской живописи.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободомыслие и светский индивидуализм. Наука Возрождения. Учение об обществе и государстве.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Король живописцев и живописец королей» Тициан Вечеллио (1477-1576). МОБУ СОШ № 4 пгт Лучегорск Пожарского муниципального района Приморского края, учитель истории и обществознания Забора В. В. 2014

2 слайд

Описание слайда:

Флора Около 1515. Галерея Уффици, Флоренция. Будто изнутри светится чудесным таинственным огнем лицо молодой женщины, держащей в руке букетик цветов. Задумчивые глаза устремлены в сторону, улыбка едва трогает губы, она словно находится наедине со своими мыслями. Девичий персиковый румянец оттеняет бархат темных глаз, подчеркивает молочную белизну шеи и женственно-покатых плеч. Каштановые локоны прикрывая маленькие ушки, шею, волной спадают на кокетливо приоткрытую грудь. Флора в римской мифологии - милостивая богиня цветения колосьев, садов и цветов. Праздник в ее честь, Флоралии, сопровождался веселой разнузданностью и проходил с участием простонародья, а также продажных женщин.

3 слайд

Описание слайда:

«Любовь земная и небесная» (1515 г.) - одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Вне зависимости от того, изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры, цель Тициана - передать определенное душевное состояние. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита - результат времени) создают впечатление спокойной радости. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Конкретная, почти жанровая трактовка сюжетного мотива, усиливая непосредственную жизненность впечатления, не снижает поэтического обаяния образа прекрасной женщины. В картинах 1530-х годов на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.

6 слайд

Описание слайда:

Даная, 1545. Заказчик - Филипп II Испанский, 1553-1562. Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений. В «Данае» мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье - уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств.

7 слайд

Описание слайда:

«Венера с зеркалом» (около 1555 г.) - одна из лучших работ итальянского художника. Тициано Вечеллио создает галерею прекрасных картин, воспевающих чувственность и очарование женской красоты. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета - скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье. Тициановская Венера, как олицетворение женственности, плодородия, материнства прекрасна зрелой красотой земной женщины.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени» (1565 г.). В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь.

Венеция – самобытный очаг итальянского Возрождения, своеобразие ее живописной школы. Творчество Д.Беллини. Высокое Возрождение в Венеции. Расцвет живописной школы Венеции в 16 в. Специфика Венецианского Возрождения, длительность сохранения ренессансных традиций в 16 в. Джорджоне и его роль в становлении Высокого Возрождения в Венеции.

Творчество Тициана. Последний этап венецианского Возрождения; творчество П.Веронезе и Я. Тинторетто. 2 часа

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ. Венецианское Возрождение наряду с Флорентийско–Римским представляло один из важнейших очагов итальянского Возрождения. Важно понять, что развитие Возрождения в Венеции имело свою специфику. Здесь по существу отсутствовал этап протореннесанса, начало раннего Возрождения пришлось на вторую половину XV в., ренессансные традиции в искусстве сохранились почти до конца XVI в., сформировав отчетливо выраженный этап позднего Возрождения /вторая половина XVI в./. Отличительной чертой венецианской школы явилась ведущая роль живописи, повышенное внимание к проблемам колорита, отображению природы.

Одним из ведущих мастеров раннего Возрождения в Венеции явился Джованни Беллини. Становление этапа Высокого Возрождения связано с творчеством его учеников Джорджоне и Тициана, крупнейшего представителя венецианского Высокого Возрождения. Необходимо изучить основные этапы творчества Тициана, эволюцию его колорита. Следует ознакомиться с искусством позднего Возрождения в Венеции, представленным помимо поздних произведений Тициана, творчеством П. Веронезе и Я. Тинторетто, которое отразило нарастание трагических противоречий в обществе и культуре Италии.

Если творчество Микеланджело во второй своей половине уже несет на себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI век проходит еще под знаком чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.

Из мастерской Джанбеллино вышло два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510) - типичный художник поры Высокого Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам лите­ратурным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрас­ное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством про­порций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который несомненно оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.

Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой меч­тательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения, исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки, перекликающейся с белой накидкой женщины, как бы окутаны тем полу сумеречным воздухом, который свойствен предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. И все это объединено одним светящимся тоном, сообщающим впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.

Это же чувство удивления перед сложным душевным миром человека вызывает и образ Юдифи, в котором сочетаются как будто бы несоединимые черты: мужественная величавость и тонкая поэтичность. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское сфумато. Поза Юдифи, стоящей у какой-то балюстрады, абсолютно спокойна, лицо безмятежно и задумчиво: прекрасная женщина на фоне прекрасной при­роды. Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. Этот контраст вносит ощущение смятения и нарушает цельность идиллической картины.

Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508-1510). Ее тело написано легко, свободно, изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне; оно не лишено и чувственной прелести. Но лицо с закрытыми глазами целомудренно строго, в сравнении с ним тициановские Венеры кажутся истинными языческими богинями. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой»; по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней вещи мастера - «Сельском концерте» (1508-1510). Эта картина, изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, из которых одна берет воду из колодца, а другая играет на сви­рели, - наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне. Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием.

Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20х годов - самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почу­вствовать и, главное, воплотить дух.

Венеция этих лет - один из центров передовой культуры и науки. Тициан становится центральной фигурой художественной созерцательности и мечтательного настроения. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.

Тициан Вечелли (1477?-1576)- величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифоло­гические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков, Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп семье военного, учился, как у Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo филантропических братств, в которых, несомненно, ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно, и с произведениями Мантеньи и Донателло.

Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20х годов - самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).

Венеция этих лет - один из центров передовой культуры и пауки. Тициан становится центральной фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино и журналистом Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа, и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков, изображенных на первом плане) и многое другое - определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет, исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, который не знала флорентийская или римская школа. Сместив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой, олицетворяемый фигурой мадонны, и пространственный, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало эмоциональную напря­женность произведения. Звучная живописная галдоц (белое покрывало Марии, зеленый ковер, голубые, каржияные, золотистые одежды предстоящих не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с яркими характерами моделей. Воспитаный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) - следующий шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Тициан много пишет на мифологический сюжет, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант-1545 г.: все остальные - около 1554 г.), в которых он, строго следуя фабуле мифа, изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса, и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Даная идеально прекрасна в соответствии с античным идеа­лом красоты, которому и следует венецианский мастер. Во всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоновской. Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, внимательный взгляд широко открытых глаз модели, собачка в ногах - детали, которые передают ощущение реаль­ной жизни на земле, а не на Олимпе.

На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом, и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии).

Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творче­ской зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении, изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет папы Павла III с племянниками Оттавио и Александро Фарнезе, 1545-1546). Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльоерге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.

К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты («Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа»), но все чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим мироощущением («Би­чевание Христа», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян», «Оплакивание», «Динарий кесаря»).

Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. Передача фактуры предметного мира, его вещественность достигается широкими мазками ограниченной палитры.

«Св. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. Мазком передается не только фактура материала, его движением лепится сама форма, создается пластика изображаемого.

Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после его смерти его учеником. Застыла в горе держащая на коленях сына мадонна, в отчаянии вскидывает руку Магдалина, в глубокой скорбной задумчивости пребывает старец. Мерцающий голубоватосерый свет объединяет контрастные цветовые пятна одежды героев, золотистые волосы Марии Магдалины, почти скульптурно моделированные статуи в нишах и вместе с тем создает впечатление угасающего, уходящего дня, наступления сумерек, усиливая трагическое настроение.

Тициан умер в преклонном возрасте, прожив почти столетие, и похоронен в венецианской церкви деи Фрари, украшенной его алтарными образами. У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. Огромное влияние Тициана сказалось на живописи следующего столетия, его в большой степени испытали Рубенс и Веласкес.

Венеция на протяжении XVI столетия оставалась последним оплотом независимости и свободы страны, в ней, как уже говори­лось, дольше всех сохранялась верность традициям Ренессанса. Но в конце века и здесь уже совершенно очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве, нового художественного направления. Это видно на примере творчества двух крупнейших худож­ников второй половины этого столетия - Паоло Веронезе и Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528-1588) суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для ве­ронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией («Триумф Венеции»). Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу республики («Поклонение Волхвов»). Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. Марка. Слава сопутствует ему всю жизнь. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря СанДжорджо Маджоре (1562-1563; размер 6,6 х 9,9 м, с изображением 138 фигур); картины ли на алле­горический, мифологический, светский сюжеты; портреты ли, жанровые картины, пейзажи; «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левин» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, - все это огромные декоративные картины празд­ничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы вене­цианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. За всем этим стоит такое прек­расное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристожемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают Рафаэлю, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенная динамика и перегруженность в композиции («Оплакивание Христа»), которая появляется в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изобра­жения говорят о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности.

Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника - Якопо Робусти, известного в искусстве как Тинторетто (1518-1594) («тинторетто» - красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Но Тинторетто был едва ли не лучшим колористом, чем его учитель, хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным. Многочисленные произведения Тинторетто, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Как и Веронезе, Тинторетто много пишет для Дворца дожей, венецианских церквей, но более всего - для филантропических братств. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко.

Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на противоречиях, что, вероятно, и отпугивало его современников: его образы - явно демократического склада, действие разво­рачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера, исполнены с маньеристической изощренно­стью. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленоватосероватыми вспышками цвета. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являю­щаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Хрупкая фигурка маленькой Марии поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы, наверху которой ее ожидает первосвященник. Ощущение огромности пространства, стремительности движения, силы единого чувства придает особую значительность изображаемому. Грозные стихии, вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Тинторетто, усиливая драматизм 118 события («Похищение тела св. Марка»).

С 60х годов композиции Тинторетто становятся проще. Он больше использует не контрасты цветовых пятен, а строит цветовое решение на необычайно многообразных переходах мазков, то вспыхивающих, то затухающих, что усиливает драматизм и психологическую глубину происходящего. Так написана им «Тайная вечеря» для братства св. Марка (1562-1566).

С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа поме­щения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством, иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выра­зительных средств барокко. Косо по диагонали поставленный стол, мерцающий свет, преломляющийся в посуде и выхватывающий из мрака фигуры, резкая светотень, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах, - все это создает впечатление какойто вибрирующей среды, ощущение крайнего напряжения. Нечто призрачное, ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет»). В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588).

Тинторетто много занимался портретом. Он изображал замк­нутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Полным тяжких раздумий, мучительной тревоги, душевного смятения изображает мастер себя на автопортрете. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.

Особого расцвета достигла венецианская живопись, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Языческое преклонение перед красотой физической сочеталось здесь с интересом к духовной жизни человека. Чувственное восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев, и вызвало развитие пейзажа.

Джорджоне. Этап Высокого Возрождения в Венеции открывает искусство Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванного Джорджоне (около 1477–1510), сыгравшего для венецианской живописи ту же роль, что Леонардо для среднеитальянской.

По сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве. Гармоническая связь человека с природой – важная особенность творчества Джорджоне. Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов, поэтов, сам незаурядный музыкант, Джорджоне находит тончайшую музыкальность ритмов в своих композициях. Громадную роль играет в них колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Среди ранних его произведений привлекает нежной мечтательностью, тонким лиризмом «Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Библейская героиня изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Однако странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, ею попранная.

В картинах «Гроза» (около 1505, Венеция, галерея Академии) и «Сельский концерт» (около 1508–1510, Париж, Лувр), сюжеты которых остались неустановленными, настроение создают не только люди, но и природа: предгрозовая – в первой и спокойно-лучезарная, торжественная – во второй. На фоне пейзажа изображены люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие чего-то или музицирующие, составляющие неразрывное целое с окружающей их природой.

Сочетание идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека отличает написанные Джорджоне портреты. Привлекает глубиной мысли, благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Антонио Брокардо (1508–1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Образ совершенной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (около 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея). Она представлена на фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний ее фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым спокойствием природы. Смягчены все контуры, идеально прекрасна пластика, пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. Тонкие нюансы золотистого тона передают теплоту обнаженного тела. Джорджоне умер в расцвете творческих сил от чумы, так и не завершив свою самую совершенную картину. Пейзаж в картине дописывал Тициан, закончивший и другие заказы, порученные Джорджоне.

Тициан. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы – Тициана (1485/1490–1576). Наряду с искусством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело оно представляется вершиной Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям громадную притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических.

В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь жил в Венеции, там же учился – сначала у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь ненадолго, уже добившись известности, он выезжал по приглашению заказчиков в Рим и Аугсбург, предпочитая работать в обстановке своего просторного гостеприимного дома, где часто собирались его друзья-гуманисты и художники, среди них – писатель Аретино, архитектор Сансовино.

Лучшие статьи по теме