Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото. Снежные конвертики в технике фроттаж

Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото. Снежные конвертики в технике фроттаж

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Рисовали с детьми старшей группы, новая необычная техника рисования настолько понравилась ребятам, что продолжали рисовали в свободное от занятий время эсперементируя с разными элементами для натерания.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционная техника рисования - фроттаж»

Нетрадиционная техника рисования - фроттаж

Название техники "фроттаж " французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя этутехнику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.

Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань, реже – кожу. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).

История

Работы Макса Эрнста: графитовый рисунок 1931 года с изображением солнца и деревьев, живописная работа в технике фроттаж 1970 года

Слово «фторраж» происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту , он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году . Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж. Дети любят переводить на лист бумаги отпечатки монет или других ребристых или рельефных поверхностей. Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.

Суть техники

Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов

Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.

Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.

Листья деревьев - одни из самых популярных объектов для фроттажа

Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .

Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка пачкаются в краске и на бумаге выдавливается рисунок.

Фроттаж в детском творчестве

Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей

Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.

Аппликация из текстурированной с помощью фроттажа бумаги

  • Фроттаж для текстурирования . Любые рифленые поверхности могут стать рапортом текстуры. Например, на бумагу можно перенести рельеф древесных кругов (на срезе дерева), плетенки, решетки и пр. А затем использовать эту текстуру как фон для дальнейшего рисунка. Можно также текстурированную бумагу использовать как упаковочную для подарков .

Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).

Аппликация из листьев деревьев, переведенных на бумагу с помощью фроттажа

  • Фроттаж для изготовления объектов аппликации. Выдавленные рисунки можно вырезать по силуэту, а затем использовать как объекты для аппликации . Например, таким способом можно сделать интересную композицию из вырезанных листьев деревьев или цветов. Фроттаж позволяет сделать довольно тонкую детализацию рисунка, что помогает создавать даже очень сложные объекты.

Композиция-фроттаж, мастер-класс художника Ольги Поляковой

  • Фроттаж как готовая композиция . Например, можно сделать композицию из листьев деревьев и кустарников. При этом, одинаково хорошо подойдут и свежие листья, и сухие. Это может стать хорошим стимулом для ребенка собрать гербарий (засушенные листья), потому что впоследствии они станут элементами картины. Следует определиться с цветами и собрать композицию. Чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Полученную композицию следует кадрировать, а затем можно помещать в рамку.

Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству дошкольников. Презентацию подготовили: Афанасьева Екатерина Геннадьевна Безрукова Ольга Викторовна Кириллова Валентина Георгиевна Хохлова Татьяна Викторовна МБДОУ Турмасовский детский сад Мичуринского района Тамбовской области




Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Наша работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования. Рисование Нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.


Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: -Способствует снятию детских страхов -Развивает уверенность в своих силах -Развивает пространственное мышление -Учит детей свободно выражать свой замысел -Учит детей работать с разнообразным материалом -Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема -Развивает мелкую моторику рук -Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии -Во время работы дети получают эстетическое удовольствие


Существует много техник нетрадиционного рисования, их необходимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе, на протяжении многих лет, мы стали использовать нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.


Нетрадиционные техники рисования Пластилино -графия Набрызг Печать Рисование на манке Рисование мятой бумагой Граттаж Рисование мыльной пеной Кляксографи я Рисование по-сырому Рисование ладошками и пальчиками Рисование солью Рисование на вате пипеткой Монотипия Фроттаж Оттиск капустным листом Рисование восковыми мелками + акварель


Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной, И.А. Лыковой, Т.Н.Дороновой, Р.Г.Казаковой мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой ЗАДАЧИ: - Развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО; - Развитие мелкой моторики рук; - Развитие воображения, творческих способностей у детей; - Воспитывать интерес к созданию новых образцов - Сформировать у детей технические навыки рисования - Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. -Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.


Основные методы нашей работы – Развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражения посредством творческого рисунка, направленность на создание законченных авторских произведений, ориентация на выставочную деятельность с самых ранних моментов обучения. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея художественной изостудии. На занятиях мы стали знакомить детей, начиная с младшей группы, с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности – штампы, трафареты, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости, образцы рисунков, выполненные нетрадиционным способом. Начиная с осени, мы собирали на участке листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске.




Метод рисования ладошками и пальчиками. Возраст детей: 2-3 года. Материал: Гуашь, чистый лист бумаги, широкие блюдца, салфетки. Ход работы: Ребенок опускает ладошку в блюдце с гуашью и наносит отпечаток на бумагу. В этом возрасте дети рисуют как правой, так и левой ладошкой.


Оттиск Капустным листом Возраст детей: 2-7 лет. Материал: Темный лист бумаги, гуашь, капустный лист, салфетка. Ход работы: В своей работе мы использовали не только листья с деревьев, но и листья капусты. Дети младшей группы наносили гуашь на листья, а затем окрашенной стороной прикладывали к бумаге и прижимали, получая цветной отпечаток.





Чем ребенок взрослее, тем интерес у него становиться больше. В средне-старшей группе детям очень нравиться нетрадиционная техника рисования: пухом тополя; зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; ладошкой.


Техника Кляксография (рисование соломкой) Возраст детей:4-7 лет Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. Ход работы Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся.




Рисование на вате пипеткой. Возраст детей: 2-4 года. Материал: цветной картон, клей, вата, краски. Пипетка. Ход работы: На цветном картоне нарисовали рисунок в нашем случаи (яблоко и груша).Приклеили вату на картон при помощи клея, затем жидкой краской при помощи пипетки дети раскрасили вату. Вот что у нас получилось.


Техника Монотипия Возраст детей: 4-7 лет Материал: краска, кисточка, бумага Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!






Рисование мятой бумагой. Возраст детей: 4-7 лет Материал: чистый лист бумаги, краски, ватные палочки, тарелочки, бумага для изготовления шариков. Ход работы. Перед работой мы всегда выполняем пальчиковую гимнастику. Лист бумаги мы сжимаем, И ладошки разминаем. Мы стараемся, катаем – Дружно в шарик превращаем. Не дадим ему скучать- Им и будем рисовать.




Техника Набрызг Возраст детей:4-7 лет Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты. Ход работы: На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.


Рисование мыльной пеной. Возраст детей: 4-7 лет Материал: акварельные краски, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, кисть. Ход работы: В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем прикладываем лист бумаги, слегка надавливая рукой. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.


Рисование восковыми мелками + акварель. Возраст детей: 4-7 лет Материал: Восковые мелки, бумага, кисточка, краски. Ход работы: На листе бумаги дети рисуют рисунок восковыми карандашами. Затем с помощью кисти и красок тонирую лист, получается волшебство.






Рисование по-сырому Возраст детей: 4-7 лет. Материал: салфетка, емкость с водой, краски, кисти. Ход работы. Дети смачивают лист водой при помощи губки, не давая листу просохнуть, покрывали его краской, основным цветом рисунка. Сначала дети рисовали самого зверя «Волка», а потом, в конце, дорисовывали глаза, нос, усы и т.д.


Техника Граттаж Возраст детей: 4-7 лет Материал: Свечка, гуашь, шампунь, заостренная палочка. Ход работы. Нанесем цветной фон акварелью, или возьмем цветной картон, или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!


Техника Пластилинография Возраст детей: 2-7 лет Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш. Ход работы. На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге, а если ко всему этому добавить крупы(горох), то такие замечательные елочки у вас получатся.


Метод Фроттаж Возраст детей: 4-7 лет Материал: чистый лист бумаги, листья деревьев, карандаши (восковые). Ход работы: На чистый лист бумаги разложили элементы будущего рисунка(у нас листья деревьев). Накрыли наши элементы (листья) чистым листом. Придерживая одной рукой бумагу, дети заштриховали поверхность карандашами, слегка нажимая. Рисунок готов.



Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.


Как говорил В.А. Сухомлинский: Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.



Лучшие статьи по теме