Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Что относится к видам материальной культуры. Культура материальная

XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим поняти­ем, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, до­машних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура - это совокупность вещей и предметов (а также связанных с ними навыков), материально сущест­вующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, от­носящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними фор­мы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но ис­следование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также - на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих па процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культу­ры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, вклю­чающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений - не только позво­ляли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном по­ложении, профессии, социальном статусе, родоплеменной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интере­суют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

XII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуаль­ной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические пред­ставления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах пове­дения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо - сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начато трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традици­онном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, ве­ками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным.

Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обря­довая пища и одежда, культовые предметы, особые места на которых разво­рачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о
произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др.,
нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произ­ведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной куль­туре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста - не просто материальные предметы домашнего обихода, но и - объекты обрядовых действий, связанные с гада­ниями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других класси­фикаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вы­шеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

XIII. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций. Обычаи и обряды - один из самых яр­ких и показательных примеров такого рода явлений.

Согласно наиболее признанному среди исследователей определению, обычай - это унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обычаи как стереотипные способы поведения являются одной из куль­турных форм сохранения и передачи традиций из поколения в поколение. Понятие «традиция» часто используется как синоним понятия «обычай». Но понятие «традиция» охватывает гораздо больший круг явлений; оно включа­ет объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), про­цесс социального наследования и его способы. Следовательно, традиции при­сущи всем сферам социальной жизни и всем культурам. Сфера же обычая ограничивается определенными областями общественной жизни (сферой способов поведения).

Обряд (ритуал, церемония, церемониал) - это стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер. Если обычай - это вся­кие повторяющиеся и установленные традицией действия, то обряд состоит из совокупности условных, символических традиционных действий, лишен­ных непосредственной практической целесообразности. Эти действия служат символом определенных социальных отношений, формой их наглядного вы­ражения и закрепления.

Так, застегивание одежды налево у женщин - это обычай, ибо в прак­тических целях застегивать одежду как-то надо. А одевание мантий судьями - обряд, не обусловленный практическими потребностями, выполняющий чис­то символические функции - выделить судей из общей массы находящихся в зале суда людей, показать их принадлежность к определенной группе.



Целью обряда является не достижение какого-либо материального, ве­щественного результата, и формирование у его участников определенных мыс­лей, образов, представлений, чувств и настроений. Следовательно, действия становятся обрядовыми только в том случае, если отделяются от обычной ма­териальной или общественной практики и приобретают значение действий-символов (которые воплощают в себе те или иные социальные идеи, представ­ления, образы и вызывают соответствующие чувства).

Любой обряд включает в себя ряд символов. Символ есть разновид­ность знака. Он выступает в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. Но, в отличие от всех иных знаков, он обла­дает частичным сходством с обозначаемым объектом; выбор того или иного символа не вполне произволен. Восприятие символа во многом зависит от кон­кретных обстоятельств, от конкретного общества и этноса. Например, для хри­стиан крест - символ христианства; для врача - символ врачебной помощи. Для русского покачивание головой из стороны в сторону - знак отрицания; для бол­гарина это же действие - знак согласия.

Но собственно символы еще не создают обряда. Обряд возникает лишь тогда, когда само коллективное действие приобретает символическое значе­ние. Например, знамя есть символ доблести воинской части, но само по себе обряда не создает. Лишь торжественный вынос его становится центральной частью многих воинских обрядов.

Важной отличительной чертой обряда является то, что обряд требует жесткого стереотипа действий, неуклонного соблюдения установленного по­рядка, т.е. обряд жестко регламентирован («регламент» - свод правил, порядок проведения). Он консервативен и устойчив к внешним воздействиям. Это вытекает из его сущности: действия могут стать обрядовыми только тогда, когда их символическое значение станет общепризнанным в обществе или группе. Обряд невозможен без твердого закрепления за определенными действиями того или иного символического содержания, которое однозначно воспринима­ется всеми его участниками, причем это восприятие подтверждено авторитетом традиции, межпоколенного опыта.

Именно поэтому обычаи и, в гораздо большей степени, обряды имеют ярко выраженную этническую окраску. Каждой этнической общности, как правило, присущи специфические, отличные от других общностей ритуалы. Например, проводы на войну у сербов предварялись следующим обрядом: как только становилось известно, что будет война, собирались в полночь де­вять старух и до утренней зари в полном молчании ткали полотно и шили из него одну рубаху, через которую должны были пролезть все, кто уходил на войну. Это должно было защитить их от смерти. Лоскутки от этой рубахи раздавались воинам как амулеты. У других славянских народов уходящим на войну давали с собой как амулеты-обереги омелу, добытую определенным образом (ее надо было обязательно сбить с дерева из ружья); либо иголку, которую сгибали в кольцо так, чтобы острие ее вошло в ушко, и т.д. На ост­ровах Кеи после выступления воинов в поход женщины возвращаются в дом и выносят наружу корзины с камнями и плодами; плоды и камни они умащи­вают и кладут на стол, приговаривая: «О, владыки солнца и луны! Пусть пули отскочат от наших мужей, братьев, женихов и других родственников, как капли дождя отскакивают от этих смазанных маслом предметов».

Ритуальные различия существуют даже внутри одного этноса (напри­мер, классовые, сословные различия, различия социальных групп). Так, в крестьянских семьях центральных районов России при рождении ребенка родители устраивали «родинные» столы, приготовляли особое «пивцо» для угощения гостей. Родильницы получали от гостей подарки, чаще всего день­ги (золотой) - на счастье и богатство новорожденного. Новорожденному в казачьей семье все друзья и знакомые отца в подарок приносили патрон по­роха, стрелу, лук, пулю, дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи разве­шивались по стене в той комнате, где лежала мать. Т.о. подчеркивалось воин­ское предназначение ребенка.

Рахчичаются обычаи и обряды жителей разных областей в пределах од­ной этнической территории. Так, в Саратовской губернии 30 июня устраивали Проводы весны: делали соломенную куклу, наряжали ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник с цветами. Куклу носили по селу с песнями, по­том ее раздевали и бросали в реку. В Тульской губернии в этот же день закли­нание весны происходило на закате солнца - поселяне выходили на пригорки, водили хороводы, пели песни. Потом садились в кружки, обменивались яйца­ми, окрашенными в желтую краску, угощались.

Т.о., обряд - это разновидность обычая. При этом всякий обряд являет­ся обычаем (т.е. правилом поведения), но не всякий обычай есть обряд. На­пример, свадебные и похоронные, святочные и масленичные обычаи пред­ставляют собой установленные обряды, т.к. несут в себе богатую и разнооб­разную символику. Это - обрядовые обычаи, или обычаи-обряды. Но есть очень много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай брить боро­ду, мыть руки перед едой, соседской взаимопомощи, единонаследия, кровной мести и т.д.

Но следует отметить, что не всегда можно четко разграничить обряд от какого-либо безобрядового обычая. Часть исследователей склоняется к тому, что разделение обычая и обряда - чисто условно, между ними нет чет­кой грани. При таком подходе обряд часто рассматривается не как разновид­ность обычая, а как его часть, более узкое понятие, чем обычай. Обряд - это символ обычая.

Иногда в отдельную категорию выделяется понятие «ритуал», которое в таком случае определяется как комплекс (цикл) обычаев и обрядов, протяжен­ный во времени (свадебный ритуал, похоронный ритуал и т.д.).

XIV. КОМПОНЕНТЫ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Ритуачьные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой слож­ное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эта компоненты можно сгруппировать следующим образом:

Материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;

Система определенных телодвижений, действий, поз;

Вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья

Психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.

XV. ФУНКЦИИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:

1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее зна­чительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытно­му обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвиа­ны обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых пред­метов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности вклю­чают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выде­ляются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недос­таточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода транс­ляции социального опыта возможен лишь при информационной ограничен­ности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильно­сти внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.

2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценно­стные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах раз­лична. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных сте­реотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегу­лировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, кото­рые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определе­ны с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступ­ки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.

3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приоб­щения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нрав­ственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социали­зации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших пе­реход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициации посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необ­ходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблю­дения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.

4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутри-групповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этниче­ской: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле нака­зания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средст­вом, способствующим поддержанию единства группы.

Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие свя­щенного откосится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воз­действия.

XVI. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор воз­делываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на харак­тер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планиров­ку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление ■ «диффузио-низм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные спо­ры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в ко­торых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплсксы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, коле­са, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает осо­бую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привес­ти к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по ко­торым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знако­мых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При эгом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического раз­вития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-гсографическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В Этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культу­ры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социаль­но-экономического развития и в сходных природно-географических ус­ловиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Кали­форнии, бушмены Юго-"Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз под­черкнем значение природно-географических факторов в формировании хо­зяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в при­вычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, геогра­фическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обо­юдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в.лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнонолитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенден­ции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное заня­тие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выжива­ния в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Юж­ной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание не­вольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной террито­рии в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия. Это - историке- этнографические области, i.e. регионы, у населения которых в силу дли­тельных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), прожива­ния в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные при­знаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, нако­пленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной па­мяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исто­рических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архи­вы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культур­ные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А пере­численные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколе­ние.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обознача­ют новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внеш­них условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные пе­риоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабле­ние культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разру­шительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрес­сивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, от­личающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный полити­ческий статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические резуль­таты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В куль­туру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контак­тов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, нако­нец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).

Глава 19. Современная география культуры

Начало новейшего времени история отсчитывает с Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла эру социализма «Победа Октября - главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества», - говорится в Постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 года («О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». М., 1977, стр. 3). Под влиянием этой революции шло зарождение и развитие всемирного революционного процесса и углубление кризиса капитализма. В результате в мире сложились две системы - социалистическая и капиталистическая. Внутри последней образовалась большая группа развивающихся стран, часть которых вступила на путь некапиталистического развития; многие другие стремятся к ограничению капиталистических черт и элементов в своей экономике, общественно-политической и культурной жизни.

География культурных черт современного человечества в первую очередь связана именно с этим делением.

Среди множества элементов культуры, с одной стороны отражающих различия стран и народов, с другой - несущих многие межнациональные черты, нетрудно выделить главные: прежде всего это такие элементы материальной культуры, как орудия труда, жилище, одежда, пища Однако орудия труда по мере сдвигов в способах производства изменяются особенно быстро; традиционные для былых ХКТ их виды почти всюду уходят в прошлое. Что же касается жилища, одежды и пищи, то они в наибольшей степени отражают этническую специфику, да и по существу после орудий труда имеют первостепенное значение. Ф Энгельс писал, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилища и одеваться», без этого они не были бы «в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 19, стр 350). Рассмотрение отдельных элементов культуры начнем с тех ее материальных сторон, на которые указывал Ф. Энгельс.

Жилище. Постройка помещений для жилья - один из самых древних и всеобщих для человечества трудовых процессов. Первыми жилищами человеку служили пещеры или просто скальные навесы, к которым пристраивали каменные стенки. Вплоть до середины XX в. этнографам еще удавалось обнаруживать в залесенных горах Юго-Восточной Азии и в некоторых других районах Земли немногочисленные племена, продолжавшие жить в пещерах. Искусственные же пещерные жилища и по сей день используются кое-где земледельческим сельским населением. В Турции их пробивают в мягких туфовых скалах, в Китае- в обрывах лессовых плато.

В районах, где природные условия иные, столь же древнюю историю, как пещерное жилище, имеют шалаши, ветровые заслоны, а в лесных районах - настилы в развилках деревьев. Для некоторых наиболее отсталых племен в Австралии, Центральной и Южной Африке, а кое-где и в других местах такие примитивные сооружения служат жилищем и по сей день.

От этих простейших прототипов долгая эволюция привела к созданию великого многообразия форм народного традиционного жилища, в высшей степени целесообразно приспособленного к нуждам хозяйства и условиям среды. Лишь с распространением сперва в городах, а затем и на селе индустриальных методов строительства начался отход от этих сложившихся на протяжении веков традиционных народно-архитектурных форм.

В настоящее время только в сельской местности сохранились резко различающиеся типы жилья. В городах же индустриальное зодчество, хотя и приспосабливается к климату и стремится кое-где сохранить национальный стиль архитектуры, в целом стирает местные особенности в этом элементе культуры между различными историко-культурными областями.

У народов Европы при всем разнообразии традиционного крестьянского жилища, бытующего до наших дней, можно выделить два основных его типа. Это каркасно-столбовые постройки с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущим вертикальной нагрузки материалом, - так называемые фахверк. Они распространены от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан. Второй тип - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов, характерный для большинства народов Восточной Европы (поляков, белорусов, русских, финских и тюркских народов Поволжья и Приуралья), но известный также в Альпах и Пиренеях.

В то же время имеется множество вариантов этих двух типов у отдельных этнографических групп (например, русская изба архангельских поморов имеет совсем иные размеры, пропорции, планировку, нежели изба крестьян Курской или Саратовской областей).

Понятно, что в капиталистических странах и по сей день сохраняются огромные различия в размерах, планировке, качестве материала между домом зажиточного и домом бедного крестьянина. Иногда жилища различных социальных слоев даже принадлежат к разным типам (кирпичный дом и землянка), но чаще они представляют собой качественно различные варианты одного и того же типа.

Для оседлого сельского населения почти всей Северной Африки, отдельных засушливых и безлесных районов Южной Европы, большей части Юго-Западной, Средней и Центральной Азии вплоть до северной Индии характерно (в самых различных конструкциях и планировочных вариантах) глинобитное, а иногда каменное или каркасно-столбовое, но обмазанное глиной (нередко побеленное) жилище, с плоской или купольной крышей.

Здесь древесина при ее нехватке и дороговизне используется очень экономно, прежде всего для перекрытий потолка, для дверей, дверных и оконных рам, иногда также для внутренних и угловых опорных столбов. Стены возводятся или из камня (там, где он в достатке), чаще же из кирпича, обычно из сырцового или саманного (тес примесью рубленой соломы), а у зажиточных хозяев во многих районах и из обожженного.

Но наиболее широко распространена глинобитная техника: глина утрамбовывается между дощатой опалубкой, которая потом переносится для сооружения следующего участка стены.

Почти для всех народов, ведущих кочевой образ жизни или хотя бы сохраняющих элементы отгонного животноводства, типичны передвижные жилища. У тюркоязычных и монголоязычных народов это по преимуществу каркасно-войлочная юрта, а у арабов-бедуинов, берберов, курдов, некоторых других кочевых групп Юго-Западной Азии и у тибетцев - прямоугольный или удлиненно-овальный шатер на многих шестах, обычно покрытый шерстяной черной тканью. У некоторых других кочевых народов, например у туарегов Сахары, бытуют еще более архаичные палатки с кожаным покрытием.

Ныне в Северной, Центральной и Средней Азии летнее переносное жилище часто сочетается с зимним стационарным

У большинства народов Сибири переносным жилищем издавна служил конический чум, а на крайнем северо-востоке - яранга с теплым меховым внутренним пологом. Так же как юрта у народов Средней Азии, чум и яранга сейчас сохраняются лишь как сезонное жилье для пастушеских и промысловых бригад, тогда как постоянным жилищем служат стационарные многокомнатные дома.

Для береговых оседлых групп чукчей и коряков были в прошлом характерны стационарные жилища, внешне похожие на ярангу, и различные землянки, а для полярных эскимосов Новою Света - уникальные «иглу» - куполообразные помещения, сооруженные по образцу землянки, но из брикетов плотного снега.

У народов таежной Сибири, живущих между зонами тундрового оленеводства и степного кочевого скотоводства, были широко распространены различные формы постоянных жилищ, которые строились из вертикально или наклонно поставленных бревен, но сохранили некоторые планировочные черты своих переносных прототипов - чумов и каркасных юрт. У якутов такие «юрты» с земляной крышей с некоторыми чертами русской бревенчатой избы кое-где дожили до наших дней. Эти формы жилища отражают постепенный переход от кочевого или полукочевого образа жизни к оседлому.

Полуостров Индостан, представляющий собой, как уже говорилось, довольно четко очерченный Южноазиатский историко-культурный регион, отличается крайним разнообразием типов жилищ. Здесь имеются круглые и прямоугольные, деревянные, плетеные, каменные и глинобитные, наземные и свайные постройки. В этом многообразии нашли отражение и пестрота этнического состава полуострова, и разнообразие его природных условий, и сложность социального состава населения. Такую же пестроту традиционных типов жилищ являет и относительно небольшая по размерам Кавказская историко-культурная область.

Для Восточной и Юго-Восточной Азии характерны каркасностолбовые жилища из дерева или бамбука - наземные и свайные. Первые типичны для китайцев, вьетнамцев, яванцев. На севере Китая и в Корее они имеют калориферно-отапливаемую лежанку («кан») или подогреваемый пол («ондоль»).

Для большинства народов Юго-Восточной Азии и японцев типичны постройки на сваях. На востоке Индонезии, на Филиппинах, острове Хайнань, некоторых островах Океании помимо свайных домов распространены наземные хижины без стен, с ангарообразными, низко свисающими овальными крышами.

Эти преобладающие типы построек дополняются и другими. Так, в лесистых горных районах Гималаев и юго-западного Китая встречаются и срубные дома, внешне похожие на восточноевропейские, но отличающиеся от них тем, что крыша покоится не на срубе, а на стоящих вне его вертикальных столбах.

Наряду с каркасно-столбовыми (свайными и срубными) постройками в различных, преимущественно горных, районах Европы и Азии (Пиренеи, Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи и др.) сооружаются казенные жилища. Здесь в некоторых местах, особенно у наиболее зажиточных хозяев, распространены двухэтажные дома с нижним каменным и верхним деревянным ярусами. Такие дома характерны, например, для тирольцев, многих групп швейцарцев и басков.

В Африке к югу от Сахары преобладают легкие плетеные или каркасные постройки с глиняной обмазкой, а часто и без нее. Хижины на сваях встречаются в прибрежных районах Западной Африки. В лесной зоне преобладают прямоугольные в плане жилища, а в зоне саванны - круглые.

Традиционные жилища индейских народов Америки ранее отличались большим разнообразием и определенным сходством с типами, характерными для близких по природе ландшафтных зон Старого Света, - с коническими сибирскими чумами, глинобитными, бревенчатыми и плетеными жилищами народов Северной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии и Африки.

Одежда. Очень любопытно также проследить географическое распространение такого существенного элемента материальной культуры, как костюм. Сейчас почти повсеместно (особенно у мужчин) его традиционные формы вытесняются европеизированной городской одеждой собственного, домашнего, или, что чаще, фабричного производства. Степень этого вытеснения связана с социальным положением тех или иных слоев общества (правда, связь эта не всегда однозначна). Однако еще в конце XIX в. традиционная одежда преобладала почти повсюду в мире (кроме городского населения), да и поныне она сохраняется, особенно как праздничная или церемониальная.

Почти каждому народу и даже отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями покроя или орнамента. Есть специфические костюмы, которые носит

только один народ (кимоно - только японцы, меховой комбинезон-керкер - чукчи и т. п.). Но, как правило, основные типы костюма имеют широкий ареал распространения, встречаясь в тех или иных формах у многих народов.

Современный европейский костюм - жакет и юбка, пиджак, рубашка и брюки - в своей основе восходит, очевидно, еще к верхнему палеолиту, когда охотники северной полосы Европы и Азии одевались в меховые или кожаные штаны и куртки. В средневековую Европу этот тип костюма вошел как культурное наследие кельтских, германских, славянских и прочих племен. В разных вариантах он лег в основу как традиционной, так и лишенной этнических черт «городской» одежды различных европейских народов.

Однако, как мы знаем, античные цивилизации Европы не признавали курток и штанов, считая их варварской одеждой: в древней Греции и Риме преобладали туники, хитоны, химатионы и тоги. В Европе тип этот не сохранился, но широко распространился на юг, породив, очевидно, разные формы несшитой одежды у многих современных народов Тропической Африки. В самой Европе туникообразный покрой рубахи без швов на плечах бытовал у финских народов, а несшитые формы женской поясной одежды в виде поневы - у южных русских, в виде плахты и запаски - у украинцев. Аналогичные формы поясной одежды были характерны и для многих народов Дунайского бассейна и Балканского полуострова (румын, болгар, албанцев и др.). Сочетание юбки с плечевой безрукавкой привело к возникновению русского сарафана.

Что касается «охотничьего комплекса» из куртки и штанов, то он сохранился в меховой или замшевой одежде многих индейских племен умеренной и холодной полосы Северной Америки. Приспосабливаясь к более суровым арктическим условиям, он породил различные варианты костюмов коренных народов американской Арктики и Сибири. При этом у населения прибрежной и тундровой зоны, которое передвигалось преимущественно на нартах или на лодке (у ненцев, чукчей, эскимосов), стала преобладать глухая длинная куртка с капюшоном - малица, кухлянка, анорак. У пеших же охотников тайги развивались более удобные для ходьбы распашные формы костюма.

По всей Средней, Центральной и Восточной Азии издавна и по сей день бытуют в качестве преобладающей верхней одежды различные варианты распашного халата без пуговиц, повязываемого по талии кушаком, а также мужские и женские штаны. В эпоху монгольской и маньчжурской экспансии эта форма халата у многих народов Восточной Азии была вытеснена специфическим маньчжуро-монгольским «дели» с левой полой, имеющей сверху полукруглый вырез и запахивающейся до правой подмышки, со стоячим воротником на мелких пуговицах. Она легла в основу различных современных форм халатообразной одежды у китайцев, вьетнамцев и некоторых других народов, кроме корейцев и японцев От северных степных соседей китайцы и вьетнамцы заимствовали также штаны

Разумеется, и халат, и штаны в процессе распространения на юг существенно изменились: материал их стал более легким, а покрой - более открытым, приспособленным к более теплому климату Первоначальные формы халатообразной одежды, бытующие по сей день у тибетцев, монголов и других народов Центральной Азии, наилучшим образом служат человеку в условиях континентального, ветреного климата этого района

Распространение ислама привело к появлению на Востоке таких унизительных и крайне негигиеничных элементов женской одежды, как чадра и паранджа В настоящее время они почти повсеместно изживаются

В тропических районах Южной и Юго-Восточной Азии развивались преимущественно несшитые формы поясной одежды Простейший ее вид - набедренная повязка - встречается почт у всех народов тропической зоны Африки, Азии, Океании и Америки. От нее происходят разные формы несшитых или сшитых цилиндрических женских и мужских юбок различной длины. В сочетании с кофтой или курткой они представляют обычный тип одежды у большинства народов Юго-Восточной Азии - бирманские лонджьи, индонезийские каин и саронг-кебайя и другие варианты этого костюма. Своеобразные несшитые штаны разной длины - до колен, как сиамско-кхмерский панунг, или до пят, как некоторые формы индийских дхоти, - тоже представляют собой несшитую юбку, свободный конец которой пропущен между ног.

Специфической формой южноазиатской женской одежды служит сари (ее носят обычно с шарфом и короткой кофточкой-лифом); в основе своей это несшитая юбка, свободный конец которой перекидывается через плечо наподобие шали.

Еще одна простейшая форма одежды, в тех или иных формах встречающаяся почти во всем мире, - это пончо, прямоугольный или ромбовидный кусок ткани с отверстием для головы посередине, обычно обшитый бахромой или каймой по краям. Пончо распространено в Юго-Восточной Азии, а еще шире - у индейцев Южной Америки; встречается оно и в некоторых других районах мира.

Пища.

Способы приготовления и ассортимент употребляемых продуктов питания - весьма стойкие отличительные элементы той или иной материально-бытовой культуры. К тому же они часто находятся в тесной связи и с духовной надстройкой - моральными нормами, религиозными запретами и пр. Поэтому знакомство с тем, что можно назвать пищевыми навыками человечества, представляет большой интерес.

Почти всюду на Земле в продовольственном балансе преобладает растительная пища. Лишь у народов Арктики мясо и животный жир составляют больше половины рациона (оленина - у оленеводов, рыба и тюленина - у прибрежных рыболовов и зверобоев). Но и у них широко употребляются в качестве приправы ягоды, стебли и листья съедобных дикорастущих растений. В наше время в этих районах потребляют гакже много привозных растительных продуктов, в частности мучных.

У народов пустынно-степных областей Африки и Азии, в том числе и тех, что ведут чисто скотоводческое хозяйство, питание большую часть года состоит не столько из мясных, сколько из молочных и покупных мучных и крупяных продуктов. Даже у весьма редких и малочисленных теперь племен охотников тропической и субтропической зон, например у бушменов, мясо дичи в среднем составляет не более Уз потребляемой пищи, остальное добывается собирательством.

Таким образом, у подавляющего большинства населения Земли в основе питания лежат углеводные продукты земледелия - крахмал и сахар. Но выступают они в рационах разных народов в различной форме.

Европа, Юго-Западная, Южная и Средняя Азия - это области дрожжевого хлеба из пшеничной муки, а на севере Европы - из ржаной.

Хлебу исторически повсюду предшествовала пресная лепешка. И сейчас этот вид пищи распространен на окраинах указанного евроазиатского ареала (скандинавский кнатброт- «хрустящий хлеб», шотландская овсяная лепешка, кавказский чурек, индийские чапати).

Для этого большого ареала характерны также и отварные крахмалистые блюда: каши (в Западной Европе - прежде всего овсяная, реже ячневая, в Восточной - гречневая и пшенная) и вареное тесто, в особенности разные виды клецок, галушек, лапши, макарон (в Южной Европе). В Юго-Западной и в Средней Азии в древности каши делались из разных сортов проса. Это были прототипы нынешних пловов. В средние века рис вытеснил просо. У монголов, тибетцев и у народов гималайских стран популярна густая ячменная каша (цзамба). На Балканах и Кавказе из кукурузной муки, заменившей более древнее мелкое просо, варят мамалыгу, а в Италии - поленту. А вот в Африке, к югу от Сахары, в зоне саванны, несмотря на распространение кукурузы, а кое-где и риса, различные виды проса остаются по-прежнему главной пищей. Обычно из них готовят различные густые похлебки и каши.

В Америке, кроме Крайнего Севера и Юга, издревле основным злаком является кукуруза (маис). Ее и сегодня много потребляют в Канаде и США наряду с пшеничным и ржаным хлебом, обычно в виде вареных початков, кукурузных хлопьев и других изделий. Во всех латиноамериканских странах также распространены всевозможные кукурузные блюда. Но в потреблении зерновых в каждой из этих стран много специфики. Так, у народов, живущих на берегах Карибского моря, большое место в пище занимает рис, а у индейцев Андских нагорий - зерно местной культуры киноа и т. д.

В большинстве стран Южной и Восточной Азии различные виды древних просяных культур почти вытеснены: в северных районах - пшеницей, а в южных - рисом. Этот злак впервые был введен в культуру в Южной Азии, а теперь служит основной пищей, пожалуй, более чем для половины человечества. В Юго-Западной и Средней Азии, Закавказье рис готовят в виде плова, а в странах Дальнего Востока его варят в несоленой воде или на пару (в некоторых случаях в полости ствола зеленого бамбука или в обертке из листьев банана). Из риса в Восточной и Юго-Восточной Азии делают также блинчики, клецки. Область потребления риса за последние годы сильно расширилась, захватив и традиционные «пшеничные» районы и районы, где раньше потребляли крахмал только корнеплодов и клубнеплодов (например, на островах Океании). В Японии, Корее, Китае, Вьетнаме едят)много различных лапшевых блюд. Восточная Азия - родина гречихи, но гречневой каши здесь не знают, зато едят лепешки и лапшу из гречневой муки.

В северной части Восточной Азии, на стыке земледельческой древнекитайской и скотоводческой тюрко-монгольской культур, находится, очевидно, центр зарождения многих блюд из теста, варенного в воде, на пару или в жире. Отсюда они распространились как на восток (в Корею, Японию), так и далеко на запад, куда доходили кочевники. Это такие блюда, как тюрко-монгольские борцог и боз, уйгуро-узбекские манты и лагман, кавказский хинкал, татарские беляши и чебуреки, сибирские и восточноевропейские пельмени и вареники

Корнеплодные и клубнеплодные крахмалистые блюда распространены почти повсюду (жареные, печеные и в виде пюре). В странах умеренного климата они приготовляются преимущественно из картофеля Завезенный из Южной Америки, он сильно потеснил в Европе более старинные репу и брюкву. В тропиках га-кие крахмалистые блюда делаются из распространившихся ныне по всему этому климатическому поясу батата (сладкий картофель) и маниоки (американского происхождения), ямса и таро (из Юго-Восточной Азии). Но все же везде, где есть рис, корнеплоды и клубнеплоды считаются дополнительной, второсортной пищей. Бобовые продукты - важный источник растительного белка - повсюду выступают в комбинации с крахмалистой пищей: в Мексике, на Балканах, на Кавказе - это вареная фасоль (лобио) и кукурузная лепешка, в Бразилии - фасоль и маниоковая мука (тапиока или «фаринья де пау»), в Индии - множество блюд из разных видов фасоли и гороха с рисом и чапати. В Африке арахис потребляют в сочетании с просом, на Дальнем Востоке рис едят с соевыми продуктами - соусами, пастами, соевым творогом. Богатые крахмалом плоды хлебного дерева (распространившегося из Африки и Юго-Восточной Азии по всей тропической зоне) и сердцевина саговой пальмы идут в пищу в виде лепешек или каш более всего на востоке Индонезии и местами в Океании.

Во многих странах значительное место в рационе занимают сахаристые продукты. Это тростниковая меласса в некоторых областях Бразилии; финики в оазисах Сахары и Аравии и особенно в Ираке; сок и мякоть кокосовых орехов и бананы в Океании и Юго-Восточной Азии.

Крахмалистая пища пресна. Чтобы сделать ее более аппетитной, повсюду употребляются соусы, подливки, закуски с более интенсивной вкусовой гаммой: соевый соус на Дальнем Востоке, соус и паштет из квашеной рыбы в Юго-Восточной Азии, перечный соус «чили» в Латинской Америке, индийское «карри» - подливка со множеством ароматических ингредиентов, острая паста «аджика» в западном Закавказье и т. д. Аналогичную роль во многих странах играют горчица, чеснок, отчасти лук, укроп, петрушка, сельдерей.

У многих народов Европы пряности типа тминного, макового, льняного семени добавляют в хлебные изделия.

Почти в каждой кухне мира используются растительные масла: в Европе, Юго-Западной и Южной Азии - оливковое, льняное, конопляное, подсолнечное; во многих районах Азии - рапсовое и кунжутное, а в последнее время подсолнечное и отчасти хлопковое; в Восточной Азии - соевое; в Южной Азии и Океании - кокосовое; в Африке - арахисовое и пальмовое.

Значительно уже районы потребления животных жиров: коровье масло- в Европе и Индии; баранье сало - в Средней и Юго-Западной Азии; тюлений жир, как уже упоминалось, - в Арктике.

Огромное множество овощных, рыбных, мясных, молочных блюд, изобретенных разными народами мира, первоначально служило в меню трудовых масс лишь весьма незначительным дополнением к основной крахмалистой пище или использовалось только в качестве праздничных или обрядовых блюд. Лишь в XX в. в экономически развитых странах произошел сдвиг в балансе пищи: основное место в нем заняли сложные, многокомпонентные, богатые белком (в частности, животным) и витаминами блюда, а хлеб, картофель, макароны отошли на положение гарнира. Но и сейчас в развитых странах капитализма существует большой разрыв в качестве питания между теми слоями общества, которые стоят на нижних ступенях социальной лестницы, и теми, кто занимает ее вершину.

В целом же национальная специфика питания, сильно варьируя, связана как с природной средой - климатом и ассортиментом доступных продуктов, так и с конкретно-историческими судьбами того или иного народа. При этом ни в одной национальной кухне по разным причинам не используются все потенциальные возможности, которые дают природные ресурсы соответствующих стран.

Почти всюду в Восточной Азии- на севере восточнее МНР, на юге восточнее Индии - до последнего времени не потребляли молока и молочных продуктов (или их потребление рассматривалось с неодобрением). Китайцы, не привыкшие к европейской кухне, не едят также почти ничего не подвергнутого термической обработке, даже, скажем, сырую соленую сельдь или малосольную семгу.


Похожая информация.


Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

Воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб-вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни. Разнообразие человеч. потребностей отражается в сложной структуре К.м. от осн. орудий труда и средств существования, орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства, муз. инструментов, предметов религ. культа, жилищ, одежды и т.д. Каждый объект в составе К.м. представляет собой реализацию идеи или системы идей.

Лит.: Harris M. Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N.Y., 1979.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности; то, в чем овеществляется духовная культура. Еще Демокрит, называя мир результатов человеческого творчества “второй натурой^, подсказал нам понимание К. м. как такой же предзаданной и объективной для каждого отдельного человека, как и природа. Вместе с тем К. м. есть результат выхода человека за границы природы, инстинкта, результат сотворения того, что не создано самой природой. К. м. существует в виде артефактов - предметов, явлений и процессов искусственного происхождения. К кругу артефактов принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бытового обихода, одежда, жилища, орудия труда, оружие, средства транспорта и связи и пр.); искусственно преобразованные территории (города, окультуренные земли); материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электронные записи); одомашненные животные и отселекти-рованные растения. К К. м. относятся и практические действия людей, несущие на себе отпечаток духовной культуры, т. е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной культуры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность и т. д. В широком смысле К. м. - это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В узком смысле К. м. - это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура. Л. А. Штемпель

Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

Лучшие статьи по теме