Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Расовый, этнический и национальный состав. Этнический состав населения

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА

Историко-социологический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему:

Этнический состав населения России

Выполнил: Пьянзов М. А.

Студент заочного отдел.

ИСИ спец. Регионоведение

Проверил: Мокшина Е. Н.

Саранск 2008

Введение

1. Национальный состав населения РФ

1.1 Языковые семьи

1.2 Результаты переписей населения

Заключение

Список использованных источников


Введение

Россия как никакая страна отличается от остальных благодаря своим совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.

В силу своего расположения, на стыке двух континентов, Россия соприкасалась с самыми разными культурами, и необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого национального менталитета и единственной в своем роде культуры, обусловило особый путь развития русского народа. Естественно, сосуществование это не всегда было мирным. В течение многих веков страна была вынуждена вести борьбу то с кочевниками на юге, то с западными соседями, и этот факт имел решающее значение для российской истории.

Этнос – это устойчивый и в то же время динамичный, возникший естественно – историческим путем межпоколенный социальный организм, обладающий рядом этнических признаков: этническая территория, язык, общность экономической жизни и т.д.

В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

1 Национальный состав населения РФ

1.1 Языковые семьи

Результаты переписи 2002г. еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей)

1. славянская группа

· русские

· украинцы

· белорусы

2. иранская группа

· таджики

· осетины

3. романская группа

· молдоване

4. германская группа

2. Алтайская языковая семья (6,8% всех жителей)

1. тюркская группа

· алтайцы

· тувинцы

· хакассы

· башкиры

· карачаевцы

· балкарцы

2. монгольская группа

· калмыки

3. тунгуссо-маньчжурская группа

· нанайцы

4. палеазиатская группа

3. Уральская языковая семья (2% населения РФ)

1. финская группа

· коми-пермяки

· марийцы

2. угорская группа

3. самодийская группа

· селькупы (в бассейне р. Таз)

4. Кавказская языковая семья (2% населения РФ)

1. картвельская группа

· грузины

2. дагестанская группа – свыше 30 народностей:

· лезгины

· даргинцы

3. адыго-абхазская группа

· адыгейцы

· абхазцы

· черкессы

· кабардинцы

4. нахская группа

· чеченцы

Такой национальный состав России отражает политико-административная карта России.

1.2 Результаты переписей населения

Национальная принадлежность в ходе переписи населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей .

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными :

Млн. человек 2002 г. В % к 1989 г. В % к итогу
1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г.
Все население 147,02 145,16 98,7 100 100
Русские 119,87 115,87 96,7 81,5 79,8
Татары 5,52 5,56 100,7 3,8 3,8
Украинцы 4,36 2,94 67,5 3,0 2,0
Башкиры 1,35 1,67 124,4 0,9 1,2
Чуваши 1,77 1,64 92,3 1,2 1,1
Чеченцы 0,90 1,36 в 1,5 раза 0,6 0,9
Армяне 0,53 1,13 в 2,1 раза 0,4 0,8
Мордва 1,07 0,84 78,7 0,7 0,6
Белорусы 1,21 0,81 67,5 0,8 0,6
Аварцы 0,54 0,76 139,2 0,4 0,5
Казахи 0,64 0,66 103,0 0,4 0,5
Удмурты 0,71 0,64 89,1 0,5 0,4
Азербайджанцы 0,34 0,62 в 1,9 раза 0,2 0,4
Марийцы 0,64 0,60 94,0 0,4 0,4
Немцы 0,84 0,60 70,9 0,6 0,4
Кабардинцы 0,39 0,52 134,7 0,3 0,4
Осетины 0,40 0,51 128,0 0,3 0,4
Даргинцы 0,35 0,51 144,4 0,2 0,4
Буряты 0,42 0,45 106,7 0,3 0,3
Якуты 0,38 0,44 116,8 0,3 0,3
Кумыки 0,28 0,42 в 1,5 раза 0,2 0,3
Ингуши 0,22 0,41 в 1,9 раза 0,1 0,3
Лезгины 0,26 0,41 в 1,6 раза 0,2 0,3

За межпереписной период изменения в национальном составе обусловлены действием трех факторов.

Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения.

Второй фактор – это процессы во внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада СССР.

Третий фактор связан с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.

В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Итак, согласно данным Госкомстата:

Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране , как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек), азербайджанцев (с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04 млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс. человек).

Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.

Заключение

Россия – многонациональная страна и результаты переписи 2002г. еще раз это подтвердили.

Каждый народ индивидуален, т. к. отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

Отличительный признак народа – его язык – важнейшее средство общения людей.

По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи.

По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковых семьи:

1. Индоевропейская семья

2. Алтайская языковая семья

3. Уральская языковая семья

4. Кавказская языковая семья


Список использованных источников

1. Большая Советская Энциклопедия, т.37. М.: 1956

Этнический состав (структура) населения - одна из основных социально-демографических характеристик населения, описывающих распределение населения по признаку этнической (национальной) принадлежности.

В России этническая принадлежность учитывается двояким образом: при проведении переписей населения - по самоопределению респондента, при регистрации определенных демографических событий (в органах ЗАГС), для фиксации гражданского статуса - на основании официальных документов (в отдельных случаях - с учетом мнения субъекта регистрации).

Основным источником сведений об этнической структуре населения являются данные переписей.

В ряде стран этническая принадлежность приравнена к гражданству с указанием на происхождение (например, француз алжирского происхождения). Этническая структура населения может быть определена как для отдельной страны и ее административно-территориальных подразделений (областей, районов, городов и т.п.), так и для групп стран и для мира в целом.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Этнический состав" в других словарях:

    ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ - ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ, распределение нас. по признаку этнич. принадлежности (или по признаку национальности), учитываемое при переписях нас. и др. формах массового статистич. учёта (см. также Национальный состав (структура)… … Демографический энциклопедический словарь

    Этнический состав населения Болгарии - К 1 февраля 2011 года население Болгарии составляло 7 364 570 человек, из которых 51,3% женщины и 48,7% мужчины. В городах живут 72,5%, в селах 27,5%. В периоде 2001 2011 году население страны уменьшилось на 564 331 человек, при среднегодичном… … Википедия

    Этнический состав населения административных образований КНР - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Население. Этнический состав - Народы. Население. Этнический состав Этнический и расовый состав современного населения Латинской Америки отличается большой сложностью, что связано с особенностями её исторического развития. Здесь живут представители всех трёх больших рас… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, этническая, этническое (от греч. ethnos народ) (научн.). прил., по знач. связанное с принадлежностью к какому нибудь народу, с его культурой. Этнические элементы. Этнический состав. Этнические коллективы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - (греч., ethnos народ). 1) языческий. идолопоклоннический; 2) свойственный какому либо народу, племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНИЧЕСКИЙ греч. ethnikos, от ethnos, народ. Свойственный какой … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к происхождению какого н. народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей. Э. состав населения. Этническая группа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - Связанный с принадлежностью к какому либо народу, народности. Э. состав населения состав населения по народностям … Словарь политических терминов

    этнический - см. этнос; ая, ое. Э ая группа. Этни/ческий состав населения … Словарь многих выражений

    этнический терроризм - Под Э. Т. понимают неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этнических групп. Идейно политической основой Э. Т. является национализм в самых разных формах от умеренных до крайне… … Террор и террористы

Книги

  • Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг) , . Энциклопедический справочник "Африка" содержит материалы, характеризующие современную жизнь народов Африки и их историческое прошлое. Справочник открывается Общим обзором, характеризующим… Купить за 1080 руб
  • Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав , В. М. Кабузан. Книга посвящена малоисследованным в советской историографии сюжетам. На обширном, почти исключительно архивном материале раскрыты особенности формирования многонационального населения…

Этнический состав населения

Изучение любой страны в географии невозможно без знания тех народов, которые е ней проживают. Здесь важно знать и на каком языке разговаривает этот народ, и какие особенности духовной и материальной культуры отличают его от других народов, в чем особенность его демографического поведения. Прошлым и настоящим народов занимаются многие науки: археология, география, философия и др. науки. Но существует и специальная наука – этнография (этнология), которая занимается изучением происхождения народов, их основных характеристик и свойств, взаимоотношений между ними.

Основным понятием в этнографии является понятие этноса.

Этнос (от греч. éthnos – общество, группа, племя, народ) исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая совокупностью признаков: общностью территории и языка, относительно стабильными особенностями материальной и духовной культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием и самоназванием (по Ю.В. Бромлею

Из перечисленных признаков этноса ни один не является абсолютно необходимым, для отнесения группы людей к определенному народу. Так, один и тот же народ может разговаривать на двух языках (например, белорусы говорят и на русском и на белорусском языках). А на английском языке говорят и англичане, и австралийцы, новозеландцы, американцы США, ирландцы и др. народы. Что касается общности территории, то и этот признак не всегда выступает обязательным признаком этноса. Например, белорусами могут себя считать и те эмигранты, которые переехали на постоянное место жительство в Канаду, США, Бразилию. Очень сложно внутри большой группы людей найти абсолютную схожесть в одежде, пище, социально-бытовом поведении. Люди всегда разные. И может быть столичный житель Москвы будет по чертам материальной и духовной культуры ближе парижанину или лондонцу, чем такому же русскому, но живущему в селе за Уралом. Скорее общность территории является необходимым условием его возникновения и существования.

Поэтому важнейшим элементом этнической идентификации любой группы людей является этническое самосознание.

Под этническим самосознанием принято понимать осознание человеком своей принадлежности к определенному народу (этносу), а под самоназванием обозначить словом этот этнос.

Иногда этническое самосознание приобретает гипертрофированные формы, т.е. представители определенного народа считают себя более «значимыми» по-сравнению с другими рядом живущими народами, добиваясь при этом привилегий одного народа над другим во многих сферах жизнедеятельности (в сфере власти, хозяйственных структурах, символике и т. д.) Такое этническое самосознание называют национализм . Крайне агрессивной формой национализма является шовинизм , при котором представители определенного этноса применяют этническую дискриминацию или насильственную ассимиляцию к другим народам. При этом, если эти меры доходят до уничтожения людей другой национальности, то имеет место такое явление как геноцид .

Известный русский ученый Л.Н. Гумилев считает, что этнос находится в процессе постоянного развития и трансформации, имеет стадию зарождения, развития, старения и исчезновения (теперь уже забыты такие народы как византийцы, эллины, римляне, гунны, вавилоняне, а ведь когда-то это были великие народы, оставившие нам следы своей великой культуры). От момента зарождения до момента исчезновения проходит около 1200-1550 лет, и нынешние « отсталые народы», например, народы Африки или Океании всего лишь этносы на своей стадии молодости или наоборот старости, а цивилизованные европейцы потому чванливы, что могут пользоваться накопленной культурой предыдущих столетий своего развития.

В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этноса (так называемые стадиальные или временные типы).

Самой ранней и простой стадией развития этноса считается род и племя. Род и племя имеет следующие признаки: определенная территория; общие признаки хозяйственной деятельности; родовая власть. Этническое самосознание у членов племени отражается в представлении об общем предке. Категория эта историческая и классическим примером служили эвенки, ненцы (северные народы, проживающие на европейском севере нашей страны) еще в недалеком дореволюционном прошлом. Примерами современного периода могут служить некоторые сохранившиеся племена в труднодоступных изолированных местах у индейцев Южной Америки, аборигенов Австралии, народов экваториальной Африки.

С ростом общественного разделения труда, с появлением классового общества и образованием государств начали складываться народности – вторая стадия развития этноса. Народность может восприниматься в двух смыслах:

1. Стадия развития этноса, занимающая промежуточное положение между племенем и нацией. В этом случае эта группа людей имеет следующие признаки: единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности; этническое самосознание выражается уже в осознании общности происхождения от определенного племени.

2. Современные этносы, утратившие черты племени и не ставшие нациями.

Высшей стадий развития этноса является нация.

Нация тоже может иметь два значения:

§ Высшая стадия развития этноса, характеризующаяся наличием государственности, общностью этнической территории, экономической жизни, появлением и распространением литературного языка, признающегося как государственный, наличием этнического самосознания;

§ Совокупность граждан одного государства.

Этнические общности находятся в постоянном движении: изменяется их численность, меняется половозрастной состав, некоторые общности исчезают, другие зарождаются. Все те процессы, которые приводят к изменению либо каких-то отдельных элементов, либо этноса в целом называют этническими процессами. Они бывают этнообъединительными или этноразделительными .

На стадии появления и формирования государств более всего встречались этнообъединительные процессы. Специалисты главным образом выделяют два таких процесса: консолидация и ассимиляция. Консолидация - это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы. Так, из родственных племен кривичей, радимичей и дреговичей сформировался в последствии такой народ как белорусы. Этническая ассимиляция - это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Бывает естественной и насильственной. При естественной ассимиляции из-за долгого проживания в чужой стране иммигранты усваивают язык, культуру, стереотип поведения людей страны проживания. Основной путь при этом – межэтнические браки. Примером насильственной ассимиляции может быть ополячивание белорусов во времена присоединения белорусских земель к Речи Посполитой, когда нашему населению насаждался польский язык, католическая вера, польские школы.



Сегодня нет точного определения количество народов, однако наиболее часто встречаемая величина количества народов – 2000 – 2500, которые находятся на различных стадиях развития. Наибольшее распространение среди географов получили распространение классификация народов по численности и языку .

По численности населения группировка народов была предложена Бруком С.И. Крупнейшими народами, численность которых превышает 100 млн чел. являются: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, панджабцы. На эти 8 народов приходится около 41 % всего населения земли. На народы с численностью от 50 до 100 млн. – еще около 17 % населения. Таких народов сегодня насчитывается 12. Но более всего (более 180) народов имеет численность от 1 до 5 млн человек. Хотя в совокупности на них приходится только 8 % населения Земли.

Самой распространенной является лингвистическая классификация народов мира (на основе родства языков). Таксономические ранги народов мира, принятые в лингвистической классификации народов таковы:

§ Подгруппа

§ Подразделение

В лингвистической классификации народов мира принято выделять следующие семьи: индоевропейская, сино-тибетская, семья нигер-конго, семитская, берберская, кушитская, чадская, австронезийская, дравидийская, алтайская, уральско-юкагирская, австроазиатская, паратайская, нило-сахарская, северокавказская, картвельская, семья мяо-яо, австралийская, эскимосо-алеутская, чукотско-камчатская, папуасские семьи, семьи индийских народов, андаманская.

Некоторые народы занимают изолированное положение, т.е. не входят ни в одну названную семью (айны, баски, нивхи, буриши, хоти, кусунда).

1. Человечество принято делить на три основные расы:

европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

негроидную (большинство стран Африки).

Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.

30% населения мира относится к промежуточным расовым группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.). Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке.

2. Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

китайцы (1 120 млн чел);

хиндустанцы (219 млн чел);

американцы США (187 млн чел);

бенгальцы (176 млн чел);

русские (146 млн чел);

бразильцы (137 млн чел);

японцы (123 млн чел).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки, поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (немецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, "маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;

китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд чел).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные .

Около половины стран - однонациональные . Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:

с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);

двунациональные (Канада, Бельгия);

со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);

со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано:

с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);

с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан);

с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);

с расовой дискриминацией (ЮАР, США);

с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Одной из главных "горячих точек" после Второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример - религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии (Ольстер).

Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствиям, их решение одинаково важно для всех государств мира.

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.



Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).

Таблица 56

ГРУППИРОВКА НАРОДОВ ПО ИХ ЧИСЛЕННОСТИ (1992 г.)

Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).

Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Таблица 57

ЧИСЛЕННОСТЬ КРУПНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА В НАЧАЛЕ XXI В.

Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

50. Этнолингвистическая классификация народов

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке – главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.

По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском – испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком – немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.

По численности говорящих на них языки, как и народы, подразделяются на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Естественно, что повышенный интерес вызывают прежде всего самые крупные языки, определяющие этнолингвистическую картину мира. Имеющиеся в статистике данные об этих языках довольно сильно расходятся, поскольку в одних случаях учитывают родной язык, а в других – государственный, поэтому приведенные ниже цифры надо считать в известной мере ориентировочными.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них – английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью – их ветви (подгруппы) и четвертую – отдельные языки.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

К числу крупных относятся также нигеро-кордофанская семья (распространена в Африке, к югу от Сахары), афразийская семья (в основном на Ближнем и Среднем Востоке), австронезийская семья (в основном в Юго-Восточной Азии и Океании), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Азии и Европе).

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду два дополнительных обстоятельства. Во-первых, то, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Во-вторых, то, что эта классификация еще далека от совершенства. Так, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский). А многие языки, распространенные в Африке южнее Сахары, в Юго-Восточной Азии, в Океании, индейские языки Америки вообще еще слабо изучены. Нужно учитывать также, что некоторые современные языки небольших по численности народов фактически относятся к категории вымирающих. И в еще большей степени – то, что едва ли не 2/3 всех языков современного мира – только разговорные и не имеют своей письменности.

Рис. 43. География основных систем письменности (по Д. В. Зайцу)

Однако все крупные языки имеют свою письменность, картирование которой представляет большой интерес (рис. 43). Как видно из этого рисунка, наибольшее распространение в мире получила письменность, сформировавшаяся на основе латинской графики. Значительны также ареалы распространения письменности на основе кириллицы, санскрита, арабского алфавита, а также иероглифической письменности.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям – индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В многонациональном Советском Союзе русский язык был главным языком межнационального общения. В Российской Федерации он остается им и в наши дни: статистика свидетельствует о том, что на русском языке могут свободно объясняться между собой 98 % ее жителей.

Лучшие статьи по теме