Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса . Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» - «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Среди понятий, определяющих и классифицирующих человеческое сообщество, наиболее важным представляется этническая дифференциация. О том, каково этнос и как его следует понимать в контексте различных ветвей и теорий этнлогии, мы поговорим в этой статье.

Определение

Первым делом разберемся с формальным определением. Так, чаще всего относительно понятия «этнос» определение звучит как «сложившаяся в ходе истории устойчивое человеческое сообщество». При этом подразумевается, что данный социум должен быть объединен теми или иными общими признаками, как то: культура, быт, язык, религия, самосознание, ареал обитания и тому подобное. Таким образом, очевидно, что «народ», «нация» и тому подобные понятия и «этнос» - сходны. Поэтому их определения коррелируют друг с другом, а сами термины нередко используются в качестве синонимов. В научный оборот слово «этнос» было введено в 1923 году С. М. Широкогоровым - русским эмигрантом.

Концепции и теории этноса

Научная дисциплина, изучающая рассматриваемый нами феномен, называется этнологией, и среди ее представителей существуют различные подходы и точки зрения на понятие «этнос». Определение советской школы, к примеру, строилось с позиций так называемого примордиализма. А вот в современной российской науке преобладает конструктивизм.

Примордиализм

Теория примордиализма предлагает подходить к понятию «этнос» как к объективной данности, которая является внешней по отношению к человеку и обусловленной рядом независящих от индивида признаков. Таким образом, этническую принадлежность невозможно изменить или искусственно сгенерировать. Она дается от рождения и определяется на основании объективных черт и характеристик.

Дуалистическая теория этноса

В контексте этой теории понятие «этнос» определение свое имеет в двух формах - узкой и пространной, что и обуславливает дуалистичность концепции. В узком смысле под этим термином понимаются группы людей, имеющих устойчивую связь поколений, ограниченные определенным пространством и имеющих ряд стабильных идентифицирующих признаков - культурные коды, язык, вероисповедание, особенности психики, сознанием своей общности и так далее.

А в широком смысле под этносом предлагается понимать весь комплекс социальных образований, объединенных общими государственными границами и экономико-политическим строем. Таким образом, мы видим, что в первом случае «народ», «национальность» и им подобные понятия и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. А во втором случае все национальные корреляты стираются, и на первый план выходит гражданская идентичность.

Социобиологическая теория

Еще одна теория, называемая социобиологической, основной акцент в определении понятия «этнос» делает на биологические признаки, объединяющие группы людей. Таким образом, принадлежность человека к тому или иному этносу дана ему, как пол и другие биологические признаки.

Пассионарная теория этноса

Эта теория иначе называется теорией Гумилёва, по фамилии ее автора. В ней предполагается, что структурное объединение людей, сформированное на основании определенных поведенческих сознание, согласно этой гипотезе, формируется по служащей основой для выстраивания этнической традиции.

Конструктивизм

Понятие «этнос», определение которого является среди этнологов предметом споров и разногласий, сточки зрения конструктивизма определяется как искусственное образование и рассматривается в качестве результата целенаправленной человеческой деятельности. Другими словами, эта теория утверждает, что этническая принадлежность является переменной и не входит в круг объективно данности, вроде пола и национальности. Один этнос отличается от другого признаками, которые в рамках данной теории именуются этническими маркерами. Созидаются они на разной основе, к примеру, религии, языка, внешнего вида (в той его части, которая может быть изменена).

Инструментализм

Это радикальная теория утверждает, что этническая принадлежность формируется заинтересованными лицами, называемыми этнической элитой, как инструмент для достижения тех или иных целей. Но самой по себе этничности, как системе идентичности, она не уделяет внимания. Этничность, согласно этой гипотезе, является только инструментом, а в повседневной жизни пребывает в состоянии латентности. Внутри теории существует два направления, дифференцирующих этнос по характеру применения - элитарный и экономический инструментализм. Первый из них заостряет внимание на том, какую роль играют этнические элиты в пробуждении и поддержании чувства и самосознания внутри социума. Экономический же инструментализм акцентируется экономическом состоянии различных групп. В числе прочего он постулирует экономическое неравенствокак причину конфликтов между членами различных

ЭТНОС

ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и пост-советской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие Э. отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие Э. оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие Э. употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭТНОС" в других словарях:

    этнос - этнос, а … Русский орфографический словарь

    - [гр. ethnos народ, племя] исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. этнос а, м. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Изолят, персистент, народность, народ, общность, нация, племя Словарь русских синонимов. этнос сущ., кол во синонимов: 9 изолят (3) … Словарь синонимов

    ЭТНОС - (от греч. ethnos общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей племя, народность, нация. Осн. условиями возникновения Э. является общность терр. и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков Э.;… … Демографический энциклопедический словарь

    Греч.Ethnos народ исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания сознания своего единства и отличия от всех… … Словарь бизнес-терминов

    - (греческое ethnos народ), исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию народ в этнографическом смысле … Современная энциклопедия

    См. Этническая общность … Большой Энциклопедический словарь

    ЭТНОС, а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность Ч племя, народность, нация. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сложившаяся устойчивая общность людей. Всего в мире 3 4 тыс. народов или этносов. Этническая общность характеризуется: общим языком, особенностью быта и культуры, этнической самостоятельностью, общностью территории. Народов, насчитывающих более 1 … Географическая энциклопедия

    Англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Книги

  • Этнос и политика , . Задача данного издания - дать представление о роли этнических факторов в разных сферах и познакомить с наиболее распространенными подходами к исследованию этнополитических и этнокультурных…

Этнос? На этот вопрос ответ можно получить не всегда одинаковый. Само слово «этнос» имеет греческое происхождение, но у него нет ничего общего с сегодняшним значением. Народ - именно так оно переводится, и в Греции существовало несколько понятий этого слова. А именно слово «этнос» носило уничижительный характер - «стадо», «рой», «стая» и в большинстве случаев применялось к животным.

Что такое этнос сегодня? Этнос - это группа людей, которая образовалась исторически и была объединена общими культурными и языковыми признаками. В русском языке понятие «этнос» близко по смыслу к понятиям «народ» или «племя». И чтобы было более понятно, следует охарактеризовать оба эти понятия.

Народ - это конкретная группа людей, которая отличается общими признаками. Сюда входит территория, язык, религия, культура, историческое прошлое. Одним из главных признаков является но это не единственное условие. Существует достаточно много народов, которые говорят на одном языке. Например, австрийцы, немцы и часть швейцарцев используют на немецкий. Или ирландцы, шотландцы и валлийцы, которые, можно сказать, полностью перешли на английский язык, но при этом англичанами себя не считают. А значит в этом случае слово «народ» вполне можно заменить термином «этнос».

Племя - это тоже группа людей, но которая ощущает между собой родство. У племени может не быть одной компактной территории проживания, а его притязания на какую-то территорию могут не признаваться другими группами. По одному определению племя имеет общие черты, которые явно отличаются: происхождение, язык, традиции, религия. Другое определение утверждает, что достаточно иметь веру в общую связь, и вы уже считаетесь одним племенем. Последнее определение больше подходит к политическим союзам.

Но вернемся к основному вопросу - "что такое этнос". Свое формирование он начал еще 100 тысяч лет назад, а до этого существовали такие понятия, как семья, потом род и все завершал клан. Основные ученые трактуют по-разному. Одни называют только язык и культуру, другие добавляют общее месторасположение, а третьи присовокупляют и общую психологическую сущность.

Каждый этнос обладает своим собственным стереотипом поведения и, конечно, неповторимой структурой. Внутренний этнос - это конкретная норма отношений между индивидом и коллективом и между самими индивидами. Такая норма негласно принята во всех областях быта и воспринимается как один единственный способ общежития. И для членов данного этноса такая форма не является в тягость, так как они к ней привычны. И наоборот, когда представитель одного этноса соприкасается с нормами поведения другого, то он может растеряться и сильно удивиться чудачествам незнакомого народа.

Наша страна еще с древности сочетала в себе различные этносы. Некоторые этносы России входили в нее с самого начала, а другие влились постепенно, на разных этапах истории. Но все они обладают равными правами и обязанностями перед государством и являются частью народа России. У них общая система образования, общие правовые и юридические нормы и, разумеется, общий русский язык.

Все россияне обязаны знать многообразие этноса своей страны, знакомиться с культурой каждого из них. Иметь хотя бы базовое понятие о том, что такое этнос. Без этого невозможно гармоничное существование внутри единого государства. К сожалению, за последние 100 лет как этнос исчезло 9 народностей и на грани исчезновения еще 7. Например, эвенки (аборигены Амурской области) имеют стабильную тенденцию к исчезновению. Их уже осталось около 1300 человек. Как видите, цифры сами за себя говорят, и процесс исчезновения этноса необратимо продолжается.

Этнос - это устойчивая межпоколенная группа людей , объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием, а также мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Основы теории этноса были заложены в 1920-х годах С. М. Широкогоровым, который рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В частности, Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ей от таковых и других». В 1960–1980-е годы концепция Широкогорова была развита советскими этнографами (Институт этнографии Академии наук СССР). Наиболее последовательной её марксистской интерпретацией стала дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать «этникосы» (этносы в узком значении слова) как совокупности людей, объединённых общим языком, культурой, самосознанием и самоназванием (этнонимом), и «этносоциальные организмы», или «ЭСО» (этносы в широком значении слова) как этносы, сопряжённые с территориально-политическими общностями (государственно-образующими или существующими в пределах государств). Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определённой общественно-экономической формации этносоциальные организмы составляют определённую социально-экономическую целостность, выступая в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этносов, проинтерпретированная применительно к различным эпохам развития человечества.

В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации (см. ). Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этносов отличает работы Л. Н. Гумилёва, которые, однако, принято относить скорее к области квазинаучных изысканий. В них этносы представлены как элементы так называемой «этносферы» - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения некоторой общностью людей уникального природного ландшафта (места развития этноса), точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный «стереотип поведения». Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует этнос как носителя определённого культурного типа, если понимать культуру как специфическую «технологию деятельности». Этнос, по Гумилёву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. Значительное внимание в этой концепции уделяется исследованию проблем возникновения и развития этносов - этногенезу. По Гумилёву этногенез понимается как как процесс, детерминированный преимущественно географическими и геокосмическими факторами; формирование этноса в нём рассматривается как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта, в котором протекал этногенетический процесс. Согласно Гумилёву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создаёт социальные институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и так далее. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилёва приобрела в Советском Союзе необычайную популярность, особенно за пределами научной аудитории, но не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как её теоретические положения, так и весьма вольное обращение автора с историческим материалом.

В целом, концепции этноса при всех различиях имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объём которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этноса крайне затруднённым. Фактически понятие «этнос» отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным и до-индустриальным стадиям развития обществ, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие «этнос» оказалось непродуктивным. В зарубежной социально-культурной антропологии понятие «этнос» употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным, за исключением ряда эволюционно-исторических подходов к изучению этнической реальности, распространённых в странах Восточной Европы, а также в Германии и Финляндии. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определённой нации или этнической группе.

Лучшие статьи по теме