Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Духовный мир человека и деятельность. Деятельность в сфере духовной культуры

Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения.

Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии.

Основные черты мифологического мышления:
1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу.
2. Переносит человеческие свойства на природные объекты.
3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями).
4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира).
5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков.
6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения.
7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир.

Религия выводит человека за рамки реальности, в трансцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом.

Религия имеет много функций:
1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности.
2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самим собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия.
3. Религия – это феномен коллектива, поэтому имеет функцию социализации, связывает человека и общество.

Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник.

Искусство подразделяется на:
виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.),
роды (поэзия, проза и т.д.),
жанры (симфония, концерт и т.д.),
стили (барокко, классицизм).

Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху.

Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была не разделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается.

Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека.

Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.

Разработка плана урока: Деятельность в сфере духовной культуры

Тип урока :Комбинированный,интегрированный, урок- практикум, изучение нового материала.

Цель: Сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности современного общества.

Задачи:

Сформировать представление о деятельности в сфере духовной культуры, ее особенностях и значении

Развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени,самоконтроль и самооценка своей работы

Развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение фактов;

Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы,

способствовать воспитанию высоких гражданских качеств личности, потребность в приобщении к культурным ценностям.

Новые слова : Духовность,духовная деятельность, духовные ценности, духовный мир человека,духовные потребности

Оборудование :Компьютер,интерактивная доска, учебные пособия, словарь,презентации.

Ход урока:

1.Оргмомент:

1.1.Приветствие

1.2.Контроль отсутствующих

2.Проверка домашнего задания:

2.1.Вводное слово учителя:

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого мудреца Сократа,который стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Апполона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов.Радуйся! «.На что Сократ ответил:Меня признали самым мудрым только потому, что ничего не знаю,а афиняне не знают даже этого» . Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше он понимает, какая бездна непознанного окружает его. На прошлом уроке мы с вами говорили о роли знаний в жизни людей, о том, что

с ходом исторического развития человечества их значение возрастает.

Назовите, пожалуйста, структуру познавательной деятельности?

Учащиеся: Цель, средства достижения, действия, результат

Учитель: Хорошо, молодцы! Какие цели вы преследовали, когда поступали в наш лицей?

Учащийся: Основная цель моего прихода в лицей – получить специальность повара.

Учитель: Какие средства достижения вы используете?

Учащийся: Учебники по спецдисциплинам, практике, лабораторные занятия, обслуживание посетителей.

Учитель: Какие действия вы предпринимали для этого?

Учащийся: Прежде всего добросовестная учеба, работа на практике,где мы добиваемся определенных результатов, применяя теоретические знания.

Учитель: Чтобы закрепить ваши знания,мы проведем терминологический диктант: - 1. Назовите этапы познавательной деятельности и их элементы:

Чувственное (ощущение, восприятие,представление)

Рациональное(понятие, суждение, умозаключение)

2.-потребности:

а) на какие 3 группы делят потребности? (идеальные, социальные, биологические)

б) назовите базисные потребности, которые назвал американский психолог А. Маслоу (физиологические,экзистенциальные,социальные, престижные,духовные)

2.2.Работа у доски по карточкам(2 учащихся)

2.3.Проверка выполнения работ у доски

2.4.Фронтальный опрос: эссе на тему « Знание-сила»

Учитель: Таким образом, ребята, познавательная деятельность имеет свою особенность, именно эту особенность отметил английский философ Ф.Бэкон, которому принадлежат слова: «Знание-сила»,

огромную роль знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом отметили и вы в своих эссе. Рассмотренная нами познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности. А сейчас посмотрите видеоматериал и ответьте на вопрос:»О чем у нас в вами пойдет речь?»

Видеоматериал о музеях мира:

а)Лувр

3.Основная часть:

3.1.Вводное слово учителя: Итак,просмотрев видеоматериал, как вы думаете,о чем у нас с вами пойдет речь?

Учащиеся:О музеях, культуре и т.д

Учитель:Вы правильно определили тему нашего урока, сегодня мы будем говорить о духовной сфере, а значит, о деятельности в сфере духовной культуры,определим особенности и значение духовной деятельности для каждого из нас.

Духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом,можно условно выделить два ее вида: духовно- теоретическую и духовно-практическую.

«Тема нашего занятия «Деятельность в сфере духовной культуры».Запишите тему и план урока с доски. Познавательная деятельность относится к духовной сфере.Деятельность в сфере духовной культуры имеет такую же структуру,как и познавательная Результатом духовного производства являются духовные ценности и основной вопрос,над которым мы сегодня с вами будем работать: « Какова роль духовной деятельности в жизни человека?» ,для этого,прослушав мой рассказ,используя дополнительную литературу вы должны определить особенности духовной деятельности.

а) Работа с презентацией « Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность»

3.2.Организация учебной деятельности:

Работа со словарем.

Дух - духовное связано с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизнинравственном облике личности

Духовная деятельность

Духовный мир человека

Духовные ценности

Духовное самоопределение личности

Духовность-(познание себя, смысл и назначение жизни)

3.3.Работа по группам: Задание –определить особенности духовной деятельности

а) 1группа-особенности духовного производства

б)2 группа –особенности сохранения и распространения духовных ценностей

в)3 группа -особенности духовного производства

(учебник как источник информации)

ВЫВОДЫ:

1группа:

1. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, а материальная – с преобразованием объектов природы и общества.

2. В духовной деятельности выделяют духовно-теоретическую (создание духовных ценностей) и духовно-практическую деятельность (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение), а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей.

3. Духовное производство связано с производством материальным.

4. Духовное производство осуществляется особыми группами людей – профессионалами, а также включает деятельность, осуществляемую народом.

5. Продукты духовного производства создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных благах, но и для самореализации автора.

Основной вывод1группы: Результатом духовного производства является создание духовных ценностей и воздействие их на сознание людей. Это воздействие способствует росту духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью специализированных учреждений.

Учитель: Таким образом,духовное производство-это деятельность людей по производству духовных ценностей,которые способны удовлетворять духовные потребности человека,воздействовать на его сознание.

Приведите примеры : 1.научные открытия способствуют развитию производства материальных благ,

2. социальные нормы помогают упорядочить жизнь общества.

Ответы 2 группы:

1.Различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения,исследования и популяризации культурно-исторических естественно-научных ценностей.

Основной вывод: Музеи, библиотеки, архивы, театры играют важную роль в сохранении и передачи культурного наследия.

Ответы 3 группы:

1.Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность

2 .Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей

Основной вывод: Духовные ценности,выступающие предметом потребления,обогащает духовный мир человека.

Результаты отражаются в таблице «Деятельность в сфере духовной культуре»

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы получили опережающие задания -подготовить презентации, сообщения по теме «Роль музеев,библиотек, архивов, церкви в сохранении и распространении духовных ценностей?»

3.4. Выступление учащихся групп:

« Роль музеев,библиотек, архивов в сохранении,распространении духовных ценностей»

1) Работа с презентациями:

рассказ учащихся о учреждениях, выполняющих функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно -научных ценностей – музеях, архивах, библиотеках,церкви, сопровождаемый демонстрацией презентаций.

О музеях

О театре

О библиотеке им.Амур-Санана

О церкви

О хуруле

Учитель:

Задание учащимся: записать в тетрадь названия учреждений, занимающихся сохранением и распространением духовных ценностей, дать их краткую характеристику.

Учитель: Американский психолог Э.Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями:для некоторых в качестве ведущей духовной деятельности выступает познание,для других- любовь, творчество. вера, свобода,забота о благе Отечества, третьи-материальные ценности. Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3.5..Дискуссия «Ценностные ориентиры современной молодежи»

Выступление учащихся:

Учитель: Таким образом, какой вывод мы с вами можем сделать? Какова роль духовной деятельности для человека?

ВЫВОД:

1.Духовная деятельность способствует духовному росту человека, обогащает духовный мир человека.

2 Духовно богатый человек должен быть целеустремленным, ответственным, самостоятельным, последовательным в действиях, должен воспринимать все глубоко и осмысленно,учиться

4.Закрепление нового материала :

4.1-термины

4.2-задания в формате ЕГЭ

4.3.работа с текстом «Ценности в жизни человека и развитии общества»

4.4.работа с тестом:

5.Итог работы:

5.1.Выставление оценок

5.2 Дом.задание: Составить схему своего пути духовного становления «Мой путь к духовной личности»

6.Рефлексия

В современном мире, в эпоху коренной ломки вековых ценностных ориентаций,как мы видим господствуют разные жизненные стратегии.Они связаны с достижениями благополучия и успеха, они ставят человека в положение жизненных установок и сегодня очень важно было узнать о ваших ценностных ориентирах,кому-то помочь определиться.» Все в ваших руках.

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как неразрывное единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим

Духовный мир каждого может быть правильно понят только с учетом особенностей общности, к которой индивид принадлежит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается

§ 15 Деятельность в сфере духовной

В чем ценность книги: в ее содержании или в качестве бумаги, обложки, шрифта и т.д.? ется от приема пищи

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие"культура", духовная культура, виды деятельности, потребности человека

Вспомним отличие духовной деятельности от материальной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является в важным проявлением духовной деятельности, ее результатом является знаниея.

Однако духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую

Первый вид - это производство (создание) духовных ценностей (духовных благ). Продуктом духовного производства есть мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных"философских х, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге. Ч. Дарвина"Происхождение видов путем естественного отбора", идеи и образы такого произведения. Леси Украинский как". Лесная песня", образы, отраженные в картинах и фресках. Врубеля, или музыке. Лысенко, законодательные актеів.

Второй вид - это сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой являются изменения сознания людей

создании духовных ценностей

Для того, чтобы уяснить особенности духовного производства, сопоставим его с материальным. Если сказать коротко, то материальное производство - это создание вещей, а духовное - создание идей. Созданные реч чи - продукт труда. А идеи? ртора.

ли считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе - на умственной? дина в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает труда без осознания ее целей и средств. Как говорится, все нужно"делать с головой"А духовное производство наряду с умственным трудом требует времени и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатортора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связанное с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духов вного производства. Во-вторых, некоторые продукты духовного производства является элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, становятся производительной силаою.

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых профессиональной. Это люди, которые имеют соответствующее образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний для овладел. Падение приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельностисті.

Но духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляется народом ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную на ценность (народные сказки и предания, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т.д.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся в снова произведений профессиональных мастеров и научных работ специалистывців.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации й мыслителя, художника и т.д.. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора выявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность рабо и заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский натуралист. Ч. Дарвин (1809-1882):"Главной моей наслаждением и единственным занятием в течение ус ього жизни была научная работа и возбуждение, вызванное ею, что позволяет мне забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствиеття".

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и время раскрытия его значение для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения ди и художественные произведения были поняты и оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через векея.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные открытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например, социальные нор. РМИ, помогают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, влиять на его сознание. Это влияние, следствием которого является рост духовной культуры людей, за обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведение, распространение духовных ценностей в обществе, т.е. духовно-практической деятельностиістю.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуждения, утопии, ошибочные суждения, нередко получают большое распространение. Однако человечество сохраняет те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, к своему ид.

Деятельность в сфере духовной культуры (к § 18. Содержание и формы духовной деятельности)

Текст 1. Фрагмент лекции современного российского ученого А. В. Захарова.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологиче­ское исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собе­седники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ас­социироваться с религией, церковью (например, «духовная музы­ка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетель­ствует о важности названных понятий, а с другой - затрудняет их научное определение. Напрашивается вывод: а не проще ли во­все отказаться от них или заменить их чем-нибудь другим? Одна­ко я считаю это нецелесообразным. Во-первых, данным понятиям не так-то легко найти замену: вопрос о «духе», или «ментальности», так или иначе «всплывает» при изучении феноменов куль­туры. Если вы попытаетесь о нем забыть, то вам настойчиво будут о нем напоминать респонденты, для которых эти слова много зна­чат. Во-вторых, я полагаю, что эти термины обладают эвристиче­ской [познавательной] ценностью, надо только их точнее опреде­лить, уточнить вкладываемый в них рациональный смысл.

Будем исходить из общепринятого определения социальной дея­тельности как сознательной, целесообразной активности людей, на­правленной на изменение природы и общества. В результате соци­альной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и оде­жда, государственные и культурные учреждения, произведения ис­кусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону чело­веческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъ­ектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты - ду­ховными ценностями. Ярким примером духовной деятельности яв­ляется труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духов­но-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возь­мем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, пе­редвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, де­лать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, кни­га, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Ка­кие специфические свойства дают нам право выделять книгу сре­ди других объектов внешнего мира, относя ее прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

Sociologist"s Warehouse, http://sociologist.nm.ru

Вопросы и задания. 1) Какие интерпретации понятий «дух», «духовный» привел автор? 2) Почему автор считает невозмож­ным изъятие из обращения понятий «дух» и «духовный»? 3) В чем автор видит специфику духовной деятельности челове­ка? Каковы ее результаты? 4) Опираясь на факты общественной жизни и личный опыт, докажите, что труд педагога, артиста, священника, журналиста можно отнести к сфере духовной дея­тельности. Продолжите ряд профессий, в каждом случае объяс­няя свой выбор. 5) Предложите свой ответ на заключительный вопрос автора.

Выдающийся русский мыслитель Н. А. Бердяев напи­сал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего чело­веческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». Выразите и объясните свое отношение к данному суждению, опираясь на обществоведческие зна­ния, факты общественной жизни и личный опыт.

4.1. Известные мыслители неоднозначно оценивают роль книги в жизни человека. Некоторые полагают, что чтение чужих произведений освобождает человека от необходимо­сти самостоятельно думать и принимать решения. Согласны ли вы с такой позицией? Свой ответ аргументируйте, опира­ясь на обществоведческие знания и личный опыт.

4.2. В одной из священных книг встречается такая фра­за: «Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность». Объясните смысл этой фразы.

4.3. Выдающийся русский историк и общественный деятель так высказался о работе ученого.

А) «Человек работал умно, работал и вдруг почувство­вал, что стал глупее своей работы».

Б) «В жизни ученого и писателя главные биографиче­ские факты - книги, важнейшие события - мысли».

На основе приведенных мнений кратко охарактеризуйте духовную деятельность ученого.

Творец должен быть одинок - творчество не может быть коллективным.

8.1. «Когда были деньги, я покупал книги, а когда де­нег не было - одежду и пищу» (Э. Роттердамский).

9.1. Вспомните свое последнее посещение музея (биб­лиотеки). Какие усовершенствования в его (ее) работе вы считаете целесообразными? Свой ответ поясните.

9.2. Расскажите своим друзьям о книгах, которые вы прочли за последний месяц; о театральных спектаклях или кинофильмах, которые вы недавно посмотрели. Поинтере­суйтесь, что прочитали друзья. Заинтересовали ли вас ка­кие-то произведения, о которых они рассказали? Оцените
духовно-практическую деятельность свою и ваших друзей в свете идей, изученных в данной теме.

Лучшие статьи по теме