Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Конспект занятия по обогащению словарного запаса детей-дошкольников в процессе речевых игр. Дидактические игры и упражнения по обогащению активизации и закреплению словарного запа

Конспект занятия по обогащению словарного запаса детей-дошкольников в процессе речевых игр. Дидактические игры и упражнения по обогащению активизации и закреплению словарного запа

Конспект фронтального занятия

Тема: «ВЕСНА»

Программное содержание

Цель: обогащение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Коррекционно - образовательные - обогатить словарь детей, закрепить знание детей о признаках весны, о перелетных птицах, о первых весенних цветах.

Коррекционно - развивающие - развивать умение слышать учителя, формировать умение согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже, развивать речевой слух, формировать целостное впечатление об изображении на картине, развивать диалогическую речь.

Коррекционно - воспитывающие - работать над усидчивостью, вниманием, памятью, умением работать самостоятельно.

Оборудование: демонстрационный материал - картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,опорные картинки о весне.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, дети! К нашему занятию я выучила очень интересное стихотворение. Сейчас я его расскажу, а вы послушайте внимательно и подумайте - о чем оно?

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла.

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну вставай, медведь!-

На веточку дохнула -

Пора зазеленеть!

Теперь весна - красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов!

Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Теперь я его прочитаю еще раз, а вы постарайтесь запомнить признаки весны.

Теперь сядет тот ребенок, который назовет мне один признак весны.

1. А вы помните как было в стихотворении:

Теперь весна - красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята, а кто это такие - гуси, стрижи, аисты, кукушки, скворцы? (птицы)

А как мы называем таких птиц? (перелетные)

Что вы знаете о них? (улетают в теплые края осенью, а возвращаются весной, начинают строить гнезда, выводить птенцов)

Верно. А каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова? (грачи)

Что они делают? (строят гнезда, собираются выводить птенцов, летают, кричат, носят в клювах веточки и травинки)

Какие приметы весны вы видите на картинке? (небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы, через них пробиваются солнечные лучи, снег тает, он стал рыхлым, мокрым, грязным, побежали ручьи, среди деревьев стоит вода, это ранняя весна).

а давайте проверим - знаете ли вы еще какие - нибудь признаки весны - я буду называть предложение, а вы его продолжать, заканчивать. Тот, кто доскажет предложение, должен встать.

Сосульки под солнцем (тают)

Сугробы от солнечного тепла (оседают)

На деревьях почки (набухают, лопаются)

Весной птицы гнезда (строят, вьют)

Медведь от спячки (просыпается, пробуждается)

Птицы птенцов (выводят, выкармливают)

Лед на реке (тает, трещит, лопается)

Весной деревья в садах (цветут)

На проталинах первые цветы (расцветают)

Насекомые после зимы (оживают)

На полях люди рожь (сеют)

Из - под земли первая травка (пробивается)

Молодцы, ребята! Устали немного? Давайте разомнемся! Повторяйте за мной!

За окном сосулька тает (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки (руки вверх, наклоны влево, вправо)

Разжимает, разжимает (руки впереди, перед грудью)

Клен тугие кулачки (локти вниз, сжимать, разжимать кулаки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растаял снег (наклоны влево - вправо)

Мне зеленую ладошку (поворачиваются друг к другу)

Клен протянет раньше всех! (пожимают друг другу руки)

Садитесь. Расскажите - а какие три весенних месяца вы знаете? Сейчас мы узнаем что - то новое о них! Послушайте стихотворение внимательно и подумайте - о чем оно:

Март - начало весны,

Пробужденье природы,

Звон капели

И таянье белых снегов.

Женский праздник прекрасный,

Запах желтой мимозы,

Гомон птиц на деревьях

И ручьев первый зов!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы марта.

Лед вскрывает апрель,

Ледоходом грохочет,

Половодьем накроет

Заливные луга.

Первоцветами нежными

Землю украсит,

Унесет за собой

Холод, лед и снега!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы апреля.

Май - с цветеньем садов,

Одуванчиков желтых,

С молодою травою,

Первой майской грозой,

С Днем Победы народным,

Первомайским салютом,

С посевною на пашнях

И нежной листвой.

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы мая.

5. Давайте отгадаем загадки!

Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек пошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (подснежник)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (мать - и - мачеха)

Каким одним словом мы можем назвать отгадки? (цветы)

Какие это цветы, если они появляются весной? (весенние, первые)

Какого цвета стебли и листья у всех этих цветов? (зеленые)

Какого цвета цветок ландыша? (белый)

Какого цвета цветки мать - и - мачехи и одуванчика? (желтые)

Какие вы молодцы! А теперь надо немного отдохнуть - встанем из - за столов, отойдем на ковер и встанем в круг.

1, 2, 3, 4 (4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире (расширить круг)

А теперь мы ручейки (бег по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (раздвинуть круг)

Становитесь в круг опять (сузить круг)

Будем в солнышко играть (бег по кругу)

Мы веселые лучи (тянуться на носочках, руки вверх)

Мы резвы и горячи (прыгать на носочках, руки на поясе)

Отдохнули? Теперь садитесь за парты.

О чем мы сегодня говорили? (о весне)

А что бывает весной?

Солнце ярко светит

Снег тает

Бегут ручьи

Расцветают первые цветы

8. Видите, сколько нового и интересного мы узнали! Как вы думаете - ваши родители знают то, что теперь знаете вы? Давайте проверим! Расскажите дома родителям все - все, что вы знаете о весне!

9. Домашнее задание в тетради - выучить стихотворение, заштриховать весенние цветы, назвать 5 признаков весны.

Приложение

Дифференциация звуков [д] - [г], [т] - [к].

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в словах:

г ад алк а г азет а бриг ад а д раг уны г лад иолус г ранит г од ы д орог а г лотк а г орд ыйд уг а г рад усник

г лот ок г ород ок от ваг а г рудк а г орст очк а пог од а

г удок рад уг а г рунт г уст ой авг уст полг од а

яг од а тк ач д окт ор

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в словосочетаниях:

г лот ок из ст ак ана

г олод ные г олуби

г орная д орог а

отг ад ай заг ад очку

г ад ает на к арт ах

расст ег нут ая к уртк а

пог нут ый г воз[т] ь

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в предложениях:

На под ок онник е ст оит г оршок с к акт усом.

Т руд но спуск ат ься с к рут ой г оры.

Я г рызу сла[т]к ую к арамель.

У К онд рат а к уртк а к оротк оват а.

Изг иб д орог и - поберег и ног и.

К онь ст ук нул к опыт ом у к рыльца.

К апит ан к орабля увид ел ог онек маяк а.

По воск ресеньям мы к ат аемся на к оньк ах на зак рытом к атк е.

В авг уст е част о бывают г розы.

Г олубую г лину д обывают в к арьере за г ород ом.

Г рузовик шел по г орной д орог е.

Мой баг аж дост авили в ваг он поезд а.

Г оро[т] по вечерам г орит ог нями.

У яг уара быст рые д линные лапы.

К урносеньк ий Ег орк а вск арабк ался на г орк у.

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в текстах:

Тк ет тк ач тк ани

на плат ок Т ане.

Сок с березы ст ек ,

Стек с березы сок .

По д оро г е е д у т д ро г и,

Д рог и ед ут по д орог е.

К а к рубин с т ал г рана т ,

К ак аг ат - виног ра[т].

Д ру [к] за д ру г ом ,

К ру[к] за к руг ом.

Если гд е-т о нет к ог о-т о,

Значит , кт о-т о гд е-т о ест ь.

Т ольк о гд е же эт от кт о-т о

И к уд а он мо[к] залезт ь?

Пахне т к он д и т ер

Орехом муск ат ным,

Д окт ор в халат е -

Лек арст вом прият ным.

Г рустный к лоун-бе г емо т

Г рустным г олосом поет

Песню г рустную-прег рустную:

Я люблю ляг ушку вк усную.

На самом пере к рес тк е

Висит к олд ун т рехг лазый,

Он ник огд а не смот рит

Т ремя г лазами сразу.

Иначе был бы вечный спор -

К уд а зовет нас свет офор.

Т у к , т у к , моло т о к ,

Забей г воздик ов пят ок .

Т ук , т ук , т ук ,

И в под метк у, и в к аблук .

Г ос т ь один с т учал по к рыше,

Г ост ь д руг ой в ок но ст учал,

Но к огд а во д вор я вышел,

Т о г ост ей не повст речал.

Бил по к рыше д ожд ик редк ий,

Пуст о было и т емно,

Ст арый вяз осенней ветк ой

Мне пост ук ивал в ок но.

Далек о уехал д ру[г],

Г рустно ст ало все вок ру[к].

Ск учно к ак без д руг а,

За ок ошк ом вьюг а.

На вок зал побег у,

Зак ричу на бег у:

«Дру[к] , пора приезжат ь,

Над оело ск учат ь!»

Нет , напрасно мы решили

Прок ат ит ь к от а в машине:

К от к ат ат ься не привык -

Опрок инул г рузовик .

Использованная литература:

Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. «Логопедическая энциклопедия дошкольника. Для детей 1-6 лет. - СПб.: Издательский Дом «Нева». 2004.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

Ирина Ревина
Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»

Форма работы : Подгрупповое занятие .

Группа : Старшая.

Время занятия : 25 минут.

Тема : «Домашние животные » .

Цель : Обогащение словаря детей .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

- Обогащать словарный запас ;

Закреплять знания детей о домашних животных , их образе жизни;

Активировать словарь существительных и глагольный словарь ;

Формировать представления о сложных словах и их значениях ;

Учить употреблять существительные в винительном падеже, образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Учить понимать нелепый смысл;

Формировать умение отвечать на вопрос.

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей инициативность и дисциплину на занятии ;

Воспитывать любовь к животным .

коррекционно-развивающие :

Развивать мелкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, пространственные представления;

Развивать фразовую речь.

Оборудование : письмо, предметные картинки, карточки с животными и жилищами , разрезные картинки, аудиозаписи, магнитофон, доска, указка.

Речевой материал : слова , загадки, колыбельная, небылица.

План занятия :

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления (2 мин.)

3. Упражнение «Кто что даёт» (3 мин.)

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (2 мин.)

5. Физминутка (2 мин.)

6. Работа со сложными словами (2 мин.)

домашних животных , развитие мелкой моторики (4 мин.)

8. Игра «Кто как кричит» (3 мин.)

9. Игра «Кто что ест» (3 мин.)

10. Итог занятия (3 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сейчас на своё место пройдут те ребята, которые стоят рядом с (Логопед называет имя ребёнка) .

Сядьте правильно, стульчики пододвиньте поближе к столикам, ножки поставьте ровненько, ручки положите на столы, спинки выпрямите. Начинаем наше занятие .

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Послушайте, что в нём написано.

Наш хозяин Емеля выгнал нас из дома . Он сказал, что мы совершенно бесполезны, поэтому мы не нужны ему. А мы так любим нашего хозяина, куда же мы теперь пойдём жить? Помогите нам, пожалуйста.

Кто написал это письмо, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит :

Мне погладите бока –

Дам парного молока! (Корова)

2. «М-е-е!» - Ребяток кто зовёт?

Головою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается. (коза) .

3. Блеет жалобно : «Б-е-е, б-е-е!»

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка) .

4. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка)

5. Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлычет на окошке.

Только мышь его боится.

Угадали? Это -. (кошка) .

6. У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её?. (Свинья) .

7. Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Ребята, как одним словом назвать всех , кого вы видите на доске? (Домашние животные ) . А почему их называют домашними ? (Они живут рядом с человеком, помогают человеку, он их приручил) . Значит, Емеля выгнал своих домашних животных из дома . А может правильно Емеля поступил, может действительно домашние животные бесполезны ? (Нет) . Давайте разберёмся в этом сложном деле.

3. Упражнение «Кто что даёт» .

Емеля всё время лежит на печи и не знает, какую пользу приносят человеку домашние животные . Давайте ему расскажем. Смотрите на картинки.

Что это? (Молоко) . Кто даёт молоко? (Корова, коза) . Ребята, лошадь тоже даёт молоко. А что делают с животными , чтобы получить молоко? (Доят) . Посмотрите на следующую картинку, что это? (Мясо) . От каких животных мы получаем мясо ? (От коровы, козы, свиньи, овцы, лошади) . Что это? (Сало) . Кто даёт нам сало? (Свинья) . Что это? (Шерсть) . Кто даёт нам шерсть? (Овца) . Что мы делаем из шерсти? (Носки, свитера, шали) . Как из шерсти получают носки или свитера? (Вяжут) . Ребята, но ведь домашние животные не только дают нам продукты и вещи, они ещё делают нам другое добро. Например, лошадь может нести тяжёлые вещи, пахать землю. Человек может поехать верхом на лошади туда, куда ему будет нужно. А что же для человека делает кошка? (Ловит мышей) . А что делает собака? (Охраняет дом) .

Вот, Емеля, сколько пользы приносят домашние животные , как ты мог назвать их бесполезными!

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Емеля всё понял, он зовёт животных вернуться домой . Но животные так сильно обиделись, что не хотят возвращаться к Емеле. Емеле нужно задобрить животных , знаете, что он придумал. Он сочинил стихотворение, послушайте.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Емелю покачать.

Вот как ласково Емеля называет кота, чтобы он пришёл и помурлыкал – котя, котенька, коток, серенький хвосток. Но Емеля пока ещё не придумал ласковые стихотворения про других животных . Помогите Емеле, назовите каждого животного ласково .

Лошадь - лошадочка.

Корова - коровушка.

Овца – овечка.

Коза - козочка.

Свинья – свинка.

Собака - собачка.

Кошка - кошечка.

Животным понравилось , как ласково вы с Емелей их назвали, они согласны вернуться домой.

5. Физминутка.

А мы пойдём вместе с животными домой к Емеле , чтобы он их снова не обидел. Давайте покажем это. Повторяйте за мной движения.

Мы пришли на скотный двор, (дети идут обычным шагом)

Для животных здесь простор . (руки в стороны)

Рядом степь с густой травой (показывать руками высокую траву)

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней, (идут с высоко поднятыми коленями)

Грациозных, стройных, (выпрямить спину, руки положить на пояс)

И гуляем по степям

Светлым и привольным.

На пригорках и на балках

Овцы мирно щиплют травку, (пальцами делать щепотки и «щипать» )

Наклоняются к земле, (делать наклоны вниз)

Звонко блеют они : «Бе-е-е» .

Живет в свинарнике свинья, (руки приставить к бокам, показать толстую свинью)

А с нею поросята. (руками показать худеньких поросят)

«Хрю-хрю» , - свинья им говорит.

В ответ визжат ребята. (поворачивать туловище вправо-влево и улыбаться)

6. Работа со сложными словами .

Ребята, а вы знаете, что такое водопой? (Дети отвечают) . (На доску логопед вывешивает картинки с изображениями реки и животных на водопое около реки и объясняет, что животные пьют воду из водоёмов и, когда они все вместе собираются попить воду, это называется водопой). Ребята, это слово образовано от слов «вода» , «пить» , то есть пить воду.

7. Актуализация знаний о жилищах домашних животных , развитие мелкой моторики.

Ребята, вы запомнили, куда мы пришли? (На скотный двор) . Скотный двор, это двор, в котором живут домашние животные , по-другому домашних животных называют скот .

А вы знаете, где во дворе живёт каждое животное ? (Ответы детей) .

Свинья, корова, лошадь, овца, коза – живут в хлеву, это небольшой домик, в котором у каждого животного есть своя комната . Собака живёт на улице около дома в конуре , ещё её называют будка. Кошка живёт в доме у человека.

Вот беда, пока животных не было Емеля совсем не убирался во дворе, всё покрылось грязью и пылью, животные не знают , кому куда нужно идти. Возьмите со столов карточки и проведите линию от каждого животного к его жилищу .

8. Игра «Кто как кричит» .

Ребята, животные пришли в свои домики и кричат Емелю каждый своим голосом. Внимательно слушайте запись и называйте, кто так подаёт голос. (Логопед включает аудиозаписи с голосами разных животных ).

Ребята, а теперь я назову животное , а вы должны ответить, как это животное подаёт голос , что оно делает. Собака? (Лает) . Корова? (Мычит) . Кошка? (Мяукает) . Овца? (Блеет) . Коза? (Блеет) . Свинья? (Хрюкает) . Лошадь? (Ржёт) .

9. Игра «Кто что ест» .

Ребята, Емеля услышал, как животные его зовут , он хочет пойти и порадовать своих животных вкусным угощением .

Но Емеля не знает, чем кормить животных , помогите ему, накормите животных . Возьмите в своих пеналах картинки, по очереди выходите к доске и отдавайте корм тому животному , которое это кушает. (Картинки с изображением сена, травы, кастрюли с кашей, мяса, косточки, молока).

10. Итог занятия .

Домашние животные очень довольны . Они простили Емелю. Теперь Емеля ухаживает за животными , помогает им, а они помогают ему. Емеля всё знает о домашних животных .

Послушайте, какую смешную историю рассказал мне Емеля.

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

Подумайте, почему эта история смешная? (Ответы детей) . (Если дети не догадываются, логопед задаёт им вопросы, приводит к самостоятельному ответу). Такое бывает, чтобы человек ехал на курице или кошке? (Нет) . Какое животное может везти человека? (Лошадь) .

О ком мы сегодня говорили на занятии ? домашних животных ) . Почему их называют домашними ? (Ответы детей) . Какую пользу приносят домашние животные человеку ? (Ответы детей) .

Кроме того, что домашние животные дают человеку продукты питания, шерсть на одежду, помогают ему, они просто дарят радость человеку, ведь человек приручил животных , и животные очень любят человека. Поэтому и человек должен любить животных . Нельзя выгонять животных из дома , нельзя их обижать, ведь они наши друзья. Если вы будете относиться к животным с добром , они отплатят вам тем же.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались. Домашние животные и Емеля благодарят вас за помощь и дарят подарки. (Разрезные картинки с изображением домашнего животного ). Дома соберите эти картинки и узнаете, от какого животного этот подарок . Спасибо! Наше занятие закончено .

Работа по обогащению,

закреплению и активизации словаря

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.

Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначность большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.

Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.

Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам.

Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов, используются недостаточно.

Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

работать над правильным пониманием смысла слов

расширять запас синонимов и антонимов

формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу

активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.

Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.

Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины) , а также речи воспитателя.

В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.

Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.

В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».

Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую – либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии.

Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.

Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по – другому?». И т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Для развития словаря используются следующие виды заданий:

Подбор синонимов к словосочетаниям.

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».

Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» – как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».

Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.

Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.

Упражнения с отдельным словом способствует уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей.

Вначале задания на подбор синонимов и антонимов, представляют для детей трудность. Но это до тех пор, пока они не усвоили смысл задания.

Для подбора синонимов можно задавать вопросы и после пересказа детьми того или иного произведения.

Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации , когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.

Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем даётся противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.

Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Например, давалась такая ситуация: «Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся, – и взял другую верёвку. – А вот эта ни за что не оборвётся». Как можно сказать про такую верёвку? Какую верёвку взял папа?» Выбор нужного ответа из синонимического ряда «прочный, крепкий». Любое из этих слов будет уместным в соответствующем словосочетании, то есть можно сказать и «крепкая верёвка», и «прочная верёвка».

Для объяснения других значений слова «крепкий» были даны предложения: «Саша рос крепким мальчиком», «Юра почувствовал под ногами крепкий лёд». Вопросы к ним: «Что значит «крепкий мальчик», как вы понимаете? Как сказать по – другому? (Сильный, здоровый.) А что значит «крепкий лёд»? Как можно сказать по – другому?» (Прочный, твердый.) Правильный подбор синонимических слов будет свидетельствовать о понимании значений слова «крепкий».

Для формирования умения употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причём в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, например, со словом «лёгкий» – «Лёгкий ветер», «Лёгкий пух». Затем появляются и распространённые предложения с тем же словом: «Упал с деревьев лёгкий листик», «Днём были лёгкие облака», «Лёгкая бабочка кружится над цветком» и др.

Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребив их по смыслу.

Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет педагог, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «В тёмной комнате белое полотно висит, чтобы фильмы смотреть», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др.

Умение выделять и называть признаки, качества надо развивать, используя и повседневные наблюдения, экскурсии. Так, например, проводя экскурсию осенью, педагог обращает внимание на окраску листьев, на осеннее небо, задаёт вопросы: «Какое небо? Какие листья?» И т. д. В своей речи он должен больше употреблять разного рода определений.

Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи.

Таким образом, лексическая работа важна для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи.

Консультация для родителей

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры – одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

· Назовет слов на звук (букву) М

· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузыПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Зима – …

Друг – …

Добро – …

Ложиться -…

Говорить – …

Смеяться – …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Приятель -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг

5) положить на стол и т.д.

Гвоздь – … , ботинок -…, шнурок – …

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга – …

Птица – яйцо, растение – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги – длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

« дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Обогащение словаря дошкольников

с общим недоразвитием речи

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом - обобщающего.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность и т.д.

Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5-6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Принципы работы над словарем:

развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;

работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;

словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;

при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;

основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.

Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.

На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.

Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).

Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.

Направления логопедической работы

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

раскрытие многозначности слова;

расширение запаса синонимов и антонимов;

формирование правильного употребления слова в связной речи.

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:

уточнение произношения слова;

демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);

выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;

закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилагательным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).

Синонимия

Свежий вечер - прохладный вечер.

Свежий воздух - чистый воздух.

Свежий воротник - чистый воротник.

Свежий журнал - новый журнал.

Свежий хлеб - мягкий хлеб.

Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей подготовительной группы детского сада не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.

Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.
Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Обогащение словаря
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом ним надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше.

Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и ею свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство С предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Содержание
Пояснительная записка.
I. Формирование словаря у дошкольников
- задачи развития речи и словаря
- особенности усвоения
- обогащение словаря
- активизация словаря
- работа над смысловой стороной слова
II Методы и приемы работы над словарем.
III. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Приложение
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обогащение и активизация словарного запаса, подготовительная группа, Бочкарева И.О. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Дидактическая игра

как средство обогащения словаря дошкольников.

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является обучение родному языку. Правильная речь - важнейшее условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее, затем наречия, числительные и служебные слова. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования лексики у детей.

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 - 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 - 1000 слов.

Средняя группа . К четырем годам активный словарь достигает 1900 - 2000 слов.

Старший возраст . К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 - 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода.

Подготовительная группа . Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас -3000 - 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад № 65 «Буратино»

Лучшие статьи по теме