Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Основные тенденции развития стран Европы в XVII веке. Особенности европейской цивилизации начала нового времени

Основные тенденции развития стран Европы в XVII веке. Особенности европейской цивилизации начала нового времени

На рубеже XVI и XVII веков Европа переживала период перехода от Средневековья к Новому времени. Этот период имеет исключительное значение для европейской истории. Многие историки называют его "временем великого прорыва", и этому есть все основания.

Наиболее целесообразно считать историю Нового времени с эпохи реформации и Великих географических открытий. Открытие Нового Света, нового морского пути в Индию и в земли Юго-Восточной Азии, наконец, первые кругосветные путешествия не только сформировали новые представления европейцев о мире в целом, но и привели к изменению геополитических интересов европейских государств. Началось формирование Европы как единого целого противостоящего остальному миру.

Именно в этот период были заложены способы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства. Благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда, и ускорились темпы экономического развития.

Великие географические открытия стимулировали активные международные связи, прежде всего экономические, закладывались товарно-денежные отношения. Из вновь открытых земель стекались сокровища, следствием этого вилось повышение цен, получившее название "революция цен", способствовало росту денежного богатства у предпринимателей, купцов, это послужило первоначальному накоплению капитала. Углубился процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. Впервые в истории человечества возникают биржи.

Происходили кардинальные изменения в сельском хозяйстве. В Англии, Франции, Нидерландах практически все крестьяне были уже лично свободны. Важнейшим новшеством стало широкое развитие арендных отношений. Землевладельцы сдавали землю в аренду крестьянам. Это было экономически более выгодно, чем организация собственного помещичьего хозяйства.

В эпоху реформации произошел раскол католической церкви. Складывалось новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Центром мира стала конкретная личность.

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией. Прогрессивные сдвиги происходят в развитии естествознания, в области физики, математике, астрономии. Крупный вклад внесли такие ученые как Николай Коперник, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и другие.

В связи с кругосветными путешествиями, экспедициями, в колониальной политике преуспели Англия, Португалия, Голландия, Испания. В чьих руках оказались огромные колониальные владения.

Противоречия между господствующими классами привели к буржуазным революциям, сначала в Англии в XVII веке, а затем во Франции, Германии и в других странах

Последствием буржуазных революций стали не только свобода экономической деятельности, но и изменения форм государственного устройства и продвижения и формированию правового государства и гражданского общества.

Во Франции еще сохранялась абсолютная монархия, сложилась своеобразная социальная структура, в которой преобладали не предприниматели, а ростовщики, откупные операции, сформировался самый большой административно-государственный аппарат. Такие исторические особенности обусловили значительное участие в экономических процессах французского государства, поддерживающего развитие мануфактур, активную внешнеторговую политику.

Италия к началу Нового времени не представляла единого государства. Политическая раздробленность препятствовала развитию промышленности и торговли. Наибольшие трудности испытывали крестьяне.

Особенностью развития Германии было сохранение политической раздробленности страны, что наряду с другими факторами замедлило развитие капиталистических отношений и обусловило тяжелое положение крестьянства.

Крупнейшими историческими событиями XVI-XVII вв. в Германии стали Реформация, Крестьянская война, а также Тридцатилетняя война общеевропейского масштаба.

В результате этих потрясений переход к Новому времени в Германии характеризовался установлением наиболее тяжелых форм крепостного права.

годунов самозванство правление восстание

До конца 18 века Европа была втянута в 10 крупных международных конфликтов или войн, которые обошлись европейским странам убитыми и ранеными в 5 миллионов 200 тысяч человек. Это население Британских островов 1-й половины 18 века.

Эти конфликты были порождены теми изменениями в соотношении сил, которые в системе европейских государств происходили. В Западной Европе это прежде всего усиление Англии, ее промышленной, морской и колониальной мощи.

Середина – 2-я половина 18 века – начало промышленной революции и постепенное превращение Англии в мастерскую мира или ведущую промышленную, индустриальную, экономическую державу той эпохи.

Это происходило на фоне постепенной деградации или ослабления основных соперников Англии. Это Французская и Австрийская монархии.

Другой фактор, который воздействовал на ход европейской истории, соответственно на военную и дипломатическую историю – это усиление России в Восточной Европе. Это также проходило на фоне ослабления Польши, Швеции и Турции, которая в этот момент тоже была европейской страной, поскольку ее владения простирались на Балканском полуострове довольно далеко.

В этих условиях формировались, обострялись, углублялись следующие противоречия, которые носили антагонистический характер: главным стержнем международных отношений той эпохи было противоречие, которое зародилось с конца 17 века, между экономически крепнущей Англией и французской монархией. Англия стремилась не допустить захвата Францией Испанских Нидерландов, а ныне Австрийских, и прорыва на территорию Нидерландской республики. Потому что захват французами этой территории резко усиливал как экономический потенциал Франции, так и обеспечивал французам плацдарм для возможного путешествия на Британские острова. Англии в ответ приходилось тратиться на крупные сухопутные вооруженные силы, а также для защиты свой прославленный лучший флот Европы держать у берегов Англии. А этот флот был нужен для проведения активной внешней колониальной политики, т.е. расширения Британской империи, освоения, захвата новых территорий – Америка, Азия, Индия.

Поэтому Английская внешняя политика в 18 веке сводилась к соблюдению принципа баланса сил, баланса интересов, т.е. создания таких группировок, которые бы в Европе взаимно друг друга уравновешивали, и не допускали усиления какой-то одной страны, которая могла служить конкурентом Англии в колониальных или иных отношениях.

После того как Испания утратила Менорку, и особенно Гибралтар, она превратилась в одного из антагонистов Англии. И усилия Испании были направлены на то, чтобы вернуть утраченное, и не допустить проникновения и захвата англичанами обширных испанских колоний в Новом Свете. В этих условиях испанские Бурбоны являлись активными союзниками французских Бурбонов, тем более, что это были родственники.

После того как Испания потеряла солидную часть своих европейских владений, наметились противоречия между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами. Эти противоречия принимали характер непримиримого конфликта. Испанцы стремились вернуть свои территории.

Австро-испанский антагонизм служил как бы дополнением традиционному соперничеству между Францией и австрийскими Габсбургами, наблюдаемому с 16 века. Французы стремились заполучить бывшие испанские, а ныне австрийские Нидерланды, Прирейнские земли Германии, усилиться в северной Италии, т.е. на тех территориях, которые принадлежали сначала Габсбургам испанским, а теперь французским.

Секрет внешней французской политики заключался в том, чтобы по возможности затруднить своим противникам противодействие политике Франции. Для этого использовались традиционные, проверенные с 16 века, испытанные с 17 века союзники на востоке. Это Швеция, Польша и Турция.

У России с этими державами были напряженные отношения и борьба за выход к морям. Поэтому 1-я половина-середина 18 века, по 1756 год – ситуация, которая объясняет антирусский характер французской политики.

Завершение войны за Испанское наследство и Северной войны не привело Европу к миру, а привело к череде конфликтов, в которых страны соперники продолжали выяснять отношения.

Первый крупный конфликт – война за Польское наследство в 1733-39 году.

Европа в XVI, XVII и XVIII веках

Вильям Питт - великий английский оратор XVIII века

Западная Европа. - 1. Испания . - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами, могла бы сделаться самым богатым торговым государством Европы: разумное пользование колониями, развитие промышленности и земледелия, чему способствовало перуанское золото и мексиканское серебро, могли бы создать из нее то, чем стала в настоящее время Англия.

К несчастью, Испания сделалась жертвою религиозного фанатизма, развившегося в ней вследствие продолжительной войны за независимость с мусульманами: ее короли XVI века, Фердинанд Католик, Карл Пятый (1519–1556), Филипп II (1556–1598), изгнали мавров, которые были прекрасными земледельцами, а затем евреев, способных коммерсантов; это были две невознаградимые потери для страны.

Число монахов возрастало; монастыри присвоили себе огромные земли; инквизиция помешала зародиться реформации и убила дух свободного исследования, всякое стремление к инициативе.

Большая часть драгоценных металлов Америки, захваченных королем, пошла в Испании на усиление армии и на покрытие издержек, вызванных разорительными войнами; внук Фердинанда, Карл Пятый, наследник испанского, австрийского, нидерландского престолов, нескольких итальянских провинций, заставил, кроме того, избрать себя германским императором; всю свою жизнь он воевал с французскими королями, с немецкими протестантскими государями и с турками, угрожавшими его австрийским владениям.

Сын его Филипп II, наследовавший только Испанию, итальянские провинции, Нидерланды и колонии, объявил себя защитником католицизма во всей Европе: он посылал войска против французских, английских и немецких протестантов; своею нетерпимостью он вызвал восстание в северных Нидерландах (нынешняя Голландия) и, воюя с ними тридцать лет, не мог их подчинить: Филипп II довершил разорение Испании.

Хотя в XVII веке эта страна и произвела нескольких великих живописцев - Веласкеза, Мурильо, а испанская Фландрия - Рубенса и Теньера, замечательных колористов, но войны и непрерывные преследования истощили Испанию людьми, деньгами и убили в ней всякую умственную жизнь. В XVIII веке ее колонии чахнут; она лишается по Утрехтскому миру итальянских провинций и Фландрии; Испания превращается в труп.

Вот что сделали католицизм и милитаризм в течение трех веков из страны, которая, приобретя неожиданное богатство благодаря Колумбу, могла бы сделаться первой колониальной державой нашего времени.

2. Соединенные провинции или Нидерланды (Голландия). Нидерланды были первою страною, удачно воспользовавшеюся открытиями мореплавателей и тем толчком который они придали морской торговле и колонизации.

Вынужденные постоянно бороться с морем и речными, наводнениями, затопляющими всю низменную часть страны, если она не защищена плотинами, жители Нидерландов превратились в рыбаков и энергичных моряков. В XVI веке они перешли в кальвинизм; но испанский король Филипп II, подданными которого они были, так как страна их в XV веке перешла по наследству испанским королям, хотел принудить их остаться католиками. С неукротимою стойкостью, под предводительством голландского дворянина, Вильгельма Оранского, которого они провозгласили диктатором, они добились, в начале XVII века, ценою тридцатилетней войны, политической и религиозной независимости. Эти освободившиеся провинции, из которых главная называлась Голландией, продолжая управляться отдельно, подобно автономным республикам, образовали союз, называвшийся Соединенными иировинциями, в котором общие дела решали сословные представители.

В этих республиках, управлявшихся буржуазией, торговля процветала; голландцы, главным портом которых был Амстердам, сделались настоящими морскими «извозчиками», покупавшими во всех странах местные произведения и перепродававшими их с большим барышом. Во время войны за независимость с Филиппом II, Португалия временно составляла часть испанских владений; голландский флот воспользовался этим, чтобы овладеть частью португальских колоний: мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Малайским архипелагом, где торговая компания основала Батавию, сделавшуюся большим складочным местом бакалейной торговли в голландских колониях.

Вместе с деньгами свобода и жизнь текли широким потоком в Соединенных Провинциях; свобода печати была полная. Там искал убежища и издателя Декарт для своего сочинения Рассуждение о Методе ; там же в средине XVII века философ Спиноза, еврей, свободный от всяких религиозных верований, в первый раз применил метод Декарта к критике Библии; там же работал великий голландский живописец Рембрандт, создавший светотень, придававшую удивительную рельефность его лицам и большим картинам гениальным расположением красок.

В 1672 году Людовик XIV несправедливо напал на эту республику купцов, слишком свободных и слишком приверженных кальвинизму, по мнению католического деспота. Чтобы помешать вторжению французов, голландцы снова восстановили штадтгальтерство (диктатуру), которое поручили Вильгельму Оранскому, потомку героя войны за независимость. Вильгельм Оранский приказал разрушить плотины и затопил страну; французские войска должны были отступить и Соединенные Провинции были спасены, хотя наполовину разорены.

3. Англия. - Сильный толчок, данный Европе реформацией, Возрождением и великими морскими открытиями, глубоко поколебал Англию.

В ХVI веке деспот Генрих VIII Тюдор, получив от папы отказ на развод, воспользовался ненавистью, - накопившейся в средние века против папской власти, и сочувствием, встречаемым кальвинизмом и лютеранством в среде ученых, для того, чтобы порвать связь с римским католицизмом. За исключением ирландцев, оставшихся католиками, вся Англия стала исповедовать англиканскую веру, которая по догматам подходит к кальвинизму, а по внешнему виду организации - к католицизму; сохранялись католические торжества и епископства, но папа не признавался; его власть была заменена английскими епископами. Все монастыри были упразднены, а их имущества конфискованы королем и розданы частию придворным, частью же епископам.

Возрождение вызвало в Англии два капитальных явления: в конце XVI века драматические произведения Шекспира, величайшего драматурга всех времен, а в начале XVII в. - исследование Бэкона, в котором он, на основании научных данных, устанавливает метод, соответствующий изучению физических и естественных наук: наблюдение и опыт.

Но на судьбу современной Англии больше всего повлияли морские открытия: они указали ей на примере выгод, получаемых Испанией, Португалией, Голландией от морской торговли, что ее настоящее призвание - мореплавание. Англия, бывшая в средние века государством исключительно земледельческим, начинает в ХVI в. ткать сукна из шерcти собственных овец, выделывать железо из своих рудников, строить корабли. Новая Англия в округе северо-западных рудников и Англия фабричная созидается медленно, и вместе с нею растет богатая буржуазия. В царствование Елизаветы (1558–1603), когда появляется Шекспир, Англия окончательно переходит в протестантство и вступает на путь торговых и морских предприятий.

Реформация, Возрождение, открытия мореплавателей, экономические преобразования в XVII веке имели другое последствие: они вызвали политическую революцию.

После смерти Елизаветы в 1603 году, ближайшими наследниками престола были Стюарты, принцы Шотландского королевского дома. Таким образом Шотландия присоединилась к Англии. Сделавшись английскими королями, Стюарты, Яков I (1603–1625), Карл I (1625–1649), выказали намерение управлять неограниченно; они нашли поддержку со стороны крупных землевладельцев и богатых англиканских епископов… Богатая и враждебная к новшествам англиканская церковь составляет в Англии такую же консервативную силу, как католическая церковь во Франции.

Но буржуазия стремилась принять участие в правлении и создать при королях, в виде контроля, палату общин; из-за политического оппозиционного духа она присоединилась к кальвинизму, очень распространенному в Шотландии под именем пресвитерианства, который не признает епископов.

Народ же вообще, в некоторых более радикальных округах, принял религию еще более упрощенную; их стали называть пуританами. Пуритане вели очень строгий образ жизни, руководствуясь только Библией. В политике они проявляли республиканские наклонности и составляли политическую партию под названием независимых.

Деспотизм Карла I соединил общей активной связью парламентских пресвитерианцев и революционных пуритан. Когда Карл I стал производить произвольные аресты и возвысил налоги, на которые не соглашался парламент, вспыхнула революция. Карл I был арестован, его судили в палате общин, обезглавили (1649): была провозглашена республика и Кромвель, вождь пуритан, объявлен диктатором. Он привлек на свою сторону буржуазию навигационным актом, который закрывал английские порты всем иностранным кораблям и покровительствовал британской морской торговле.

После его смерти в 1658 году, страх буржуазии перед народной партией вызвал реакцию; снова были призваны Стюарты; но Карл II и Яков II, два сына Карла I, следовали деспотическим приемам своего отца, и новая революция, менее кровавая, но более сильная, вспыхнула в 1688 году. Яков II бежал во Францию, а палата общин, представительница интересов богатой буржуазии, предложила корону зятю Якова II, Вильгельму Оранскому, голландскому штатгальтеру, предписав ему конституцию, обязывавшую его управлять страною только вместе с парламентом.

С тех пор, в течение всего ХVIII века, короли стали уважать права своих подданных, по крайней мере английских буржуа; они не позволяли себе больше произвольных арестов или незаконного увеличения налогов, и их министры, в особенности оба Вильямы Питты, проникнутые буржуазными коммерческими стремлениями, не щадили ни людей, ни военных кораблей, ни денег, чтобы образовать обширное колониальное государство: во второй половине ХVIII века Канада и Индия были отняты у французов. Но в Америке с английскими колонистами обращались так несправедливо, что они восстали (1775–1781), завоевали независимость и образовали Северо-Американские Соединенные Штаты.

В конце XVIII века Англия, тем не менее, сделалась самой крупной коммерческой, морской и колониальной державой в Европе.

Центральная Европа. - 1. Италия. - Начиная с конца ХV века до средины ХVI Италия, бывшая в конце средних веков колыбелью Возрождения, сделалась превосходною рассадницей художников: величайший из них, Микеланджело, был в одно и то же время удивительным архитектором (купол Св. Петра в Риме), замечательным скульптором, изображавшим силу и величественность, и поразительным живописцем в трагическом изображении Страшного Суда, - фреска, которою восхищаются в Сикстинской капелле в Риме. На ряду с ним стоят Рафаэль и Леонардо да Винчи, оба великие итальянские художники.

Но артистический гений Италии не пережил ни ее материального разорения, ни удушливого католического гнета, порожденного в этой стране страхом протестантизма.

Италия, по-прежнему разделенная на враждовавшие между собою княжества, была в течение всего ХVI века, и даже позднее, полем битвы испанцев, австрийцев, французов; самые крупные княжества перешли к испанцам. Эти последние в ХVI веке, будучи в полном согласии с папой, повсюду учредили инквизицию; литература и искусства, требующие для своего развития полной умственной свободы, были поражены на смерть. Итальянская инквизиция прославилась судом над Галилеем: этот итальянский ученый первый доказал, что земля вращается вокруг солнца. Это утверждение казалось противоречащим Священному Писанию, особенно тому месту, где сказано, что Иисус Навин остановил солнце. Галилей, привлеченный к церковному суду в 1632 году, чтобы избежать сожжения на костре, должен был отречься от этого убеждения и покаяться. Говорят, что, выходя из суда, он не мог удержаться и проговорил: «Е pur si muove!» «А все-таки вертится!»

Кроме того, войны, сопровождаемые грабежами и опустошениями покрыли Италию развалинами; оба порта, генуэзский и венецианский, плохо расположенные для торговли с новооткрытыми странами Атлантического океана, были разорены турками, завоевавшими Византийскую империю, и грабежами турецких корсаров, плававших по всему Средиземному морю; это было полное падение.

2. Германия. - Германия, равно как и Италия, не достигла еще политического единства в течение этих трех веков. Протестантская реформация, которой она была колыбелью, послужила новой причиной для ее распадения.

Монах Лютер, поддерживаемый религиозно настроенными умами, которых возмущали богатства, нравы и вообще образ действия католической церкви, а также нуждающимися князьями, которые жаждали наложить руку на церковные земли, волновал Германию с 1517 г. до самой смерти своей в 1546 г., проповедуя свое учение против папства и безбрачия священников, вообще против того, что он называл римским идолопоклонством. Почти все северо-германские государства усвоили его учение и конфисковали церковные имущества, оставив их в достояние светской власти.

Но южная Германия, находившаяся во власти могущественного австрийского государя, оставалась католическою, благодаря энергичной и умелой деятельности иезуитов.

Австрийские Габсбурги, одни или в союзе с Испаниею, старались в течение ХVI и ХVII в. воспользоваться своим положением, в качестве императоров, чтобы не дать хода протестантским князьям и стать абсолютными властелинами в Германии, какими они были в своих наследственных владениях в Австрии. В первый раз, в ХVI столетии, при Карле V, это не удалось им, отчасти благодаря тому, что французские короли Франциск I и Генри ХVII, из-за своих корыстных интересов, оказали поддержку германским протестантам; во второй раз их попытка привела к страшной тридцатилетней войне (1618–1648), превратившей Германию в одно обширное поле всеобщей резни и в груду развалин. Министры французских королей, Ришелье и Мазарини, и на этот раз сделали бесплодной попытку австрийских Габсбургов: Вестфальский мир обеспечивал протестантским государствам Германии свободу вероисповедания.

С этого момента, из среды протестантских князей, выдвигается и усиливается на виду у австрийских Габсбургов один королевский дом, ловкий и неуступчивый, именно Гогенцоллерны, курфюрсты бранденбургские и короли прусские. В XVIII столетии самый выдающийся из королей этого дома, Фридрих II, замечательный полководец, вышел победителем из двух семилетних войн с Австриею (1741–1748 и 1756–1763) и отнял от нее Силезию.

Австрийские государи, которые по Утрехтскому миру приобрели от Испании Милан и Фландрию и которые в течение XVI столетия унаследовали Богемию и Венгрию, имели огромные владения, но это были разбросанные владения, разоренные войнами и налогами.

Впрочем, в таком положении находилась вся вообще Германия; эти войны убили торговлю, промышленность, столь преуспевавшую во времена Ганзейского союза, а также и умственную жизнь, которая так сильно стала развиваться к концу средних веков.

Восточная Европа. 1 Турция. Овладев Константинополем, турки, благодаря своему религиозному фанатизму и могущественной военной организации, покорили всю юго-восточную Европу; в XVI столетии они захватили Венгрию, а в XVII несколько раз осаждали Вену.

Но будучи завоевателями-фанатиками, они неспособны были слиться с покоренными христианскими народами; они располагались как бы лагерем в завоеванной стране.

Поэтому, когда к XVIII в. их фанатизм немного спал и их армия пришла в упадок Австрия с своими хорошо организованными войсками одержала верх и изгнала их из Венгрии.

2. Польша. Поляки, принадлежащие к славянскому племени, как и русские, но исповедующие католическую религию, в течение средних веков занимали равнину по обоим берегам р. Вислы; они сохраняли в полной силе феодальный строй: дворяне и духовенство держали крестьян в жестокой крепостной зависимости; сами же подчинялись избираемому ими королю.

В XVI и XVII веках легкая польская кавалерия несколько раз удерживала набеги турок и спасала Вену от их нападения.

Но внутренние раздоры, плохая военная организация, почти нисколько не изменившаяся со времени средних веков, дали возможность соседним великим государствам, Пруссии, Австрии и России, подвергнуть Польшу трем последовательным разделам: в 1772, 1793 и 1795 г., и вычеркнуть ее из числа независимых государств.

3. Швеция. Швеция в XVII столетии, в течение некоторого времени, играла очень важную роль: эта протестантская страна была вовлечена, вследствие религиозного пыла и гордости короля Густава Адольфа, в тридцатилетнюю войну между немецкими католиками и протестантами, и можно сказать даже, что Густав Адольф своими блестящими походами в Германию спас протестантское дело в тот момент, когда оно, казалось, уже погибало (1630 г.).

Это военное предприятие, слишком продолжительное благодаря безрассудному увлечению, породило у шведских правящих классов вкус к военным походам. В начале XVIII в. король Карл XII, необузданный авантюрист, бросил безумно свою страну в продолжительную борьбу на континенте с русским царем, Петром Великим. Швеция, истекая кровью от этих безумных предприятий, быстро опустилась до положения второстепенной державы.

4. Россия. - Но, самое главное событие в истории восточной Европы в эту эпоху, это - преобразование России из страны азиатской в страну европейскую.

До XVIII столетия на русских, с их длинными бородами, их одеянием, с их женщинами, скрывавшими свое лицо под покрывалом, с их московскими царями, с их боярами, которых били кнутом, с их попами, зависящими от греческой церкви, и потому еретическими в глазах католиков и протестантов, смотрели в Европе, как на азиатских варваров.

Европейские торговцы, поселившиеся в Москве, приучали понемногу москвичей к европейской жизни. В конце XVIII века Петр Великий, энергичный и умный царь, выросший среди сыновей европейских авантюристов и торговцев, поселившихся в Москве, пристрастился к европейской цивилизации. Он два раза побывал в Европе и решил одеть в европейские одежды своих бояр и заставить их усвоить европейские нравы; он успел переделать все административные учреждения, взяв за образец существовавшие в абсолютных монархиях Европы. С этого момента Россия располагала военным флотом, дипломатиею, судейской иерархией, финансовыми чиновниками и т. д., одним словом всем тем механизмом, который в современных государствах обеспечивает правительству исполнение главных общественных служб.

Самым осязательным результатом этого преобразования оказалось то, что русские цари стали вмешиваться в распри и войны других европейских государей. Екатерина II (1762–1796), продолжая воинственную политику Петра Великого, расширила пределы России на западе насчет владений Турции, Польши и Швеции.

Прогресс Европы в XVI, XVII и XVIII веках. - Несмотря на политические и религиозные войны, обагрявшие Европу кровью и парализовавшие развитие гуманности, с конца XV в. и до конца XVIII, все же невозможно отрицать действительного прогресса, совершившегося за эти три века в умственной и материальной сферах.

Материальный прогресс заключается в развитии промышленности, торговли, путей сообщения, мореплавания, в увеличении роскоши богатых классов.

Умственный прогресс сказывается в процветании многочисленных школ живописи во всех странах, оригинальной национальной литературы: имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Мурильо, Веласкеза, Теньера, Рубенса, Рембрандта, Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера достаточно убедительно свидетельствуют, что мрак средних веков был рассеян.

Но в особенности в научной области обнаруживается непрерывно прогрессирующее развитие. Француз Декарт устанавливает метод математических наук; англичанин Бэкон - метод опытных наук; одновременно с установлением методов, делаются ценные изобретения приборов: голландский оптик Янсен изобретает подзорную трубу и микроскоп, благодаря которому получилась возможность изучать бесконечно малые тела (1590); итальянец Галилей устраивает в 1609 г. первый телескоп и при помощи его приступает к изучению небесной пучины, и почти тотчас (1619) немец Кеплер, а позднее англичанин Ньютон (1689) устанавливают великий закон, управляющий небесными телами: закон всемирного тяготения.

В 1643 г. итальянец Торичелли изобретает барометр, дающий возможность измерять атмосферное давление; немец Корнелий Ван-Дреббель изобретает термометр, показывающий изменение температуры; немец Отто Герик изобретает пневматическую машину (1650) или манометр, служащий для измерения давления газов и паров; француз Денис Папин изобретает первую паровую машину (1682). Начинают догадываться уже о приложениях пара и электричества; но не выходят еще из области простых попыток.

Наука, эта великая международная сила, которая не знает ни границ, ни братоубийственной ненависти, внушала доброжелательным людям предчувствие лучезарного будущего; и французские философы XVIII века наделили всю Европу своею надеждою на торжество человеческого разума над отжившими предрассудками и социальными бедствиями, и Европа, прислушиваясь к их голосам, начинала содрогаться в предчувствии новой эры.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова -

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.16. Кто правил Феррарой в XVII–XVIII веках? Из астрономических датировок зодиаков Скифской палаты вытекает важное следствие: феррарский герцог Франческо II (1661–1694) ЖИЛ И ПРАВИЛ В ФЕРРАРЕ. Именно для него была создана роскошная роспись Зала Месяцев Скифской палаты,

автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова –

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Как была устроена Великая Империя Фальсификация истории в XVII–XVIII веках В этой главе мы собрали несколько дополнительных замечаний, поясняющих или подытоживающих нашу реконструкцию. Повторим, что нарисованная нами картина прошлого основана на интерпретации всей

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI-XVII веках и Тридцатилетняя война Глава 1 Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне (сплоченность и натиск)Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

СЕРЕБРО В XVII - XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII - начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 - 1556 гг.), в его владениях «никогда не

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

3. В XVII–XVIII веках многие представляли себе русскую и мировую историю по-другому Оказывается, история Древней Руси в представлении средневековых хронистов тесно связана с «античной» Римской империей. Мы уже говорили, в частности, что в XVI веке бытовало мнение, что

Из книги Утопический капитализм. История идеи рынка автора Розанваллон Пьер

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА XII Развитие новой русской культуры

Из книги Русский Бертольдо автора Космолинская Галина Александровна

Историческая ситуация во Франции конца 16-го - начала 17-го веков была очень напряженной. Религиозные войны, смута во времена регентства Марии Медичи, Фронда при регентстве Мазарини - казалось, что Францию ожидает судьба раздробленной послеренессансной Германии. К счастью всей европейской культуры - этого не произошло. Наоборот, небывалый расцвет науки и искусства поставил, в конце концов, именно Францию на первое место среди европейских государств в 17 веке.

  • 1626-27 гг. и до 60-х годов - расцвет французской живописи, ярчайшими представителями которой стали Жорж де Латур, Луи Леннен и Николя Пуссен.
  • 1636-37 гг. - создание Корнелем величайшего произведения "Сид", с которого началась новая эпоха в истории европейского театра.
  • 40-50 гг. и последняя треть века - расцвет архитектуры (Луи Лево и Клод Перро) и садово-паркового искусства - Андре Ленотр. И, как следствие, развитие скульптуры, монументально-декоративной живописи и художественных ремесел.

И, наконец, творчество Ж.Б. Люлли знаменует собой первый взлет французской музыки.

Только Франция смогла пережить общеевропейский кризис 17 века в культуре, связанный с развитием новых производственных и социально-общественных отношений, усилением роли буржуазии в обществе, и как следствие, неудовлетворенности общества теми формами, который могло предложить ему барочное искусство.

Сделавшись великой художественной державой, хотя и в последнюю очередь среди европейских стран, она оказалась самой стойкой, жизнеспособной и перспективной силой общеевропейского эстетического развития.

В середине 17 века, заплатив определенную дань барочной тенденции и внеся оригинальный вклад в развитие второй, реалистичной, линии европейского искусства 17 в., благодаря Пуссену, Корнелю, Ленотру, Перро и другим предложила современной художественной культуре третий путь эстетического освоения действительности - классицизм .

Этот эпохальный вклад Франции придал всей культуре столетия необходимую полноту и имел при этом значительные последствия, определяя одну из сквозных тенденций искусства Нового времени вообще. Вплоть до Энгра и даже Майоля.

Наконец, в последнюю треть 17 в., когда другие национальный школы уже безмолвствовали, Франция произносит в нем последнее слово, подводя итоги, и стягивая друг к другу обе ведущие стилевые тенденции - барокко и классицизм.

Кроме этого, Франция в тот момент являлась интеллектуальным центром Европы. Монтень, Дю Вер, Шаррон, Декарт, Паскаль, Гассенди - были не только властителями дум в то время, но и внесли такой вклад в развитие мировой науки, что многие из этих имен известны в наши дни не только узкому кругу специалистов.

Историческая неповторимость французского пути в социальной ситуации 17 в. обуславливалась несколькими причинами.

Европа в тот момент была расколота на два лагеря, один из которых составляли молодые буржуазные республики - Голландия, Швейцария, и, позднее, Англия, ко второму принадлежали феодально-абсолютистские монархии - Австрия, Испания и Папский Рим. Франция в этом раскладе занимала промежуточное положение благодаря дальновидной политике Генриха IV, в которой государственный принцип возобладал над религиозным. Подписание Нантского Эдикта, дарующего гугенотам свободу вероисповедения и некоторую политическую автономию, стало своеобразным символом секуляризации идеологии. Итогом такой политики явилась двуединая целостность государства, наличие внутреннего равновесия при религиозной разделенности французского общества, что по тем временам было совершенно беспрецедентным явлением. Кроме этого, во Франции сложилось равновесие сил архаичной феодальной вольницы и развивающейся буржуазии, при котором королевская власть выступала в роли арбитра в социальных и религиозных конфликтах вплоть до того периода царствования Людовика XIV, когда пост министра финансов занял Кольбер.

Двуединая в социальном смысле природа французского абсолютизма долгое время создавала иллюзию относительно уникальности французского пути развития, не впадая в царство немецкой феодальной анархии, испанского деспотизма или римско-католического теократизма, избегая крайностей и противоречий буржуазного пути Голландии и пуританского фанатизма кромвелевской Англии.

Третий путь . Секуляризованная политика, национальная и гражданская консолидация, пресечение феодально-кланового своекорыстия и буржуазного индивидуализма, установление и поддержание классового и религиозного мира под эгидой сильной королевской власти - вот что определяет французский феномен в 17 в. Здесь и коренятся возможности особого пути французского искусства, в определенной мере связанного с феодально-контрреформационными силами барокко и отдавшего дань бюргеровскому реализму, но сконцентрировавшегося на создании иного, третьего по порядку возникновения в художественной системе 17 в., классицистического направления.

Классицизм - руководящая идея - стилеобразующее ядро - произошел из сознания несостоятельности старого феодального общества и недоверия к новым буржуазным порядкам, как поиск третьего пути, гуманной системы отношений человека и мира, индивида и общества. Для того, чтобы возникла потребность в поисках, необходимо было время для выявления противоречий и старой системы и нового мира, что объясняет достаточно позднее возникновение классицизма.

Поиски стали возможны вследствие наличия во Франции следующих предпосылок:

Открытость вопроса о будущем страны,

Равновесие основных социальных сил,

Поддержка равновесия королевской властью,

Цементирование процесса государственного и национального строительства.

Именно равновесие дало возможность возникнуть классицистическому искусству.

Проповедовавшему - идейную гражданственность.

Требовавшему - равной заботы об общественной гармонии.

Классицизм - искусство размышления о будущем человечества, конструирование идеальной модели справедливого и гармоничного мира.

Парадоксы классицизма

Отвергает бытовую живопись и натюрморт.

В редчайших случаях портрет, и только - автопортрет.

Сюжеты - из Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Гомера, Вергилия, Овидия, Торквато Тассо.

Сосредоточено - в сферах мифологии, древнеисторического, идеально-пейзажного жанров.

Обладает огромной миромоделирующей и стиилеобразующеей энергией, а кажется на редкость привязанным к традиициям прошлого - Ренессанса и античности.


Культура западной Европы 17 века

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Культура западной Европы 18 века

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Культура западной Европы до 19 века

Культура Западной Европы XVII- XIX вв. характеризуется становлением буржуазных общественных отношений, становлением рационалистического мышления - явления, наложившие отпечаток на развитие культурной жизни стран. Начало XVII в. связано с именами Шекспира и Сервантеса. Художественная литература отмечает разнообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. В следующем поколении творят Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер. Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Формируются новые музыкальные жанры; опера, оратория. Последним историческим этапом переходной эпохи от феодализма к капитализму и формирования прогрессивной идеологии просветителей был XVIII в. - век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения. Идеи Просвещения распространялись по всей Европе именно из Франции, где сформировался самый многочисленный отряд талантливых просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гольбах.

В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства, удовлетворяя потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. Театральное искусство отходит от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. XVIII в. - век портрета. Латурн, Гейнсборо, Гудон создали портреты, художественной особенностью, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность. Галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди передают тончайшие оттенки настроения. В начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто, в конце века создает революционно-пафосные полотна Давид. Молодой испанский живописец Гойя предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Появляется новый стиль - рококо.

В архитектуре он проявился в области декора - плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. XIX в. - век сложившихся буржуазных отношений. Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Именно поэтому появляются столь несходные явления: романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и др. Классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма - три определяющих направления в философии XIX в. Романтизм и реализм - основные направления литературы XIX в., которые формировались и функционировали в непосредственной связи друг с другом (Ф. Шлегель, Новалис). Яркими представителями романтизма в живописи являются французские художники Э. Делакруа, Т. Жерико, английские художники Дж, Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. Реализм тесно связан с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой, к которой относится творчество Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Глава реалистического направления - Г. Курбе. Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. Среди импрессионистов можно выделить О. Ренуара, Э. Дега, А. Спелей, К. Писсаро, среди более поздних - П. Сезанна, В. Ван Гога, а также скульптора О. Родена.



Лучшие статьи по теме