Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения

Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм

11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм



11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура


1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.

Предмет – культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Культурология – изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающихся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками.

Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс.

Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:

На антропологии (наука о человеке),

Истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития),

Философии (первый раздел - философия культуры)

Социальной психологии (исследует проблему менталитета)

Социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе, взаимодействии личности и общества)

Эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..

Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке.

Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.

В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре.

Задачи культурологи:

1. исследование культуры как системы культурных феноменов

2. рассмотрение культурных кодов (код –способ передачи информации) – дописьменный, письменный, экранный и способов коммуникации.

3. разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е. развития

4. исследование ментального содержания культуры

5. рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.

Методы исследования:

1. исторический

2. сравнительно-исторический

3. цивилизационно-типологический

4. морфологический (морфо – форма)

5. семиотический, т.е.знаково-языковый (выделяются различные группы языков – естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца, музыки),

6. системный

7. статистический и др.

2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.

Период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).

Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.

Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

Начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)

Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего.

Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..

Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения – звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком.

Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.

Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть).

В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным.

Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство…). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

3. Структура и функции культуры.

Структурно делится

По субъекту – носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество (на разных этапах).

Субкультура – это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура).

Аккультурация – это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).

По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная.

Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

Культура производства (техника, орудия, технологии)

Культура быта

Культура жилища

Культура человеческого тела (физическая культура)

Культура труда (труб экономиста)

Духовная культура – сфера духовная деятельности и ее результаты:

Культура правовая

Культура нравственная (этическая)

Научная

Педагогическая

Художественная

Эстетическая

Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно)

Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности

Социальная культура – отражает отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства, диктатуры, демократии).

По уровням

1. массовая - элитарная

2. официальная – андеграунд

3. обыденная - специализированная

По характеру.

1. профессиональная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.

2. общая культура – соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени

1. КОСНИТИВНЫЙ – включает в себя ценности культуры как материальные, так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем выводы о всей эпохе)

2. праксеологический - включает в себя социальные институты, занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей

3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке разные)

Можно взять временные параметры – прошлое, настоящее, будущее.

Функции культуры:

1. приспособленческая – помогает человеку приспособиться к окружающему миру (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2. человекотворческая – способствует формировании того или иного типа личности

восточный тип – природность, религиозность, покорность

античный тип – стремление к красоте, гармонии

средневековый тип - рыцарство - доблесть, мужество, отвага

духовенство - человек пытается принести пользу

бюргерский тип- трудолюбие, усердие ренессанский тип - нововременные тип – стремится к нововведениям

3. функция социальной памяти (информативная)

смысл – каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.

20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5. компенсаторская (защитная) – способствует выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука, искусство).

Диана Гурцкая – слепая певица

6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни

7. функция катарсиса (очищение) -

религия – исповедь, исповедуясь человек очищается

искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс

живопись – человек очищается и оздоровляется

8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9. семистическая (знаково-языковая)

Язык – средство фик5сации, хранения, переработки, трансляции культурной информации.

Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.

Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.

§1. Культура сословий

Сословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, в становлении национальной культуры. В Древнем Риме, например, на верху сословной лестницы, были два сословия - сенаторское и всадническое. Остальное население составляли свободные граждане, вольноотпущенники и рабы. В средневековье в большинстве стран Западной Европы господствующими сословиями были духовенств и дворянство, которые возвышались над третьим сословием, включавшим в себя крестьян, бюргеров, купцов и т.д. В России вплоть до 1917 года существовали как особые сословия духовенство, дворянство, казачество, крестьянство, мещанство, купечество. Культура каждого из этих сословий, будучи составной частью национальной культуры, имела и свои сословные особенности.

Дворянская культура. Дворянство представляет собой совокупность фрагментов, меняющих свои очертания и состав по мере исторического движения. В качестве классического сословного общества чаще всего называют Францию XIV-XV вв. или Россию конца XVI - начала XVII вв., когда дворянство из держателей земли превращается в наследственных земледельцев.

С одной стороны, дворяне опираются на свою монополию земельной собственности, они живут и господствуют в обществе благодаря ей. Эта собственность дана им в форме “семейной" - в смысле ее противопоставления товарным отношениям - природной связи. Дворянство поэтому крайне неоднородно; оно делится на старые княжеские роды, новое дворянство; придворную знать и провинциальных помещиков. Но здесь есть и общий сословный интерес: в сохранении феодальной эксплуатации и собственных привилегий.

Однако у медали есть и оборотная сторона. С этой - другой - стороны дворяне - это служилые люди, обладавшие преимущественным, а то и исключительным правом занимать государственные должности. В тех странах, где формирование капиталистического уклада затянулось и шло при активном участии государства, дворянство явилось первым свободным сословием складывающегося “гражданского общества". Так, в частности, произошло в России и именно этим во многом объясняется позитивная роль дворянства в развитии русской культуры XVIII - первой трети XIX в. Надо отметить также, что дворянство было первым в России сословием, избавленным по закону от телесных наказаний.

Дворянское сознание как элемент культуры довольно ясно обнаруживает две черты: патернализм и консерватизм. Патернализм (от лат. patemus - отеческий) - это ценностная установка, вытекающая из личной формы общественных отношений и предполагающая социальное неравенство взаимодействующих индивидов. Патерналистский подход требовал, чтобы все отношения между людьми строились по модели отношений отцов и детей.

Неравенство прав и обязанностей, из которого вытекал патерналистский образ мысли, означало, между прочим, что поступки не всегда оценивались по их внутреннему достоинству. Не меньшее значение приобретала сословная принадлежность совершившего проступок лица.

Весьма своеобразны проявления феодального патернализма в отношении к женщине. Средневековому рыцарю надлежало заботиться о сиротах и вдовах. Разумеется, формы “служения" зависели от социального положения сторон.

Наряду с патернализмом примечательной чертой дворянского образа жизни и сознания была, как уже говорилось, традиция. Традиция определяла род занятий, достойных дворянина. Американский социолог Т. Веблен в своей работе “Теория праздного класса” называет четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной иерархии: управление, религиозные функции, война и спорт. Применительно к дворянству сюда следует добавить ведение своего земельного хозяйства.

Дворянство традиционно было служилым сословием: оно держалось, как писал русский историк С.Ф. Платонов, на начале личной выслуги. С возникновением абсолютной монархии оно превратилось в “государственное” сословие: обязывающая сила вассальной верности сосредотачивается теперь на монархе как олицетворении сюзеренного начала. На этом пути создавались и включались в дворянскую культуру новые идейные ценности. Но, с другой стороны, благодаря тому же самому процессу многие требования дворянского кодекса чести теряли свою функциональность, вырождаясь в предрассудок или культурную “окаменелость".

Надо заметить, что абсолютизм влиял на духовную жизнь не так новизной идей, как своим прямым административным вмешательством в деятельность учреждений культуры. Уже XVII век вполне показал значение науки для упрочения экономического могущества страны и развития военного дела.

Наш абрис некоторых черт дворянской культуры заведомо будет неполным, если мы не упомянем еще об одном феномене дворянской культуры, а именно о русской дворянской усадьбе. Русская дворянская усадьба XVII-XVIII вв. - уникальное явление прежде всего вследствие социально-исторических особенностей развития российского государства.

Мир усадьбы нашел отражение в мемуарной и литературной традиции от А. Болотова и А. Радищева до А. Чехова и И. Бунина. Множество искусств объединились, чтобы создать усадебный ансамбль: архитектура, парковое дело, живопись, скульптура, театр и музыка. Усадебная культура в немалой степени способствовала расцвету русского искусства XIX в.

Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.

Культура казачьего сословия. Одним из интереснейших и до сих пор мало изученных культурологами феноменов является, несомненно, казачья культура. Существовавшее в течение нескольких веков в приграничной полосе российского и польско-литовского государств казачество сформировалось, в конечном счете, в достаточно мощное военно-служилое сословие со своим особым укладом жизни, своими привилегиями, правами и обязанностями, своей, причем очень немалой, войсковой собственностью, своей культурой. Разумеется, культура казачества неотделима от культуры русского народа и является ее составной частью. Вместе с тем исторические судьбы казачества, его состав, происхождение, его функции как военно-служилого сословия наложили серьезнейший отпечаток на все стороны уклада и духовной жизни казаков.

Первой и, пожалуй, важнейшей особенностью того, что можно назвать собственно казачьей культурой, является культ служения Отечеству, “культ военной доблести". Это и вполне естественно, учитывая, что основным занятием казаков была военная служба. Уже сами казачьи обычаи предполагали видеть в мужчине прежде всего воина. Казаков, начиная с малых лет, готовили к военной службе, учили джигитовке и фехтованию, стрельбе, ориентированию на местности, учили военным уставам и военному строю.

На формирование казачьей культуры серьезный отпечаток наложили происхождение и национальный состав казачества. Дело в том, что, хотя основную массу казаков составляли русские, довольно существенную роль в формировании ряда войск играли также калмыки (Донское и Уральское войска), украинцы (Запорожское и Кубанское войска), татары и башкиры - у большинства войск востока и юга России и т.д. Это наложило серьезный отпечаток на обычаи и даже речь казаков - слов тюркского происхождения в речи казаков было значительно больше, чем в речи крестьян, например, из великорусских губерний, а на Дону вплоть до начала XIX в. Восточный элемент достаточно сильно чувствуется в одежде, быте казаков, в их военной тактике.

Наконец, весьма существенное влияние на казачью культуру оказали обстоятельства, связанные с историей казачества, особенно ее начальными страницами. Многие казаки вели свое происхождение от беглых крестьян, которые уходили от неволи в Запорожье, на Волгу, Дон, Яик в поисках лучшей доли. Их основными промыслами тогда, кроме охоты и рыбной ловли, были военные экспедиции против соседних народов и племен, а также нападение на купеческие, а нередко и государевы караваны. Не случайно, что во многих документах XVI-XVIII вв. вольных казаков нередко называли “ворами”, “разбойниками". Известно также, что именно казаки составляли ядро в повстанческих крестьянских войсках Болотникова, Разина, Пугачева. Наконец, в казачьей культуре обращает на себя внимание приверженность к демократическим традициям в самоуправлении, что вполне объяснимо, учитывая историю казачьей культуры. Стремление к самостоятельности доходило до сепаратизма, до идеализации казачьей автономии, даже независимости, в том числе от Москвы.

Многие элементы специфической казачьей культуры вошли довольно прочно в культуру россиян и сохраняются в ней поныне.

Культура крестьянства. Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых трудом в сельском хозяйстве. Эта социальная группа возникла вместе с переходом к земледелию на заре человеческой истории, прошла несколько этапов своего социального развития (как класс и сословие) и все этапы развития человеческого общества. Именно крестьянство составляло основной объем социально-политического понятия “народ” в большинстве обществ, являясь “солью земли", творцом и носителем своеобразной культуры. Материальными предпосылками его формирования как класса служило утверждение господства аграрной экономики, выделение мелкого хозяйства в качестве основной экономической ячейки и семьи как главного вида производственной кооперации. Это обусловило привязанность крестьянства к природе: близость к земле, подчиненность природным циклам, прикрепленность к относительно ограниченному пространству, включенность в естественно-неразрывный коллектив кровнородственной общности, а также соседскую и духовную общности. Как социальная группа крестьянство занимало низшую ступень в общественной иерархии, испытывало прямую и косвенную эксплуатацию и даже претерпевало подневольность. Это тоже не могло не наложить отпечатка на его духовный облик и культуру.

часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

СУПЕРКУЛЬТУРА

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рожда­емостью.

Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология – наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они – дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура по­ощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

^ Социальная группа это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные про­цессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.

^ ЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искрив­ления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также свое­образная метрика. Например, количество звезд на небе превы­шает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они Реально входят. Так в природном мире. Но человеческое обще­ство в этом смысле представляет исключение.

Справка

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И все это возмож­но благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-б группах.

^ Не только общество, но и отдельный человек живет по зако­нам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодис­циплина и нравственность являются итогом групповой деятельно­сти. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообще­ства первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной ту­совки, производственной бригады, спортивной команды.

^ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ

Мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлеж­ность к определенной социальной группе.

Простейшее на первый взгляд слово "принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие – лишь то, что формально числятся в группе или организации. Та­ким образом, принадлежность – это целый континуум переход­ах форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация).

Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежнос­ти о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, соци­ологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, пере­езжающих из села и село к взрослым детям. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин "принадлежность" употреблен уже к ином, стати­стическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику.

Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учены­ми в качестве критерия классификации людей по категориям.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Все многообразие социальных групп можно классифициро­вать в зависимости от:


  • размеров группы,

  • социально значимых критериев,

  • типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистичес­кого учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.

Пример:


  • пассажиры пригородных поездов;

  • состоящие на учете в психдиспансере;.

  • покупатели стирального порошка "Ариэль";

  • монородительские, многодетные или малодетные семьи;

  • имеющие временную или постоянную прописку;

  • проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.

Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы. Они называются так потому, что критери­ем их выделения служат реально существующие признаки:


  • пол - мужчины и женщины;

  • доход - богатые, бедные и зажиточные;

  • национальность - русские, американцы, эвенки, турки;

  • возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

  • родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые;

  • профессия (род занятий) - водители, учителя, военнослужащие;

  • место жительства - горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социаль­но значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистичес­ких (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только суще­ствуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделя­ют три типа и называют их главными.


  • стратификационные - рабство, касты, сословия, классы;

  • этнические - расы, нации, народы, народности, племе­на, кланы;

  • территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.

Таким образом, можно заключить: реальные группы - это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра соци­альных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки моз­гов", связанная с реальными группами, выделенными по терри­ториальному признаку, беспокоит не только кабинетных уче­ных, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся агрегаты . Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общ­ность людей. Искусственной она называется потому, что организа­ция создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и на­казание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. - виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч че­ловек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста до нескольких человек). По существу, социальные орга­низации - промежуточный между большими социальными груп­пами и малыми группами тип объединения людей. Иными слова­ми, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. ^ К первичным относят только малые груп­пы, а все другие - к вторичным.

Малые группы - небольшие по численности совокупности лю­дей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимо­действием.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению со­циальных групп, уточним термин "социальная общность". Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

^ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

^ Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

^ Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их числен­ность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

^ Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей исто­рии и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся достигшие высокой степени политической организации, клас­сы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочислен­ны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ПУБЛИКА

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль да ТарД (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования - толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика - продукт нового времени. Ее истоки - в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Лучшие статьи по теме