Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Народы сибири: телеуты кто такие телеуты. Легенды и были телеутов

Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) - коренной малочисленный народ в России, ведущий свое происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири.

Язык и культура телеутов тесно связана с языком и культурой алтайцев, этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1991 года. Некоторые исследователи относят телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык.

Численность населения телеутов, проживающих на территории России по данным 2002 года - 2650 человек, из них в Кемеровской области - 2534 человек, из них около 2 тысяч человек, так называемые "бачатские телеуты", компактно проживают живут на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области по рекам Большой и Малый Бачат. Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай . Телеуты являются преимущественно сельскими жителями.

Этноним "телеут", равно как и "теленгит", и "телес", восходит к древнетюркскому этнониму "теле".

История народа теле прослеживается в летописях с раннего Средневековья. В 391 году они были покорены табгачами, в 403 году - жужанями. В 480-х годах теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана и разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. В начале VI века теле с переменным успехом вели войны с жужанями, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов. Подробнее древняя история народа теле описана в серии статей "Древние тюрки ".

После распада Восточно-тюркского каганата с 630 года по 1207 год телеуты, по всей видимости, не входили ни в какие военно-политические союзы и были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени жизни телеутов не имеется достоверных исторических сведений. В своей книге "Древние тюрки" Л.Н.Гумилев, ссылаясь на источник "Юань чаомиши", пишет, что телеуты "упоминаются в числе суверенных племен, покоренных в 1207 году Джучи-ханом". C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов, телеуты оказались в Улусе Угэдея, затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI веке в результате ослабления гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии. Степень этой независимости или централизации телеутских родов остается неясной.

B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая по обеим сторонам Оби, таким образом, ареал их проживания включал земли между реками Иртыш на западе и Томь на востоке в их верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей, что подтверждают находки в местах стоянок костей как диких, так и домашних животных. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население "кыштымы", у них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в район Томска, где были со временем ассимилированы сибирскими татарами и составляют в настоящее время отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков.

Однако, долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Земли телеутов на протяжении всего XVII века играли роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями "черных калмыков" (западных монголов). До 80-х годов XVII столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже, в той или иной степени, подчиняли себе другие алтайские племена облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая. Известный археологический памятник "Чертово городище " в Новосибирске, по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой "телеутской меже", разделявшей сферы влияния русских и кочевников.

С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными.

Под угрозой захвата Цинской империей оказались и алтайские племена. Они оказывали упорное сопротивление. однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или даже физического истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточенными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Вот как описывал эти события телеутский зайсан Бок: "... С пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться... И токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость" Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гаригге: "Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени, в нашей земле, где приглянется, стройте город" От имени всех зайсанов к русским направили зайсана Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперед и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. В мае 1756 года было принято решение о приеме алтайского народа в состав России. В июне начался массовый прием алтайцев в Бийской и Катунской крепостях и в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 года было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, была переселена на Волгу, к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Однако, большинство осталось в верховьях Оби или вернулись на Алтай.

Таким образом, в одних случаях телеуты полностью растворились в иноэтнической среде, в других - послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л.П.Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

В конце XIX - начале XX века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII века стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство, хотя держали и крупный рогатый скот, свиней и коз.

Характерными типами жилища в это время были аланчык - наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ веку почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная обувь типа поршней бытовали вплоть до 1960-х годов. Шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда - стеганый халат и шубы. Украшения - накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.

Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII веков представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту - "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.

Шаманизм, основой которого является анимизм, - традиционная религия телеутов. По представлениям шаманов, Вселенная состоит из нескольких сфер, небо имеет 16 слоев, на которых живут духи-небожители (ульгени).

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака v сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х годов практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне - молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд со второй половинs XIX века в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

С конца XIX века в общественный быт прочно вошли христианские праздники, причем традиционные телеутские ритуалы приурочиваются к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ века.

Самоназвания - теленгет, телеуты, а также пайаттар (от названия рек Большой Бачат и Малый Бачат), тадар-кижилери («татарские люди») или тадарлар («татары», т.е. «тюрки»). В РФ проживают 2,7 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Первые упоминания о телеутах - белых калмыках - в исторических хрониках России относятся к началу XVII в. Телеутское княжество Теленъ орда или Телеутская землица, возглавляемое князем Абаком, было одним из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири. С образованием в XVII в. Кузнецкого и Томского уездов отдельные группы белых калмыков стали переходить в подданство России и расселяться в «порубежье» на правах служилого или ясачного сословия. К 1760:м гг. объединение телеутов распалось. С начала XVIII в. большая часть телеутов (по некоторым оценкам, около 20 тыс. человек) кочевала в пределах Джунгарии - государства, созданного западными монголами. Переход телеутов под государеву руку завершился с разгромом Джунгарского ханства, когда Алтай вошел в состав России. К концу ХIХ в. сложилось несколько территориальных групп телеутов; бачатскую составляли четыре оседлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда. Численность бачатских телеутов, включая обрусевших, составляла около 4500 человек.

Говорят на телеутском языке, который долгое время считался лингвистами одним из южных диалектов алтайского языка тюркской ветви алтайской языковой семьи.

К концу XIX в. основу мужского гардероба составляли рубахи и штаны; женского - туникообразные длиннополые платья с яркими накладными нагрудниками, шитыми галуном. Свадебный костюм включал свободный халат, украшенный кистями, и лисью шапку с высокой тульей. В комплект традиционной одежды входили халаты, шубы, кожаные сапоги и чирки. Обязательным элементом костюма были яркие пояса, традиция изготовления которых сохранилась до сих пор. Одежду дополняли украшения: латунные пуговицы и пуговицы, выполненные из скани. Комплект замужней женщины включал накосные украшения из перламутровых дисков или серебряных рублей, которые снимали после смерти мужа, а также кольца и серьги. Кольца женщины старались никогда не снимать, чтобы «держались дети и доился скот». Очень ценились серьги с шумящими подвесками, популярные в Москве ХVI в. Ювелирное ремесло было издавна освоено телеутами.

В настоящее время телеуты живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области, а также небольшое количество в Республике Атлай (г. Горно-Алтайск и Шебалинский район).

К началу XX в. у телеутов сложилась комплексная система хозяйствования, позволявшая сочетать скотоводство, земледелие, охоту и таежные промыслы, прежде всего кедровый бой.

К началу XX в. телеуты расселялись по деревням. Жилищами им служили каркасные и срубные полуземлянки.

В кулинарии телеутов соединялись элементы кочевой и крестьянской культуры; популярными были блюда из баранины и конины, например, бульон тутмаш с галушками и луком, а также «пельмен» - вареники с разнообразной начинкой.

Большинство верующих телеутов - православные. Развит также шаманизм. Особое место занимают свадебные обряды. Телеутская свадьба - той - это яркий обряд, имеющий большое значение в жизни человека и общества

телеут одежда костюмный обувь

Шорцы и телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.

Численность в РФ -- 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области -- 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые "бачатские телеуты" по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай. Численность телеутов в населённых пунктах в 2002 г.:

Кемеровская область:

село Челухоево 505 чел.

город Белово 438 чел.

город Новокузнецк 303 чел.

село Беково 273 чел.

деревня Верховская 194 чел.

деревня Шанда 177 чел.

село Новобачаты 140 чел.

село Заречное 136 чел.

Живут в южной Сибири. Расселение - Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Самоназвание - теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность - на русской графической основе.

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.

Древнейшие предки телеутов - древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли "белыми калмыками". В XVII в. телеуты представляли крупное объединение кочевников Верхнего Приобья улус. В начале XVIII в. большая их часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.

В XIX - начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

Наиболее яркий период истории телеутов -- Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. -- жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами. В начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами.

B XVII--XVIII вехах телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, "телеутская землица" включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства -- охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население "кыштымы". У них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в Томск. Однако долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. "Телеутская землица" на протяжении всего 17 века играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями "черных калмыков" (западных монголов). До 80-х годов 17 столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая.

С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других -- послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам.

Согласно этнографических исследований, в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается среди народов, включённых Старостиным С. А. в гипотетическую синокавказскую макросемью языков.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX - начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги).

Традиционным промыслом была охота: верхом на зайцев, лисиц, волков и на лыжах - на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков v кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.

Характерными типами жилища в это время были аланчык - наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.

Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту - "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.

Наиболее распространённой формой семьи у телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.

Шаманизм, основой которого является анимизм, - традиционная религия народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака: сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне - молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX v начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.

Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания "Алтай Куучун", "Козийка И Баян-Слу" и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр.

КТО ТАКИЕ - ТЕЛЕУТЫ


ИСТОРИЯ




ЧИСЛЕННОСТЬ И РАССЕЛЕНИЕ


ХОЗЯЙСТВО


ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Традиционным промыслом была охота:

верхом - на зайцев, лисиц, волков и на

лыжах - на медведей, колонков, ласок,

соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз,

рысей.

Из птиц добывали уток, перепелок,

рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток,

куликов, из мелких зверьков - кротов,

хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков.

Рыболовство и пасечное пчеловодство

существовало в качестве подсобного вида

хозяйства.

Из домашних ремесел развитие

получили обработка дерева, металла, а также

ткачество, плетение, шитье.


ЖИЛИЩЕ

Характерными типами жилища телеутов в начале 20 века были

аланчык - наземная каркасная коническая постройка из

жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на

мужскую и женскую части

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женщины носили шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке. В праздники надевали шелковые халаты, стеганые халаты и шубы.

Женские украшения -

накосники, серьги,

кольца, перстни,

браслеты, броши

делались из меди и

серебра.


МУЖСКАЯ ОДЕЖДА



ЯЗЫК ТЕЛЕУТОВ


ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ И БЛЮДА


НАПИТКИ


РЕЛИГИЯ

Традиционная религия телеутов -

шаманизм на анимистической основе.

По представлениям шаманов (камов)

Вселенная состоит из нескольких

сфер. Небо имеет 16 слоев (кат),

на которых живут духи-небожители

(ульгени).

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Среди национальных обычаев характерны две формы брака - по сговору (сватовство) и через умыкание (похищение).

Вплоть до 1920-х годов практиковались браки

несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), сговор (яраштык) и свадебный пир (той).

В приобщении телеутов к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия.

В конце 19 века миссионеры

открыли в телеутских селениях

первые школы, а в начале 20 века

появилась национальная

интеллигенция: священники,

учителя, краеведы.


ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ ТЕЛЕУТОВ КАК ЭТНОСА

Несмотря на свою малую численность, усиливающиеся ассимилятивные процессы, телеутов характеризует устойчивое этническое самосознание. Растет стремление к этническому самоопределению, политическая активность.



ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЗАКОНЫ

  • В Кемеровской области действует региональная программа «Социальное и экономическое развитие коренных малочисленных народов».

  • В 1991 г. исполком Кемеровского областного Совета народных депутатов принял решение № 274 «О первоочередных мерах по возрождению телеутской народности», положившее начало формированию регионального законодательства о коренных малочисленных народах Севера.


Решение экономических проблем телеутского народа будет способствовать росту самостоятельности этноса, обеспечит благоприятные условия для возрождения языка и культуры.

телеуты фото, телеуты
Теленнет, тадар-кижи, байат-пачат

Численность и ареал

Всего: ок. 2700
Россия Россия:
2643 чел. (2010)

    • Кемеровская область Кемеровская область
      2520 чел. (2010)
    • Республика Алтай Республика Алтай
      37 чел. (2010)
    • Алтайский край Алтайский край
      19 чел. (2010)
Язык

телеутский (южно-алтайский язык), русский язык

Религия

православие, шаманизм

Родственные народы

алтайцы (южно-алтайцы), теленгиты, хакасы, шорцы, киргизы, сибирские татары

(самоназвание теленнет, тадар, байат-пачат) - коренной малочисленный народ в России, ведущий своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Язык и культура телеутов тесно связаны с языком и культурой алтайцев, этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1993 года. Современные телеуты компактно проживают в южных районах Кемеровской области.

  • 1 Численность и расселение
  • 2 Язык
  • 3 История
  • 4 Культура и религия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Численность и расселение

Численность в РФ составляет 2643 человека (2010), из них в Кемеровской области - 2520 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Бекове, Челухоеве, деревнях Верховская, Шанда, селе Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского муниципальных районов. Это так называемые «бачатские телеуты», живущие по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области и Шебалинском муниципальном районе Республики Алтай.

Численность телеутов в населённых пунктах в 2002 г.:

  • Кемеровская область:
    • село Челухоево: 505 чел.;
    • город Белово: 438 чел.;
    • город Новокузнецк: 303 чел.;
    • село Беково: 273 чел.;
    • деревня Верховская: 194 чел.;
    • деревня Шанда: 177 чел.;
    • село Новобачаты: 140 чел.;
    • село Заречное: 136 чел.

Язык

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южно-алтайского (собственно алтайского) языка. последнем случае он распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский муниципальный район, вдоль реки Катуни и её притока реки Семы) и Алтайском крае. По официальным данным 2010 года, телеутским языком в России владели 975 человек (около 37 % телеутов). то же время, практически все телеуты владеют русским языком.

История

Этноним телеут, равно как и теленгит и тёлёс, восходит к древнетюркскому этнониму теле. История народа теле прослеживается с раннего Средневековья. 391 г. они были покорены табгачами, в 403 г. - жужанями. 480-х гг. теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. начале VI в. теле во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов.

С 630 года по 1207 год телеуты не входили ни в какие военно-политические союзы и, по всей видимости, были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени, жизни и деятельности телеутов, не имеется достоверных исторических сведений. своей работе «Древние тюрки» Л. Н. Гумилёв, ссылаясь на источник «Юань-чао ми-ши», сообщает, что телеуты «упоминаются в числе суверенных племен, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом». C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов, телеуты оказались в улусе Угэдея, затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI в., с ослаблением гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии. Степень этой независимости и централизации телеутских родов остаётся в литературе дискуссионным вопросом.

B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, Телеутская землица включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства: охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население кыштымов. У них были рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В русских письменных источниках телеуты, под именем белых калмыков впервые упоминаются в 1601 году. Это название отличало тюркоязычных степняков от их союзников - монголоязычных ойратов, которых русские обозначали как чёрных калмыков. Впрочем, необоснованное обозначение ойратов и телеутов одним термином - «калмыки» - вызывал возражения уже у Герхарда Фридриха Миллера. своём «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 года» историограф отмечает:

На протяжении XVII в. телеуты всё больше вовлекались во взаимодействие с русскими властями Сибири, некоторые роды приняли русское подданство и откочевали на север, под защиту Томского острога (эта группа выезжих телеутов была со временем ассимилирована сибирскими татарами и составляет ныне отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков). Тем не менее, долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Телеутская землица на протяжении всего XVII в. играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями черных калмыков (западных монголов). До 80-х годов XVII столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения, поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая. Известный археологический памятник Чёртово городище в Новосибирске, по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой телеутской меже, разделявшей сферы влияния русских и кочевников.

С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось, телеуты оказались рассеянными. одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Культура и религия

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам.

Согласно этнографическим исследованиям, в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается среди народов, включённых Старостиным С. А. в гипотетическую сино-кавказскую макросемью языков.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JWip_BUDRC8J:valerytishkov.ru/engine/documents/document1913.doc+&cd=4&hl=ru&ct=clnk
  3. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. Тайны «Чудских городков»
  5. Расселение алтайцев. Алтай.ру.
  6. Телеутская землица
  7. «Библиотека сибирского краеведения»
  8. Г. Ю. Ситнянский, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНЕГО КИРГИЗСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА.Печатная версия://Среднеазиатский этнографический сборник. Выпуск IV.М.,2001.С.175-180

Ссылки

  • Сервер Совета Федерации: телеуты
  • Сайт Российской ассоциации коренных народов Севера: телеуты
  • Телеуты Кемеровской области
  • Информация из Полярной энциклопедии школьника «Арктика - мой дом: Народы Севера Земли»: телеуты
  • Сайт «Заполярье»: телеуты
  • сайт «Народы России»: телеуты
  • Телеуты надеются на Бога и духов
  • Телеутское население Нижнего и Среднего Причумышья Алтайского края по устным и сторическим источникам 1996-2002 гг.: идентификация и интерпретация
  • Колесникова С. С. Особенности Я-Концепции подростков с аддиктивным поведением в Телеутском этносе

Литература

  • Телеуты // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
  • Телеуты // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.

телеуты, телеуты фото

Телеуты Информацию О

Лучшие статьи по теме