Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Любовь: определение любви, научное объяснение, мнение философов и цитаты о любви. Что такое любовь? Что такое любовь: определение

Любовь: определение любви, научное объяснение, мнение философов и цитаты о любви. Что такое любовь? Что такое любовь: определение

мАВПЧШ - ЬФП ЮХЧУФЧП ЕДЙОЕОЙС. оБ УБНПН ДЕМЕ, НЩ ЕДЙОЩ УП ЧУЕН ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН. оП НОПЗЙЕ МАДЙ ОЕ ЮХЧУФЧХАФ, ЮФП ЙИ РТЙТПДБ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ РТЙТПДБ УФПМБ ЙМЙ ЬЛТБОБ ДЙУРМЕС. оБ УБНПН ДЕМЕ НЩ ЕДЙОЩ У МАВЩН ЦЙЧЩН УХЭЕУФЧПН, У МАВЩН БФПНПН ОБЫЕК ЧУЕМЕООПК. оП, РПДПВОПЕ ЕДЙОУФЧП, РПДПВОХА МАВПЧШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ НПЦЕФ ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. мАВЙФШ ЧУЕИ, ДБОП МЙЫШ УЧСФЩН. пВЩЮОПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЛТХФСЭЕНХУС Ч УБОУБТЕ, ИПТПЫП, ЕУМЙ ХДБУФУС РПМАВЙФШ ИПФС ВЩ ПДОПЗП ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. вПМШЫБС ЮБУФШ МАДЕК ОЕУРПУПВОБ ДБЦЕ ОБ ЬФПФ РПДЧЙЗ, Ч ЙИ МАВЧЙ УМЙЫЛПН НОПЗП ЬЗПЙЪНБ.

"мАВПЧШ - ЬФП УБНПЕ ЙОФЙНОПЕ, УБНПЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЕ ЮХЧУФЧП. ьФП ЧУЕ ТБЧОП, ЮФП ГЧЕФПЛ, ЛПФПТЩК Ч ЛБЛПЕ-ФП НЗОПЧЕОЙЕ НПЦОП ПФДБФШ ФПМШЛП ЛПНХ-ОЙВХДШ ПДОПНХ. лПЗДБ МАВЙЫШ, ОХЦОП ПФДБЧБФШ ЧУЕЗП УЕВС Й ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ФЕВС РТЙОЙНБАФ, - Б Ч МАВЧЙ РТЙОСФШ ЧУЕ, НПЦЕФ ВЩФШ, ЕЭЕ ФТХДОЕЕ, ЮЕН ЧУЕ ПФДБФШ. нЩ ЪОБЕН, ЮФП ПФДБЕН, ОП ОЕ ЪОБЕН, ЮФП РПМХЮЙН" (тЙЮБТД пМДЙОЗФПО)

мАВЙФШ - ПЪОБЮБЕФ ТБУФЧПТЙФШУС Ч РТЕДНЕФЕ УЧПЕК МАВЧЙ РПМОПУФША. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ ЮЕМПЧЕЛБ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ФЩ РПМОПУФША ПФДБМ УЕВС ЬФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ НХЪЩЛХ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ЕУФШ МЙЫШ НХЪЩЛБ. рПЮЕНХ ФБЛ ЗБТНПОЙЮОЩ ДЧЙЦЕОЙС НБУФЕТПЧ ХЫХ - РПФПНХ ЮФП ЙИ ДЧЙЦЕОЙС ЙУЛТЕООЙ, Ч ЙИ ДЧЙЦЕОЙЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП ПФ ЙИ ЬЗП, ЙИ ОЕФ, ЕУФШ ПДОП ДЧЙЦЕОЙЕ, ПДОБ ЖПТНБ...

мАВПЧШ НОПЗЙИ МАДЕК - ЬФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП РТЙЧСЪБООПУФШ. чЩ РТПУФП ОБЫМЙ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ФП, Л ЮЕНХ ЧЩ РТЙЧСЪБОЩ. вХДШ ФП УЕЛУ, ДЕОШЗЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л НБФЕТЙОУФЧХ... ьФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП ЬЗПЙЪН. чЩ РТПУФП РПМХЮБЕФЕ ФП, ЮФП ЧБН ОХЦОП, ОЕ ПВТБЭБС ЧОЙНБОЙС ОБ ФП, ЮФП ОХЦОП ЧБЫЕНХ МАВЙНПНХ. лБЛБС ЬФБ МАВПЧШ?

мАДЙ ЦЙЧХФ Ч УЕНШСИ РП РТЙЧЩЮЛЕ, УЧСЪБООЩЕ УЧПЙНЙ РТЙЧСЪБООПУФСНЙ, ХЦЕ Й ОБНЕЛПЧ ОЙ ОБ ЛБЛХА МАВПЧШ ОЕФ.

лПЗДБ ЧЩ МАВЙФЕ Ч ЮЕМПЧЕЛЕ ЮФП-ФП, ЬФП ЮФП-ФП ОЕ ЧЕЮОП, ПОП НПЦЕФ ЙЪНЕОЙФШУС. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО РПЕФ - ПО РЕТЕУФБМ РЕФШ. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО ФБОГХЕФ - ПО РЕТЕУФБМ ФБОГЕЧБФШ.

пВЩЮОЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЮХЧУФЧБ ОЕРПУФПСООЩ, ПОЙ ПВПТБЮЙЧБАФУС УЧПЕК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША, ЧЕТФСФУС Ч ЛПМЕУЕ. мАВПЧШ УНЕОСЕФУС ОЕОБЧЙУФША, ОЕОБЧЙУФШ РЕТЕТБУФБЕФ Ч МАВПЧШ. оЕФ ФБЛПЗП ЮХЧУФЧБ - "МАВПЧШ", ЕУФШ МАВПЧШ-ОЕОБЧЙУФШ. ьФП ЛБЛ НПОЕФЛБ У ДЧХНС УФПТПОБНЙ. еУМЙ ЧЩ ЛПЗП-ФП УЙМШОП МАВЙФЕ, ЧЩ ТБОП ЙМЙ РПЪДОП ЕЗП ЧПЪОЕОБЧЙДЙФЕ. еУМЙ ОЕОБЧЙДЙФЕ - ТБОП ЙМЙ РПЪДОП РПМАВЙФЕ.

еУМЙ ЦЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ Ч ДТХЗПН ЮФП-ФП РПУФПСООПЕ, ЬФП РПУФПСООПЕ Й ВХДЕФ вПЗПН. рПФПНХ ЮФП вПЗ - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП РПУФПСООП. рПМАВЙФЕ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЧЕУШ НЙТ. чЩ МАВЙФЕ НХЦЮЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПН НХЦЮЙОЕ ЧУЕИ НХЦЮЙО НЙТБ. чЩ МАВЙФЕ ЦЕОЭЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПК ЦЕОЭЙОЕ ЧУЕИ ЦЕОЭЙО НЙТБ. ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЕУФШ ПФТБЦЕОЙЕ МАВПК ЮБУФЙ НЙТБ. рПМАВЙФЕ ЧЕУШ НЙТ ЮЕТЕЪ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

мАВПЧШ - ЬФП ОЕ УЮБУФМЙЧБС УМХЮБКОПУФШ ЙМЙ НЙНПМЕФОЩК ЬРЙЪПД, Б ЙУЛХУУФЧП, ФТЕВХАЭЕЕ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, УБНППФЧЕТЦЕООПУФЙ, ЗПФПЧОПУФЙ Л РПУФХРЛХ Й УБНПРПЦЕТФЧПЧБОЙА. йНЕООП ПВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ Ч УЧПЕК ЛОЙЗЕ "йУЛХУУФЧП МАВЧЙ" ЙЪЧЕУФОЩК ЖЙМПУПЖ ьТЙИ жТПНН. "мАВПЧШ - ОЕ УЕОФЙНЕОФБМШОПЕ ЮХЧУФЧП, ЙУРЩФБФШ ЛПФПТПЕ НПЦЕФ ЧУСЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ХТПЧОС ДПУФЙЗОХФПК ЙН ЪТЕМПУФЙ. чУЕ РПРЩФЛЙ МАВЧЙ ПВТЕЮЕОЩ ОБ ОЕХДБЮХ, ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УФТЕНЙФУС ВПМЕЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБФШ УЧПА МЙЮОПУФШ Ч ГЕМПН, ЮФПВЩ ДПУФЙЮШ РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ; ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФЙЗОХФП, ВЕЪ УРПУПВОПУФЙ МАВЙФШ УЧПЕЗП ВМЙЦОЕЗП, ВЕЪ ЙУФЙООПК ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ, ПФЧБЗЙ, ЧЕТЩ Й ДЙУГЙРМЙОЩ".

фЕНБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ЙОФЕТЕУПЧБМБ ЖЙМПУПЖЙА, ОБЮЙОБС У БОФЙЮОПУФЙ Й ДП ОБЫЙИ ДОЕК. пУОПЧОЩЕ ТБЪДЕМЩ БОФПМПЗЙЙ РПУЧСЭЕОЩ УХЭОПУФЙ МАВЧЙ Й ЕЕ ЪОБЮЕОЙА Ч ЦЙЪОЙ ЙОДЙЧЙДБ Й ПВЭЕУФЧБ, ЮЕМПЧЕЛПМАВЙА Й РПМПЧПК МАВЧЙ. бОФПМПЗЙС ПФЛТЩЧБЕФУС ПФТЩЧЛПН ЙЪ ДЙБМПЗБ рМБФПОБ "рЙТ", РПМПЦЙЧЫЕЗП ОБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ БОБМЙЪХ МАВЧЙ Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. фЕНБ МАВЧЙ ВЩМБ ПДОПК ЙЪ ЧЕДХЭЙИ Ч ТХУУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. й ИПФС БЧФПТЩ, РТСНП ОЕ ПФПЦДЕУФЧМСАФ НХЦУЛХА Й ЦЕОУЛХА МАВПЧШ, ОП ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОЙИ НХЦЮЙОЩ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЙНЙ ЧЩТБЦБЕФУС РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП НХЦУЛПК ЧЪЗМСД ОБ МАВПЧШ.

жЙМПУПЖ жТПНН Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЧЩДЕМСЕФ РСФШ ЬМЕНЕОФПЧ, РТЙУХЭЙИ ЛБЦДПНХ ЧЙДХ МАВЧЙ. ьФП ДБЧБОЙЕ, ЪБВПФБ, ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ХЧБЦЕОЙЕ Й ЪОБОЙЕ:

уРПУПВОПУФШ МАВЧЙ ДБЧБФШ РТЕДРПМБЗБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ "ЧЩУПЛПЗП ХТПЧОС РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ" , Ч ЛПФПТПК ЮЕМПЧЕЛ РТЕПДПМЕЧБЕФ ОБТГЙУУЙУФУЛПЕ ЦЕМБОЙЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБФШ ДТХЗЙИ Й ОБЛПРМСФШ, Й РТЙПВТЕФБЕФ ЧЕТХ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УЙМЩ, ПФЧБЗХ РПМБЗБФШУС ОБ УБНПЗП УЕВС Ч ДПУФЙЦЕОЙЙ УЧПЙИ ГЕМЕК. "юЕН ВПМЕЕ ОЕДПУФБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЬФЙИ ЮЕТФ, ФЕН ВПМЕЕ ПО ВПЙФУС ПФДБЧБФШ УЕВС, - Й, ЪОБЮЙФ, МАВЙФШ", - УЮЙФБЕФ жТПНН.

фП, ЮФП МАВПЧШ ПЪОБЮБЕФ ЪБВПФХ, ОБЙВПМЕЕ ПЮЕЧЙДОП Ч МАВЧЙ НБФЕТЙ Л УЧПЕНХ ТЕВЕОЛХ. оЙЛБЛПЕ ЕЕ ЪБЧЕТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ ХВЕДЙФ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ХЧЙДЙН ПФУХФУФЧЙЕ Х ОЕЕ ЪБВПФЩ П ТЕВЕОЛЕ, ЕУМЙ ПОБ РТЕОЕВТЕЗБЕФ ЛПТНМЕОЙЕН, ОЕ ЛХРБЕФ ЕЗП, ОЕ УФБТБЕФУС РПМОПУФША ЕЗП ПВИПДЙФШ, ОП ЛПЗДБ НЩ ЧЙДЙН ЕЈ ЪБВПФХ П ТЕВЕОЛЕ, НЩ ЧУЕГЕМП ЧЕТЙН Ч ЕЈ МАВПЧШ. "мАВПЧШ - ЬФП БЛФЙЧОБС ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ Ч ЦЙЪОЙ Й ТБЪЧЙФЙЙ ФПЗП, ЮФП НЩ МАВЙН".

дТХЗПК БУРЕЛФ МАВЧЙ - ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ - ЕУФШ ПФЧЕФ ОБ ЧЩТБЦЕООЩЕ ЙМЙ ОЕЧЩТБЦЕООЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УХЭЕУФЧБ. ч МАВЧЙ НЕЦДХ ЧЪТПУМЩНЙ МАДШНЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЛБУБЕФУС, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РУЙИЙЮЕУЛЙИ РПФТЕВОПУФЕК ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. пФЧЕФУФЧЕООПУФШ НПЗМБ ВЩ МЕЗЛП ЧЩТПЦДБФШУС Ч ЦЕМБОЙЕ РТЕЧПУИПДУФЧБ Й ЗПУРПДУФЧБ, ЕУМЙ ВЩ ОЕ ВЩМП ХЧБЦЕОЙС Ч МАВЧЙ.

"хЧБЦЕОЙЕ - ЬФП ОЕ УФТБИ Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, ЬФП УРПУПВОПУФШ ЧЙДЕФШ ЮЕМПЧЕЛБ ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, ПУПЪОБЧБФШ ЕЗП ХОЙЛБМШОХА ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ". фБЛЙН ПВТБЪПН, ХЧБЦЕОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЬЛУРМХБФБГЙЙ. "с ИПЮХ, ЮФПВЩ МАВЙНЩК НОПА ЮЕМПЧЕЛ ТПУ Й ТБЪЧЙЧБМУС ТБДЙ ОЕЗП УБНПЗП, УЧПЙН УПВУФЧЕООЩН РХФЕН, Б ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УМХЦЙФШ НОЕ. еУМЙ С МАВМА ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, С ЮХЧУФЧХА ЕДЙОУФЧП У ОЙН, ОП У ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, Б ОЕ У ФБЛЙН, ЛБЛ НОЕ ИПФЕМПУШ ВЩ, ЮФПВ ПО ВЩМ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ УТЕДУФЧБ ДМС НПЙИ ГЕМЕК".

"хЧБЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕЧПЪНПЦОП, ОЕ ЪОБС ЕЗП: ЪБВПФБ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ВЩМЙ ВЩ УМЕРЩ, ЕУМЙ ВЩ ЙИ ОЕ ОБРТБЧМСМП ЪОБОЙЕ". жТПНН ТБУУНБФТЙЧБМ МАВПЧШ ЛБЛ ПДЙО ЙЪ РХФЕК РПЪОБОЙС "ФБКОЩ ЮЕМПЧЕЛБ", Б ЪОБОЙЕ - ЛБЛ БУРЕЛФ МАВЧЙ, СЧМСАЭЙКУС ЙОУФТХНЕОФПН ЬФПЗП РПЪОБОЙС, РПЪЧПМСАЭЙК РТПОЙЛОХФШ Ч УБНХА УХФШ.

мАВПЧШ - ЧМЕЮЕОЙЕ ПДХЫЕЧМЕООПЗП УХЭЕУФЧБ Л ДТХЗПНХ ДМС УПЕДЙОЕОЙС У ОЙН Й ЧЪБЙНОПЗП ЧПУРПМОЕОЙС ЦЙЪОЙ. йЪ ПВПАДОПУФЙ ПФОПЫЕОЙК НПЦОП МПЗЙЮЕУЛЙ ЧЩЧЕУФЙ ФТПСЛЙК ЧЙД МАВЧЙ:

1) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ ДБЈФ, ОЕЦЕМЙ РПМХЮБЕФ, ЙМЙ ОЙУИПДСЭБС МАВПЧШ
2) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ РПМХЮБЕФ, ОЕЦЕМЙ ДБЕФ, ЙМЙ ЧПУИПДСЭБС МАВПЧШ
3) МАВПЧШ, Ч ЛПФПТПК Й ФП, Й ДТХЗПЕ ХТБЧОПЧЕЫЕОП

ьФПНХ УППФЧЕФУФЧХАФ ФТЙ ЗМБЧОЩИ ЧЙДБ МАВЧЙ, ЧУФТЕЮБЕНЩЕ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПН ПРЩФЕ, Б ЙНЕООП: МАВПЧШ ТПДЙФЕМШУЛБС, МАВПЧШ ДЕФЕК Л ТПДЙФЕМСН Й МАВПЧШ РПМПЧБС (ЙМЙ УХРТХЦЕУЛБС). у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОТБЧУФЧЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, МАВПЧШ ЕУФШ УМПЦОПЕ СЧМЕОЙЕ, РТПУФЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЛПФПТПЗП УХФШ:

1) ЦБМПУФШ, РТЕПВМБДБАЭБС Ч МАВЧЙ ТПДЙФЕМШУЛПК;
2) ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, РТЕПВМБДБАЭЕЕ Ч МАВЧЙ УЩОПЧОЕК Й ЧЩФЕЛБАЭЕК ЙЪ ОЕЕ ТЕМЙЗЙПЪОПК
3) ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РТЙУХЭЕЕ ЮЕМПЧЕЛХ ЮХЧУФЧП УФЩДБ, ЛПФПТПЕ Ч УПЕДЙОЕОЙЙ У ДЧХНС РЕТЧЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ - ЦБМПУФША Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕН - ПВТБЪХЕФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ЖПТНХ РПМПЧПК ЙМЙ УХРТХЦЕУЛПК МАВЧЙ (НБФЕТЙС ЦЕ ЕК ДБЕФУС ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ЧМЕЮЕОЙЕН, БЛФХБМШОЩН ЙМЙ РПФЕОГЙБМШОЩН). (ьОГЙЛМПРЕДЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ ж.вТПЛЗБХЪБ Й й.еЖТПОБ)

фТЕВПЧБОЙС МАВЧЙ: фТЕВПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ ОБН РТЕДЯСЧМСЕФ ФТХДОБС ТБВПФБ МАВЧЙ, РТЕЧЩЫБАФ ОБЫЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ, Й НЩ, ЛБЛ ОПЧЙЮЛЙ, ЕЭЕ ОЕ НПЦЕН ЙИ ЙУРПМОЙФШ. оП ЕУМЙ НЩ ЧЩДЕТЦЙН ЧУЈ Й РТЙНЕН ОБ УЕВС ЬФХ МАВПЧШ, ЕЈ ЗТХЪ Й ЙУРЩФБОЙЕ, ОЕ ФТБФС УЙМ ОБ МЕЗЛХА Й МЕЗЛПНЩУМЕООХА ЙЗТХ, ЛПФПТХА МАДЙ РТЙДХНБМЙ, ЮФПВЩ ХЛМПОЙФШУС ПФ УБНПЗП ЧБЦОПЗП ДЕМБ ЙИ ЦЙЪОЙ. фП, НПЦЕФ ВЩФШ, НЩ ДПВШЈНУС ДМС ФЕИ, ЛФП РТЙДЈФ РПУМЕ ОБУ, ИПФС ВЩ НБМПЗП ПВМЕЗЮЕОЙС Й ХУРЕИБ... (тЙМШЛЕ)

мАВПЧШ УФТПЙФ Й...РЕТЕУФТБЙЧБЕФ. рЕТЕУФТБЙЧБЕФ ЧУЕ, ЮФП ОХЦДБЕФУС Ч РЕТЕУФТПКЛЕ. дБ, МАВПЧШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧЕМЙЛБС УПЪЙДБФЕМШОБС, ФЧПТСЭБС, УФТПСЭБС, РЕТЕУФТБЙЧБАЭБС УЙМБ. (лБЪБЛПЧБ тЙННБ. дПУФПЙОУФЧП ДХЫЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ ТПЦДБЕФ ОБВМАДБФЕМШОПУФШ Й ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ. (зТБОЕО дБОЙЙМ. п НЙМПУЕТДЙЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ... уХДПТПЦОЩЕ ПВЯСФЙС, УРМЕФЕОЙЕ ТХЛ, УРМЕФЕОЙЕ ФЕМ - ОЕ ПФ ПФЮБСОЙС МЙ? оЕ РПРЩФЛБ МЙ ЬФП ХДЕТЦБФШ ОЕХДЕТЦЙНПЕ, ЧЩТБЪЙФШ ФП, РЕТЕД ЮЕН ОЕ ФПМШЛП ВЕУУЙМШОЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УМПЧБ, ОП Й НЩ УБНЙ, МАДЙ, ВЕУУЙМШОЩ? оЕ РТПФЕУФ МЙ ЬФП ЦЙЪОЙ, ЦБЦДЩ ЦЙФШ РЕТЕД ОЕЙЪВЕЦОПУФША ОБЫЕЗП ЙУЮЕЪОПЧЕОЙС... ...мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЩФПК Й ВМБЗПДХЫОПК. пОБ ЧУЕЗДБ ФЕТЪБОЙЕ. чУЕЗДБ Ч ОЕК РХМШУЙТХЕФ УФТБИ РПФЕТСФШ. юЕН ВПМШЫЕ МАВЙЫШ, ФЕН УЙМШОЕЕ УФТБЫЙЫШУС ТБЪМХЛЙ.

мАВПЧШ...пЮЕОШ ЧБЦОП РПНОЙФШ. рПФПНХ ЮФП П ОЕК, ЛБЛ ОЙ ТБУУЛБЪЩЧБК, ЧУЕЗП ОЕ РЕТЕДБЫШ. еЈ ОБДП УРЕТЧБ ХЪОБФШ, РЕТЕЦЙФШ УБНПНХ. чУСЛЙК РПЪОБЧЫЙК ЕЕ ИПФС ВЩ ОЕОБДПМЗП - УЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, Й ЕНХ ОЙЮЕЗП ОЕ ОХЦОП ТБУФПМЛПЧЩЧБФШ П МАВЧЙ, Б ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЧУЕ ТБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПКНЕФ, УЛПМШЛП ВЩ НЩ ОЙ УФБТБМЙУШ... (чЙОПЗТБДПЧ й. рТЙНЙ НПА МАВПЧШ)

юЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ОБХЮЙФШУС ЧПЪЧПДЙФШ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООЩЕ УППТХЦЕОЙС... ...ОП, ЕУМЙ ПО ОЕ ОБХЮЙФУС МАВЙФШ РП-ОБУФПСЭЕНХ, ПО ПУФБОЕФУС ДЙЛБТЕН. пВТБЪПЧБООЩК ЦЕ ДЙЛБТШ ЧП УФП ЛТБФ ПРБУОЕЕ ДЙЛБТС ОЕПВТБЪПЧБООПЗП. (уХИПНМЙОУЛЙК ч.б.)

х РЕТЧПК МАВЧЙ, МЕЗЛПЧЕТОПК Й НОЙФЕМШОПК, ЧУЕЗДБ УЧПЙ РТЙЮХДЩ. (л.уЕДЩИ)

мАВПЧШ - ЬФП ФБЛПЕ ЮХЧУФЧП, П ЛПФПТПН НПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП У ФЕН, ЛПЗП МАВЙЫШ. (р.уЩЮЕЧ)

мАВПЧШ УБНПЕ ДПТПЗПЕ, ЮФП ДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛХ Ч ЦЙЪОЙ. мАВПЧШ - ЬФП РЕУОС УЕТДГБ. ьФП - ЗПТДПУФШ. ьФП УЙМБ, ДЕМБАЭБС МАДЕК ВПЗБФЩТСНЙ Й ЗЕОЙСНЙ. мАВПЧШ - ЬФП МЕРЕУФЛЙ ЮЕТЕНХИЙ, ОП ЧНЕУФЕ У ФЕН Й ЛМЙОПЛ, ПВЕТЕЗБАЭЙК ЙИ ОЕЦОПУФШ Й ЮЙУФПФХ! (рПРПЧ в.о.)

мАВПЧШ - УБНПЕ ХФТЕООЕЕ ЙЪ ОБЫЙИ ЮХЧУФЧ. (в. жПОФЕОЕМШ)

мАВПЧШ, ВЕЪ УПНОЕОЙС, - ЬФП ВХЫХАЭЕЕ НПТЕ; ТБЪХН - УЧЕФСЭБСУС РЕУЮЙОЛБ; УФТБУФШ - РПИЙЭБАЭЙК НЙТ ХТБЗБО; ТБУУХДПЛ - НЕТГБАЭЙК УЧЕФЙМШОЙЛ. тБОХ, ОБОЕУЕООХА ЛПРШЕН ВЕЪХНОПК МАВЧЙ, ОЕ ЙУГЕМЙФШ ЧБФПК, УНПЮЕООПК ВБМШЪБНПН ТБЪХНБ. тПЪБ ОБ МХЦБКЛЕ УЕТДГБ, ПТПЫЕООБС ЧПДПК МАВЧЙ, ОЕ ЪБЧСОЕФ. (й.лБОВХ лОЙЗБ П ЧЕТОЩИ Й ОЕЧЕТОЩИ ЦЕОБИ)

мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩТБЭЕОБ РТПУФП ЙЪ ОЕДТ РТПУФПЗП ЪППМПЗЙЮЕУЛПЗП РПМПЧПЗП ЧМЕЮЕОЙС. уЙМЩ "МАВПЧОПК" МАВЧЙ НПЗХФ ВЩФШ ОБКДЕОЩ ФПМШЛП Ч ПРЩФЕ ОЕРПМПЧПК ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК УЙНРБФЙЙ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕФ МАВЙФШ УЧПА ОЕЧЕУФХ Й ЦЕОХ, ЕУМЙ ПО ОЕ МАВЙМ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК, ФПЧБТЙЭЕК, ДТХЪЕК. й ЮЕН ЫЙТЕ ПВМБУФШ ЬФПК ОЕРПМПЧПК МАВЧЙ, ФЕН ВМБЗПТПДОЕЕ ВХДЕФ Й МАВПЧШ РПМПЧБС. (б.у. нБЛБТЕОЛП)

рМБФПОЙЮЕУЛБС МАВПЧШ, ЛБЛПК ВЩ ЧЩУПЛПК ПОБ ОЙ ВЩМБ, - ЧУЕЗДБ РЩЫОЩК РХУФПГЧЕФ, ЛПФПТЩК ГЧЕФЕФ Й РБИОЕФ, ДБ ЧПФ ВЕДБ - ОЕ ДБЕФ РМПДПЧ. (а. лХЪОЕГПЧ)

чМАВМЕООПУФШ - ЬФП УРПУПВОПУФШ ЪБНЕФЙФШ Й ХЧЙДЕФШ ЛПЗП-ФП ЛТПНЕ УЕВС УБНПЗП, ЙУЛТЕООЕ ЧПУИЙФЙФШУС ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН, ЬФП ЧУЕЗДБ ЦЗХЮЙК ЙОФЕТЕУ Л НЙТХ УЧПЕЗП ЙЪВТБООЙЛБ, РТЕДБООПУФШ ЕНХ. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧМАВМЕООПУФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ РТЕДРПМБЗБЕФ БМШФТХЙЪН, ВЕУЛПТЩУФОХА МАВПЧШ Л ЮЕМПЧЕЛХ. уРПУПВОПУФШ ЧМАВМСФШУС - РТЙЪОБЛ ЧЩУПЛПЗП УФТПС ДХЫЙ. (б.чБТЗБ)

мАВПЧШ ЧЕДШ ЗПТОБС РФЙГБ. пОБ ТБЧОЙО ОЕ РЕТЕОПУЙФ. оБ ТБЧОЙОХ РТЙМЕФБЕФ МЙЫШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХНЕТЕФШ. (б. нЙФТПЖБОПЧ)

мАВПЧШ НПЦЕФ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ОБ УЧЕФЕ, ОП ПДОПК МАВПЧША ЕЭЕ ОЕ НПЦЕФ ЦЙФШ ЮЕМПЧЕЛ. (чБУЙМШЕЧ н.)

мАВПЧШ Й РХУФСЛЙ. оЕ ФП ПНТБЮБЕФ НПЙ ДОЙ, ЮФП ХИПДЙФ МАВПЧШ, Б ФП, ЮФП ПОБ ХИПДЙФ ЙЪ-ЪБ РХУФСЛПЧ. (ьДОБ уЕО чЙОУЕОФ нЙММЕ)

уБНБС ЮЙУФЕКЫБС МАВПЧШ ОБРПМПЧЙОХ РЕТЕНЕЫБОБ У УБНПМАВЙЕН. (н. мЕТНПОФПЧ лОСЗЙОС мЙЗПЧУЛБС

чЕТОПУФШ - ЬФП ПДОБ ЙЪ ЪБДБЮ МАВЧЙ; ОП ЬФП ЧУЕЗДБ ЪБДБЮБ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЛФП МАВЙФ, Й ОЙЛПЗДБ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ФТЕВПЧБОЙЕН, ОБРТБЧМЕООЩН ОБ РБТФОЕТБ. (ч. жТБОЛ юЕМПЧЕЛ Ч РПЙУЛБИ УНЩУМБ)

"мАВПЧШ - ЕДЙОУФЧЕООБС УФТБУФШ, ОЕ РТЙЪОБАЭБС ОЙ РТПЫМПЗП, ОЙ ВХДХЭЕЗП" (п. вБМШЪБЛ)

"уМПЧБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ПДЙОБЛПЧЩ, - ЧУЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЙЪ ЮШЙИ ХУФ ПОЙ ЙУИПДСФ" (нПРБУУБО)

"мАВПЧШ - ЬФП УЖПЛХУЙТПЧБООПЕ УФТЕНМЕОЙЕ Л УЮБУФША" (лЙТРЙЮЕЧ ч.)

"мАВПЧШ - ЬФП ПВЭЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ, ОП Й ДХИПЧОПЕ" (уЬМЙОДЦЕТ)

нПЦОП ЕЭЕ ДПМЗП РТПДПМЦБФШ ЬФПФ УРЙУПЛ ПРТЕДЕМЕОЙК Й ФТБЛФПЧПЛ МАВЧЙ, ОП ЧУЕ ПОЙ ЗПЧПТСФ ПВ ПДОПН: "мАВПЧША УДЕМХЕФ ДПТПЦЙФШ, ПОБ ЕУФШ ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ, ПОБ - ФП УБНПЕ ЮЙУФПЕ, ЮФП ЕУФШ ОБ УЧЕФЕ, ФП ОЕЦОПЕ Й УПЛТБЧЕООПЕ. тБУФПЮБКФЕ МАВПЧШ ПВЕЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЧУЕН УЕТДГЕН!!! мавпчш - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ УПЛТПЧЙЭЕ, ЛПФПТПЕ ХНОПЦБЕФУС, ТБЪДЕМССУШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООЩК ДБТ, ЛПФПТЩК ОБУФПМШЛП ЧЩТБУФБЕФ, УЛПМШЛП ПФ ОЕЗП ПФОЙНЕЫШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ОБЮЙОБОЙЕ, Ч ЛПФПТПН ЮЕН ВПМШЫЕ ФТБФЙЫШ, ФЕН ВПМШЫЕ РПМХЮБЕЫШ! дбтйфе ее, тбуфпюбкфе ее, Й ЪБЧФТБ Х ЧБУ ВХДЕФ ВПМШЫЕ РТЕЦОЕЗП!!!

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

«Единственное дело, на кото рое стоит положить жизнь, это любовное общение с людьми».

«Любить значит жить жизнью того, кого любишь».

Л.Толстой

Философы и поэты, художники и писатели-романтики возвели любовь до уровня всемогущей движущей силы, управляющей всем ходом развития человечества. С этим мнением, конечно, можно и не соглашаться, но любовь, несомненно, является самым существенным моментом в жизни каждого индивида. Это возвышенное чувство наполняет людей особой духовной энергией. Философия любви является сферой раздумий, которые позволяют, с одной стороны, осмыслить природу любовного чувства, а с другой — понять и оценить его роль и назначение в жизни и творчестве человека.

Любовь как способ существования человека.

Любовь как особый способ межличностного общения -фундаментальная категория философии и психологии, отражающая смысловую сторону человеческой жизни. Именно она одухотворяет жизнедеятельность индивида, его идеалы и т.д. Любовь можно мыслить только как начало тонкой сферы чисто человеческого общения. Она имеет субъективно-объективную основу. Это значит, что субъективные ощущения любви в принципе всегда объективно обусловлены. Любовь — это субъективное отношение человека к миру бытия, предполагающее стремление к счастью. Благодаря любви человечество существует и постоянно самосовершенствуется. В этом чувстве раскрывается естественная потребность (желание) каждого человека стать лучше. Только в любви преодолевается межличностное отчуждение, достигается духовное единение, люди перестают испытывать горечь одиночества, чувство душевной опустошенности.

Любовь не поддается управлению и разумному объяснению. О ней можно сказать только то, что она есть, и не более. Невозможно словами объяснить механизм ее возникновения и многочисленные проявления. В античной мифологии, к примеру, ее считали особой космической силой, способной творить чудеса. Сохранилась красивая легенда о том, как жена бога Осириса Изида воскресила усопшего мужа слезами любви.

Однажды появившись на Земле, любовь прочно заняла свое место в жизни человечества. Но отношение к ней всегда было противоречивым. Ее обожествляли и проклинали. В ее честь создавали великие произведения живописи и музыки, писали стихи, возводили дворцы и храмы. Из-за любви сажали в тюрьмы, отправляли в монастыри, даже сжигали на кострах. И сегодня любовь считается одной из самых таинственных сил, которая притягивает к себе множество закрепившихся в философских и культурологических учениях смыслов духовного восхождения личности. Но главное заключено в понимании любви как возвышенного чувства, направленного на разрешение сакральных проблем человеческого бытия, на достижение межличностного единства, слитности с другим индивидом. «Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений, — писал философ и психолог Эрих Фромм. — Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род. Без любви человечество не смогло бы просуществовать ни дня» . Именно любовь как качество культурно развитой личности, по Фромму, позволяет понять и объяснить сущность человеческого бытия.

Любовь — это необычайно сложное духовное явление в жизни человека. Поэтому она внимательно и всесторонне осмысляется философами. Философский анализ любви — это прежде всего стремление познать любовь посредством мысли, сделать самые общие умозаключения о данном феномене. Считается, что философия любви есть ее рациональное осмысление как главного источника истинно человеческого бытия. Любовь предстает в философии как первоначало, сущность бытийного существования человека: индивидуального и общественного. Иначе говоря, любовь в философии рассматривается в виде чистого человеческого бытия, когда человек любит весь мир, жизнь как таковую. Не случайно наиболее фундаментальным типом любви, лежащим в основе всех ее видов, является любовь к роду человеческому (братская любовь), которая предполагает осознание ответственности за жизнь и здоровье другого человека, желание помочь ему.

Общеизвестно, что философия имеет дело не только с интеллектом, но и с эмоциями, социальными чувствами, всем спектром духовных проявлений человека. В силу этого совершенно правомерно метафизически осмысливать такую ипостась человеческой способности, как любовь — феноменальное социопсихологическое состояние личности, возникающее в процессе развития особых связей и отношений между людьми.

Издревле любовь считалась источником (началом) истинно человеческого бытия, ибо именно она предопределяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Вспомним прославленного древнегреческого врача, философа Эмпедокла, создавшего учение об основах бытия, представленных землей, водой, воздухом и огнем, которые он называл «корнями всех вещей». Они, по Эмпедоклу, не сводимы друг к другу, но могут смешиваться и разделяться, то есть спонтанно приходить в движение, источниками (первоначалами) которого являются антиподы — Любовь и Вражда. Когда первенствует Любовь, все материальные элементы перемешиваются и образуют «шару подобный, окруженный покоем гордящийся Сферос» . Таким образом, Эмпедокл рассматривал любовь как космическую энергию, стремящуюся усмирять и объединять во Вселенной все, что имеет тенденцию к распаду.

Основы философского познания любви, как многие сегодня считают, сформировались в Древней Греции. А Рим успешно продолжил греческую традицию осмысления любви как сугубо индивидуального и социально-психологического явления. Не упрощая ситуацию того времени, можно смело утверждать, что в античности уже различали два принципиально разных вида любви. Это любовь-страсть и платоническая любовь. Первая предполагает чувственно-эмоциональное состояние личности, которое противостоит разуму, самопознанию. А следовательно, данный вид любви — это не путь к собственному благополучию. Платонический же вид любви выражает чувственный идеал заботы индивида о самом себе в лучшем смысле этого слова. Такая любовь возвышает личность, ибо она, не подверженная слепым страстям, направляется умом, обусловливается нравственным воспитанием.

Несмотря на зримые различия в понимании и оценке разных видов любви, в античности особо подчеркивали, что она возникает только при очень сильном внешнем воздействии на человека. В Греции, к примеру, считалось, что Эрот (бог любви) поражает человека стрелой своего лука и делает его пленником любви. А главное, любовь не есть усилие самой личности, ее ума, то есть не человек достигает состояния влюбленности, а сама любовь захватывает его, зажигая возвышенным чувством, силой страсти. Платон считал, что только любовь открывает людям глаза на истину, добро и красоту. В своем познании мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого брака появляется прекраснейшее потомство, которое именуется духовностью и включает в себя философию, мораль, науку и искусство. Только посредством любви индивид открывает смысл своей жизни и становится собственно человеком.

Западноевропейские, но особенно русские философы XVIII-XIX веков состояние любви понимали и толковали несколько иначе, чем античные мыслители. Так, француз маркиз де Сад (1740-1814) называл любовь формой душевного безумия. Именно поэтому, считал он, ей бессмысленно сопротивляться. Наоборот, нужно безропотно следовать ее природе. Примерно к тому же призывает и великий немецкий философ И. Кант. «Порой мужчины, чтобы понравиться, — уверен философ, — усваивают женские слабости, а женщины иногда (хотя и гораздо реже) подражают мужским манерам, дабы внушить к себе глубокое уважение, но то, что делают против природы, делают всегда неплохо» . А на вопрос о том, как же надо относиться к любви-страсти или любви-наслаждению, И. Кант отвечает следующим образом: все это недопустимо, поскольку не соответствует целям человеческой природы и ведет к ее искажению, унижает личность.

Русский мыслитель В.В. Розанов (1856-1919) восторгается любовью-страстью, но только в лоно семьи. Он превозносит ее до небес, включая то телесное наслаждение, которое такая любовь приносит людям. Более того, В.В. Розанов сам акт любовного совокупления рассматривал как естественное и необходимое слияние душ. А вот другой русский философ Н.А. Бердяев видит в половом акте разрушающий личность момент, фактор бездуховности, ибо он отвлекает от лица любимого. По мнению Н.А. Бердяева, не только в личной жизни, но и в науке, искусстве, общественно-политической деятельности всегда есть место искренней любви. Только у любящего возникают светлые идеалы, проявляются благородные чувства, рождаются прекрасные идеи, которые он способен воплотить в действительность.

Большая истинная любовь, наполняя человека духовной энергией, добротой помыслов, дает ему внутренние силы жить осмысленно, всегда и во всем действовать гуманно. Тема истинной любви и нравственного идеала пронизывает творчество великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого. Его проповедь «всеобщей любви» нашла понимание у самых разных слоев населения. Однажды он резонно заметил: «Как тело человека требует пищи и страдает без нее, так и душа человека требует любви и без нее страдает» . Эту мысль продолжил философ Д.А. Андреев (1906-1959), страстно убеждая в том, что любовь человеческая, как и творчество, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранным: «Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас» .

О том, что такое любовь, с древности размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали. Почему же человеку так трудно жить без любви? Русский философ И.А. Ильин (1882-1954) в этой связи заметил, «что главное в жизни любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа» . Данное обстоятельство, по сути, указывает на то, что любовь есть прочное связующее звено в отношениях людей и особенно в их духовном общении. Разные философские учения, а также религии стремятся понять и использовать в своих интересах уникальную способность человека любить. Однако надо признать, что и сегодня она представляет собой недостаточно осмысленную область человеческого бытия. Действительно, о любви так много сказано и написано, что философско-психологический анализ многим кажется уже лишним. Но все же это настолько феноменальная сфера в отношениях и в общении людей, в формировании их судеб, что ее всестороннее философское рассмотрение представляется нам необходимым. Это, кстати, сегодня признают все: педагоги и психологи, ученые и философы, социологи и политики, медики и писатели. Однако если мы заглянем в учебники по гуманитарным дисциплинам, то увидим, что данные проблемы в них практически не рассматриваются, а если и рассматриваются, то в самой общей декларативной форме. Так, в учебниках по психологии в главах, посвященных чувствам, эмоциям, лишь вскользь упоминается о любви, а во многих пособиях по философии эта тема вообще не затрагивается. Между тем в истории философской мысли не было ни одного оригинального автора, хоть как-то уклонившегося от рассуждений об этом удивительном и очень сложном духовном явлении. А если признать, что тема человека — действительно ведущая тема во всех мировых философских системах, то проблема человеческой любви, взятая в ее особой духовной объемности и колоритности может считаться важнейшей, определяющей. Она тесно связана с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности, а также мир, в котором он живет.

Любовь, будучи спонтанным (лат. spontaneus — самопроизвольный) чувством глубокого, интимного переживания, симпатии индивида к кому-либо или чему-либо, высвобождает огромные внутренние силы человеческой натуры. Она многими признается тем необычайно важным фактором, который формирует человеческую личность, определяя ее судьбу, награждая телесным и духовным наслаждением, страстным увлечением, которые ни под какие привычные индивидуальные и социальные стандарты и моральные стереотипы не подпадают. Это совершенно необычные ощущения в человеческой жизни, где нет места никаким расчетам, жестким правилам и предписаниям. Любовь всегда и везде отличает имманентное эмоционально-возвышенное самосозидание. Да уже самые первые ее признаки — восхищение, благоговение, милосердие — говорят сами за себя. Это, наверное, самое альтруистическое душевное состояние. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции, заслуживая любовь к себе.

Любовь представляет максимальную ценность для всего рода человеческого как имманентный (внутренний) морально-нравственный генератор радости и наслаждений, источник счастья. Во многих описаниях любовных чувств указывается на особую способность человека душевно «сливаться» воедино с другим. «Истинная сущность любви, — замечает Г. Гегель, — состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой» .

В сущности, Г. Гегель рассуждает об идее «слияния» душ, когда душа любящего живет и растворяется в душе любимого и при этом обретает самое себя. Здесь, может быть, заложена сущностная основа любви. Действительно, в состоянии истинной душевной слитности есть нечто таинственное, даже мистическое. Философия обнаруживает эту сферу бытия и строго рационально описывает. Ее качественной стороной является осмысление не самого факта, а знания или мнения о нем. Именно поэтому философски любовь исследуется как феномен иррационального знания, рассматривается ее роль в реализации творческой активности субъекта, а также ее ценностная значимость.


Во все времена поэты и писатели, композиторы и художники воспевали всеобъемлющее чувство любви, а ученые и исследователи пытались найти ей рациональное объяснение. Однако, несмотря на то что душевный трепет, вызываемый ею, невозможно спутать ни с чем другим, однозначного определения этого чувства до сих пор нет. Объясняется это тем, что у каждого своя философия любви . Даже один и тот же человек, встречаясь с этим чувством во второй, третий или десятый раз, будет трактовать это понятие по-разному, опираясь на пережитой опыт и преобладающие переживания.

Эмоции

Все это связано с тем, что любовь - материя крайне многогранная и сложная. Она включает в себя огромное количество эмоций и переживаний. Однако не стоит заменять эти понятия. Любовь является производным от эмоций, именно они рождают и поддерживают ее. Только на сильные ощущения человеческое сердце способно откликнуться неподдельным чувством. Они же являются ее проявлениями и неотъемлемыми составляющими. Но не стоит забывать, что радость, восхищение, умиротворение могут существовать и самостоятельно.

Любовь может вызывать и негативные эмоции: гнев, печаль, . Как правило, они бывают связаны с невозможностью отдать свою нежность и заботу предмету своих чувств. Это может быть продиктовано жизненными обстоятельствами, вынуждающими расставаться, безответностью любви, разочарованием.

Переживания любящего человека всегда видны окружающим и легко поддаются описанию. Именно это чувство часто руководит его поступками и действиями. Любовь способна рождать любые другие проявления деятельности психики: фантазию, эмоции, ассоциации. Она же может открыть в человеке новые черты характера, изменить его до неузнаваемости.

Виды любви

Это огромное чувство настольно разносторонне, что философия любви включает в себя множество ее разновидностей. Здесь можно говорить об отношениях между супругами, взаимной заботе родителей и детей, симпатии к друзьям, нежности, испытываемая к меньшим братьям человека, привязанности к родной стране и своему дому. Все эти чувства можно объединить понятием «любовь».

Также можно говорить и о любви к окружающему миру. Такое чувство всегда взаимно, нужно только суметь разглядеть его в лучике солнца, капельке росы на траве, стуке ночного дождя по крыше, белых облаках, бегущих по небу, порыве ласкового ветерка. Рождаясь, люди попадают в мир, наполненный любовью. Наверное, именно поэтому в каждом так велика потребность любить самому.

Любовь в психологии

Психология, как наука, стремящаяся разгадать все тайны человеческой души, не могла пройти мимо такого интересного понятия. Однако все ее попытки изучить феномен любви, дать ему четкое научное определение и объяснить принцип его действия оказались безуспешными.

Очень многое зависит от того, о каком из видов любви идет речь. Любовь материнская - это скорее воплощенная нежность, братская любовь - готовность помочь и защитить, романтические чувства невообразимы без плотской составляющей. Каждое из проявлений требует своего определения, так как обладает своими характерными чертами и особенностями.

Впрочем, есть и общие моменты. Любовь всегда окрыляет человека, делает его лучше, добрее. Она дарит радость бытия, заставляет сердце петь, а душу - делиться положительными зарядами со всеми, кто оказывается рядом.

Встреча с этим чувством чаще всего происходит неожиданно. Есть только один безотказный способ понять, что такое философия любви - почувствовать ее. Лишь прислушавшись к своему внутреннему голосу, заглянув в собственную душу, можно найти совершенно индивидуальный ответ на вопрос, терзающий человечество уже не одно тысячелетие: «Что же такое любовь?»

В глубокой древности любовь рассматривалась как некий абсолют, объединяющая сила мироздания или как путь человека приблизиться, слиться с этим абсолютом. Возможно, это и составляет архетипическое содержание понятия «любовь». В классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились теории духовной любви -- Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон (Ю. Б. Рюриков; 1986) утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Он считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос». По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

Классической типологией видов любви до сих пор считается античная типология, различающая такие типы любви как: филия, сторге, агапе, эрос.

филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) - связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.

сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь - привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.

агапе - (греч. любовь к ближнему) - разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.

эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.

Новые ступени в психологии любви (Ю. Б. Рюриков; 1986) запечатлевают римские поэты I в. до н.э. - Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Любовь - уже сложное чувство, состоящее как бы из отдельных потоков. Рождение этого чувства - звено в цепи тех огромных психологических и социальных переворотов, которые происходят во времена эллинизма в человеке и обществе. Античная философия практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равного Богу. Любовь понимается в Новом завете как любовь к родственникам и всем людям вообще, как добродетельная жизнь, как исполнение всех нравственно этических норм - божественных заповедей. В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего интереса ко всему земному и человеческому. Рене Декарт (Л.Б. Шнейдер; 2005) в трактате «Страсти души» утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими». Апогей гуманистического толкования любви был достигнут в творчестве И.В. Гете («Страдания юного Вертера»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни, бросая вызов предрассудкам губит в своей роковой судьбе, но и спасает и очищает. Ф. Ницше (под ред. Д.П. Горского; 1990) не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь. В свою очередь И. Кант провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к богу) и «патологической» (чувственное влечение). Любовь - это благоволение, имеющее своим следствием благодеяние. Любовь у Канта - один из моментов долга и моральной обязанности. Л. Фейербах определяет любовь как совершенно земную любовь между полами, и вообще между всеми людьми, она соединяет их наподобие религиозного братства. Любовь у Фейербаха - символ единства человека с человеком и главная социологическая категория.

Любовь по Шелеру («Сущность и формы симпатии»), существует независимо от наших представлений о ней. Она материальна, но не в привычном понимании материи, а как начало чувственности. Чтобы любовь стала действительностью, необходимо чтобы был хотя бы один любящий человек. Этот человек не вносит в мир любовь, а своей любовью открывает мир. Шелер выделял три основные ступени развития любви как ориентации на определенные ценности: любовь к добру, любовь к высшим обретениям культуры и любовь к священному. В русской философской традиции особое внимание проблеме любви уделяли В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев.

По В.С. Соловьеву (1991) любовь - это средство продолжения рода. Половая любовь в этом смысле является вершиной любви, т. к. затрагивает человека целиком. Человеческой любви предшествует идеал Божьей любви.

С точки зрения Н.А. Бердяева жалость агапе должна смирить жестокость эроса. Любовь - это раскрытие тайны другого человека в глубине его бытия. Сексуальная активность закрывает эту тайну. Это приводит к отчужденному отношению к сексуальности у Бердяева.

Таким образом, проанализировав философский взгляд на сущность любви, нужно отметить, что на разных этапах развития общества этому явлению уделялось внимание. При этом, понимание любви в философии всегда было неоднозначно. Выделив общее в философских точках зрения можно сказать следующее: понятие «любовь» определяется как нравственно-этическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Лучшие статьи по теме