Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Техника терра: редкие виды рукоделия из природных материалов. Техника "Терра"

Давайте я Вам расскажу о том, как я делаю картины, панно в коллажной технике терра . Увлекло это меня в свое время, все, что находилось на море, в лесу и дома, находило там свое применение.

Поэтому если у вас лежит, как вы думаете разный мусор из веток, листьев, сухой травы, ракушек, кусков фарфора и прочего хлама, и вы хотите выкинуть, не торопитесь, вы просто не знакомы с техникой «Терра». Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Кстати, Ваши дети с восторгом создадут великолепные картины и это будет своего рода терапией, это успокаивает и вдохновляет!

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. На высохший раствор накладывается колористический тон. Либо в сырой раствор «вживляем» материалы, и когда высыхает, накладываем фон.

Тон — это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.
Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра или одноразовая тарелка для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярные и художественные разного размера для прописывания деталей и небольших фрагментов композиций.

Наносить раствор можно разными способами и мастихином, и шпателем, и кистью, и руками. Даже от перчаток будет своеобразный узор.

Пригодится шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предугадать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи как часто бывает тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую (фанеру, МДФ, оргалит). Из красок наиболее подходит гуашь. Но я работаю и с акрилом также с большим удовольствием.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).
Богат на свою выразительность такой материал как ткань. С ее помощью можно создать фактуру для будущего фона.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно убираются и коллаж сохнет.

В качестве раствора можно использовать шпатлевку разбавленную с ПВА, текстурные и структурные, рельефные и объемные пасты.

Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму. На фото моя самая первая терра — на ней я лепила корабль и сундук. В фотогалерее ниже она есть уже в готовом виде. Висит дома и радует меня:-)

При составлении композиций используеются различные растения : листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска .

Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Коллажам «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скорее обязан подчеркнуть достоинства.

В общем пробуйте, творите и вдохновляйте других своими произведениями! :-) Каждый выбирает для себя свою технику, свои оттенки, краски и стили.

Пять самодельных гипсово-шпаклевочных досочек армированы х/б тканью, декорированы с обеих сторон и соединены между собой в короб кожаным шнуром. Размер короба 20смх15смх15см.
Материалы: гипс строительный, шпаклевка водно-дисперсионная, краска акриловая черная, темное серебро, светлое серебро, белая, мешковина, соцветия и листья астильбы, осоки, хризантемы, гортензии; коробочки клематиса, орех лещина, корни осоки декоративной, семена дыни, элементы вьетнамской шторки (видимо бамбуковой), манка, стрекозы и бабочки (элементы декора на самоклеющейся основе), птички.

(часть II).

Сначала закипел мой мозг!!! Потому что предстояло придумать: как скрепить дощечки между собой? Склеить их не получиться, т.к. уж очень они тонкие! Решила, что буду их чем ни будь связывать! Чем? Подумаю позже, но для того, чтобы их потом связать, надо сделать дырочки.
Итак, сначала ножовкой по металлу я распилила досочки так, чтобы одна из них оказалась донышком, а остальные - стеночками. Но так как я все-таки «утилизировала» хомячьи запасы, чтобы осталось минимум материала для дальнейшего хранения, стеночки получились разной высоты! Ну и ладно, потом разберусь, как лучше приспособить эти разномеры! Нарезала еще маленьких квадратиков - как бы ножки для моего органайзера.
Потом просверлила дырочки одна от другой на равном расстоянии: у донышка по всему периметру, у стенок по трем сторонам, отступив от края на пару сантиметров.



Затем наклеила клеем ПВА на все дощечки с обеих сторон мешковину, распустив её немного по краям. Когда клеила мешковину, старалась раздвигать нити так, чтобы они не заслоняли просверленные дырочки.


Далее то, что будет внутри органайзера, сверху задекорировала бабочками и стрекозами на самоклейке, семечками от дыни и элементами от вьетнамской шторки (наверное бамбуковой).


Элементы эти (колечки) были большими для меня, поэтому я их замочила на некоторое время в теплой водичке, а потом сырыми заплела их так, как мне надо было, потом высушила. Вот эту спираль делала так: намотала распущенную и сырую «бамбучину» на карандаш по всей его длине, закрепила нитками и высушила. Приклеила на Супер- момент.

Я всё тянула с моментом, когда надо будет начинать непосредственно ТЕРРУ! Очень волнительно было приступать, однако!!!
Итак, я нашла время, чтобы мне никто и ничто не мешало, обложилась всякой разной «ботвой» и начала мудрить! Сначала я прикинула на каждой стороне свой рисунок и определилась - где он будет размещен. Нанесла не очень толстым слоем смесь шпаклевки (1 стакан), клея ПВА (1/2 стакана) и речного просеянного, промытого и высушенного песка (2 ст. ложки) на место примерного размещения композиций. При этом шпателем край пятна я притирала и как бы сводила на нет, чтобы потом шпаклевка не выделялась на фоне мешковины. Далее, на еще сырую шпаклевку, я размещала элементы моих композиций и немножко придавливала их пальцами, чтобы они немножко утопали в шпаклевке. Подождала, чтобы все это безобразие высохло полностью. Больше всего переживала за гортензию, уж больно она нежна! Но ничего, влипла, как родная! Даже на гортензию осталась похожа!
Теперь мне предстояло испробовать тот самый процесс «вмазывания», как я его понимала. На плоскую кисть (щетина) я набирала немного шпаклевки (смеси) и как бы красила сверху свои «гербарии», в конечном итоге добиваясь, чтобы они с фоном выглядели как единое целое, а не отдельно приклеенные элементы. Параллельно кое-что изображала всякими разными способами по краям фона, чтобы он не был плоским и скучным. Промежуточным результатом я осталась довольна: все элементы прилично читались, оставались выпуклыми и что важно жесткими, как в тонком панцире! Гортензия тоже прошла испытание «вмазыванием» и оставалась похожа на гортензию: воздушная такая. Потом я всё испортила, но об этом печальном моменте - совсем скоро!

Все это время я ж не просто творила! Я же мучительно соображала- чем мне свою будущую конструкцию соединять? Решила, что буду соединять льняным шпагатом - значит, всё это должно выглядеть в эко стиле - значит, буду мазать битумом! Хотя все мои эксперименты с битумом заканчивались полным провалом, я все - таки решила рискнуть и пошла красить свои дощечки белым акрилом.

Слава Богу, что хоть внутренние стороны с бабочками не покрасила, просто уже ночью глубокой с битумом возилась. Дождалась, пока высохнет белый акрил, покрыла сверху лаком акриловым, высох и он, а потом все намазала битумом, через пару часов тряпочкой, смоченной Уайт - спиритом прошлась по дощечкам, высветляя выпуклости. Получилась жуть жутчайшая!!! Грязь вселенская! Получилась фактура грязной, местами закопченной кости, на которую налипла какая-то грязная трава! Фото этого безобразия я даже делать не стала! Под утро закончила смывать битум, но он уже заплыл во все щели, из которых мне его было уже не выковырять! Но главное ушла воздушность в травках, они стали толстенными палками, а гортензия стала каким-то бесформенным куском не понятно чего! А мне ведь всё это предстояло покрасить ещё одним слоем черной краски! Чем собственно я и занялась с утречка!
Почему я решила покрасть черной краской? Потому что времени изобретать велосипед уже не было, и я потопала по проторенной дорожке: по черному фону - высветлять от темного серебра до белого. Эдакое подобие имитации серебра, которое меня никогда не подводило!
Каждую дощечку с обеих сторон покрыла черным акрилом. Затем губкой прошлась слегка темным серебром, затем для пущего выделения рельефа затонировала всё светлым серебром, а самые выступающие части белым акрилом.


То, что получилось с внутренней стороны будущего органайзера, мне очень понравилось: красиво «легла» мешковинка, бабочки со стрекозами.



А вот с лицевой стороны всё выглядело очень грубо! Как говорится: почувствуйте разницу! Чтобы хоть как- то исправить ситуацию, пришлось взять в руки любимый контур белого цвета и пройтись им очень тонко и по «гербариям», и по краям мешковинки - сделать всё более изящным! Ну в общем: что выросло, то - выросло!!!

Теперь надо было придумать - как скреплять конструкцию! Пошла в магазин и купила черно- белый кожаный шнур. Процесс вдевания шнура в дырочки, которые после множества слоев краски оооочень уменьшились в размерах, - отдельная песня! На него я потратила времени больше, чем на весь процесс декорирования! Но конструкция получилась на удивление прочной, и шнурочек вписался, как по заказу! Из хомячьих запасов были извлечены две птички, по их перышкам я легонько прошлась черным акрилом, чтобы они стали соответствовать общей гамме! Именно они привели в восторг моего ребенка, когда я пришла к нему с готовой работой и с вопросом: «Ну, как?» Дитя воскликнуло: «Классные птички!». Всё остальное оказалось лишь фоном для пернатых!!! Так-то вот!!!

Для тех, кому интересно, отдельное описание из чего собственно составлялись гербарии:
1. Внизу справа орех лещина, вокруг него три коробочки клематиса (узнала, что они со временем распушаются, как хлопок и становятся похожими на комочки ваты), соцветия астильбы и осоки.


2. Соцветия астильбы, цветок хризантемы с частично облетевшими листьями, лист астильбы.

3. Листья осоки, соцветия астильбы, букетик гортензии.

4. Листья и соцветия осоки, клубни осоки садовой, цветок хризантемы (листики удалось сохранить), соцветие астильбы.

5. Это дно: на ножках - какие-то элементы, найденные в пакете со стрекозами, их было 4 штуки, а выбросить рука не поднялась, приклеила для амортизации.

Если у вас остались остатки от детских поделок сухие ветки, листья и растения, плоды, ракушки, желуди, осколки форфора и стекла - это не значит, что их надо выбросить. Вы просто не знакомы с техникой "Терра". Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.

Большое значение в коллажах "терра" отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярными кистями с искусственно щетиной размером 20, 20, 58 мм прорисовывают фон, художественными от 2 до 12 размера прописывают детали и небольшие фрагменты композиций.

Потребуются также шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный "мусор", выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую. Из красок наиболее подходит гуашь.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди - привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).

При составлении композиций опытные художники используют даже насекомых. Разумеется засушенных. Для этих целей вам потребуются энтомологические булавки. Обычные иголки и булавки не годятся. Проще использовать в работе тряпичных насекомых.

Бисер используют в связке, та ккак отдельные горошины "потеряются" в сюжете.

Богат на свою выразительность такой материал как ткань.

Техника изготовления фона

Основные техники - это граттаж, фотттаж и декалькомания.

Граттаж — способ «перевести» узор какой-либо поверхности — дерева, металла, фактурного стекла: свернутых произвольно бечевок и т. д.— на холст. Расстелив холст поверх предмета, нужно нанести на него краску — и фактура материала отпечатается на основе. Получившийся абстрактный рисунок подсказы наст сюжет или тему будущей картины. Художник дорисовывает произвольный орнамент в соответствии со своими ассоциациями.

Подобным же образом используется прием декалькомании. Краску выливают на лист бумаги, накрывают сверху вторым листом, а затем разъединяют их. Всматриваясь в отпечатавшийся на бумаге абстрактный рнсунок, можно разглядеть фигуры, пейзажи, образы.

Фроттаж — еще один способ нанесения отпечатка. На натертую графитом фактурную поверхность накладывают бумагу и получают на ней отпечаток, повторяющий узор фактуры. Описанные техники создания фона используются во многих флористических коллажах. Например, на созданную методом декалькомании основу наклеиваются растительные материалы, образующие гармоничное по колористике панно.

Иначе создается фон в коллажах «терра». Б качестве основы используется не ткань, не бумага и не стекло, а лист достаточно тяжелого строительного материала (оргалит, фанера и т. п.). На него наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются и коллаж сохнет.




Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму.


При составлении композиций используеются различные растения : листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах "терра" природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.


Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска . Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.


Коллажам "терра" подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скоре обязан подчеркнуть достоинства и индивидуальность композиции.

Галерея коллажей

Мы коснулись лишь небольшой части основ составления коллажей в технике "терра". Но и этого, на первых порах, вполне достаточно, чтобы оценить новую технику. Дальше дело за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.













Наиболее интересная техника в коллаже - это терра.
В переводе "терра" - земля. В это широкое понятие входят работы, выполненные в технике песка, торфа, глины, обычного грунта, гипса, шпатлевки и цемента, а также растительные материалы. Все эти производные смешиваются с клеями.

Материалы:
1) Использование песка дает очень необычный эффект - зернистость в работе. Основное требование к песку - просеянность. Можно покупать готовый флористический песок или просеять гравий самому.
2) Клей ПВА связывает частички смеси и основу коллажа.
3) Краски водорастворимые - гуашь - сохнут не очень быстро, теряют насышенность при высыхании. Акриловые краски сохнут быстро. Колоры-красители наиболее экономный вариант, если вы делаете много коллажей. Покупать нужно основные цвета (красный, желтый, синий, черный) и смешивать между собой. Краска-спрей может использоваться для экспресс-окрашивания.
4) Торфяные брикеты для рассады дают природный вид, натуральность. Смешиваются с ПВА и водой.
5) Глина замачивается водой заранее. Можно использовать терракотовую или голубую глину. При наложении толстым слоем глина дает трещины, этот эффект можно умышленно создавать. Для предотвращения трещин слой глины покрывается ПВА с водой. Окрашивать глину спреями, краской с помощью ватных тампонов или губки.
6) Гипс натуральный или алебастр.
7) Шпатлевка - самый необходимый материал в коллаже. Самая рекомендованная шпатлевка - MAXI от SADOLINI (в ведрах), в тубах и MINI не брать. Декоративные штукатурки от немецкой фирмы Reibeputz, а польские от Capacol. Размер частиц лучше 1,5, иногда 2,5. Обязательно нужна грунтовка основы, которая облегчает сцепку с основой.
8) Оргалит - деревянная основа с сетчатой решеткой (сетку процарапать гвоздем). За 9 часов до работы нанести клей ПВА, оставить для просушки. Оргалит не будет очень намокать и коробиться. Грунтовать нужно любую основу перед работой.
9) Растительный материал - плосковысушенные сухие листики и цветы, ветки и коряги, ракушки и морские звезды, сетка и прочие материалы. Перед работой сухие материалы напитать водой для большей пластичности и гибкости.
10) Опрыскиватель для воды
11) Кисточки-щетинки для покраски коллажа, малярная широкая кисть
12) Шпатель
13) Ветошь

Методика работы:
1. Подготовить поверхность основы заранее. Для морского коллажа - оргалит 50*50 см. Тостый оргалит лучше тонкого.
2. Опрыскать оргалит водой с двух сторон.Опрыскивать во время работы постоянно.
3. Смешать шпатлевку и просеянный песок (1:1), клей ПВА (3-4 сл.л) и краситель. Базовый цвет должен быть не светлый и не темный.
4. На влажную поверхность нанести массу, с помощью маляркой кисти размазывать массу от цетра к краям. Вытереть края огралита мокрой ветошью. Центр и края коллажа могут отличаться по цвуту массы.
5. Мокрый материал поместить в массу, вдавить, немного прокрасить кистью сверху. Выложить ракушки и звезды наверх, также вдавить, прокрасить массой. Материал укладывать, соблюдая закон группировки.
6. оставить высыхать коллаж или сушить поверхность с помощью фена.
7. Определить на коллаже направление света (можно поставить настольную лампу), прорисовать полусухой кистью-щетинкой тени. Широкой сухой кистью нанести белила с противоположной от теней стороны.

Материалы, необходимые для работы:

(перечислю именно те материалы, с которыми работала я, а в скобках напишу то, чем их можно заменить)

  • Затирка для плитки (цемент, шпатлёвка, плитонит)
  • Песок речной (любой, можно с мелкими камушками)
  • Клей ПВА
  • Кусок ДВП размера вашей рамки (лучше оргалит или фанеру)
  • Грунт – аэрозоль
  • Краска в баллончике (акриловая или гуашь)
  • Рамка
  • Природные материалы: шишечки туи и ольхи, листья пальмы, стебли хвоща, ячневая крупа
  • Посуда для раствора (желательно одноразовая)
  • Пластиковая ложечка
  • Пульверизатор с водой
  • Зубочистка или тоненькая палочка (для вдавливания мелких деталей)

На фото только не хватает крупы.

Можно на листе бумаги или картона выложить основные направления нашего коллажа, так будет легче подобрать по размеру нужный материал и «нарисовать» будущую картину.

Вырезаем нашу основу по размеру рамки. Затем наносим грунтовку для лучшего сцепления раствора с основой. Затем вставим основу в рамку и очертим карандашом по периметру рамки ту часть, которая будет видна.

Основа готова к нанесению раствора.

Готовим раствор:
1. в равных пропорциях смешиваем песок с плитонитом (цементом, шпатлёвкой), у меня было примерно по половине стакана, т.е. получился стакан. Песок нужен для того, чтобы раствор в процессе сушки не потрескался. Я с этим столкнулась в первой своей работе, когда песок не добавила.
2. в равных пропорциях смешиваем клей ПВА и воду (здесь объём должен быть меньше примерно в два раза, чем в пункте 1)
3. разведённый клей постепенно вливаем в сухую смесь до консистенции густой сметаны. Раствор не должен растекаться.
Наносим раствор на подготовленную основу.

Разравниваем при помощи ножа или ложки – как кому удобней. Ту часть, которая за карандашной линией оставляем не тронутой. Здесь слой раствора примерно 5 мм.

Теперь пластиковой ложечкой придаём рельеф, соответствующий нашей композиции.

Начинаем укладывать, вдавливая в раствор, наши элементы.

В процессе работы нужно следить, чтобы раствор не засыхал, для этого под рукой должен быть пульверизатор с водой.

Бывает, что нечаянно заденешь раствор и нарушишь весь рельеф.

В этом случае берём ложечку, смачиваем её в воде (обязательно!), и мокрой ложкой подправляем наши огрехи.

Подравняли.

Элемент за элементом, шишечку за шишечкой. Когда я поняла, что шишки плохо держатся, с нижней стороны я у них немного общипала чешуйки, как бы сделала плоской нижнюю часть (ту, которая в растворе).

Крупу просто насыпаем, и сверху чуть - чуть приглаживаем МОКРОЙ ложкой.

Вот что получилось. Теперь на сутки оставляем сушиться.

Наносим грунт (аэрозоль). После нанесения грунта видим, что шишки не прокрасились, тоненькой кисточкой акриловой краской прокрашиваем их. На фото – два ряда уже покрашены, а один – нет.

Красим краской – спрей в желаемый цвет. Я использовала 3 цвета: сиреневый, золотой, серебристый.
Вставляем в раму. Готово!

Фрагменты крупным планом.

Цвет играет под разным углом зрения... То золотой.

То сиреневый.

Лучшие статьи по теме