Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Основные приемы скорописи. В современном мире, характеризующимся интенсификацией процессов глобализации и повсеместной интеграции все большее внимание уделяется вопросам межкультурной коммуникации, а это в свою очередь усиливает интерес к переводческой де

Основные приемы скорописи. В современном мире, характеризующимся интенсификацией процессов глобализации и повсеместной интеграции все большее внимание уделяется вопросам межкультурной коммуникации, а это в свою очередь усиливает интерес к переводческой де

Переводческая скоропись - полезный инструмент при последовательном переводе или ненужная блажь?

Переводческая скоропись - это система ускоренной записи речи оратора с помощью различных заранее выработанных переводчиком сокращений, условных значков и т.д. для облегчения переводчику последующего воспроизведения всего этого на языке перевода.

Переводческая скоропись в известных пределах полезна при регулярном последовательном переводе больших пассажей текста, когда нет возможности остановить оратора.

Лично мое отношение к переводческой скорописи достаточно скептическое.

Переводческая скоропись востребована разве что при дипломатическом переводе и при любом другом протокольном переводе "на публику". Но это настолько узкая ниша : от силы несколько десятков переводчиков из многотысячного отряда тех, кому приходится заниматься устным последовательным переводом . Поэтому не стоит искусственно "набивать себе цену" и учиться тому, что вряд ли когда пригодится в реальной переводческой деятельности .

Конечно, если Вы молоды и только учитесь переводу, у Вас хорошая физическая форма и прекрасная память, то Вы можете чисто из спортивного интереса попробовать освоить переводческую скоропись. Когда Вы закончите учебу и станете работать переводчиком, Вам будет уже не до этих упражнений.

Конечно, скоропись это не такой "мрак", как стенография : для расшифровки стенограммы даже самой опытной стенографистке, как известно, требуется уйма времени и умственных усилий. У переводчика в боевых условиях этого времени нет. В этом смысле различные системы переводческой нотации это нечто среднее между ускоренной словесной записью звучащего текста и стенографией.

Но минусов и подводных камней у переводческой скорописи оказывается настолько много, что эффективно воспользоваться теми преимуществами, которые она сулит устному переводчику, не так просто.

Начнем с того, что известные системы переводческой скорописи дают на вооружение переводчику лишь определенный начальный набор сокращений и значков . А дальше, уяснив принцип, переводчик должен уже вырабатывать свою собственную систему скорописи , исходя из своих индивидуальных потребностей и предпочтений. Причем, не только вырабатывать, но и постоянно поддерживать и совершенствовать .

Однако даже освоение этого начального джентльменского набора требует времени и напряженных усилий. В некоторых источниках говорится о том, что при условии каждодневных интенсивных занятий систему скорописи можно освоить буквально за 10-12 дней. Но точно так же на всевозможных курсах нам обещают, что благодаря очередной уникальной методике каждый желающий сможет выучить любой иностранный язык за несколько недель или месяц. А в результате, даже закончив Инъяз, мы учим этот самый язык всю оставшуюся жизнь.

В любом виде деятельности важно четко определить приоритеты. И надо сказать, что освоение переводческой скорописи никак нельзя отнести к приоритетным задачам и навыкам при подготовке будущих переводчиков.

Если вы переводите по складам и с трудом понимаете смысл иностранного текста, то Вам рано думать о переводческой скорописи. Переводческой скорописью можно заняться, когда Вы уже овладели всеми остальными элементами переводческого процесса, перевод сам льется из Вас как по-писаному, и у Вас есть кураж блеснуть чем-то еще.

Существующие системы скорописи в плане лексики ориентированы в основном на общие общественно-политические или военные тексты. Они вырабатывались в те времена, когда тематика переводимых международных встреч и переговоров не была такой многообразной и насыщенной терминами и смысловыми оттенками, как в последние годы. "Делегация", "визит". "оратор", "сказал", "приветствовал", "поблагодарил", "осудил", "партия", "борьба за мир". "разоружение", "ракеты" и т.д.

Сегодня не только заметно повысилась тематическая сложность и терминологическая насыщенность мероприятий, идущих через перевод , но и выросла интенсивность самого процесса перевода и требования к его качеству .

Соответственно, чем больше тематика реального перевода отличается от той, для которой Вы наработали свои условные значки и сокращения, тем ниже будет эффективность применения приемов переводческой скорописи - даже если Вы ими владеете. Если сегодня Вы переводите строительство, завтра медицину , а послезавтра банковскую или биржевую тематику, то здесь Вас сможет спасти только глубокое знание предмета и терминологии, хорошая физическая форма, максимальная концентрация и ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.

Да, и не стоит "баловать" ораторов тем, что переводчик готов по памяти переводить их получасовые пассажи. Со скорописью или без скорописи - это всегда колоссальная нагрузка на переводчика. Перевод таких сверхбольших кусков текста должен быть скорее исключением, чем правилом, и в основном ограничиваться теми случаями, когда у переводчика имеется заранее переведенный текст выступления или, по крайней мере, текст оригинала в бумажном виде . Тогда переводчик сможет переводить с листа . И что самое главное - точность и эффективность такого перевода с листа будет почти во всех случаях на порядок выше, чем точность перевода с использованием скорописи. И соответственно будет ниже вероятность переводческих ошибок, ляпов и пропусков.

Скоропись, как и стенография, широко применялась в то время, когда еще не было такого количества всевозможных технических средств и гаджетов. А в наш мультимедийный век это уже некий анахронизм: все равно, что продолжать пользоваться пейджерами, когда есть сотовые телефоны и эсэмэски.

Позаботьтесь о том, чтобы были правильно расставлены микрофоны и канализован звук - и не потребуется никакой скорописи! Не нужно ничего усложнять! Ведь чем больше начало перевода по времени отстоит от момента произнесения оригинального текста, тем выше риск переводческого брака.

Уже не говоря о том, что в условиях реального перевода далеко не всегда есть возможность, слушая оратора, делать по ходу записи . Переводчику удобнее всего делать себе пометки, когда он сидит за столом и при этом хорошо слышит говорящего. Но в любом случае потом ему еще надо быстро разобрать свои каракули в условиях стресса, множества внешних помех и не всегда идеальной освещенности.

Как и кто переводит сегодня президентов и премьер-министров и пользуется ли он при этом скорописью или какими-то другими приемами - тема, выходящая за пределы моей компетенции.

© Юрий Новиков, 2009

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Курсовая работа на тему:

ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СКОРОПИСЬ

Руководитель:

К.ф.н., доцент кафедры ЛиМК Красильникова Е.А.

Выполнил:

Студент гр. ГПА-31

Дьячкова Д.Ю.

Введение

Выводы по главе 1

2.1 Начальный этап

2.3 Язык ведения записей

Информация, отображаемая на бумаге

Выводы по главе 2

Выводы по главе 3

Выводы по главе 4

Заключение

Список использованной литературы:

Приложение 1

Введение

Современный устный последовательный перевод - это сложный процесс, требующий от специалиста-переводчика, работающего в данной сфере специальных навыков и подготовки. Для успешного проведения такого вида перевода требуется изучить и овладеть такой техникой, как универсальная переводческая скоропись, которая позволяет зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности. Сейчас эту технику можно определить, как систему вспомогательных записей, используемую переводчиком при осуществлении перевода.

Разработка и изучение скорописи ведется с начала прошлого века. Появление данной техники было связано с возросшей потребностью в устном последовательном переводе при проведении международных коммуникаций на базе таких площадок как Лига Наций.

В дальнейшем скоропись интенсивно развивалась, включая в себя все новые методы и подходы для оптимизации работы переводчика, работающего с таким сложным и требующим особой ответственности видом перевода.

На сегодняшний день данный метод фиксации и воспроизведения устных выступлений рассматривается комплексно, с применением таких отраслей науки как экспериментальная психология, нейропсихология и сравнительная лингвистика.

Актуальность темы заключается в том, на сегодняшний день универсальная переводческая скоропись не только не утратила своего прикладного значения, а еще более укрепила свои позиции важнейшего инструмента специалиста, работающего в такой ответственной и непростой сфере как устный последовательный перевод.

Кроме того, сегодня данная техника фиксирования и воспроизведения информации удостоилась внимания целого спектра других наук, таких как: как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика. Объясняется тем, что с каждым годом значение устного последовательного перевода в процессах межкультурной коммуникации, международных переговорах и выступлениях на базе многочисленных интернациональных объединений только растет.

Выступления ораторов на таких площадках как, к примеру ООН, требует интенсивной работы переводчика, именно поэтому развитие техники универсальной переводческой скорописи - это постоянный процесс, в котором принимают участие как специалисты-переводчики, так и ученые занимающиеся психологией, семантографией и другими отраслями науки. Весь этот объем работы направлен на выполнение одной цели - разработку такой системы фиксации информации, которая будет способствовать максимально эффективность и удобству работы переводчика.

Задачами данной работы являются:

1. Ознакомление с историей формирования и развития техники универсальной переводческой скоропись

2. Изучение основных методов скорописи, используемых и описанных признанными специалистами устного последовательного перевода

3. Выявление современных тенденций развития универсальной переводческой скорописи

4. Описание основных практических элементов переводческой скорописи

Объектом исследования является исследование техники универсальной переводческой скорописи при устном последовательном переводе

Предмет данной курсовой работы - основные методы и элементы универсальной переводческой скорописи, рассмотрение их основного применения

При написании данной курсовой работы мною были использованы: монография отечественного специалиста Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева - Общая теория перевода и устный перевод, а также различная научная литература и учебные пособия по универсальной переводческой скорописи и устному последовательному переводу (Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе, Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета, Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком?, Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе и т.д.)

переводчик символ лингвистика

Глава 1. История становления и развития переводческой скорописи

1.1 Начальный этап развития скорописи. Женевская школа переводчиков

В современном мире, характеризующимся интенсификацией процессов глобализации и повсеместной интеграции все большее внимание уделяется вопросам межкультурной коммуникации, а это в свою очередь усиливает интерес к переводческой деятельности.

С начала прошлого века возрастает роль устного последовательного перевода, а одной из составляющих переводческой компетенции в данной сфере является владение специальным видом записи, позволяющим зафиксировать и в дальнейшем воспроизвести выступление любой продолжительности.

Эта запись относится к числу «профессиональных тайн великих асов последовательного перевода».

Также стоит отметить, что в литературе можно встретить разнообразные термины, обозначающие профессиональные записи переводчика. Среди них «переводческая запись» (Е. Н. Сладковская, С.А. Бурляй) , «краткая запись» (В.Н. Комиссаров) , «скоропись» (Р.К. Миньяр-Белоручев) .

В иностранной литературе прослеживается единство терминологии: «notes-taking» в английском языке и «Notizentechnik fur Dolmetscher» - в немецком.

Используемый франкоговорящими авторами термин «la prise de notes» в широком смысле означает «запись с целью с целью сохранения главного от услышанного или прочитанного».

Возникновение переводческой записи приходится на 30-е годы XX в. - время расцвета устного последовательного перевода, связанного с деятельностью Лиги Наций, на заседаниях которой предусматривались выступления на двух языках: английском и французском, - и речи ораторов не прерывались переводом, а чередовались с ним.

Данное положение выдвинуло требование точного и полного перевода достаточно продолжительного отрезка речи (до 30 - 40 минут), что породило необходимость сжато и ярко фиксировать поступающую информацию, изобретая разнообразные правила, знаки, символы, и явилось толчком к развитию систем записи и концепций ее теоретического обоснования.

Первые теоретические положения, связанные с переводческой записью, встречаются в работах представителя знаменитой Женевской школы переводчиков - Ж. Эрбера.

Он называет запись основным фактором в технике последовательного перевода, что в свою очередь защищает переводчика от забывания текста. При этом, как отмечает Ж. Эрбер, записи предназначены для немедленного использования в качестве ориентиров в высказывании, воспоминание о котором еще свежо в памяти.

В 1956 г. В Женеве Ж.-Ф. Розан, последователь и коллега Эрбера, выпустил отдельную книгу, посвященную записи, в которой систематизировал и проиллюстрировал на примерах семь основных принципов фиксации (вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость»). Розан ввел способы обозначения некоторых парадигмальных категорий: времени, рода, числа.

Дальнейшее развитие скоропись получила в работах А. ван Хоофа, в том числе в “Theorie et pratiique de l"interpretation”, Munich, 1962.

1.2 Отечественные и современные исследования скорописи

В нашей стране строится система переводческой скорописи на основе русского языка, которая впервые была изложена в книге Р. Миньяр-Белоручева «Пособие по устному переводу (записи в последовательном переводе)», появившейся в 1969 г.

Миньяр-Белоручев разработал свой метод записи, в котором он использует собственную функциональная классификация символов.

В основе данной классификации лежит деление символов по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные, производные и по главному назначению на предикативные, модальные, символы времени и символы качества. Все предложенные автором символы отвечают трем требованиям: экономичности, наглядности, универсальности.

Расположение записей, согласно Миньяр-Белоручеву строится согласно синтаксическому принципу, то есть фиксируются основные элементы синтаксиса предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение).

Р.К. Миньяр-Белоручеву, по признанию многих исследователей удалось дать наиболее развернутое теоретическое обоснование записи, основанное на данных фонологии и синтаксиса, а также методики обучения записи, показав важность применения записей в процессе устного последовательного перевода.

В 1980-е годы традиции научной Женевской школы продолжили французские учение и переводчики-практики М. Ледерер и Д. Селескович. Последняя, в частности, занималась изучением профессиональной записи с позиции психолингвистики и гносеологии с целью выявления закономерности речи, языка и памяти.

Д. Селескович указала на необходимость объединения данных различных научных дисциплин, таких как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика, и наблюдений из практики перевода - для проникновения в суть процесса перевода, в том числе и с использованием записи. Д. Селескович удалось в основном описать мнемоническую функцию последней, наметив при этом перспективу развития данной проблемы в гносеологическом русле, на стыке теории и мышления. Итак, Д. Селескович впервые поставила проблему комплексного изучения записи.

А.П. Чужакин усовершенствовал принцип вертикализма, предложив ступенчато-диагональное расположение знаков на бумаге.

В соответствии с его концепцией сначала следует записывать группу подлежащего, под ней правее - группу сказуемого, под ней правее - прямое дополнение, под ней правее - косвенное дополнение.

Однородные члены предложения следует фиксировать на бумаге столбиком, один под другим в порядке их следования в речи.

Е.Н. Сладковская выдвинула идею совершенствования принципа вертикализма, предложив опираться при ступенчато-диагональном расположении символов на бумаге не на синтаксическую, а на семантическую сторону высказывания, а именно: сначала фиксируется семантический субъект, под ним правее - действие, под ним правее - семантический объект.

Выводы по главе 1

Таким образом, анализируя историю развития переводческой скорописи, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана.

На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других.

Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.

Глава 2. Основные этапы подготовки и организации записи при устном последовательном переводе

2.1 Начальный этап

По мнению Миньяр-Белоручева, автора системы скорописи на основе русского языка, главными ее достоинством является то, что с помощью скорописи переводчик может кратко зафиксировать основную мысль высказывания, а затем по опорным пунктам на бумаге воспроизвести максимально близко к оригиналу.

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению системы записей, следует тщательно подготовиться к ней, собрав подручные средства и проанализировав обстановку. Исследователи предлагают различные варианты организации записей, рассмотрим один из них, предложенный Аликиной Е.В.

Переводческая скоропись используется при устном последовательном переводе, а также двустороннем переводе. Примеры таких ситуаций: выступления на конференциях, презентации, лекции (для монологического последовательного перевода); официальные беседы, интервью, переговоры (для двустороннего перевода).

Начинать запись рекомендуется вместе с началом звучания речи, но, при этом не запрещается сделать паузу в начале, чтобы поймать идею говорящего.

Главное, чтобы высказывание и запись закончились в один и тот же момент, и переводчик озвучил зафиксированную на бумаге мысль во время паузы.

Что касается объема, рекомендуется особое внимание уделить первым фразам, так как именно они содержат наибольшее количество информации. Подробно записав первую часть высказывания, переводчик получает возможность записывать следующие фразы короче, так как многое уже будет понятно.

2.2 Необходимые для переводческой записи инструменты.

Нельзя оставить без внимания подручные средства. Поначалу этот вопрос не является первостепенным. Однако следует помнить, что при записи важна каждая деталь, и следует использовать любые средства, рационализирующие работу переводчика.

В условиях двустороннего перевода, когда у переводчика есть возможность сидеть за столом, стоит использовать лист формата А4, положенный горизонтально и заранее разделенный на три равные части. Такое расположение позволит записать довольно длинное высказывание, легко найти любой момент записанной речи и избежать перелистывания. Здесь Е.В. Аликина рекомендует делать фиксировать информацию на одной стороне листа, чтобы записи на перекликались между собой.

В ситуации, когда переводчик стоит перед микрофоном и у него нет возможности делать записи, опираясь на стол, подойдет блокнот меньшего формата, но обязательно в твердой обложке, чтобы удобно было писать на весу. Также Е.В. Аликина советует взять блокнот на пружине, чтобы ускорить перелистывание.

Что касается самого инструмента записи, лучше всего для этого подойдут карандаши с ластиком (для возможной корректировки информации) или легкая ручка.

2.3 Язык ведения записей

Это один из наиболее спорных вопросов. Существует несколько противоречивых точек зрения. Одни авторы считают, что запись должна вестись на языке источника, другие - на языке, на который производится перевод. По мнению третьих - на языке, на котором изучалась система записи, и по мнению четвертых - на английском как наиболее распространенном языке, имеющем большое количество общепринятых сокращений. Пятые считали, что смешанный язык - это самый подходящий вариант. Но в этом вопросе, безусловно, все зависит от предпочтений переводчика.

2.4 Информация, отображаемая на бумаге

Для того, чтобы воссоздать максимально полную картину при переводе, необходимо отказаться от записи «пустых» слов, значение которых понятно из контекста или легко воспроизводится памятью. Для переводчика при записи имеют значение слова, передающие основную мысль высказывания, прецизионная лексика (имена собственные, названия дней недели и месяцев, числительные). Также важно передать модальность и логические связи между элементами. При записи для переводчика примером для подражания является телеграфный стиль, лаконичный и понятный. Необходимо помнить о временной последовательности событий (смысловые вехи).

Выводы по главе 2

Процесс записи при переводе требует тщательной подготовки. При этом следует отметить сразу несколько факторов, среди которых: подручные средства, язык, на котором будет вестись запись, а также функциональность и удобство для восприятия информации, изложенной на бумаге. Когда подготовка к записи закончена, можно переходить к основному этапу - изучению приемов скорописи.

Глава 3. Основные приемы скорописи

Основные приемы скорописи представляют собой:

1) Смысловой анализ

Смысловой анализ представляет собой выделение главной мысли данного текста, ее «экономной» формулировки , которая составляется из опорных пунктов памяти. Для создания опорных пунктов памяти существует три метода:

1) Выбор слов с наибольшей семантической нагрузкой (иностранные имена и фамилии, географические названия и другие имена собственные, а также числительные)

2) Метод трансформации (преобразование безличных предложений в определенно-личные, замена сложных слов и конструкций более простыми синонимами)

3) Выбор рельефных слов (упор на слова с особой эмоциональной окраской или реалии).

2) Сокращенная буквенная запись

«Экономная» формулировка состоит из слов, которые в свою очередь могут быть сокращены. Из-за этого создается впечатление, что во многих словах (особенно длинных) есть лишние буквы. Благодаря этому предлагается записывать не все буквы в слове. При этом специфика русского языка не позволяет обходиться без первых букв, которые являются отправными пунктами для получения информации. Например, слов, начинающихся с пр- в русском языке более 2500. Вместо этого можно отказаться, например, от гласных букв в середине слова, что позволяет воспроизвести все слово при переводе. Также можно исключить двойные согласные, а наиболее часто встречающиеся приставки и суффиксы заменить одним символом (такие как -tion и -ция, -logy и логия, philo- и фило, psyho- и психо-).

Сократить записи можно с помощью телескопических названий. Например, страница - стр., может быть - м.б. и другие.

Аббревиатура - еще один известный способ сокращения записей. Например, США, МЧС, МВД и многие другие.

Важный пункт экономной записи - это цифры. Умело записывая цифры, можно сократить запись в несколько раз. Например:

1) числительные:

15" = 15 тысяч

15” = 15 миллионов

15""" = 15 миллиардов

2) порядковые:

1) = первый

Б) "03 = начало 2003 года

0"3 = середина 2003 года

03" = конец 2003 года

4) названия месяцев:

I - Январь, II - Февраль, III - Март, IV - Апрель и т.д.

5) названия дней недели:

Понедельник, ? - Вторник, ? - Среда и т.д.

3) Принцип вертикального расположения записей

Записи представляют собой зрительную опору памяти. Именно поэтому важно найти такой опорный пункт, который бы бросался в глаза и не затруднял зрительное восприятие. Вертикальную запись можно считать эффективной, так как такой вид записи значительно экономит время (не нужно водить рукой слева направо и обратно) и позволяет объединить мысли в группы в их лексической связи. Также вертикальной записи добавляет эффективности лингвистическая вероятность. Лингвистической вероятностью называют вероятность появления в речи того или иного явления, той или иной языковой единицы. В этом случае для переводчика наиболее важен порядок слов, выполняющий ключевые синтаксические функции. Прямой порядок слов предполагает, что в большинстве случаев на первом месте будет стоять группа подлежащего, а за ней группа сказуемого. Анализ и обработка предложения проходят не только с рассмотрения ее грамматической основы, но и с целью поиска более краткой формулировки. Это особенно полезно для длинных предложений, так как такой метод позволяет выделить главную мысль и пошагово расписать цепь событий в предложении. Р.К. Миньяр-Белоручев предлагает ставить на первое место группу подлежащего, а на второе место (строкой ниже и чуть правее) группу сказуемого. Что касается второстепенных членов предложения, они располагаются справа от слова, к которому они относятся (если это не согласованное определение). Если к одному и тому же слову относятся несколько слов, они записываются одно под другим, не зависимо от того, являются они однородными или нет. Обособленные члены предложения предлагается указывать в скобках.

Сложносочиненные предложения можно рассматривать как два и более простых предложения. Соответственно каждое из этих простых предложений записывается одно под другим с начала строки.

Наибольшую сложность представляет запись сложноподчиненных предложений. Р. К. Миньяр-Белоручев обращает внимание на следующие особенности записи сложноподчиненного предложения:

1) Функции двоеточия. Двоеточие в предложении является связующим звеном между частями предложения (вводной частью и продолжением, раскрывающим ее). Двоеточие позволяет отказаться от записи союзных и некоторых знаменательных слов.

2) Причинно-следственные отношение. Они выражают последовательность действий и обычно обозначаются союзами (потому что, в результате этого, и др.) В переводческих записях они выражаются наклонной чертой.

3) Относительные подчинения. В речи иногда встречаются два разных предложения, при это в одном из них подводится итог второго. Такие предложения называются относительно зависимыми. Они легко превращаются в сложноподчиненное предложение с помощью подчинительных союзов. В переводческих записях их рекомендуется отделять друг от друга горизонтальной чертой. В случае, если во втором предложении есть составное сказуемое, под чертой ставится знак равенства.

4) Сопоставление. В широком плане - это идея сопоставления и сравнения статистических данных, а также средство выразительности. На бумаге фиксируются двумя вертикальными линиями.

5) Указатель цели. Считается, что продвижение к цели сопровождается движением. Именно поэтому в записях предлагается обозначать это движение «стрелками».

6) Условные конструкции. В речи обычно такие конструкции обозначаются союзом «если» или оборотами «в случае если», «при условии» и т.п., которые на бумаге заменяются английским союзом if или французским si для экономии места.

7) Уступительность. Грамматика особенно выделяет отношение между действием и специальным условием, т.е. условием, которое будучи препятствием не создает помехи. Такая «уступка» породила термин «уступительность». Идея уступительности противоположна идее причинности, тем самым она аннулирует причинно-следственные связи. Таким образом появилось специальное обозначение - дважды перечеркнутая наклонная черта.

8) Вопросительные предложения. Для записи вопросительного предложения рекомендуется использовать перевернутый вопросительный знак (испанский вопросительный знак), который ставится в начале предложения. Это способствует достижению сразу двух целей. Во-первых, на начальном этапе анализа предложения, становится ясно, что предложение содержит в себе вопрос. Во-вторых, это позволит отказаться от записи вопросительных членов предложения (вопросительные слова и выражения: Что? Откуда? Каким образом? Разве? С какой целью? и т.д.)

9) Побудительные предложения. По аналогии с вопросительными предложениями, чтобы заранее обнаружить восклицание, перевернутый восклицательный знак ставится в начале предложения. Также в восклицательных предложениях предлагается использовать «стрелки», заменяя слова-цели. «Стрелки» делятся на две группы: позитивные и негативные. Позитивные «стрелки» стоят перед словом-целью («да здравствует», «вперед» и т.д.), а негативные перечеркивают эти слова («долой», «против» и т.д.).

10) Отрицательные предложения. Отрицательное предложение выражает отсутствие связи между высказываниями. А отсутствие имеет свой символ - перечеркивание того члена предложения, перед которым стоит частица «не».

11) Линии-сноски. При вертикальном расположении записей слово, употребляющееся несколько раз, может быть вынесено специальными линиями-сносками, чтобы избежать повторения слова и сэкономить время.

Выводы по главе 3

Основными методами переводческой записи являются смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при этом много места.

Глава 4. Символы в переводческой записи

4.1 Характеристика символа и его грамматическая избыточность

Слово как знак является обозначением не одного конкретного предмета, действия или явления, а целой группы предметов, имеющих похожее значение. Слова различаются между собой по способности обобщать. Так, например, в группе «имена собственные» куда меньше слов, чем в группе «имена нарицательные». Степень обобщения вторых, в свою очередь, неодинакова: слово «фрукты» обобщает намного больше, чем слово «яблоки». Но даже слова с высокой степенью обобщения (например: отношения, средство) не экономны.

Для того, чтобы ускорить процесс записи было решено создать систему символов - экономных и легко узнаваемых знаков, обобщающих наиболее часто встречающиеся понятия. (См. Приложение 1)

Основной характеристикой символа являются его экономичность, наглядность и универсальность. Отсутствие одного из вышеперечисленных пунктов ставит под сомнение правомочность использования символа переводчиком для ведения записей.

1) Экономичностью символа служат одновременно простота исполнения и большое количество понятий, которые он обозначает. Например, знакомый всем символ «О» может быть встречей, съездом, собранием и т.д.

2) Наглядность символа заключается в его узнаваемости, частота употребления в обычной жизни, а также и в том, что он должен производить множество ассоциации при упоминании.

3) Универсальность символа в том, что они являются носителями лексического значения, проявляя в грамматическом отношении чрезвычайную гибкость и индифферентность. Кроме того, одни и тот же символ моет быть использован носителями разных языков без потери смысла.

По мнению В.П. Беркова, значительная часть грамматической информации избыточна. Практика переводческих записей подтверждает этот вывод. Наиболее важными для переводчика являются синтаксические связи, которые отображаются с помощью вертикальной записи. «Классификационная информация» записями не учитывается, как явно избыточная, она вытекает из контекста или несущественна для данной ситуации, и поэтому может не обозначаться.

Основные синтаксические связи выражены порядком расположения символов и слов. Необязательно при этом обозначать число глаголов, род существительных и другие признаки слов, так как это легко воспроизвести при помощи памяти и контекста. Если в сложившейся ситуации необходимо указать, например, на множественное число того или иного существительного, над ним ставится «двойка». Обозначение категорий предметов и модальных значений глаголов в записях не является грамматической информацией.

4.2 Классификация символов по способу обозначения понятий

Символ для обозначения того или иного понятия выбирает сам переводчик, только в этом случае он станет для него эффективным вспомогательным средством. Для символов не изобретаются абсолютно новые знаки. Р.К. Миньяр-Белоручев рекомендует использовать такие знаки, с которыми переводчик сталкивается ежедневно и сможет без труда узнать и «расшифровать». По такому принципу символы разделены на три основные группы:

1) Буквенные символы. Буквенные символы используются в тех случаях, когда слово не вызывает ярких ассоциаций. Обычно для обозначения этого слова в дальнейшем берется первая буква (или две-три первые буквы, чтобы избежать ошибки в понимании). Например, GB - Великобритания, TN - Теннесси и т.д. Недостаток буквенных символов заключается в их смысловой ограниченности.

2) Ассоциативные символы. Это - самая многочисленная группа символов, отвечающим наилучшим образом требованиям экономичности, наглядности и универсальности. Символы этой группы выбираются по некоторым признакам, характерным для целого ряда понятий, объединенных по образу или ассоциациям, которые они вызывают.

Ярким примером ассоциативного символа является стрелка. Стрелка может обозначать «движение», «переход из одного состояния в другое». Изменяя направление стрелки, переводчик может обозначить понятия «передавать», «получать», «поставлять» и многие другие.

3) Производные символы. Есть несколько способов образования производных символов:

А) Расширение символа, взятого за основу. Например, в переводческих записях символ «-» значит «говорить», «вещать». При обведении этого символа в круг, переводчик расширяет его значение до «печать», «радио».

Б) Конкретизация общего значения с помощью знака возведения в степень.

В) Антонимический подход или отрицание значения исходного символа(перечеркивание).

Г) Сочетание нескольких исходных символов. Сочетание, как правило, имеет более конкретное значение, чем значение составляющих его символов.

Д) Переосмысление смысла предикативного символа. Так, если снова обратиться к стрелкам, стрелка, направленная вверх, обозначает «рост», двойная стрелка, направленная вверх, обозначает радость, успех, процветание и т.д.

Таким образом, к группе производных символов относятся символы, в основе которых лежат уже знакомые символы.

4.3 Классификация символов по их главному значению

Существует четыре группы символов, выделенных по их главному значению:

1) Предикативные символы. Большая часть символов, входящих в эту группу, обозначает действие и, соответственно, является сказуемым в предложении.

Основным символом данной группы является стрелка, имеющая большое количество лексических значений, зависящих от ее направления и контекста.

Еще одним часто употребляемым символом являются кавычки. По мнению Ж.-Ф. Розана, кавычки - это символ слова. Он также пишет: «Когда приводятся чьи-либо слова, они ставятся в кавычки. Следовательно, естественным символом слова будут кавычки».

2) Символы времени. Несколько временных символов, использующихся наиболее часто могут быть определены в одну группу. Временные отношения в данном случае воспринимаются в их общем понимании, а не в связи с категорией времени.

3) Модальные символы. Для выражения отношения говорящего к ситуации используются специальные модальные символы. Они обозначают «(не)возможность», «необходимость», «(не)уверенность» и т.д.

4) Символы качества. Значение многих слов в речи усиливается или ослабляется. Например, маленькая страна, слабый противник и т.д.

Для обозначения различных характеристик слова используются символы качества. При этом совсем необязательно символы качества заменяют только имена прилагательные. В ряде случаев они могут заменять и другие части речи, которые усиливают или ослабляют значение слова.

Следует отметить, что символы, включенные в вышеперечисленные группы - это далеко не все существующие символы. Остальные символы, не описанные в классификации, являются предметными символами общего назначения. Их количество и обозначение целиком зависит от автор записи и сферы, в которой он работает.

Выводы по главе 4

Символы представляют собой разделенные на группы по значению знаки, помогающие экономно оформить переводческую запись. Они могут передавать лексическое значение независимо от языка источника. Для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения.

По способу обозначения символы делятся на буквенные, ассоциативные и производные. По своему главному значению символы делятся на предикативные символы, символы времени, модальные символы и символы качества. Остальные символы входят в большую группу предметных символов общего назначения.

Заключение

Устный последовательный перевод является одним из самых сложных видов перевода, это подтверждается и тем, что в его сфере работают специалисты самого высокого класса, особенно если дело касается деятельности на международном уровне. Именно поэтому интенсивно развивается и инструментарий переводчиков, важным элементом которого является техника универсальной переводческой скорописи. С одной стороны способы фиксации и воспроизведения информации имеют сугубо индивидуальный характер, с другой, за годы подготовки специалистов в данной области они подверглись систематизации и научному обоснованию со стороны ученых в самых разных сферах науки.

Это видно и из истории развития универсальной переводческой скорописи. Анализируя ее, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана. На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других. Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.

Процесс подготовки к самому процессу записи также немаловажен, тут же стоит отметить и основные методы, применяемые при скорописи: смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при это много места.

Анализируя основы разработанных приемов переводческой скорописи особое внимание стоит уделить системе символов, которая несомненно не универсальна для всех и каждый специалист приспосабливает ее под свою манеру перевода и вводит собственные символы, все же является некой базой для подготовки и упрощения процесса скорописи. Разработана специальная семантография была такими специалистами как, к примеру, Р.К. Миньяр-Белоручев и на данный момент является неотъемлемой частью обучения данной технике.

Символы в данной системе представляют собой разделенные на группы по значению знаки, помогающие экономно оформить переводческую запись. Символы могут передавать лексическое значение независимо от языка источника. Для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения.

По способу обозначения символы делятся на буквенные, ассоциативные и производные. По своему главному значению символы делятся на предикативные символы, символы времени, модальные символы и символы качества. Остальные символы входят в большую группу предметных символов общего назначения.

Рассмотрев и усвоив систему переводческой записи, переводчик должен довести до автоматизма навык экономного фиксирования текста на бумаге с помощью специальных упражнений. По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева, можно полностью усвоить предложенную систему за 2 месяца ежедневных тренировок.

Список использованной литературы

1. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 с.

2. Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета). - М.: Р-Валент, 2001 - 160 с.

3. Комиссаров В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу. - М.: Рема, 1997 - 244 с.

4. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 стр.

5. Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006 - 160 c.

6. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? - М.: Готика, 1999 - 237 c.

7. Чужакин А.П. Устный перевод ХХI: теория+практика, переводческая скоропись. - М.: Мир Перевода, 2000 - 256 стр.

8. Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе. - М.: Проспект-АП, 1969 - 176 c.

9. Сачава О.С. Переводческая скоропись: Теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011 - 321 с.

10. Миньяр-Белоручев Р.К. Последовательный перевод. - М.: Воениздат, 1969 - 288 c.

11. Зиндер Л.Ф. О лингвистической вероятности. В сб.: «Вопросы статистики речи», ЛГУ, 1958 -576 с.

12. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.

13. J.-F. Rozan. La prise de notes ein interpretation consecutive. Geneve, 1959 - 71 p.

14. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение истории возникновения и этапов развития скорописи или вида письма, в котором появляются петли и росчерки, и в котором, ярче, чем в полууставе выражена индивидуальность почерка. Выносные буквы, сокращения в документах и книгах, знаки препинания.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    Возникновение и развитие скорописи. Русская система стенографии. Скоростное письмо особыми знаками. Выбор значков и распространенность стенографии в мире. Система Габельсбергера в обработке Ольхина. Словоначертание, словосокращение и словоусечение.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    История возникновения перевода и переводческой деятельности, профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность и главные цели международной (Federation internationale des traducteurs) и российской организаций переводчиков (СПР).

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Возникновение перевода и переводческой деятельности. Предпосылки и этапы развития профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность международных и всероссийских организаций переводчиков: союз России и международная федерация.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Подходы к определению понятия "стратегия перевода". Соответствие определений понятия "переводческая стратегия" и слова "стратегия". Определение понятия "стратегия перевода" В.В. Сдобникова. Классификация переводческих стратегий и коммуникативных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Теоретические основы обучения переводчиков в языковом вузе. Перевод как деятельность. Определение понятия перевод. Общие принципы организации и содержание обучения. Формирование составляющей переводческой компетенции. Упражнения в процессе обучения.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Сравнительно-историческое языкознание в России конца XIX - начала XX века. Состояния развития советской лингвистики в период до 60-х годов XX века. Роль и место Ф.Ф. Фортунатова в истории лингвистических учений. Московская лингвистическая школа.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2010

    Понятие и классификация переводческой трансформации. Выявление мест использования комплексных трансформаций в текстах, представляющих затруднения при переводе. Приём смыслового развития и лексических опущений. Антонимический и описательный перевод.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Развитие делового языка в Московском государстве. Особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов. Скоропись - сложная и своеобразная графико-орфографическая системы. Система нового литературного языка.

    реферат , добавлен 18.11.2006

    Понятие переводческой и грамматической трансформации, причины их возникновения, классификация. Практическое сравнительное исследование использования грамматических трансформаций на материале устных, письменных переводов русского текста на английский язык.


  1. Введение

  2. Виды сокращений

  3. Возможное использование видов сокращений в УПС

  4. Основные цели УПС

  5. УПС – история и применение

  6. Оформление УПС

  7. УПС на практике

  8. УПС: практический раздел

  9. Применение УПС в различных ситуациях устного перевода

  10. Как заниматься самостоятельно по отработке навыков УПС

  11. Практическое приложение:

    1. Метод рекомендации

    2. Немного о развитии и истории УПС

    3. Дополнительные сведения о применении УПС и ее знаков/символов

    4. Языковые ляпсусы

  12. Глоссарий

Введение

«Input is absolute, output is relative»
Данные учебно- предназначены для практических занятий по предмету «Техника переводческой скорописи» при обучении студентов лингвистических вузов, переводческих отделений и факультетов, а также для самостоятельной работы по освоению навыков устного перевода через применение универсальной переводческой скорописи в ситуации двусторонней коммуникации и использования различных видов устного перевода.

Предлагаемая в пособии система скорописи базируется в основном на различных видов аббревиатур в сочетании с символами и знаками.

Задачей скорописи не является дословная запись речи, скорее, передача ее основного содержания, главных мыслей, создание опорных пунктов памяти.

Переводческая скоропись может быть использована не только устным переводчиком, но и журналистом, студентом при записи выступлений, заявлений лекций, а также в офисе – помощником руководителя, секретарем для записи диктуемых писем, документов, памятных записок (memo), другой документации.

Поэтому система переводческой скорописи и называется универсальной.

Для лучшей усвояемости материала после объяснения и обсуждения теоретических основ по темам представляется целесообразнее перевести с листа на занятии дополнительные материалы на английском языке (приложение), обсудить затронутые в них проблемы и /или задать на дом учащимся составить резюме переведенных на занятиях материалов с дальнейшей проверкой и выставлением оценок.

Для создания собственной системы УПС к пособию прилагается глоссарий англо-американских наиболее употребительных слов (которые можно легко перепутать друг с другом).
^ 1. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СКОРОПИСЬ.

Виды сокращений и их возможное использование в переводческой скорописи.

Предлагаемая система скорописи базируется в основном на различ-ных видах аббревиатур в сочетании с символами и знаками. Задачей скорописи не является дословная запись речи, скорее - передача ее ос-новного содержания, главных мыслей, создание опорных пунктов па-мяти.

Выборочный анализ российской прессы выявил широкое использо-вание сокращений, аббревиатур в названиях политических партий, об-щественных, экономических, спортивных и международных организа-ций и учреждений (см. примеры).

В работе И. Фадеева (Военный университет) "Система оператив- ной записи (СОЗ) и ее применение в различных областях человеческой деятельности", (М., 1992) самым распространенным методом обработ-ки информации без помощи технических средств также признается "конспективная запись", а применительно к переводческой специфике -система записи, разработанная Р.Миньяр-Белоручевым. И.Фадеев на основе опыта наблюдения переводческой деятельности профессионалов предлагает выделить следующие компоненты СОЗ: 1) сокращения; 2) знаки; 3) комбинированные компоненты.

Виды сокращений:

В словаре сокращений русского языка под редакцией проф. Д.И. Алексеева различаются их следующие виды:

а) буквенные (инициальные) сокращения всех структурных разновид-
ностей. Например: СССР, вуз, МИД, МВФ, МЧС, ГЭС, ТЭЦ;

б) сложносокращенные слова слогового типа: Газпром, Госкомстат,
Минторг, Госкомимущество,

в) заимствованные из других языков сложносокращенные слова и ини-

циальные сокращения различных структур: НАТО, Би-би-си, радар, лазер, пиар:

г) условные графические сокращения разных структурных разновидно-

стей: г., т.е., 6-ка, деж\, зам., зав.

д) однобуквенные сокращения, регулярно используемые при маркировке
какого-либо класса машин, технических изделий и т.д. Например:
Д- дорожная машина, К- крупный, В - восток.

е) сложносокращенные слова смешанного образования: ВНИИгидро- 1.
уголь, самбо;

ж") отдельные частично сокращенные слова, состоящие из части ос- новы и полного слова, отличающиеся какими-либо особенностями в расшифровке в категории рода, склонений и т. д., например: пачце- " ха, завкадрами, Моссовет, проректор, помреж:, Ленком. Представляется, что для целей УПС наиболее подходят первые пять видов аббревиатур.

Среди тематических и семантических групп сокращений по частот-ности употребления можно выделить три основных вида:


  • наименование политических партий, различных международных,
    военных, общественных, хозяйственных, спортивных и иных орга-
    низаций, объединений, союзов и т. д.;

  • наименование центральных и местных государственных органи- jj
    заций и их отделов, управлений комитетов;

  • географические и административные наименования государств,
    групп стран, областей, районов и т. д.
Частотность употребления сокращений в языке англоязычной прес-сы значительно выше по сравнению с российскими газетами, что отчас-ти объясняется спецификой англоязычной публицистики (ее большей нормативностью, языковыми особенностями, традицией).

Именно с этими видами сокращений наиболее часто сталкивается переводчик. Знание самых распространенных аббревиатур является обязательным условием для осуществления его профессиональной дея-тельности на должном уровне. Использование сокращений необходимо при последовательном переводе, даже без применения УПС (или ее частичном использовании). Опираясь на различные способы сокраще-ния слов, переводчик создает свои, понятные лишь ему сложносокра-щенные слова или однобуквенные сокращения для обозначения тех или иных понятий, явлений, либо символы. Анализ публицистического сти- I ля языков, с которых и на которые перевод делается достаточно сво-бодно, позволяет более свободно ориентироваться в области общест-венно-политической, экономическо-банковско-финансовой сфер и пр. и наиболее эффективно использовать их.

^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УПС.

А).Доведение адекватности передачи прецизионной информации в УП (100% в идеале или меньше в зависимости от прагматической уста-новки ситуации перевода). УПС стоит выучить и применять хотя бы ради записи прецизионной информации (см. раздел о передаче ПН) - основного компонента деловых встреч, бесед и переговоров. В).Максимально возможная передача логических связей высказывания "когезии" (от "cohesion") без нарушения хода мыслей, последова-тельности аргументации, внутренней логики высказывания, а также стилистических приемов при сохранении структуры высказывания, разумеется, насколько это возможно. Если речь аморфна, нелогична, подача мыслей сбивчива и непоследовательна, то перевод, даже в его устном варианте может (и иногда даже должен) улучшить, по-править оригинал, при этом расставив в более правильном логиче-ском порядке части высказывания, иногда даже опустить часть не-релевантной информации, повторы (последние не являются стили-стическим приемом).

С).Передача всех оттенков модальности высказывания как простой, так и особенно сложных модальных отношений.

P.S. Особо стоит обратить внимание на конструкции: must have been, could have done, might as well have said, would + infinitive, used to + infinitive, которые иногда с трудом распознаются в потоке речи.

Основная задача УПС - создание опорных пунктов для мгновенно-го извлечения из памяти переводящего информации, уже поступившую в его мозг через слуховые рецепторы.

Существует теория, что человек помнит все, буквально с момента появления на свет - ибо в нашем мозгу откладываются все виды посту-пающей информации, как зрительной, так и слуховой.

Задача - когда это необходимо, вернуть ее практически полностью из "черного ящика" нашего сознания (или подсознания) иными словами - "Input is absolute, output is relative" - одна из вечных загадок пси-холингвистики в ее применении к процессу УП.

Особая задача устного перевода - сделать этот "output" как можно более полным, быстрым и наиболее приемлемым по форме.
Максимально помочь в осуществлении этой задачи призвана пере-водческая скоропись.

Скоропись может быть использована не только устным переводчи-ком, но и журналистом, студентом при записи выступлений, заявлений,

Лекций, а также в офисе - помощником руководителя, секретарем для записи диктуемых писем, документов, памятных записок (memo), дру-гой документации.

Поэтому наша система скорописи и называется универсальной.

^ Универсальная переводческая скоропись - история и применение.

Переводческая скоропись появилась в 30-е годы, в эпоху расцвета последовательного перевода, но принципы УПС были научно обосно-ваны и разработаны в конце 50-х годов в Швейцарии, а впервые изло-жены в книге Ж.-Ф. Розана. Дальнейшее развитие скоропись получила в работах А. ван Хоофа, в том числе в "Theorie et pratique de l"interpretation", Munich, 1962.

В нашей стране строится система переводческой скорописи на осно-ве русского языка впервые была изложена в книге Р.Миньяр-Бело-ручева "Пособие по устному переводу (записи в последовательном пе-реводе)", появившейся в 1969 году. Предлагаемая нами УПС пытается отразить происшедшие с тех пор изменения и новые достижения IT при использовании несколько иного подхода, основанного на опыте прак-тического применения.

^ Переводческая скоропись - вещь сугубо индивидуальная, хотя и имеет определенные закономерности. При этом она специфична, как специфичен ваш почерк, хотя буквы алфавита понятны всем, владею-щим грамотой.

Скоропись не самоцель, а средство. Она никому не нужна, кроме вас самих, и "живет только дважды": один раз, когда вы записали ин-формацию и воспроизвели ее и вторично - если вы использовали ее для составления записи беседы или иного материала.

Скоропись - не панацея (cure-all), а гибкий инструмент, употребле-ние которого зависит от вас и вашей оценки ситуации. Вероятно, от-нюдь не всегда нужно прибегать к ней (иногда достаточно использо-вать частично, для записи ключевой информации). Это ваше решение.

Тем не менее, освоение и широкое использование универсальной переводческой скорописи (УПС) на порядок повышает степень адек-ватности перевода, снимает нагрузку на память, уменьшает стресс, повышает отдачу переводчика; она также позволяет в случае необходк |1МО _ сти сделать подробную запись беседы и/или ее краткое содержание ^ е _ зюме), а также составить общий отчет о деловой поездке, другие Документы (итоговые коммюнике, пресс-релизы).

В некоторых обстоятельствах, таких как проведение самых стве^ тст _ венных политических переговоров или обсуждение сложных вопросов экономического или банковского дела, когда резко повышены треб,; ова _ ния к адекватности и компетентности перевода, а также предполагав ется сделать запись бесед для обсуждения ее результатов и возможного принятия решений руководством, работа с УПС представляется Ц ственно возможной.

Как правило, именно на переводчика падает это нелегкое сделать запись беседы быстро и качественно, часто жертвуя отдыхом, чтобы к утру представить ее заинтересованным сторонам^ хо _ тя бы в черновом варианте.

Не упустить главное или УПС в действии.

УПС отличается от стенографии тем, что позволяет записать ш^ йно основные мысли, а не слова, помогая выделять главную информац дию Кроме того, для расшифровки стенограммы требуется время, кого^ ого при УП просто нет.

При этом УПС не является и тезисами, ибо более связно, логич чно полно передает информацию.

^ От конспекта УПС отличается тем, что при конспектировании, ска. жем, лекций приходится опускать то, что вы считаете для с степенным или маловажным. Переводящий не может позволить такой "роскоши". Во всяком случае, умение отделять информацион |ные "зерна от плевел" приходит с опытом, зависит от общей ситуации, > бований и запросов получателя информации.

Оформление УПС.

Важно уделить внимание правильному оформлению УПС, что собствует повышению качества перевода и позволяет впоследствии! лее эффективно использовать ее для записи беседы.

5.
1. Формат бумаги: А4 - для переговоров, официальных бесед, при
работе за столом и т.п.; блокнот А8 - для работы стоя (на пресс-конфе-
ренции, выступлении, лекции или при менее официальных меропри-
ятиях, где все же требуется запись).

Для дополнительного удобства, быстроты и четкости записи хорошо использовать линованные блокноты с твердой обложкой, которые мож-но положить на колено, скажем, когда вы сидите в зале не за столом или находитесь за спиной у переводимого.


  1. Желательно ставить дату и даже время (если в день проходит не-
    сколько встреч). К примеру, 29.9.00, 15.00 (справа вверху).

  2. Пометить место и тему беседы/переговоров.

  3. NB! Особое внимание уделить составу участников встречи с обе-
    их сторон - именам, должностям и т.п., т.к. никто не любит слышать
    свою искаженную фамилию или "понижение в должности". Жела-
    тельно использовать визитные карточки, программу пребывания, свои
    предыдущие записи/пометки. Это очень важно при взаимном представ-
    лении участников в начале переговоров, когда вы еще не вполне ориен-
    тируетесь в ситуации, не знакомы с людьми.

  4. NB ! Расположение УПС - ступенчато-диагональное, сверху
    вниз. Так ваши пометки будут легче восприниматься и "читаться".

Однородные

Члены

Предложения


Первая ступень - группа подлежащего, вторая - группа сказуемого, третья - прямое дополнение, четвертая - косвенное, в столбец - одно-родные члены предложения.

Subject group

Predicative

Object

(Direct)

Object (Indirect)

6. He жалейте бумаги! Располагайте записи свободно, оставляя большие поля и пустое пространство для более легкого восприятия ва-

Ших записей, а также для дополнительных заметок по мере необхо-димости.


  1. Полезно использовать знаки препинания в конце каждой "ступени"
    и предложения (,;?.!) для более наглядной логической связи смысловых
    единиц.

  2. Не забудьте пронумеровать страницы, чтобы не заниматься поис-
    ками нужного ни в процессе перевода, ни тем более при позднейшей
    обработке информации.
10. Если кончилась пачка листов, переверните ее и нумеруйте чистую
сторону римскими цифрами I, II, III и т. д. в обратном порядке.

^ Помните, в УПС нет мелочей!

Каждый знак, даже его отсутствие - это тоже значимая информация, т.к. в УПС важна каждая доля секунды, помогает каждая деталь, а с другой стороны, мешает любое упущение как по форме, так и по суще-ству.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Переводческая скоропись (тж. переводческая запись, универсальная переводческая скоропись (УПС) , переводческая нотация, переводческая семантография ) - свод правил и рекомендаций, а также сама система фиксирования переводчиком содержания переводимого выступления с целью дальнейшего его воспроизведения на языке перевода.

Переводческая скоропись выступает в качестве одного из основных навыков, которыми обязан владеть конференц-переводчик. Система записей применяется главным образом в последовательном переводе при работе с длинными выступлениями, а также в ходе переговоров, когда от переводчика также требуется подготовить стенограмму или запись содержания беседы. Некоторые приемы скорописи используются и в синхронном переводе , как правило, для фиксирования прецизионной информации.

Первое подробное описание данного навыка приведено Жаном Эрбером в «Справочнике устного переводчика» (Женева, 1952) . Существуют сведения о применении скорописи переводчиками Лиги Наций, на чей опыт Эрбер и опирался. Впоследствии более подробно аспекты переводческой нотации были рассмотрены в трудах: «Система записей в последовательном переводе» Жана-Франка Розана (1958) и «Запись в последовательном переводе. Краткий курс» Эндрю Гиллиза (2005) . В нашей стране вопросами переводческой записи занимались, прежде всего, Рюрик Константинович Миньяр-Белоручев в книге «Записи в последовательном переводе» (1969) и Андрей Павлович Чужакин, которому принадлежит авторство термина "универсальная переводческая скоропись (УПС)" .

Отличительные особенности переводческой скорописи

Несмотря на то, что переводческая скоропись выполняет практически те же задачи, что и другие виды сокращенной записи, данная система имеет ряд принципиальных отличий.

Во-первых, в отличие от стенографии , УПС используется для фиксирования мыслей и их взаимосвязи, нежели звуковой формы слова. Стенография, безусловно, позволяет воспроизводить исходное сообщение во всей его полноте, однако даже опытные стенографисты не в состоянии расшифровывать свои записи на скорости, необходимой для осуществления устного перевода. Помимо этого, стенографическая запись не различает отдельные мысли или блоки содержания, что может оказаться критичным, если перед переводчиком стоит задача резюмировать сказанное.

Во-вторых, в отличие от конспектирования , УПС предоставляет больше свободы в способах организации записей и направлена на фиксирование хода мыслей оратора, нежели конкретных формулировок, использованных им. Также переводческая скоропись всегда отвечает требованиям сиюминутности, то есть переводчик пользуется ей непосредственно по завершении переводимого отрезка (или речи целиком) - от него не требуется воспроизвести перевод через неделю или даже через пару дней. Ввиду этого, переводчик фиксирует только самые важные (опорные, рельефные) элементы речи - т. н. "смысловые пики", - что позволяет лучше сосредоточиться на восприятии и запоминании сказанного.

Наконец, хотя мы и говорим об УПС как о «системе записей в последовательном переводе», это не более чем свод рекомендаций, о которых должен быть осведомлен профессиональный переводчик. Вместе с тем, каждый специалист применяет эти рекомендации по-своему и в зависимости от конкретной рабочей ситуации. Связано это, в первую очередь, с тем, что память и мнемонические (ассоциативные) механизмы у разных людей функционируют по-разному, в связи с чем будет варьироваться набор необходимых приемов.

Важно отметить также, что УПС, будучи, безусловно, очень важным навыком, является лишь инструментом в деятельности переводчика. Это значит, что скоропись выполняет лишь вспомогательную роль и не может заменить ни переводческого внимания, ни памяти, ни собственно умения переводить.

Основные принципы скорописи

При всей ярко выраженной индивидуальности, которую скоропись приобретает у каждого переводчика, существует ряд базовых принципов, которых стоит придерживаться, а именно:

См. также

Напишите отзыв о статье "Переводческая скоропись"

Примечания

Литература

  • Чужакин, А. П. Мир перевода-7: Прикладная теория устного перевода и переводческой скорописи.
  • Аликина, Е. В. Переводческая семантография.
  • Красовский, Д. И., Чужакин, А. П. Конференц-перевод (теория и практика).
  • Миньяр-Белоручев, Р. К. Записи в последовательном переводе.
  • Чужакин, А. П., Спирина, С. Г. Основы последовательного перевода и переводческой скорописи.
  • Gillies, Andrew. Note-Taking in Consecutive Interpreting - A Short Course.
  • Herbert, Jean. The Interpreter"s Handbook.
  • Rozan, Jean-Franc. Note-Taking in Consecutive Interpreting.

Отрывок, характеризующий Переводческая скоропись

– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...

Обещала в одном из постов рассказать о скорописи. Выполняю обещание.

Итак, что такое переводческая скоропись (или записи в последовательном переводе)?

Это наиболее эффективное вспомогательное средство памяти переводчика . Оно эффективно, поскольку стимулирует запоминание, активизируя мыслительные процессы в момент записи. Оно эффективно и потому, что сохраняет опорные пункты для памяти в момент воспроизведения текста оригинала.

Обычно задают вопрос, а для чего переводческая скоропись, если уже придумана стенография?

Ответ на этот вопрос хорошо формулирует Анри ван Хооф в своей книге «Теория и практика устного перевода»: «Дословная запись повлекла бы за собой, естественно, дословное воспроизведение, т. е. отказ от основных принципов перевода. Вот почему мы не приемлем стенографию. Будучи системой записи, основанной на слове, она помешала бы переводчику сосредоточиться на основных мыслях, развиваемых в речи, и, следовательно, дать удовлетворительный перевод». Добавим к этому, что стенографическая запись каждого слова прячет мысль, которая выражается не последовательностью слов вообще, а последовательностью значений «избранных», ключевых для смысла слов. А найти такие ключевые слова в стенографической записи — это кропотливая работа, требующая анализа записанного, на который в последовательном переводе нет времени.

Не подходят для переводческой скорописи ни конспект, который иногда ведут прилежные студенты, ни протокол —
произведение бюрократов. Конспект или протокол фиксируют основное содержание сказанного, а переводчик не имеет права расставаться с не приглянувшимися ему фразами. Он обязан зафиксировать всю информацию, предназначенную для передачи, и создать себе экономные опорные пункты памяти. Это требование и породило свои собственные системы записи у ведущих парламентских переводчиков 20-х — 30-х годов. Более того, многие асы последовательного перевода утверждали, что записи — дело индивидуальное, и каждый переводчик должен сам придумывать себе те или иные правила, знаки и символы скорописи. Так продолжалось до 1959 года, когда вышла небольшая книжка Жан-Франсуа Розана, в которой он постарался суммировать все то, что лучшие
переводчики Европы изобретали для облегчения своей участи в процессе последовательного перевода. А было к этому времени изобретено следующее:

— записывать следует не слова, а мысли;
— записывать слова, если это окажется неизбежным, придется сокращенно;
— в записях нужно показывать связь между записанными словами или символами;
— отрицание удобнее всего показывать перечеркиванием записанного;
— для качественной характеристики записанных опорных пунктов использовать различные виды подчеркивания;
— записи располагать вертикально;
— вертикальное расположение записей совмещать с их
ступенчатостью.

Эти приемы и поспешил зафиксировать Ж.-Ф. Розан. К символам, которые встречаются в записях, автор первой книги о переводческой скорописи относится весьма сдержанно и советует ими не злоупотреблять. Своим ученикам
он предлагает запомнить всего десять символов. Примеры записей в книге Ж.-Ф. Розана даны на английском языке, практически же он советует производить записи на том языке, на котором осуществляется перевод.

Что касается приемов и упражнений по овладению переводческой скорописью, то они подробно изложены в книге Р.К. Миньяр-Белоручева «Пособие по устному переводу (записи в последовательном переводе)» 1969 г., по которой учились и учатся большинство студентов на переводческих факультетах нашей страны. Здесь еще раз повторю базовые принципы и приемы:

1) Отказ от записи гласных в середине слова и сдвоенной согласной сокращает буквенную запись на 38-40%. Записанные без гласных слова легко прочитываются, особенно в известном контексте, как это имеет место в последовательном переводе. Вот пример такой записи: прмшлнсть и сльск. хзство ндвплнли план прв. плгдия.

2) Есть еще более эффективный прием — запись смысловых опор не буквами, а с помощью символов . Что такое символ? Символ в системе записей выступает как носитель признака, присущего группе близких друг к другу понятий. Так, если взять обычные кавычки «, то они в письменном тексте призваны обозначать прямую речь. Следовательно, кавычки могут быть использованы для обозначения большого количества слов, связанных с речью, таких как, например, речь, выступление, тост, доклад, оратор, разговор, газета, журнал, книга, говорить, писать, беседовать и т. п. В случаях, когда переводчик владеет ситуацией, т. е. хорошо понимает, о чем говорит оратор, которого он должен переводить, использование кавычек для замещения любого из перечисленных, а также и некоторых других слов, вполне оправдано.

3) Символы выбирает сам переводчик и чаще не просто выбирает, а придумывает в зависимости от своего видения тех или иных понятий. Так, одни обозначают все связанное с войной, армией через изображение орудия, другие — через огни фейерверка, третьи — через скрещенные шпаги, нарисованные в виде печатной буквы «X». Вот почему символы в процессе обучения не навязываются.

И напоследок упражнение

Р. К. Миньяр-Белоручев предлагае, например, такой способ тренировки по овладению переводческой скоростью:

Выберите интересный рассказ, сообщение в газете, состоящее из нескольких сот слов, и постарайтесь его зафиксировать на бумаге без слов, т. е. с помощью рисунков, условных знаков, символов или, иначе говоря, с помощью своего субъективно-зрительного кода. Изобретайте, воображайте, но не прибегайте к словам. На первом этапе работайте с текстами на родном языке, позже переходите к иностранным текстам. Вскоре вы заметите, что вам будет все легче выделять в тексте главное и запоминать его на основе своей образной памяти.

P.S. Когда я в студенчестве осваивала скоропись, то применяла подобные приемы при записи лекций и конспектов. Вот и вспомнила: когда записи одалживали у меня, приходилось расшифровывать написанное одногруппникам. Правда, потом и они привыкли:).

Лучшие статьи по теме