Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "весна", "зима", "космос". Конспект открытого тематического занятия по рисованию с целью создания коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник в подготовительной к школе группе «Весе

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "весна", "зима", "космос". Конспект открытого тематического занятия по рисованию с целью создания коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник в подготовительной к школе группе «Весе

"Весенний пейзаж" конспект НОД по изобразительной деятельности.

Автор: Номоконова Светлана Анатольевна воспитатель МБДОУ "Детский сад №197" комбинированного вида, г. Барнаула

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Весенний пейзаж" в подготовительной группе детей с ОНР.

Цель: Учить детей отражать в рисунке признаки весны, используя различные техники рисования (кистью, ватными палочками).
Образовательные области:
ОО"Художественно - эстетическое развитие";
ОО "Познавательное развитие".
ОО "Речевое развитие".
Программные задачи:
Задачи художественно-эстетического развития:
- Расширять знания о жанрах изобразительного искусства;
- Упражнять в умении располагать предметы в пространстве;
- Определять ближний и задний план;
- Развивать умение рисовать акварельными красками разными приёмами;
- Развивать мелкую моторику.
- Вызвать у детей творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, желание творить.
Задачи познавательного развития:
закреплять знание детьми весенних явлений природы;
Закреплять знания о профессии художник, жанрах изобразительного искусства.
Задачи речевого развития :
Уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме: «Весна»;
Совершенствовать связанную речь;
Задачи физического развития:
Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание;
Развивать общую и мелкую моторику (рисование, речь с движением)
Задачи социально - коммуникативного развития:
Воспитывать интерес к природе, сезонным изменениям;
Воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению;
Прививать любовь к поэтическому слову;
Воспитывать содружество в совместной деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование:
картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета,
кисточки
ватные палочки,
посуда для ватных палочек,
акварельные краски
фон для рисования на альбомном листе,
поляна с цветами,
салфетки для рисования
подставки для кисточек,
непроливайки.
Предварительна работа:
рассматривание картин художников,
вспомнить жанры живописи,
рисование пейзажей, портретов, натюрмортов,
приготовить фон для рисования на альбомный лист
Методические приемы : Художественное слово, показ, объяснение, игра, поощрение, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Организационный момент
(Дети входят, становятся на ковёр, на котором лежат цветы)
-Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Мы с вами знаем, что у каждого настроения есть свой цвет, вот на нашей сказочной поляне много разноцветных цветов - вы каждый выберите, пожалуйста, такой цветок, который похож на ваше сегодняшнее настроение. -Какой цветок вы выбрали? Почему? А какое настроение у тебя Света? А у тебя Стёпа?
-Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее светлое, а все мрачные цветы остались на нашей поляне. А сейчас, встаньте в круг, и чтобы настроение у нас стало у всех хорошее давайте скажем друг другу комплементы или ласковые слова

2.Основная часть

Молодцы, а сейчас тихонько садимся на свои места. Сели все правильно, обратите внимание на осанку.
-Мы с вами на занятиях по рисовании, начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.
- Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)
- Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет)
- Покажите картину, где изображен портрет?
- Значит, что такое портрет? (картины, где изображены люди)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется портрет.
- Покажите картину, где изображен натюрморт? Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, ягоды, предметы быта)
- Как создать натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. А затем рисует эти предметы с натуры).
-Для чего же нужны натюрморты? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)
-Что такое натюрморт?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это натюрморт.
- Покажите картину, где изображён пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны)
- Когда рисуете пейзаж не забудьте о переднем, ближнем, дальнем и заднем плане. -Что называется пейзажем?
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина, Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж. Молодцы, ребята, все жанры выбрали правильно.
Физкультминутка.
Вокруг себя повернулись
И в деревья обернулись.
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
-Молодцы. Все сели правильно на свои места, продолжим занятие.

Звучит музыка.
- Дети, что это за музыка красивая звучит, наверно кто-то в гости к нам торопится
Входит весна.
Прихожу я с ласкою
Со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахну,
Всё живое разбужу.
Возвращаются грачи
И цветёт подснежник.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник!
-Здравствуйте дети! Я, весна-красна к вам в гости пришла.
- Здравствуй Весна! Мы тебя всю зиму ждали. Все мы любим весну. За что мы тебя любим мы сейчас расскажем. Дети рассказывают за что любят весну.
И физкультминутку про тебя знаем.
Спасибо, ребята, но вот беда, не хочет зима уступать мне своё место, то снегом запорошит, то морозом ударит. Никак не могу я с ней справиться.
- Весна красна может быть мы тебе сможем помочь? Скажи что нам нужно сделать?.
- Для того чтобы зима отступила надо нарисовать красивые картины, весенние пейзажи.
Давайте ребята сначала вспомним о чём надо помнить когда рисуем пейзаж.
Когда рисуем пейзаж незабываем о том, что существует передний, ближний, и задний план.
-Что рисуют на переднем плане?
-Предметы, которые находятся ближе к художнику.
-Что мы изображаем на заднем плане?
Предметы, которые находятся в отдалении.
-Как мы их рисуем.
-Предметы на переднем плане более крупно, чем на заднем.
Давайте вспомним как правильно нарисовать деревья.
Показываю схему рисования дерева.
Листья деревьев рисуем ватными палочками.
Прежде чем мы сядем за работу давайте разомнём пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
Иди, весна, иди, красна
(пальцы шагают по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяной Снопок,
Ягод кузовок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
(загибают пальцы начиная с мезинца)
Большой урожай в наш край.
(Хлопают в ладоши).

Самостоятельная работа детей
3. Итог занятия
-Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
Пока наши рисунки подсыхают, давайте расскажем весне о каких жанрах изодеятельности мы сегодня говорили?
Весна: Спасибо вам большое за помощь, за ваши рисунки, за знания. За то что вы мне помогли я вам вручаю медали "Помощники весны"
Весна прощается и уходит.

Приложение

Сказочная поляна с цветами:

Схема рисования лиственного дерева:


Работы детей:

Чем старше становится ребенок, тем больше требований к нему предъявляют. Так, например, детям младших групп детского сада не приходится готовиться к школе, зато в подготовительных группах дети целенаправленно нарабатывают навыки, которые им пригодятся дальше. И это в любом учреждении. Занятие по ориентировано на то, чтобы подготовить ребенка к школьным урокам. Его главная цель заключается в проверке фантазии и уровня моральной готовности к смене обстановки.

Основные темы занятий

Конечно, дети рисуют в садиках, и достаточно много. Но примерно раз в неделю проводится особое занятие. проходит по какой-то определенной теме. Самыми основными из них являются:

  • весна;
  • зима;
  • лето;
  • осень;
  • космос;
  • животные;
  • природа;
  • транспорт.

Иногда проходит и совершенно особенное, Нетрадиционное рисование (подготовительная группа) подразумевает использование не красок, а любого другого подходящего для изображения мыслей материала.

Что за техника

Такой подход позволяет развиваться ребенку всесторонне. То есть он сам выбирает, какой именно материал использовать, чтобы реализовать свою идею в жизнь. Так, например, дети нередко берут цветной картон, из которого делают аппликации, которые тоже относятся к если они украшены росписью. Иногда ребятишки выбирают масляные мелки или восковые карандаши. Ими удобно рисовать, а главное - они не пачкают руки и одежду. Занятие по рисованию в подготовительной группе хоть и планируется воспитателями, обычно полностью контролируется самими детьми. Именно они решают, как и чем будут сделаны их рисунки.

Тема: зима

В декабре, январе и феврале воспитатели обычно задают именно такую тему для занятий. Дети же решают, что именно им создавать на бумаге. Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "Зима" обычно включает изображение таких элементов:

  • снежинки;
  • или природа;
  • новогодние домики и декор;
  • игры на свежем воздухе;
  • любимые зимние игры.

Что изображают малыши? Обычно это занятия на воображение: каждый сам решает, что ему интереснее и ближе. Например, многие рисуют санки или лыжи, свою семью на улице, новый год дома, зимнюю природу. Дети очень любят свободу в творчестве! В подготовительной группе ребятишки обычно уже знают, как именно рисуется тот или иной элемент. Например, что елочку можно изобразить несколькими треугольниками, а домик состоит из других фигур, которые им знакомы.

Задача воспитателя

Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной элемент, то руководитель должен ему подсказать, показать, помочь. Это его главная задача. Кроме того, воспитатель должен рассказывать о том, какие фигуры помогут в рисовании, как они называются, где их можно увидеть. Все эти знания пригодятся потом детям в школе. Более того, некоторые учебные заведения даже не принимают плохо подготовленных малышей в школу.

Задача родителей

Занятие по рисованию в подготовительной группе садика помогает ребенку развиваться. Задача родителей - поддерживать все начинания своих детей, рассказывать им о том, какие именно знания им потребуются в дальнейшем, почему это важно, зачем это нужно. И, конечно, рисовать с ним дома. Занятий в садике недостаточно, стоит уделять внимание и домашним упражнениям.

Тема: космос

Это одна из важнейших тематик для рисования в детском саду. Почему? Потому что исследование космоса - это так интересно! Что обычно рисуют малыши:

  • ракеты;
  • планеты;
  • звезды;
  • астероиды;
  • кометы;
  • инопланетян;
  • космические машины.

И это далеко не предел фантазиям. Примечательно, что занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "Космос" сопровождается рассказом воспитателя о том, что такое космос, что в нем находится, кто такие космонавты, чем они занимаются, почему это важно и нужно. Это не просто уроки изобразительного искусства, это целые интереснейшие мини-лекции, которые влияют на развитие малышей, их мышление, их мировосприятие.

Тема: весна

Эта тематика очень похожа на зимнюю, хотя в ней, естественно, есть свои особенности и нюансы. Во-первых, занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "Весна" включает сразу несколько подтем. Во-вторых, воспитателям необходимо дополнительно подготовить различные материалы для упражнений. Какие подтемы обычно используются:

  • что такое весна;
  • весна в лесу;
  • городская весна;
  • восьмое марта;
  • пасха.

Какие материалы обычно готовятся воспитателями:

  • почему уходит зима;
  • что такое капель;
  • как появляются зеленые листики и трава;
  • что за праздник "8 марта", почему его празднуют, как поздравляют мам, бабушек, сестер;
  • и все, что с ней связано.

Все эти знания, безусловно, пригодятся детям в дальнейшем. Кроме того, в школе нередко задают вопросы, касающиеся окружающего мира, природных процессов, того, как и что устроено в природе. Малыши, которые это знают уже с детского сада, гораздо легче воспринимают новую информацию, увереннее себя чувствуют в новой обстановке, быстрее адаптируются.

Почему важна подготовка

Ребятишки, приходя в школу, в первое время испытывают некоторый стресс, поскольку обстановка меняется, требования к ним предъявляются другие, форма подачи учебного материала совершенно иная, новые люди вокруг. А ко всему надо привыкнуть! Поэтому важно уже в подготовительной группе начинать обучать детей тому, что может им пригодиться в начальных классах. И готовить их к переменам. Примечательно, что именно занятия по рисованию помогают малышам легче и быстрее воспринимать новую информацию. Детскими психологами доказано, что информация, которая подается в приятной и доброй обстановке, хорошо усваивается. Рисование же способствует всестороннему развитию: малыши не только делают что-то ручками, но и слушают, запоминают, применяют на практике полученные знания. Очень важно, чтобы родители поддерживали интерес детей к изобразительному искусству, давали им новые знания и темы для упражнений. Это ни в коем случае не должны быть указы к исполнению, скорее рекомендации и советы. Дети не любят и не воспринимают то, что им навязывают, зато им нравится, когда уделяется внимание их интересам. Родители и воспитатели должны поощрять начинания и умения малышей, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие. При этом на ошибки тоже нужно указывать, но в мягкой и корректной форме.

Рисование, одно из любимых детских занятий, позволяет дошкольникам максимально раскрыть свои творческие способности. Воспитанники подготовительной группы способны создавать композиции на самую разную тему, в том числе изображать выразительные картины природы. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). Это комплексная эстетическая и развивающая деятельность, обогащающая различные стороны личности ребенка.

Особенности рисования пейзажей в подготовительной группе дошкольного учреждения

Создание пейзажных композиций - одно из основных направлений занятий по рисованию в подготовительной группе. Дошкольники изображают объекты природы и в более раннем возрасте, начиная с простых рисунков одуванчика, ромашки или елочки. Шестилетние же дети уже могут реалистично изобразить любое время года, передавая характерные признаки осени и зимы, весны и лета.

Самостоятельному созданию той или иной картины природы всегда предшествует знакомство с произведениями выдающихся художников-пейзажистов. Воспитанники подготовительной группы хорошо воспринимают такие работы, несмотря на отсутствие в них занимательного сюжета. Ребята с легкостью определяют описываемое время года на картине, анализируют краски, которые помогли живописцу передать образ. Дошкольники способны не только понимать содержание пейзажа, но и те чувства, которые хотел донести художник.

Задача воспитателя - подобрать колоритные и эмоциональные произведения искусства, ярко демонстрирующие признаки того или иного времени года или природного ландшафта. В качестве примеров приведем работы А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Рожь», Э. Панова «Зима в лесу».

Фотогалерея: подборка пейзажных композиций известных художников

Репродукция картины А. Саврасова Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины Э. Панова Репродукция картины И. Шишкина

Большую роль играют личные наблюдения детей за природой, которые проводятся во время прогулки. Это способствует получению новых знаний и развитию эстетических чувств. В процессе такого созерцания воспитателю хорошо прочитать ребятам стихотворения русских поэтов, подходящие к той или иной картине природы. Таким образом, дошкольники научатся сопоставлять пейзаж, описанный в поэтическом произведении, с реально существующим в окружающей действительности.

В подготовительной группе также практикуется рисование пейзажа по мотивам стихотворения: дети на бумаге воплощают художественные образы.

У детей шести-семи лет уже хорошо развито цветовосприятие: они учатся соотносить цветовые оттенки с фоном рисунка. Так, например, дошкольники понимают, что ярко-зеленые или желтоватые листья контрастно смотрятся на фоне голубого либо серого неба, а нежно-голубые цветочки на бледно-зеленом стебельке будут эффектно выглядеть на темно-зеленой траве.

Во время прогулки педагогу хорошо подчеркнуть красивые цветовые решения, которые встречаются в природе, например, яркий белоснежный снег, сверкающий на солнце или изумрудная весенняя травка, ярко-желтые одуванчики.

Воспитанники подготовительной группы также умеют грамотно составлять композицию рисунка: четко различают передний и задний план и изображают объекты соответствующего размера, знают линию горизонта и пр.

При создании пейзажных композиций перед глазами дошкольников не должно быть образца воспитателя - это позволит избежать шаблонной работы. Образец заменяют репродукции картин художников или фотографии. Педагог может лишь показать детям, как изображать отдельные объекты, вызывающие сложность.

Важный момент занятия по рисованию - анализ готовых композиций. Отметим, что этот процесс тесно связан с развитием речи. Прежде всего, ребятам предлагается полюбоваться получившимися пейзажами, а затем начинается обсуждение. Внимание обращается на выразительную передачу образов, будь то золотая осень, зимний лес или пробуждающаяся весенняя природа. Поощряется дополнение рисунка оригинальными деталями. Воспитатель добивается от дошкольников развернутых комментариев относительно колорита рисунка: нежный, приглушенный либо, наоборот, сочный, насыщенный. Ребятам можно по желанию предложить рассказать о своей работе, например, какой момент весны изображает композиция.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Для создания пейзажной композиции в подготовительной группе будут уместны самые разные материалы - краски (гуашевые и акварельные), цветные карандаши, восковые мелки, а также сангина и угольные карандаши. Также в этом возрасте практикуются рисунки простым графитным карандашом.

Легче всего передать цветовое богатство природы (ясное голубое небо, восход и закат солнца, глубокую синеву моря), конечно, с помощью красок. Однако такая работа, по сравнению с карандашным рисунком, более трудоемкая, требует отработанных технических навыков. При рисовании акварелью или гуашью необходимо заранее позаботиться о соответствующем фоне основы - дошкольники самостоятельно тонируют ее накануне занятия. Так, например, для зимнего пейзажа будет уместен бело-голубой фон, для летнего - ярко-голубое небо и зеленая нижняя часть основы (трава).

Как всегда, интересный эффект получается при сочетании материалов. Например, в картине осеннего леса рядом стоят деревья, нарисованные акварелью и цветными карандашами.

Рисунок акварелью и карандашами

Другое оригинальное решение - на цветочном пейзаже, нарисованном нежными восковыми мелками, порхают броские бабочки, выполненные яркими фломастерами.

Рисунок восковыми мелками и фломастерами

Техники и приемы рисования, используемые воспитанниками (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

При создании пейзажных композиций воспитанники подготовительной группы совершенствуют усвоенные ранее традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Поскольку чаще всего картины природы изображаются красками, ребята отрабатывают приемы работы с кистью - всем ворсом и кончиком. Кроме того, неотъемлемая часть работы при рисовании пейзажей - составление нужных цветов на палитре. Например, стволы деревьев имеют разный оттенок - темно-коричневый, темно-серый, серо-зеленый. И дошкольники должны уметь получать данные тона из базовых цветов красок. Снежные сугробы необязательно рисовать просто белыми. Изображение станет интереснее, если добавить в белую гуашь капельку какого-то другого цвета - снег будет переливаться оттенками, что передаст его красоту и сказочность.

Педагог должен предостерегать детей от однотипного изображения объектов пейзажа. Например, деревья следует рисовать разные: молодые, стройные, но и старые, развесистые, с прямым и искривленным стволом и т.д.

Важное значение при создании картин природы имеет композиция рисунка: чтобы передать широкое пространство, необходимо рисовать на всей поверхности листа. Объекты, расположенные вдали, изображаются мелкими, на переднем же плане - крупными.

Кроме того, красиво смотрятся рисунки, на которых присутствует линия горизонта, отделяющая небо от земли. Педагог должен объяснить детям технику создания таких композиций.

Линия горизонта проводится голубой акварелью. Далее раскрашивается небо кистью, хорошо смоченной водой. Если изображается зимний пейзаж, то снег на нижней части композиции должен быть светлее неба. Он рисуется белой краской, разбавленной капелькой другого цвета, например, красного - получится нежный чуть розоватый оттенок. Полученная смешанная краска сильно разводится водой - получается снег, переливающийся на солнце.

Снег должен получиться светлее неба

Напомним, что белую акварель или гуашь нужно набирать тщательно промытой кистью, предварительно проверив на палитре, чтоб кисточка оставляла прозрачный след.

При рисовании пейзажей очень уместно будет использование нетрадиционных способов изображения. Это монохромная техника, особенно подходящая для зимних картин природы: на цветном фоне ребята рисуют исключительно белой гуашью - изображение получается контрастным и эффектным.

Рисунке воспитанников подготовительной группы в монохромной технике

Необычные летние и осенние пейзажи получаются в технике монотипии - так обычно рисуют деревья, отраженные в воде.

Рисунок в технике монотипия

Любое время года можно красиво изобразить с помощью оттиска листьями.

Оттиск свекольными листьями

Кроме того, оригинальные деревья и кустарники получаются с помощью кляксографии.

Кляксография

Для изображения зимнего пейзажа хорошо использовать ватные палочки - нарисовать с их помощью крупные снежные хлопья. Для этой цели подойдет также техника рисования солью или манной крупой - материал посыпается сверху на еще не подсохшую краску.

Дошкольников нужно познакомить также с техникой рисования по мокрому. У тонированного листа бумаги верхняя часть смачивается поролоном. Таким образом, объекты, изображенные на заднем плане, будут казаться размытыми либо занесенными снегом. Такой способ очень хорошо подходит для рисования весенних пейзажей.

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Чтобы дошкольники на занятии в полной мере смогли испытать радость творчества, педагог должен поощрять их желания дополнять композицию дополнительными видами изобразительной деятельности. Это, прежде всего, включение в пейзажный рисунок элементов аппликации и лепки. Так, например, работа получится очень оригинальной, если вперемешку с нарисованными красками яркими цветами на летнем лугу будут расти цветочки из пластилина.

Рисование с элементами лепки

Другой интересный вариант - на яблонях распустились красивые аппликативные «цветочки».

Рисование с элементами аппликации

Беспроигрышный в плане оригинальности вариант - включение в рисунок элементов оригами. Так, например, в пеструю картинку осеннего леса гармонично вписывается лисичка, сделанная в технике оригами.

Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, оттиск листьями) с элементами оригами

Конкретные варианты композиций

Рисование пейзажа воспитанниками подготовительной группы предлагается в самом начале учебного года. Ребятам предлагается создать композицию на тему «Лето», где они изображают соответствующие картины природы.

Чуть позже (также в сентябре) дошкольники импровизируют на тему «Золотая осень». Задача такой деятельности - передать характерный яркий колорит раннего периода этого времени года

В конце октября ребята создают пейзаж «Поздняя осень». Здесь акцент, напротив, ставится на отсутствие сочных красок, картина изображается нейтральными тонами (различные оттенки серого, коричневого, черный, белый).

С декабря воспитанники подготовительной группы начинают упражняться в рисовании прекрасных зимних картин природы. Это «Зимний пейзаж» (декабрь), «Иней покрыл деревья» (январь), «Зима» (февраль). В данных работах дошкольники отражают характерные особенности самого холодного времени года, отрабатывают приемы работы красками, совершенствуют умение гармонично располагать объекты природы на листе бумаги.

В конце учебного года (май) ребятам традиционно предлагается рисование весенних пейзажей – «Цветущий сад» и «Весна». В первом случае дети передают внешний вид весенних цветов, уделяя внимания их форме и строению, цветовой палитре. На занятии по теме «Весна» дошкольники учатся рисовать на сырой бумаге, используя прием размывки изображения.

Кроме того, целесообразно в течение года предложить воспитанникам подготовительной группы еще и такие темы, как «Морской пейзаж», «Горный пейзаж» (особенно, если дети проживают в подобной местности), «Фантастический пейзаж».

Рисование картины природы вполне можно организовать как коллективную работу, когда на общем фоне ребята изображают элементы пейзажа. Это могут быть такие темы, как «Осенний листопад», «Зимний лес», «Цветущий сад».

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Чтобы рисование пейзажей стало для детей увлекательным, проходило в непринужденной обстановке, воспитатель должен в начале занятия настроить дошкольников на творческую волну, создать у них нужную мотивацию. В подготовительной группе это может быть беседа. Например, ребята рассказывают, что они видели летом или как выглядят деревья ранней осенью.

Можно вспомнить пару песен об определенном времени года (например, «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето»), поговорить о том, что из сюжета песни можно изобразить на рисунке.

На занятии важна наглядность. К примеру, педагог может покрыть веточки деревьев искусственным инеем - покрыть их клеем и обсыпать солью, манкой, сахаром либо мелкими кусочками пенопласта. Имея перед глазами такую натуру, дошкольникам будет проще изобразить деревья, покрытые зимой инеем. Перед рисованием на тему «Цветущий весенний сад» воспитатель предлагает ребятам обследовать живые цветы, стоящие в вазочке. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, подснежники. Дети уточняют форму и длину стебля, расположение лепестков, цвет растений и пр.

Конечно же, у воспитанников всегда вызывает живой интерес игровая мотивация. Например, воспитатель сообщает ребятам, что по дороге на работу почтальон вручил ей письмо. Оно от Золотой Осени. Она пишет, что деревья в городе нарядились в красивую лимонную и медную одежду. Но скоро листья облетят, и природа уснет. Ребята должны помочь продлить эту осеннюю сказку - нарисовать пейзажи на тему «Золотая осень».

Другое творческое решение - к дошкольникам в гости приходит кукла-Весна. Дети рассказывают ей, за что очень ждали ее и любят. Весна жалуется ребятам, что Зима никак не хочет уступать ей сове место - то снегу насыплет, то напустит мороз. Одной Весне с ней не справиться: должны помочь дети - нарисовать красивые весенние картины природы.

Игрушка, которую можно использовать на занятии по рисованию весеннего пейзажа

Рассмотрим еще один интересный вариант мотивации - в группу приходит письмо от ребятишек из далекой жаркой Африки. Они никогда не видели зимы и просят нарисовать им картинки с изображением зимней природы.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную мотивацию. Это может быть произведения про времена года, в котором они наделены антропоморфными свойствами. Например, подойдет сказка «Спор», которую придумала воспитатель детского сада из города Нефтекамска Сафаргулова И.С. Четыре сестрицы, умницы и красавицы, Зима, Весна, Лето и Осень всегда жили дружно. Но однажды они все же заспорили, кто из них самый главный. Зима утверждала, что с нее начинается год, а зимние развлечения все очень любят. Весна возражала, что именно ее люди всегда ждут-не дождутся. Птицы ее встречают пением, а животные выбираются из нор. Лето и Осень, конечно же, тоже считали каждая по-своему. Четыре сестры спорили очень долго, и никак не смогли прийти к единому мнению. На самом же деле каждая из сестер хороша по-своему: Зима - своими вьюгами и снегом, нежная Весна - теплым солнышком и ручейками, Лето - жарой и прохладой, а Осень - богатым урожаем.

После прочтения такой короткой сказки педагог может поинтересоваться у дошкольников, какое же время года любят они, а затем предложить им по выбору нарисовать пейзаж, относящийся к их любимому времени года.

Для мотивирующего начала занятия очень подходят стихотворения о природе. Педагог подбирает такие произведения, в которых ярко раскрываются особенности того или иного времени года. Например, подойдут следующие:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Осень» А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Е. Баратытский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

«Черемуха» С. Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

«Лето» В. Орлов

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

Отметим, что если стихотворное произведение небольшое по объему, описывает конкретный образ, то беседа по его содержанию проводится непосредственно в начале занятия рисованием. Если же стихотворение состоит из нескольких четверостиший, отражающих ряд природных явлений, то целесообразно вначале провести на его основе занятие по развитию речи, которое будет плавно перетекать в изобразительную деятельность.

В занятие рисованием следует включать загадки про времена года и название месяцев. Например, следующие:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (зима)

Назовите - ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Январь.)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

На тему природы существует большое количество физкульминуток и вариантов пальчиковой гимнастики. В качестве примера приведем следующие:

Физкультминутка «Весна пришла»

Физкультминутка «Снег» (по стихотворению И. Токмаковой)

Физкультминутка «Осень пришла»

Физкультминутка «Осень»

Физкультминутка «Зима»

Выпал беленький снежок
Мы пойдём гулять, дружок.
движение по кругу, за руки
Снег, снег, белый снег раскачивать руками вправо- влево
Кружит, падает на всех плавные движения кистей рук сверху вниз
Дети все на лыжи встали
Друг за другом побежали
имитация ходьбы на лыжах
Мы из снега мастерили лепят снежок и бабу
Бабу снежную слепили.
Снег, снег, белый снег
раскачивать руками вправо-влево
Наша баба лучше всех! руки кольцом перед собой
Мы на саночки садимся встали парами друг за другом, сцепили руки
И под горку быстро мчимся движутся по кругу
Ух! все упали на пол
А, ну, вставай, вставай, дружок!
И отряхивай снежок!
Мы гуляли целый час!
Будем греться мы сейчас!
Встали с пола и отряхнулись

Пальчиковая гимнастика « Весна-красна »

ФИО автора Название конспекта
Герега С.А. «Весеннее настроение»
Образовательные задачи : учить рисовать весенние пейзажи с помощью разнообразных художественных материалов и инструментов, используя стандартные и нетрадиционные техники, закреплять знания о признаках весны.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением весеннего пейзажа, аудиозапись «Шум ветра», красивая коробка с клубочками, подушки.
Раздаточный материал: лист ватмана, зубные щетки, губки из поролона, ватные палочки, силуэты ладошек, трубочки для коктейля, бумажные полотенца, желтый клейстер, цветы из ткани, акварельные краски, кисточки разного размера, стаканчики-непроливайки.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись шума ветра. Воспитатель замечает на столе лист бумаги. На нем надпись «Весеннее настроение». Педагог вместе с детьми догадываются, что здесь раньше была изображен весенний пейзаж, но краски, наверное, смыло дождем. Картину нужно восстановить (мотивация).
Дети «отправляются» в страну Рисовандию, чтобы решить эту проблему: садятся на воображаемое облако (подушки), «поднимаются над землей» и «летят».
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Загадочные коробки». Воспитатель показывает им красивую коробочку, наполненную волшебными клубочками. Каждый ребенок выбирает себе клубок и сматывает его, пока он не приведет его к маленькой коробочке. Там находится инструмент для рисования (зубная щетка, поролоновая губка, силуэт ладошки, коктейльная трубочка и пр.). После этого ребята «отправляются» обратно, а во время полета вспоминают признаки весны.
Ребята распределяются: одни будут изображать объекты природы на верхней части ватмана, другие - на нижней. Педагог напоминает приемы рисования нетрадиционными материалами, отмечает конкретные образы, которые лучше всего получаются зубной щеткой (травка, елочки), поролоновым оттиском (облака), ладошкой (деревья), выдуванием трубочкой (кусты, ежик, солнце).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа дошкольников. Ребятам, которые быстро справились с заданием, предлагаются одуванчики из ткани, которые нужно прикрепить к нарисованной травке с помощью капельки желтого клейстера.
Все вместе любуются получившейся картиной.
Решетникова Е.
Воспитатель приносит детям письмо, которое ей вручил почтальон по дороге в детский сад. Чтобы узнать от кого оно, ребята должны отгадать загадку:
  • Дни стали короче,
    Длиннее стали ночи.
    Кто скажет, кто знает –
    Когда это бывает?

Письмо написала Осень. Она переживает, что скоро деревья и кустарники сбросят свой красивый желтый наряд и заснут. А так хочется продлить осеннюю сказку. Ребята с готовностью соглашаются помочь - нарисовать красивые картины на тему «Осенний лес».
Педагог предлагает дошкольникам для рассмотрения осенний пейзаж, расположенный на доске, подчеркивает, что предметы на заднем плане изображены маленькими. Затем внимание детей обращается на материалы для рисования (кисточки, акварельные краски, восковые мелки) и варианты изображения деревьев (для этого двое ребят вызываются к доске для показа).
Проводится физкульминутка «Осень» с элементами пальчиковой гимнастики.
Самостоятельная работа дошкольников. Рассматривание работ. Один из детей выбирает, по его мнению, самую выразительную работу, затем наиболее аккуратную, а также такую, где правильно размещены объекты с учетом пропорций.
Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад»:

  • Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Исимова М.К. «Деревья в инее»
(рисование по представлению)

Дошкольника предлагается загадка про зиму:

  • Наступили холода, Перестал медведь реветь
    Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Кто скажет, кто знает:
    Когда это бывает?

Вниманию детей предлагаются репродукции с изображением зимнего пейзажа. Беседа о признаках зимы: как называются периоды потепления зимой (оттепель), как выглядит небо в это время года, какие осадки мы наблюдаем зимой (нег, изморозь) и пр. За каждый верный ответ ребята получают снежинку.
Педагог зачитывает строки выдающихся русских поэтов о зиме:

  • Под голубыми небесами
    Прозрачный лес один чернеет,
    Великолепными коврами,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    Блестя на солнце снег лежит;
    И речка подо льдом блестит.
    (А.С. Пушкин)
    Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит
    И снежной бахромою,
    Неподвижною, немою
    Чудной жизнью он блестит.
    (Ф.И. Тютчев)
    Заколдован невидимкой
    Дремлет лес под сказкой сна,
    Словно белою косынкой,
    Подвязалася сосна…
    (С.А. Есенин)

Проводится физкультминутка «Снег» по стихотворению И. Токмаковой.
Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Зимнее утро».
Дошкольникам предлагается изобразить красоту зимнего пейзажа - деревья, покрытые инеем - на бумаге с помощью палочек сангины. Этот материал хорошо передает шероховатость коры деревьев. Понадобится коричневый, черный (для стволов) и синий (иней на веточках) цвет.
Педагог обращает внимание, что сангина хрупкая: не нужно сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.
Дети рисуют зимний пейзаж под композицию «Зима» П.И. Чайковского (альбом «Времена года»).

Выставка рисунков. Рассказывание пословиц и поговорок про зиму:

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Новый год - к весне поворот.
Балакирева М. «Яблони цветут»

Беседа о весне, ее приметах. Дети перечисляют цветущие весной деревья.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный зайчик с веткой яблони в лапках. Почки на веточке набухли - скоро появятся листочки.
Дети описывают, как выглядит ветка яблони, а затем им предлагается нарисовать яблони с распустившимися листиками и цветочками, чтобы потом подарить рисунки зайке.
Проводится физкультминутка:

  • В поле мы с тобой пошли
    (Шаг на месте)
    И цветочки там нашли.
    (Остановиться)
    Наклонились за одним,
    (Наклон вперёд)
    А потом и за вторым,
    (Наклон вперёд)
    Третий быстро мы сорвали
    (Наклон вперёд)
    И с букетом побежали.
    (Бег на месте).

Педагог напоминает приемы рисования дерева. Ствол изображается всем ворсом. Чтобы нарисовать нежные цветочки яблони, нужно смешать розовую и белую краску. Листочки изображаются способом примакивания.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Солнце поднимается –
    Цветочек распускается!
    Солнышко садиться –
    Цветочек спать ложится.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ.

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

Летние композиции воспитанников подготовительной группы - это, как правило, яркие и насыщенные в плане цвета работы. Так, огромные пестрые бабочки кружатся над зеленым лугом на рисунке «Ах, лето!». В ясном небе здесь плывут голубые облака, а из травки выглядывают ромашки. Рисунок роникнут позитивным настроением. Похожая работа - «Картинка про лето».

Очень выразительна работа «Краски лета», где ребенок изобразил водный пейзаж - нежно-розовые кувшинки, растущие на озере.

Очаровательная яркая радуга изображена на рисунке «Летняя радуга». Работа выполнена в нетрадиционной технике - рисование тычком. Отметим интересный образ солнца с очень длинными лучами, достающими почти до земли.

Детально прорисованы деревья в композиции «Лето в березовой роще». Оригинальная деталь - березки наделены антропоморфными чертами - имеют человеческое лицо.

Очень нежная работа - «Какого цвета лето», выполненная в приглушенных пастельных тонах. Подобное впечатление производит и рисунок «Цветочная поляна» - здесь использована техника рисования по мокрому. За счет этого получилось красивое размытое небо.

Фотогалерея: подборка летних рисунков

Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком Рисунок акварелью Рисование акварелью по мокрому

Очень колоритные пейзажи дошкольники создают на тему золотой осени. Рисунки отличаются обилием ярких красок, часто выполнены гуашью. Всегда оригинальны работы в технике монотипия («Осенне заркало»).

Дети хорошо разграничивают передний и задний план композиции. В этом плане показательна композиция «Осень… Сказочный чертог», где спереди четко прорисовано красивое дерево с желтой листвой.

Очень нежно смотрится работа «До свидания, осень», выполненная карандашом в мягких пастельных тонах. Отметим на дальнем плане красивый горный ландшафт.

Очаровательна композиция «В парке осенью»: перед нами предстают стройные деревья с разноцветной листвой и изящный изогнытый мостик над речкой. Красиво смотрится опавшая листва на фоне голубой воды. Небо выполнено в оченб красивых градиентных переходах оттенков.

Также живописно небо сизого цвета с белоснежным облаком на рисунке «Осенний денек».

Фотогалерея: композиции с осенним пейзажем

Рисунок акварелью Рисунок карандашом Рисунок гуашью Монотипия Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисование тычком Рисунок акварелью Отпечаток листьями Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Зимняя тематика предрасполагает к использованию нестандартных способов рисования. В этом плане показательна работа «Зимнее волшебное дерево», представляющая собой комбинацию нетрадиционных техник: само дерево изображено с помощью кляксографии, иней на ветвях - тычком полусухой кистью, совы на ветках нарисованы пальчиком, а снежные хлопья - ватными палочками.

Целый зимний лес, похожий на сказочный, создан с помощью отпечатка капустным листом («Зимний лес»). Также интересна композиция Ззимняя сказка», где заснеженные кроны деревьев изображены тычком, а снегири, летающие над ними, с помощью оттиска ластиком. Таинственный лес изображен на рисунке «Зима в лесу», возле дерева притаилась забавная рыжая лисичка.

Всегда выразительны монохромные зимние картины, например, запорошенное белым снегом дерево на рисунке «Дерево в инее». Также эффектна композиции «Зимнее дерево» (деревья похожи на снежные облака) и «Деревья, покрытые инеем» (ветви причудливо изогнуты).

Очаровательные елочки в снежном наряде изображены на рисунках «Зимушка-зима» и «Зима-красавица».

Фотогалерея: зима на рисунках детей

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Кляксография, рисование тычком, ватными палочками, пальчиком Рисунок акварелью Отпечаток капустным листом Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком и оттиск ластиком

Конспект занятия

по художественно – эстетическому развитию

с элементами нетрадиционной техники рисования

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «В гости к весне»

Подготовила и провела:

Мифтахова М. В.

Воспитатель

МДОАУ детский сад

Село Октябрьское

Муниципального района

Стерлитамакский район

Республика Башкортостан

Цель: Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны; умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, полусухой кистью. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Интегрированные задачи:

Обучающие: Продолжать учить вести беседу по таблице - схеме активизировать словарь детей;
Закрепить знания о геометрических фигурах;
Развивающие: Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество;

Развивать у детей, передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Интеграция областей: « Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Физкультурное развитие», « Художественно – эстетическое развитие», « Социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности: познавательная, двигательная, продуктивная, игровая.

Материал:

Картина о весне, мнемотаблица « Весна», макет часов, плоскостные цветы с изображением геометрических фигур, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, спокойная музыка « Природа» для рисования, вода, подставки для кисточек, тонированные альбомные листы.

Ожидаемый результат: Знает признаки весны, умеет составлять рассказ по мнемотаблице, называет геометрические фигуры, умеет рисовать методом полусухой кистью, ватными палочками наносит « тычки», развивает мышление, воображение; проявляет интерес. Бережное отношение к природе.

Ход занятия:

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. А теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь, у нас хорошее настроение и всё у нас получится.

Ой, ребята, когда я шла в детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте:

Она раскрывает почки в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её …
(весна )

Воспитатель: Правильно, ребята, весна. Весна принесла мне венок и пригласила нас в свой весенний лес. Ребята, а вы хотите побывать в лесу? (ребята хором – «Да!»). Мы отправляемся с вами в лес до поляны «Весна». Раз, два, три повернись, и лесу ты окажись.

Все сели на пенечки-стулья! Вот и оказались на «Веселой полянке», как тут красиво и цветочки на полянке есть.

Воспитатель : Перед нами на поляне лежат цветы с геометрическими фигурами. Какие фигуры мы видим? Какого цвета фигуры? Какой цветок здесь лишний?(4 цветка с изображением треугольника, 1 фигура с изображением квадрата).

Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам, чтобы не опоздать на урок.

Установите время, когда мы встаем по утрам? (8:00)
Во сколько мы обедаем? (13:00)
Во сколько ложимся спать вечером? (21:00)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Перед вами таблица-схема. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, как вы думаете, о чем можно рассказать по этим схеме? (о весне). Показ по мнемотаблице.

Весна

- солнце греет тепло; с сосулек капает капель; - на ветках деревьев появляются почки; - птицы прилетают из теплых стран.

Воспитатель: Ребята. Сколько весенних месяцев? Давайте вспомним, как они называются.

Дети рассказывают стихотворение.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на стекле.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На догах лужи.

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник,

В первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Зрительная гимнастика « Весна».

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)
Справа - первые цветочки появились на лужочке. (Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая тут красивая картина, садитесь на пенечки, и рассмотрим эту картину.- Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картине? (Весна).

Дети: Всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы.

Воспитатель: - Что происходит весной с деревьями?

Дети: Набухают почки, появляются листочки.

Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку.

А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.

Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу)

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте)

А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте)

А цветочки подрастают.
(дети медленно встают )

Воспитатель: Хорошо на этой полянке, продолжим наше путешествие.

Следующая полянка « Весна». Ой, ребята, посмотрите на эту полянку, какая она грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картину о весне.

А что бы вы нарисовали на этой картине?

Дети: Деревья, цветы, солнце, облака, птиц.

Зрительная гимнастика по картине (справа верхнем углу – солнце, слева верхнем углу – облако, слева в нижнем углу – дерево, справа в нижнем углу –цветы, в центре – птицы).


Воспитатель: У нас необычная картина, на ней есть полянка – это будет цветочная полянка, цветы можно нарисовать жесткой полусухой кистью. (Показ рисования жёсткой полусухой кистью).

Деревья мы будем рисовать кистью, а почки и листья можно нарисовать тычком, ватной палочкой. Солнце и облака мы будем рисовать полусухой кистью. (Показ рисования). Птиц будем рисовать ватной палочкой.

Воспитатель : Все радуются солнышку и наши пальчики тоже. Мы поиграем с ними.
(Пальчиковая гимнастика)
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики (спрятали за спину )
Пошли пальчики с утра (пошевелить )
В гости к тёте Разыгра (хлопать в ладоши )
На скамеечке сидели (поочередно посидеть на большом пальце )
Напились чаю, чаю разыграю (чередовать хлопки и показ большого пальца )
Солнышку ладошку подставили немножко
Пальчики подняли, лучиками стали.

Творческая работа детей. Звучит спокойная музыка « Природа».

-Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Солнышко ярко светит, на кустиках появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весеннюю картину. Эту картину вы возьмите с собой в группу и покажите её своим близким, а весна из окошка полюбуется на картину.

Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Раз, Два, три повернись, в детский садик возвратись!» Вот, и вернулись в детский сад.

Рефлексия. Ребята, возьмитесь все за руки и предайте частичку своего дыхания в ладошку. Я беру ладошку в Мишину ладошку и предаю вам всем, частичку своего дыхания. И оно идет от меня к Мише, Дине, и т. д. Я чувствую, что с частичкой нашего дыхания дружбы стало больше.

Занятие окончено, большое спасибо!

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Весенние мелодии»


Программное содержание:
Обучающие задачи:
Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.
Развивающие задачи:
Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов.
Воспитывающие задачи:
Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю.
Методические приёмы:
Рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, вопросы поискового характера, музыкальное сопровождение..
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов.
Материалы:
Репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход НОД.
Воспитатель:
Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает?
Дети:
Это бывает весной.
Воспитатель:
Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать…
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы;
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд.
(Ф. Тютчев)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. Пушкин)
Воспитатель:
Вы увидели весну? Какое настроение передали поэты?
Дети:
Поэты передали радостное, весёлое настроение.
Воспитатель:
Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?
Дети:
Заканчивается зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.
Воспитатель:
Вспомните, как русские поэты называют весну?
Дети:
Русские поэты называют весну красавицей, румяной, молодой, прекрасное дитя.
Воспитатель:
Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней?
Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их.
Дети:
Ранней весной – чистое голубое небо, на проталинках – серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.
Физкультминутка «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями
(шагают на месте)
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
(ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
(кулак на кулак)
Падать не давали,
Из глубин подземных
(наклонились, ладони чашечкой)
Воду доставали,
Наше тело – прочный ствол.
(разогнуться, ладонями по телу сверху вниз)
Он чуть-чуть качается.
И своей верхушкой
(руки шалашиком)
В небо упирается.
Наши руки – ветви,
(раскрыть ладони, развести пальцы)
Крону образуют.
(смыкают пальцы)
Вместе им не страшно,
(качают головой)
Если ветры дуют.
(качают руками над головой)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину весны. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать, чем вы будете рисовать.
Детям предлагается бумага разного формата, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, соль и манная крупа.
Звучит музыка. Дети приступают к рисованию, воспитатель напоминает, что рисунок нужно располагать на всём листе бумаги. Уточнить правила смешивания красок, особенности использования восковых мелков.
В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке.
При рассказывании дети могут почитать стихи.
Ярче солнце светит
В воздухе тепло.
И куда не глянешь,
Всё кругом светло.
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на снег и луг
И на все цветы вокруг.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Лучшие статьи по теме