Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Кто такой робин гуд. Робин Гуд: существовал ли «благородный разбойник» на самом деле

Кто такой робин гуд. Робин Гуд: существовал ли «благородный разбойник» на самом деле

Робин Гуд является знаменитым английским героем народных сказаний и баллад. В сказаниях говорилось, что он вместе с друзьями разбойничал в Шервудском лесу, грабил богатых и отдавал деньги бедным. Робин Гуд считался непревзойденным стрелком из лука, власти никак не могли его поймать.

Баллады об этом герое были сложены еще в XIV веке. На основе их уже сегодня написано немало книг о Робин Гуде, снято множество фильмов. Герой предстает то дворянином-мстителем, то веселым гулякой, то героем-любовником.

На самом деле реальных фактов об этом персонаже немного. Он весь соткан из мифов. Но некоторые из них все же являются неправдоподобными. Даже у легендарного героя есть своя историческая правда. Главные заблуждения о Робин Гуде мы и развенчаем.

Робин Гуд был реальным человеком. Стоит признать, что этот персонаж является выдуманным. Карьера архетипического героя сложилась из многочисленных популярных пожеланий и разочарований простого народа той эпохи. Робин (или Роберт) Гуд (или Ход, или Хьюд) являлось прозвищем, которым награждали мелких преступников до середины XIII века. Кажется неслучайным, что имя Робин созвучно слову "роббинг" (ограбление). Это уже современные писатели сформировали образ благородного разбойника, как реальный. Существовали люди подобные Робин Гуду. Они попирали непопулярные государственные законы относительно лесов. Те правила сохраняли обширные области полудикими, специально для охоты короля и его двора. Такие беглецы всегда восхищали угнетенных крестьян. Но не было такого конкретного человека, который и вдохновил современников на создание поэм о себе. Никто не рождался с именем Робин Гуд и не жил с ним.

Робин Гуд жил во время правления Ричарда Львиное Сердце. Робин Гуд часто называется врагом амбициозного принца Джона, пытающегося захватить власть во время отсутствия попавшего в плен в ходе Крестового похода короля Ричарда I Львиное Сердце (правил в 1189-1199 годах). Но впервые имена трех этих персонажей в одном контексте стали упоминать писатели эпохи Тюдор в XVI веке. Есть упоминание (пусть и не вполне убедительное) о Робин Гуде, как об одном из участников суда при правлении Эдуарда II (1307-1327). Куда правдоподобнее кажется баллада о том, что Робин Гуд являлся сторонником Симона де Монфор, убитого в Ившеме в 1265 году. С уверенностью можно сказать, что Робин Безземельный стал популярным персонажем народной мифологии к тому времени, как Вильям Ленгленд написал свое "Видение о Петре-пахаре" в 1377 году. В этом историческом документе прямо упоминается имя Робин Гуда. Неясно, как был связан этот персонаж с Ранульфом де Блондвиллем, графом Честера, чье имя следует сразу после упоминания имени разбойника. Вполне вероятно, что они попали в фразу из разных источников.

Робин Гуд был благородным человеком, грабящим богатых и отдававших деньги бедным. Этот миф придумал шотландский историк Джон Мейджер. Он в 1521 году написал, что Робин не причинял никакого вреда женщинам, не задерживал товары бедняков, щедро делился с ними тем, что брал у богачей. Но раньше баллады освещали деятельность персонажа более скептично. Самая длинная, и, вероятно, старая история о Робин Гуде, это "Небольшое славное приключение Робин Гуда". Предположительно она была записана в 1492-1510 годах, но вполне вероятно, что и намного раньше, в 1400-х. В этом тексте есть комментарий, что Робин сделал много хорошего для бедняков. Но в то же время он деньгами помогает рыцарю, испытывающему финансовые затруднения. В этом произведении, как и в других ранних балладах, нет никакого упоминания о деньгах, которые отдавались крестьянам, о перераспределении благ между социальными слоями. Наоборот, в рассказах присутствует история о том, как разбойник искалечил уже побежденного противника и даже убил ребенка. Это заставляет иначе взглянуть на личность легендарного персонажа.

Робин Гуд был обедневшим дворянином, графом Хантингтон. И снова нет никакой реальной основы для появления такого мифа. Робин Гуд уже в первых историях всегда является простолюдином, общаясь с людьми своего сословия. Откуда же вообще появилась такая легенда? Джон Леланд писал в 1530 году, что Робин Гуд был благородным разбойником. Скорее всего, речь шла о его поступках, но образ теперь дополнился и соответствующим происхождением. А в 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что в одной старинной гравюре он нашел доказательства графского достоинства Робин Гуда. Это объясняло его рыцарство и мужественность. Эта идея впоследствии была популяризована Энтони Мандеем в его пьесах "Падение Роберта, графа Хантингтон" и "Смерть Роберта, графа Хантингтон", написанных в 1598 году. В этом произведении обедневший из-за козней дяди граф Роберт стал в обличье разбойника бороться за правду, спасая свою невесту Мэриан от домогательства принца Джона. А в 1632 году появилось "Истинное сказание о Робин Гуде" Мартина Паркера. Там недвусмысленно сказано, что известный преступник, граф Роберт Хантингтон, в простонародье названный Робин Гудом, умер в 1198 году. Но реальным графом Хантингтон в этот период был Дэвид Шотландский, умерший в 1219 году. После кончины его сына Джона в 1237 году эта дворянская ветвь прервалась. Только через столетие титул был дарован Вильяму де Клинтону.

Робин женился на Девице Мэриан. Дева Мэриан стала важной частью легенды о Робин Гуде. Однако мало кто знает, что первоначально она была героиней отдельной серии баллад. У Робина и других разбойников из самых первых преданий не было ни жен, ни семьи. Образ женщины появляется разве что в преданности Робин Гуда Деве Марии. Наверное, рассказчики считали такое преклонение неуместным в годы после протестантской Реформации в XVI веке. Вполне вероятно, что Мэриан потому и появилась в легендах о Робин Гуде примерно в это время, чтобы обеспечить альтернативный женский фокус. И раз есть положительные персонажи, мужчина и женщина, то они непременно должны пожениться.

Девица Мэриан была благородных кровей. Личность этой девушки вызывает много вопросов. Одни историки склоняются к мысли, что это была красавица, опекаемая принцем Джоном. А познакомилась она с Робин Гудом, только попав в его засаду в лесу. Однако есть и другое мнение. Некоторые ученые полагают, что впервые Мэриан появляется даже не в английском эпосе, а французском. Так звали пастушку, подругу пастуха Робина. Только через двести лет девушка перебралась в легенду об отважном разбойнике. Да и первоначально высоконравственной Мэриан не была, такая репутация появилась у нее значительно позже, под влияние целомудренной морали викторианской эпохи.

Робин Гуд был похоронен в Йоркшире, в монастыре Кирклис. Его могила сохранилась там до сих пор. Согласно легендам, Робин Гуд отправился в монастырь Кирклис для лечения. Герой понял, что его рука ослабела, и стрелы начинают все чаще лететь мимо цели. Монахини же славились умением кровопускания. В те времена это считалось лучшим лекарством. Но настоятельница случайно ли, или умышленно, выпустила Робин Гуду слишком много крови. Умирая, он выпустил последнюю стрелу, завещав похоронить себя в месте ее падения. Но у писателя эпохи Тюдор Ричарда Графтона была другая версия. Он считал, что настоятельница похоронила Робин Гуда на обочине дороги. В книге указано, что герой покоится там, где он грабил проходящих мимо. На его могиле настоятельница монастыря установила большой камень. На нем были начертаны имена Робин Гуда и еще нескольких человек. Возможно, некий Вильям Голдборо и Томас были сообщниками разбойника. А сделано это было для того, чтобы путешественники, видя могилу знаменитого разбойника, могли спокойно ехать дальше, не боясь грабежа. В 1665 году местный историк Натаниэл Джонсон зарисовал эту могилу. Она предстает в виде плиты, украшенной шестиконечным лотарингским крестом. Он часто встречается на английских надгробиях XIII-XIV веков. Надписи уже тогда были еле разборчивые. Робин Гуд мог действительно оказаться похоронен с другими людьми, но если памятник был установлен сразу же после его смерти, то странно, что об этом до 1540 года никто не упоминал. Сам же монастырь перешел во владение семейства Армитаж в XVI веке, после церковной реформы. В XVIII столетии сэр Сэмюэль Армитаж решил раскопать землю на глубину в метр под камнем. Главный страх был в том, что могилу уже посетили грабители. Однако оказалось, что бояться было нечего - под камнем тел разбойников не оказалось. Кажется, что камень был перенесен сюда с другого места, где и похоронен легендарный Робин Гуд. Теперь надгробие регулярно атакуется охотниками за сувенирами, стремящимися отколоть от него кусочек. А многие верят, что части камня помогают избавиться от зубной боли. Армитаж впоследствии заключил камень в небольшой кирпичный забор, окруженный железными перилами. Их остатки видны и сегодня.

Некоторые из друзей Робин Гуда могут быть сопоставлены со знаменитостями той эпохи. Маленький Джон, Уилл Скарлетт и Мач, сын Мельника, сопровождают Робин Гуда в ранних балладах. Позже в компании появились и другие герои - монах Тук, Алан из Долины и т.д. Самым знаменитым из них является Маленький Джон. Упоминаний о нем в документах почти столько же, сколько и о самом Робин Гуде. Говорилось, что Маленький Джон является неуловимым, как и его друг. Известно, что могила этого разбойника находится в графстве Дербишир на кладбище в Хатерседже, что небезынтересно. Камни и перила на ней современные, но на части раннего мемориала имеются все еще различимые выветрившиеся инициалы "L" и "I" (выглядящая, как "J"). Джеймс Шаттлворт, владевший поместьем, устроил тут раскопки в 1784 году. Им была найдена очень большая бедренная кость длиной в 73 сантиметра. Выходило, что в могиле был похоронен некто высотой в 2,4 метра! Вскоре с хозяевами поместья начали происходить странные несчастья. Тогда сторож перезахоронил кость в неизвестном месте. Два поселения, в Литл Хаггас Крофт в Локсли, Йоркшир и деревня Хатерседж в округе Пик, Дербишир, заявляют свое право именоваться родиной Робин Гуда и место, где Маленький Джон провел свои последние годы. Альтернативный подход к истории Робин Гуда основывается на попытке установить в историческом контексте его противников. Однако баллады прямо называют только шерифа Ноттингема, аббата церкви Святой Марии и Йорка. Другие же персонажи упоминаются только по титулу. Не называются конкретные имена, которые можно было бы привязать к определенным датам в истории. Такое отсутствие точной информации разочаровывает, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с народным эпосом, а не с документами, излагающих факты.

Робин Гуд был отличным стрелком из лука. Умение метко стрелять из лука отличало Робин Гуда. В некоторых постановках он даже выигрывал соревнования, попадая даже не в яблоко, а в наконечник стрелы. На самом деле в момент появления легенд о Робин Гуде классические английские большие луки только начали появляться, они были большой редкостью. В исторических документах указано, что разбойники освоили это оружие в середине XIII века. Тогда же стали проводить соревнования. Если же верить, что Робин Гуд жил в конце XII века, то лука у него быть не могло.

Монах Тук был сообщником Робин Гуда. Этот монах считается одним из героев Шервудского лиса. Письменные свидетельства говорят, что брат Тук действительно был разбойником. Вот только действовал он в 200 милях от Шервудского леса, к тому же через 100 лет после предполагаемого времени жизни Робин Гуда. И был этот священник вовсе не безобидным и веселым - он безжалостно разорял и сжигал очаги своих врагов. В последующих легендах имена знаменитых разбойников стали упоминать вместе, они стали сообщниками.

Робин Гуд действовал в Шервудском лесу графства Ноттингемшир. Это утверждение обычно возражений не вызывает. Однако упоминание о Шервуде появилось в балладах далеко не сразу, самое раннее - в середине XV века. Кажется, что ничего страшного в этом нет, просто раньше факт просто ускользал от рассказчика. Вот только в сборнике баллад о Робин Гуде, вышедшем в 1489 году, его деятельность связывается совсем с другим графством, с Йоркширом. Он находится не в центре Англии, а на севере. Стоит упомянуть, что Йоркширская Большая Северная Дорога, на которой по этой версии и действовал Робин Гуд, действительно обладала дурной славой из-за многочисленных грабежей путешественников.

Робин Гуд - настоящее имя разбойника. Правильно говорить - Робин Худ. В английской орфографии фамилия пишется, как Hood, а не Good. Дословный правильный перевод имени героя - Робин Капюшон, а не Робин Хороший. Есть сомнения и насчет имени грабителя. Фраза "Rob in Hood" дословно означает "грабитель в капюшоне". Непонятно, то ли имя Робин появилось из этой фразы, а то ли само слово от имени разбойника.

Соратники Робин Гуда носили зеленые одежды. Об одеждах зеленого цвета у разбойников часто упоминается в легендах. Одно из ранних сказаний повествует, как король специально переодел своих людей в зеленые цвета, приказав им пройтись по Ноттингему и выдавать себя за лесных братьев. Однако горожане не только не приветствовали "разбойников", но в гневе прогнали их. Это, кстати, красноречиво говорит о том, как народ "любил" Робин Гуда. Если он действительно боролся за справедливость и пользовался популярностью, то почему люди в зеленом поспешно убегали от горожан? Так легенда о зеленых одеждах разбойников обрела свою жизнь.

Шериф Ноттингемский был отъявленным злодеем. Из сказаний, романов и фильмов известно, что главным врагом Робин Гуда является шериф Ноттингемский. Этот служитель закона возглавлял лесников, стражников, дружил с церковью и знатью. Недобросовестный шериф обладал неограниченной сластью в этих местах. Вот только с Робин Гудом он ничего поделать не мог – на стороне того была смекалка, меткость и простой народ. Стоит понимать, что в средневековой Англии шериф был чиновником, боровшимся с преступниками. Должность эта появилась еще в X-XI веках. При нормандцах страну поделили на округи, в каждом из которых был свой шериф. Интересно, что они не всегда совпадали с графствами. Так шериф Ноттингемский присматривал еще и за соседним графством Дербишир. В сказаниях о Робин Гуде его главный враг – шериф, никогда не называется по имени. Среди прототипов называют имена Уильяма де Брюера, Роджера де Ласи и Уильяма де Венденаля. Шериф Ноттингемский существовал, но непонятно, кто им был в годы действия Робин Гуда. В ранних сказаниях шериф был просто врагом "лесной братвы" по роду своей службы, борясь со всеми разбойниками. Но позже этот персонаж оброс деталями, став настоящим отрицательным героем. Он притесняет бедняков, присваивает себе чужие земли, вводит новые налоги и вообще злоупотребляет своим положением. А в некоторых историях шериф даже домогается леди Мэриан и с помощью интриг пытается стать королем Англии. Правда, баллады высмеивают шерифа. Он выставляется трусливым глупцом, который пытается выполнить работу по поимке Робин Гуда чужими руками.

Сэр Гай Гисборн был реальным благородным персонажем и врагом Робин Гуда. Поведение сэра Гая Гисборна совсем другое, нежели у шерифа. Рыцарь в легендах предстает смелым и отважным воином, хорошо владеющим мечом и луком. В одной из легенд рассказывается, как Гай Гисборн вызвался за награду покончить с Робин Гудом, но в итоге сам пал от руки благородного разбойника. Не во всех историях этот рыцарь предстает благородным персонажем. Кое-где его называют жестоким кровожадным убийцей, легко переступающим через закон ради достижения своих целей. В некоторых балладах Гай Гисборн домогается девы Мэриан, а кое-где он даже выступает ее женихом. Необычен и внешний вид героя – он носит не обычный плащ, а шкуру коня. Но исторического такого персонажа вообще не существовало. Считается, что сэр Гай Гисборн был некогда героем отдельной легенды, которая позже слилась с историей о Робин Гуде.

Робин Гуд был героем-любовником. Среди друзей отважного разбойника называется лишь одно женское имя – девы Мэриан. А профессор английской литературы университета Кардиффа Стивен Найт вообще выдвинул оригинальную мысль. Он считает, что Робин Гуд и его друзья были компанией геев! В подтверждении этой смелой мысли ученый приводит весьма недвусмысленные части баллад. Да и в первоначальных историях о подруге Робин Гуда вообще ничего не говорилось, зато неестественно часто упоминались имена близких друзей – Маленького Джона или Уилла Скарлетта. И эту точку зрения разделяет профессор Кембриджа Барри Добсон. Он трактует отношения Робин Гуда и Маленького Джона, как очень неоднозначные. Борцы за права сексуальных меньшинств тут же подхватили эту теорию. Звучат даже голоса за то, чтобы историю о нетрадиционной сексуальной ориентации Робин Гуда непременно рассказывали детям в школе. В любом случае с репутацией героя-любовника у разбойника все далеко неоднозначно.

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Исторический прототип Робин Гуда

Вот уже 600 лет ученые ломают голову над тем, откуда же взялся всемирно-известный герой баллад, предводитель лесных разбойников Робин Гуд, а вернее - с кого он был срисован, и существовал ли он на самом деле. Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей - дворян и королевских угодников. Также в одном историческом документе сказано, что этот самый Роберт с 24 марта до 22 ноября 1324 г. работал швейцаром при дворе Эдуарда II - так что у него был шанс раскаяться, получить прощение и поступить на королевскую службу. Но к тому времени, когда это можно было сделать, Роберт Гоуд уже был тяжело болен, и в 1346 г. скончался в Кирклейском монастыре от кровопотери.

Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили.

В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. Множество альтернативных версий, где говорится, что Робин якобы являлся старшим сыном графа Хантингтонского, опровергает тот факт, что барды скорее стали бы сочинять баллады и воспевать не графского сына, а социально близкого им крестьянина, помогающего беднякам.

И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

Большинство исторических источников разделяются на два направления, по которым можно установить, по крайней мере, эпоху Робин Гуда. Одни полагают, что Робин появился при короле Эдуарде II или Эдуарде III (1307-1377 гг.), другие склонны считать, что он был современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199 гг.). Ясным остается одно: Робин Гуд - образ собирательный, скроенный из баллад и легенд разного времени и разных поколений.

Герой средневековой Англии

Неподалеку от города Ноттингема простирался Шервудский лес. Через него проходил проложенный еще римлянами Великий Северный Тракт — одна из главнейших дорог Северной Англии. В XI веке после завоевания Англии норманнами, новые правители жестко притесняли англосаксов и относились к ним с нескрываемым презрением. Достаточно сказать, что управляющие страной короли Нормандской и Анжуйской династии ни слова не знали из языка коренных обитателей Англии.

Англосаксы, разумеется, бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Главарем одной из таких банд и стал Робин Гуд. Его банда состояла из сотни доблестных вольных стрелков - борцов за идею. Некоторые стали такими же бессмертными фигурами в фольклоре, как и сам Робин Гуд. Например, заместитель атамана, здоровый громила по прозвищу Малютка Джон, коего Робин победил в знаменитом бою на палках у речного брода. А также тучный монах Тук - большой любитель выпить, закусить и подраться. И другие весьма колоритные персонажи - такие как Уилл Статли-Скарлетт, менестрель Алан-о-Дэйл, возлюбленная Робин Гуда Мэрион. Все они носили зеленые плащи и были отличными лучниками, «славными парнями», которые боролись за экономическую справедливость, отнимая деньги у монахов и землевладельцев и отдавая их нуждающимся.

Чтобы жить в лесу, надо чем-то питаться, а значит - охотиться. В средневековой Англии такая деятельность наравне с грабежом считалась преступной, вплоть до того, что браконьер, подстреливший оленя, обрекал себя на публичное повешение. Более мелкая дичь каралась пропорционально ее размеру - скажем, за кролика могли просто отрубить руку. Вся обитающая в лесу дичь принадлежала только королю, никто не имел права без разрешения там охотиться. Угодья короля охраняли специально назначенные лесничие, называя разбойников «наглой чернью», и старались отловить браконьеров при любом удобном случае.

Однажды Епископ решил прогуляться по Шервуду и наткнулся в лесу на банду Робина, где те беззаботно жарили оленину. Епископ не сразу понял, что перед ним - знаменитые разбойники, которых так давно разыскивает шериф, и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Любители повеселиться от души, Робин и его друзья, принялись разыгрывать из себя простых холопов, умоляя о пощаде. Когда же забава Робину надоела, он подал знак, и к ним на подмогу примчалась остальная шайка. Епископа взяли в заложники и заставили отплясывать джигу вокруг большого дуба. С тех пор этот дуб назывался «Епископский», а многие баллады рассказывают о королевских лесничих как об извечных врагах Робин Гуда.

Впрочем, лесничие не имели той власти, какой располагал шериф Ноттингемский, т.к. в средневековой Англии шериф являлся весьма значительной фигурой, сродни губернатору. Назначенный лично королем, шериф осуществлял всю военную, полицейскую, административную и судебную власть в графстве. Также он собирал налоги, часть из которых самовольно забирал себе. Король, разумеется, об этом не знал, а вот крестьяне и аристократия воспринимали его как своего естественного врага. Не говоря уже о преступниках из отряда Робин Гуда, которые измывались над чиновником как только могли.

Как-то раз шериф приказал повесить трех сыновей старухи-вдовы за то, что они подстрелили оленя в королевском лесу. Этот случай послужил Робину очередным поводом повеселиться. Переодевшись в одежду простого ремесленника, он поспешил в Ноттингем - на площадь, где должны были казнить браконьеров. Буквально за секунду до казни Робин затрубил в свой рог, на зов которого тут же прискакали все его друзья, отбив заключенных.

Шериф ничего не мог поделать с «проклятым разбойником». Как-то раз он даже пожаловался королю, пеняя на свое бессилие. Король дал ему мудрый совет - прибегнуть к хитрости, на что шериф придумал «коварное» мероприятие. Он объявил состязание по стрельбе из лука, в котором победитель получает стрелу из чистого золота. Как ни странно, Робин купился на нехитрый трюк и уже собирался отправиться в Ноттингем, когда Малютка Джон посоветовал ему сменить свой зеленый плащ на разноцветный. Приехавшего в таком наряде Робина шериф не узнал, позволив разбойнику благополучно выиграть состязание и скрыться в лесу вместе с золотым луком.

Очень часто в балладах повествуется о том, как Робин и банда вытряхивали мошну из жирных аббатов и монахов. Делалось это неспроста, ведь церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры.

И все же, почему говорят, что Робин был славным парнем? Он не питал лютой ненависти к дворянам и помогал даже им, если они оказывались в беде. Например, одному рыцарю пришлось заложить свое поместье местному аббату, и когда пришло время уплаты долга, он отправился в аббатство просить об отсрочке. Повстречавшись на дороге через Шервуд с Робином, который уже собирался ограбить его, рыцарь рассказал печальную историю о своей ситуации. Робин Гуд, приняв того за благородного человека, дал ему денег расплатиться с долгом, а остальная шайка поверх усыпала его подарками.

Даже в балладах существовало понятие бумеранга - добро от судьбы за сотворенное кому-то добро. Однажды на лесной дороге Робин Гуд повстречался с королем, который, по приданиям, «возвращался инкогнито из Крестового похода». То ли в схватке с королем, то ли в разговоре с ним, Робин сумел очаровать монарха настолько, что тот, вдоволь нахлебавшийся от шайки, простил им все прегрешения и принял к себе на службу.

Любовь и смерть Робин Гуда

В каждой истории должно быть место для любви, даже если это легенда о разбойнике и негодяе. Изначально лозунгом Робин Гуда и его единомышленников было не «грабить и убивать всех подряд», а только злых и зажиточных граждан, сделавших капитал путем воровства. Женщин это не касалось - они ни в коем образе не подвергались надругательствам или унижениям со стороны шайки. Однажды при очередном «налете» Робин повстречал Мэрион - знатную и непорочную девушку - и сразу полюбил ее. Долгое время выдавая себя за графа, Робин Гуд добивался ее расположения. Их чувства оказались взаимными, но вскоре герою пришлось вернуться в Шервуд к своим друзьям. Опечаленная разлукой Мэрион переоделась в мужское платье и отправилась искать возлюбленного. Случайно парочка повстречалась на лесной дороге, где Робин в темноте принял ее за богатого путника и решил обчистить. Мэрион также не узнала в грабителе своего суженого и принялась лихо защищаться. Робин Гуд был приятно удивлен такой активной атакой и предложил заключить мир. Вскоре недоразумение разъяснилось, и они счастливо зажили в лесу.

Подвиги Робин Гуда и его разбойников еще какое-то время продолжали шокировать королевство, однако через несколько лет, как сказано в балладах, энергичный и веселый герой почувствовал недомогание. Драться ему уже было не по плечу, руки ослабели. Поскольку в те времена медицины еще не было, он решил обратиться за помощью в Кирклейский монастырь, обитательницы которого славились искусством «отворять кровь». В средние века это считалось чуть ли не единственным и лучшим средством от любых тяжких болезней.

Монахини, то ли из злого умысла и заговора, либо из обычной неосмотрительности, выпустили из жил Робина столько крови, что он остался едва жив. Окончательно поняв, что ему пришел конец, Робин затрубил в свой рог, и Малютка Джон примчался за ним. С помощью верного друга герои возвращаются в лес, Робин Гуд в последний раз натягивает тетиву и пускает золотую стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет. Так, по легенде, с достоинством и смирением Робин ушел из жизни в мир иной.

После завершения истории Робин Гуда в Англии еще долго существовал майский праздник в его честь, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством.


С самого детства героем для многих был и остается Робин Гуд (англ. Robin Hood (а не «good» — «хороший»; «hood»- «капюшон», имеет смысл «скрывать (накрыть капюшоном)», «robin» может переводиться как «малиновка») - благородный предводитель лесных разбойников из средневековых английских народных баллад, согласно им Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике, а личность прототипа этих баллад и легенд не установлена.
В издании поэмы Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», (1377 г.), есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник.

Было установлено несколько реальных исторических личностей , которые могли послужить прототипом легендарного Робина. В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга — повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг.

Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий осложняется еще и тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой проблемой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, — писал Боуэр, — знаменитый грабитель Робин Гуд… стал пользоваться большим влиянием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за участие в восстании». Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был изобретен во времена восстания де Монфора.

В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель легендарного имени были к этому времени уже хорошо известны. Склонные искать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда — арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в следующем году король Эдуард II посетил Ноттингем и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяцев.

Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то получается, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Однако, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правление которого пришлось на последнее десятилетие XII века - именно эта версия в художественном изложении Вальтера Скотта, в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. С тех пор как 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве прототипа одного из персонажей романа «Айвенго», благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде, а в XIV веке, их было всего четыре:

В первой новелле Робин одалживает деньги и своего верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату.



Во второй — хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине стража порядка — Шервудском лесу.


В третьей — Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу.


художник Daniel Content Published by Rand McNally & Co ~ 1928


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

В четвертой - заключительной части баллады, опубликованная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

В ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века.


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932:


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды,


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

А брат Так (бродячий монах, веселый толстяк), появляется в значительно более поздней версии. Да и сам Робин из йомена (свободным крестьянина) со временем перевоплотился в знатного изгнанника.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow), или Паком (англ. Puck) — лесным духом в фольклоре фризов, саксов и скандинавов.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд есть «чистое создание народной музы». И, по словам М. Горького -"...поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому" (предисловие к сб. "Баллады о Робин Гуде", Пг. 1919, стр. 12).


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

БАЛЛАДА О РОБИН ГУДЕ
(пер. И. Ивановского)

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,
И Робин Гуд исчез -
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

Любой без промаха стрелял,
Шутя владел мечом;
Вдвоем напасть на шестерых
Им было нипочем.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Там был кузнец, Малютка Джон -
Верзила из верзил,
Троих здоровых молодцов
Он на себе возил!

Уже почти 700 лет существует легенда, повествующая о благородном разбойнике. Он грабил богатых, а отобранное у них добро раздавал бедным. Этот человек возглавлял шайку "работников ножа и топора", насчитывающую более сотни человек. Обитали отчаянные люди в Шервудском лесу (графство Ноттингемшир) и доставляли много хлопот нечестным, жадным и алчным гражданам.

Робин Гуд (Robin Hood) - так звали легендарного героя, радеющего о благе простых и честных людей. О нём написано столько хвалебных баллад, что невольно начинаешь верить в реальность этой личности. Но жил ли благородный разбойник в действительности или легенды о нём - красивый миф, не имеющий ничего общего с подлинной жизнью?

Во второй половине XV века неизвестный автор написал 4 баллады, посвящённых отважному предводителю лесных разбойников. В первой балладе повествуется о том, как Робин помогает бедному рыцарю, разорённому жадным аббатом. Бедняге одалживается большая сумма денег, а в помощь даётся верный оруженосец благородного главаря разбойников Маленький Джо. Это был огромный детина, наделённый немереной силой. Естественно, рыцарь мстит жадному аббату, и добро торжествует.

Вторая баллада посвящена конфликту между шерифом из Ноттингема и благородным разбойником. "Романтики с большой дороги" устроили охоту на оленей в землях шерифа, а потом с помощью хитрости пригласили на пир и самого грозного стража порядка.

Третья баллада рассказывает о встрече Робина с королём Эдуардом. Тот тайно приезжает в Ноттингем, чтобы инкогнито провести расследование нарушений законности местными властями. Защитник бедных и гроза богатых поступает на службу к королю и присягает ему на верность.

Четвёртая баллада самая печальная. В ней рассказывается о смерти благородного разбойника. Он опять начинает заниматься опасным промыслом, но простывает и отправляется в Кярклейское аббатство, чтобы пройти курс лечения. Однако коварная настоятельница лечит его пиявками. Те сосут кровь, благородный разбойник слабеет день ото дня и, в конце концов, умирает.

Такова вкратце суть преданий о мужественном человеке, верно служившем простым людям. Таких баллад было написано великое множество. Робина представляют гордой и независимой личностью, выступающей против богачей, угнетающих народ. В то же время благородный разбойник был верен королю и почитал церковь. Возле него всё время находился весёлый и добрый монах по имени Так.

Что касается происхождения славного героя, то одни считают его свободным крестьянином, другие полагают, что он был мелким дворянином. Жену звали Мэриан, впрочем, она могла быть и не женой, а просто боевой подругой.

Специалисты изучили реестры переписи населения Англии в период с 1228 по 1230 год. В этих списках был найден человек по имени Робин Гуд, который числился в розыске за преступления. Это время примечательно народными волнениями. Возглавлял их некий Роберт Твинг. Под его руководством повстанцы грабили монастыри, а изъятое зерно раздавали малоимущим крестьянам.

Некоторые историки склоняются к мнению, что легендарным разбойником являлся Роберт Фитцуг. Родился он примерно в 1170 году, а почил ориентировочно в 1246 году. Этот человек был потерявший все свои богатства граф Хантингтонский. По-сути, он являлся мятежным аристократом, но почему-то не выступал против короля, а лишь оказывал противодействие знатным вельможам.

Таким Робина Гуда представляют в Голливуде

Кто сидел на королевском троне во времена деятельности благородного разбойника? Если опираться на баллады и легенды, то можно найти имена нескольких коронованных особ. В частности это Генрих III (1207-1272). Во время его правления в 1261 году разразилась гражданская война. Во главе мятежников встал граф Симон де Монфор (1208-1265).

Вначале восставшие одержали победу с установлением диктатуры мятежного графа, но затем Генриху III в 1265 году удалось вернуть себе власть. Однако часть восставших не склонила головы перед королём. Дворяне ушли в леса и стали разбойниками. Среди них был и наш славный герой. Король отобрал у него всё, но не смог забрать благородного сердца. Некоторые исследователи считают, что тот мужественный дворянин из XIII века и стал героем баллад и легенд.

Робина Гуда также связывают с графом Томасом Плантагенетом Ланкастером (1278-1322). Тот выступил против короля Эдуарду II (1284-1327) и возглавил баронскую оппозицию. Причиной неприязни стало то, что графа не назначили главным советником при дворе. В 1322 году возник мятеж. Он был жестоко подавлен, а самого Ланкастера обезглавили.

Часть мятежников король помиловал. Одним из них был человек с легендарным именем. Его взяли на службу при дворе и дали чин камердинера. В течение года этому господину аккуратно выплачивали жалованье. Затем новоиспечённый камердинер пропал, и что с ним стало дальше - неизвестно. Вполне возможно, что по ряду причин он стал благородным разбойником.

Если рассматривать Эдуарда II как основную королевскую фигуру, то можно предположить, что "романтик и бессребреник с большой дороги" творил благие дела в период с 1320 по 1330 годы. Однако знаменитый писатель и историк Вальтер Скотт (1771-1832) изобразил образ благородного разбойника в своём романе "Ричард Львиное Сердце". Этот английский король жил в период с 1157 по 1199 годы. А это указывает на более ранние сроки существования Робина Гуду, а точнее на конец XII века.

В наше время многие исследователи полагают, что яркая и загадочная личность представляет собой сборный образ. То есть не было конкретного человека, а была лишь народная мечта о справедливом и честном герое-разбойнике. Это чисто народное творение, рождённое в среде простых людей. Так как образ был необыкновенно интересным и романтичным, то стал популярен среди поэтов и романистов. Творческие натуры превратили его в некий символ извечной борьбы добра со злом. Именно поэтому он и остаётся не только популярным, но и актуальным уже несколько столетий .

Лучшие статьи по теме