Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Минкульт вышел из состава организаторов «Золотой маски.

Национальной театральной премии за сезон 2011-2012 годов. Фестиваль, который в марте 2013-го пройдет в девятнадцатый раз, меняется — впервые среди номинаций появилась "роль второго плана", а при дирекции — правление. Тем не менее "Маска" как главная театральная премия страны всегда вызывает вопросы - к составу жюри, к результатам, к качеству конкурсных спектаклей. После оглашения результатов работы экспертного совета на сайте СТД появилась информация о том, что жюри было сформировано без согласования с секретариатом театрального союза. Об этом и не только мы поговорили с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной. Беседовала Анна Банасюкевич.

- В каком состоянии подошел фестиваль к сегодняшнему дню и что нового?

— "Золотая Маска" - это живая и постоянно меняющаяся история, это зеркало российского театра. Фестиваль и его проекты отвечают на запросы времени, не только отражают ситуацию в театральном искусстве как таковом, но и передают настроение общества, транслируют саму интонацию окружающей жизни. Стержень всего, что объединено под словосочетанием "Золотая Маска", - это институт Российской национальной премии и Фестиваля. "Золотая Маска" имеет две неизменяемые основы - экспертный совет и жюри. Экспертизу осуществляют критики, театроведы, то есть аналитики. Решение о награждении принимают представители всех театральных профессий. Это то, что в нашей работе неизменно.

— Состав жюри должен быть ротирован на 2/3, но обычно в жюри никто из прошлого сезона не переходит. В Положении о Премии прописано, что ни создатель, ни участник спектакля не могут работать в жюри. То есть в жюри могут войти люди, которые работают в театре, продукция которого номинирована на "Маску" - трудно отсечь чуть ли не все ведущие театры и ограничиться строго теми, кто не попал в список номинантов. С председателем жюри мы пытаемся договариваться заранее, потому что обычно у главных режиссеров, хореографов, дирижеров жизнь расписана на год вперед. Так как у Валерия Фокина не оказалось никаких премьер в прошлом сезоне, мы его пригласили. Он не сразу дал согласие, но потом сказал, что ему это интересно. Когда человек попадает в жюри, он видит срез того, что случилось интересного в театрах России за сезон. Фокин не является создателем спектакля "Гедда Габлер", его поставил Кама Гинкас, то есть все пункты Положения соблюдены. Фокин - значительный режиссер и, как всем известно, личность независимая. Уверена, он не будет лоббировать свой театр из корыстных соображений. В любом случае, в ситуации, когда в жюри есть человек, работающий в театре, продукция которого номинируется, он не может голосовать за свой театр. То же самое и в экспертном совете.

- Какие имеет полномочия председатель жюри по сравнению с рядовыми членами жюри?

— Председатель жюри имеет два голоса при спорных решениях. Если жюри голосует, и голоса раскладываются 50 на 50, то председатель жюри имеет право прибавить свой голос к какому-то мнению, которое он считает разумным. Никакого особого давления оказывать он не может, а профессиональным авторитетом обладают все члены жюри. И все эти разговоры - что если бы был другой председатель, то был бы другой результат, не имеют под собой почвы. Если членов жюри 15, то один председатель ничего не изменит.

- Существуют какие-то критерии отбора спектаклей у экспертного совета?

— Только художественные критерии. Больше никаких. В Москве все спектакли смотрятся "вживую". Что касается спектаклей из регионов, то от театров мы получаем диски, причем просим сделать обычную запись, как можно более простую и адекватную, как будто бы человек смотрит из зала, трейлеры не принимаем. Если после просмотра записи экспертный совет признает спектакль интересным, то несколько человек летят в город и смотрят. Если их мнения будут разными, тогда летят следующие. Эксперты отнюдь не единомышленники, но когда они работают, они понимают, что им нужно сформировать афишу, по которой было бы понятно, почему именно эти спектакли попали в нее.

СТД предъявил претензии к дирекции фестиваля, что состав жюри не согласован с секретариатом?.. Что будет дальше?

— Это отчасти справедливый упрек в наш адрес, это наш промах, хотя, конечно, мы сделали это не специально. Ситуация такова: с каждым годом все сложнее арендовать московские площадки для привозных спектаклей. С музыкальными театрами надо договариваться за 1,5 года. И в Большом, и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко все расписано. В связи с этим иногда мы вынуждены уже в январе показывать какие-то спектакли. Мариинку всегда привозим раньше по тем же причинам - график театра крайне плотный. Из-за этого и жюри порою вынуждено начинать работать раньше, чем открывается фестиваль, то есть смотреть спектакли в январе-феврале. Следовательно, необходимо уже в ноябре объявить номинантов и жюри, собрать пресс-конференцию. Всегда мы решали эту проблему в рабочем порядке. В этом году та же история. Мы разослали проект состава жюри по 31 адресу - в комиссии, в кабинеты СТД, но сделали ошибку - не отправили председателю Союза . Потом он уехал в командировку на 10 дней, и получилось так, что мы огласили состав жюри, не согласовав его с секретариатом, нарушили процедуру. Сейчас секретариат оставляет за собой право внести изменения в состав жюри - об этом станет известно 10 декабря.

- Зачем "Золотой Маске" понадобилось правление?

— Дирекция фестиваля "Золотая Маска" — это автономная некоммерческая организация, юридическое лицо. Высший орган нашего фестиваля - президент, но в свое время поменялся закон об автономных некоммерческих организациях и мы обратились в секретариат СТД с тем, чтобы поменять устав - это было в 2011 году. Теперь высшим органом управления становится правление, в которое входят Константин Райкин, Игорь Костолевский и президент фестиваля Георгий Тараторкин. Единственная цель правления - представительская. Для того, чтобы работать со спонсорами, в регионах, на каких-то отдельных проектах, необходимы люди, которых знают и ценят. Правление имеет отношение только к дирекции "Золотой Маски", к нашим проектам, но не к деятельности фестиваля в целом, не к отбору спектаклей или к формированию афиши.

- Отменят ли когда-нибудь номинацию "Эксперимент"?

— В свое время эта номинация называлась "Новация", а переименовали, потому что понятие "новация" - крайне спорное и, по существу, его можно отнести к любому интересному спектаклю. Номинация "Эксперимент" существует потому, что есть жанр драмы, есть кукольный театр, есть балет, опера, мюзикл, но появляются перформансы, какие-то другие театральные действа, которые нельзя подвести ни под один существующий жанр. Например, театр АХЕ - это и не драма, и не музыка. К какой номинации отнести их спектакль? Номинация "Эксперимент" - это всегда сложный, но и интересный театроведческий вопрос. Необходимо, чтобы театроведы нашли подходящую терминологию для этого- нового — театра.

Каким образом вы совмещаете должности гендиректора "Маски" и директора Театра Наций? И не повлияет ли это на отбор спектаклей для фестиваля?

— Ни в коем случае. Могу назвать несколько подобных примеров. Президент нашего фестиваля - актер театра имени Моссовета, он никогда не лоббировал интересы своего театра. Председатель СТД - художественный руководитель театра Et Cetera, и я ни разу в жизни не слышала, чтобы Калягин пытался лоббировать спектакли своего театра. Что касается моего случая, то я работаю в Театре Наций как директор, и к зоне моей компетенции относятся административная, хозяйственная и финансовая работа. Я не отвечаю за репертуарную политику театра, не берусь анализировать спектакли, которые там выходят. У театра есть проекты, в том числе такие, как фестиваль "Территория", фестиваль театров малых городов, предстоит реализация проекта Театрального квартала - все это относится к организационной работе, которой и занимаюсь. Так же и в "Маске". Никакого влияния на работу экспертов и жюри я никогда не оказывала и не буду, моя задача в другом - стремиться к тому, чтобы "Маска" эффективно работала, чтобы в финансировании фестиваля участвовали не только министерство культуры и правительство Москвы, но и спонсоры. Так что две мои должности никак между собой не связаны, а закон разрешает совмещение, я же не являюсь госслужащим.

/. Фестиваль спектаклей-номинантов Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в 24-й раз стартует во вторник в Москве. Первым покажут балет «Золушка» Пермского театра оперы и балета на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщили ТАСС в пресс-службе «Золотой маски».

"Первым в борьбу за награды вступит балет «Золушка» Пермского театра оперы и балета, который выдвинут на премию в восьми основных номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера» - Теодор Курентзис , «Лучшая работа хореографа» - Алексей Мирошниченко Альона Пикалова , «Лучшая работа художника по костюмам» - Татьяна Ногинова , «Лучшая работа художника по свету» - Алексей Хорошев, «Лучшая женская роль в балете» - Инна Билаш , «Лучшая мужская роль в балете» - Никита Четвериков ", - отметили в пресс-службе.

Собеседница агентства проинформировала, что следующим покажут «Губернатор» БДТ им. Г. А. Товстоногова, номинированный как «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера» - Андрей Могучий , «Лучшая работа художника» - Александр Шишкин , «Лучшая работа художника по свету» - Стас Свистунович, «Лучшая мужская роль в драме» - Дмитрий Воробьев . Показ спектакля состоится 7 и 8 февраля на сцене МХТ им. Чехова.

В февральской афише фестиваля также значатся «Клетка» (Большой театр), «Cantos» Пермского театра оперы и балета, «Времена года» (Мариинский театр), «В гостях Европа» (Фестиваль «Территория» и «Rimini Protokoll», Германия), «Кузмин. Форель разбивает лед» (Гоголь-центр), «Билли Бадд» (Большой театр), «Ахматова. Поэма без героя» (Гоголь-центр).

"Февраль - это только начало фестиваля «Золотая маска», который продлится до 15 апреля, когда будут определены победителя конкурса", - добавили в пресс-службе. Конкурсные спектакли вместе со зрителями, согласно традиции, смотрят жюри, которых на «Золотой маске» два. Жюри драматического театра и театра кукол в этом году возглавил режиссер, народный артист Латвии, лауреат Государственной премии РФ Адольф Шапиро . Председателем жюри музыкального театра стал главный дирижер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», приглашенный дирижер Мариинского и Михайловского театров, народный артист РФ Павел Бубельников .

Всего 66 спектаклей

"Доля театров из российских регионов, как и в предыдущие годы, составляет почти половину от общего числа номинированных (44%). География фестиваля продолжает расширяться: в 2018 году в конкурсную программу вошли новые города: Лесосибирск, Альметьевск и Махачкала", - отметила Ревякина.

"Конечно, в конкурсной программе представлены спектакли главных театров страны, - продолжила она, - это и БДТ им. Товстоногова, и МДТ-Театр Европы Льва Додина , МХТ им. Чехова, Александринский театр, Театр им. Вахтангова и другие. Но с ними на равных в конкурсе выступают, например, театр «Олонхо» из Якутска, который всегда поражает театральной самобытностью, Башкирский театр им. Гафури из Уфы, чей спектакль «Антигона» один из самых номинированных в конкурсе: шесть главных номинаций - работа режиссера, художника, женская и мужская роль, а также женская и мужская роль второго плана. Шесть номинаций также у спектакля «Гроза» впервые участвующего в конкурсе Молодежного театра из Краснодара. "

Ревякина назвала отрадным тот факт, что на конкурс снова попадают в небольшие театры, уже побывавшие ранее на «Золотой маске»: Театр «Грань» из Новокуйбышевска, театр драмы им. Чехова из города Серова. В 2018 году поставлен очередной рекорд в номинации «работа режиссера в драме», где представлены 29 человек.

Что касается конкурса музыкальных театров, то в нем, по словам Ревякиной, есть все постоянные участники: Большой театр, Мариинский, театры из Перми, Екатеринбурга, Москвы. Новый участник конкурса (был один раз в конкурсе в 1996 году) - Воронежский театр оперы и балета, который представляет оперу «Родина электричества».

"Золотая маска" не только конкурс, - подчеркнула Ревякина, - я имею в виду внеконкурсную программу, которая включает в себя проекты «Маска Плюс» и «Детский Weekend». В феврале-марте 2018 года во внеконкурсной программе будут показаны 19 спектаклей из 12 городов России: Екатеринбург, Казань, Канск, Лесосибирск, Москва, Новокуйбышевск, Новосибирск, Пермь, Санкт-Петербург, Серов, Хабаровск, Шарыпово".

По словам Ревякиной, «в „Маске Плюс“ участвуют яркие, нестандартные работы из городов России, созданные талантливыми артистами, молодыми режиссерами, выпускниками театральных вузов, свободными театральными труппами, студиями. „Маска Плюс“ демонстрирует зрителям и специалистам разнообразие современного театра, живущего и развивающегося за пределами столиц и известных культурных центров».

Проект «Детский Weekend» адресован детской и подростковой аудитории от двух до 16 лет. Его цель - представить самые интересные, по мнению ведущих театральных критиков и специалистов, постановки для детей и юношества. «Прошлый Детский Weekend у нас получился по-хорошему традиционным: в программе было много сказок, народных и авторских, ярких стилизаций под фольклор и классического театра кукол. В этом году мы решили кардинально сменить вектор и отметить экспериментальные, поисковые работы, которых в нашем консервативном детском театре совсем мало - и тем они ценнее», - заявила Ревякина.

Очевидно, что с современными детьми, растущими в цифровую эпоху, невозможно разговаривать на том же языке, что и 20-30 лет назад. В нашей программе будут спектакль-комикс, спектакль-чат, спектакль-лекция, спектакль-мокьюментари. Где-то дети смогут вволю побеситься и покидаться подушками, а где-то - принять участие в действии с помощью своего мобильного телефона, рассказала собеседница агентства.

"Золотая маска в городе" - один из самых популярных проектов фестиваля. Наши уличные спектакли и выставки каждый год посещает до 2 млн человек. В 2018 году мы продолжим удивлять москвичей неожиданными выступлениями театров-номинантов «Золотой маски» в самых разных местах, заверила гендиректор фестиваля.

Проект «Золотая маска в кино» в 2018 году будет проведен в четвертый раз, и каждый год мы с радостью отмечаем возрастающий зрительский интерес, сказала Ревякина, добавив, что в афишу кинопрограммы включены спектакли «Иванов» Театра Наций и «Барабаны в ночи» Театра им. Пушкина.

Трансляции в интернете

"Программу «Золотой маски» в кинотеатрах страны мы впервые решили дополнить трансляциями спектаклей-номинантов в интернете. Благодаря новому проекту «Золотая маска онлайн», значительно возрастет аудитория фестиваля и вовлеченность зрителей по всему миру в общий фестивальный процесс. Прямые трансляции в рамках проекта «Золотая маска онлайн» пройдут на главной странице поискового портала "Яндекс" , а в программу включены конкурсные спектакли «Губернатор» БДТ им. Г. А. Товстоногова в постановке Андрея Могучего, «Дядя Ваня» Театра им. Ленсовета в постановке Юрия Бутусова и опера «Чаадский» театра «Геликон-опера» в постановке Кирилла Серебренникова ", - сообщила Ревякина.

Гендиректор «Золотой маски» озвучила еще одну новость. Премия впервые за свою историю проведет две церемонии награждения.

"В этом году мы впервые решили провести две равноценные церемонии награждения, отдельно выделив лауреатов премии в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России», - сказала Ревякина. - Речь идет о людях, которых знает вся страна и которые, бесспорно, заслужили особого почета и внимания".

Москвичи и гости столицы впадут в очередную "золотую лихорадку", перебегая от программы "Этнический театр" к программе "Детский Weekend", от шедевров европейского театра к новинкам регионов, от шумных хитов питерской сцены к новациям сцены московской.

Фантастическую "Королеву индейцев" Пермского театра оперы и балета в постановке Петера Селарса и Теордора Курентзиса фестивальная публика уже посмотрела.

В этом году "Золотая маска" станет десятым фестивалем ее директора Марии Ревякиной, с этого мы и начали наш с ней разговор.

Маски мирового театра

С вашим приходом в дирекцию фестиваля появилось множество новых проектов. Вот один из них - международная программа, которая называлась раньше "Легендарные спектакли ХХ века", а теперь сменила свое громкое имя на функциональный "Контекст". В связи со сложностями валютного курса и международной политики она может оказаться под угрозой. Что вообще будет с международными проектами "Золотой маски"?

Мария Ревякина: Все наши зарубежные проекты всегда финансировались на паритетной основе. Мы никогда не брали на себя полностью финансирование приезда зарубежных коллег. Как правило, у нас два, максимум три спектакля, которые мы привозим. В этом году есть спектакли внеконкурсных программ из Словакии, Норвегии и Германии. Но, к счастью для нас, все эти страны частично вкладываются в проект. Мы берем на себя только их проживание здесь. Поэтому на нас ложится меньшая нагрузка. Но, конечно, это проблема.

- То есть вы надеетесь, что международная программа не пострадает?

Мария Ревякина: Я не знаю. Ведь это не только связано с курсом евро и доллара, но и с политической ситуацией. На прошлую "Маску" никто не отказался приехать, хотя многие уже в Россию не приезжали. В этом году пока никто не отказался. В программе "Контекст" будет выдающийся немецкий режиссер Хайнер Геббельс и его спектакль "Когда гора сменила свой наряд", сделанный в сотрудничестве со Словенским девичьим хором.

Но вот по Театру Наций, где я тоже являюсь директором, эта ситуация ударила сильно. У нас есть два очень крупных проекта: один - с Люком Бонди, художественным руководителем театра "Одеон", который ставит "Иванова", второй - "Сказки Пушкина" в постановке Роберта Уилсона. Все это очень большие затраты и очень большие постановочные команды. Вот мы обсуждаем это с Евгением Мироновым и с ужасом видим, как наш бюджет превращается в гигантские цифры. Но мы должны сделать все, чтобы эти проекты состоялись, несмотря ни на что. И очень надеемся на поддержку наших партнеров и спонсоров.

Опасный контекст

На Культурном форуме в Петербурге вы с Валерием Фокиным возглавляли большой "круглый стол". Были ли там идеи, позиции, которые вам показались особенно значимыми?

Мария Ревякина: Наши разговоры вращались вокруг того, чем должен сегодня привлекать театр. Некоторые режиссеры говорили о том, что нужно зрителя радовать сказкой, что театр - это место отпущения грехов. Но мне были интересны выступления Евгения Марчелли и Марата Гацалова, Михаила Бычкова и экстравагантного Андрея Жолдака, для которых важно донести до зрителя опыт сегодняшнего человека, всю меру его падений и взлетов, ценна сама возможность показать, как человек прекрасен в преодолении вызовов современного мира.

Мне очень понравилось выступление Лены Крейдлиной из театра "Гешер" (Израиль). Она говорила о том, что их страна давно живет в условиях санкций, но они сохраняют все, что можно сохранить в международных культурных проектах.

"Золотая маска", кстати, последние два года проводила в Израиле свои фестивали, несмотря на военные действия. Это всегда были переполненные залы, потому что интерес к российскому театру там огромен. В этом году, когда играли "фоменки", началась бомбежка, и все зрители быстро и совершенно привычно встали вдоль стен (говорят, что самое страшное, когда крыша падает и всех накрывает), а потом все вновь вернулись на свои места.

Когда несколько лет назад были неприятные события в Таллине с переносом памятника советскому солдату, мы страшно волновались: в течение 10 лет "Золотая маска" проводила там фестивали лучших российских спектаклей и как раз готовилась к очередному десанту. Мне позвонила их министр культуры и сказала: "Мария, ни о чем не беспокойтесь. Мы вас ждем. У нас все билеты проданы, приезжайте".

- Чем вы особенно гордитесь?

Мария Ревякина: Нам удалось в 2011 году привезти в Москву польский театр, и, пожалуй, я не помню за эти годы лучшего международного проекта: это были спектакли замечательных режиссеров, это были потрясающие споры и дискуссии о месте и смысле театра для наших культур и стран. Поляки показали нам пример того, как театр может отражать самые трудные и мучительные проблемы общества, преодолевая собственные границы и предрассудки.

В 2013 году нам удалось привезти (уже по выбору поляков) свои спектакли в Варшаву. В 2015 году мы вновь надеемся представить в рамках "Маски" обзор новейших польских спектаклей в Москве, а в 2016-м - российских спектаклей в Польше.

Тайны экспертизы

- "Золотая Маска" в этом году ввела лонг-лист. Зачем?

Мария Ревякина: Каждый год у нас работает два экспертных совета. Обычно по 9-10 человек в драматическом и музыкальном театре. В России 600 театров, умножьте их на пять премьер в год - примерно таково количество выпускаемых ежегодно спектаклей. Театры сами выбирают из своих премьер то, что они считают достойным, и присылают нам диски. Просмотрев их, эксперты говорят, что интересно и куда надо ехать. Потому что отбор может быть сделан, только если критик смотрит спектакль вживую. В прошлом году это было 767 спектаклей на два экспертных совета. В этом году - 636.

В июне прошлого года мы собрали около 60 наших экспертов, которые работали в разные годы в "Маске", мы спорили о принципах отбора, о том, что считать профессионализмом в театре, о критериях и планке фестиваля. В итоге мы единогласно сошлись на том, что нужен лонг-лист как показатель всего самого интересного, что произошло за театральный сезон в России. Поэтому в этом году экспертный совет вначале долго и мучительно голосовал за лонг-лист. Отобрали 180 спектаклей, из них потом составили конкурсную афишу, 55 спектаклей.

Лонг-лист для нас важен, потому что регионы будут теперь иметь внятный критерий. Вот и в проекте "Основ государственной политики в области культуры" наконец появилось положение, по которому работу театров должны характеризовать все-таки качественные критерии.

- Раньше были количественные?

Мария Ревякина: Ну да! Гоните количество спектаклей, чем больше играете, тем лучше. А теперь лонг-лист для местных министерств и комитетов по культуре может стать критерием качественной оценки работы театров.

Один из острых вопросов, возникающих всегда: эксперты субъективны, каким образом "Маска" может претендовать на статус национальной премии?

Мария Ревякина: У каждого из девяти экспертов свой субъективный взгляд и свои пристрастия. Но по мере того, как они отсматривают срез театрального сезона, становится очевидным, что именно интересней и почему. В итоге они все равно приходят коллегиально, открытым голосованием, к формированию единой афиши. Везде, где есть конкурс, будут обиды. Чем больше театр получал номинаций в предыдущие годы, тем, как ни странно, больше обид. Но "Маска" - это не индульгенция, не пропуск в рай, а просто срез театрального сезона.

- Порой недоброжелатели говорят, что экспертов подкупают.

Мария Ревякина: Это абсурд! Составы экспертных советов ежегодно ротируются в соответствии с Положением о фестивале. Но есть другая проблема, и огромная: сокращаются театроведческий и музыковедческие факультеты, профессия критика начинает терпеть крах. В рамках нашего проекта "Институт театра" мы инициировали появление лаборатории по театральной критике. Анна Гордеева ведет секцию балетных критиков, Петр Поспелов будет вести оперный класс. Если сейчас ситуация в вузах будет улучшаться, театроведческие факультеты не ликвидируют, то мы будем иметь пополнение профессиональных журналистов в экспертных советах. Не мне вам говорить о том, что сокращаются культурные полосы в газетах. В Петербурге на форуме мы провели презентацию первого тома книги "Новая русская музыкальная критика", которую выпустили вместе с издательством НЛО, Ириной Дмитриевной Прохоровой и авторами Павлом Гершензоном и Ольгой Манулкиной. Это целая антология статей 1992-2003 годов. Первый том посвящен опере. На презентации все говорили о том, какое это было время расцвета, были толстые журналы, полосы в газетах, целые программы на радио, был профессиональный разговор об искусстве и театре. Авторы сборника привлекли к созданию книги своих студентов, которые сами отбирали статьи. Это так интересно, и мы хотим как можно скорее выпустить второй том, посвященный балету.

Профессионалы профессионалам

Какой мировой театральный фестиваль вам кажется интересным и почему?

Мария Ревякина: Из крупных фестивалей Эдинбургский, Авиньонский. Правда, конкурсов там нет. В Экс-ан-Провансе, в Лионе фестивали музыкальных театров. Это самые крупные и самые интересные.

- Но конкурсов там нет.

Мария Ревякина: Конкурсов нет на больших фестивалях. Но мне кажется, для России очень важно, что в 1993 году Михаил Александрович Ульянов, Владимир Георгиевич Урин придумали этот фестиваль под девизом "Профессионалы профессионалам": сегодня в жюри сужу я, завтра ты судишь меня. Для такой страны, как наша, очень важно формирование общенационального театрального контекста. В то же время это выявление тенденций, новых имен. После завершения фестиваля мы проводим гастроли спектаклей лауреатов и номинантов в 6-7 разных городах России, и для нас это важнейшая просветительская задача - и для зрителей, и для наших коллег в региональных театрах.

- А эти гастроли по стране кто оплачивает?

Мария Ревякина: Министерство культуры и регион. Мы едем только тогда, когда есть паритетное финансирование. Мы не продаем билеты и не имеем отношения к ценовой политике в регионах - для того, чтобы цены были соответствующие региону и чтобы могли прийти те люди, которые реально хотят. В регионах всегда забитые залы, зрители "висят на люстрах", потом происходят встречи с актерами, мастер-классы. Мы делаем эту программу с 2000 года и считаем ее важнейшей для себя. В следующем году мы везем "Маску" в десять городов страны - "Лучшие спектакли в городах России".

Есть ли статистика по тому, какие регионы и как вовлеклись? За 10 лет была ли задача отследить динамику роста заинтересованности городов в проектах "Маски"?

Мария Ревякина: Конечно, есть такая статистика: за 14 лет у нас прошло 63 региональных фестиваля в 30 городах России, более 400 показов лучших спектаклей "Маски". Театральные города, такие как Омск, Новосибирск, Екатеринбург, регулярно хотят, чтобы "Маска" приезжала. В Петербурге мы раз в пять лет бываем. Сейчас в Петербурге был разговор, что за последние 5 лет прошла целая театральная эпоха и что надо чаще привозить спектакли, пока они живы. Если нас поддержит петербургское правительство, то мы будем приезжать раз в три года.

Появились на карте такие новые города, как Череповец, где очень активно работает "Северсталь". Это довольно сложный город с рабочим населением, и его руководство старается сделать так, чтобы люди не уезжали, чтобы были заняты чем-то еще, кроме спорта. Я помню наш первый фестиваль в Череповце, как собирали людей, а на второй уже билетов не было. Теперь и вовсе билеты раскупают в день начала продажи. Петрозаводск очень активным стал. Ульяновск, там замечательный министр культуры Татьяна Александра Ившина. В 2014 году мы впервые показали спектакли в Архангельске, Южно-Сахалинске, Липецке и Пскове. Для любого региона очень важно, когда приезжает "Маска".

- А какие новые города попадают в "Маску"?

Мария Ревякина: В конкурсной афише в последние годы появились, например, Лысьва, Рязань, Прокопьевск, Астрахань, Зеленоград, Ханты-Мансийск. Я вижу тут влияние нескольких фестивалей, не только "Маски". Например, фестиваль малых городов, который организует Театр Наций, проводит лабораторию в этих театрах, куда привозят режиссеров, они ставят спектакли, делают вербатимы. И вот мы уже видим, что спектакли из малых городов России стали отбираться экспертами. Это говорит о том, что происходит взаимное "опыление" или, как говорит наш эксперт Олег Лоевский, "заражение воздушно-капельной инфекцией", и наша театральная география постоянно расширяется.

Маска и дети

- Поговорим о "Маске Плюс". Плюс к чему?

Мария Ревякина: Плюс ко всей конкурсной программе. Сейчас это 22 спектакля, помимо конкурса, из самых разных отдаленных городов, это участники и победители многих российских театральных фестивалей. Кураторы "Маски Плюс" собрали программу этнических спектаклей, спектаклей, говорящих о современности и постановок молодых режиссеров. Рядом с "Маской Плюс" стоит и программа "Детский Weekend", которую мы впервые провели в прошлом году и столкнулись с огромным спросом на детские спектакли. В Москве их крайне мало.

- Что еще в этом году будет впервые?

Мария Ревякина: Совершенно новый проект - "Золотая маска" в кино". Совместно с компанией "Coolconnections" в марте и апреле мы организуем прямые трансляции пяти спектаклей Фестиваля в кинотеатрах - в Москве, Санкт-Петербурге, а самое главное - нескольких десятках городов России.

В "Институте театра" постоянно происходит что-то новое. В этом году мы планируем провести образовательный проект с учителями и школьниками, посвященный опере, - надеемся привести новую публику в музыкальный театр, научить понимать и любить оперу. Также в рамках "Института театра" пройдет лаборатория под руководством Дины Хусейн, которая сосредоточится на проблеме взаимодействия современного танца с другими видами искусства. В лаборатории примут участие художники и композиторы, а в качестве педагогов выступят Галина Солодовникова и Дмитрий Курляндский.

Уходящий театральный сезон в России был переполнен скандалами. Нападки на оперный спектакль « Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирске, повлекший за собой смену руководства театра и закрытие постановки; административные гонения на Театр.doc в Москве, вследствие чего он был вынужден переезжать – дважды за полгода; поток жалоб от граждан, чьи чувства, религиозные и эстетические, внезапно стали « оскорблять» разные спектакли – все это далеко не полный перечень абсурдных явлений нынешнего сезона. Не обошли стороной эти потрясения и национальный театральный фестиваль « Золотая маска» – почти год шли острые дискуссии о необходимости его реформирования. В настоящее время создана рабочая группа по выработке предложений о перспективах развития премии и фестиваля « Золотая маска», состав которой вызвал немало нареканий со стороны театральной общественности. Генеральный директор « Маски» Мария Ревякина реагирует на проблему сдержанно и считает, что участившиеся выпады в адрес фестиваля – следствие общих социальных настроений в сегодняшней России.

– Ситуация действительно непростая, напряженная, общество все сильнее поляризуется, что отразилось и на театре. Одним не нравятся способы режиссерской интерпретация классики, другим – присутствие в спектаклях религиозных мотивов, – спорных вопросов немало, и сейчас они просто стали более выпуклыми. От зрителя – от его насмотренности, ума, желания думать и воспринимать что-то новое и необычное – тоже очень многое зависит. Когда публика недостаточно образованна, это может вызвать недовольство театром, вопросы к нему. Но, впрочем, так было во все времена. Главное, чтобы все споры решали профессионалы.

Что же касается претензий к « Золотой маске», на мой взгляд, они вызваны недопониманием, как работает фестиваль.

– И в чем особенности этой работы, Мария Евсеевна, которая, как вы считаете, недостаточно ясна некоторым театральным деятелям?

– Почему-то эти люди считают, что спектакли в афишу « Маски» отбираются при участии дирекции фестиваля, что мы кого-то лоббируем. На самом деле список номинантов составляют эксперты – и только они, это их зона ответственности. А потом, во время фестиваля, участников конкурса оценивает профессиональное жюри. Все кандидатуры в этих составах утверждаются Союзом театральных деятелей России (СТД), учредителем « Золотой маски», и согласовываются с министерством культуры РФ. Каждый год составы меняются, происходит ротация.

Задача нашей технической дирекции – обеспечить этих людей всем необходимым для их работы. Предоставить экспертам записи спектаклей, которые подаются на конкурс, согласовать с театрами их командировки. После того, как они определили итоговый список номинантов, мы объявляем афишу « Маски», помогаем театрам из других городов выбрать площадки, арендуем их, заселяем приезжих в гостиницы и проводим церемонию награждения, где жюри объявляет лауреатов. И так каждый год.

– А кто инициирует параллельные программы « Маски», разве не вы?

– Да, всем, что не связано непосредственно с конкурсом, занимается дирекция. И таких внеконкурсных программ у « Маски» много, что, на мой взгляд, лишь на пользу фестивалю – это дает возможность показать широкую палитру театральной жизни России. Мы стараемся пригласить и лучшие детские спектакли, и этнические, и какие-то интересные постановки из регионов, не прошедшие в конкурс. Плюс организовываем образовательную программу « Институт театра», в рамках которой проходят мастер-классы и лаборатории. Например, в этом году Дина Хусейн и другие педагоги провели Мастерскую новых форм танца – желающих было очень много.

Сделали с детьми программу « Давайте сыграем оперу» на базе театра « Новая опера» – сложнейший эксперимент, но безумно интересный. Очень важно показать детям, что такое опера, приобщить их к этому сложному искусству. Для самых маленьких зрителей, от шести месяцев до трех лет, запустили долгосрочный проект « Бэби Лаб».

« Золотая маска» в кино

При поддержке компании « Норильский никель» впервые провели фестиваль « Золотая маска» в кино» – прямые онлайн-трансляции некоторых спектаклей, чтобы жители разных регионов страны могли увидеть их у себя в кинотеатрах. Надеемся продолжить это начинание. Опять же, благодаря поддержке « Норникеля» показали сразу четыре спектакля у вас в Красноярске, будем рады закрепить сотрудничество с вашим городом и в дальнейшем. Мы вывозим лучшие спектакли « Золотой маски» в регионы России с 2000 года и уже десять лет – в страны Балтии.

– Проекты достойные, тем неожиданнее претензии к фестивалю…

– Там, где есть конкурс, всегда будут возникать вопросы, всегда. И к премии « Оскар» ежегодные претензии, и к Нобелевской премии – до сих пор не стихают споры, почему ее дали Бродскому и не дали Набокову. Понимаете, у каждого человека есть свои предпочтения. Но когда в команде девять профессиональных экспертов, какие бы вкусы у всех не были, они должны вместе определиться – что было самое лучшее за прошедший сезон. Через год на их место придут другие эксперты, у них будут свои мотивации. И каждый раз кто-то будет недоволен их решением, это нормально.

– Тем не менее, в этом году недовольство вышло за порог обычных дискуссий, не так ли? Участились выпады в адрес « Маски», и в то же время – все ведущие режиссеры страны высказались в защиту фестиваля. Ситуация на пике общественного внимания?

– Не думаю, что на пике, мне этот конфликт кажется искусственным. Именно потому, что, как вы заметили, абсолютное большинство театральных лидеров страны поддержало « Золотую маску». Они прекрасно понимают, что она нужна профессионалам. Не случайно же Михаил Александрович Ульянов, который когда-то создавал в СТД этот фестиваль, озвучил его главную идею: « Профессионалы – профессионалам». Компетентные театроведы проводят отбор спектаклей, показывают срез сезона. Жюри, в котором не больше трех критиков, а в основном практики – режиссеры, хореографы, актеры, сценографы, композиторы – оценивает работу своих коллег. На следующий год они сами могут поставить что-то значительное, и их работу точно так же будут оценивать другие. Это профессиональная премия, обмен творческими мнениями.

« Путешествие Алисы в Швейцарию» Красноярского театра им. Пушкина — номинант « Золотой маски»

Мне кажется, идея « Золотой маски», родившаяся в недрах СТД, прекрасна. Благодаря ней мы имеем историю российского театра за 21 год. В середине 90-х, когда, как мы помним, по экономическим причинам был отток зрителей из театров, наше театральное искусство смогло заявить о своей социальной и художественной значимости, вновь привлечь к себе внимание широкой аудитории, заинтересовать спонсоров. И в этом, я считаю, немалая заслуга фестиваля.

– Как вы оцениваете попытки минкульта усилить свое влияние на « Маску», ввести цензуру – какие спектакли можно номинировать, какие нельзя?

– Как я уже сказала, хозяин премии, учредитель « Золотой маски» – Союз театральных деятелей России. Министерство культуры РФ – один из организаторов, оно дает часть средств на проведение конкурса и может рекомендовать кого-то в составы экспертного совета и жюри. Есть Положение о конкурсе, куда ежегодно вносятся изменения. Сейчас мы принимаем от театральной общественности предложения , какие улучшения могли бы пойти на пользу фестивалю, рабочая группа СТД рассмотрит их в конце августа.

Что касается цензуры, то она запрещена Конституцией. До тех пор, пока основной закон нашей страны не поменялся, любые попытки цензуры противоправны.

– Сколько лет существует « Золотая маска», столько времени ведутся споры – нужен ли конкурс среди номинантов? На многих фестивалях конкурса нет, попасть в их программу – уже само по себе почетно, например, в Авиньон или Эдинбург. И в самом деле, как можно сравнивать, кто лучше – Лепаж или Додин? Может, отказ от премии может убрать разногласия?

– Это, опять же, решает профессиональное сообщество. Для нас, организаторов, важнее афиша, срез сезона. Уже можно вести серьезные исследования, как менялась театральная жизнь России год за годом. И, конечно же, все понимают, что номинация – уже само по себе почетно. Если сами творцы сочтут, что премия им не нужна, это должно быть внесено в Положение Секретариатом СТД, и дирекция будет работать по новым правилам. Но пока от премии никто отказываться не хочет.

« Золотой маски» в Красноярске, 2 июля 2015 г.

О « Золотой маске»

Российская национальная театральная премия « Золотая маска» была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр.

« Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. Его организаторы – Союз театральных деятелей РФ, министерство культуры РФ, Правительство Москвы, дирекция фестиваля « Золотая маска». С 2002 года генеральный спонсор « Золотой маски» – Сбербанк России.

Отбор спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию осуществляет Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри « Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.

Театры Красноярского края не раз становились номинантами и лауреатами этого самого престижного российского театрального конкурса.

В июле 2015 года в Красноярске впервые состоялись гастроли фестиваля « Золотая маска», участниками которых стали театры – лауреаты и номинанты российской национальной театральной премии разных лет. Это театр « Мастерская Петра Фоменко» (Москва) со спектаклем по пьесе Александра Островского « Волки и овцы», Московский театр им. А.С. Пушкина со спектаклем по пьесе Бертольда Брехта « Добрый человек из Сезуана», Малый драматический театр – Театр Европы из Санкт-Петербурга со спектаклем « Три сестры» по пьесе Антона Чехова и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, который представил Вечер балетов Иржи Килиана.

Вопреки многолетней традиции открытие театрального фестиваля «Золотая маска» прошло не в Москве, а в Перми. Церемонию посетила директор Национальной театральной премии Мария Ревякина.

Мне кажется, что год за годом «Маска» доказывает, что наши эксперты и жюри - это не просто собрание людей, которые любят режиссёра Икс и не любят режиссёра Игрек, а некий коллективный разум, который создаёт полную и объективную картину театрального сезона в России - эту огромную мозаику, состоящую из самых разных театров, самых разных течений и направлений.

Я помню, когда мы с Георгием Георгиевичем Тараторкиным пришли в первый раз к одному потенциальному спонсору, он сказал: «Я не верю во все эти фестивали-конкурсы. Там всё заранее решается, как в спорте. Я любитель спорта и знаю, что всё куплено». Я сказала: «Ну, в спорте, может, такое и существует, но у нас это просто невозможно». Невозможно заранее всё решить, когда существует двухуровневый отбор: сначала команда экспертов отбирает участников, а потом появляется жюри, и у него работа ещё сложнее, чем у экспертов, потому что сравнить, кто лучше - Неёлова или Фрейндлих, это, ну, катастрофа.

Сейчас, к счастью, у нас подобрались очень осознанные финансовые спонсоры. Сбербанк уже 15 лет с нами, и он прекрасно понимает, зачем.

Жюри меняется каждый год, они никогда не повторяются. Его члены могут «рубиться» на заседаниях до посинения, отстаивать каждый свою точку зрения, но, в отличие от экспертов, у них тайное голосование, и тут никто не может предугадать, кто выиграет. Конверт открывается только на церемонии. Помню, когда жюри музыкального театра возглавлял Владимир Васильев, он был в шоке, потому что он голосовал противоположно тому, что получилось в результате! Ну а что делать? Всё! Решение принято!

Мне кажется, эти процедуры - экспертный отбор и тайное голосование жюри - себя уже зарекомендовали. Я уже много лет не слышу обид, что такой-то спектакль не посмотрели. Посмотрели! Но не взяли. Наши эксперты недавно придумали прекрасную вещь - делать лонг-листы. Для провинции это архиважно. Из 4000 премьер в год, которые проходят в 1000 российских театров, в лонг-листе оказывается всего около 100 - это важная цифра. Эти спектакли останутся навсегда, попадут в диссертации и в историю театра в России.

Репутация «Золотой маски» как крупнейшего театрального фестиваля существует не только в России. За рубежом таких фестивалей нет - там есть Авиньон, Эдинбург, но это не конкурсные фестивали. Такой, как наша «Маска», есть только в России. И, наверное, не просто так к нам приезжают со всего мира на Russian Case. Это интенсивный смотр всего лучшего, что появилось в последнее время в российских театрах - это могут быть и конкурсные спектакли «Золотой маски», и совершенно новые премьеры, там другой экспертный совет. И вот на пять дней приезжают со всего мира продюсеры и директора фестивалей, и они по три-четыре спектакля в день отсматривают, чтобы всё успеть, а потом принимают решение, с каким театром они начинают напрямую работать и приглашать.

Помню, Дима Черняков, никому не известный в то время (2002 год - ред.), поставил в Новосибирске, в театре «Глобус», «Двойное непостоянство» по Мариво - и объездил весь мир с этим маленьким спектаклем. А Лёва Эренбург поставил «Грозу» в Магнитогорске, и эта «Гроза» объехала весь мир. Оба спектакля стали лауреатами «Золотой маски», и оба были отобраны самыми разными фестивалями в самых разных странах.

Самое главное - это даже не премия, а афиша фестиваля. Мы должны действительно показать всё лучшее, поэтому мы делаем и внеконкурсную программу, в которую подбираем спектакли, которые в конкурс не вошли, но они очень хороши и хочется их обсудить. В конкурсных показах это не принято, а на внеконкурсных очень многие зрители остаётся на обсуждение и такие вопросы задают невероятные!

Изменилась ли «Золотая маска» после того, как Министерство культуры Российской Федерации полтора года назад стало активно участвовать в формировании состава экспертных советов?

После того как прошло огромное количество совещаний, дебатов, споров и наших пояснений, что такое театральный фестиваль и для чего это, у нас изменилось Положение о фестивале. Теперь в экспертные советы - их два: по драматическому театру и по музыкальному - кооптируют свои кандидатуры минкульт, комиссия Союза театральных деятелей и, что приятно, Ассоциации критиков - театральных и музыкальных. Это профессиональные люди.

У нас увеличились составы экспертных советов, особенно в драме. Это не есть хорошо. Большое количество экспертов работать не может. Кроме того, увеличились расходы на экспертный совет. Последний экспертный совет стоил 21 млн руб. Никогда прежде такого не было. Это ж надо платить за гостиницы, за работу, суточные, полёты, переезды и так далее!

Другая проблема - что за людей нам предлагают. Там есть литературоведы, есть преподаватели сценической речи… Если человек не ходит в театр, если он не знает, что происходит в провинции, если он не смотрит спектакли, а просто занимается научной работой, то, как правило, такие люди отрицают всё новое, что они видят. Они не видели спектакли лет пять, и это самые большие консерваторы в экспертном совете. Но, к счастью, всё решается общим голосованием. Попадают люди очень разные, и это создаёт определённый дискомфорт, но всё равно эксперты приходят к какому-то общему знаменателю за год работы в тесной компании.

К тому же, у тех, кого порекомендовал минкульт, было за год 12-17 командировок, тогда как эксперты, которые понимают, что это такое, по 68 раз летали! А эксперты не имеют права голосовать за то, чего они не видели. Так что это ситуация временная: люди, которые не могут смотреть такое дикое количество спектаклей - они отсеются. Эксперт - это критик! Профессиональный критик с профессиональным образованием, с широкими взглядами, с пониманием театрального процесса.

Вы знаете театральную Россию лучше, чем кто-либо. Можете как-то объективно, трезво сказать о том, как театральная Пермь выглядит на общем фоне?

Пермь в театральном смысле очень удивительный, хороший, замечательный город! Всё понятно с Теодором Курентзисом, но не будем забывать, что этот процесс начинался ещё с Георгия Исаакяна. Кстати, работа со зрителем - это была его фишка! Мы всё время поражались: самую невероятную музыку ему удавалось так хорошо преподнести, внедрить! Он разрыхлил эту почву. Он положил начало.

У вас номинировался несколько раз театр «У Моста» и даже получал «Золотую маску». Театр-Театр тоже неоднократно получал, и теперь они опять номинированы. Замечательный театр - «Балет Евгения Панфилова». Блестящий! И даже после того как Панфилова не стало, у них были постановки, которые номинировались и получали премии. Я считаю, что Пермь - очень театральный город.

Может быть, всё-таки решится вопрос с новой сценой Театра оперы и балета, потому что Теодор уйдёт рано или поздно - всё меняется, но после него останется театр.

Не могу не спросить по поводу тревожных тенденций в общественной жизни, связанных с появлением элементов цензуры. У нас в Перми тоже есть примеры: так, совсем недавно были попытки вмешательства в художественную политику Театра-Театра.

Как сказал сегодня Кама Гинкас, сейчас время с тяжёлым запахом. Основная проблема - в необразованности людей. Надо образовывать и зрителя, и людей, которые там, на верхушках власти. Они должны ходить в театр и понимать, что это такое. Отдельно надо говорить с Русской православной церковью, налаживать мосты.

История с Тимофеем Кулябиным и «Тангейзером» - чудовищная, и я хочу обратить внимание, что инициаторами были не представители церкви, а некие «православные активисты» - люди, которые не видели ничего, кроме телевизора. Оценить предмет искусства можно, только его увидев. Искусство - это не матрица жизни. Оно, как говорил Аполлинер, относится к жизни, как нога к колесу - то есть никак. Это параллельная, другая эстетическая реальность. Это то, благодаря чему мы всё-таки можем оставаться людьми. Это нужно понимать не только нам - тем, кто работает в этой сфере, но и всем тем, кто сидит в других кабинетах. Только благодаря сохранению культуры мы сохраним экономику, мы сможем воспитывать сложного человека. А куда без этого?

Лучшие статьи по теме