Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Культура Китая (начало XX — начало XXI вв.). Экспериментальная китайская живопись Каллиграфия и живопись

Культура Китая (начало XX — начало XXI вв.). Экспериментальная китайская живопись Каллиграфия и живопись

Для Китая живопись тушью является основой основ, символом китайских традиционных ценностей и национальной самоидентификации.

Поэтому и родившееся в ранних 1990-х годах движение Экспериментальной китайской живописи тушью, которое стоит рассматривать, как продолжение начавшейся в 1970-х годах эпохи современной китайской живописи (в смысле modern, а не contemporary), безусловно, следует этой традиции, но в то же время и сотрясает ядро традиционных ценностей китайской живописи тушью. Изменения в политической и экономической системе Китая в конце 20-го века не могли не привести и к изменениям в культурной среде.

Становясь всё более свободными и критическимыслящими, новое поколение китайских художников создавали новый язык китайской живописи. Экспериментируя со стилями живописи, причем живописи Западной традиции, они делали сближение двух цивилизаций - Западной и Восточной - реальностью,что было невозможно представить ещё несколько десятилетий назад. Свобода самовыражения, новое мышление, открытие своего разума для новых тенденций, смелость сделать шаг за рамки традиционных устоев - всё это и явилось мощным катализатором нового движения Экспериментальной китайской живописи тушью.


«Red Gate Gallery» в Пекине - первая частная галерея в Китае

Первая выставка нового движения проходила в пекинской галерее RED GATE GALLERY и, как всё новое, проходила драматически. В день открытия выставки поступило сообщение о заложенной бомбе (крайне необычное явление в Китае) и открытие пришлось перенести. После триумфального начала выставки художников движения Экспериментальной китайской живописи тушью через две недели она была закрыта властями. Но процесс был уже необратим, и всё большее количество молодых китайских художников начинали творить новое искусство, тем не менее, продолжая оставаться неотъемлемой частью традиционной китайской живописи гохуа.

Давайте кратко познакомимся с некоторыми наиболее яркими представителями движения экспериментальной китайской живописью тушью:

Родился в 1942 г. В провинции Suning Хэбэй, участник многочисленных выставок по всему миру, преподаватель в Академии изящных искусств, удостоен звания Master Artist министерства культуры Китая. Один из наиболее инновационных художников современного Китая.

Бай Хай (Bai Hai) - родился в 1940 г. Бай выпускник педагогического университета в Шэньян, в настоящее время является членом Ассоциации Художников Шэньян и Ассоциации китайских каллиграфов. Когда в 1996 году в Париже проходила его персональная выставка, он был награжден почетной грамотой от правительства Франции. Бай Хай был участником более 40 крупномасштабных выставок и ярмарок.

Приняв совет Ши Тао (Shi Tao) о том, что каждый художник должен создавать и использовать свой уникальный метод живописи, основал свой собственный стиль «Ледяные и снежные пейзажи». Можно сказать, что Бай Хай является основателем заснеженной китайской живописи.

Ван Чуан (Wang Chuan) - родился в 1953 в Чэнду провинция Сычуань. Окончил китайское отделение живописи института Изобразительных Искусств в городе Сычуань, получил степень бакалавра. Сейчас живет и работает в Пекине. Является одним из самых известных современных художников Китая.

Начал заниматься живописью во времена Культурной революции. Участник многочисленных выставок. Практикует буддизм.

Чжан (Zhang) Guanghai - родился в 1947г. Чжан Guanghai преподает китайскую живопись в университете в провинции Сычуань.

В отличие от китайских художников пишущих в традиционной манере, Чжан Guanghai предпочитает современные техники, использует в своих работах тушь и акварель. Произведение Чжан Guanghai, имеют неповторимую игру цвета, передающую настроение картины. Его работы были хорошо оценены и тепло приняты в Чэнду, Пекине и Тайване.

По словам критиков - он современный художник с традиционным сердцем.

Гао Синцзянь (Gao Xingjian 高行健) - родился в 1940г. в городке Ханьчжоу не далеко от Шанхая.

В 1962-м закончил в Пекине французское отделение Института иностранных языков. Во время Культурной революции сжег все свои рукописи.

В 1989 г. стал политическим беженцем и иммигрировал во Францию. В 1998 году Гао Синцзянь получает французское гражданство. Получил три литературные премии во Франции и Бельгии.

Гао Синцзянь не только одаренный прозаик, драматург и критик, но он еще и прекрасный каллиграф, и замечательный художник, рисующий в стиле «го-хуа». Его работы выставлялись на выставках в Париже, Нью-Йорка, Сингапура, Германии.

В 2000 году Гао Синцзянь первый из китайских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

Ли (Li) Tingting - родилась в Пинъяо, Шаньси в 1982г, сейчас живет и работает в Пекине. Не смотря на молодость Ли Tingting использует одну из старейших форм китайской живописи для отображения жизни 21 века. Живопись на рисовой бумаге, с чернилами на водной основе является сложной задачей, для которой установлены древние устоявшиеся правила. Но ведь еще Ши Тао говорил: «Кисть и тушь должны следовать временам». Ли взяла на вооружение совет старого мастера. Вместо традиционных китайских сюжетов, таких как камень, бамбук, водопад и др. она рассматривает очень необычные объекты и сюжеты для творчества в основном на женские темы: предметы интерьера, обувь, туфли, платья, сумочки, мишки и т.п. Объекты, связанные с современной жизнью и массовым производством. Так же есть серии работ, в которых фигурируют бутылки, фрукты и даже семечки.

Каскадные формы разлива вниз по поверхности бумаги имеют обманчиво спонтанный характер. В действительности процесс работы с традиционными красками и приёмы работы с мокрой и сухой кисти, очень кропотливый.

Есть много интересных вещей в живописи тушью, с которыми я должна экспериментировать. Это больше чем увлечение


Чжан (Zhang) Guiming - родился в 1939 г. в городе Шаосин провинции Чжэцзян, Китай.

Окончил китайское отделение живописи из Чжэцзян академии художеств в 1964 году. Впоследствии присоединился к шанхайской китайскому институту живописи, где и сейчас служит в должности заместителя директора. Участник многочисленных выставок. Много экспериментирует со стилями и материалами. Предпочитает яркие и насыщенные краски.

Сюй Бэй-хун. Лошади

Ци Бай-ши. Цветы камелии

Ли Кэ-жань. Мальчик на буйволе

Гуань Шай-юэ. Жизнь в горах


Цзян Чжао-хэ. Внучка читает деду газету



Цзян Чжао-хэ. Документ на владение землёй

Гу Юань. Живой мост

Гу Юань. Восстановление завода

Чжан Фань-фу. Свадебное платье

Янь Хань. Всем сердцем мы за мир. (Плакат)

Сопроводительная статья:

"...Современные китайские живопись и графика, продолжающие лучшие традиции китайского искусства, являются новым этапом в общем развитии китайской культуры. Сохраняя национальное своеобразие китайского искусства, современные художники создают произведения, отражающие строительство нового социалистического Китая, великие преобразования, происходящие в стране.
Во второй половине XIX века - начале XX века в китайской живописи возникло новое направление. Основоположником этого направления был талантливый художник Жень Бо-нянь (1839- 1894), порвавший со старыми, ставшими условными канонами феодальной живописи и обратившийся к непосредственному изучению природы. Последователи Жень Бо-няня - Сюй Бэй-хун, Ци Бай-ши и другие художники - создавали и создают живые реалистические произведение понятные и близкие народу.
Крупнейший мастер современной живописи Китая Сюй БзЙ-хун (1894-1953), изучая лучшие традиции национального искусства, выработал свой, индивидуальный стиль. Его мастерство раскрывается в картине «Лошади», исполненной китайской тушью очень сдержанно, четко и в то же время предельно выразительно.
Другим выдающимся мастером старшего поколения является художник Ци Бай-ши. Пишет Ци Бай-ши исключительно живо, передавая красоту и неувядающее очарование природы.
Ставя свою подпись под Обращением Всемирного Совета Мира, Ци Бай-ши писал: «Я рисую уже 70 лет. И всегда изображаю красивые, живые вещи. Как можно допустить, чтобы мир красоты был разрушен!» Ци Бай-ши, которому исполнилось 96 лет, активно участвует своим искусством в строительстве новой жизни Китая.
Талантливый последователь и ученик Сюй Бэй-хуна и Ци Бай-ши, художник Ли Кэ-жань пишет также лаконично и выразительно. Его высокое мастерство видно в картине «Мальчик на буйволе» .
Многие современные китайские художники, создавая пейзажи, отражают в этих произведениях строительство нового Китая. На картине Гуань Шань-юэ «Жизнь в горах» изображены горы, покрытые лесом, одинокий всадник и рядом палатки геологов. Новая жизнь приходит в горы, и горы отдают людям богатство своих недр.
Произведения выдающегося современного художника Цзян Чжао-хэ всегда актуальны по тематике и исполнены с большим реалистическим мастерством. Они рассказывают о новой, счастливой жизни китайского народа.
В Народном Китае грамоте обучаются все - и молодые и старые. Об этом повествует одна из картин Цзян Чжао-хэ. Сдержанно и просто рисует художник задумавшегося старика с устремленными вдаль глазами, который как бы видит перед собой все то. что читает сидящая рядом внучка-пионерка. Другая картина художника изображает радостный момент в жизни китайских крестьян, работающих теперь не на помещика, а для себя и на собственной земле.
Одним из наиболее распространенных видов искусства является а Китае искусство гравирования на дереве, имеющее многовековую историю. Особенное разйитие получила гравюра в последние 20-25 лет.
Прогрессивные китайские граверы 30-х годов отражали в своих произведениях революционное движение в Китае, героическую борьбу народа против японских интервентов. Много сделал для развития гравюры выдающийся писатель Лу Синь, основавший в 1931 году в Шанхае Общество по изучению искусства гравюры на дереве. В 1938 году по инициативе Коммунистической партии Китая в городе Яньане, центре национального сопротивления, было организована Академия искусств имени Лу Синя. Многие лучшие ученики Академии проводили в районах действия Народной Армии пропагандистскую работу среди населения.
Гравюры современных художников Китая очень актуальны по тематике, проникнуты подлинным оптимизмом. Художники-граверы сохраняют в своих произведениях преемственную связь с лучшими традициями искусства прошлого. Для их работ характерны оригинальность композиционного решения, твердость и выразительность линии, тонкость исполнения.
В гравюре талантливого мастера Гу Юаня «Живой мост»» выражен пафос героической борьбы китайского народа за свою независимость. Строительство новой, счастливой жизни, героика трудовых будней воспеваются в гравюре того же художника «Восстановление сталелитейного завода в Аньшане».
Очень распространен в Китае лубок - самая популярная форма народного искусства. Китайский народ в течение многих веков украшает в Новый год свое жилище красочными картинками. Современные новогодние картинки изображают радостную жизнь трудящихся Народного Китая. Свободную, счастливую жизнь современных китайских женщин, рост благосостояния народа показывает художник Чжан Фань-фу в лубочной картине «Свадебное платье».
Одним из самых молодых видов китайского изобразительного искусства является плакат, получивший широкое распространение в Народном Китае. Большой популярностью пользуется плакат художника Янь Ханя «Всем сердцем мы за мир», в котором выражено стремление китайского народа к миру.
Искусство демократического Китая, выражающее интересы многомиллионного китайского народа и активно участвующее в строи* тельстве социализма, в борьбе за мир и дружбу между народами, находится на пути к дальнейшему расцвету.
Е. Норина..."

Лян Хуан-чжоу. Свидание

Чэнь Чжи-фо. Большой снег - богатый урожай

Цзян Чжао-хэ. Ребёнок и голубь

Чжао Янь-нянь и Тань Юнь. Ловля воробьёв

Чжоу Чан-гу. На пути домой

Глобализация

На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был в первую очередь связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.

В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.

В результате группа молодых художников, главным образом − выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих произведениях отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером этого направления стал циничный реализм (Лю Сяодун (Liu Xiaodong) , Фан Лицзюнь (Fang Lijun) и другие).

Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.

Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи (Wang Guangyi) ) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.

Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли (Zhang Peili) и Цю Чжицзе (Qiu Zhijie) ).

С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые главным образом были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня (Zhang Huan) ,

переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана (Zhang Xiaogang) .

К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Произведения художников (братья Ло (The Luo Brothers) , Сюй Ихуэй (Xu Yihui)) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой - они сами являлись объектами этого потребления.

В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того чтобы просто отражать изменения общества, как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун (Wang Qingsong) , Чжу Фадун).

В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.

Выход в свет

1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.

Средства массовой информации

Конституция КНР гарантирует свободу слова и свободу информации. Развитие экономики с 80-х гг. повлекло за собой тенденцию к разнообразию средств массовой информации. В настоящее время в Китае издается более 2 тыс. наименований газет и свыше 8 тыс. наименований периодических журналов, вещают 282 радиостанции и 320 телевизионных станций. К концу 2003 г. работали 774 передающие и ретрансляционные радиостанции на средних и коротких волнах, 105,08 млн. абонентов принимали передачи кабельного телевидения. Радио и телевидение покрыли соответственно 93,7% и 94,9% территории страны, в основном сформировалась сеть радио- и телевещания со спутниковыми, эфирными и кабельными каналами передачи сигнала.

Информационные агентства

Государственное информационное агентство Синьхуа находится в Пекине, Синьхуа - одно из ведущих мировых информационных агентств, в АТР, на Среднем Востоке, в Латинской Америке, Африке и других регионах работают более 100 его корпунктов. В 2003 г. подчиненная агентству Синьхуа одноименная финансово-экономическая компания с ограниченной ответственностью заключила с финансово-экономической компанией агентства Франс Пресс (АФП) международный союз и полностью скупила агентства азиатского филиала финансово-экономической компании АФП в Сянгане, Японии, Южной Корее, Сингапуре и других 8 странах и регионах Азии. Таким образом, расширилась зона охвата агентства Синьхуа в мировых сетях. Штаб-квартира информационного агентства Чжунго также находится в Пекине, его информационные сообщения в основном ориентированы на китайцев, проживающих за границей, китайских эмигрантов, соотечественников в ОАР Сянган и Аомэнь и в провинции Тайвань.

В 1950 - 2000 гг. почти в 11 раз увеличилось число наименований газет. В 2003 г. во всей стране насчитывается более 400 наименований ежедневных газет, тираж которых достиг 80 млн. экземпляров, превратив Китай в крупнейшую газетную державу мира. Обогащается содержание, становится разнообразнее оформление газет, которые ориентированы на самые различные круги читателей. Реорганизация газетных издательств - заметная тенденция развития этой сферы в последние годы, к настоящему времени в стране созданы 39 крупных газетно-издательских концернов, в их числе «Бэйцзин жибао», «Вэньхой синьминь» и «Гуанчжоу жибао». В 2003 г. новым бумом стало межрегиональное сотрудничество бумажных СМИ. Газета «Синьцзин бао», выпуск которой спонсируют газетные корпорации «Гуанмин жибао» и «Наньфан жибао», является первой в Китае межрегиональной газетой, официально утвержденной правительством. В конце 2003 г. в Шанхае вышла в свет еженедельник «Ляован дунфан», его самым большим акционером является агентство Синьхуа, штаб-квартира которого находится в Пекине.

Государственная радиостанция - Центральная народная радиостанция имеет восемь программ, ежедневно это в общей сложности 156 часов спутникового вещания. Все провинции, автономные районы, города центрального подчинения, местные административные единицы имеют свои радиостанции. Международное радио Китая - единственное в Китае радио для зарубежной аудитории, ведет передачи на 38 языках, а также на общепринятом китайском языке и четырех местных диалектах, ежедневно проводит 290 часов спутникового вещания. В программу радио входят новости, обозрения, развлекательные передачи, а также специальные тематические рубрики по вопросам политики, экономики, культуры, науки и техники. По продолжительности вещания и числу языков Международное радио Китая вышло на третье место в мире среди радиостанций, ведущих вещание на зарубежную аудиторию.

Телевидение

В Китае сложилась целостная система телевидения с высоким техническим уровнем выпуска передач, вещания и диапазона сигнала. Центральное телевидение - самое крупное и самое мощное в стране, оно поддерживает деловые связи с более чем 250 телевизионными организациями свыше 130 стран и районов мира. Чтобы соответствовать ходу развития международной телевизионной отрасли, в 2003 г. оно открыло два специальных канала - канал новостей и канал для детей. По всей стране - во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения - насчитывается свыше 3 тыс. телевизионных станций. Периодически проводятся масштабные международные телеярмарки - Дни телевидения в Шанхае, международная Неделя телевидения в Пекине, Всекитайская ярмарка радиовещания и телевизионной аппаратуры, Сычуаньский телефестиваль, устраиваются различные конкурсы и объявляются их лауреаты, ведутся научный телеобмен и купля-продажа телепрограмм. Шанхай стал самым крупным в Азии рынком по обмену телепрограммами.

Сетевые средства массовой информации

С середины 90-х гг. стремительно развиваются сетевые средства массовой информации, 2000 из более 10 тысяч СМИ работают в сети Интернет. Открыты известные в стране сайты, работающие по режиме средств массовой информации, они очень быстро заявили о собственных преимуществах благодаря эксклюзивному подбору публикаций. Специалисты прогнозируют интеграцию сетевых и традиционных СМИ в сторону создания универсальных информационных мультимедийных платформ, отличающихся высоким качеством звучания, содержательными публикациями и богатыми иллюстрациями. Предполагается, что в 2005 г. у Интернета Китая будет до 40 млн. пользователей, к услугам цифровых СМИ, мультимедиа и сетей Интернет обратятся 200 млн. абонентов, охват населения компьютерными сетями составит около 15%.

Мультимедийные корпорации

В ответ на суровый вызов со стороны ведущих зарубежных СМИ, связанный с вступлением Китая в ВТО, в развитии китайских СМИ возникла тенденция к формированию трансмедийных, межрегиональных и многоукладных мультимедийных корпораций. В 2001 г. правительство приняло целевую программу активного содействия реформам, направленным на консолидацию СМИ и создание крупных межрайонных мультимедийных корпораций, выработало конкретные положения относительно аккумуляции капитала по каналам СМИ, сотрудничества с зарубежными инвесторами и трансмедийного развития. Китайская корпорация радиовещания, кинематографии и телевидения, созданная в конце 2001 г., объединила ресурсы и потенциал Центрального телевидения и других центральных органов теле- и радиовещания, кинематографии и радио-сетевой компании. В настоящее время корпорация осуществляет операции в области телевидения, Интернета, издательства и рекламы, является самой масштабной и мощной мультимедийной корпорацией в Китае.

Китайские СМИ поддерживают сотрудничество с зарубежными партнерами. На конец 2003 г. в Китае сетями кабельного телевидения в рамках установленного лимита пользовались 30 зарубежных телеканалов, такие, как «PHOENIX-TV», «BLOOMBERG», «STAR-TV», «EUROSPORTSNEWS», «CETV» и др. Передачи Центрального телевидения Китая на английском языке ретранслируются в США на информационном канале «Фокс ньюс».

Издательское дело

Издательское дело непрерывно развивается. В 2003 г. общий тираж газет на уровне государства, провинции, автономного района и города центрального подчинения составил 24,36 млрд. экз., различных журналов - 2,99 млрд. экз., книг - 6,75 млрд. экз.

С 2002 г. началось слияние издательств, в настоящее время во всей стране насчитывается 55 издательских корпораций. В апреле 2003 г. создана Китайская издательская корпорация, которая объединила 12 крупных органов по изданию и распространению печатной продукции, включая известные в стране и за рубежом издательства «Шанъу иньшугуань», «Чжунхуа шуцзюй», «Саньлянь шудянь» и главный книжный магазин «Синьхуа», а также Китайскую главную компанию издательской внешней торговли и Китайскую корпорацию по импорту и экспорту книг. Этот гигант издательского дела в Китае интегрирует издание и распространение различных печатных изданий, импорт и экспорт, торговлю авторскими правами, издание репродукций, информационные услуги, освоение науки и техники, располагает полной цепочкой хозяйственных звеньев и распоряжается различными видами капитала. По государственному плану к 2005 г. в Китае будут созданы 5 - 10 издательских корпораций с доходами от реализации 1 - 10 млрд. юаней в год каждая, учреждены 10 - 20 всемирно известных периодических изданий, а также 1 - 2 корпорации по изданию периодики с доходами от реализации 300 - 500 млн. юаней в год каждая.

В соответствии с обязательствами Китая при вступлении в ВТО, Главное управление по делам прессы и издательств в мае 2003 г. опубликовало «Меры по управлению предприятиями с иностранными инвестициями по распространению книг, газет и периодических изданий», в которых предусмотрено: с 1 мая разрешить зарубежным инвесторам выход на китайский розничный рынок книг и прессы; 1 декабря 2004 г. ввести в действие положения о создании предприятий оптовой торговли книгами и прессой с зарубежными инвестициями. В данных мерах, кроме этого, ясно предусмотрено, что создание иностранными инвесторами предприятий, занимающихся розничной или оптовой продажей книг и прессы, допускается с санкции Главного управления по делам прессы и издательств. В настоящее время более 60 зарубежных компаний учредили свои офисы в континентальной части Китая, они готовы подать или уже подали заявки об инвестировании в создание предприятий по распространению книг и периодической печати.

Книги и периодические издания

В стране работают 568 издательств и 292 организации аудио- и видеопродукции. Государственные ведомства планируют издание основной литературы и премируют лучшие проекты, что способствует развитию издательского дела. Удивительными темпами развивается издание периодики. В 1949 г. в стране издавались лишь 257 наименований журналов общим тиражом 20 млн. экз., в среднем 1 экз. на 10 человек. После начала реформ и открытости в 1979 г. в стране уже издавалось 1470 наименований периодических изданий общим тиражом 1 млрд. 184 млн. экз., в среднем 1 экз. на человека. В 2003 г. общее число периодических изданий превысило 8000 наименований, общий тираж составил 2,99 млрд. экз., в среднем 2,3 экз. на человека.

Электронные издания

Ускорение темпов информатизации общества способствовало быстрому развитию рынка электронных изданий, имеющего сегодня достаточные масштабы. В настоящее время в стране насчитывается 110 издательских организаций по выпуску электронной издательской продукции, в общей сложности в 2003 г. вышло в свет более 2400 наименований электронных изданий.

Издания для зарубежной аудитории

Китайская международная издательская корпорация - крупнейшая в этой сфере, ее главная задача - издание и распространение литературы на иностранных языках. Она играет специфическую роль во внешнем обмене и сотрудничестве в области издательского дела. Корпорация издает четыре наименования журналов на английском, французском, испанском, арабском, японском и китайском языках - «Пекинский еженедельник», «Китай сегодня», иллюстрированный журнал «Китай», «Народный Китай». Корпорация открыла вебсайты на различных языках. Ей подчинены 7 издательств, включая Издательство литературы на иностранных языках и издательство «Новый мир». Ежегодно издаются более 20 видов печатной продукции на иностранных языках, охватывающих тысячу тем, которые распространяются в 190 с лишним странах и районах мира. Это играет важную роль в еще более близком знакомстве мира с Китаем. В корпорацию также входит Китайская компания международной книжной торговли, которая распространяет продукцию в более 80 странах и районах мира и регулярно участвует в крупных международных книжных ярмарках.

Издательский центр «Пять континентов». Это неправительственный международный издательский орган, который в основном предлагает аудио- и видеопродукцию на многих языках и различные печатные издания. Он создан в 1993 г. для производства телепрограмм объемом несколько сотен часов и свыше ста наименований печатной продукции в год, все это распространяется в 150 с лишним странах и районах мира. Главное содержание продукции - современное положение в Китае, ход реформ, открытости и модернизации, ответы на актуальные вопросы международного сообщества, культура китайской нации, местные условия и обычаи народов Китая.

Информационный центр Китая в Интернете. Эта информационная сеть является самым престижным, насыщенным и разнообразным по содержанию каналом знакомства внешнего мира с положением в Китае через Интернет. Свои операции центр ведет с 1 января 1997 г., свыше 90% электронных посетителей - иностранцы.

Библиотеки

К концу 2003 г. в стране насчитывалось 2709 публичных библиотек, насчитывающих в общей сложности более 430 млн. единиц хранения. Среди библиотек вузов по объемам книгохранилищ лидируют библиотеки Пекинского и Уханьского университетов. Библиотечная сеть страны охватывает библиотеки научно-исследовательской системы, профсоюзов, учреждений и коллективов, армии, а также библиотеки средних и начальных школ, поселков, предприятий и уличные библиотеки.

В Государственной библиотеке - самой крупной в Азии - собраны 25 млн. экз. книг, ее хранилище литературы на китайском языке стоит на первом месте в мире по числу изданий. Государственная библиотека - величественный архитектурный ансамбль Пекина, расположенный рядом с красивым парком Пурпурного бамбука. Здесь хранятся более 3500 пластинок из бивней мамонта с надписями, 1,6 млн. древних сброшюрованных книг, свыше 1 тыс. свитков дуньхуанских фресок, здесь собрано 12 млн. книг на иностранных языках и имеется хранилище компьютерных данных, которое динамично пополняется и обновляется. С 1916 г. библиотека принимает на хранение официально изданные в стране печатные издания и является, таким образом, государственным книгохранилищем. С 1987 г. она принимает отечественные электронные издания. Здесь находятся Центральный государственный каталог книг (ISSN) и Информационный центр компьютерных сетей. В настоящее время Государственная библиотека вместе с другими 90 библиотеками входит в союз библиотек цифровых изданий, совместно способствуя развитию и предложению услуг цифровой массовой информации в Китае. В апреле 2004 г. началось строительство второй очереди Государственной библиотеки - библиотеки цифровой информации, которая по предварительным подсчетам вступит в эксплуатацию в октябре 2007 г. Расширенный склад библиотеки будет отвечать требованию хранения книг в течение будущих 30 лет, благодаря созданию библиотеки цифровой информации Государственная библиотека станет крупнейшей в мире базой цифровой информации на китайском языке и самой передовой базой сетевой службы в стране.

Известная в стране и за рубежом Шанхайская библиотека - крупнейшая в Китае на уровне провинций и городов центрального подчинения. Самое ценное и уникальное ее достояние - впервые представленное широкому читателю древнее литературное наследие. Это более 1,7 млн. книг, из них 178 тыс. томов 25 тыс. наименований - особенно ценные раритеты, многие из них на сегодня сохранились в единственном экземпляре. Самой древней книге почти 1500 лет.

Охрана древних памятников

В Китае насчитывается около 400 тыс. наземных и подземных недвижимых памятников культуры. 90-е гг. XX века стали периодом самых крупных правительственных ассигнований на спасение и охрану памятников старины и самых эффективных результатов в этом деле. Центральные финансовые органы выделили около 700 млн. юаней на спасение и охрану памятников старины, которые пошли на реставрацию и охрану более тысячи древних памятников. Таким образом, было спасено и взято под охрану большое количество раритетов, находившихся на грани разрушения. В 2004 г. правительство Тибетского автономного района планирует вложить 70 млн. юаней в ремонт трех важных памятников - дворца Потала, Норбулинка и монастыря Сакья. С февраля 2004 г. начался масштабный ремонт храма Шаолиньсы провинции Хэнань, который имеет более чем 1500-летнюю историю.

В последние годы охрана древних памятников постепенно поставлена на законодательную основу. В настоящее время Китай уже присоединился ко всем четырем международным конвенциям об охране древних памятников. «Закон КНР об охране памятников культуры», исправленный в октябре 2002 г., впервые конкретно определяет механизмы передачи и обмена культурными ценностями. В 2003 г. еще опубликовано несколько соответствующих законов: «Положения о применении Закона КНР об охране памятников культуры», «Временные положения об управлении аукционами древних памятников» и «Меры Пекина по управлению охраной Великой китайской стены».

К настоящему времени утверждены 100 культурно-исторических городов государственного значения и более 80 культурно-исторических городов на уровне провинций, где взяты под охрану старинные памятники и постройки, архитектурная планировка и специфика, традиционная культура.

В Китае - традиционной аграрной державе - сохранилось множество древних поселений. Они разбросаны повсюду на его широких просторах, представляя редкое в мире явление. В этих местах прекрасно сохранилась экология, обнаружено множество изделий народных промыслов и исторических материалов о сельском искусстве. Ведомства по охране памятников старины планируют расширить рамки охраны дошедших до нас древних поселений. В ноябре 2003 г. Министерство строительства и Государственное управление по охране древних памятников совместно опубликовали список первой группы из 10 культурно-исторических сел (деревень), включая село Цзиншэн уезда Линши провинции Шэньси, и 12 деревень, включая деревню Чуаньдися района Мэньтоугоу Пекина.

Литература

Первый сборник стихотворений в Китае - поэтическая антология «Шицзин», составленная в VI веке до нашей эры, считается самым ранним в Китае литературным памятником. Проза доциньской эпохи, великолепная рифмованная проза «Ханьфу» и стихи из музыкальной палаты «Юефу» конца династии Хань отражают характер художественной литературы тех эпох. В Танскую династию поэтическое творчество достигло своей вершины. Тысячи знаменитых поэтов, в том числе Ли Бо и Ду Фу, написали свыше 50 тыс. стихотворений. Сунская эпоха выделяется новым поэтическим жанром «цы». Наивысшим достижением литературы в эпоху династии Юань являются «смешанные пьесы» («цзацзюй»). В эпоху династий Мин и Цин вышли романы «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме». Как в древности, так и сегодня они славятся своим глубоким историческим и литературным значением и оригинальным художественным стилем.

В XX веке китайская литература пережила два взлета - в 20-30-е гг. и 80-90-е гг. Первый вылился в движение за новую культуру и с самого начала был проникнут мощными идеями, направленными против империализма и феодализма. Прогрессивные литераторы, представителем которых является Лу Синь, создали новую китайскую литературу. Лу Синь, Шэнь Цунвэнь, Ба Цзинь, Мао Дунь, Лао Шэ и Чжан Айлин считаются крупными мастерами слова в литературном мире Китая.

В 80 - 90 гг. XX века вышли произведения новых писателей, завоевавших мировую известность, это доказывает успехи и расцвет современной литературы Китая. Китайские писатели более зрело описывают современным китайским языком жизнь и чувства своего народа. По языку, образу мышления и художественной выразительности современные авторы превзошли своих предшественников. В последние годы на литературном поприще активно заявили о себе писательницы старшего и среднего поколений, по количеству и жанровому разнообразию произведений они занимают заметное место в литературе Китая. Особенно это касается писательниц, родившихся после 60-х гг., их произведения в значительной степени изменили образы героев и их мировоззрение, канонизированные в классическом романе, что создает особую гуманитарную картину современного общества.

В Китае учреждены десятки литературных премий, в том числе престижные литературные премии им. Мао Дуня и Лу Синя, ежегодно проводится Всекитайский конкурс литераторов. Премия за женскую литературу, присуждающаяся каждые пять лет, является крупной всекитайской литературной премией, охватывающей беллетристику, прозу, поэзию, очерковую литературу, теорию женской литературы и искусства и художественный перевод.

Каллиграфия и живопись

Китайская письменность возникла в процессе постепенной эволюции рисунков и графических знаков. Иероглифика и развитие письменности повлекли за собой рождение искусства каллиграфии. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших в своем творчестве стили различных династий. Любовь к каллиграфии повсеместна и в наши дни.

Традиционная живопись Китая отличается от западной живописи своими специфическими формами. Самая ранняя живопись в Китае - рисунки на керамических изделиях в эпоху неолита, которую отделяют от наших дней 6 - 7 тысячелетий. В самой ранней живописи и при написании иероглифов мастера пользовались только кисточкой, причем главным образом писали штрихами, поэтому считается, что у каллиграфии и живописи единые корни. В китайской живописи в верхнем углу картины обычно имеются стихи или надпись, в ней слиты поэзия, каллиграфия и живопись, что усиливает эстетическое восприятие. Главной темой традиционной китайской живописи являются персонажи, горы и реки, цветы и птицы. О картинах, оставленных нам предками, ходят целые легенды.

В современном Китае по-прежнему процветает традиционная живопись. В Павильоне искусств Китая круглый год проводятся персональные выставки и тематические вернисажи. Ежегодно традиционная китайская живопись выставляется за рубежом - в Японии, Республике Корея, США, Канаде и Европе. Помимо традиционной живописи в Китае процветает живопись западных стилей - масло, графика, акварель. Некоторые художники сочетают традиционный стиль с западным, обогащая тем самым сокровищницу китайской живописи. Определенное место занимает модернизм с использованием современных материалов, форм, рамок и методов. На выставках современного искусства в Китае и за рубежом демонстрируется отечественная аудио-, видео-, цифровая и анимационная продукция.

В последние годы, идя в ногу с развитием аукционов художественных произведений, картинные галереи Китая постепенно интегрируются в общепринятую мировую практику проведения вернисажей. Ежегодные ярмарки искусства в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу становятся каналами торговли произведениями искусства. В частности, ярмарка в Шанхае - крупнейшая в Азии по видам экспонируемых произведений искусства.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство Китая отличается разнообразием форм и тонкой работой, многие произведения признаны уникальными. Мастерство народных умельцев охраняется государством и передается из поколения в поколение, многие изделия идут на мировой рынок и охотно раскупаются зарубежными гостями.

Специфическое искусство отличается использованием ценных и специфических материалов в качестве сырья. Глубокий замысел и тонкая обработка рождают изящные и драгоценные произведения искусства. Нефритовые изделия, например, представляют собой образец тончайшей резьбы, при обработке мастера умело используют естественный рисунок, блеск, цвет и форму нефрита, которые чудесно сливаются в произведении и со всей полнотой демонстрируют чудо природы. Всемирно известна перегородчатая эмаль «цзинтайлань». Перегородчатая эмаль возникла в годы минского императора, правившего под девизом «Цзинтай», когда самой известной была синяя (по-китайски: «лань») перегородчатая эмаль. Ее основой служит бронза и бронзовая проволока, из которой делают орнамент, затем его покрывают золотом и серебром, в результате изделие выглядит роскошно и великолепно. В основном из перегородчатой эмали делают вазы, блюда и кубки. Народное декоративно-прикладное искусство приобрело ярко выраженный национальный колорит и местную специфику, оно отличается многообразием. Формы народного декоративно-прикладного искусства - бумажная вырезка, связывание декоративных узлов, плетеные изделия, ткачество, вышивание, резьба, ваяние и живопись.

Театр

Традиционный театр Китая имеет оригинальное название - «сицюй» - опера и драма, вместе с греческой трагикомедией и индийской пьесой он входит в «тройку» древней мировой театральной культуры. Китайский театр имеет 300 с лишним жанров местных опер, главные сценические средства - выражение сюжета пьесы в форме песни и танца. Приз «Мэйхуа», датой рождения которого является 1983 год, представляет собой высшую театральную премию в Китае для актеров молодого и среднего возраста.

Пекинская опера

Самым распространенным и самым влиятельным театральным жанром является пекинская опера. Ее прародитель - еще более древний жанр «куньцюй». Пекинская опера появилась в Пекине в начале XIX века, это сценическое искусство объединяет в себе элементы пения, драмы, акробатики и боевого искусства. За 200 с лишним лет это сценическое искусство вобрало в свой репертуар свыше 1000 замечательных опер, отличающихся оригинальными условными сценическими приемами. Пекинскую оперу прославили выдающиеся актеры Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Ма Ляньлян, Чжоу Синьфан и Ду Цзиньфан, появилось много молодых выдающихся актеров, беззаветно преданных любимому искусству, искусство пекинской оперы не утрачивает свои традиции.

В течение прошедших лет Китайский театр пекинской оперы сделал смелую попытку - в традиционной пекин-ской опере использовать элементы западной симфонии, что было положительно встречено критикой и зрителями. Произошло другое важное событие в истории пекинской оперы - завершены видеозапись и озвучивание 355 пьес из классического репертуара пекинской оперы. В антологии собраны замечательные арии 47 известных актеров пекинской оперы 40 - 60-х гг. XX века, шедевры в исполнении актеров молодого поколения, чтобы традиции искусства передавались из поколения в поколение.

Жанры местных опер

Непрерывно реформируются и обновляются жанры местных опер, которые сохраняют традиционные особенности. Сравнительно популярны «юецзюй» (шаосинская опера), «хуанмэйси», «чуаньцзюй» (сычуаньская опера), «юйцзюй» (хэнаньская опера), «юецзюй» (гуандунская опера). Все большую популярность у китайских и зарубежных зрителей завоевывает тибетская опера, отличающаяся ярко выраженным религиозным колоритом, незамысловатостью сюжета и широтой исторической тематики.

Драматургия

Драма пришла в Китай из-за рубежа в начале XX века. В 20-х гг. на драматической сцене появились реализм и экспрессионизм. В 30-х гг. зарождается драматургия Китая, в то время ставится трилогия крупного мастера сцены Цао Юя - «Гроза», «Восход» и «Поле», отличающаяся глубоким смыслом и высоким игровым мастерством, это классика драматического искусства Китая. Трилогия по сей день ставится на драматической сцене, она экранизирована в кино и на телевидении.

Постановки Пекинского театра народного искусства, созданного в 1952 г., отражают высочайший уровень драматургии Китая. Пьесы в жанре реализма «Чайная» и «Канава Лунсюйгоу» пользуются большой славой не только в стране, но и за рубежом. В течение последних 20 лет театр поставил более 80 новых спектаклей и возродил 12 прежних. В театре всегда аншлаг.

Драматический «авангард» признан и принят широким зрителем молодого поколения. Темы «авангарда» в основном продиктованы жизнью современников, яркий представитель «авангарда» - режиссер Мэн Цзинхой.

Кино

Реализм - главное направление развития китайского кинематографа. С середины 80-х гг. на экран вышло много ставших известными фильмов, которые ознаменовали новый подъем киноискусства благодаря глубокому и широкому отражению жизни народа, небывалому тематическому и жанровому многообразию, разнообразию выразительных форм, поиску языка кино и новаторству. Мировой кинематограф обратил внимание на Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Хуан Цзяньсиня и других режиссеров «пятого поколения».

В конце ХХ века и начале XXI века появилась новая плеяда режиссеров, родившихся в 60 - 70-х гг. Это Ван Сяошуай, Чжан Юань, Лоу Е, фильмы которых ориентированы на рядового и массового зрителя и отличаются приемами документалистики. Ленты режиссера Фэн Сяогана имеют наибольший кассовый успех в коммерческом кино, они большей частью рассказывают о простых людях.

Достаточно престижны ежегодные международные кинофестивали в Чанчуне и Шанхае. Приз «Золотой петух» - высшая кинематографическая премия в Китае. Для поощрения развития главных направлений в кинематографе учреждены специальные государственные премии «Хуабяо» и «Сто цветов», последняя присуждается на основе зрительских симпатий.

Полотна китайских художников XXI века продолжают расходиться на аукционах, как горячие пирожки, причем дорогие. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23,3 миллиона долларов, и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Однако несмотря на свою немаловажность в масштабах мировой культуры и мирового изобразительного искусства, современная китайская живопись нашему человеку практически неизвестна. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее.

Чжан Сяоган

Чжан популяризировал живопись Китая своими узнаваемыми работами. Так этот современный художник стал у себя на родине одним из наиболее известных живописцев. Один раз увидев, вы тоже больше не пропустите его уникальные семейные портреты из серии «Родословная». Его неповторимый стиль поразил многих коллекционеров, которые теперь скупают современные картины Чжана за баснословные суммы.

Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая, свое отношение к которым переживший Великую пролетарскую культурную революцию 1966-1967 годов Чжан и пытается передать на холсте.

Увидеть работы художника можно на официальном сайте: zhangxiaogang.org.

Чжао Учао

Родина Чжао - китайский город Хайнань, где он получил высшее образование по специализации китайская живопись. Наиболее знамениты работы, которые современный художник посвящает природе: китайские пейзажи, изображения животных и рыбок, цветов и птиц.

Современная живопись Чжао содержит в себе два разных направления китайского изобразительного искусства — это Лингнанская и Шанхайская школы. От первой китайский художник сохранил в своих произведениях динамичные мазки и яркие краски, а от второй - красоту в простоте.

Цзэн Фаньчжи

Этот современный художник получил признание в 90-е годы прошлого века с его серией картин под названием «Маски». На них изображены чудаковатые, мультяшного вида персонажи с белыми масками на лицах, которые приводят зрителя в некоторое замешательство. В свое время одна из работ этой серии побила рекорд по наивысшей цене, за которую когда-либо была продана с аукциона картина, чьим автором бы являлся ныне живущий китайский художник - и эта цена составила 9,7 миллионов долларов в 2008 году.

«Автопортрет» (1996)


Триптих «Госпиталь» (1992)


Серия «Маски». № 3 (1997)


Серия «Маски». № 6 (1996)


На сегодня Цзэн является одним из самых успешных художников Китая. Он также не скрывает, что сильное влияние на его творчество оказывает немецкий экспрессионизм и более ранние периоды немецкого искусства.

Тянь Хайбо

Таким образом современная живопись этого художника отдает дань традиционному китайскому изобразительному искусству, в котором изображение рыб - символ процветания и огромного богатства, а также счастья - это слово произносится в китайском языке как «ю», и точно так же произносится и слово «рыба».

Лю Е

Этот современный художник известен своими красочными картинами и изображенными на них фигурами детей и взрослых, тоже выполненных в «детском» стиле. Все работы Лю Е выглядят очень забавно и мультяшно, как иллюстрации к книжкам для детей, но несмотря на всю внешнюю яркость, их содержание довольно меланхолично.

Как на многих других современных китайских художников, на Лю повлияла Культурная революция в Китае, но он не стал продвигать в своих работах революционные идеи и бороться с властью, а сосредоточился на том, чтобы передать внутреннее психологическое состояние своих персонажей. Некоторые современные картины художника написаны в стиле абстракционизм .

Лю Сяодун

Современный китайский художник Лю Сяодун пишет картины в стиле реализм, где изображает людей и места, подвергнувшиеся влиянию стремительной модернизации Китая.

Современная живопись Лю тяготеет к маленьким, некогда индустриальным городам всего мира, где он и пытается искать персонажей своих полотен. Многие свои современные картины он рисует по сюжетам из жизни, которые выглядят довольно смело, натуралистично и откровенно, но зато правдиво. На них изображены обыкновенные люди такими, какие они есть.

Лю Сяодун считается представителем «нового реализма».

Юй Хун

Эпизоды из своей собственной повседневной жизни, детства, жизни ее семьи и ее друзей - вот что современный художник Юй Хун выбрала главными субъектами своих картин. Однако не спешите зевать, ожидая увидеть скучные автопортреты и семейные зарисовки.

Это, скорее, эдакие виньетки и отдельные образы из ее опыта и воспоминаний, которые запечатлены на холсте в виде своеобразного коллажа и воссоздают общие представления о былой и современной жизни обычных жителей Китая. От этого творчество Юй выглядит очень необычно, одновременно и свежо, и по-ностальгически.

Лю Маошань

Современный художник Лю Маошань представляет живопись Китая в пейзажном жанре. Он прославился еще в двадцатилетнем возрасте, организовав собственную художественную выставку в родном городе Сучжоу. Здесь же он и пишет восхитительные китайские пейзажи, в которых гармонично сочетается и традиционная китайская живопись, и европейский классицизм, и даже импрессионизм современности.

Сейчас Лю - вице-президент Академии китайской живописи в Сучжоу, а его акварельные китайские пейзажи находятся в галереях и музеях США, Гонконга, Японии и других стран.

Фонвэй Лю

Одаренный и амбициозный Фонвэй Лю, современный китайский художник, в погоне за мечтами об искусстве переехал жить в США в 2007 году, где закончил художественную академию со степенью бакалавра. Потом Лю участвовал в различных конкурсах и выставках и получил признание в кругах живописцев.

Китайский художник утверждает, что вдохновением для его произведений является сама жизнь и природа. Прежде всего он стремится передать красоту, которая окружает нас на каждом шагу и таится в самых обыденных вещах.

Чаще всего он пишет пейзажи, женские портреты и натюрморты. Увидеть их можно в блоге художника по адресу: fongwei.blogspot.com.

Юэ Миньцзюнь

В своих картинах современный художник Юэ Миньцзюнь пытается осмыслить знаковые моменты в истории Китая, его прошлое и настоящее. По сути, эти работы - автопортреты, где художник изображает себя в нарочно утрированном, гротескном виде, используя ярчайшие цветовые оттенки в духе поп-арта. Картины он пишет маслом. На всех полотнах фигуры автора изображены с широкими, даже зияющими улыбками, которые выглядят скорее жутковато, нежели комично.

Несложно заметить, что большое влияние на живопись художника оказало такое художественное течение, как сюрреализм , хотя самого Юэ относят к новаторам жанра «циничный реализм». Теперь символическую улыбку Юэ пытаются разгадать и по-своему трактовать десятки художественных критиков и простых зрителей. Узнаваемость стиля и оригинальность сыграли на руку Юэ, который также стал одним из самых «дорогих» китайских художников современности.

Посмотреть работы художника можно на сайте: yueminjun.com.cn.

А в следующем видео представлена современная китайская живопись на шелке, авторами которой являются художники Чжао Гоцзин, Ван Мэйфан и Дэвид Ли:


В продолжение статьи предлагаем вашему вниманию:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На какие имена современной российской живописи стоит обратить особое внимание? Какой современный художник написал самую дорогую среди картин ныне живущих российских авторов? Насколько хорошо вы знакомы с отечественным изобразительным искусством современности, узнайте из нашей статьи.

Лучшие статьи по теме