Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Особенности художественного воплощения мироосвоения лирической героини алены ельцовой. В чем особенность художественного воплощения юродства в произведениях искусства? Чем особенность воплощения

Особенности художественного воплощения мироосвоения лирической героини алены ельцовой. В чем особенность художественного воплощения юродства в произведениях искусства? Чем особенность воплощения

Шемякина Мария Константиновна

Белгородский государственный институт культуры и искусств

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (теоретический анализ)

Термин «возрождение» в культурологической неоднозначности может быть рассмотрен в качестве модели исторической динамики бытия культуры. В подобном понимании концепт «возрождение» должен быть осмыслен как естественный механизм культурного изменения, основанный на повторяемости сюжетов развития элементов культуры, в которых заложена основа ее стабильности и энергийная сила восстановления.

Ключевые слова: концепт «возрождение», историческая динамика бытия культуры, механизм культурного изменения.

В современной культурологии, пожалуй, нет более сложного определения, чем определение самой культуры. Как отмечает ряд исследователей, на современном этапе развития культурологической науки совокупное представление о культуре сводимо к терминологическому употреблению понятия «культура» в двух значениях - «широком» и «узком». «“В широком смысле”, - пишет Э.В. Соколов, -к культуре относят все общественные, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В “узком смысле” границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» .

Термин «возрождение» с той же культурологической неоднозначностью может быть рассмотрен в нескольких смыслах.

Возрождение как эпоха и культура возникло в Италии в XVI в. в качестве некого итога осмысления культурного новаторства исторического промежутка между Средними веками и Новым временем. Этим понятием обозначили первый со времени античности блестящий расцвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка.

Термин Rinasdta (Возрождение) был предложен итальянским живописцем и историком искусства Джорджо Вазари в XVI веке в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Дав определение основным характеристикам эпохи, мыслитель обозначил это время как период всестороннего развития нового искусства, предопределенного иными, нежели прежде, мировоззренческими установками, соединившими светский характер и гу-

манистическую направленность всех сфер жизни с обращением к античному наследию, как бы возрождением минувших образцов.

В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь. Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к «первоисточникам знания», восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности. Как отметит А.И. Чернокозов, это соединение зачастую антагонистических противоположностей дало само понятие «осмысленной жизни» в ее целостности и нераздельности, когда «материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии» . Искусство Возрождения, подтвердит ту же мысль А.А. Радугин, было «своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности» .

Возрождение, как историческая эпоха и феномен в развитии не только Италии, но и многих европейских государств, определялось наличием ряда характеристик, долженствующих быть в проявлении. Можно было бы их обозначить в следующем перечислении:

1) появление нового типа культуры, отличающегося своим креативно-творческим характером и динамическим строем;

2) обогащение культуры посредством оказания существенного влияния на мироощущение ее носителей (в качестве примера можно рассмотреть наличие изобилия научных открытий и технических изобретений, входящих в повседневную жизнь и навсегда ее изменяющих);

3) переход от средневекового жизненного уклада к технологическому (а если рассматривать

© Шемякина М.К., 2011

более широко, то смена экономических формаций, что, безусловно, было связано и с категориями государственного переустройства);

4) изменение в управленческом механизме, естественным образом влекущее за собой появление новых социальных реалий, антагонистических противоречий, выражающихся в непримиримом противостоянии классов (а возможно, и конфессиональных противоречий: изменение социальной роли церкви и религии в целом), и, как следствие, внешняя и внутренняя дисбалансиров-ка с тяготением к консолидации, попыткам поиска единых централизующих основ, способных объединить носителей культуры на базе традиций, языка, общих корней;

5) выработка идеи национального единства на основе социально-политического единства и культурных факторов;

6) борьба материалистического рационализма и чувственно-религиозного переживания, когда тяготение к мистическому постижению смысла или религиозному откровению дают основы мирочувствования. «Тайна Возрождения... - скажет В.В. Розанов, - лежит в самих сокровищах, в том, что.под влиянием сурового аскетического идеала умерщвления плоти в себе и ограничения порывов своего духа, человек только сберегал и ничего не умел тратить. В этом великом тысячелетнем молчании. в этом насильственном закрытии глаз на мир... в тысячелетних молитвах. вырисовались образы мадонн.» ;

7) утверждение гуманистического начала как осевого направления в развитии культуры: духовное самоутверждение человека в мире, признание величия его природной красоты и возможности творческого преображения окружающего мира; гармоничное взаимопроникновение светского, церковного и фольклорного начал, включение античного наследия в искусство (живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку).

Размышления над истоками гуманистической культуры приведут А.Н. Веселовского к мысли, с одной стороны, о вписанности истории Возрождения в «историю мысли» как особого формообразующего этапа западной цивилизации, с другой - о распространении антропологического принципа структурирования общества на отдельные этапы развития человеческой культуры .

Так рождается понятие концепта «возрождение», долженствующего быть рассмотренным не

столько как историческая эпоха, но как модель исторической динамики бытия культуры.

Каждый народ, подчеркнет А.И. Чернокозов, «в своем историческом развитии переживает эпоху, когда после длительного упадка расцветают его экономика и культура. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса - это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды» . Закономерность, определяющая развитие культуры, воспринимается самой культурой как естественный механизм ее изменения.

Подобное уже не раз происходило в мировой истории. Примером тому может служить историческая эпоха, открывшая собой культурный подъем на территории Франции и Германии до XIV века. Культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии каролингов в УШ-К веках принято называть «каролингским возрождением» (идеологом культурного подъема был Флакк Альбин Алкуин, англосаксонский ученый из Турского монастыря).

Именно эту особенность развития культуры заметит и М.С. Каган, рассуждая о трех возможных путях движения культуры от старого к новому: «.В сфере светского сознания (научного, художественного, философского) - по пути Возрождения, опираясь на частично сохранившееся, частично античное наследие; в сфере еще достаточно сильного религиозного сознания - по пути Реформации, в различных ее модификациях; в сфере политического сознания - по пути теоретического и практического республиканизма, идей демократии и утопического социализма» .

Таким образом, в качестве культурно-обусловленных представлений о культуре концепт «возрождение» всегда будет знаменовать собой «рубеж», «кризис», за которым обязательно следуют или его преодоление, или полное и безоговорочное низвержение предшествующих культурных установок.

Именно поэтому система ценностей, формируемая концептом «возрождение», справедливо может быть отнесена к итоговым, финальным ценностям человеческого существования. Как отметят Ю.Н. Солонин, М.С. Каган, такие ценности мыслятся высшими идеалами существования человека. «Они, - отметит М.К. Мамардашвили, -являются конечными целями человеческих уст-

ремлений, главными жизненными ориентирами. человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота.честь и достоинство личности, законность, гуманизм. “это ведь вещи, производящие сами себя”» .

Система ценностей будет складываться не только из способа отношения к миру, но и из способов трансляции - передачи этих достижений последующим поколениям. И, наверное, последнее окажется существеннее и основательнее для сохранения самой культуры, поскольку только в передаче аксиологии «осевого времени» видится ее сохранение и развитие. «Для многих культур, - определит А.И. Чернокозов, - в отдельные периоды их существования актуален даже не сам классический и последовательный прогресс творческих возможностей, а, как минимум, сохранение, или, в случае потери, реставрация, возрождение в себе естественной и самобытной способности к подлинной субъективности. Возрождение стало исторической эпохой, в которой в гармоничной, не отягощенной цивилизационной доминантной форме, воплотились одновременно и энергийность естественного первобытного общества, и возможности новой социальной целостности, связанной с раскрепощением и стимуляцией творческих способностей человека» .

Изучение культуры в таком аспекте есть безусловная форма постижения культуры в ее динамическом аспекте, «воссоздание своего рода “образцов” культуры каждой исторической эпохи как единого целого, в котором концентрируется, вызревает и реализуется новый, более высокий этап развития творческих сил человека, его обогащение как личности» . При этом тип культуры будет отражать своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе.

В подобном понимании концепт «возрождение» должен быть осмыслен как естественный механизм культурного изменения. И наблюдения в области развития культуры приведут к изучению вертикали ее изменений, когда вертикаль будет пониматься как «открытие новых форм культуры», «квинтэссенция творчески-продук-тивного начала», «процесс временного развертывания культуры, ее исторический характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или элементов в новые культурные образования» .

Различение типов культур по критерию доминирующей ориентации на сохранение или изменение определит две существующие модели: культуры, ориентирующиеся на сохранение, к которым относятся древние и современные «примитивные» культуры, и культуры, в которых преобладает вектор изменения (другие культуры). Естественно, что механизм действия концепта «возрождение» будет свойственен последним - культурам, в основании развития которых заложена идея распада и возрождения культурных традиций (русский тернарный тип, по определению Ю.М. Лотмана). При этом центральными в сохранении оси культуры и возрождении аксиологической периферии выступят культурные универсалии.

Но каковым бы ни оказался вектор изменения культуры, она основана на повторяемости сюжетов своего развития, и в этой повторяемости тех или иных элементов заложена основа ее стабильности и энергийной силы восстановления. В культуре ничто не умирает, а, отходя на второй план, восстанавливается при складываемых благоприятных условиях - собственно это служит и сущностью, и условием действия концепта «возрождение».

Именно эту мысль пытался выразить Ю.М. Лотман, подчеркивая, что «культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как “негенетическую” память коллектива. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы может быть, сами того не подозревая, говорим об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру челове-чества».

Похожую мысль, облеченную в идею «восходящей лестницы» или «схематизм драматического произведения», в свое время озвучивал и В.С. Библер. Исследователь обращал внимание на то, что в истории человеческого бытия можно обозначить две формы «исторической наследственности». И если одна форма - «восходящей лестницы» - представляет собой прогрессивное

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

развитие, то вторая, объясняющая схематизм «драматического произведения», будет основана не на первичном знании, но на повторении как на сумме знаний, входящих в единый пласт культуры.

Так же, как в драме, рассуждает ученый, «с появлением нового персонажа (нового произведения искусства, нового автора, новой художественной эпохи) старые “персонажи” - Эсхил, Софокл, Шекспир, Фидий, Рембрант, Ван Гог, Пикассо.не уходят со сцены, не “снимаются” и не исчезают в новом персонаже, в новом действующем лице. Каждый новый персонаж выявляет, актуализирует, даже впервые формирует новые свойства и устремления в персонажах, ранее вышедших на сцену. Даже если какой-то герой навсегда уйдет со сцены, или - в истории искусств -какой-то автор выпадает из культурного оборота, его действующее ядро все же продолжает уплотняться, сама лакуна, разрыв обретают все большее драматургическое значение» .

Единая мысль в отношении развития культуры в контексте понимания действия механизма концепта «возрождение», таким образом, будет столь же неоднозначна: развитие культуры невозможно обозначить в четких и ясно понятных очертаниях. Согласимся в этом наблюдении с П. Флоренским, попытавшимся выразить свое представление о культуре как о крайне неоднородной субстанции, состоящей из различных слоев, пластов, уровней. Это уровни символизма и его восприятия, то есть способности понимать символику, прозревать сквозь нее тайну мироздания и его смысл.

Обозначенные уровни могут быть осмыслены как уровни особой практики - символизации мира, описания и типологизации символов, создания и воссоздания условий, в которых символы функционируют именно как символы, а не как пустые или непонятные знаки. Находясь на низком уровне культурного символизма, человек не имеет доступа к символизму более высокому, более близкому к культу. Но при снижении общего культурного уровня (примитивизации символической практики) все же сохраняется культурный слой, в котором практика символизма поддерживается на очень высоком, эзотерическом уровне. Те, кто принадлежит к этому слою, являются хранителями и творцами «высокой» культуры, жрецами культа, владеющими

«тайнознанием». Этим субъектам культуры, новым людям, и назначено преодолеть кризис и вывести культуру из катастрофы. И в возрождении культуры мы увидим ее новое начало.

Концепт «возрождение» в особенностях осмысления культурного развития предполагает учет изменений самой культуры. Содержательное же наполнение концепта ориентирует не только на сохранение предшествующего опыта, но на восстановление, возвращение к жизни определенных образцов. И эта схема действия концепта «возрождение» в различных культурных парадигмах универсальна. Не случайно теоретики культуры едины во мнении о том, что специфика выражения содержательного начала концепта не есть характеристика лишь европейского феномена, но особенность развития и русской культуры. Очевидно, что концепт «возрождение» может быть прочтен в особенностях семиотического развития отечественного аналога.

Библиографический список

1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1991. - 154 с.

2. Веселовский А.Н. Боккаччьо // Собр. соч. -Т. 5. - Л., 1956. - 425 с.

3. Драч Г.В. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 608 с.

4. КаганМ.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 491 с.

5. Культурология / сост. и отв. ред. А.А. Раду-гин. - М.: Центр, 1997. - 304 с.

6. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2008. - 566 с.

7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994. - 478 с.

8. ОгановА.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 416 с.

9. Розанов В.В. Религия, философия, культура. - М., 1992. - 312 с.

10. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: Пособие для старшеклассников. -М., 1994. - 269 с.

11. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

Много выходцев из внеземных цивилизаций воплощено сейчас на Земле в человеческих телах. Звездные души на Земле родом из различных галактик, звёздных систем и даже из других Вселенных.

Всех притянула уникальность Земли, ведь только здесь собраны вместе такие понятия, как: любовь, радость, смех, счастье.

На других планетах сделан уклон в техническое и материальное развитие, они так не любят, так не чувствуют.

Земля стала для нас родным домом, и всем Звёздным Душам очень важно прожить земную жизнь, использовав все возможности, которые дают нам земные условия и наша цивилизация.

Как узнать, откуда моя Душа?

Историю своего происхождения можно узнать, используя инструменты реинкарнационики. Но главное — это не просто удовлетворить своё любопытство, узнав название своей звездной системы или планеты, а понять, и воплотилась именно сейчас.

Даже если в погружениях нам приходят названия, то очень сложно ориентироваться в них. Например, туманность Андромеды — это звёздная система, в которой находятся тысячи цивилизаций.

Но с другой стороны, у каждой цивилизации есть свои особенности, и та же Андромеда специализируется на работе с сознанием человека , над сбором и обработкой информации об уровне развития человечества.

Очень часто информация о названии цивилизации не приходит напрямую, и сами представители этих цивилизаций объясняют это тем, что в нашем языке просто отсутствуют эти названия или имеют совершенно другой смысл.

К тому же, важно, чтобы мы не привязывались к названию планеты или звёздной системы, а смотрели бы шире на историю своего происхождения.

Зачем мы на Земле именно сейчас?

Не секрет, что Земля проходит сейчас очень интересный период, цель которого — переход в более высокие измерения. И многие звёздные Души оказывают бесценную помощь планете, используя опыт своих цивилизаций.

Они обладают уникальными талантами и способностями, они получают помощь и поддержку своей звёздной семьи, так же как мы получаем поддержку от своего земного рода.

Для связи со своей цивилизацией такие люди , выходят на телепатическую связь со своей звёздной семьёй и получают поддержку в виде информации, новых технологий, уникальных методик и энергии.

И цивилизации заинтересованы в том, чтобы их выходцы, «звёздный посев» — как они называют своих посланцев, смогли реализоваться здесь.

Им очень интересно:

  • исследовать возможности человеческого тела в проявлении неземных способностей;
  • увидеть, насколько сложно будет для человека вспомнить и, главное, принять своё звёздное происхождение ;
  • насколько звёздная Душа сможет реализоваться в земном теле, найти адекватное применение способностям, которые характерны для данной цивилизации.

В чём особенности реализации звёздных Душ?

Итак, в зависимости от своей специфики звёздные Души могут ставить различные задачи для своего воплощения на Земле.

Перечислим некоторые из них:

1. Работать над расширением сознания людей , таким образом подготавливая их к жизни в более высоких измерениях.

Такая звёздная Душа может происходить из цивилизации, которая имеет наработки в этой области и располагает инструментами, адаптированными к земным условиям.

Такие люди обладают способностью выходить за рамки обычных представлений и «выводить» других за пределы ограничений , которые нам диктует наша жизнь.

Они дают толчок и возможность расширить границы своих представлений о себе самом и о своём пространстве.

2. Многие целители являются выходцами из внеземных цивилизаций, которые имеют большой опыт по восстановлению и поддержанию здоровья.

Сейчас они помогают людям легче проходить через все процессы трансформации и перехода. Каждый из них обладает уникальным даром целительства, собственными методиками и наработками.

3. Звёздные Души могут взять на себя миссию по распространению новой информации , просветительства и обучения.

Обычно это хорошие организаторы, новаторы, знающие своё дело и способные увлечь других. Они используют свои способности для структурирования нового общества, объединяя людей на совершенно новой основе, других интересов и мотивации.

Мне кажется, можно смело отнести к этой категории.

4. Контактёры, ченнелеры, передающие знания и помогающие наладить связь с Высшими сферами и неземными цивилизациями.

Благодаря своим способностям обеспечивают информационную и энергетическую поддержку от Высших сил.

Многие из них однажды просто «обнаруживают» свои способности контактёрства, «вспоминают» былой опыт и очень органично вписываются в процесс коммуникации между двумя мирами.

5. Выходцы из тех цивилизаций, которые не смогли избежать гибели своей планеты по вине её жителей и которые дали клятву, что никогда не допустят повтора трагедии на Земле.

Эти светлые Души учат детей любить, защищают природу и делают всё возможное, чтобы Земля не погибла от рук своих жителей.

6. Это могут быть люди самых простых профессий, которые вкладывают в свою работу любовь, терпение, желание заботиться о других. Они незаметно привносят свои знания и внеземной опыт в ежедневный труд.

Чем же нас привлекла планета Земля?

Многие звёздные Души, достигнув совершенства в своей цивилизации, приходят на Землю испытать себя в новых, гораздо более жёстких условиях.

Для них это огромный вызов — пройти через полное неприятие, протест и непонимание и выйти на максимальное раскрытие своего потенциала, чтобы познать свои возможности в земных условиях.

На одну из консультаций ко мне пришла клиентка с чётким запросом понять, зачем она здесь, на Земле.

Она очень неуютно чувствовала себя в человеческом теле, оно было для неё слишком инертным, неповоротливым, ощущалось как балласт и часто игнорировалось.

Была видна её однозначная позиция неприятия земной жизни, пережидания, её статус временного пребывания в этом пространстве, что очень мешало жить полноценной жизнью в семье и в обществе.

Я предложила ей посмотреть, как она попала на Землю , почему покинула свою родную планету. Мы увидели, что она была видным учёным, который в своей работе достиг определённого потолка и захотел расширить поле деятельности.

И так как её цивилизация была уже на достаточно высоком уровне, то появилась идея попробовать себя на менее развитой планете. Земля привлекла её схожестью ландшафта и климата, а главное, она увидела, сколько работы предстоит сделать на этой планете!


И как настоящий учёный она была в восторге от предвкушения стольких трудных задач. И чем сложнее, чем запутаннее лабиринт, тем больше было желания испытать себя.

На Земле она нашла идеальные условия для самореализации: очень трудно и очень интересно, это был настоящий вызов её талантам и способностям. Мы увидели, что её пытливый ум и хорошие организаторские способности могут проявляться с успехом и сейчас.

Какие у нас отношения со своими цивилизациями?

Также звёздные Души приносят большую пользу и своим звёздным семьям: они помогают своим цивилизациям получать опыт чувствования и любви , так как многие цивилизации пожертвовали проявлением чувств в угоду быстрого развития и технического прогресса.

У некоторых Душ есть контракт со своей цивилизацией по поставке информации, они своего рода репортёры, присланные на задание.

Они комфортно чувствуют себя в этой роли, выполняя эту миссию. Но также часто на консультации выясняется, что Душа уже выполнила свою часть обязанностей по контракту со своей звёздной семьёй и может выйти за рамки своего служения.

В таких случаях Душа получает выбор следовать своему собственному пути и самостоятельно находить то, чем ей интересно заниматься.

Как же люди приходят к пониманию, что они звёздные Души?

Конечно же, очень немногие осознают себя в той или иной роли. Есть много людей, которые даже не догадываются и живут в полном неведении о своём происхождении.

На одной из консультаций ко мне обратилась женщина, которая проходила сеансы реабилитации у остеопата. Специалист помогал восстанавливать левую часть тела, которая была повреждена, как после аварии, хотя в этой жизни никакой аварии у неё не было.

Она обратилась за помощью выяснить, откуда это тянется, из какого прошлого воплощения и почему проявилось именно сейчас. Авария действительно произошла, но очень много лет назад, когда она покинула свою планету на космическом корабле.

Катастрофа произошла не по её вине, но она чувствовала себя косвенно причастной к трагедии, потому что как врач не смогла спасти умирающего капитана корабля, и вся миссия этого полёта осталась без должного руководства, что и привело к трагедии.

Это чувство вины и активировало память давнего прошлого в виде физических проявлений травмы на теле. Поработав над чувством вины, мы вышли на признание своих звёздных корней и на неожиданную активацию канала связи со своей цивилизацией.

Оказывается, они давно ждали такого случая, чтобы обратить её внимание на внеземное происхождение и задуматься о раскрытии способностей, которые были заложены в ней.

Также в погружении мы посмотрели момент прибытия её на Землю, когда после катастрофы её спас корабль другой цивилизации.

Интересно, что земляне всех пришельцев из-за их транспортных средств и сверхспособностей воспринимали как богов, сошедших с небес. Но это уже тема для другой публикации.

Если вам что-то срезонировало, если вас давно посещают мысли и догадки, и вы никак не можете выйти на свою реализацию, то, может быть, настало время приподнять завесу и посмотреть, что за багаж вы принесли из своего звёздного дома, какие способности и таланты ждут своего раскрытия.

Такое путешествие в прошлое может приоткрыть тайну вашего появления на Земле, прояснить причину вашего воплощения здесь и, что немаловажно, почувствовать неразрывную связь со своим звёздным домом и поддержку.

Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Благодаря лирике мы можем понять, почувствовать и узнать личность самого поэта, его душевный настрой, его мировоззрение.
Вот, например, стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», написанное в 1918 году. Произведения этого периода носят бунтарский характер: в них слышны насмешливые и пренебрежительные интонации, чувствуется стремление поэта быть «чужим» в чуждом ему мире, но мне кажется, что за всем этим скрывается ранимая и одинокая душа романтика и максималиста.
Страстная устремлённость в будущее, мечта о преображении мира - основной мотив всей поэзии Маяковского. Впервые появившись в ранних его стихах, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через всё его творчество. Поэт отчаянно пытается обратить внимание всех живущих на Земле людей на волнующие его проблемы, разбудить обывателей, не имеющих высоких духовных идеалов. Поэт призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие, неумение и нежелание понять и пожалеть обличает он в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
По-моему, никто не может так выразительно, как Маяковский, всего лишь в нескольких словах описать обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего шесть слов, а какую выразительную картину рисуют они:
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Читая эти строки, я наяву вижу зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь, уверенно цокая копытами. Всё движется, всё живёт, ничто не находится в покое.
И вдруг… упала лошадь. Мне кажется, что все, кто рядом с ней, должны замереть на миг, а потом сразу броситься на помощь. Я хочу крикнуть: «Люди! Остановитесь, ведь рядом с вами кто-то несчастен!» Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь!
Мне вместе с поэтом стыдно за этих безразличных к чужому горю людей, мне понятно его пренебрежительное отношение к ним, которое он выражает своим главным оружием - словом: их смех неприятно «звякает», а гул голосов похож на «вой». Маяковский противопоставляет себя этой равнодушной толпе, он не желает быть её частью:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные…
Даже бы если поэт закончил своё стихотворение этой последней строкой, он, по-моему, уже многое бы сказал. Слова его настолько выразительны и весомы, что любой человек увидел бы в «глазах лошадиных» недоумение, боль и испуг. Увидел бы и помог, ведь невозможно пройти мимо, когда у лошади
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
Маяковский обращается к лошади, утешая её, как утешал бы друга:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Поэт ласково называет её «деточкой» и говорит пронзительно-прекрасные, наполненные философским смыслом слова:
все мы немного лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
И ободрённое, поверившее в свои силы животное обретает второе дыхание:
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
В конце стихотворения Маяковский уже не обличает равнодушие и эгоизм, он заканчивает его жизнеутверждающе. Поэт как бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и всё будет хорошо!» И мне кажется, что лошадь слышит его:
Хвостом помахивала.
Рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Меня очень взволновало это стихотворение. Мне кажется, что оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!

15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

В данном стихотворении Есенина лирический герой, стоя у памятника Пушкину, восхищается им. При этом он обращается непосредственно к поэту, будто бы ведя с ним разговор в реальной жизни. Также он сравнивает себя с ним, отмечая, что оба они повесы. Лирический герой Есенина надеется, что так же, как хулиганские поступки Пушкина не повлияли на его славу, так же и он войдет в историю своим творчеством, хоть и понимает, что это мечта, к которой нужно будет долго идти. Именно в этом выражается особенность темы поэтического памятника в стихотворении «Пушкину».

16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению?

К литературным предшественникам и современникам обращались в своих стихотворениях такие поэтессы, как А.А. Ахматова в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и М.И. Цветаева в стихотворении «Имя твое – птица в руке…».

В стихотворении Ахматовой, как у и Есенина, лирическая героиня обращается к Пушкину. Она с нежностью и теплом пишет о том, как слышит его «шелест шагов», замечает его образ в деталях: «Здесь лежала его треуголка / И растрепанный том Парни». Лирические герои обоих произведений будто чувствуют рядом с собой дух Пушкина, его присутствие.

А. Блок, которому посвящено стихотворение Цветаевой, был одним из любимых поэтов писательницы. Она пишет: «В легком щелканье ночных копыт / Громкое имя твое гремит». Лирическая героиня стихотворения, как и у Есенина, понимает недосягаемость поэта: «Имя твое – ах нельзя!». Тем не менее, и Пушкин, и Блок вызывают у лирических героев очень сильное чувство восхищения.

ВОПЛОЩЕНИЕ

ВОПЛОЩЕНИЕ

ВОПЛОЩЕ́НИЕ , воплощения, ср. (книжн.).

1. Принятие телесного образа; в религиозных учениях - принятие богом человеческого образа (рел.).

2. Переход в действительность, осуществление в конкретной форме. Эта поэма - поэтическое воплощение общественных идеалов.

3. Самое совершенное осуществление какого-нибудь качества. Эта девушка - воплощение скромности.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ВОПЛОЩЕНИЕ" в других словарях:

    Джагернаут, объективизация, аватара, выражение, олицетворение, вочеловечение, инкарнация, образец, реинкарнация, материализация, идеал, реализация, исполнение, запечатление, выполнение, опредмечивание, образчик, претворение Словарь русских… … Словарь синонимов

    Литературная энциклопедия

    ВОПЛОЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. воплотить, ся. 2. чего. Тот (то), в ком (чём) воплотились какие н. характерные черты, свойства, олицетворение (во 2 знач.). Этот человек в. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Воплощение - ВОПЛОЩЕНИЕ. Художественный замысел поэта, чтобы осуществить себя, должен облечься в конкретную форму: этот акт оформления поэтического замысла и выхода его из безо̀бразного хаотического состояния есть акт воплощения. В творческом процессе он… … Словарь литературных терминов

    воплощение - — Тематики нефтегазовая промышленность EN embodiment … Справочник технического переводчика

    ВОПЛОЩЕНИЕ - [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… … Православная энциклопедия

    Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия

    воплощение - ▲ средоточие свойство воплощение чего обладание каким л. свойством в качестве основного, в высокой степени; абсолютное выражение какой л. идеи; средоточие какого л. свойства; воплощать в себе. во плоти (ангел #). олицетворение наделение… … Идеографический словарь русского языка

    Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Матери Своей, Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле воплощение есть основной церковный догмат. Он ясно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    воплощение - яркое воплощение … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Воплощение. Книга 7 , Тим Лахэй, Джерри Б. Дженкинс. В седьмой книге серии Left Behind - Воплощение - в войну за человеческие души вступают новые силы. Доктор Цион Бен-Иегуда, бывший раввин, а ныне духовный лидер миллионовверующих, встречается…

Лучшие статьи по теме